Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012

ГУМАНИТАРНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХХI ВЕКA

 

Берзин Л.Б. Что должен знать молодой международник. М.: КРУГЪ, 2011. – 176 с.

 

Аннотация. В рецензии на книгу Л.Б.Берзина «Что должен знать молодой международник» рассматриваются такие проблемы, как роль культуры и гуманитарных факторов в современных международных отношениях, важность учета культурных факторов при создании международной стратегии и в принятии решений; роль внешнеполитических исследований и современной элиты; роль дипломатии; особенности мировой политики ХХI века.

Ключевые слова: культура, гуманитарные факторы, дипломатия, международные отношения.

 

Humanitarian Factors and International Relations of the 21st Century

Berzin L. What Young IR Specialists Should Know. M.: KRUG, 2011- 176 p.

 

Annotation. The review of the book “What Young IR Specialists Should Know” by L. Berzin analyzes important issues raised by the author. They are: role of culture and other humanitarian factors in contemporary international relations, necessity to take into account cultural factor in foreign policy decision making and formulation of international strategy, role of research, modern elites and diplomacy, world politics of the 21st century.

Key words: culture, humanitarian factors, diplomacy, international relations.

В. В. Шаклеин

e-mail:


Л.Б.Берзин – известный специалист по международным отношениям и США, долгие годы изучавший роль культуры в мировой политике и деятельность американских научно-исследовательских центров. Имея богатый опыт исследовательской работы (в ИСКРАН с 1968 г.), а также дипломатический и преподавательский опыт, он стремится передать как можно больше полезных знаний молодым специалистам-международникам, чья карьера будет развиваться в разных сферах: дипломатии, журналистике, аналитике, преподавании. Автор поднимает важные вопросы, которым, на наш взгляд, до сих пор не уделяют должного внимания при планировании внешнеполитической стратегии России.

Понятие «мягкой» силы уже прочно вошло в международный лексикон, и при анализе деятельности отдельных государств особое внимание уделяется так называемому организационному ресурсу, в котором «мягкая» сила является важнейшим компонентом. Отмечается, что именно способность того или иного государства воздействовать на международные отношения, отдельные регионы и страны без традиционной «жесткой» силы (военная сила, экономические санкции) определяет его статус, место в иерархии ведущих мировых держав[1].

Особенно часто об этом пишут американские политологи и политики, отмечая, что Соединенные Штаты располагают самым мощным арсеналом «мягкого» воздействия на мировое сообщество, на формирование нового мирового порядка, на судьбы отдельных стран. Правда, «мягкая» сила, когда речь идет о США, чаще выступает в качестве вспомогательной к основной – «жесткой» силе: военной силе в совокупности с экономическими санкциями и информационным обеспечением (пропагандой). Чтобы снизить или закамуфлировать значимость военной силы в действиях Америки и ее союзников, было введено понятие «умной» силы, предусматривающей разумное сочетание «жесткой» и «мягкой» силы[2]. Однако кто, как и в каких ситуациях определяет их соотношение и делает силу «умной»? На наш взгляд, тот факт, что чаще всего «мягкая» сила дозируется, просчитывается, используется как сопутствующая «жесткой» силе, существенно меняет феномен мягкого воздействия. Обслуживание военной акции, подготовка к ней с помощью информационно-аналитических технологий и методик, пропагандистской кампании внутри и вовне не всегда позволяет говорить о по-настоящему «мягкой» силе в действиях той или иной страны.

Тогда в каких случаях можно говорить о действительно «мягкой» силе? Это, прежде всего, не обусловленное пропагандой и международной стратегией той или иной страны влияние на другие страны и на мировое развитие в целом. Иными словами, привлекательность другой культуры, которой хочется следовать, из которой хочется что-то заимствовать, или к плодам которой хочется приобщиться, чтобы улучшить свое положение. Такое взаимовлияние было всегда, особенно интенсивно оно развивается в эпоху ускорения глобализационных процессов. Это эволюционный, неизбежный процесс, который может регулироваться как самой жизнью, так и странами – адептами иной культуры (или культур).

В реальной жизни и просчитанное, и произвольное эволюционное воздействие идут рядом, одновременно, причем, как отмечалось выше, государства, оказывающие решающее или заметное воздействие на другие страны, на международные отношения, весьма умело выстраивают политику влияния «на умы и сердца»[3]. Это относится к США, КНР, Индии, многим странам Европы, Японии, Республике Корея, Турции и другим странам, в том числе, к России, которая пока не использует свой мягкий арсенал в полном объеме.

Важная роль в реализации политики страны мягкими способами, без оружия и санкций, принадлежит дипломатии, специалистам-международникам, прежде всего аналитикам. Они словом, убеждением, мастерством переговоров и разъяснения позиции страны и ее руководства добиваются поставленных целей. Они очень активно работают на образ страны, на создание благоприятной среды для реализации национальных интересов. Мастерство дипломатии – очень важная составляющая успеха страны в мировой политике.

Не менее важна и деятельность экспертов-международников, которые готовят аналитические материалы для переговоров, планирования, прогнозирования. Их оценки часто могут стать решающим фактором, определяющим успех или неудачу политики в целом или той или иной дипломатической инициативы или действия.

Все это очень важные вопросы, особенно для России, которой приходится проводить свою внешнюю политику в весьма неблагоприятных условиях возросшей конкурентной борьбы между ведущими мировыми державами, а также в условиях формирования нового мирового порядка, осуществляемого под преобладающим влиянием Соединенных Штатов. Сложность обстановки требует высокопрофессиональных специалистов, вооруженных наиболее полным знанием современной международной ситуации. Иными словами, требования к специалистам- международникам повышаются.

Помочь молодым международникам, которые пойдут работать в Министерство иностранных дел, правительственные структуры, аналитические центры, призвана новая книга Л.Б.Берзина. Она посвящена роли и месту гуманитарных факторов в современных международных отношениях, рассматривает роль культуры, религии, дипломатии. Отмечается, что человечество постепенно начинает переходить на действительно новый этап всемирной истории. Идет медленный, но неуклонный процесс формирования человечества как единого целого, интернационализации жизни: культурной, экономической, политической, информационной и т.д. Дает о себе знать проблема мер и способов решения общечеловеческих задач, проблема диалога, партнерства, поиска баланса, определенного равновесия различных, подчас противоречивых или антагонистических, интересов (с. 10).

Действительно, поиск баланса интересов различных стран или иных акторов мировой политики приобретает особую важность. И в этой связи возрастает значение профессиональной подготовки специалистов-международников, от них во многом зависит успех договоренностей и компромиссов. Возрастает значение науки и образования. Как отмечает Л.Б.Берзин, многим государствам следует яснее осознать, что культура, образование и наука – это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать любое общество, и одновременно наивысшая награда, которую оно сможет вручить (с.18).

Автор обращает специальное внимание на Соединенные Штаты, которые называют себя «локомотивом» современного развития, оказывают самое заметное влияние на формирование новых институтов (норм и организаций). Американские «мозговые» центры проделали колоссальную работу по концептуализации стратегии ХХI века, вооружив программой и методологией действия политиков и дипломатов, журналистов и экспертов-пропагандистов. Как отмечается в книге, в 1997 г. был издан доклад «Готовясь к вступлению в ХХI век», в котором отмечалось, что мощный научно-исследовательский потенциал позволит США парировать самые разнообразные вызовы в будущем, будь то угрозы национальной безопасности, проблемы окружающей среды, угрозы общественному здравоохранению или кризисы, которые всегда трудно предвидеть (с. 12).

1997-й год – особый в жизни Америки: именно к этому году окончательно оформилась глобальная стратегия США, были сформулированы цель и задачи для грядущего столетия. Рост масштаба американской международной деятельности, уникальность положения Соединенных Штатов – сверхдержавы – требовали, для решения глобальных и региональных проблем, серьезной аналитической проработки, рекомендаций, прогнозов, просчета на среднесрочную и долгосрочную перспективы действий в разных сферах мировой политики, в отношении разных стран.

Потребовалась и радикальная перестройка дипломатической деятельности, которую США использовали в качестве «мягкой» силы, хотя за ее спиной «продолжали маячить самые мощные в мире вооруженные силы».

В книге справедливо отмечается, что с незапамятных времен дипломатия рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, окруженная ореолом загадочности, аристократичности, элитаризма. Таковой она видится и сегодня, и требовательность к дипломатам остается чрезвычайно высокой, зависит от них по-прежнему многое. Как пишет Л.Б.Берзин, дипломату за пределами своего государства, в своей повседневной деятельности, приходится выступать в роли многостороннего эксперта по культуре и искусству, страноведению, науке, экономике, образованию, религии, истории, праву. Эрудиция в этих областях всегда составляла, и будет составлять основу профессиональной компетентности, и являться крайне необходимой для успешного выполнения дипломатических обязанностей (с.21).

Речь идет о подготовке дипломатов и аналитиков, о необходимости разбираться в особенностях других культур, прежде всего, политических культур, о хорошем знании истории и идейных основ международной деятельности той или иной страны. Многие просчеты во внешнеполитическом планировании (в том числе в России) не в последнюю очередь объясняются игнорированием (или незнанием) традиции и принципов поведения того или иного государства. Так, в 1990-х гг. российское внешнеполитическое планирование существенно страдало от того, что не принимали во внимание внешнеполитическую традицию США, а именно, стремление не останавливаться на достижении основной цели, закрепить главенствующее положение в мире и создать наиболее благоприятные условия для поддержания и увеличения благосостояния Америки, преобразования мира в соответствии с американскими демократическими ценностями[4]. Также игнорировали и то, что Соединенные Штаты не стремились к формированию полноправного или стратегического партнерства с Россией, считая это недостижимой и не первостепенной по значимости задачей. В 2000-2010-е гг. это пришлось признать и строить внешнюю политику соответственно, хотя понятие партнерства до сих пор остается в экспертном и политическом лексиконе[5].

Справедливо обращается внимание на то, что сокращение и падение качества научных исследований (что характерно для многих стран, в том числе, для США и России[6]), привело к снижению профессиональной подготовки специалистов-международников и качества научного обеспечения внешней политики России. Л.Б.Берзин отмечает, что одной из характерных черт современной политической сцены является падение качества политических элит в довольно значительном числе государств мира. Чаще всего это выражается в неспособности элит обеспечивать управление собственными территориями, своевременно вносить коррективы в социально-экономические и политические курсы в ответ на объективно или стихийно происходящие изменения и осуществлять необходимые и обоснованные реформы (с. 37).

Представители российской научной школы, прежде всего внешнеполитической, стремятся улучшить ситуацию с аналитическим обеспечением политики страны, стараются вооружить молодое поколение дипломатов, журналистов, экспертов-международников серьезным анализом современных международных отношений, адекватной оценкой гуманитарных факторов, без чего невозможно верно выстроить никакие действия на разных уровнях и в каких бы то ни было направлениях. Россия является носителем одной из величайших культур в мире, в этом источник потенциального роста ее международного влияния и «мягкой» силы.

Монография Л.Б.Берзина, подготовленная в форме практикума – пособия для будущих специалистов- международников, не только интересна, но и чрезвычайно полезна, так как посвящена анализу именно гуманитарных факторов в политике, о чем в России пишут пока не так много[7]. Помимо научно-аналитической части, она содержит полезные приложения: основные понятия и термины, наиболее употребимые международные аббревиатуры (на русском и английском языках), русско-английский фразеологический словарь по международной безопасности. Это важное дополнение, так как студентам необходимо уметь пользоваться этим аппаратом.

Безусловно, книга Л.Б.Берзина – востребована и своевременна. Она ставит важные вопросы, требующие дальнейшей научной разработки, привлекает внимание к важности повышения компетентности специалистов-международников, к культурному компоненту внешнеполитической деятельности, – внимание же к этим вопросам может существенно повлиять на формирование более достоверного и позитивного образа России в мире и отдельных странах.

Книга очень важна и для преподавателей и студентов факультетов международных отношений, так как представляет готовый инструментарий для изучения многих предметов и проведения собственного анализа. Это и практическое пособие для молодых дипломатов, журналистов, экспертов, которые делают первые шаги в профессии.

***

Изучая современные международные отношения, политику отдельных стран (прежде всего, ведущих мировых держав), стратегии отдельных организаций (например, НАТО), отмечаешь, что информационному обеспечению международной деятельности (в том числе пропаганде) уделяется все большее внимание, на это выделяются огромные средства (например, Китаем и США[8]). От этого не в последнюю очередь зависит, какое мнение о стране и ее политике будет складываться в мире, кто поддержит ее инициативы и действия, кто станет ее союзником и партнером.

Создание благоприятной международной среды – первостепенная задача российской дипломатии, и в этом ее главным оружием остаются точные знания, основанные на профессиональной аналитике, точный расчет и мастерство (профессионализм). Многое приходит с практикой, однако базовые знания мы получаем от образования, науки и исторического наследия – культуры, которая дает нам силу и уверенность. В этой связи, изучение роли гуманитарных факторов в мировой политике приобретает особую важность и актуальность.

 



[1] См.: Шаклеина Т.А. Великие державы и региональные подсистемы // Международные процессы. Том 9. 2 (май-август 2011). С. 29-39 / http://www.intertrends.ru

[2] Nye J. Jr. The Future of Power. N.Y.: PublicAffairs, 2011.

[3] Mearsheimer J. Hearts and Minds // The National Interest. Fall 2002. P. 13-16.

[4] См.: Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта. М., 2009. С.311-366.

[5] Rumer E. and Stent A. Repairing U.S. – Russian Relations: A Long Road Ahead. INSS – CERES, April 2009 (http://www.ceres.org)

[6] См.: Tatiana Shakleina and Bruce Parrott. Foreign policy studies: their role and impact on decision making in the United States and Russia. Russian-American Experts Forum. Washington: IREX, 2006.

[7] См., например: Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М., 2010.

[8] См., например: Halper S. The Beijing Consensus. How China’s Authoritarian Model Will Dominate the Twenty-First Century. N.Y., 2010



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Детская напольная вешалка http://kikmis.ru
kikmis.ru
Лучший наливной пол
Выравнивание и создание высокопрочных износостойких бетонных полов
gidris.ru
Mobile workforce management sap
workforce management
solar-staff.com