ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА США: ГОСУДАРСТВО И РЫНОК
Рецензия на книгу:
М.А. Никитенкова. Информационная структура США: государство и рынок.
Москва, Академия, 2009, 304 с.
Аннотация. В рецензируемой книге автор приглашает читателей осмыслить опыт США в области создания информационной инфраструктуры. В монографии подробно характеризуются структура и правовые основы информационной системы, формы и методы функционирования электронного правительства и американская стратегия развития информационно-коммуникационного рынка как наиболее важных факторов, влияющих на долгосрочный экономический рост США, даются конкретные рекомендации по адаптации и использованию американского опыта в современных российских условиях. Крайне актуальная работа, которая будет полезна учёным, специалистам в области информационной экономики, экономистам, политологам, управленческому персоналу государственных учреждений.
Ключевые слова: Соединенные Штаты, информационная инфраструктура, ИКТ, электронное правительство, информационная политика США, Федеральная комиссия по связи США, Закон о телекоммуникациях 1996 г, информационная экономика.
US Information Structure: the State and the Market
Review
M.A. Nikitenkova
US Information Structure: the State and the Market
Moscow, Academy, 2009, 304 p.
Annotation. In the reviewed book the author comprehends experience of the US federal government in the field of the development of an information infrastructure. The reader gives profound analysis of the structure and legal aspects of the information system, electronic government, and information-communication markets as the most important factors influencing long-term economic growth of the USA. There are in detail characterized concrete recommendations about adaptation and using of the American experience in modern Russia. An extremely important work which will be useful for scientists, experts in the field of information economy, economists, political scientists, and administrative government personnel.
Keywords: the United States, ICT, information infrastructure, electronic government, US information policy, Federal commission on communication, Telecommunication Act of 1996, information economy.
М.М.Соколов,
Сегодня опережающее развитие сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) провозглашено одним из приоритетов экономической политики России. В этой связи особенно актуально критическое изучение зарубежного опыта, и в первую очередь мирового лидера в становлении и развитии глобальной интернет-экономики, Соединённых Штатов Америки. Последние изменения в новой экономике осуществляются преимущественно за счет построения информационной инфраструктуры, в создании которой должны принимать участие и государство, и частный сектор экономики. Однако, как показывает американский опыт, их участие должно строиться на основе партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества. Исследование М.А. Никитенковой предлагает немало примеров плодотворного сотрудничества подобного рода. Монография включает анализ американской информационной политики развития телекоммуникационного рынка и информационно-коммуникационного сектора как наиболее важных факторов, влияющих на долгосрочный экономический рост США. К книге предложена систематизация опыта федерального правительства США по развитию информационной инфраструктуры и созданию электронного правительства, даются конкретные рекомендации по адаптации и использованию американского опыта в современных российских условиях.
Подход автора к анализу материала построен на принципе декомпозиции сложных систем, что является удачным приемом при анализе такого сложного и многоуровневого объекта, как инфраструктура США. Изложение начинается с введения общих понятий, характеризующих объект, и общей структуры федеральных органов и правовой основы государственного регулирования. Затем автор проводит анализ государственной политики США в отношении развития информационных отраслей, в рамках которых осуществляется деятельность по развитию информационной инфраструктуры и созданию электронного правительства.
Автор осуществляет системный подход к анализу объекта исследования. Именно это позволяет ей выявить сущность процессов, происходящих в области создания и распространения информационнокоммуникационных технологий в США, привязав к ним основные направления действий административно-хозяйственного механизма в стране, формирования и реализации государственной политики в данной сфере.
Автором предлагается интересная и достаточно полная классификация процессов развития и становления новой экономики США. При анализе этих процессов активно используется структурное представление экономики в виде взаимодействующих отраслевых комплексов, производящих и использующих ИКТ. Следует отметить как положительную черту методологии анализа, что в итоге отрасли, использующие ИКТ, объединяются автором в комплексы в зависимости от интенсивности использования ими данных технологий. Подобный подход может составить основу при разработке рекомендаций по совершенствованию методологии анализа и статистических измерений процессов информатизации в России.
В исследовании М.А. Никитенкова подчеркивает, что распространение ИКТ приводит к большой диверсификации форм занятости, при которой длительная занятость на одном предприятии отходит в прошлое. Большая мобильность рабочей силы достигается за счет внедрения голливудской модели нестандартной занятости, для которой характерна смена статусов занятости, в том числе превращение наёмного рабочего в предпринимателя, частая смена работы, работа для нескольких работодателей одновременно, а также использование талантливых агентов или агентств по трудоустройству (с.80).
Как следует из проведенного в книге анализа, самое главное влияние ИКТ-технологий оказывают на рост производительности труда. В монографии приводятся данные, свидетельствующие о том, что с начала 1970-х гг. в американской экономике шло прогрессирующее увеличение вклада информационных технологий в рост производительности труда. В частности, если в 19731995 гг. он составил 21,1 % от общего роста производительности труда, то в 19952000 гг. увеличился до 33,3 %, а в 2000-2005 гг. достиг внушительных 35,2 % (с. 90). Согласно ряду других оценок, в период 19952000 гг. вклад информационных технологий в темпы роста производительности труда в 19952000 гг. составлял почти 75 % (с. 92). Эти показатели самое убедительное доказательство того, что именно информационный сектор экономики является главным фактором становления и развития инновационной экономики.
Дальнейшее исследование направлено на прояснение структурной действующей системы федерального регулирования отраслей информационной инфраструктуры США. Автору удалось построить четкую модель принятия и согласования решений в сфере телекоммуникационной политики США. Эта модель сформирована в результате подробного анализа и систематизации опыта федерального правительства на уровне исполнительной и судебных властей, деятельности Федеральной комиссии по связи (ФКС), законодательных инициатив конца прошлого и начала этого века. Основные черты предложенной автором модели заслуживают внимания не только как теоретические характеристики организации плюралистического механизма выработки политических решений, но и с точки зрения практической деятельности по созданию подобного механизма в России.
Автор указывает, что современная информационная политика и политика по созданию информационной экономики, являются важнейшими направлениями деятельности большинства ключевых министерств и ведомств США и носят децентрализованный характер. Это объясняется тем, что непосредственными проводниками политики в системе частного сектора экономики являются ведущие американские корпорации. Автор подробно и обстоятельно рассматривает на примере такой старейшей и всемирно известной компании как Америкэн Телефон энд Телеграф (Эй-Ти&Ти) (American Telephone and Telegraph (AT&T)) американскую модель стимулирования научно-технического прогресса на олигопольном рынке (с. 215235). Она подробно анализирует достоинства и недостатки закона о телекоммуникациях 1996 г., специально разработанного в целях развития и инновационной деятельности на всех телекоммуникационных рынках, принятию которого активно способствовала в своё время администрация У.Клинтона (с. 118122).
Особое внимание автор уделяет положению, что конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг США после принятия Закона о телекоммуникациях 1996 г. действительно усилилась, но произошло это не усилением внутривидовой, а широким распространением межвидовой конкуренции, что стало полной неожиданностью как для американских законодателей, так и для регулирующих органов федерального правительства (с. 280). В результате на протяжении последних 10 лет в информационном секторе американской экономики заметно усилились позиции и влияние традиционных олигополистов и монополистов.
В третьей главе автор представляет сравнительный анализ административной политики формирования электронного правительства США, и излагает законодательные принципы создания электронного правительства США, функциональной направляющей электронного правительства и его инструментария. В книге обосновывается, что стратегия развития электронного правительства, чему США уделяют повышенное внимание на протяжении последних 15 лет, является одним из значительных направлений государственной политики развития информационного сектора экономики. Автор убедительно показывает, что помимо ощутимых экономических выгод, связанных главным образом с дебюрократизацией деятельности государства и устранением административных барьеров, электронное правительство создаёт условия для широкого участия граждан и ассоциаций гражданского общества в процессе принятия административно-управленческих решений. В основе этого процесса лежат возможности электронного правительства, с одной стороны, по обеспечению прозрачности государственной власти, с другой стороны, -- по бoльшому сближению граждан и государственной власти (с. 148).
В работе прослеживается история становления концепции электронного правительства, и усилий администраций У.Клинтона и Дж.Буша-мл. по её реализации. Пришедшая к власти в 2009 г. администрация Б.Обамы значительно увеличила объём государственных инвестиций в оснащение федерального правительства США самыми современными ИКТ-технологиями. В настоящее время США ежегодно тратят порядка 80 млрд. долл. на внедрение в деятельность федерального правительства ИКТ-технологий, и хотя не все из них идут на совершенствование системы государственных онлайновых услуг, очевидно, что формирование электронного правительства должно исходить из принципа синергетических эффектов от реализации множества проектов по внедрению ИКТ-технологий в повседневную деятельность большинства министерств и ведомств федерального правительства.
В заключительной, четвертой главе автор четко формулирует сущность американской государственной политики в области развития информационных отраслей, что является несомненном достоинством работы. М.А. Никитенкова подробно характеризует 3 основные приоритета американской информационной политики. Первым приоритетом является повышение профессионально-квалификационного и образовательного уровня как профессионалов, постоянно имеющих дело с ИКТ-технологиями, так и совокупной рабочей силы в целом, имеющей целью повысить их информационную грамотность, которая в свою очередь позволила бы им с полной отдачей и творчески подходить к выполнению своих производственных функций и задач. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает, что основой информационной экономики являются растущие инвестиции в человеческий капитал, а не формирование огромной армии безработных, основное назначение которых состоит в создании понижательного давления на ставки заработной платы и должностных окладов.
Вторым приоритетом стало развитие информационной инфраструктуры, главным образом широкополосного интернета и широкополосных платформ, основанных на всё более широком применении цифровых технологий. В целом государственное руководство США в этом плане отталкивается от исторического опыта развития американской экономики, полагая, что в какой-то, достаточно продолжительный период времени, измеряемый, допустим, одним десятилетием, необходимо инвестировать значительные средства, которые будут приносить экономическую отдачу только в последующий период. Эти процессы происходили в экономике США в 1930-е гг., когда администрация Ф.Рузвельта вложила большие средства в развитие американской энергетики, которые принесли экономическую отдачу только в 1940-е и 1950-е гг. Аналогичный процесс имел место в 1950-е гг., когда администрация Д.Эйзенхауэра вложила большие средства в строительство федеральных автотрасс. Программа развития дорожной инфраструктуры в немалой степени способствовала мощному экономическому рывку США в 1960-е гг..
Третьим приоритетом является совершенствование электронного правительства, т.е. развитие системы государственных онлайновых информационных услуг. К этому направлению тесно примыкают два других приоритета информационной политики всемерное стимулирование НИР в области ИКТ-технологий и обеспечение безопасности информационных систем и сетей (с. 214). В этой связи следует указать, что в современных условиях важной частью усилий государственного и частного секторов экономики по созданию и совершенствованию информационной инфраструктуры является выделение значительного объёма средств на обеспечение т.н. кибербезопасности, которые по отдельным проектам могут достигать 1020 % от общего объёма затрат на их реализацию. На основе результатов, представленных в рецензируемой работе, могут быть разработаны рекомендации по ликвидации пробелов в деятельности российского государства, прежде всего в существующей нормативно-правовой базе, и созданию целостной системы законодательства в области сложного комплекса новых для нашей экономики отношений и структур.
В целом книга Никитенковой М.А. представляет существенный интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами разработки научно-технической политики, специалистов в области развития информационной экономики, аналитиков, экономистов, политологов. В ней содержатся нетривиальные результаты, имеющие как теоретическое, так и практическое значение.