Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2013

ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И КАНАДОЙ:
ВЗГЛЯД ИЗ КАНАДЫ

Л. А. Немова, Зав. сектором экономики Канады
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В октябре 2013 г., Европейский союз и Канада договорились заключить так называемое Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение (СЕТА). После доработки и ратификации в парламентах 28 стран ЕС и Канады соглашение вступит в силу через 1,5-2 года. С первого же дня действия СЕТА будут отменены пошлины на 98% товаров, вовлечённых в двусторонние торговые обмены. Наряду с этим возрастёт взаимная открытость для инвестиций и должны сближаться подходы к госрегулированию во всех отраслях экономики. Для ЕС взаимодействие с Канадой служит своего рода подготовкой к переговорам с США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве.

Ключевые слова: Канада, Европейский союз, Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение, свободная торговля, инвестиции, госрегулирование.

THE COMPREHENSIVE ECONOMIC AND TRADE AGREEMENT BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND CANADA:
A VIEW FROM CANADA

Liudmila A. Nemova
Head of Section
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
of Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article analyzes the process and the results of negotiations on the Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) between the European Union and Canada. The Agreement-in-Principle was signed in Brussels in October 2013 after almost five years of negotiations. The final version of the agreement will come into force about 2 years later after ratification by 28 European parliaments and the parliament of Canada. CETA is expected to be a boon for exporters on both sides by removing 98 per cent of the import duties on a wide range of products on Day 1. CETA establishes rules demanding foreign investors be treated equitably and no less favorably than domestic investors. Canada and EU will get greater access to each other’s government procurement markets.

Keywords: Canada, European Union, Comprehensive Economic and Trade Agreement, free trade, investment, government regulation.

18 октября в Брюсселе председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и премьер-министр Канады Стивен Харпер официально объявили об успешном завершении переговоров по двустороннему Всеобъемлющему торгово-экономическому соглашению (Comprehensive Economic and Trade Agreement – CETA). После четырёх с лишним лет переговоров был подписан документ о принципиальной договорённости (Agreement in Principle) по данному соглашению. Реально же оно вступит в силу ещё через 1,5–2 года, после детальной проработки многих технических и юридических вопросов, перевода на несколько европейских языков, а затем ратификации в парламентах 28 стран ЕС и Канады.

В совместном заявлении председателя Европейской комиссии и премьер-министра Канады «Новая эра в отношениях между Европейским союзом и Канадой» указано следующее1.

«СЕТА – золотой стандарт соглашения 21 века, которое откроет новые возможности по обе стороны Атлантики, приведя к росту торговли и инвестиций и способствуя увеличению числа рабочих мест для европейцев и канадцев».

В этом документе также говорится, что Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение между Канадой и Европейским союзом охватывает самые широкие сферы взаимодействия. Они включают: «расширенный доступ к товарам и услугам; более высокий уровень определённости, прозрачности и защиты инвестиций; развитие сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, в частности, в области государственного регулирования и мобильности рабочей силы; новые возможности присутствия на рынках государственных закупок и услуг».

По оценкам экспертов с обеих сторон, после полного вступления в силу положений соглашения СЕТА, масштабы двусторонних торговых обменов товарами и услугами возрастут на 23% или на 26 млрд. евро (38 млрд. кан. долл.).

Особенности соглашения СЕТА и его значение

Международные эксперты подтверждают особую значимость соглашения СЕТА между Европейским союзом и Канадой как пробного образца договоров нового типа между партнёрами, относящимися к числу развитых рыночных стран2. Помимо ликвидации ввозных пошлин почти на все товары, вовлечённые в двусторонние торговые обмены, СЕТА предполагает весьма высокую степень взаимной открытости для инвестиций и унификации госрегулирования. По уровню взаимных обязательств в этих сферах Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение между Европейским союзом и Канадой превосходит даже самое «продвинутое» в этом плане двустороннее соглашение о свободной торговле между Канадой и Соединёнными Штатами3.

Во-первых, предполагается согласование и последующее сближение («конвергенция») подходов к госрегулированию почти во всех отраслях экономики, включая финансовый сектор.

Во-вторых, должен быть обеспечен доступ иностранных инвесторов и производителей к участию в конкурсах на поставки товаров и выполнение работ по контрактам с госструктурами.

В-третьих, обязательства по «конвергенции» госрегулирования и обеспечению «открытости рынков» распространяются не только на центральные правительства, но и на власти регионального и муниципального уровня.

В-четвёртых, создаются специальные двусторонние механизмы для разрешения споров между иностранными компаниями и правительствами принимающей страны.

Для Европейского Союза переговоры по СЕТА с Канадой имеют особое значение по следующим причинам. Прежде всего, европейские производители заинтересованы в удешевлении импортируемого из Канады промышленного сырья и полуфабрикатов (цветных и чёрных металлов, минерального сырья), продукции лесопромышленного комплекса, а также энергоносителей. В свою очередь, европейские компании смогут беспошлинно поставлять на канадский рынок многие виды пользующихся здесь большим спросом потребительских товаров. В их числе – автомобили, одежда, обувь и аксессуары, парфюмерно-косметическая продукция, лекарства популярных европейских брендов и т.п. Следует отметить, что многие виды современного промышленного оборудования поставляются в Канаду из-за рубежа беспошлинно ещё с 2010 г.4. (Введенная в целях поддержки отраслей материального производства после рецессии, эта мера со временем стала одним из главных инструментов стимулирования инноваций и технического перевооружения промышленных предприятий. Номенклатура машин, оборудования и комплектующих, импортируемых в Канаду без ввозных пошлин, постоянно расширяется, и к 2015 г. должны быть отменены все оставшиеся тарифы).

Режим инвестирования для компаний из стран ЕС будет по целому ряду параметров более льготным по сравнению с условиями для инвесторов из других стран.

Важно и то, что по ходу дела выявляются проблемы и преимущества состыковки европейских и североамериканских подходов к хозяйственному регулированию и «глубокой» либерализации торгово-инвестиционных обменов. Взаимодействие с Канадой служит подготовкой к аналогичным переговорам между ЕС и Соединёнными Штатами.

По месту и роли в глобальной экономике Канада, конечно же, не сравнима с США. Однако уже около четверти века – с момента вступления в силу в 1989 г. договора о свободной торговле между двумя странами (Canada–United States Free Trade Agreement) – в Северной Америке идёт процесс форсированной интеграции. (По договору НАФТА с 1994 г. к зоне свободной торговли присоединилась Мексика). Многие ключевые отрасли канадской экономики уже встроены в глобальные и континентальные производственные цепочки, созданные американскими ТНК5. Вместе с тем, именно потому, что Канада не обладает столь же мощными (и, по существу, уникальными) рычагами экономического и политического влияния в мире, в этой стране сформировались команды опытных и сильных переговорщиков. Взаимодействие с ними тоже является своего рода тренировкой для европейцев, вступающих в переговоры с США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству (Transatlantic Trade and Investment Partnership). Об их скором начале было объявлено 17 июня после саммита «восьмёрки» в Северной Ирландии.

Канада стремится к расширению сотрудничества с ЕС, прежде всего, с целью ослабить большую зависимость от обременённой проблемами американской экономики6. Правительство и деловые круги страны рассчитывают на долгосрочные выгоды от развития многообразных форм взаимодействия с самым большим в мире экономическим объединением. По численности населения ЕС превосходит Канаду в 14 с лишним раз – порядка 500 млн. против 35 млн. человек. Совокупный ВВП стран Европейского союза был в 2012 г. больше ВВП Канады примерно в 9 раз – 16,36 трлн. долл. США по сравнению с 1,82 трлн. долл. по официальному обменному курсу.

ЕС для Канады – второй по величине экспортный рынок. Однако на него сейчас приходится менее 10% канадского экспорта товаров и услуг, тогда как на США в посткризисный период ориентировано 73–75% (в начале прошлого десятилетия – от 80 до 85%). Вместе с тем, после глобальной рецессии канадский экспорт в США восстанавливается с перебоями, и его объёмы остаются ниже уровня пятилетней давности.

Экспорт товаров и услуг из Канады в страны ЕС составлял в 2012 г. около 60 млрд. долл., а импорт товаров и услуг из Европы в Канаду достигал порядка 67 млрд. долл. По оценкам экспертов, в первые же годы действия соглашения стоимостной объём канадского экспорта в страны Евросоюза может возрасти на 20%. Ожидается, что благодаря этому объём ВВП Канады будет увеличиваться не менее чем на 12 млрд. долл. ежегодно. Для канадских потребителей отмена таможенных пошлин на широкий круг потребительских товаров должна обернуться ощутимым снижением цен на высококачественную импортную продукцию.

Проблемы переговорного процесса

Предварительная подготовка к переговорам между ЕС и Канадой была проведена ещё в 2008 г., когда группы экспертов с обеих сторон исследовали широкий круг вопросов по содержанию и механизмам реализации соглашения, предполагаемым сложностям и взаимным выгодам7.

Первый раунд переговоров состоялся в мае 2009 г., но подписание принципиальной договорённости по СЕТА откладывалось несколько раз, как из-за проблем в мировой экономике, так и в связи с расхождениями по некоторым вопросам. Глобальный финансово-экономический кризис, с одной стороны, осложнил и затормозил процесс согласования позиций. С другой стороны, глубокие структурные изменения в мировом хозяйстве и усиление протекционизма в политике большинства государств повысили актуальность либерализации торгово-инвестиционных режимов. Рост взаимной открытости для инвестиций и обменов товарами, услугами и технологиями рассматривается сейчас как основной путь преодоления кризисных явлений в экономике развитых рыночных стран.

Во второй половине 2013 г. переговоры по соглашению СЕТА продолжались в неблагоприятной для Канады обстановке, поскольку намерения администрации США налаживать особые партнёрские отношения с Европейским Союзом сразу ослабили её позиции. Вскоре после саммита «восьмёрки» в Лох-Эрне официальный представитель европейской делегации заявил, что ЕС «уже проявил большую гибкость и прагматизм», и теперь ожидаются «встречные движения с канадской стороны»8. Следует отметить, что в 2011 г. Южная Корея в аналогичной ситуации даже прервала переговоры с Канадой, получив от администрации США предложение подписать двустороннее торгово-инвестиционное соглашение. Уже в значительной мере проработанный «на канадском материале» проект будущих договорённостей был тогда быстро превращен в итоговый документ американо-корейского соглашения. А завершение переговоров с Канадой правительство Южной Кореи отложило на неопределённый срок9.

Не удивительно, поэтому, что до возобновления переговоров с делегацией ЕС в конце сентября 2013 г., канадская сторона в официальном и неофициальном порядке неоднократно давала понять представителям деловых кругов и правительств европейских стран, что правительство Канады действительно готово проявить гибкость и прагматизм, чтобы достичь принципиальной договорённости до начала следующего года10. Успешному и быстрому завершению финального этапа переговоров способствовала победа Ангелы Меркель на выборах и сохранение за ней поста канцлера Германии. А.Меркель всегда была и остаётся активным и последовательным сторонником двустороннего соглашения с Канадой, предполагающего существенную либерализацию взаимной торговли и инвестиций.

Основные договорённости по либерализации торговли товарами и услугами

При освещении процесса и результатов переговоров по соглашению СЕТА в средствах массовой информации и на официальном сайте правительства Канады11 преобладают материалы, посвящённые потенциальным выгодам от реализации соглашения и преодолению разногласий, связанных с устранением тарифных барьеров в торговле товарами. В ходе переговоров особое внимание привлекали такие отрасли, как сельское хозяйство и автомобилестроение.Гораздо реже достоянием гласности становились противоречия и договорённости по «неторговым вопросам». В их числе – либерализация инвестиционных режимов, унификация подходов к регулированию финансового сектора, изменения в законах о защите интеллектуальной собственности, допуск иностранных компаний к поставкам товаров и выполнению работ по контрактам с госструктурами. Между тем новации именно в этих сферах сотрудничества отличают СЕТА от уже действующих двусторонних соглашений о свободной торговле. И именно по этим направлениям в ближайшие полтора года будет продолжаться интенсивная проработка технико-экономических и юридических деталей того окончательного варианта соглашения, который будет передан на ратификацию.

Содержание принципиальных договорённостей между ЕС и Канадой (Agreement-in-Principle),официально закреплённых 18 октября в Брюсселе, изложено в 30-страничном документе под названием «Техническая аннотация окончательных результатов переговоров» (Technical Summary of Final Negotiated Outcomes)12.

29 октября 2013 г. премьер-министр Канады Стивен Харпер выступил с докладом по этому документу перед депутатами палаты общин федерального парламента. Назвав соглашение СЕТА «историческим достижением», С.Харпер охарактеризовал его как «наиболее крупное и самое амбициозное из когда-либо заключённых Канадой соглашений». СЕТА, отметил премьер-министр, означает «тысячи новых рабочих мест и полмиллиарда новых покупателей продукции канадских компаний»13. По словам С.Харпера, процесс переговоров с Европейским союзом был «прозрачным» и осуществлялся в тесном сотрудничестве с провинциями, территориями и муниципалитетами, а также с участием представителей различных отраслей экономики. «Бизнес, провинции и территории были важными партнёрами в процессе достижений данного уровня договорённостей. Поэтому нам удалось выполнить своё обязательство достичь соглашения, отвечающего интересам канадцев» – заявил С.Харпер14.

Согласно договорённостям в рамках СЕТА, большинство – 98% – видов товаров, вовлеченных в торговлю между Канадой и ЕС, будут освобождены от уплаты таможенных пошлин в первый же день действия соглашения. В ряде случаев поэтапное снижение до нулевого уровня растянуто на несколько лет. Это касается экспорта автомобилей, а также некоторых видов продукции сельского хозяйства и рыболовства. Через семь лет без пошлин будет экспортироваться 99% всех товаров.

Для промышленной продукции предусмотрена ускоренная отмена пошлин. С первого дня действия СЕТА от них будут освобождены 99,3% товаров, экспортируемых из Канады в страны ЕС, и 99,6% европейских товаров, ввозимых в Канаду.

Сложно проходили переговоры о взаимном снижении барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией. В конечном счёте, канадской стороне будет разрешено увеличить экспорт в ЕС говядины и свинины. Против этого наиболее активно возражали Франция и Ирландия, хотя возросший объём поставок всё равно не превысит и 0,5% потребляемого в ЕС мяса. В обмен на это вдвое увеличатся квоты на поставки из Европы сыров и прочей молочной продукции. Чему очень рады канадские любители сыра, предвкушающие заметное снижение цен на европейские деликатесы. Канадским фермерам, которые понесут потери от возросшего импорта, федеральное правительство обещало компенсационные меры.

Вместе с тем большинство канадских производителей сельскохозяйственной продукции и предприятия по её первичной переработке окажутся в выигрыше, поскольку с первого дня действия соглашения Европейский союз полностью устранит тарифы на ввоз более 94% товарных групп агропромышленного комплекса. В этом числе – свежие и замороженные фрукты, ягоды, овощи и полуфабрикаты из них, мука и мучные изделия, все виды молочной продукции, различные виды растительных масел. Предполагается, что это позволит увеличить объём сельскохозяйственного и продовольственного экспорта из Канады не менее чем на 1,5 млрд. долл. в год. (В 2010-2012 гг. Канада поставляла в страны Евросоюза такой продукции примерно на 2,5 млрд. долл. ежегодно. И немногим более 0,5 млрд. долл. составлял экспорт продукции пищевой промышленности). Постепенно, в течение семи лет будут сведены к нулевой отметке импортные пошлины на пшеницу высших сортов и кормовое зерно.

Для Канады очень важна предстоящая отмена таможенных тарифов на продукцию лесопромышленного комплекса. Страна – крупный экспортёр древесины мягких пород, газетной бумаги и целлюлозы, сборных домов и отделочных материалов из дерева. В 2010-2012 гг. экспорт продукции канадского лесопромышленного комплекса в страны Евросоюза составлял около 1,2 млрд. долл. в год. Таможенные тарифы на ввоз этой продукции в ЕС составляют от 7 до 10%. Отмена тарифов на импорт из Канады произойдёт с первого дня действия соглашения.

Таким же образом будут ликвидированы тарифы на ввоз в ЕС различных видов химикатов, пластмасс и изделий из них. Канадский экспорт такой продукции в Европу достигает порядка 2 млрд. долл. ежегодно, а пошлины на ввоз составляют от 5 до 6,5%.

Стороны договорились о постепенном снижении до нулевого уровня таможенных тарифов во взаимной торговле продукцией автомобилестроения. В настоящие время, пошлины на ввозимые из Европы легковые автомобили (в том числе, такие популярные и престижные в Канаде марки, как BMW, Audi и Mercеdes) составляют в Канаде в среднем 10%, а на части к ним – 4,5%. Отмена будет происходить в течение семи лет. В Канадской ассоциации автомобильных дилеров (Canadian Automobile Dealers Association), полагают, что это приведёт к снижению цен и росту спроса на автомобили европейского производства.

Ввозные пошлины на экспортируемые из Канады автомобили составляют в ЕС, в зависимости от модели, от 3,5 до 22% (в среднем – 11,2%). Сроки отмены пошлин также дифференцированы – 3,5 года, 5 и 7 лет. При этом Евросоюз во много раз увеличит квоты на ввоз легковых автомобилей, выпускаемых с конвейеров сборочных предприятий в Канаде. Если сейчас экспорт автомобилей из Канады не превышает 10 тыс. в год, то после вступления СЕТА поставки могут быть увеличены (при наличии достаточного спроса) до 100 тыс. в год.

Переговоры по данным пунктам соглашения были непростыми и продолжительными, поскольку канадские сборочные предприятия – часть интегрированного североамериканского автомобилестроительного комплекса. Все легковые автомобили, формально выпускаемые как готовая продукция на канадской территории, в той или иной (и, как правило, значительной) мере являются «американскими по содержанию». Между тем, конкретные двусторонние договорённости о либерализации торговли определёнными товарами должны распространяться только на европейских и канадских участников соглашения, а не на третьи страны. В данном случае – США, переговоры с которыми о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве ещё всерьёз и не начаты. «Быстрый старт» не состоялся, как по причине временного «закрытия правительства» в США, так и в связи со скандалами по поводу прослушивания и сбора данных американскими спецслужбами, как о рядовых гражданах, так и о крупнейших политиках стран Европейского союза, с которыми предполагается развивать отношения особого, «стратегического» партнёрства.

По мнению экспертов, весьма важными для канадской обрабатывающей промышленности являются договорённости о ликвидации большинства таможенных барьеров в торговле продукцией, производимой отраслями с высокой долей добавленной стоимости (advanced manufacturing). Имеется в виду продукция таких высокотехнологичных отраслей, как авиационно-космическая промышленность, современное транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования, научного оборудования и приборов высокой точности, различного рода электротехнической продукции и медицинской техники. В настоящее время Евросоюз «отгорожен» от поставок такого рода продукции из-за рубежа очень высокими тарифами, доходящими до 22%. Между тем, как отмечалось, в Канаде уже в течение нескольких лет отменены таможенные тарифы на ввоз большинства видов машин и оборудования с целью поддержки технического перевооружения канадских промышленных предприятий.

По оценкам экспертов ЕС, после вступления соглашения СЕТА в силу, в результате отмены таможенных пошлин европейские экспортёры сэкономят на их выплате порядка 670 млн. долл. в год. Правительство Канады, соответственно, недополучит доходов на эту сумму – что, по словам канадского министра международной торговли Э.Фаста будет «с лихвой компенсировано прочими выгодами от расширения торгово-экономического взаимодействия с Европейским союзом» 15.

Канадские экспортёры смогут сэкономить на уплате таможенных пошлин в странах ЕС меньшую сумму – порядка 225 млн. долл. в год. Это, отчасти, связано с меньшими объёмами экспорта из Канады в Европу.

Стороны договорились снизить или полностью ликвидировать барьеры, препятствующие взаимной торговле услугами. В 2010-2012 гг. объём экспорта услуг из Канады в страны ЕС достигал примерно 14,5 млрд. долл. ежегодно. Это включает услуги управленческого характера; компьютерно-информационные услуги; архитектурные, и инженерно-технические услуги; исследования и разработки; образовательные услуги частного характера. Для устранения препятствий в обменах услугами стороны будут обеспечивать «преференциальный доступ» на рынки друг друга. Предполагается стандартизация и упрощение требований и процедур, касающихся въезда специалистов из стран-партнёров для работы по временным контрактам, получения вида на жительство и гражданства. Будут снижаться ограничения на приобретение собственности и осуществление бизнес-инвестиций.

На официальном сайте Европейской комиссии можно обнаружить следующие оценки выгод, которые предполагают получить в Евросоюзе в связи с либерализацией торговли и инвестиций на основе соглашения СЕТА с Канадой. Ожидается, что примерно 50% предполагаемых выгод будет связано именно с расширением объёмов торговли услугами. 25% ожидаемых выгод станут следствием устранения таможенных тарифов. И оставшиеся 25% выгод будут получены в результате устранения нетарифных барьеров (Non-tariff barriers)16.

Договорённости между ЕС и Канадой по вопросам инвестиций и государственного регулирования

Немало спорных и сложных для согласования вопросов возникло при разработке «неторговых» положений соглашения, касающихся инвестиционных режимов, государственного регулирования предпринимательской деятельности в различных секторах экономики.

Канада пытается максимально сохранить действующие здесь принципы финансового регулирования. Уже в течение пяти лет международные эксперты признают его самым эффективным в обеспечении устойчивости национальной финансовой системы во время и после глобального кризиса. Германия же настаивает на большей «открытости» финансового сектора Канады и сближения принципов его регулирования с европейскими. Эти вопросы будут одним из основных предметов для продолжения переговоров и более детальной проработки конкретных пунктов соглашения СЕТА до его ратификации.

Канаде пришлось согласиться с требованиями об изменениях в законодательстве по защите прав интеллектуальной собственности. В частности – продления сроков патентной защиты лекарств, производимых крупными фармацевтическими компаниями. После вступления в силу соглашения СЕТА тарифные барьеры для европейских лекарств будут существенно снижены или полностью устранены, и они получат гораздо более широкий доступ на канадские рынки. При этом период их патентной защиты будет продлён на 2 года (европейские партнёры поначалу настаивали на сроке от 2,5 до 5 лет).

Серьёзная проблема для Канады состоит в том, что новый режим регламентации интеллектуальной собственности должен быть также распространён на прочие патентованные бренды, производимые в третьих странах, прежде всего – в США. Это создаст большие сложности для канадских фармацевтических компаний, производящих более дешёвые и весьма востребованные на североамериканских рынках лекарства-аналоги (дженерики). Соответственно, пострадает вся – хорошо развитая в Канаде – фармацевтическая промышленность.

Кроме того, как показали исследования, из-за неизбежного удорожания лекарств, закупаемых общественными учреждениями здравоохранения, на бюджеты канадских провинций ляжет дополнительная нагрузка в объёме не менее 3 млрд. долл. ежегодно. Следует отметить, что в Канаде, как в странах ЕС (но в отличие от США), действует система всеобщего и обязательного медицинского страхования.

Трудно предсказуемые по соотношению выгод и потерь последствия будет иметь взаимная либерализация инвестиционных режимов.

По данным из канадских источников, накопленные прямые инвестиции Канады в странах ЕС достигли в 2012 г. 180,9 млрд. долл., что составляет порядка 28,5% от общего объёма канадских прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Накопленные европейские прямые инвестиции в Канаде в 2012 г. достигли 171,5 млрд. долл. или около 24% от общего объёма ПИИ в Канаде17.

Стороны договорились обеспечивать примерно одинаковые условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов и поддерживать сравнимые уровни защиты иностранных инвестиций. Вообще равенство прав инвесторов – один из основных принципов, провозглашённых при создании в 1995 г. Всемирной торговой организации. И все члены ВТО должны ему следовать. Однако до сих пор везде, особенно после глобального кризиса, он реализуется с отступлениями и ограничениями.

Согласно канадскому Закону об инвестициях, рассмотрению со стороны федерального министерства отраслевого развития подлежат все крупные сделки с участием иностранных инвесторов. «Пороговая» сумма таких сделок периодически пересматривается. В 2013 г. она составляла 344 млн. кан. долл. (при официальном обменном курсе 95-98 центов США за один канадский доллар).

Для инвесторов из Европы верхний лимит сделок, утверждаемых в заявительном порядке и не требующих прохождения теста на «потенциальную выгоду» (“net benefit test”), будет повышен до 1,5 млрд. долл. Произойдёт это, опять же, не ранее, чем через 1,5-2 года. Между тем уже объявлено, что с 2014 г. от прохождения теста будут освобождены почти все инвестиционные проекты иностранных компаний, превышающие сумму в 1 млрд. долл. (Исключение составляют отрасли и предприятия, которые относятся к категориям «особенно важных» с точки зрения культурного наследия или национальной безопасности).

По соглашению СЕТА, иностранные инвесторы получат право обращаться с жалобами на неправомерные, по их мнению, действия правительства принимающей страны и требовать компенсации. Рассматривать такие жалобы должны будут специальные комиссии, состоящие из независимых экспертов.

Данное положение СЕТА – то есть прямое обращение частных компаний с судебными исками к правительствам иностранных государств – не является пока составной частью ни одного из уже действующих соглашений о свободной торговле. В том числе и такого «продвинутого» в плане либерализации инвестиционных режимов соглашения, как НАФТА (North American Free Trade Agreement). И это неудивительно. По сравнению с государственными структурами, транснациональные корпорации, как правило, обладают более мощными финансовыми ресурсами, более опытными командами экспертов и юристов и более сильной мотивацией к защите своих коммерческих интересов в судебных инстанциях. Не случайно с момента создания механизмов ВТО и распространения новых принципов либерализации торговли и инвестиций в глобальном масштабе именно крупнейшие ТНК были наиболее активными сторонниками того, чтобы судиться с правительствами принимающего государства напрямую. Без посредничества правительства «своей» страны, т.е. той страны, в которой находится штаб-квартира корпорации.

На уровне региональных властей и муниципалитетов, и в Европе, и в Канаде, большие опасения вызывает требование обеспечивать доступ иностранных компаний к участию в конкурсах на поставки товаров и выполнение работ по контрактам с госструктурами.

Из газетных публикаций стало известно, например, что до подписания соглашения СЕТА мэры практически всех крупных канадских городов обращались к федеральному правительству с просьбой не распространять на них это требование, поскольку оно не позволит осуществлять принцип «покупай местное» (buy local). Закупки для общественных нужд продукции местного производства, привлечение действующих в регионе компаний к выполнению работ и оказанию услуг для государственных ведомств – важный инструмент стимулирования деловой активности и поддержания занятости за счёт использования средств региональных и местных бюджетов. Конкуренция же со стороны иностранцев, как считают представители муниципальных властей, может «отрицательно сказаться на деловой активности и занятости местного населения».

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что для канадского бизнеса данные положения СЕТА потенциально весьма выгодны. Речь идёт о том, что канадские компании могли бы участвовать в европейских конкурсах без ограничений. Это означает возможность претендовать на выполнение работ и поставки товаров по госзаказам на очень большие суммы. (Рынок госзаказов и госзакупок стран Евросоюза оценивается примерно в 2,7 трлн. долл. в год.). Однако это предполагает и встречную открытость канадского рынка госзакупок, который контролируется преимущественно на региональном уровне власти, а не федеральным правительством.

Содержание, проблемы и результаты реализации Всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между Канадой и Европейским союзом заслуживает детального и внимательного изучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Declaration by the President of the European Commission and the Prime Minister of Canada
"A new era in EU-Canada relations". http://www.international.gc.ca/media/comm/news-communiques/2013/10/18a.aspx?lang=eng

[2] Hubner K. Europe, Canada and the Comprehensive Economic and Trade Agreement: Taming Globalization? (eBook).Routledge Publisher, 01.04.2011. http://www.waterstones.com/waterstonesweb/products/kurt +hubner/europe2c+canada+and+the+comprehensive+economic+and+trade+agreement+28ebook29/8618056/

[3] Prime Minister Stephen Harper’s official statement: Canada reaches historic trade agreement with the European Union. Financial Post Staff. 18.10.2013. http://business.financialpost.com/2013/10/18/prime-ministers-press-release-canada-reaches-historic-trade-agreement-with-the-european-union/

[4] См.: Немова Л.А. Экономика Канады в 2010-2011 г. и экономическая политика правительства // Электронный журнал «Россия и Америка в ХХI веке», №1, 2011. http://rusus.ru/?act=read&id=242

[5] Немова Л.А. Экономика Канады в посткризисный период // “США ♦ Канада – экономика, политика, культура”, № 2, 2013.

[6] Ibbitson J. Canada-EU trade accord is bridge to the 21st century. The Globe and Mail, Nov. 18 2012. http://www.theglobeandmail.com/news/politics/canada-eu-trade-accord-is-bridge-to-the-21st-century/article5410789/; United States’ ‘fiscal cliff’ biggest risk for Canada, G20: Jim Flaherty. The Financial Post, 4.11.2013.http://business.financialpost.com/2012/11/04/g20-focus-shifts-to-united-states-fiscal-cliff/

[7] Joint Study by the European Union and the Government of Canada. Assessing the Costs and Benefits of a Closer EU-Canada Economic Partnership. Ottawa and Brussels, 2008. Date Modified:2013-01-08. http://www.international.gc.ca/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/eu-ue/study-etude.aspx

[8] Globe Editorial. Toward a Canada-EU trade deal, sooner rather than later. The Globe and Mail. 18.06.2013. http://www.theglobeandmail.com/commentary/editorials/toward-a-canada-eu-trade-deal-sooner-rather-than-later/article7652403/

[9] Ibbitson J. A Canada-Europe trade deal presents a great opportunity. Can we seize it?
The Globe and Mail. 15.08.2013. http://www.theglobeandmail.com/news/politics/ottawa-notebook/a-canada-europe-trade-deal-presents-a-great-opportunity-can-we-seize-it/article8608889/

[10] См.: Rennie S. Harper makes another pitch for EU trade deal during speech to British Parliament. Canadian Press. 13.06.2013. http://news.nationalpost.com/2013/06/13/harper-makes-another-pitch-for-eu-trade-deal-during-speech-to-british-parliament/

[11] Canada-European Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA). http://www.actionplan.gc.ca/en/content/ceta-aecg/canada-eu-trade-agreement#tab1

[12] Technical Summary of Final Negotiated Outcomes. Canada-European Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA). http://www.actionplan.gc.ca/en/page/ceta-aecg/technical-summary

[13] CBC News Posted: Oct 29, 2013 http://www.cbc.ca/news/politics/summary-of-canada-eu-free-trade-deal-tabled-1.2286695

[14] Prime Minister Stephen Harper’s official statement: Canada reaches historic trade agreement with the European Union. Financial Post Staff. 18.10.2013. http://business.financialpost.com/2013/10/18/prime-ministers-press-release-canada-reaches-historic-trade-agreement-with-the-european-union/

[15] CBC News Posted: Oct 29, 2013. http://www.cbc.ca/news/politics/summary-of-canada-eu-free-trade-deal-tabled-1.2286695

[16] European Commission. EU and Canada. http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/canada/

[17] Canada-EU trade deal. How the historic agreement will affect Canadian industries. CBC News. Posted: Oct 29, 2013. http://www.cbc.ca/news2/interactives/canada-eu-ceta/



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.