О КОКУСЕ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН КОНГРЕССА США
Н. А. Шведова, доктор политических наук,
Руководитель Центра социально-политических
исследований Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В обеих палатах Конгресса США – Сенате и Палате Представителей – сформированы и действуют неформальные сообщества, т.н. «организации членов Конгресса», которые объединяются на базе общей заинтересованности по конкретным проблемам. Хотя эти образования неформальные, однако, они пользуются большим влиянием при определении законодательной политики и повестки дня высшего законодательного органа страны.
Ключевые слова: кокус, организация членов Конгресса, гендерное равенство, женские вопросы.
ABOUT THE CAUCUS FOR WOMEN'S ISSUES OF THE U.S. CONGRESS
Nadezda A. Shvedova,
Doctor of Political Sciences
Head of the Center of Socio-Political Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences,
e-mail:
Annotation. In both the House of Representatives and the Senate, members often organize informally into groups based on their shared interest on an issue. These unofficial organizations (so called "a Congressional Member Organization") are formed to represent and promote certain interests. Many of these groups, known as «caucuses», help draw attention to specific issues. Informal groups can be influential in shaping legislative policy, agenda.
Keywords: Caucus, a Congressional Member Organization, Gender Equality, Women's Issues.
Общая характеристика неформальных объединений
Парламентарии высшего законодательного органа в обеих палатах Конгресса США – Сенате и Палате Представителей – располагают возможностью формировать т.н. «организацию членов Конгресса» (ОЧК) (a Congressional Member Organization) в целях реализации общих законодательных целей1. ОЧК – неформальное сообщество, группа членов Конгресса, которые объединяются на базе общей заинтересованности по конкретным проблемам, а также преследуя цели просвещения других членов по этим определенным вопросам. Хотя эти образования неформальные, однако, они пользуются большим влиянием при формировании законодательной политики и повестки дня2.
Как правило, ОЧК называют «кокусами». Термин "кокус" употребляется в значении «группа» и «заседание, совещание»3.
Чем обусловлена потребность в существовании таких неформальных подразделений в общей структуре Конгресса США?
Дело в том, что постоянные комитеты Конгресса, институциональные формальные подразделения высшего законодательного органа США, обладая, как правило, широким диапазоном юрисдикции, должны работать над весьма объемным кругом проблем и в напряженном ритме, часто не имея возможности сосредоточиться на скрупулезном изучении конкретного вопроса. Кокусы предоставляют такую возможность. Они могут сконцентрировать внимание на конкретной проблеме или теме и оказывать существенное влияние на общественное мнение и законодательные приоритеты. Такие группы занимаются региональными, этническими, экономическими, культурными и специальными темами. Эти группы могут готовить законы, запрашивать слушания, лоббировать среди должностных лиц или принимать другие меры, отстаивая свои интересы. В целом, кокусы помогают формировать законы, принимаемые Конгрессом США.
Полномочия и ресурсы
Существует регламент, который определяет рамки и правила жизнедеятельности таких сообществ в Конгрессе. Правилами предписано, что в Конгрессе каждого созыва организация членов Конгресса (ОЧК) должна проходить регистрацию, что понятно, поскольку каждый созыв приводит немало новичков-парламентариев, не говоря о том, что жизнь меняется, а вместе с ней и актуальность проблем или их акценты, волнующие депутатов. Этим объясняется меняющееся число таких образований, возникающих в Конгрессе от созыва к созыву.
Процедура чрезвычайно проста: необходимо зарегистрироваться в электронном виде в Комитете по управлению Палатой Представителей4. Для этого надо подготовить письмо по образцу5, в котором должна содержаться следующая информация:
- название организации членов Конгресса;
- заявление о цели;
- список служащих организации;
- имя, номер контактного телефона, электронный адрес штата, приписанного для работы по проблемам, относящимся к ОЧК.
Представленное письмо-заявление в режиме «онлайн» для регистрации фиксируется Комитетом по управлению Палатой Представителей, который, также по электронной почте, отсылает «подтверждение» о получении. Вышеуказанный Комитет составляет список этих организаций, а заявителям необходимо проверить наличие в нем имени своей организации. Таким образом, четыре незамысловатых простых шага: подготовка письма по образцу, отправка по почте, получение подтверждения, проверка списка – все через электронную почту в режиме «онлайн» – необходимы для возникновения группы-сообщества, которая рассматривается как дополнительный ресурс в работе законодателей.
Члены обеих палат Конгресса – Сената и Палаты Представителей – могут участвовать в ОЧК, однако, по меньшей мере, один из состава ОЧК должен быть членом Палаты Представителей. Члены ОЧК могут ссылаться на свою принадлежность к той или иной ОЧК на своих официальных депутатских бланках, участие в них считается престижным и, следовательно, поощряется. Некоторые депутаты являются одновременно членами многих ОЧК.
ОЧК не финансируются государством. В прошлом некоторые собирали со своих членов взносы, которые помогали им функционировать и нанимать сотрудников, но принятый в 1995 г. закон запретил участникам платить взносы со своих должностных счетов. Этот шаг вынудил большинство кокусов прекратить нанимать собственный штат сотрудников. При этом многие кокусы получают административную поддержку от личного аппарата их участников. Член ОЧК может использовать официальные ресурсы для коммуникаций, связанных с целью ОЧК. Любые такие коммуникации должны соответствовать Инструкциям6, в соответствии с которыми, начиная с 1999 финансового года, члены Конгресса могут использовать любую часть своего бюджета на официальные рассылки.
Члены могут предоставлять место на своих официальных веб-сайтах вопросам и темам ОЧК, но последние не имеют своих собственных веб-страниц. Они могут также использовать электронную почту для коммуникационной информации, относящейся к ОЧК. Члены могут готовить материал, относящийся к вопросам ОЧК, для распространения. Правда, официальные фонды Конгресса не могут быть использованы для печатания или платы за канцелярские товары для ОЧК. Кроме того, в соответствии с правилами, ОЧК не могут:
- обладать юридической идентификацией, т.е. они не являются «юридическим лицом»
- не имеют полномочий по найму;
- не могут получить отдельную офисную площадь в зданиях Конгресса США;
- ОЧК и его члены не имеют право принимать товары, фонды или услуги от частных организаций или индивидуальных лиц для поддержки ОЧК.
Число организованных сообществ в Конгрессе США разных созывов колеблется. Так, по данным Комитета по управлению Палаты Представителей, если в Конгрессе 109 созыва (2005-2007) их насчитывалось более 200, то в нынешнем, т.е. Конгрессе 112-го созыва (2011-2013) – более 300. Среди них, например, следующие:
- Кокус по Центральной и Восточной Европе (Congressional Caucus on Central and Eastern Europe),
- Кокус по делам американцев за границей (Americans Abroad Caucus),
- Кокус по проблемам защиты животных (Animal Protection Caucus),
- Кокус по проблемам артрита(Arthritis Caucus),
- Кокус Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) Caucus),
- Двухпартийная, двухпалатная целевая группа Конгресса по болезни Альцгеймера (Bi-Partisan, Bi-Cameral Congressional Task Force on Alzheimer’s Disease),
- Двухпартийный кокус «за жизнь» («пролайф») (Bi-Partisan Congressional Pro-Life Caucus),
- Двухпартийный кокус Конгресса по Сингапуру (Bi-Partisan Congressional Singapore Caucus),
- Двухпартийный кокус по проблемам инвалидов (Bi-Partisan Disabilities Caucus),
- Двухпартийный кокус по вопросам частной жизни (прайвеси) (Bi-Partisan Privacy Caucus),
- Коалиция «Синей собаки» (Blue Dog Coalition),
- Кокус «Строим лучшую Америку» (Building a Better America Caucus),
- Делегация калифорнийских демократов Конгресса (California Democratic Congressional Delegation),
- Кокус по диалогу Конгресс – Всемирный Банк (Caucus for Congressional-World Bank Dialogue),
- Кокус Центральной Америки (Central American Caucus),
- Кокус по детскому раку (Childhood Cancer Caucus),
- Коалиция по исследованию аутизма и образования (CARE)(Coalition for Autism Research and Education (C.A.R.E.)
и другие.
Как явствует из этого далеко не полного перечня, среди них кокусы, которые отстаивают интересы этнических или культурных групп, (например, Кокус чернокожих конгрессменов играет весомую роль в американской политике с момента его основания в 1969 г., а Кокус "Коалиция Синей собаки", – группа, включающая более четырех десятков консервативных и умеренных демократов, голосующих, как правило, вместе, – заставляет прислушиваться к своим рекомендациям руководство Конгресса, особенно с учетом того, что среди ее членов конгрессмены из Комитета по ассигнованиям, который контролирует федеральный бюджет).
Другие группы специализируются на очень узких темах: Кокус по лодочному спорту представляет собой двухпартийную группу конгрессменов, озабоченных вопросами индустрии отдыха на море, а Кокус по Интернету проводит брифинги и семинары, рассказывая членам Конгресса о технологии и политике в сфере мировой паутины – Интернете. Состав кокусов бывает разным: в одних более 100 участников, а в других – всего несколько человек.
Характерная особенность многих образований – их двухпартийный состав, который включает представителей обеих партий из обеих палат. Лишь немногие устанавливают специальные критерии членства. Например, только женщины могут вступать в Кокус по делам женщин. Хотя так было не всегда.
В целом, кокусы охватывают довольно обширный круг интересов законодателей, которые прибегают к инициативам, помогающим им глубже проникнуть в суть вещей, и к тому же по ходу исследования вопроса создавать внутри парламентскую и внешнюю, в американском общественном мнении, поддержку продвигаемой инициативе.
Кокус Конгресса по делам женщин
Кокус Конгресса по делам женщин (The Congressional Caucus for Women's issues) (далее: Кокус) в 2012 г. отмечает свой 35-летний юбилей. – Как одна из организаций членов Конгресса США, он играет заметную роль во внутрипарламентской жизни высшего законодательного органа США.
Кокус – двухпартийная парламентская группа, выступающая за права и интересы американок. Его история – это история длительной и кропотливой работы, неудач и побед, в результате которых американки добились значительных успехов в достижении реального равенства для женщин в экономической сфере, в области образования и здравоохранения.
Американские специалисты считают, что самым большим достижением Кокуса является сам факт его длительного существования. Ведь Кокус Конгресса по делам женщин - это группа или организация, создаваемая внутри высшего законодательного органа США на добровольной основе (однако, как было сказано выше, создание этой и подобных организаций внутри Конгресса США регламентируется Правилами Конгресса США), состоит из законодателей членов обеих партий – республиканской и демократической.
Состав этой группы женщин-членов Палаты Представителей отражает полный спектр политических предпочтений, однако они объединены общей приверженностью идее улучшения жизни женщин и их семей. Следует подчеркнуть, что на начальном этапе своего существования эта группа включала не только женщин-парламентариев, но и мужчин, которые привержены вышеупомянутой идее, т.е. достижению гендерного баланса и гендерной справедливости в обществе и государстве.
На самом деле, неоднократно вставал вопрос о целесообразности существования двухпартийного Кокуса. Однако каждый раз побеждала точка зрения о том, что важно продолжать работу совместно в данной сфере, по ряду причин. Во-первых, Кокус Конгресса по делам женщин играет ключевую роль в продвижении законопроектов о работе и семье в высшем законодательном органе страны. Во-вторых, он - надпартийный инструмент в Конгрессе США, позволяющий концентрировать усилия единомышленников в достижении целей гендерного равенства.
Кокус по делам женщин по численности превосходит многие, являясь одним из крупнейших. По числу членов он уступает лишь партийным кокусам. "Мы сильны и крепнем каждый год, потому что наши ряды растут"7, – заявила Щаковски (Schakowsky), сопредседатель Кокуса в Конгрессе последнего, 112-го созыва.
Эволюция Кокуса Конгресса США по делам женщин
Кокус Конгресса США по делам женщин впервые был создан в 1977 г. в период Конгресса 95 созыва (1977-1978). И это не случайно. "Прорыв" женщин США в политике на всех уровнях власти – от местного до федерального – особенно заметен в 1975-1984 гг, объявленного ООН «Десятилетием женщины". Это решение само по себе отражало изменение статуса женщин как социальной группы в мире, чему несомненно способствовало возросшее влияние самого женского движения как в рамках национального, так и международного масштаба. Если в 1973 г. женщины составляли лишь 5,6% состава законодательных собраний штатов по стране, то в 1983 г. их число увеличилось больше, чем в два раза и составило 13,3%. В целом в период с 1971 по 1989 гг. представительство американок в законодательных собраниях штатов (лигислатурах) увеличилось в 3 раза, составив в среднем по стране 16%.
В 1988 г. женщины были избраны на пост губернатора в штатах Небраска и Вермонт. Заметим, что до 1974 г. не было ни одной женщины-губернатора. В результате в период с середины 1970-х гг – до конца 1980-х гг число женщин, занимающих выборные должности, выросло на 300% в законодательных органах штатов, на 50% в государственных органах и на 60% в Конгрессе США.
В группу под названием "Кокус Конгресса по делам женщин" вошли более 100 мужчин и женщин – членов Палаты Представителей обеих партий – Демократической и Республиканской, объединенных общим интересом к женским проблемам и заботой о статусе женщин и семей. В 1988 г. к Кокусу Конгресса по делам женщин присоединились все женщины-депутатки и 95 законодателей-мужчин, т.е.113 депутатов или почти 26% от всего состава Палата Представителей (общее число – 435). Это был кульминационный период в жизни Кокуса.
Исполнительный комитет Кокуса Конгресса по делам женщин – руководящий орган группы (организации) - формирует законодательную повестку по женским вопросам, ставит цели и определяет приоритеты в их достижении.
Основными приоритетами в этот период были:
- Борьба с дискриминацией по признаку пола;
- Расширение возможностей для женщин на рынке труда в федеральном секторе.
В период 1980-90-х гг. происходило расширение рядов Кокуса. Сопредседателями стали Пэт Шродер (Pat Schroeder), демократка, от штата Колорадо, и Олимпия Сноу (Olympia Snowe8), республиканка, от штата Мэн. Круг проблем, которыми занимался Кокус, расширился и включал:
- Вопросы здравоохранения женщин и детей;
- Медицинские и семейные отпуска;
- Насилие в отношении женщин9.
С первых дней своего существования Кокус Конгресса по делам женщин привержен двухпартийной поддержке в вопросах семьи, которые стали для Конгресса в 1980-е гг. первоочередными. Так, уже в 1981 г. он представил пакет законодательных инициатив под общим названием "Закон об экономическом равенстве", содержавший 17 законопроектов, подразделенных на два крупных блока – "Работа" и "Семья"10. Именно эти два слова, как нельзя лучше, определяли приоритетность задач женского населения. Во многих отношениях женщины – новички в политике – привнесли новую волну, свежие веяния в старые процессы в этот период.
Женщины-кандидатки брали за основу своих избирательных кампаний острые проблемы, волновавшие прежде всего женское население страны. Получив мандат в высший законодательный орган страны, они, как правило, не спешили примкнуть к лагерю мужского большинства. Женщины, избранные в руководящие органы в 1970-х гг. – 1980-х гг. привнесли в государственные организации перемены, заявили о перспективах, которые не всегда совпадали с интересами мужчин. Их отношение ко многим ключевым проблемам, особенно "женским вопросам", отличалось от мужского на всех уровнях, как в рамках партий, так и в идеологическом спектре всей страны. Женщины-политики подчеркивали приоритетность таких проблем, как занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулировали женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов. Широкое распространение получило мнение о том, что женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: женщины не только лучше мужчин представляют и могут представить свои интересы, но и смогут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты.
Наряду с этим, достаточно широкое распространение среди американских специалистов получило мнение, что большинство различий между политиками-женщинами и политиками-мужчинами могут исчезнуть в процессе "встраивания" их работы в главные направления политики партий. Однако опыт законотворческой инициативы Кокуса Конгресса по делам женщин не подтвердил справедливость данной позиции: законопроекты об отпусках по семейным обстоятельствам и по болезни, впервые представленные в 1985 г., получили в 1987 г. одобрение Комитета по делам образования и труда Палаты Представителей.
По законопроекту об отпусках для родителей Сенат провел по всей стране семь слушаний. По его инициативе была предпринята акция, получившая название "Вызов уходу за детьми", начало которой было положенов 1987 г. Женщины-депутатки обратились к своим коллегам в высшем законодательном органе с призывом в своих избирательных округах и штатах развернуть работу по разработке моделей-программ по присмотру за детьми, которые могли бы учреждаться работодателями. В результате было представлено около 170 таких программ. Было достигнуто согласие о признании 1988 г. "Годом семьи", что дало надежду на привлечение внимания законодателей к законопроекту о детских учреждениях, который был представлен в Конгресс еще в 1971 г. Не ограничиваясь проблемами обеспечения детскими дошкольными учреждениями, законодатели уделяли заметное внимание и вопросам равенства в оплате труда. Кокус был заинтересован также в разработке законодательства о социальном вспомоществовании. Представленное им предложение имело целью создание условий для переподготовки и образования членов малоимущих и бедных семей, живущих на пособия (большинство женщины). Получение соответствующей переподготовки означало расширение доступа к рабочим местам, а, значит, к росту благосостояния и укрепления собственной самооценки. Существование на «не престижное» благотворительное пособие по бедности сменялось жизнью «уважаемой налогоплательщицы».
Как правило, Кокус Конгресса по делам женщин внимательно следил (и продолжает это делать) за слушаниями, которые посвящены назначениям в Верховный суд США, поскольку от состава суда зависят решения по проблемам женщин. Кандидатуры подвергаются анализу на предмет их позиции по женским и семейным вопросам, и в зависимости от этого получают поддержку.
Кокус Конгресса по делам женщин стремился каждодневно контролировать те вопросы, в решении которых заинтересованы женщины. Например, 59 членов его подписали в 1988 г. письмо министру здравоохранения и социальных служб по поводу инструкций, ограничивающих финансирование программ планирования семьи и обеспечения консультаций и направления на прерывание беременности.
Уже в Конгрессе 100-го созыва (1987–1989), несмотря на необходимость сокращения дефицита бюджета, тревожившего высший законодательный орган, Кокусу Конгресса по женским вопросам удалось выдвинуть вопросы семьи на первое место. "Эти вопросы должны и могут быть приоритетными в государственной политике в масштабе всей страны", – утверждали активные участники парламентской группы. И это не случайно, поскольку в Конгрессе этого созыва 18 конгрессменов, представлявших 13 штатов (16 членов Палаты Представителей и 2 сенатора; 11 демократов и 7 республиканцев) составляли Исполнительный комитет Кокуса Конгресса по делам женщин.
В период 1980-1990-х гг. пакет законодательных предложений, выдвинутых и продвигаемых в высшем законодательном органе страны, содержит инициативы по равному с мужчинами доступу женщин в различных сферах жизни, в том числе к коммерческим кредитам.
Прежде всего Закон о гражданских правах 1991 г. - поправка к разделу У11 закона о гражданских правах 1964 г. – стал заметным и важным шагом в контексте утверждения гендерной справедливости в обществе, поскольку он облегчает дискриминируемым группам борьбу за свои права. В него включены положения о сексуальных домогательствах в отношении женщин на работе. Женщины могут обращаться в суд за компенсацией ущерба. Женщине достаточно доказать, что она подвергалась со стороны работника, начальника, агрессивным, унижающим ее достоинство действиям. Комиссия издала соответствующие инструкции – перечислила случаи "сексуальных домогательств" на рабочем месте. С помощью комиссии женщина может обратиться в суд.
Деятельность законодателей в этот период концентрировалась на таких мерах, как:
- включение отделом Федерального банка внутреннего займа предприятий, принадлежащих женщинам, в список для участия в продаже облигаций с целью получения средств на пополнение капиталовложений;
- учреждение программ детских центров в рамках строительства жилья за счет общественных, т.е. государственных средств;
- контроль посредством запросов в адрес исполнительных федеральных ведомств над наймом женщин на работу и продвижением их по службе на средне- и высокооплачиваемые должности;
- заключение контрактов с предприятиями, принадлежащими женщинам, на выполнение федеральных заказов.
Законопроект о реформе социальной помощи был разработан конгрессом 104 созыва (1995–1997). Президент Б. Клинтон в период предвыборной кампании 1996 г. подписал этот законопроект. Согласно закону, оказание помощи в виде наличных денежных средств стало рассматриваться как неприемлемое.Матери-одиночки, получающие пособие, должны были найти работу, чтобы обеспечить свою семью, а срок государственных пособий и льгот сократился до 5 лет. Причем, федеральный уровень власти отчасти снимал с себя заботу о бедных и перекладывал ее на администрации 50 штатов.
Закон о семейном, медицинском отпуске (The Family; Medical Leave Act -FMLA) – предусматривает 12 недельный (трехмесячный) неоплачиваемый отпуск по родам или по уходу за больным членом семьи. 67 млн. американцев – более половины всех работающих – попадают под действие этого закона и миллионы уже испытали на себе его положительное воздействие
Однако Поправку о равных правах к Конституции не удалось провести до сих пор. При этом в США приняты ряд законодательных актов, которые шаг за шагом отвоевывали права женщин в реальной жизни. Вскоре после провала Поправки был принят Закон о равных возможностях, который защищает право женщин на работу, борется с преследованиями на работе.
Кокус Конгресса по делам женщин добился одобрения Конгрессом требования к федеральной Комиссии по связи восстановить программу финансирования льготного телевизионного лицензирования для женщин и меньшинств. Как представляется, это событие имело существенное значение для формирования общественного мнения в поддержку «женской повестки» Конгресса США.
Два основных фактора привели к изменениям в структуре и правилах жизнедеятельности Кокуса Конгресса по делам женщин в середине 1990-х гг.
Во-первых, политический климат в Палате Представителей существенно изменился, что было обусловлено сменой партийного большинства: впервые за 40 лет республиканцы доминировали в палате, завоевав большинство мест на выборах 1994 г. Республиканцы немедленно приступили к сокращению расходов на правительство, включая расходы на вспомогательные организации Конгресса. Согласно новым правилам, организации в Конгрессе могли продолжать свое существование, однако они лишались помещений для своих офисов, выделенных средств на содержание штата служащих, т.е государственное финансирование было ликвидировано. При этом число служащих постоянных комитетов Палаты Представителей было также сокращено на одну треть. Инициатором ликвидации организаций в Конгрессе был конгрессмен Пэт Робертс, республиканец, от штата Канзас, который в течение многих лет добивался этого11. Оппоненты внутри парламентских организаций подчеркивали растущее число таких организаций в рамках законодательного органа, которые, по их мнению, манипулировали общественными фондами, занимали помещения в зданиях Конгресса, дублировали работу постоянных комитетов Конгресса. В результате в 1995 г. со сменой большинства в Конгрессе Кокус был лишен (как и некоторые другие внутрипарламентские группы) штата служащих и своего офиса на Капитолийском Холме.
Во-вторых, в период Конгресса 103 созыва (1993–1995) число женщин-депутаток в Палате Представителей выросло до 47 (48 с учетом делегатов): в палату пришло 24 новичка, женщин-законодательниц, которые заняли позиции во многих постоянных комитетах Конгресса США. Это усилило их влияние в законодательном органе страны и в целом значимость самого Кокуса выросла. А с этим и назревала необходимость пересмотра правил формирования руководства самой организации – Кокуса.
Для выработки новых правил жизнедеятельности Кокуса была создана специальная рабочая группа, которую возглавила Максине Уотерс (Maxine Waters), демократка, от штата Калифорния. В 1994 г. были одобрены новые правила, которые ограничили время пребывания на посту председателя Кокуса одним парламентским сроком, т.е. двумя годами для членов Палаты Представителей. Таким образом, в 1995 г. были избраны новые председатели Кокуса: Кони Морелла (Connie Morella), республиканка, от штата Мериленд и Нита Лоуей (Nita Lowey), демократка, от штата Нью-Йорк, которые находились на этом посту в течение Конгресса 104 Созыва (1995–1997).
Процесс формулировки и определения повестки также претерпел изменения. Если ранее для определения законодательной повестки Кокуса необходима была поддержка всех членов группы<, то теперь достаточно большинства членов. Ранее, если какой-то вопрос не пользовался всеобщей поддержкой, (как, например, проблема абортов в течение первых 15 лет существования Кокуса не выдвигалась им) он просто изымался из нее, несмотря на его актуальность и злободневность.
Ряды Кокуса пополнялись, и расширялась сфера охватываемых им проблем. Эти обстоятельства продиктовали необходимость формирования целевых групп, работа которых могла бы концентрироваться на определенном участке для более эффективного продвижения той или иной законодательной инициативы. Для эффективной работы члены Кокуса подразделяются на группы, число которых может быть разным, что зависит от потребности и актуальности существующих проблем. Так, Кокус по делам женщин Конгресса США 107 созыва (2001–2003) был разделен на пять подгрупп (или команд), а 106 созыва (1999–2001) – на 11 групп, которые концентрировали свою деятельность на определенном круге проблем. Сами названия этих групп отражали приоритетность направлений деятельности, которую признавал Кокус.
Группы, созданные в Конгрессе 106 созыва, были следующие:
- Насилие в отношении женщин и вопросы безопасности
- Здравоохранение женщин
- Равные возможности
- Образование
- Безопасное материнство
- Здравоохранение пожилых женщин
- Вопросы детей и детское здравоохранение
- Выход на пенсию
- Женщины в Армии/Женщины-ветераны
- Женщины в бизнесе
- Налоговая политика
А в Конгрессе 107 созыва они были объединены по пяти направлениям:
- Образование и дети
- Здоровье и пожилые женщины
- Насилие в отношении женщин
- Женщины в бизнесе и работа
- Создание условий для экономической состоятельности
Реакция на эти изменения была неоднозначной: многие эксперты усматривали в ограничении срока пребывания на посту председателя Кокуса позитивную возможность для большей персональной вовлеченности и личного вклада законодателей в работу организации. Другие, напротив, полагали, что частые смены руководителей внутри парламентской организации отрицательно сказываются на эффективности деятельности из-за смены персональной приверженности и краткого срока, отведенного для осуществления намеченного проекта. Кроме того, в начале существования каждого нового созыва Конгресса США из-за частой ротации руководства на фоне роста численности состава Кокуса Конгресса по делам женщин усложнился процесс выработки и формулировки общей приоритетной повестки законодательных инициатив. Ведь каждый раз вновь избранные председатели Кокуса должны были пройти сначала и до конца весь процесс консультаций и согласования, чтобы достичь консенсуса по намеченной законодательной повестке, которую группа затем бралась активно продвигать через законодательный процесс.
Длинный перечень достижений Кокуса в разработке и проведении через высший законодательный орган США включает следующие важнейшие законы:
- Закон о дискриминации по признаку беременности (The Pregnancy Discrimination Act)
- Закон об обеспечении поддержки детства (The Child Support Enforcement Act)
- Закон о справедливости при выходе на пенсию (The Retirement Equity Act)
- Закон о восстановлении гражданских прав (TheCivilRightsRestorationAct)
- Закон о собственности бизнеса женщин. (The Women's Business Ownership Act)
- Закон о предотвращении смертности по причине рака груди и шейки матки (The Breast and Cervical Cancer Mortality Prevention Act)
- Закон о стандартах качества маммографии (The Mammography Quality Standards Act)
- Закон о семейном и медицинском отпуске (The Family and Medical Leave Act)
- Закон о насилии в отношении женщин (The Violence Against Women Act).
- Закон о Комиссии по продвижению женщин и меньшинств в науках, инженерии, и по технологическому развитию (The Commission on the Advancement of Women and Minorities in Science, Engineering, and Technology Development Act).
- Закон об обеспечении противозачаточными средствами федеральных служащих (Contraceptive Coverage for Federal Employees).
Однако влияние Кокуса простирается далеко за пределы впечатляющего списка законодательных инициатив, оказавших воздействие на внутреннюю политику.
Приоритетные направления деятельности Кокуса Конгресса 112 созыва (2011-2013)
В Конгрессе 112 созыва в Кокус по делам женщин входят 76 депутаток, т.е. 17,4 процента от общего состава Палаты Представителей. Со-председателями Кокуса по делам женщин являются: Синтия Луммис (Cynthia Lummis), республиканка, штат Вайоминг и Гвен Мур (Gwen Moore), демократка, штат Висконсин. В Кокусе 10 Целевых групп:
- Здравоохранение женщин
- Женщины и экономика/бизнес
- Насилие в отношении женщин
- Международные женские вопросы
- Женщины Афганистана
- Проблемы торговли людьми
- Женщины в Вооруженных силах/ветераны
- Молодые женщины
- Цветные женщины
- Образование
Названия целевых групп говорят сами за себя: они отражают консолидированную позицию Кокуса в отношении приоритетов в контексте интересов американок. Инициативы, принятые Палатой Представителей в Конгрессе 112 созыва (2011-2013), касались проблем женского здравоохранения, служб для детей и семьи, насилия в среде подростков и в военных силах, международные инициативы.
С 2005 г. проблема сексуальных злоупотреблений в отношении женщин в армии – приоритетная тема для Кокуса, который проводил целый ряд общественных слушаний, и добился принятия соответствующей поправки. Кокус инициировал дискуссии и обсуждения данной проблемы с чиновниками Пентагона, добиваясь существенных позитивных сдвигов. Фолин М. (Fallin), республиканка, штат Оклахома, сопредседатель Целевой группы по проблемам женщин в вооруженных силах, призвала к энергичным настойчивым уголовным преследованиям за сексуальные преступления в отношении женщин, к созданию программ для женщин, страдающих от сексуальных домогательств и от боевого стресса12. Она также поддерживала исследования военной политики, связанные с материнством, особенно по беременности и родам. "У нас больше женщин, чем когда-либо, вернулись с военной службы за рубежом и которые сталкиваются со своими собственными уникальными проблемами во время дислокации и в процессе переходаобратно на рынок труда," – заявила Фолин (Fallin). "Этот Кокус будет их поддерживать на 100 процентов"13. Действительно, Конгресс одобрил Закон об ассигнованиях на национальную оборону 2012 финансового года (the FY2012 National Defense Authorization Act (H.R. 1540), который предусматривал положения о мерах, касающихся сексуального насилия в военных силах, опеки над детьми, образования и здравоохранения. Конгресс одобрил Закон о защите волонтеров Корпуса мира (P.L. 112-57), который предусматривает процедуры по борьбе с сексуальным насилием в отношении добровольцев Корпуса (ноябрь 2011 г.).
На счету Конгресса нынешнего созыва еще целый ряд законодательных инициатив, касающихся интересов американок. Так, были одобрены законопроект (С. 384) о продлении до 31 декабря 2015 г. права Почтовой службы США выпускать марки с целью привлечения средств для исследований рака молочной железы (декабрь 2011 года)14 и законопроект (P.L. 112-35) о продлении Программы временной помощи нуждающимся семьям (TANF) по 31 декабря 2011 года (сентябрь 2011 г.). В декабре Конгресс утвердил закон (PL 112-78), который, среди прочих положений, содержал и условие о продлении программы (TANF) по февраль 2012 г. Был принят и Закон о нововведении и улучшении служб для ребенка и семьи (the Child and Family Services Improvement and Innovation Act (PL 112-34) (сентябрь 2011 года)15.
Не без влияния Кокуса Сенат одобрил резолюцию, которая провозглашала февраль 2011 г. «Национальным месяцем профилактики и информации о подростковом насилии» (январь 2011), а также резолюцию, отмечающую 100 – летие со дня пожара на швейной фабрике «Трайангл» в Нью-Йорке 25 марта 1911 г. (март 2011 г), крупнейшей производственной катастрофы города, на которой погибло 146 рабочих фабрики. Сенат одобрил резолюцию в поддержку целей и идеалов Национального месяца борьбы с раком яичников (S. Res. 242) (июль 2011 г.).
Члены Кокуса успешно продвигают проблемы женщин на международной арене – от Камбоджи до Каира и Пекина, способствуя тому, чтобы привлечь международное внимание к проблемам беженцев и представляя Конгресс США на международных конференциях по проблемам женщин, населению и развитию под эгидой ООН.
Сенат одобрил резолюцию, призывающую женщин к участию в политической жизни в Саудовской Аравии (S. Res. 216) (июль 2011 г.), а также резолюцию (S. Res. 109) о признании роли женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке в последних политических событиях в регионе (апрель 2011 г.). Сенат принял резолюцию в поддержку Международного женского дня.
Подводя итог, следует подчеркнуть:
-
Нынешний политический климат в США способствует тому, что критическая масса представительства женщин в высших эшелонах власти стала вполне достижимой целью. Обе правящие партии вынуждены проводить осознанную политику в этом направлении, о чем убедительно свидетельствует как сам факт тридцатипятилетнего существования двухпартийного Кокуса, так и характер его законодательной деятельности. В этом достаточно заметная заслуга Кокуса Конгресса по делам женщин.
-
Кокус Конгресса по делам женщин также служит «вдохновляющей» моделью для женщин-парламентариев в других странах мира. Кокус Конгресса по женским вопросам – важная часть образа американской демократии на международной арене и в мировом сообществе.
-
Голоса женщин – один из решающих факторов на президентских выборах – заставляют законодателей учитывать их интересы. С 1992 по 2008 гг. демократы получили больше голосов женщин в каждых президентских выборах. Но в 2010 г. на промежуточных выборах, женщины отчасти повернулись к республиканцам. В нынешней президентской кампании 2012 г. женщины-избирательницы отдают предпочтение кандидату от Демократической партии Б. Обаме в соотношении 57 % к 37% за М. Ромни, кандидата от Республиканской партии.
-
Женщины уже вошли в высшую элиту власти США (в 1997 г, Мадлен Олбрайт стала первой женщиной Государственным секретарем, возглавившей влиятельнейшее внешнеполитическое ведомство – Государственный департамент, в 2001 г. Кондолиза Райс – Советником Президента по Национальной безопасности. В 2009 г. в должность Государственного секретаря вступила Хиллари Клинтон.). США занимают 15-е место в мире по представительству женщин в Кабинете министров, 7 из 21 министерств возглавили женщины (2010 г.)
-
В США, как на уровне общества, так и на уровне правящих элит, осознают и принимают «феминистскую позицию», т.е. открыто признают точку зрения пола на все аспекты «интеллектуальных, социальных и политических действий».
-
Особое значение для перемен жизни американок имеет мощное женское движение "снизу" в условиях сильного гражданского общества, особенностью которого является наступательный активный характер в сочетании с развитием сотрудничества с обеими правящими партиями, созданием коалиций для совместных целесообразных действий в продвижении интересов женщин.
-
Вместе с тем, движение по пути прогресса к достижению гендерной справедливости и гендерному равенству носит приливно-отливный характер и в США, что обусловленорядом факторов, среди которых выделяется и такой, как «инерция достигнутого успеха» любого социального движения, включая и женское. Тем не менее, очевидно, что американской правящей элите не чуждо понимание модели гендерного партнерства как исторической неизбежности в условиях современного уровня технологического развития.
Приложение 1.
Кокус Конгресса США по делам женщин активно сотрудничает с различными женскими неправительственными организациями, поддерживая с ними партнерские деловые отношения, что является его мощным ресурсом.
Институт исследования женских проблем (The Women’s Research and Education Institute (WREI) – неправительственная, некоммерческая организация со штаб-квартирой в г. Вашингтоне, Округ Колумбия. Президент организации – Сюзан П.Скенлэн (Susan P. Scanlan). Институт был создан в 1977 г., т.е. одновременно с учреждением Кокуса Конгресса по делам женщин. В задачу этой организации входит налаживание прочных связей между учеными и политиками, способствуя претворению в жизнь результатов исследований, представляемых десятками подобных центров.
Институт публикует полученную информацию в выходящем раз в два года специальном справочнике "Directory of Selected Research and Policy Centers Working of Women's Business", в котором содержатся списки специалистов, занимающихся широким спектром женских проблем (женщины в политике, сельском хозяйстве, семье, преступность, насилие, бездомность, жилье, развитие самосознания, здравоохранение, женщина и средства массовой информации и др.).
Институт обладает банком данных об организациях, частных и официальных лицах (губернаторах, мэрах, конгрессменах), которые выражают заинтересованность в женских вопросах. Институт организовывает и проводит различного рода конференции, симпозиумы, привлекая к участию представителей научных, общественных и политических кругов, заинтересованных в решении проблем, которые затрагивают интересы женского населения США. Он реализовывает на постоянной основе программу "Женщины – стажеры Конгресса США", основанную в 1980 г. и нацеленную на подготовку женщин-стажеров из числа тех, кто активно отстаивает женское равноправие, и предоставляет им возможность участвовать в законодательном процессе.
Программа способствует деятельности комитетов и комиссий Конгресса в выработке законодательства, касающегося женских вопросов. Стажеры имеют высшее образование, цикл учебы длится у них с августа по апрель: первые три недели слушатели знакомятся с деятельностью высшего законодательного органа страны, с сентября по апрель стажируются в различных комитетах Конгресса, дважды в неделю посещая семинары. Институт выплачивает им ежемесячную стипендию.
Между комитетами существует своеобразная конкуренция за получение стажеров, поскольку желающих стажироваться меньше, чем заявок на них из комитетов, а стажеры охотно берутся за выполнение задач, входящих в компетенцию членов комитетов и комиссий. Кроме того, стажеры готовят доклады по определенным темам.
Среди проектов Института подготовка и издание серии книг «Американская женщина»16. Очевидно, что институт способствует тому, чтобы исследователи рассматривали женские проблемы в контексте растущей политической активности общественных организаций, обменивались идеями и полученными данными не только между собой, но и с политическими деятелями, знакомыми с возможностями и ограничениями законодательного процесса, способствовали научному анализу существующей политики с точки зрения ее влияния на положение женщин, а также формированию политических альтернатив, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
По словам Президента Института исследования женских проблем Сюзан П.Скенлэн (Susan P. Scanlan), Институт – источник достоверной информации о статусе женщин США. Если первыми потребителями продукции Института были законодатели федерального уровня – 18 женщин – членов Конгресса США в 1977 г., то со временем мандат расширился, включив 90 женщин, служащих в обеих палатах Конгресса, а также официальных лиц на уровне штатов, местного правительства, защитников интересов женщин, представителей средств массовой информации, учителей и студентов, и всех тех, кто заинтересован в вопросах гендерного равенства. Как отмечает Сюзан П.Скенлэн, с 1980 г. Институт предоставил возможность «300 талантливым ученым получить опыт работы на уровне власти». Они работают как профессионалы в офисах комитетов Палаты Представителей и Сената, являясь престижными «стажерами Конгресса по проблемам женской и государственной политики». Приобретенный опыт способствует тому, что «стажеры», как правило, добиваются успехов в своем карьерном росте, занимая лидерские позиции в правительстве различных уровней, академии, бизнесе, и в НПО, которые продвигают интересы женщин. Многие стажеры выигрывают избирательные битвы, добиваясь избрания в государственные органы на уровне штата, а некоторые были избраны в Конгресс США.
С учетом того, что за прошедшие 30 лет американские женщины-военнослужащие стали играть заметную роль дома и за границей, Институт особенно гордится своей длительной работой по защите их интересов. Им проводились и в настоящее время осуществляются исследования, конференции и публикации, посвященные женщинам в вооруженных силах («Women in the Military – Where They Stand»), которые чрезвычайно значимы для женщин-солдат, матросов, морских пехотинцев, летчиков и служащих Береговой охраны. Публикации Института – ценный источник для понимания гендерных вопросов американской современности.