Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2013

РОЛЬ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ1

Т. Б. Аничкина, кандидат политических наук,
младший научный сотрудник
Центра военно-политических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье проводится анализ роли ядерной энергетики в обеспечении экономического развития страны, энергетической (в том числе ресурсной) и экологической безопасности, физической безопасности объектов атомной инфраструктуры и поддержании режима нераспространения ядерного оружия.

Ключевые слова: ядерная энергетика, национальная безопасность, ядерное нераспространение, энергетическая безопасность.

THE ROLE OF NUCLEAR ENERGY IN THE CONTEXT OF RUSSIA’S NATIONAL SECURITY

Tatiana Anichkina,
Cand. Sc. (Political Science)
Junior Research Fellow, Center for Politico-Military Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences

e-mail:

Annotation. The paper investigates the role of nuclear energy in the Russia’s economic development, energy (including resource) and environmental security, physical safety of nuclear infrastructure and maintaining the nuclear nonproliferation regime.

Keywords: nuclear energy, national security, nuclear nonproliferation, energy security.

Начало второго десятилетия XXI в. стало не очень удачным для мировой атомной энергетики. Ее развитие затормозила авария на японской атомной электростанции (АЭС) «Фукусима-1», в результате чего некоторые страны решили полностью отказаться от атомных реакторов. Однако Россия не только не пошла по этому пути, но продолжила активно развивать свой сектор ядерной энергетики, строя новые АЭС и внедряя современные технологии.

Первый в мире атомный реактор по производству электроэнергии мощностью 5 МВт был запущен в Советском Союзе в 1954 г. В Обнинске. К середине 1980-х гг. В стране действовало уже 25 атомных реакторов. За десятилетие после трагедии в Чернобыле, произошедшей в 1986 г., в эксплуатацию была сдана лишь одна АЭС, что объяснялось острой нехваткой финансирования ядерной отрасли в связи с распадом СССР и общей экономической нестабильностью в стране.

Однако к концу 1990-х гг. кризис был преодолен за счет заключения договоров на строительство атомных реакторов в Китае, Индии и Иране. В начале XXI в. возобновилось строительство новых энергоблоков: первым был сдан в эксплуатацию энергоблок 1 Ростовской АЭС (2001 г.), за которым последовали энергоблок 3 Калининской АЭС (2005 г.), энергоблок Ростовской АЭС (2010 г.) и энергоблок 4 Калининской АЭС (2012 г.).

Сегодня в России действуют десять атомных электростанций – 33 энергоблока – общей мощностью более 24 тыс. МВт (см. табл. 1), которые вырабатывают около 16% всего производимого в стране электричества2. Эти десять АЭС находятся под управлением единого оператора – государственного концерна «Росэнергоатом», входящего в состав ОАО «Атомэнергопром», подконтрольного государственной корпорации «Росатом».

Таблица 1
Действующие АЭС России (на ноябрь 2012 г.)

АЭС, энергоблоки

Мощность, МВт

Дата ввода в эксплуатацию

Панируемая дата закрытия

Балаковская, 1-2

988

1986, 1988

2015, 2017

Балаковская, 3-4

988

1989, 1993

2018, 2023

Белоярская, 3

560

1981

2025

Билибинская, 1-4

11

1974–1977

2016-2019

Калининская, 1-2

950

1985, 1987

2029, 2031

Калининская, 3

988

2005

2034

Калининская, 4

950

2011

2041

Кольская, 1

432

1973

2018

Кольская, 2

411

1975

2019

Кольская, 3-4

411

1982, 1984

2026, 2029

Курская, 1-2

971

1976, 1979

2016(21), 2024

Курская, 3

971

1983

2013

Курская, 4

925

1985

2015

Ленинградская, 1

925

1974

2018

Ленинградская, 2

971

1976

2020

Ленинградская, 3

971

1980

2025

Ленинградская, 4

925

1981

2026

Нововоронежская, 3-4

385

1972, 1973

2016, 2017

Нововоронежская, 5

950

1980

2035

Ростовская, 1

990

2001

2031

Ростовская, 2

990

2010

2040

Смоленская, 1-3

925

1982, 1985, 1990

2028, 2015, 2020

Итого: 33

24164 МВт



Источники: Росэнергоатом. АЭС. – http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosenergoatom/site/nuclearStations/;
Атомэнергопроект в России. – http://www.aep.ru/wps/wcm/connect/aep/main/action/projects/russian/;
ИБД «Геологическая среда и объекты ядерно-топливного цикла в России» (АЭС России). – http://www.wdcb.ru/mining/Welcome.htm; Российское атомное сообщество. Организации. – http://www.atomic-energy.ru/list/organizations/top.

Основные направления национальной программы по развитию атомной энергетики в России определены Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» и другими документами. Согласно этим программам, к 2025 г. будет построено 26 новых энергоблоков, а доля электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях страны, должна увеличиться с 16 до 25%,.

В настоящее время работы ведутся на следующих объектах:

Белоярская АЭС, энергоблок 4, план ввода в эксплуатацию – 2014 г.;

Нововоронежская АЭС-2, энергоблоки 1 и 2, план ввода в эксплуатацию – 2012 и 2015 гг., соответственно;

Ленинградская АЭС-2, энергоблоки 1, 2, 3 и 4, план ввода в эксплуатацию – 2013, 2015, 2017 и 2019 гг., соответственно;

Ростовская АЭС, энергоблоки 3 и 4, план ввода в эксплуатацию – 2014 и 2016 гг., соответственно;

Балтийская АЭС, энергоблоки 1, 2 план ввода в эксплуатацию – 2016 и 2018 гг., соответственно.

В России строится также первая в мире плавучая атомная теплоэнергетическая электростанция (ПАТЭС) малой мощности «Академик Ломоносов». Для отдаленных районов страны, куда невыгодно тянуть линии электропередач или завозить органическое топливо, постройка и эксплуатация ПАТЭС намного выгоднее постройки и эксплуатации наземных электростанций. В июне 2010 г. был спущен на воду первый энергоблок мощностью 70 МВт. Руководитель государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С. Кириенко сообщил, что планируется построить серию из семи ПАТЭС3, первые из которых будут размещены в г. Певек (Чукотка) и г. Вилючинск (Камчатка). Помимо полярных регионов такие станции могут быть использованы и в экваториальных районах.

Важное значение для развития национальной атомной энергетики, по мнению «Росэнергоатома», имеет типовой проект российской атомной станции нового поколения «АЭС-2006». Запланированная электрическая мощность энергоустановки составит 1150 МВт, что даст дополнительно до 15% годовой выработки. Новые реакторы будут установлены на энергоблоках Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2, а также на станциях, находящихся сейчас на стадии строительства. Предполагается, что ввод в эксплуатацию первого энергоблока в рамках проекта «АЭС-2006» произойдет до конца 2012 г.

А в «Стратегии развития атомной энергетики до 2050 г.» предполагается переход к внутренне самозащищенным ядерным установкам с использованием быстрых реакторов с замкнутым топливным циклом. В феврале 2010 г. российское правительство утвердило федеральную целевую программу, разработанную с целью внедрения новой технологической платформы на основе реакторов на быстрых нейтронах.

Ядерная энергетика и экономическое развитие

Атомная отрасль России представляет собой мощный комплекс из более чем 250 предприятий и организаций, в которых занято свыше 190 тыс. чел. В структуру отрасли входят четыре крупных научно-производственных комплекса: предприятия ядерно-топливного цикла, атомной энергетики, ядерно-оружейного комплекса и научно-исследовательские институты.

Доля атомной генерации в общем энергобалансе России составляет около 16%. В европейской части России выработка на АЭС достигает 30%, а на северо-западе – 37%. После запуска энергоблока в 2010 г. Волгодонской АЭС В.В. Путин, тогда председатель правительства России, объявил о планах увеличить долю атомной энергии до 20-30%4. В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», утвержденной правительством России в 2009 г., предусмотрено увеличение производства электроэнергии на атомных электростанциях в 2-2,5 раза5.

Атомная отрасль способна выступить локомотивом для развития других отраслей. Она обеспечивает заказ, а значит и ресурс развития машиностроению, металлургии, материаловедению, геологии, строительной индустрии и т.д. Необходимость диверсификации производства – актуальная задача для всех стран, зависимых от экспорта полезных ископаемых, в том числе и для России.

Российская атомная энергетика составляет 5% мирового рынка атомной электрогенерации, 15% мирового рынка реакторостроения, 45% мирового рынка обогащения урана, 15% мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана6. Россия занимает лидирующее место в области развития технологий строительства реакторов на быстрых нейтронах.

Сейчас Россия – один из мировых лидеров по количеству энергоблоков, сооружаемых за рубежом. В настоящее время по соглашению с другими странами Россия строит два энергоблока АЭС «Куданкулам» в Индии, два блока АЭС «Белене» в Болгарии и один блок АЭС «Бушер» в Иране. Впервые в постсоветской истории в 2007 г. были сданы в эксплуатацию два блока Тяньваньской АЭС, ставшей самой мощной атомной станцией в Китае.

Россия имеет крупные комплексные контракты в области атомной энергетики с Индией, Бангладеш, Китаем, Вьетнамом, Ираном, Турцией и с рядом стран Восточной Европы (см. табл. 2). Вероятны комплексные контракты в проектировании, строительстве атомных энергоблоков, а также в поставках топлива с Аргентиной, Белоруссией, Нигерией, Казахстаном, Украиной. Ведутся переговоры о совместных проектах по разработке урановых месторождений с Монголией.

Таблица 2
Строительство АЭС за рубежом7

Белоруссия

В Минске 15 марта 2011 г. в ходе заседания Совета министров Союзного государства было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции. Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 МВт и будет построена на Островецкой площадке в Гродненской области. Для строительства первой белорусской АЭС был выбран проект «АЭС-2006». 11 октября 2011 г. было подписано контрактное соглашение о строительстве АЭС в Республике Беларусь. 25 ноября 2011 г. было подписано Межправительственное соглашение о предоставлении российской стороной белорусской стороне государственного кредита на строительство станции, которое создало необходимую международно-правовую базу для осуществления механизма финансирования работ по проекту. 31 января 2012 г. был подписан контракт на изыскательские работы, разработку проектной документации и первоочередной рабочей документации Белорусской АЭС. По итогам заседания Совета министров Союзного государства РФ и Белоруссии 18 июля 2012 г. в Минске был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС.

Бангладеш

В феврале 2011 г. Россия подписала соглашение с правительством Бангладеш о строительстве около города Руппур двух реакторов мощностью 1000 МВт каждый. Дополнительное межправительственное соглашение, подписанное в ноябре 2011 г., назначало ответственным за строительство «Атомстройэкспорт», а заказчиком – Комиссию по атомной энергии Республики Бангладеш. Ожидается, что вскоре будет подписано соглашение о финансировании проекта российской стороной.

Вьетнам

В октябре 2010 г. было подписано межправительственное соглашение по строительству АЭС «Ниньтхуан-1» во Вьетнаме, включающую два энергоблока ВВЭР-1000 или ВВЭР-1200. Министерство финансов России выразило готовность инвестировать не менее 85% стоимости этого проекта. В ноябре 2011 г. вьетнамская сторона подписала соглашение на финансирование в объеме до 9 млрд. долл. с государственным экспортным кредитным агентством России. Второе соглашение на сумму займа в 500 млн. долл. профинансировало создание во Вьетнаме Центра ядерной науки и технологий. Объединенная компания ОАО «НИАЭП» – ЗАО «Атомстройэкспорт» подготовила предварительный проект плана АЭС «Ниньтхуан-1».

Индия

На юге Индии сооружается АЭС «Куданкулам» с двумя энергоблоками с реакторными установками ВВЭР-1000. Станцию возводят в рамках выполнения Межгосударственного соглашения от 20 ноября 1988 г. и Дополнения к нему от 21 июня 1998 г.

Иран

Россия продолжает строительство атомной электростанции «Бушер» в Иране, начатое в 1974 г. немецким концерном Kraftwerk Union A.G. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран 24 августа 1992 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, и 25 августа 1992 г. заключено соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Строительство АЭС было возобновлено после длительной консервации в 1995 г. Строительство основных инфраструктур станции завершилось в августе 2010 г. Электростанция была подключена к электрической сети Ирана в сентябре 2011 г., а к 30 августа 2012 г. ее первый энергоблок вышел на полную рабочую мощность. Первоначальные планы включали более ранние сроки сдачи в эксплуатацию второго реактора (ориентировочные сроки – март 2013 г.). Предполагалось также сооружение еще двух энергоблоков, однако сейчас работы по реализации этой части плана прекращены.

Китай

В октябре 2009 г. «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности подписали протокол, в котором подтвердили желание и намерение продолжать сотрудничество в строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС – третьего и четвертого блоков станции. Они будут сооружаться аналогично проекту первой очереди: два энергоблока российского дизайна с реакторными установками ВВЭР-1000.

Словакия

Россия совместно со словацкой стороной достраивает третий и четвертый энергоблоки АЭС «Моховце», сооружение которых было начато в 1987 г. и приостановлено в 1992 г. Новые планируемые сроки ввода энергоблоков в эксплуатацию – 2012 г. и 2013 г., соответственно. 11 мая 2010 г. подписан контракт между ЗАО «Атомстройэкспорт» и АО «Словацкие электростанции» на выполнение работ в рамках достройки «Ядерного острова». Контрактом предусмотрено выполнение работ, поставка оборудования и оказание услуг по внедрению на обоих блоках систем внутриреакторного контроля, систем измерений концентрации бора и подсистем измерения уровня в корпусе реактора и измерения температуры на выходе из активной зоны.

Турция

В ходе визита Д.А. Медведева, тогда президента России, в Турцию 12 мая 2010 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. Строительство первой турецкой АЭС будет реализовано на условиях ВОО (Build–Own–Operate или «строй–владей–эксплуатируй»). До настоящего момента в мировой практике не было прецедентов использования механизма BOO в атомной энергетике. На старте проект турецкой АЭС будет финансироваться из российских источников, в дальнейшем планируется привлечение инвесторов как из Турции, так и из третьих стран.

Украина

9 июня 2010 г. в Киеве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков 3 и 4 Хмельницкой АЭС.

Получая доходы от строительства атомных электростанций за рубежом, продажи ядерного топлива для реакторов российской (советской) конструкции в ряде стран мира, экспорта высокотехнологичной продукции (например, изотопов для промышленности, сельского хозяйства, медицины и науки) и – потенциально – от продажи электрической энергии, производимой отечественными АЭС, ядерная энергетика вносит вклад в финансовую безопасность страны.

К российскому ядерному энергетическому сектору традиционно относят атомный ледокольный флот. Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Отечественный атомный ледокольный флот насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Флот обеспечивает стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. С 2008 г., после передачи флота Министерством транспорта на баланс «Росатома», эксплуатацией российских ледоколов управляет ФГУП «Атомфлот».

Из-за суровых природных условий применение обычных ледоколов в арктическом регионе затруднено. Атомные двигатели оказались здесь технически и экономически незаменимыми: их мощности достаточно для разрушения льда до 3 метров толщиной и они не нуждаются в дозаправке топливом. Использование атомного флота увеличило период навигации в Арктике от 2 до 10 месяцев в году, а в западной части арктического региона навигация идет круглый год.

Энергетическая и экологическая безопасность

Энергетическая безопасность является на сегодня важной составляющей национальной безопасности. Согласно распространенному определению, энергетическая безопасность – это такие условия, при которых потребители имеют доступ к достаточному количеству энергетических ресурсов по разумным рыночным ценам, причем в среднесрочной перспективе этим условиям ничто не должно угрожать8,9.

В настоящее время в структуре топливно-энергетического баланса России наблюдается значительный перекос в сторону углеводородов. Основные виды топлива для отечественных предприятий электроэнергетики в сфере централизованного энергоснабжения – это газ (около 70%) и уголь (около 27%)10. Такой дисбаланс может отрицательно сказаться на надежности и стабильности энергообеспечения предприятий и населения.

Проблема может быть решена за счет более эффективного использования и наращивания мощностей атомной энергетики. По данным «Росатома», благодаря вводу в эксплуатацию новых объектов, оптимизации ремонтных работ и повышению мощности действующих энергоблоков, в 2011 г. атомные станции России выработали более 172 млрд. кВт/ч. Для повышения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) уже работающих станций была разработана специальная программа повышения КИУМ, рассчитанная до 2015 г. В результате ее выполнения будет получен эффект, равноценный вводу в эксплуатацию четырех новых атомных энергоблоков (эквивалент 4,5 ГВт установленной мощности). В 2006–2008 гг. КИУМ вырос с 76% до 80,9%, что обеспечило существенный рост выработки.

Объем непосредственно разведанных запасов урановых руд, которыми обладает Россия, оценивался Всемирной ядерной ассоциацией на 2009 г. в 480 тыс. тонн, или 9% от общемировых запасов11. При этом глава «Росатома» С. Кириенко в том же 2009 г. заявил, что общие запасы урана в России существенно превышают 1 млн. тонн, из них объем извлекаемых запасов урана составляет 575 тыс. тонн, разведанных – 875 тыс. тонн12. Основная уранодобывающая компания – Приаргунское производственное горно-химическое объединение – добывает 93% российского урана, обеспечивая 1/3 потребности страны в сырье.

Ядерная энергетика обеспечивает и ресурсную безопасность России, позволяя сэкономить значительное количество нефти и газа, стабилизируя потребление органического топлива и повышая ту его долю, которая может быть направлена на экспорт.

Ядерная энергетика вносит вклад в поддержание не только национальной, но и глобальной энергетической безопасности. Развитие атомной энергетики «позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органического топлива и международными конфликтами из-за его источников, что приведет к стабилизации международной обстановки»13.

Как известно, ядерная энергетика является экологически наиболее чистым способом получения энергии (см. табл. 3).

Таблица 3
Воздействие на окружающую среду объектов электроэнергетики14

Топливо

Вредные выбросы

Последствия воздействия

Экономический ущерб (в относительных единицах)

Уголь

Двуокись серы SO2

Кислотные дожди, парниковый эффект.

Загрязнение и деградация экосистем от производства и транспорта топлива, продуктов сжигания углеводородов

5

Мазут

Углекислый газ СО2

Бензаперен

Природный газ

Двуокись азота N02

Углекислый газ СО2

1,5

Ядерное топливо

Радиоактивность

Радиоактивность ниже естественного фона и установленных норм

1

Ядерная энергетика является реальным способом уменьшения глобального парникового эффекта. Основной вклад в выбросы CO2 вносит сжигание угля, на втором месте находится нефть (36%), на третьем – газ (20%). Одной из мер по борьбе с «глобальным потеплением» признано более широкое использование неуглеродных и возобновляемых источников энергии, в том числе атомной энергетики. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу 210 млн. тонн углекислого газа. По этому показателю наша страна находится на четвертом месте в мире15.

Еще одна глобальная проблема ядерной и радиационной безопасности – это проблема наследия «советского атомного проекта». Помимо существенных денежных затрат, она требует от «Росатома» новых, нестандартных подходов к решению проблем, накопившихся еще с советских времен: новых методов по переработке и хранению отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, новых способов реабилитации загрязненных территорий и т. д. Для решения этих проблем правительство России еще в 2007 г. утвердило федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» с бюджетом 145,3 млрд. рублей.

Сейчас «Росатом» финансирует:

  • утилизацию выработавших свой ресурс атомных подводных лодок, а также плавучих технических баз атомного флота и судов атомно-технического обслуживания;

  • реконструкцию «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища отработанного ядерного топлива на ФГУП «Горно-химический комбинат» (г. Железногорск, Красноярский край);

  • сооружение пункта захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности в Ленинградской области, а также комплекса по обращению с отработанным ядерным топливом в губе Андреева и пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок в губе Сайда (Мурманская область);

  • консервацию озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и т.п.

К приоритетным проектам в сфере ядерной и радиационной безопасности относятся:

  • создание Опытно-демонстрационного центра по переработке отработанного ядерного топлива на основе инновационных технологий на «Горно-химическом комбинате»;

  • создание объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край);

  • строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк», а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки16.

Отечественные специалисты в области энергетики Б. Габараев и В. Ершов выделяют следующие наиболее важные аспекты вклада ядерной энергетики в обеспечение экологической безопасности страны.

Во-первых, ядерные электрогенерирующие мощности, замещая тепловые электростанции, позволяют избежать сжигания миллионов тонн угля, нефти и газа.

Во-вторых, атомные теплоэлектроцентрали и атомные станции теплоснабжения могли бы заменить местные котельные, тем самым сократив выброс в атмосферу парниковых газов.

В-третьих, ядерная энергетика может быть использована для получения водорода – самого чистого топлива, при сжигании которого образуется только водяной пар. Переход к водородному топливу, сочетающему высокую энергоемкость и экологическую чистоту процесса сгорания, необходим для снижения загрязнения атмосферы при использовании обычных транспортных средствах17.

Физическая защита ядерных материалов и объектов

За последние пять лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного серьезного нарушения безопасности, классифицируемого выше нулевого (минимального) уровня по международной шкале ядерных и радиологических событий (ИНЕС). По критерию надежности работы АЭС Россия вышла на второе место в мире среди стран с развитой атомной энергетикой, опередив такие государства, как США, Великобритания и Германия.

Надзор за безопасностью российских АЭС осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Регламентирующими документами в сфере ядерной безопасности являются «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88/97) (ПНАЭ Г-01-011-97) и «Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций» (ПБЯ РУ АС – 89) (ПНАЭ Г–1–024–90). С точки зрения защиты от террористов, все действующие АЭС охраняются Внутренними войсками МВД России, которые имеют необходимое вооружение, технику и оснащение18.

Стечение природных катаклизмов на территории расположения АЭС в России, которые могут повлечь за собой аварию, сопоставимую с аварией на станции «Фукусима-1», невозможно. Все российские АЭС построены в зонах низкой сейсмоопасности. Высокая степень безопасности АЭС России обеспечена множеством факторов. Основные из них – это принцип самозащищенности реакторной установки, наличие нескольких барьеров безопасности и многократное дублирование каналов безопасности. Необходимо отметить также применение активных (то есть требующих вмешательства человека и наличия источника энергоснабжения) и пассивных (не требующих вмешательства оператора и источника энергии) систем безопасности19.

С учетом уроков аварии на АЭС «Фукусима-1» в России в 2011 г. были проведены стресс-тесты на всех действующих российских АЭС, а также проведена партнерская проверка вместе с Всемирной ассоциацией операторов АЭС, в которой участвовали эксперты из Франции, США, Бельгии, Венгрии и Украины, а также эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)20.

Выступая в СБ ООН, представитель России при ООН В. Чуркин заверил собравшихся, что «Россия постоянно совершенствует нормы регулирования в области физической и технической ядерной и радиационной безопасности»21. В июле 2011 г. был принят федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», в котором определены особенности новой стадии развития атомной отрасли, регулируются вопросы решения проблем ядерного наследия и формирования современных механизмов управления ядерной и радиационной безопасностью22.

Россия продолжает осуществлять внутреннюю программу консолидации и конверсии высокообогащенного урана (ВОУ), начатую в 1999 г. За последнее время (с 2010 г.) конвертировано в низкообогащенный уран 1320 кг невостребованного высокообогащенного урана (по урану-235)23.

В России давно принято решение о переходе в поставках за рубеж топлива для исследовательских ядерных реакторов только на основе низкообогащенного урана. В настоящее время, например, для исследовательских ядерных реакторов в Чехии, Венгрии, Украине, Узбекистане и других странах поставляется топливо только на основе низкообогащенного урана24.

Важное значение для предотвращения попадания высокообогащенных ядерных материалов в руки террористов имеет деятельность России при участии МАГАТЭ по возвращению из третьих стран свежего ядерного топлива из высокообогащенного урана, используемого в исследовательских реакторах российской (советской) конструкции (сами же реакторы переводятся на использование низкообогащенного уранового топлива). Россия запустила Программу по возвращению топлива с исследовательских реакторов в 1999 г., причем возврат топлива финансируется Соединенными Штатами, а координатором перевозок выступает МАГАТЭ. Свежее ядерное топливо уже вывезено в Россию из Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Латвии, Ливии, Польши, Румынии, Сербии, Черногории и Чехии. Из Болгарии, Венгрии, Казахстана, Латвии, Узбекистана, Чехии, наряду с свежим, вывозится также и отработанное ядерное топливо. Всего за время существования программы вывезено 604 кг свежего и 986 кг облученного высокообогащенного урана из 14 стран. Планируется вывоз топлива из Вьетнама, Украины и Узбекистана25.

Сейчас в России в сотрудничестве с США проводится оценка технической и экономической возможности перевода шести исследовательских ядерных реакторов с высокообогащенного на низкообогащенный уран. Решение о реальной конверсии будет принято после дополнительной оценки ее экономических последствий26.

Россия поддержала разработку и присоединилась к Кодексу поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников. В настоящее время ведется национальный регистр таких источников27.

Российская Федерация поддерживает деятельность МАГАТЭ по разработке методологии проверки декларируемого содержимого при перемещении ядерных и других радиоактивных материалов через границы. Россия – одна из стран мира, которая уже в течение 15 лет на практике использует эту технологию и готова оказать поддержку в ее освоении другим заинтересованным странам. В основном завершено оснащение пограничных пунктов пропуска стационарными системами для осуществления такого контроля. Проводится внедрение созданной национальной автоматизированной управляющей информационной системы за контролем перемещения ядерных материалов через государственную границу28.

В России проводятся работы по созданию опытной системы по предотвращению незаконного оборота радиоактивных материалов в Мурманской области29.

Россия участвует в международных усилиях по созданию международной системы реагирования в чрезвычайных ситуациях, обусловленных реализацией угроз ядерного терроризма, в предоставлении помощи странам, которым она необходима на двустороннем, региональном или многостороннем уровне, в частности, в обеспечении задач противодействия ядерному терроризму на крупных международных предприятиях30.

Ядерная энергетика и ядерное нераспространение31

Россия, будучи одной из двух ядерных сверхдержав, постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом «большой восьмерки» и других ведущих мировых и региональных организаций, участником основополагающих международных соглашений и институтов режима ядерного нераспространения, может на основании достижений ее атомной энергетики предложить новые подходы к укреплению указанного режима.

Среди проектов, направленных на более широкое применение ядерной энергии в коммерческих целях без подрыва режима нераспространения ядерного оружия, заслуживает внимания инициатива России по разработке ядерных технологий, устойчивых к распространению, предложенная на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г. и поддержанная Генеральной конференцией МАГАТЭ. В рамках этой инициативы был запущен Международный проект по инновационным реакторам и топливным циклам (ИНПРО)32, в котором участвуют как государства, обладающие развитыми ядерными технологиями, так и страны с ядерными программами небольшого масштаба или только разрабатывающие планы по использованию ядерной энергии в мирных целях. Существует параллельный проект – Международный форум «Поколение IV» (Generation IV International Forum – GIF)33, ключевую роль в котором играют США. Так как конечной целью обоих проектов является создание инновационных ядерных реакторов и топливных циклов с внутреннеприсущей безопасностью и барьерами на пути распространения ядерного оружия, представляется рациональным объединение их технологических и интеллектуальных ресурсов. Несмотря на присоединение к ИНПРО США в 2005 г. и России к GIF в 2006 г., до сих пор основной формой сотрудничества между проектами остается информационный обмен. Россия могла бы выступить с предложением более тесной кооперации с США в области мирного использования атомной энергии на основе общности позиции, которую высказали лидеры России и США в ходе саммита «Большой восьмерки» в июле 2006 г.

В рамках реализации многосторонних подходов к ядерному топливному циклу (предусматривается способствование преобразованию предприятий по обогащению и переработке из национальных в мультинациональные и стимулирование в странах-участницах инициативы по передаче собственного производства по обогащению и переработке вновь образованным мультинациональным концернам в обмен на гарантированное обеспечение ядерным топливом национальных АЭС) Россия в 2006 г. дала ход «Программе развития глобальной ядерной инфраструктуры». Рациональным шагом представляется объединение этой инициативы с подразумевающей ту же целевую установку американской программой «Глобальное ядерное энергетическое партнерство» (Global Nuclear Energy Partnership) на основе Совместного заявления президентов США и России, сделанного на саммите «большой восьмерки» в 2006 г. и посвященного сотрудничеству в области гражданской атомной энергетики34. Как было объявлено на встрече президентов двух стран в Сочи в апреле 2008 г., «Россия работает над созданием запаса низкообогащенного урана, который будет предоставляться МАГАТЭ для обеспечения надежных поставок ядерного топлива», в то время как «США разбавляют 17,4 тонны избыточного высокообогащенного урана из своих военных программ для тех же целей»35.

В 2006 г. Россия выдвинула предложения по созданию инфраструктуры международных центров для предоставления услуг ядерного топливного цикла, в первую очередь по обогащению урана (МЦОУ) и переработке отработанного ядерного топлива под контролем МАГАТЭ. «Россия является единственной страной, которая может обеспечить предоставление полного спектра услуг ядерного топливного цикла. Она может обеспечить поставку реактора, нового топлива, может временно забрать отработанное ядерное топливо», – прокомментировал идею создания МЦОУ глава департамента МАГАТЭ по контролю и политике безопасности Тарик Рауф36. Участие в МЦОУ должно обеспечить неядерным государствам гарантированный доступ к обогащенному урану, который можно использовать в качестве топлива для АЭС, без доступа к технологиям его обогащения, допускающим двойное использование: мирное и военное.

Таким образом были учтены вопросы нераспространения, и в качестве базовой модели многостороннего консорциума в Ангарске был выбран французский консорциум «Евродиф» (EURODIF) – одно из двух действующих на настоящий момент в мире предприятий по обогащению урана с многонациональным участием, где, в отличие от англо-германо-голландской компании «Уренко» (URENCO), обогащение урана производится на территории одной страны без распространения технологий, а остальные члены концерна получают долю готовой продукции пропорционально своему вкладу. 17 декабря 2010 г. состоялась церемония официального открытия российского проекта по созданию первого в мире гарантийного запаса низкообогащенного урана (120 тонн), соглашение о котором было подписано с МАГАТЭ в марте 2010 г. Этот запас урана хранится при МЦОУ на площадке Ангарского электролизного химического комбината. Пока в проекте МЦОУ участвуют Россия, Казахстан, Армения и Украина, проявили интерес Австралия, Индия, Иран, Монголия, Словакия, Узбекистан, Южная Корея, Япония. Этой инициативе, поддержанной влиятельной американской общественной организацией «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative), еще предстоит преодолеть ряд трудностей, одной из которых является предубеждение ряда стран против установления еще одного (подобно тому, который возник после подписания Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.) «режима для тех, кто имеет, и для тех, кто не имеет» (“have and have-not regime”) [право на обогащение урана. – Прим. авт.]

Создание международного центра по обращению с отработанным ядерным топливом может быть следующим шагом после реализации международного центра по обогащению урана в Ангарске. Россия уже выступила с инициативой создания международных центров обращения с отработанным ядерным топливом в части долговременного хранения и переработки. Один из таких центров может быть создан на территории России в Сибири на горно-химическом комбинате в г. Железногорске или на базе Краснокаменского горного предприятия. Создание таких центров – более экономически рациональное и технически более эффективное решение проблемы отработанного ядерного топлива, нежели простое усиление физической защиты пристанционных хранилищ или ужесточение системы контроля и учета указанного вида топлива. Россия является одной из пяти ядерных держав, которыми ограничен круг потенциальных поставщиков услуг по обращению с отработанным ядерным топливом, так как привлечение других стран нецелесообразно с точки зрения режима ядерного нераспространения.

Для расширения контрольной деятельности МАГАТЭ Россия могла бы выступить с предложением о придании Консультативному комитету по гарантиям и проверке при Совете управляющих МАГАТЭ, созданному по инициативе саммита «большой восьмерки» в 2004 г., функций контроля за ядерным разоружением. Во-первых, уже существует трехсторонняя инициатива России, Соединенных Штатов и МАГАТЭ по передаче под контроль Агентства избыточных расщепляющихся материалов оружейного происхождения, высвобождающихся в результате демонтажа ядерных боеприпасов, благодаря которой Агентство накопило опыт неинтрузивных методов контроля (не дающих доступа инспекторам МАГАТЭ к чувствительным технологиям и одновременно позволяющих им делать независимые выводы об эффективности проверок). Во-вторых, могут быть использованы наработки трехсторонних консультаций по подготовке рабочего проекта типового соглашения об основных принципах контроля МАГАТЭ, который предполагалось положить в основу регулирования двусторонних отношений между Россией и МАГАТЭ, США и МАГАТЭ по проверке расщепляющихся материалов оружейного происхождения, более не являющихся необходимыми для нужд обороны37.

Заключение

Ядерный энергетический сектор имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности России по целому ряду ключевых направлений.

В современных условиях атомная энергетика – один из важнейших секторов экономики России, который она последовательно развивает, планируя к 2030-м гг. увеличить объем производства электроэнергии на АЭС в несколько раз. Наращивание экспорта товаров и услуг в данной сфере также является одной из приоритетных задач российской экономической стратегии.

Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок и одним из немногих инновационных секторов российской экономики. Она обладает потенциалом обеспечения стабильного роста экономики страны и диверсификации ее производственной составляющей.

Развитие отрасли является одним из основных условий обеспечения энергетической безопасности и независимости государства. Современный ядерный энергетический комплекс России отвечает самым строгим требованиям экологической безопасности и физической сохранности объектов инфраструктуры и наряду с другими нетрадиционными источниками энергии помогает противодействовать негативным изменениям климата, в частности факторам, вызывающим глобальное потепление.

Большую роль атомная энергетика играет в обеспечении внешней и военной безопасности страны, содействуя поддержанию международного режима нераспространения ядерного оружия. При условии должного уровня транспарентности и соблюдения всеми участниками установленных МАГАТЭ и органами экспортного контроля правил обмена чувствительными технологиями и материалами, атомная энергетика, и не в последнюю очередь ее российский сектор, способствует укреплению режима нераспространения за счет разработки ядерных технологий, устойчивых к распространению, и реализации многосторонних подходов к ядерному топливному циклу.


1Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Энергетика в контексте обеспечения национальной безопасности России в XXI веке», проект 11-33-00321а2.

2 Атомная отрасль России / Росатом. – http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/nuclearindustry/russainnuclearindustry/.

3 В Петербурге запущена первая в мире плавучая АЭС / РБК daily. – http://www.rbcdaily.ru/2010/06/30/tek/562949978987967.

4 Россия построит атомные станции по всему миру / Комсомольская правда. – http://amur.kp.ru/daily/24458/620649/.

5 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. / Институт энергетической стратегии. –http://www.energystrategy.ru/projects/energystrategy.htm.

6 Там же.

7 Строящиеся АЭС за рубежом / Росатом. – http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/energy_complex/designandbuilding/bild_npp_2/.

8 Сапир Ж. Энергобезопасность как всеобщее благо // Россия в глобальной политике. 2006. №6. – http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780.

9 Лукшин Б. Концептуальные основы и угрозы энергетической безопасности государства в современных условиях: критерии их оценки / Россия и Америка в XXI веке (интернет-издание). 2011. № 2. – http://rusus.ru/?act=read&id=264.

10 Анализ итогов деятельности электроэнергетики за 2011 год, прогноз на 2012 год / Министерство энергетики РФ. – http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/d6f/d6fb1b2ad5fa7be6db40215f7bc3e5b6.pdf.

11 World Uranium Mining / World Nuclear Association. – http://www.world-nuclear.org/info/inf23.html.

12 Кириенко С.В. Запасы урана в РФ существенно превышают 1 млн. тонн / РИА «Новости». – http://ria.ru/economy/20090526/172325365.html.

13 Нигматулин Б. Стратегия и основные направления развития атомной энергетики России в первой половине XXI в. – http://www.wdcb.ru/mining/articls/art_2/art2.html.

14 Там же.

15 Ядерная энергетика в мире / Росатом. – http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/nuclearindustry/nuclearindustry/2d126b00426fd4e1a6eba72afefde77d.

16 Ядерная и радиационная безопасность / Росатом. – http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/safety/.

17 Габараев Б., Ершов В. Национальная безопасность Российской Федерации как возможная национальная идея / Обозреватель – Observer. – http://www.rau.su/observer/N8_2005/8_01.htm.

18 http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/aboutcorporation/nuclearindustry/npp_safety/; http://moyneman.ru/content/bezopasnost.

19 Там же.

20 Росатом ожидает результатов стресс-тестов европейских АЭС / РИА Новости. 05.06.2012. – http://www.atominfo.ru/newsb/k0125.htm

21 http://www.atomic-energy.ru/news/2012/04/20/32864

22 Меморандум Российской Федерации на Саммите по физической ядерной безопасности в 2012 году. 27 марта 2012 года. – http://news.kremlin.ru/ref_notes/1186/print

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же

31 По этой теме см. более раннюю публикацию автора: Аничкина Т.Б. Распространение военных и гражданских ядерных технологий как фактор международной и национальной безопасности / Россия и Америка в XXI веке (интернет-издание). 2011. № 3. – http://rusus.ru/?act=read&id=304.

32 По состоянию на ноябрь 2012 г. в проекте ИНПРО, помимо России, принимали участие 36 стран и организаций: Алжир, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Вьетнам, Германия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Италия, Испания, Казахстан, Канада, Китай, Малайзия, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Чехия, Чили, Франция, Швейцария, ЮАР, Южная Корея, Япония и Европейская Комиссия.

(International Project on Innovative Nuclear Reactors and Fuel Cycles (INPRO): Membership. IAEA.org. – http://www.iaea.org/INPRO/membership.html.)

33 По состоянию на февраль 2010 г. В проекте Generation IV International Forum принимали участие 13 стран и организаций: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Канада, Китай, Россия, Соединенные Штаты, Франция, Швейцария, ЮАР, Южная Корея, Япония и Евратом.

(GIF Membership. Gen-IV International Forum. – http://www.gen-4.org/GIF/About/membership.htm.)

34 Россия и США приняли заявление по развитию атомной энергетики, предусматривающее создание международных центров по обогащению урана.

(Коммерсант.ru. – http://www.kommersant.ru/doc/993094/print)

35 Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений / Президент России (официальный сайт). – http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/04/163171.shtml.

36 Глава департамента МАГАТЭ считает, что у России есть преимущество при решении вопроса о дислокации международного центра по обогащению урана. Пресс-центр атомной энергетики и промышленности. – http://minatom.ru/comments/2949_21.11.2006.

37 Хлебников В. Роль МАГАТЭ в решении актуальных проблем нераспространения ядерного оружия // Ядерный контроль. 2004. Том 10. № 1 (71). С. 95.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.