Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2012

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: РИТОРИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАНАДЫ

Е. В. Исраелян, ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Канада ведет активную деятельность на международной арене в области защиты прав человека, что подтверждается уже простым перечнем выдвинутых инициатив. Приверженность Канады принципам международного права составляет порой выгодный контраст с основанным на односторонних действиях подходом США. В то же время, для политики Канады характерен определенный разрыв между риторикой и практикой. Строя свои отношения с развивающимися странами, Оттава нередко отдает предпочтение реализации торгово-экономических интересов перед защитой прав человека.

Ключевые слова: права человека; международные отношения; внешняя политика Канады; международное право.


HUMAN RIGHTS: ACTIVITIES AND RHETORIC OF THE CANADIAN GOVERNMENT

Evgenia V. Issraelyan
Leading Researcher, Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science

e-mail:

Annotation. Internationally, Canada is active in promotion of human rights. Its contribution is documented in the impressive list of initiatives. Adherence to the principles of international law often contrasted with the approach of the USA based on unilateral actions. However, there is a certain gap between rhetoric and policy of the Canadian government. In building trade relations with other countries, it pursues economic interests, sometimes ignoring the human rights violations there.

Keywords: human rights, international relations, Canadian foreign policy, international law.

Права человека – сфера причудливого переплетения самых разнообразных интересов государств, столкновений разных мировоззренческих концепций, ценностных ориентиров, правовых подходов. Поиск общих точек и компромиссов – задача многосторонней дипломатии, в которую активно вовлечена Канада. В отличие от США, она является участницей всех основополагающих международных соглашений в данной области: Конвенции о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и Факультативного протокола1 (1999 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и двух Факультативных протоколов2 (2000 г.), Конвенции о правах инвалидов (2006 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). США же не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, не подписали оба протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Канада была представлена во многих международных органах, занимавшихся защитой прав человека. Она была в числе восемнадцати членов первого состава Комиссии по правам человека, созданной в 1946 г. при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС), и неоднократно избиралась в ее руководящие органы. После роспуска Комиссии в 2006 г. Канада вошла в состав новообразованной структуры Совета ООН по правам человека. Она играла заметную роль в работе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета по правам ребенка и т.д.

В этой сфере канадцы нередко занимали ведущие позиции: Дж. Хэмфри (J. Humphrey), профессор Макгилльского университета, был одним из соавторов Всеобщей декларации прав человека; Л. Арбур (L. Arbour) – Верховным Комиссаром ООН по правам человека в 2004–2008 гг.; юрист Ф. Кирш (Ph. Kirshe) – первым президентом Международного Уголовного суда (2003–2006), а Ж. Дешене (J. Deschenes) – одним из ведущих судей в Международном трибунале по бывшей Югославии.

Вклад Канады в развитие международного права

Канадцев часто называют законопослушными людьми, и это не случайно. Становление нации происходило в сложной борьбе за автономию в рамках Британской империи и в процессе формирования отношений со стремительно развивающимися США. Геополитическая ситуация диктовала свои правила, побуждая Канаду с ее несопоставимо меньшими, чем у партнеров, военными и экономическими возможностями, максимально использовать легитимные инструменты оформления отношений с внешним миром. Деятельность по созданию договорно-правовой базы двусторонних и трехсторонних отношений позволила Канаде накопить уникальный опыт, позднее использованный в международной практике.

Правовая система Канады основана на прецедентном праве. Опираясь на опыт национального правосудия, Канада вносит новые элементы в систему международного права. Это касается, в частности, расследования военных преступлений и преступлений против человечности.

После окончания Второй мировой войны вопрос о наказании военных преступников мало волновал официальную Оттаву. В отличие от большинства своих союзников по антигитлеровской коалиции, Канада не участвовала в Нюренбергском процессе 1945 г. и не присоединилась к его Уставу. Правда, канадский представитель присутствовал на Токийском процессе 1946 г., судившем японских военных преступников, но вел себя как сторонний наблюдатель.

В последующие годы ситуация кардинально изменилась. Открытость страны для иммиграции привлекла в страну многих бывших нацистских преступников. Канадцы были вынуждены допустить «универсальную юрисдикцию» (то есть право государства привлекать к уголовной ответственности и наказывать индивидов безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего3) в отношении лиц, виновных в военных преступлениях, и внести соответствующие поправки в свой Уголовный кодекс.

Позднее были согласованы и международные нормы для преследования таких лиц. По оценкам специалистов, после Израиля, который разыскивал и карал нацистских преступников (например, А. Эйхмана), Канада была единственной страной, уделявшей этим вопросам существенное внимание4. К тому же компетентность и высокий профессионализм канадских юристов, работавших в Международных Трибуналах по Руанде и бывшей Югославии, принесла им заслуженный авторитет. Благодаря этим сильным сторонам своей позиции Канада стала лидером группы средних и малых держав, выступивших за создание Международного Уголовного суда (образованного в 1998 г.), и руководила разработкой его Статута.

Спорным для национальной юрисдикции различных стран является также вопрос о смертной казни. Канада, где смертная казнь запрещена с 1976 г., является энергичной сторонницей неприменения этой меры другими странами. В 1999 г., благодаря усилиям канадской делегации, Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию по экстрадиции лиц, приговоренных к смертной казни. Стране, получившей запрос на такую экстрадицию, теперь разрешалось отказаться от нее, если смертная казнь предусмотрена законодательством государства-заявителя. Как и в случае с наказанием военных преступников, Канада исходила из собственного судебного прецедента: незадолго до заседания Комиссии ООН канадский Верховный Суд не удовлетворил просьбу США о выдаче осужденного американского гражданина, так как в большинстве американских штатов по закону ему грозила смертная казнь.

Национальные прецеденты использовались канадцами и в других сферах международного законодательства, например в морском праве и при обеспечении суверенитета в Арктике. Напомним, что в 1970 г. правительство Канады приняло закон о 100-мильной зоне контроля за окружающей средой вдоль арктического побережья страны. В 1982 г. ряд положений этого закона был включен в Конвенцию ООН по морскому праву.

Канадская сторона активно участвовала в согласовании и составлении основополагающих многосторонних документов по правам человека – Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Заключительного акта Хельсинкского совещания (1975 г.). На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973–1975 гг.) канадская делегация выступила с предложениями в форме деклараций по вопросам воссоединения семей и свободы передвижения. Эти декларации получили название «мягкого права» и вошли в итоговый документ встречи.

Самым важным вектором деятельности Канады в международно-правовой сфере была разработка положений и стандартов гуманитарного права. Международное гуманитарное право – это совокупность принципов и норм, договорных или обычных, для решения гуманитарных проблем, непосредственно возникающих вследствие вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера5.

Правительство Канады всегда придавало первостепенное значение соблюдению прав человека в условиях вооруженных конфликтов и оформило свой подход сначала в виде концепции «безопасности личности», а затем как теорию «ответственности по защите»6.

Политика Канады в области прав человека включает и защиту прав отдельных групп населения – женщин, детей, беженцев, этнических и сексуальных меньшинств7.

В целом, вклад Канады в развитие международного права весьма обширен, а позитивный потенциал ее деятельности подтверждается перечнем выдвинутых инициатив.

Нарушения и «белые пятна»

В связи с активной деятельностью Канады в области прав человека возникает вопрос, как и насколько Канада выполняет взятые на себя международные обязательства. Не претендуя на всестороннее исследование этой темы, рассмотрим несколько примеров, позволяющих судить, в какой мере внешнеполитическая риторика соответствует внутриполитическим реалиям.

Тема использования детей в вооруженных конфликтах вышла на передний план международных дискуссий в связи с нашумевшим делом канадского гражданина пакистанского происхождения О. Кадра (O. Khadr). Он был приговорен военным трибуналом США к заключению в Гуантанамо за убийство американского офицера и участие в террористической деятельности «Аль-Каиды». О. Кадр был осужден в 2002 г. в возрасте 15 лет и стал в последние годы самым молодым узником Гуантанамо. Учитывая эти обстоятельства, а также унижения и пытки, которым он подвергался, все судебные инстанции Канады подтвердили факт нарушения его конституционных прав. Но Федеральный и Апелляционный суды Канады решили, что правительство должно добиваться возвращения Кадра в Канаду, в то время как Верховный суд воздержался от вынесения такого вердикта. В результате этих коллизий Канада стала единственным западным государством, не требовавшим экстрадиции или репатриации своего гражданина, находившегося в тюрьме Гуантанамо8.

Позиция правительства вызвала резкую критику в Канаде и за рубежом. Парламентская оппозиция, влиятельные международные и канадские организации обвинили его в нарушении обязательств по Конвенции о правах ребенка и соответствующему Факультативному протоколу.

В ответ правительство ссылалось на текст соглашений, в котором отсутствует запрет на наказание детей, совершивших тяжкие преступления. Кроме того, судя по переписке канадского электронного журнала Embassy с сотрудниками Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, правительство пыталось минимизировать обязательства по Конвенции о правах ребенка, используя безобидные, на первый взгляд, лингвистические исправления, что в случае с О. Кадром приводило к подмене понятий. Вместо уже вошедшего в международный лексикон выражения «дети-солдаты» предлагалось употреблять словосочетание «дети в вооруженных конфликтах»9. А это исключало Кадра из сферы действия договоренностей, поскольку он участвовал в террористическом акте, а не в вооруженном конфликте. Под нажимом правозащитников и американской администрации, намеревавшейся закрыть тюрьму в Гуантанамо, Оттава согласилась принять Кадра. В сентябре 2012 г. он был доставлен в тюрьму провинции Онтарио, чтобы отбыть оставшийся срок заключения или добиться условно-досрочного освобождения. Однако семантические и юридические споры вокруг проблемы нанесли ущерб репутации Канады как защитницы прав детей.

И в области положения детей и молодежи, где в 1990-е гг. Канада занимала ведущие позиции, ее рейтинг, согласно международным исследованиям, падает. В докладе ОЭСР по положению детей в 30 промышленно развитых государствах (2012 г.) Канада оказалась в конце списка, заняв 24-е место по детской смертности, 22-е – по состоянию здоровья и обеспечению безопасности и 20-е – по числу детей, живущих в нищете10.

В продвижении интересов женщин, несмотря на успехи, Канада еще не достигла гендерного паритета. В отчетах Канады о выполнении основных многосторонних соглашений в области прав человека группа международных экспертов обнаружила немало примеров нарушений прав женщин. По мнению экспертов, самыми уязвимыми местами являются феминизация бедности, несоблюдение принципа равной платы за равный труд, ущемление прав иммигранток и представительниц коренных народов11.

Сходные проблемы обозначены и в докладе о гендерном неравенстве (The Global Gender Gap Report) 2011 г. авторитетного Всемирного экономического форума. Доклады издаются ежегодно для сопоставления положения женщин и мужчин в 135 странах мира. При анализе используются четыре показателя: участие в экономической жизни и продвижение по службе; доступ к образованию; политическое представительство; состояние здоровья. В 2011 г. Канада заняла 18-е место в рейтинге – достойное, но не лидирующее, оказавшись позади Лесото, Филиппин и Южной Африки.

Особенно заметны гендерные перекосы в сфере занятости. По соотношению оплаты труда у женщин и мужчин Канада оказалась на 38-м месте. Асимметрия обнаружена также при продвижении по службе, найме на работу, в сфере управления и предпринимательства, при распределении доходов.

По политическому представительству Канада оказалась на 32-м месте, несмотря на то, что после выборов 2011 г. число женщин – депутатов парламента достигло рекордной за последние два десятилетия цифры – 25% от общего числа законодателей12. В идеале представительство женщин и мужчин в политике должно быть пропорционально количеству лиц каждого пола в общей численности населения страны, при необходимом минимуме в 30% от общего состава законодательной и исполнительной власти для каждой гендерной группы. Процент женщин-парламентариев в Канаде ниже необходимого минимума, в то время как в Швеции, например, лидирующей по уровню политического представительства женщин, этот коэффициент равен 45%.

Пожалуй, самой болезненной темой в контексте выполнения Канадой международных обязательств по правам человека является политика Оттавы в отношении коренных жительниц страны. Показатели продолжительности жизни, состояния здоровья и образовательного уровня среди представительниц Первых Наций (First Nations – так называются в Канаде коренные народы) значительно ниже, чем в других женских группах. Уровень безработицы среди коренных жительниц вдвое выше и они втрое чаще подвергаются домашнему насилию. Лишь 9% женщин коренных народов в возрасте 25 лет имеют университетское образование (в других женских группах такие дипломы получают в среднем 20% общего состава)13. Кроме того, индейские женщины нередко сталкиваются с нарушениями своих имущественных и статусных прав. Дело в том, что «статусные индейцы» в Канаде являются членами официально зарегистрированных общин (bands), проживают на территории резерваций с племенным самоуправлением и имеют ряд привилегий, в том числе освобождение от налогов. Коренные народы гордятся и дорожат своим статусом. Исторически сложилось так, что индейские женщины теряли свой статус в случае брака с нестатусными индейцами или лицами другого этнического происхождения. Хотя законы 1985 г. и отменили эти дискриминационные положения, в реальной жизни иногда происходит лишение женщин статуса при замужестве.

Ущемление прав женщин-аборигенов – только часть общего подхода правительства к проблемам коренных жителей. Упомянутая выше группа экспертов, анализировавшая отчеты Канады о выполнении соглашений по правам человека, обнаружила многочисленные нарушения международных норм и стандартов, принятых в отношении коренных жителей в целом. Речь идёт об их территориальных правах, праве на природные ресурсы, ключевых социально-экономических и политических требованиях. Особенно важными являются претензии коренных народов на земли их традиционного проживания. В предыдущие десятилетия правящие круги бόльшую часть этих претензий отвергли.

При обсуждении Декларации ООН о правах коренных народов (2007 г.) делегация Канады заняла бескомпромиссную позицию и голосовала «против», также как и делегации Австралии, Новой Зеландии и США. Канадское руководство выразило несогласие с тремя статьями: 19-й (о необходимости получения поддержки коренного населения при принятии государственных решений, затрагивающих их интересы), 26-й и 28-й (о праве коренных народов на земли, территории и ресурсы, которые им принадлежали или ими использовались)14. Правительство дало понять, что опасается новых территориальных требований со стороны индейских выборных вождей и организаций коренного населения и не хочет новых переговоров. Несмотря на протесты коренных жителей и давление международного сообщества, отношение С. Харпера к Декларации оставалось неизменным до 2010 г. К тому времени Австралия и Новая Зеландия официально поддержали Декларацию, а США объявили о своем намерении присоединиться к ней. Не желая оставаться в одиночестве, в сентябре 2010 г. правительство Канады всё-таки одобрило документ, специально оговорив, что будет применять его принципы в соответствии с Конституцией и правовой системой своей страны. Такая позиция в отношении коренных народов явно контрастирует с общей установкой Оттавы на защиту прав меньшинств.

Что важнее: торговля или права человека?

Возникают вопросы и о соотношении торгово-экономических интересов Канады с декларируемыми правительством принципами соблюдения прав человека. Стоит ли продолжать деловые связи и политические контакты со странами – нарушителями прав человека? Следует ли применять против них какие-либо санкции? Как внедрять эти принципы в канадские программы помощи развитию? Эти аспекты, как, впрочем, и сама тематика прав человека, мало волновали политическую элиту страны вплоть до середины 1970-х гг. После Второй мировой войны, по свидетельству У. Шабаса, в Министерстве иностранных дел Канады просто не было правозащитной традиции. «Даже такие выдающиеся дипломаты как Л. Пирсон, Э. Рейд, Дж. Игнатьев не считали Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. действительно важным документом. Ни один из них не упоминает о ней в своих мемуарах. Их гораздо больше интересовали такие процессы, как создание Берлинского воздушного моста (после блокады наземного транспортного сообщения с Западным Берлином советскими войсками в 1948 г. – Е. И.) и образование НАТО»15. Канадские внешнеполитические инициативы того времени не затрагивали спорных прецедентов.

Благодаря достижению военно-стратегического паритета между США и СССР, развитию процессов разрядки международной напряженности и освобождению от колониальной зависимости многих стран на успех во взаимном противостоянии социалистических и западных стран начали влиять невоенные факторы: демократичность политической системы, устойчивость экономики, привлекательность образа жизни. Возросло политическое и пропагандистское значение проблемы прав человека, проявлением чего стала правозащитная риторика президента США Дж. Картера (1977–1981 гг.) и включение проблемы прав человека в приоритеты внешней политики Норвегии и Нидерландов.

Более пристальное внимание на права человека политический истеблишмент Канады обратил при правительстве Б. Маруни (1984–1993 гг.), известном независимой позицией в отношении апартеида в ЮАР. Слова Б. Малруни: «Канада больше не будет субсидировать репрессии и подавление демократии»16, – прозвучавшие на совещании стран Содружества в 1991 г., стали определенной вехой в формировании подхода к странам, нарушающим права человека. Никаких комментариев относительно практического применения этой установки сделано не было. CМИ истолковали это высказывание как официальное признание взаимосвязи программ помощи и обязательств по соблюдению прав человека.

Либералы во главе с Ж. Кретьеном дали свой ответ на сакраментальный вопрос: «Что важнее: торговля или права человека?». Было придумано концептуальное обоснование, опиравшееся на идеи американского политолога и социолога, основоположника теории модернизации С. Липсета (1922–2006 гг.). Тезисы С. Липсета, что богатство – необходимый компонент политической свободы и чем выше благосостояние нации, тем больше у нее шансов на поддержание демократии, были интерпретированы следующим образом: стабильная экономика является предпосылкой соблюдения прав человека. А потому надо делать ставку на развитие эффективной экономики даже в тех странах, где нарушаются демократические свободы. Была разработана и соответствующая тактика осуществления прогрессивных преобразований без ущемления интересов торговли – диалоги по правам человека (Human Rights Dialogues). В качестве адекватного ответа на нарушение прав человека предлагались не санкции и не разрыв отношений с авторитарными режимами, а деловые контакты с ними в сочетании с многосторонними и двусторонними требованиями проведения в этих странах демократических реформ.

Правительство заметно активизировало внешнеэкономическую деятельность. Во внешне­политическую повестку дня того времени прочно вошли визиты за рубеж престижных торговых делегаций политиков первого ранга, включая премьер-министра, – они назывались «Сборная Канады» (Team Canada). В 1995 г. на встрече стран АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) министр иностранных дел Канады А. Уэллет энергично поддержал стратегию «конструктивного взаимодействия» с развивающимися государствами даже если в них не соблюдаются международно-правовые нормы.

Линию на обеспечение торгово-экономических интересов страны за счет политики защиты прав человека – а иногда и в ущерб ей – продолжило правительство Стивена Харпера. По мнению канадского ученого Д. Уэбстера, различия между либералами и консерваторами заключались лишь в тактических приемах: либералы пытались встроить правозащитный аспект в торговые переговоры, часто конфиденциальные, а консерваторы использовали публичную жесткую риторику против государств-нарушителей17. При этом в подходе С. Харпера наблюдались двойные стандарты. С одной стороны, Оттава резко критиковала авторитарный режим Ирана и (в первые три года пребывания С. Харпера у власти) подавление прав человека в КНР, а с другой – слабо и, скорее, формально реагировала на незаконные казни, убийства и насилие в Колумбии, поскольку в это время шла подготовка двустороннего соглашения о свободной торговле (подписанного в ноябре 2008 г.).

Интересы торговли для канадских правительств, действительно, были приоритетными. Вспомним, например, о канадско-индонезийских деловых связях во время индонезийского террора в Восточном Тиморе18. Премьер-министр Канады П. Э. Трюдо (1968–1984 гг.), автор многих смелых и неординарных внешнеполитических инициатив, объявил Индонезию зоной особого внимания. Он энергично продвигал идею расширения связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, высоко оценивая их экономический потенциал и богатые природные ресурсы. Двусторонние отношения развивались быстрыми темпами: к середине 1970-х Канада выходит на четвертое место по объемам инвестиций в Индонезии, а Индонезия становится третьим по размерам выделяемых средств получателем канадской помощи.

Интервенция индонезийских войск в Восточном Тиморе сопровождалась жесточайшим насилием: за 25 лет оккупации погибла треть населения19. Канада продолжала деловые контакты с правительством Х. Сухарто, несмотря на установленный им террор, и даже оказала ему политическую поддержку. Подменяя требование о выводе индонезийской армии невнятными высказываниями об освобождении политических заключенных, канадские делегации в ООН голосовали против предоставления Восточному Тимору права на само­определение.

Между тем набирало силу движение солидарности с жителями Восточного Тимора, в котором приняли участие многие религиозные, профсоюзные и антивоенные организации Канады. Возмущение общественности достигло апогея в 1991 г. после показа канадской радио­вещательной корпорацией расстрела демонстрации в столице Восточного Тимора г. Дили. Под нажимом общественности премьер-министр Канады Б. Малруни принял половинчатое решение: заморозил обещанную Индонезии помощь в размере 30 млн. долл., заявив об увязке вопросов торговли с проблемами соблюдения прав человека, но при этом оставил нетронутыми текущие проекты. Санкции не нанесли ущерба общему объему торговли между странами, и Индонезия осталась одним из главных экономических партнеров Канады в АТР.

Деловое взаимодействие было продолжено при правительстве Ж. Кретьена, которое отказалось ввести эмбарго на поставки оружия Индонезии.

Таким образом, ни одно из канадских правительств, иногда вопреки принципам защиты прав человека, не предприняло шагов, которые могли бы помешать развитию торгово-экономического сотрудничества.

Та же тенденция реализуется в канадско-китайских отношениях. В 1970 г. Канада первая из западных стран установила дипломатические отношения с КНР. Последующие десятилетия двусторонние связи успешно развивались, и сейчас Китай становится крупнейшим после США торгово-экономическим партнером Канады. В 1981 г. официальные лица Канады резко осудили разгон студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь, однако санкции Оттавы были значительно мягче санкций ЕЭС, США и Японии, носили в основном символический характер и практически не повлияли на двусторонние отношения.

Заметное охлаждение началось с приходом к власти консерваторов во главе со Стивеном Харпером. Он решил разыграть китайскую карту, чтобы укрепить правозащитный имидж Канады и продемонстрировать отличия своей позиции от подхода либералов (правительство его предшественника, Жана-Лу Кретьена, активно налаживало экономический диалог, отодвинув проблему подавления демократических свобод в Китае на задний план). С. Харпер жестко критиковал Китай за нарушения прав человека и интеллектуальной собственности, коммерческий шпионаж, преследования инакомыслящих и независимых СМИ. Противоречия усугубились, когда в сентябре 2006 г. тибетскому Далай-ламе XIV было присвоено звание почетного гражданина Канады. Китайская сторона восприняла такие действия как недружественные, и даже как вмешательство в свои внутренние дела20. Возмутило Пекин и то, что С. Харпер отказался посетить Олимпийские игры 2008 г. в Китае. Период обострения отношений привел к серьезным экономическим и политическим последствиям.

Замораживание многих проектов, затруднение движения экспорта в Китай, рост дисбаланса во взаимной торговле вызвали беспокойство канадских предпринимателей, особенно на фоне роста торгово-инвестиционных обменов Китая с другими странами. Деловые круги Канады считали, что федеральное правительство обязано улучшить отношения с Китаем.

И Стивен Харпер, приняв во внимание растущую роль КНР в глобальной экономике и политике, взял курс на возобновление двусторонних связей, приглушив, а затем практически сведя на нет критические акценты. Ни правительство, ни СМИ, ни общественность не вспомнили о 20-летней годовщине расстрела демонстрации на площади Тяньаньмэнь и не среагировали на действия китайских властей, ограничивших распространение информации об этом событии. Новая тональность официальных заявлений и освещений СМИ позволила сдвинуть с мертвой точки двусторонние отношения. Визит С. Харпера в Китай в декабре 2009 г. стал для обеих стран признанием ошибочности прежней позиции канадского премьер-министра, допускавшего резкие публичные высказывания в адрес китайского руководства в связи с подавлением прав человека21.

Вторая поездка С. Харпера в Китай в феврале 2012 г. подвела черту под канадско-китайскими разногласиями. В ходе визита было окончательно решено заключить двустороннее соглашение о продвижении и охране иностранных инвестиций (Foreign Investment Protection Agreement – FIPA) и подписано свыше 20 других коммерческих сделок с участием около 50 фирм на сумму более трех млрд. долл.22

Результаты визита были столь значительными, что обе стороны заявили о «новом этапе сотрудничества» и «о стратегическом партнерстве», в первую очередь в области использования канадских природных ресурсов. За последние два года государственные компании КНР вложили около 10 млрд. долл. в разработку битуминозных песков (пров. Альберта) и сланцевого газа (пров. Британская Колумбия). Такое взаимодействие было решено расширить. Был также подписан протокол об увеличении поставок в Китай канадской урановой руды. Руководство КНР даже поставило вопрос о заключении договора о свободной торговле, однако С. Харпер ответил уклончиво, хотя и подтвердил свое намерение диверсифицировать торговлю энергоресурсами, до сих пор целиком ориентированную на США.

Ценой вопроса было полное отступление С. Харпера от правозащитной риторики предыдущих лет. Как отмечала газета Globe and Mail, накануне поездки премьер-министр обещал показать, что «канадские ценности важнее, чем всемогущий доллар», однако этого не произошло23. Канадские СМИ писали, что вопрос о правах человека публично не поднимался. Официальные лица ни разу не упомянули имя китайского правозащитника, политзаключенного Лю Сяобо (Liu Xiaobo), награжденного Нобелевской премией мира за 2010 г. Не возник и вопрос о канадском гражданине уйгурского происхождения Хусейне Селиле (Husseyin Celil), находящемся в заключении с 2006 г. и не имеющем связи с консульством Канады. Сам С. Харпер постарался убедить общественность в том, что эти и другие сюжеты обсуждались на конфиденциальных встречах с руководством КНР, однако никакие детали не сообщались. Было очевидно, что тема прав человека заняла весьма незначительное место или вообще была снята с повестки дня китайско-канадских переговоров.

Отступлений и компромиссов Оттавы в правозащитной сфере ради достижения внешнеэкономических целей можно еще найти немало. В заключение упомянем только канадско-кубинские отношения. Известно, что из всех государств Северной и Южной Америки лишь Мексика и Канада отказались от присоединения к экономической блокаде Кубы, объявленной США в 1961 г. Несмотря на это, канадско-кубинское взаимодействие развивалось потом не слишком интенсивно. Диалог, который начал было налаживаться в 1998 г. во время визита Ж. Кретьена на Кубу, вскоре прервался из-за сурового публичного осуждения канадским премьер-министром политики преследования Гаваной диссидентов и инакомыслящих. Тональность высказываний Оттавы аналитики объяснили слабой заинтересованностью в развитии двусторонних экономических контактов и противодействием их расширению со стороны США.

* * *

Для деятельности Канады в правозащитной сфере характерен некоторый разрыв между риторикой и практикой.

Международные инициативы Канады в этой области, несмотря на их ограниченность, способ­ствовали поиску решений многих сложных и болезненных проблем, а приверженность принципам международного права составляла выгодный контраст с основанным на односторонних действиях подходом США.

Однако, выступая на международной арене с конструктивными и новаторскими предложениями, Оттава далеко не всегда придерживается декларированных принципов при формировании внутренней и внешнеэкономической политики. Главная проблема для Канады связана с приведением национального законодательства и его применения в соответствие с международными стандартами.

Строя свои отношения с развивающимися странами, Оттава явно отдает предпочтение торгово-экономическим интересам, ради них отступая от принципов защиты прав человека, которым отводится второстепенная роль при достижении конкретных внешнеполитических целей.

В политике Оттавы прослеживаются и двойные стандарты: снисходительная реакция на нарушения в странах, приоритетных для развития экономики, сочетается с резким осуждением и санкциями в отношении стран, имеющих с этой точки зрения меньшее значение.


1 Факультативный Протокол к Конвенции о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин касается рассмотрения жалоб на нарушения прав, предоставленных в рамках Конвенции.

2 Первый документ относится к участию детей в вооруженных конфликтах, второй охватывает вопросы торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/ .

4 Schabas, W. Canada’ Contribution to International Law // Canada among Nations 2008. 100 Years of Canadian Foreign Policy / Ed. by R.Bothwell and J.Daudelin. McGill-Queen’s University Press. Montreal&Kingston-London-Ithaca, 2009, p. 151.

5 Международное публичное право / Отв. ред. К.А. Бекяшев. 3-е изд. М., 2004.

Согласно определению Международного Комитета Красного Креста (в Комментариях к Дополнительным протоколам I и II к Женевским конвенциям), под международным гуманитарным правом понимаются «установленные договорами или обычаем международные нормы, которые специально предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся непосредственным результатом конфликтов международного или немеждународного характера, и которые, по гуманитарным соображениям, ограничивают право сторон, находящихся в конфликте, использовать методы и средства войны по своему выбору и защищают лиц и имущество, затронутых или могущих быть затронутыми конфликтом» (Commentary on the Additional Protocols 8 June 1977 // Geneva, ICRC, 1987. P. XXVII).

6 Касьянова А. А. Канада и «безопасность личности»: концепция и политика // США – Канада: экономика, политика, культура. 2002. №8. С. 36–53.

7 Исраелян Е. В. Права человека во внешней политике Канады // США – Канада: экономика, политика, культура. 2012. №5. С. 90–100.

8 Roth, K. Human Rights in Canadian Foreign Policy // Canada among Nations 2009-2010. As Others see us / Ed. by Hampson, F. and Heinbecker, P. McGuill-Queen’s University Press, 2010, p. 337.

9 Collins, M. «Gender Equality», «Child Soldiers» and «Humanitarian Law» are Axed from Foreign Policy Language // July 29, 2009. – http://embassymag.ca/page/view/foreignpolicy-7-29-2009.

10 Vandergrift, K. Canada's record on children's rights under UN review // Embassy, September 19, 2012. – http://www.embassymag.ca/opinion/2012/09/19/childrens-rights-record-under-un-review/42392?absolute=1.

11 Human rights treaty implementation: The Consensus on Canada (Law Sheet). The Poverty and Human Rights Centre, 2007, p. 5.

12 Hausmann, R., Tyson, L., Zahidi, B. The Global Gender Gap Report 2011. World Economic Forum Geneva, Switzerland, 2011. – http://www3.weforum.org/docs/WEF_GenderGap_Report_2011.pdf.

13 Women in Canada 2010–2011: A Gender-based Statistical Report. – http://www.swc-cfc.gc.ca/rc-cr/stat/wic-fac-1011/index-eng.html.

14 Gavai, A. UN indigenous statement U-turn considered // Embassy, March 17, 2010. – http://embassymag.ca/page/view/indigenous-03-17-2010.

15 Schabas, W. Canada and the Adoption of the Universal Declaration of Human Rights // McGILL Law Journal,Vol. 43, 1998, p. 441. – http://lawjournal.mcgill.ca/documents/43.Schabas.pdf.

16 Webster, D. Canada and Bilateral Human Rights Dialogues // Canadian Foreign Policy, vol. 16, № 3, Fall 2010, p. 45.

17 Ibid., p. 53.

18 Бывшая португальская колония, Восточный Тимор провозгласил свою независимость в 1975 г., но сразу же был оккупирован индонезийской армией и объявлен провинцией Индонезии. Только в 2002 г., после референдума о самоопределении, Восточный Тимор был официально признан независимым государством.

19 Webster, D. Self-fulfilling prophecies and human rights in Canada’s foreign policy. Lessons from East Timor // International Journal, vol. LXV, № 3, Summer 2010, p. 743.

20 Немова Л. А. Новый этап в отношениях Канады с Китаем // Канадский ежегодник. Труды Российского общества изучения Канады / Под ред. В. А. Коленеко. Вып. 13. М., 2009. С. 42–43.

21 Там же. С. 52.

22 Fekete, J., Kennedy, M. Canada wary as Chinese unexpectedly raise free-trade talks // The Gazette. Postmedia News. February 9, 2012.

23 Mackinnon, M. Beyond the pandas: Stephen Harper’s China visit heavy on trade, light on human rights // The Globe and mail. February 11, 2012. – http://www.theglobeandmail.com/news/politics/beyond-the-pandas-stephen-harpers-china-visit-heavy-on-trade-light-on-human-rights/article2335106.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.