Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2012

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕКОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В США

Н. А. Судакова, к.э.н., научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется роль предприятий некорпоративного сектора в социально-экономическом развитии США в условиях обострения международной конкуренции и роста глобализации.

Ключевые слова: некорпоративные формы организации бизнеса, инновационная экономика, экономика знаний, предпринимательская активность, самозанятость, малый бизнес

THE SOCIAL AND ECONOMIC IMPORTANCE OF THE ENTERPRISES OF UNINCORPORATED SECTOR IN THE USA

Sudakova Natalia,
Ph.D. (Economics),
Research Fellow, Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article analyses the role of the enterprises of unincorporated sector in social and economic development of the USA in the conditions of an aggravation of the international competition and globalization growth.

Keywords: unincorporated business entities, innovative economy, knowledge-based economy, entrepreneurial activity, self-employment, small business.

Высокая социально-экономическая значимость предприятий некорпоративного сектора США (индивидуальных предприятий, партнерств различных видов, компаний с ограниченной ответственностью и др.) определяется, прежде всего, их основным вкладом в общий уровень предпринимательской активности. В силу своих организационно-управленческих особенностей некорпоративные формы организации бизнеса являются наиболее удобными и приемлемыми формами для организации собственного дела. В последнее время все большее число стартовых компаний создаются именно в данных формах.

Предприниматели всегда играли и продолжают играть ключевую роль в развитии Соединенных Штатов. Благодаря высокому уровню предпринимательской активности появляются инновации, значительно улучшающие качество жизни, создаются новые рабочие места, повышается уровень самозанятости населения, растет производительность труда, пополняются бюджеты всех уровней, укрепляются конкурентные позиции страны на мировом рынке и т.д. Известный американский экономист, профессор экономики и управления Массачусетского технологического института Л. Туроу, отмечает, что “пока в обществе не сформировалась институциональная замена индивидуальному предпринимательству как источнику перемен”1.

Предпринимателей можно встретить практически во всех сферах деятельности. Такие факторы, как высокий уровень общего и специального образования, существенные темпы прироста населения (по прогнозам, к 2050 г. оно увеличится на 28%)2, стремление к достижению материального благополучия и самореализации, значительная активность женщин в деловой сфере3, развитие информационно-коммуникационных технологий способствуют высокой предпринимательской активности и появлению разнообразия видов бизнеса.

В последнее время все большую популярность приобретают такие виды бизнеса, как надомный и семейный4. Надомный бизнес особо привлекателен для женщин, стремящихся совмещать карьеру и воспитание детей, поэтому в США порядка 70% данного вида бизнеса принадлежит женщинам. Порядка 175 американских компаний из списка 500 крупнейших компаний, публикуемого ежегодно журналом “Форчун”, принадлежат одной семье или управляются одной семьей5.

Несмотря на значительное снижение общего уровня предпринимательской активности в США в результате финансово-экономи­ческого кризиса 2008–2009 гг., в настоящее время этот уровень гораздо выше, чем у основных конкурентов – большинства развитых стран Европы и Японии. Для США индекс полной предпринимательской активности на ранней стадии развития компании (total early-stage entrepreneurial activity)6 составил 7,6% в 2010 г. и превысил средний показатель по странам с инновационной экономикой (5,5%). Более высокие индексы среди таких стран имеют Исландия (10,6%), Норвегия (7,7%), Австралия (7,8%). Ведущие европейские страны и Япония значительно отстают от лидеров: Италия – 2,3%, Испания – 4,3%, Великобритания – 6,4%, Франция – 5,8%, Япония – 3,3%.

В 2010 г. на возрастную группу от 25 до 34 лет пришлась наибольшая доля предпринимательской активности на ранней стадии развития компании (29,4% общего количества вовлеченных в предпринимательство на ранней стадии развития компании). Индекс предпринимательской активности для мужчин составил 6,7% (на 2,1% ниже, чем в 2009 г.), а для женщин – 5,6% (на 0,6% выше, чем в 2009 г.). По последним данным различными видами предпринимательской активности в общей сложности занято 25% взрослого населения США.

Ежегодно благодаря усилиям предпринимателей в США возникает 500-700 тыс. новых предприятий, которые создают новые рабочие места. По данным Бюро трудовой статистики США на долю малых, преимущественно быстрорастущих, компаний, пришлось 64% (11,8 млн.) из 18,5 млн. новых рабочих мест, созданных в период с 1993 по 2011 гг. При этом более чем две трети новых рабочих мест возникло в результате расширения существующего бизнеса, а оставшаяся часть – в результате ликвидации действующих предприятий и возникновения новых.

Предпринимательская деятельность в США осуществляется как в масштабах крупных, так и малых предприятий, принимающих различные организационные формы. Однако принцип индивидуализма, согласно которому интересы общества определяются и достигаются в конкурентной борьбе за достижение собственных интересов между многочисленными, предпочтительно малыми предприятиями, а также принцип свободы занятия бизнесом, составляющие основу ценностей американского общества, в наибольшей мере воплощаются в некорпоративных формах бизнеса, и, прежде всего, в форме индивидуального предприятия. Данная форма организации бизнеса является в США самой массовой. Для создания индивидуального предприятия не требуется никаких регистрационных формальностей. Как пишет П. Самуэльсон, “чтобы стать единоличным собственником, вам ни у кого не нужно просить разрешения. Просто в одно прекрасное утро вы просыпаетесь и говорите себе: “Сегодня я начинаю дело”. И вы действительно его начинаете”7.

По данным Бюро переписи населения США в 2008 г. насчитывалось 22,6 млн. индивидуальных предприятий несельскохозяйственного сектора (71,8% общего числа фирм), при этом число партнерств составило 3,1 млн. (9,8%), а корпораций - 5,8 млн. (18,4%)8. В целом на некорпоративный сектор пришлось 81,8% общего числа предприятий.

Количественное соотношение предприятий основных организационных форм поддерживается в относительном равновесии уже на протяжении длительного времени. Наряду с тем, что общее число фирм в США за период с 1985 по 2008 гг. увеличилось почти в два раза, соотношение численности корпораций, партнерств и индивидуальных предприятий изменилось незначительно. Так, доли корпораций и партнерств в общем количестве предприятий снизились на 0,9% и 0,1% соответственно, а доля индивидуальных предприятий возросла на 1,0% (см. табл. 1). Представляется, что существование относительного баланса между основными организационными формами предприятий позволяет американской экономике стабильно развиваться и занимать лидирующие позиции на мировом рынке.

Предприятия некорпоративного сектора вносят наибольший вклад в динамику общей численности предприятий. За период с 1985 по 2008 гг. количество индивидуальных предприятий увеличилось на 89,6%, партнерств – на 83,5%, а корпораций - на 78,4% (см. табл. 1).

Одновременно нельзя не отметить, что корпоративные структуры вносят решающий вклад в результаты хозяйственной деятельности в национальном масштабе и продолжают укреплять свои позиции в условиях становления постиндустриальной экономики на инновационный путь развития, но уже в модернизированном виде с приобретением новых качеств.

Так, по данным Бюро переписи населения США в 2008 г. на корпорации пришлось 81,3% общего объема валового дохода и 57,6 % общего объема чистой прибыли всех предприятий, при этом соответствующие доли партнерств составили 14,8% и 26,9%, индивидуальных предприятий – 3,9% и 15,5%.

Таблица 1.
Соотношение численности предприятий различных организационных форм в экономике США

Организационные формы предприятий

1985

2008

Прирост за 23 года

Кол-во*, тыс.

Доля, %

Кол-во*, тыс.

Доля, %

Прирост, %

Изменение доли, %

Индивидуальные предприятия**

11929

70,5

22614

71,5

89,6

1,0

Партнерства

1714

10,1

3146

10,0

83,5

- 0,1

Корпорации

3277

19,4

5847

18,5

78,4

- 0,9

Всего

16920

100

31607

100

86,8

-

*Количество предприятий определяется по количеству заполненных и представленных в налоговые службы деклараций.

** Служба внутренних доходов США относит предприятия, находящихся в собственности одного лица, к двум категориям: несельскохозяйственные (нефермерские) и сельскохозяйственные (фермерские) индивидуальные предприятия. До 1980 г. в статистику включались помимо несельскохозяйственных также сельскохозяйственные предприятия в индивидуальном владении.

Рассчитано по: Census Bureau. Statistical Abstract of the United States, 2012. - P. 491. - Table 744.

О большой экономической значимости корпораций, и в особенности крупных корпораций, свидетельствуют следующие данные. В 2007 г. на корпорациях было занято 83,1% общего количества наемных работников и было выплачено 85,5% общего объема заработной платы. При этом на 1,13 млн. крупных корпораций (19,2% общего числа корпораций и 3,5% общего числа предприятий) с валовым доходом от бизнеса 1 млн. долл. и выше пришлось 96,5% общего объема валового дохода всех предприятий.

Валовой доход большей части партнерств (53% общего числа партнерств в 2007 г.) не превышает 25 тыс. долл. в год. На партнерства приходится 10,1% общего количества наемных работников и 9,5% общего объема выплачиваемой заработной платы. Известны случаи организации весьма крупных партнерств c многомиллиардными доходами, но их значительно меньше, чем крупных корпораций. В частности, в качестве партнерств зарегистрированы многие ведущие аудиторские фирмы, включая те, которые входят в число "большой четверки" транснациональных консалтингово-аудиторских компаний (например, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young). В 2007 г. только у 8,4% партнерств валовой доход составил 1 млн. долл. и выше.

Индивидуальные предприятия вырастают до крупных размеров крайне редко. В 2007 г. только 0,6% предприятий в единоличной собственности имели валовой доход 1 млн. долл. и выше. При этом большинство индивидуальных предприятий (68,1%) относились к категории малых с валовым доходом до 25 тыс. долл. В целом на индивидуальные предприятия пришлось 4,4% общего количества наемных работников и 2,8% общего объема выплачиваемой заработной платы.

Высокая значимость предприятий некорпоративного сектора для экономики США обусловлена тем, что они составляют основную долю малого бизнеса и предприятий без наемных работников. Деятельность именно таких предприятий служит важным фактором поддержания стабильности экономики и обеспечения ее динамичного развития.

Согласно официальной статистике Администрации по делам малого бизнеса США к малому бизнесу относятся предприятия с числом занятых до 500 человек9. Кроме того, предприятие должно отвечать следующим требованиям: цель его организации – получение прибыли; оно ведет бизнес на территории США и осуществляет значительный вклад в американскую экономику, уплачивая налоги и используя американские товары, материалы, рабочую силу.

Значимость малого бизнеса для развития экономики США трудно переоценить. В целом по стране на малые фирмы приходятся 99,7% всех фирм с наемными работниками и 99,9% общего числа фирм (включая фирмы с привлечением и без привлечения наемных работников). В настоящее время в малом бизнесе создается более половины рабочих мест и выплачивается 42,9% совокупной заработной платы по стране. На малый бизнес приходится около половины ВВП несельскохозяйственного сектора, 33% внешнеэкономического оборота страны. 98 % всех участников внешнеэкономических отношений составляют малые предприятия10.

Бюро переписи населения США определяет предприятия без наемных работников как предприятия, не имеющие наемного персонала, выступающие объектом федерального налогообложения, ежегодный объем продаж которых составляет не менее 1 тыс. долл. (1 долл. – в строительной промышленности). На предприятия без наемных работников, согласно статистике, приходится всего лишь 3% общего объема валового дохода. Однако по числу предприятий они лидируют по сравнению с предприятиями, привлекающими наемных работников, и составляют почти три четверти общего количества фирм. Большинство предприятий без привлечения наемного труда являются совсем мелкими и принадлежат предпринимателям, работающим не по найму. Часть данных предприятий являются основным источником дохода для владельца11. Таким образом, предприятия без наемных работников выполняют важную социальную роль, способствуя повышению самозанятости населения.

Как отмечает российский экономист А.Ю. Давыдов, “сегодня динамичность развития экономической системы определяется не только темпами роста ВВП, но и эффективностью существующего механизма обеспечения экономического роста, стабильностью его работы”12. Высокие темпы возникновения и ликвидации предприятий являются показательной характеристикой стабильного динамичного развития экономики США. По данным официальной статистики в 2009 г. в США было создано 552,6 тыс. фирм и ликвидировано – 660,9 тыс. фирм с наемными работниками, число банкротств составило 60,8 тыс. от общего числа предприятий. При этом предприятия без наемных работников создаются и ликвидируются в три раза чаще, чем предприятия с наемными работниками, поскольку для них не составляет большого труда войти в бизнес и ликвидировать его. Таким образом, они вносят существенный вклад в поддержание стабильного развития экономики. Высокие темпы фирмооборота позволяют высвобождать ресурсы для создания новых конкурентоспособных и продуктивных предприятий, динамично реагирующих на меняющиеся рыночные предпочтения и использующих новые прогрессивные технологии, а также демонстрируют способность экономики к самообновлению.

Рассмотрим статистические данные относительно фирм с наемными работниками и без наемных работников и особенностей их распределения по формам организации бизнеса, которые ежегодно публикуют Бюро переписи населения США и Администрация по делам малого бизнеса. В 2008 г. общее число предприятий без наемных работников составило 21,4 млн., из них индивидуальные предприятия – 18,8 млн., корпорации - 1,4 млн., партнерства – 1 млн. (см. таблицу 2).

Как видно из таблицы, подавляющее большинство предприятий без использования наемного труда (93,2%) составляют предприятия некорпоративного сектора.

Таблица 2.
Соотношение предприятий без наемных работников по формам организации бизнеса, 2008 год


Предприятия без наемных работников

Форма организации

бизнеса

Количество, млн.

Доля,%

Все предприятия

Индивидуальные предприятия

Партнерства

Корпорации

21,351

18,809

1,088

1,454

100

88,1

5,1

6,8

Рассчитано по: U.S. Census Bureau, Nonemployer Statistic, 2008.

Если рассматривать фирмы с привлечением наемных работников, то на долю индивидуальных предприятий и партнерств приходится 28% общего количества предприятий с наемными работниками и 28,2% общего количества малых предприятий с наемными работниками (см. таблицу 3).

Таблица 3.
Количество фирм с наемными работниками по типам бизнеса и формам организации предприятий в 2007 году (кол-во – тыс., доля - %)


Тип бизнеса

Количество предприятий


Индивидуальные предприятия

Партнерства

Корпорации

Другие формы*

Кол-во

Доля от общего числа предприятий

Кол-во

Доля от общего числа фирм

Кол-во

Доля от общего числа фирм

Кол-во

Доля от общего числа фирм

Все типы бизнеса

6049

1072

17,7

626

10,3

4266

70,5

85

1,5

Малый бизнес


6031

1071

17,8

625

10,4

4251

70,5

84

1,3

*К другим формам организации бизнеса относятся правительственные организации, предприятия, не подлежащие налогообложению и все остальные формы, предусмотренные налоговой классификацией.

Рассчитано по: U.S. Small Business Administration, Office of Advocacy, U.S. Census Bureau, Statistics of U.S. Businesses, 2007.

Заметная роль предприятий некорпоративного сектора в динамическом развитии экономики США подтверждается данными по основным показателям экономической деятельности предприятий различных организационных форм. В данном контексте особенно заметна возрастающая роль партнерств и их разновидностей.

Притом, что за период с 1980 по 2008 гг. доли корпораций в общем объеме валового дохода и чистой прибыли всех предприятий снизились на 8,5% и 21,5% соответственно, а доли индивидуальных предприятий – на 2,1% и 2,7%, доли партнерств возросли на 10,6% и 24,2% соответственно.

Темпы роста основных показателей экономической деятельности партнерств были весьма существенными в истории развития американской экономики. За рассматриваемый период данные показатели для партнерств выросли в 17,3 и 57,2 раза соответственно, тогда как они же в случае корпораций увеличились в 4,4 и 4,1 раза, а индивидуальных предприятий – в 3,2 и 4,8 раза соответственно (см. табл. 4).

Таблица 4.
Изменение индикаторов экономической деятельности предприятий в США

Организационные формы предприятий

1980

2008

Валовой доход

Чистая прибыль

Валовой доход

Чистая прибыль

Объем, млрд. долл.

Доля, %

Объем, млрд. долл.

Доля, %

Объем, млрд. долл.

Доля, %

Объем, млрд. долл.

Доля, %

Индивидуальные предприятия

411

6

55

18,2

1317

3,9

265

15,5

Партнерства

286

4,2

8

2,7

4963

14,8

458

26,9

Корпорации

6172

89,8

239

79,1

27266

81,3

984

57,6

Всего

6869

100

302

100

33546

100

1707

100

Рассчитано по: U.S. Census Bureau. Statistical Abstract of the United States, 2012. - P. 491. - Table 744.

Сегодня на фоне растущей конкуренции со стороны развитых стран Европы и быстроразвивающихся стран Азии в области разработки и внедрения новейших достижений науки и техники, необходимости преодоления последствий глобального экономического кризиса перед США на первом плане стоит задача сохранения мирового научно-технического лидерства. В решении этой задачи важную роль играют предприятия некорпоративного сектора, поскольку именно они составляют наибольшую долю малых инновационных фирм и компаний венчурного инвестирования, от активной деятельности которых во многом зависит успех коммерческой реализации нововведений и дальнейшее процветание экономики США.

Важно отметить, что некорпоративные формы организации бизнеса – наиболее приемлемые структуры для динамичной реализации новых идей и рисковых проектов. В отличие от корпораций они создаются быстро и просто, обладают высокой организационной и финансовой гибкостью, не приводят к образованию юридического лица, их доходы не облагаются налогом на уровне организации. Благодаря указанным преимуществам они способны быстро адаптироваться к меняющимся потребностям и в большей степени, чем крупные корпорации, склонны идти на риск создания, продвижения и инвестирования прорывных инноваций.

Известно, что рост наукоемкости американской экономики сопровождается повышением значимости человеческого фактора. Некорпоративные формы наиболее эффективны для реализации человеческого потенциала. Создание собственного дела в форме индивидуальных предприятий, партнерств различных видов, компаний с ограниченной ответственностью позволяет его владельцам держать под контролем текущую деятельность предприятия, принимать решения по стратегически важным вопросам, участвовать в прибылях и убытках компании. Благодаря этим преимуществам участники некорпоративного бизнеса получают возможность максимально реализовать личный интеллектуальный потенциал, профессиональные способности и экономический интерес. От принимаемых ими решений напрямую зависит успех и процветание компании. Кроме того, неограниченная личная ответственность владельцев некорпоративных предприятий за результаты ведения бизнеса стимулирует их действовать, прежде всего, в интересах предприятия и квалифицированно выполнять свои обязанности. Указанные особенности позволяют предприятиям некорпоративного сектора успешно конкурировать с представителями корпоративного бизнеса в условиях инновационной экономики.

Таким образом, социально-экономическая значимость предприятий некорпоративного сектора США обусловлена, прежде всего, их ключевым вкладом в общий уровень предпринимательской активности. Кроме того, деятельность компаний некорпоративного сектора служит значимым фактором динамического развития экономики и обеспечения ее стабильности, и что не менее важно, играет важную роль в поддержании мирового научно-технического лидерства США. Образуя основную массу предприятий в стране (81,7%) и основную долю компаний малого бизнеса и предприятий без наемных работников (93,2%), предприятия данного сектора поддерживают конкурентную среду, создают новые рабочие места, обеспечивают высокий уровень самозанятости населения, вносят ключевой вклад в динамику роста численности предприятий и показателей их экономической деятельности, активно участвуют в поиске, отборе новых идей и их выведении на рынок в виде готового продукта или услуги.


1 Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies, and Nations in a Knowledge-Based Economy//The Atlantic Monthly [Электронный ресурс]. - Vol.283, № 6. – 1999 (http://www.theatlantic.com/past/docs/issues/99jun/9906thurow.htm).

2 U.S. Census Bureau. Statistical Abstract of the United States: 2012. - P. 9. - Table 3.

3 По статистике, в США примерно треть новых предприятий создаются женщинами, причем на протяжении последних двух десятилетий число фирм, принадлежащих женщинам, растет в среднем в два раза быстрее тех, которыми владеют мужчины.

4 По данным Бюро переписи населения за 2002 г. надомный бизнес составил 49,4% от общего числа опрошенных американских предприятий в количестве 16,7 млн. при доле предприятий в семейной собственности - 87%, в том числе семейные предприятия с одним владельцем составили большинство – 63,6%. (U.S. Census Bureau. 2002 Economic Census. Characteristics of Businesses. - P. 229).

5 Розенблатт П., де Мик Л., Андерсон Р., Джонсон П. Семейный бизнес в США/Пер. с англ. – М.: NOTA BENE, 2001. - С.14.

6 Индекс полной предпринимательской активности на ранней стадии развития компании ежегодно публикуется Всемирной исследовательской ассоциацией по предпринимательству (Global Entrepreneurship Research Association) и представляет собой сумму доли взрослого населения страны в возрасте от 18 до 64 лет включительно, вовлеченного в создание новых фирм, по меньшей мере, в течение 12 месяцев к моменту оценки, и доли населения этой же возрастной категории, уже участвующего в работе новых фирм в качестве владельцев минимум 4 месяца, по не более 3,5 лет. (Global Entrepreneurship Monitor. National Entrepreneurship Assessment for the United States of America 2010. Exclusive Report [Электронный ресурс]. - P. 17).

7 Самуэльсон П. Экономика. Том I. – М. НПО “Алгон”, ВНИИСИ “Машиностроение”, 1993. – С. 68.

8 U.S. Census Bureau, Statistical Abstract of the United States: 2012. - P. 491. - Table 744.

В целях статистического и налогового учета различные виды партнерств, организационные формы, основанные на базовой концепции партнерств, компании с ограниченной ответственностью с двумя и более участниками могут причисляться либо к партнерствам, либо к корпорациям, в зависимости от того, как они были классифицированы налоговой службой, а компании с ограниченной ответственностью с одним участником учитываются как индивидуальные предприятия.

9 Существуют уточненные величины для отдельных отраслей промышленности. Основными критериями отнесения к малому бизнесу является либо численность занятых, либо размер годовой выручки от продаж. Например, в отраслях обрабатывающей промышленности – не более 500 человек занятых, в оптовой торговле – не более 100 человек, в сельском хозяйстве объем выручки от продаж должен составлять не более 750 тыс. долл., в розничной торговле и в сфере услуг - не более 6,5 млн. долл.

10 Small Business Administration, Office of Advocacy, Frequently Asked Questions. – 2012 (http://www.sba.gov/sites/default/files/sbfaq.pdf).

11 http://www.sba.gov/advo/research/data.html (В статистику включены сельскохозяйственные предприятия).

12 Давыдов А.Ю. Факторы роста американской экономики // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2006. - №10. – С. 9.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.