Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012
КОРРУПЦИЯ – ОСНОВНАЯ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО
 
В. А. Муталимов, к.э.н., доцент кафедры филиала
Дагестанского государственного университета
в г. Дербент
e-mail:
 
Аннотация. В статье исследуется воздействие коррупции на экономическую безопасность России при вступлении в ВТО. Раскрыты содержание и формы проявления коррупции в системе ВТО. Проведён анализ антикоррупционной практики в США.

Ключевые слова: ВТО, Россия, США, коррупция, экономическая безопасность, внешняя торговля, выгоды.
 
Corruption – basic threat For economic sECURIty of Russia on JOINing WTO
 
Mutalimov Verdi Abdulselimovich,
PhD in Economics
Docent of the Department of Economic disciplines, Derbent branch of the Daghestan state university
e-mail:
 
Annotation. In the article the social and economic consequences of corruption for the economic security of Russia on its joining the WTO is analyzed. The content and the forms of the manifestation of corruption in the WTO system are shown. The analysis of the anticorruption practice in the USA is given.

Keywords: WTO, Russia, USA, corruption, economic security. foreign trade, benefits.
 
Значительная интеграция России в мировую экономику – сегодняшняя объективная необходимость. Действенным фактором этого процесса будет членство России в ВТО. В свою очередь, вступление России в ВТО превращает её в подлинно всемирную торговую организацию. Россия − шестая по размеру экономика мира и представляет одну седьмую часть таможенной территории планеты.
Фактически, восемнадцатилетний переговорный процесс о вступлении России в ВТО финишировал 10 ноября 2011 г. А 16 декабря 2011 г. на восьмой Министерской конференции ВТО глава минэкономразвития России Эльвира Набиуллина и гендиректор ВТО Паскаль Лами подписали протокол о присоединении России к этой организации.
Процесс вступает в новую стадию, в стадию работы«команды переговорщиков» во главе с директором департамента торговых переговоров Минэкономики М.Ю.Медведкова с Госдумой, Советом федерации, ведомствами и бизнесом.
После ратификации документов ВТО в соответствии с российским законодательством (в течение 220 дней)[1] и направления в ВТО ноты о том, что соответствующий закон принят, через 30 дней Россия стартует в ВТО, т.е. к лету 2012 г. россияне почувствуют плюсы или минусы такого участия.
Причинами долгого пути России в ВТО (18 лет), выступали объективные экономические факторы, но значительную роль сыграли политические составляющие отношений «Россия-ВТО»[2], политические игры[3].
Политическая основа позиции ВТО подтверждалась а) официальным замораживанием Западом, в первую очередь США, процесса вступления России в ВТО после заключения контракта (в 2007г.) России с Ираном о поставке пяти дивизионов С-300ПМУ-1 (С-300) стоимостью до 1 млрд. долл.; во-вторых, проблемами в отношениях с Грузией и США в августе 2008 г.; в-третьих, финишным спуртом переговорного процесса после отказа Россиейв конце 2010 г. от поставок тех же установок С-300 Ирану; в-четвёртых, предъявлением к России новых условий, претензий со стороны США[4]. Предметом претензий стали промсборка автомобилей; вопросы защиты интеллектуальной собственности (США были недовольны российским «пиратством»), криптографические проблемы,импортные квоты на мясную продукцию, «окорочковая война»; США были недовольны сверхмонопольным статусом «Газпрома», российскими госкорпорациями; несовпадением подходов России и США к разрешению «арабского вопроса» (Египет, Йемен, Сирия, Ливия, Палестина).
Политизация вступления России в ВТО объясняется ещё и тем, что США не торопятся отменить действующую с 1974 г. поправку к Закону о торговле, запрещающую предоставлять России, как правопреемнице СССР, режим наибольшего благоприятствования  (поправка Джексона-Вэника), а также предоставить России статус «постоянных нормальных торговых отношений» (PNTR). Поскольку поправка не отменена, нормы ВТО не будут применяться в торговле между Россией и США до ее отмены. Принципы ВТО запрещают такие дискриминационные режимы. Поэтому Россия, применяя механизмы разрешения торговых споров ВТО, сможет заставить США отменить данную поправку. Правда, США обещают её отменить в 2012 г., о чем заявил 28 ноября 2011 г. посол СЩА в России Дж. Байерли[5].
Объективная необходимость вступления России в ВТО обусловлена как экономическими, так и политическими причинами. Во-первых, сегодня Россия – это крупная мировая держава с мощным экономическим и ресурсным потенциалом. Во-вторых, Россия во многом определяет ход развития мировой экономики. В-третьих, России, участнице многих международных организаций, неудобно оставаться изолированной от ВТО. В-четвертых, хотя ВТО и не дает гарантий избежать торговых войн (стальных, алюминиевых, окорочковых и др.), Россия, как лидер мировой экономики и политики, способна сама надежно отстаивать свои интересы в ВТО, играть в ВТО по своим правилам, как США, ЕС и Китай. В-пятых, Россия, вступая в ВТО, предлагает мировому сообществу совместное использование российского ресурсного потенциала как во благо России, так и во благо всех членов мирового сообщества[6].
Важными составляющими экономической безопасности любой страны являются:
– создание благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики, в том числе во внешней торговле, для всех форм собственности;
– защита экономических интересов и прав субъектов экономики от внешних и внутренних угроз[7].
К «благоприятным условиям» экономической деятельности относятся меры государства по упреждению и ликвидации угроз экономической безопасности России в системе ВТО.
Угрозы экономической безопасности в системе ВТО − опасности, преграды, препятствия эффективному ведению бизнеса, осуществлению МЭО и социально-экономическому развитию страны[8], действия или бездействие госчиновников, должностных лиц, обуславливающие эти опасности и преграды.
Наиболее угрожающее воздействие на условия ведения бизнеса и на экономическую безопасность России, в том числе и  в системе ВТО, способна оказать коррупция. Как сказал Д.А. Медведев, – «… коррупция душит Россию, …удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. В этом солидарно всё российское общество без исключения»[9].
Коррупция – использование служебного положения чиновниками, должностными лицами, представителями всех ветвей власти в целях личной наживы, посредством вымогательства взяток, откатов, нецелевого использования бюджетных средств; распоряжение должностным лицом не принадлежащими ему ресурсами[10].
Коррупция − использование государственными служащими и представителями органов государственной и местной властей занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме; сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкупность политических и общественных деятелей, государственных чиновников, как в личных, так и в групповых интересах[11].
Коррупция как противозаконное деяние в виде использования чиновником, должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной наживы, − такое же древнее явление, как государство. Коррупция возникла с зарождением государства.
Ещё во второй половине XXIV в. до .н.э. Урукагина − шумерский царь города-государства Лагаша боролся с коррупцией. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (4 в. до н.э.) осуждается коррупция. Первоначально за взятки преследовали лишь судей. Таблица IX законов Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum) осуждала на смертную казнь уличенных в мздоимстве судью или посредника[12].
Современная коррупция – это глобальная проблема, в той или иной мере распространенная почти во всех странах мира. Искоренить её в той или иной стране можно (пример – Грузия), но для глобальной борьбы с этим явлением необходимы усилия всех стран. Странам-членам ВТО необходимо стремится к глобальному антикоррупционному консенсусу и минимизировать влияние коррупции на торгово-экономические отношения в системе ВТО.
Одним из вариантов антикоррупционного консенсуса могло бы стать вступление 157 стран-членов ВТО и ещё 30 кандидатов в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (Group of States Against Corruption, GRECO). ГРЕКО − международная организация, созданная Советом Европы в 1999 г. с целью оказания помощи 49-ти странам − участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства, контролирует соответствие практики этим стандартам и предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции, помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой. Её членом может быть и любая страна-член ВТО. Россия − член ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Однако в настоящее время единственным неевропейским государством в составе группы являются США.
Коррупция – проблема не только самих коррумпированных стран, но и проблема стран и компаний, которых коррумпируют первые.
В плане антикоррупционной борьбы заслуживают внимания изучение и использование опыта масштабной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией, развернутой США. Эффективность антикоррупционной борьбы в США признана на международном уровне.
Считается, что и термин «коррупция» впервые применен в законе США от 25 июня 1948 г., утвердившем «Федеральные правила уголовного судопроизводства» В нём была установлена уголовная ответственность федеральных государственных служащих за должностной подкуп руководителей коммерческих организаций, за взяточничество, вымогательство с использованием должностных полномочий, служебный подлог, подкуп судей и свидетелей, незаконные банковские сделки и прочие должностные преступления[13].
Основной инструмент коррупции – взятка − Конституцией США отнесена к разряду тягчайших преступлений.
Масштабная борьба с коррупцией в СЩА начинается с конца 1960-х гг.: специалисты ФБР разработали и успешно осуществили специальную операцию под названием «Шейх и пчела».
В 1977 г. в США принят «Акт о зарубежной коррупционной практике», который ставит вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями.
В конце 1990-х гг. в США была инициирована кампания, направленная на то, чтобы заставить другие страны ОЭСР объявить преступлением дачу взяток иностранным чиновникам. С целью усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия американским компаниям в решении этой проблемы на международном уровне в начале XXI в. министерство торговли США создало в интернете «горячую линию», куда любая фирма могла сообщить об известных ей случаях использования взяток при заключении международных контрактов.
Однако в последние годы масштабы взяточничества в американской экономике вновь достигли такого уровня, что правительство вынуждено начать широкомасштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов за рубежом: правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников и бизнесменов. В этой новой кампании имеются особенности.
Так, например, уголовно наказуемым в США является само получение денег должностным лицом или служащим США от иных лиц и выплата таких вознаграждений частными лицами и организациями, т.е. общий подкуп без связи с каким-либо конкретным действием или бездействием должностного лица или служащего. За нарушение этого правила установлена ответственность до 5 лет лишения свободы, или штраф в размере полученной суммы, или то и другое вместе.
Особенностью также является отсутствие в США иммунитетов, позволяющих чиновникам, должностным лицам, в том числе высших эшелонов, избегать наказания за коррупционное поведение.
Например, бывший губернатор штата Иллинойс Род Благоевич приговорен к 14 годам тюрьмы и штрафу в $20 000 по обвинениям в коррупции, в том числе в попытке продать место в Сенате, освободившееся после избрания президентом Барака Обамы. Институт иммунитетов отсутствует во многих странах-членах ВТО. Украина: осуждена бывший премьер страны; Франция: Жак Рене Ширак (Президент1995-2007гг.) 15 декабря 2011 г. осужден на два года условно за превышение служебных полномочий и растрату. В России, к сожалению, руководители муниципалитетов, регионов и Федеральных ведомств могут заниматься коррупцией и остаться ненаказанными даже будучи в отставке.
Любое должностное лицо США, включая президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения от должности. Согласно Конституции США, президенту, если он признан виновными в взяточничестве, будет объявлен импичмент[14].
В США уголовная ответственность применяется не только к физическим, но и к юридическим лицам. По закону о коррупции в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, акции которых котируются на американской фондовой бирже. По решению суда компании, уличенные в коррупции, платят штраф, как правило, министерству юстиции США и Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Отсутствие такого института в России приводит к тому, что ответственность за подкуп несут только служащие компании, в интересах которой осуществляется подкуп. Для самой компании осуществление подкупа должностных лиц является выгодным и иногда производится ими систематически на профессиональной основе.
Для того, чтобы стимулировать работников государственного аппарата выявлять факты коррупции в организациях, где они работают, и сообщать о них компетентным лицам, в США принят Акт о защите информаторов (TheWhistleblowerProtectionAct).
Важнейшим подходом в борьбе с коррупцией становится квалификация ее как массового зла и уголовного преступления против государства. Основой формирования и развития механизма борьбы с коррупцией является правовое регулирование этого механизма, поддерживающие его силовые структуры государства, а так же неизменность предпринимаемых усилий по борьбе с ней.
России следовало бы перенять зарубежный опыт антикоррупционной борьбы, в том числе и опыт США.
Основными видами коррупционной деятельности чиновников являются вымогательство взяток и кража бюджетных средств разного уровня.
Искоренить коррупцию в экономике, в том числе во внешнеэкономической деятельности, в принципе невозможно, но чрезмерная коррумпированность российских чиновников и управленцев может стать угрозой экономической безопасности России при вступлении в ВТО.
Опасность состоит в том, что коррупция:
− является главным препятствием иностранным инвестициям в Россию[15];
− изымает из экономики огромные бюджетные средства;
− вызывает недоверие и отвращение народа и бизнеса, в том числе и иностранного, к власти;
− способствует дестабилизации в обществе;
− повышает криминогенность в обществе, в т.ч. способствует распространению экстремизма и терроризма.
Россия официально признана коррумпированной страной и её руководителями, и международным сообществом. В 2008 г. Россией принят национальный план противодействия коррупции, − Национальная стратегия противодействия коррупции[16]. Но российское антикоррупционное законодательство не является столь действенным, как закон о противодействии зарубежной коррупционной практике в США (U.S. Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), FCPA – закон, который запрещает предоставление – и даже предложение, обещание или одобрение – чего-либо ценного, будь-то в форме наличных средств, материальных ценностей или нематериальных благ, любому неамериканскому должностному лицу, политической партии или кандидату на политический пост в целях получения или сохранения деловых возможностей или предоставления таких деловых возможностей какому-либо иному лицу[17].
Для российских компаний это означает, что те из них, которые хотят вести бизнес с компаниями США (и не только с ними), подлежат тщательнейшей фильтрации со стороны потенциальных партнеров, стремящихся иметь гарантию того, что это сотрудничество не будет омрачено коррупционными взносами.
Российские компании должны учесть особенности антикоррупционного законодательства США уже сейчас как члены ВТО: а) если они хотят оказывать услуги в качестве агентов, консультантов или других поставщиков услуг для американских компаний, б) если они стремятся создать совместные предприятия с американскими партнерами, в) если они стараются позиционировать себя в глазах американской стороны в качестве объектов для слияний или поглощений, г) если они намерены выпустить акции на американской фондовой бирже или иным образом осуществлять деятельность в США.
По данным международной неправительственной организации «Трэнсперенси Интернешнл» (TI), индекс восприятия коррумпированности (CPI) России является очень низким. В 2010 г. CPI России соответствует 2,1[18]− из 153 стран, входящих в ВТО, занимает 146 место. Коррупционный оборот в России в 2009 г. составил 318 млрд. долл., то есть около 30% ВВП, пишет «Крисчен Сайенс Монитор» со ссылкой на данные фонда «ИнДем»[19], а по данным Всероссийской антикоррупционной приемной «Чистые руки» – 50% ВВП, что практически соответствует данным Всемирного банка (48% ВВП).,  т.е. по уровню коррумпированности Россия соседствует с Гвинеей-Бисау, Кенией, ЦАР, Таджикистаном,
Таблица 1
Индекс восприятия коррупции в России [12]
Годы
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
CPI
2,58
2,27
2,4
2,4
2,1
2,3
2,7
2,7
Годы
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
CPI
2,8
2,4
2,5
2,3
2,1
2,2
2,1
 
10 единиц с точки зрения TI означают полную прозрачность, 0–абсолютную коррумпированность. Чем выше индекс, тем ниже коррумпированность.
 
Коррупция проникает во все сферы деятельности: от родильного дома до верхних эшелонов власти она пронизала все виды социально-экономических отношений, так что без взятки никакие дела не решаются.            
 
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции при вступлении России в ВТО, необходимо отнести: таможенные службы, автоинспекции, судебные органы, налоговые органы, правоохранительные органы, бюрократию, лицензирование и регистрацию предпринимательской деятельности, сферу банковского контроля, получение экспортных и импортных квот и др.
Из перечисленного, самой коррумпированной сферой являются услуги государственных и муниципальных чиновников и должностных лиц.
Коррупция выгодна бизнесу. Предприниматели часто выступают инициаторами коррупционных отношений. И чиновники от естественных монополий, применяя коррупционные схемы, за взятки списывают бизнесу часть оплаты за электроэнергию, газ, коммунальные услуги; чиновники от исполнительной власти на фиктивных аукционах, конкурсах, тендерах продают по заниженным ценам муниципальное и государственное имущество, распределяют госзаказы и т.д. Это позволяет бизнесу снижать себестоимость своей продукции (но не цены, они кратно превышают себестоимость) и получать высокие прибыли.
Коррупционная деятельность многообразна, но наиболее опасными для общества, с точки зрения экономической безопасности России после вступления в ВТО, являются: государственная (должностных лиц и чиновников), политическая (партийных функционеров), предпринимательская (собственников и менеджеров фирм) и бытовая коррупция.
 
Таблица 2
Классификация коррупции
Критерии классификации
Виды коррупции
 
Злоупотребление служебным положением
Государственная (коррупция госчиновников)
Предпринимательская (коррупция собственников и менеджеров компаний)
Политическая (партийная коррупция)
Инициатор коррупционных отношений
Вымогательство взяток чиновниками и должностными лицами
Подкуп чиновника и должностного лица предпринимателями и физическими лицами
Взяткодатель
Индивидуальная взятка (со стороны физического лица)
Предпринимательская взятка (со стороны легального и теневого бизнеса)
Криминальный подкуп (со стороны наркомафии, теневиков и других коррупционеров)
 
Степень централизации коррупционных отношений
Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе)
Централизованная коррупция: а) «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками и должностными лицами, делятся между ними и более вышестоящими); б) «сверху вниз» (оговоренные откаты)
Уровень распространения коррупционных отношений
Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)
Верхушечная коррупция (у высших чиновников, должностных лиц и политиков)
Транснациональная коррупция (в сфере мирохозяйственных связей, в т.ч. в мировой торговле)
Степень регулярности коррупционных связей
Эпизодическая коррупция
Систематическая коррупция
Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)
 
Возможные угрозы экономической безопасности членства России в ВТО обусловлены расширением сферы хозяйственной деятельности, а значит и сферы экономических преступлений: формируется широкое поле для объединения международного криминала в сфере экономики, увеличивается число схем и способов совершения экономических преступлений, сфер коррупционной деятельности, расширяются условия для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
Тесная связь коррупции с производственной, финансовой, внешнеэкономической деятельностью вызывает необходимость формирования системы комплексного мониторинга финансово-хозяйственного состояния резидентов и нерезидентов для целей обеспечения экономической безопасности[20].
Коррупционной сферой России во внешнеэкономической деятельности, после вступления в ВТО, останется таможенная деятельность. Выработанные в период ельцинизма коррупционные схемы чиновников и должностных лиц таможни, накопленный коррупционный потенциал может быть ими применен и при перемещении товаров через границу Таможенного союза: предоставление необоснованных льгот, снижение объёмов перемещаемого товара, снижение таможенной стоимости, стоимости таможенных сборов, контрабанда и т.д.
Направления и приоритеты борьбы с коррупцией после вступления в ВТО должны определяться задачами инновационно-модернизационного развития экономики России и обеспечения её экономической безопасности[21].
При присоединении к ВТО таможенно-тарифная политика России, подчиняясь обязательствам первого имплементационного этапа и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики, приоритетным определяет импорт высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить российский экспорт[22].
В случае высокого уровня мировых цен сохранятся вывозные таможенные пошлины в отношении товаров всей топливно-энергетической группы, необработанного леса, лома и отходов черных и цветных металлов, цветных металлов.
В любом случае, таможенно-тарифные ограничения экспорта и импорта, хоть и незначительные, являются нежелательными для бизнеса, а коррупционерам предоставляют сферу деятельности.
Поэтому дляэ ффективного противодействия коррупциивнутри внутри страны и на пространстве ВТО,с целью обеспечения экономической безопасности при членстве в ВТО, России необходимо:
- присоединиться к международной Конвенции ОЭСР по противодействию коррупции, которую уже подписала 31 страна;
-    ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., направленную на предупреждение и искоренение коррупции как транснационального явления, угрожающего обществу и экономике всех стран;
-      модернизировать национальный план противодействия коррупции;
-   ввести обязательное декларирование доходов и расходов чиновников всех уровней власти, должностных лиц и их родственников;
-   ввести ротацию чиновников всех уровней власти и должностных лиц каждые 3-5 лет;
-   ввести изменение выборной системы России, таким образом, чтобы гражданин России мог быть депутатом максимум два срока в течении жизни;
внедрить электронный документооборот и электронные средства контроля на таможне;
- совершенствовать российское законодательство и работу правоохранительной и судебной систем;
-    поощрять воспитание в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла, выработать в обществе всеобщую неприязнь как к коррупционеру, так и к
взяткодателю[23];
-    активно внедрять зарубежную практику антикоррупционной борьбы, в том числе и практику США.
Но основной составляющей этой борьбы должна стать политическая воля руководителей страны, что на сегодня проявляется только декларативно. И формула Д.Медведева, – «…коррупция начинается с низов», – верна только в том случае, если считать коррупционером взяткодателя, но при этом не учитывать то, что есть вымогатели взяток, т.е. чиновники, верхи. Не будут верхи брать – низы никогда не расстанутся со своими кровными.
Таким образом, для эффективной деятельности России в системе ВТО необходимо активизировать антикоррупционную деятельность, и тем самим предотвратить угрозу экономической безопасности России.

[1] Портанский А. П. Будем играть по правилам // Российская Бизнес-газета. 825 (43) 2011.
[2]Муталимов В.А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики России: оценка позитивных и негативных последствий // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2011. 4. С.37; Муталимов В.А. Объективные и субъективные факторы долгого вступления России в ВТО.// Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. Всероссийский научный журнал. М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. 3. С.324.
[3] Медведев Д.А. Стенограмма выступления на заседании Петербургского международного экономического форума (июнь 2011 г.) URL: http://президент.рф/ выступления/11601 (дата обращения: 28.06.11).
[4] Муталимов В.А. Тенденции экономической безопасности России в посткризисный период// Экономические науки. М.. 2010. 8(69).С.29.
[5] Посол США: Обама отменит поправку Джексона-Вэника в 2012 году. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/11/28/world/562949982157429 (дата посещения:30.12.11).
[6]Муталимов В.А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики: оценка позитивных и негативных последствий //Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. 4. С.38.
[7]Послание Президента России Федеральному Собранию от 12.11.2009 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. 5038 (214).
[8]Алиева З.Б. Некоторые аспекты государственного регулирования продовольственной безопасности России / З.Б. Алиева // Национальные интересы, Приоритеты и безопасность. 2010. 16. С.49.
[9]Медведев Д.А. Стенограмма выступления на заседании Петербургского международного экономического форума (июнь 2011 г.) URL: http://президент.рф/ выступления/11601 (дата обращения: 28.06.11).
[10]Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: Финансы икредит. 2011. 23(116). С.73.
[11] Муталимов В.А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики: оценка позитивных и негативных последствий //Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. 4. С.38.
[12] Андрианов В.Д. Практика и методы борьбы с коррупцией в США. URL: http://komarova.viperson.ru/wind.php?ID=631764&soch=1 (дата посещения: 28.12.11).
[13] Андрианов В.Д. Практика и методы борьбы с коррупцией в США. URL: http://komarova. viperson.ru/wind.php?ID=631764&soch=1 (дата посещения: 28.12.11)
[14] См. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А.Жидкова. Перевод В.И.Лафитского. М.: Прогресс, Универс, 1993.
[15]Ахмедуев  А.Ш. К вопросу об экономическом прорыве на Северном Кавказе, «точках роста» и угрозе застоя /  А.Ш. Ахмедуев // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. 2010. 36. С.50.
[16] Указ Президента РФ от 13.04.2010 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, 16, ст. 1875.
[17]Нелмс Джонатан. Законы США и российский бизнес: Что такое FCPA // Ведомости, 2010. 99(2617). 
[18]TI Corruption Perceptions Index. URL: http://www.transparency.de/ (дата обращения: 15.05.11).
[19]Ассоциации адвокатов России за Права Человека. Всероссийская Антикоррупционная Приёмная «Чистые руки». URL: http://www.rusadvocat. com /node/39(датапосещения: 24.09.10).
[20] Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: Финансы икредит. 2011. 23(116). С.74.
[21] Алиева Б.Х. О необходимости регионализации экополитических реформ  в  России / Б.Х. Алиев, М.Г. Алимирзоева //Финансы и кредит. 2010. 38. С.15-20.
[22] Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: Финансы и кредит, 2010. 2 (59). С. 58-63.
[23] Муталимов В.А. Тенденции экономической безопасности России в посткризисный период// Экономические науки. М.. 2010. 8(69).С.30.
 


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.