Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2014

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
НА ИММИГРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ В США

Н.М. Травкина,
доктор политических наук,
руководитель Центра
внутриполитических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Ю.В. Балденкова,
бакалавр
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется влияние мирового финансово-экономического кризиса на интенсивность иммиграционных потоков в США в период после 2006-2008 гг. Указывается, что несмотря на сокращение, приток легальных и нелегальных иммигрантов по-прежнему остаётся достаточно высоким вследствие того, что экономические потрясения негативно сказались на экономике тех стран, откуда иммигранты прибывают в США. Эта ситуация детально прослеживается на примере мигрантов из Мексики, которая пострадала от финансово-экономического кризиса в гораздо большей степени, чем США. В результате мирового финансово-экономического кризиса в Соединенных Штатах постепенно формируется классическая модель функционирования рынка труда, характерная для XIX в. Важным политическим последствием кризиса явилось избрание на пост президента США в 2008 г. Б.Обамы, который стал активно проводить масштабную иммиграционную реформу, что привело к резкой политической поляризации в американском обществе.

Ключевые слова: мировой финансово-экономический кризис, иммиграционные потоки, нелегальные иммигранты, рынок труда, снижение ставок заработной платы, президентские выборы 2008 и 2012 гг.

THE WORLD FINANCIAL CRISIS INFLUENCE ON THE US IMMIGRATION SITUATION

Travkina Natalia Michailovna,
Ph. D in Politics, Chief, Centre of Domestics Policy Research
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Baldenkova Julia Victorovna
Bachelor,
e-mail:

Annotation.The dual influence of the world financial-economic crisis on the immigration flows to the USA is analyzed. Although the levels of immigration flows are diminished in the period after 2006-2008, they remain relatively high because the economies of the countries from which the immigrants arrive to the USA are impacted more severely than the US economy. The Mexican case is the most prominent example of this tendency. Because of global financial crisis American labor, market to a more extent resembles the classical labor market of the XIX century economies characterized by the growing exploitation of the most talented and gifted segments of labor force. The main political consequence of the global financial crisis was the election in 2008 of B. Obama as the American President who started vigorously pushing the comprehensive immigration reform in the US.

Keywords: world financial crisis, immigration flows, illegal immigration, labor market, lowering the wage rates, 2008 and 2012 presidential elections.

В настоящее время по данным официальной американской статистики (за 2011 г.) в США проживает 40,3 млн. иммигрантов, или 13% всего американского населения, которое в совокупности составляет иммигрантское сообщество Америки.[1] Этот показатель является самым высоким после 1920 г.; когда по результатам проведенной переписи в США насчитывалось почти 14 млн. человек, или 13,2% американского населения, которые родились за пределами США и считались иммигрантами.[2] Сравнение этих показателей носит до известной степени условный характер, поскольку структурно в настоящее время иммигрантское население США делится на три категории.

Первую составляют собственно граждане США, родившиеся за их пределами, но по приезде в Америку ставшие полноправными американскими гражданами. Официально они считаются «натурализованными гражданами». Вторую группу составляют иммигранты, получившие право на законное проживание и трудовую деятельность в США на временной и постоянной основе (главным образом имеющие т.н. «зелёные карты»). Несмотря на свой статус «законного постоянного жителя» США, они лишены многих гражданских прав, в частности, права на участие в политической жизни США, т.е. права занятия выборной должности и на участие в выборных процессах. И, наконец, третью группу составляют иммигранты, которые не имеют законных прав на пребывание на территории США и которые считаются, таким образом, незаконными («нелегальными») иммигрантами.

В количественном отношении численность первой группы иммигрантов составляет 18,1 млн. человек, или почти 45% всего иммигрантского населения. Численность второй и третьей групп составляет 22,2 млн. человек,[3] из которых в 2011 г. нелегальными иммигрантами считались 11,5 млн. человек.[4] В целом структурно соотношение долей этих трёх групп в общей численности иммигрантского населения США составляет 45%: 26,5% : 28,5%. Условность сопоставления численности американского иммигрантского населения с аналогичными данными прошлого исторического времени, особенно относящихся к первой половине ХХ столетия, объясняется тем, что в прошлом американская статистика практически не учитывала нелегальных иммигрантов, феномен которых открыто заявил о себе в американском обществе только в 1980-е годы. Не в последнюю очередь это обусловлено и тем, что в прошлом Америка была сравнительно изолированным от внешнего мира обществом, и иммигранты прибывали в США преимущественно морским путём из стран Европы и Азии. Эти потоки поэтому могли сравнительно легко контролироваться пограничной и иммиграционной службами США.

Приливы и отливы современной иммиграционной волны

В ретроспективном плане американские демографы и историки различают 4 основные волны иммиграционных потоков. Первая волна имела место в период с образования США в конце XVIII в. и до 1820 г.; вторая волна произошла в период с 1820 по 1860 гг., и «третий вал» – самый мощный за всю американскую историю[5] − с 1880 по 1915 гг. Начало четвёртой волны иммиграционных потоков датируется 1965 г., т.е. начиная с момента принятия современного иммиграционного законодательства, фундаментально изменившего принципы, определявшие порядок въезда иностранцев на территорию США: если раньше на всём протяжении американской истории действовало положение об их национальной принадлежности, т.е. стране рождения и/или гражданства иммигранта, то, начиная с середины 1960-х годов, США стали регулировать иммиграционные потоки на основе кровно-родственных отношений, также учитывая способности иммигрантов быть высокопроизводительными участниками экономических и научно-технических процессов («люди с выдающимися способностями»).

В узком смысле четвёртая волна иммиграции ведёт свой отсчёт с начала 1990-х годов, когда в полной мере заработала система глобальных экономических отношений. На этом основании двумя основными факторами, определяющими интенсивность иммиграционных потоков в США, считаются экономические условия в Соединённых Штатах и за их пределами и иммиграционная политика американских властей. Именно поэтому ежегодные иммиграционные потоки «характеризуются пиками, за которыми следуют спады».[6] С этой точки зрения представляется принципиально важным проследить влияние потрясений, которыми для экономики США ознаменовалось начало текущего столетия, и особенно экономического спада 2008-2009 гг., на колебания величин иммиграционных потоков в США.

Представляется, что наиболее адекватной для этого анализа является трёхуровневая модель иммиграционных потоков, построенная по принципу сообщающихся сегментов иммиграционного населения США. Модель основана на том, что сегмент натурализованных граждан пополняется за счёт сегмента лиц, имеющих статус законного постоянного жителя США. В свою очередь этот сегмент испытывает серьёзное воздействие и пополняется за счёт нелегальных иммигрантов, которым с течением времени удаётся легализовать своё пребывание на территории США.

Данные официальной американской статистики и неофициальные подсчёты американских аналитиков численности нелегальных иммигрантов показывают, что в 2006-2008 фин.гг. в США были зарегистрированы пики роста численности лиц, получивших американское гражданство, право на законное постоянное жительство, и числа нелегальных иммигрантов. В последующий период количество лиц всех этих категорий продемонстрировало тенденцию к снижению, при этом пиковые докризисные показатели так и не были достигнуты, что явилось прямым следствием начавшегося осенью 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса, а также вялыми темпами восстановления американской экономики в 2010-2012 гг. Динамика иммиграционных потоков в США в период 2006-2013 фин.гг. отражена в таблице 1.

Таблица 1.
Иммиграционные потоки в США в период 2006-2013 фин.гг.

Фин. годы

Лица, получившие американское гражданство, тыс. человек

Лица, получившие статус постоянного жителя США, тыс. человек

Нелегальные иммигранты, млн. человек

2006

1266,1

2007

1052,4

12,4

2008

1046,5

1107,1

11,9

2009

743,7

1130,8

11,1

2010

619,9

1042,6

11,2

2011

694,2

1062,0

11,5

2012

757,4

1031,6

11,4

2013

779,9

Источник: U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. 2012 Yearbook of Immigration Statistics. July 2013. PP. 5, 52. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_yb_2012.pdf; U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. Annual Flow Report. U.S. Naturalizations: 2013. May 2014. P. 1. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_natz_fr_2013.pdf.; U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. Population Estimates. Estimates of the Unauthorized Immigrant Population Residing in the United States: January 2012 March 2013. P. 3. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_ill_pe_2012_2.pdf.


Данные таблицы свидетельствуют о том, что максимальное сокращение числа лиц, получивших американское гражданство, составило в период 2008-2010 фин.гг. 40% (соотнесение показателя 2008 фин.г. с показателем 2010 фин.г.; числа лиц, получивших статус постоянного жителя США – примерно 19% (соотнесение уровня 2012 фин.г. с пиковым 2006 фин.г.), и, наконец, числа незаконных иммигрантов – почти на 11% (в 2009 фин.г. по сравнению с 2007 фин.г). Таким образом, экономическая составляющая является определяющим фактором, который выступает естественным регулятором интенсивности иммиграционных потоков в США в современных условиях.

При этом показательно, что наибольшую вариацию продемонстрировал показатель числа лиц, получивших американское гражданство в экономически неблагоприятный период развития американского общества. Очевидно, что лица, долго мечтавшие о жизни в «стране обетованной», всерьёз задумались о том, какие жизненные перспективы их ожидают в том случае, если США с началом мирового финансово-экономического кризиса вступили в сравнительно долгосрочный период экономических трудностей. В этом плане становится понятной меньшая вариация в изменении показателя числа лиц, получивших статус постоянного жителя США, поскольку этот статус в принципе оставляет возможность безболезненно покинуть Америку в случае неспособности адаптироваться к условиям жизни в этой стране или преуспеть в американском обществе. И, наконец, относительно небольшая изменчивость показателя численности незаконных иммигрантов говорит о том, что обострение экономических трудностей сравнительно мало сказывается на их социально-экономическом положении, поскольку они и так постоянно находятся на социально-экономическом дне американского общества.

Тем не менее, данные американской статистики говорят также и о том, что общее ухудшение экономических условий жизни в США в первое десятилетие XXI в., ознаменовавшееся двумя экономическими рецессиями (2001 г. и 2008-2009 гг.), особенно в сравнении с исключительно благоприятными 1990-ми годами, ослабило притягательность Америки как «социально-экономического рая» на нашей планете. Применительно к общей численности граждан США, родившихся за их пределами, равной 18,1 млн. человек, 60% из них, или 11,0 млн. человек) прибыли в США до 1990 г., 27%, или 4,8 млн. человек – в период 1990-1999 гг., и 13%, или 2,3 млн. человек – в период с 2000 по 2011 гг.[7] Таким образом, в 2000-е годы по сравнению с 1990-ми годами доля лиц, обретших американское гражданство, уменьшилась в два раза. Аналогичные тенденции могут быть прослежены и применительно к нелегальным иммигрантам: мировой финансово-экономический кризис привёл к тому, что в их общей численности более чем в два раза сократилось число лиц, прибывших в США в период 2005-2011 фин.гг. по сравнению с двумя предыдущими пятилетними периодами, характеризовавшимися гораздо более благоприятными экономическими условиями. Эти тенденции наглядно видны из данных таблицы 2.

Таблица 2.
Периоды и численность прибытия незаконных иммигрантов в США, в млн. человек.

Период прибытия

Количество незаконных иммигрантов

Доля, в %

Общая численность незаконных иммигрантов в 2012 фин.г.

11,4

100%

2005-2011 фин.гг.

1,6

14%

2000-2004 фин.гг.

3,2

28%

1995-1999 фин.гг.

2,9

26%

Источник: U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. Population Estimates. Estimates of the Unauthorized Immigrant Population Residing in the United States: January 2012 March 2013. P. 3. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_ill_pe_2012_2.pdf.


Вместе с тем можно указать, что в период 2000-2009 фин.гг. по сравнению с 1990-1999 фин.гг. несколько выросло число лиц, получивших статус постоянного жителя США: в 2000-е годы этот статус обрели 10,3 млн. человек по сравнению с 9,8 млн. человек в 1990-е годы.[8] Это связано с заметно изменившейся на протяжении двух последних десятилетий структурой иммиграционных потоков в США, которая в свою очередь стала испытывать всё большее влияние не только фактора спроса, т.е. «притягательности» Америки и её экономики, но и фактора предложения – ухудшающихся социально-экономических условий в тех странах, откуда прибывают иммигранты в США, главным образом в Мексике и странах Центральной и Латинской Америки.

Нарастание экономических трудностей в системе мирового хозяйства как фактор усиления иммиграции в США

Заметное увеличение численности иммигрантского населения США с начала 1990-х годов сопровождалось также значительными структурными изменениями в иммиграционных потоках, при которых основное место заняли выходцы из Мексики, стран Центральной и Латинской Америки, Азии и Африки, которые оттеснили на последние места иммигрантов из Канады и европейских стран. При этом в случае развивающихся стран Центральной и Южной Америки, Азии и Африки речь преимущественно идёт о беднейших странах, значительно отстающих по уровню социально-экономического развития и жизненного уровня подавляющей части населения этих стран.

В результате этих структурных сдвигов в настоящее время из 18,1 млн. американских граждан, родившихся за пределами США, доля выходцев из Мексики, стран Центральной Америки, Карибского бассейна и Латинской Америки составляет 39%, или 7,1 млн. человек, доля выходцев из азиатских стран, главным образом КНР, Южной Кореи, Тайваня, Вьетнама, Филиппин и Индии, − 36%, или 6,6 млн. человек, выходцев из африканских стран – порядка 5%, или 0,8 млн. человек. Доля же представителей Канады и европейских стран составляет всего 20%, или 3,6 млн. человек.[9] Таким образом, доля натурализованных американцев-выходцев из стран, расположенных к югу от р. Рио-Гранде, Азии и Африки, составляет в совокупности 80% общего числа американских граждан, рождённых за пределами США, или 14,5 млн. человек. Особо следует при этом отметить, что доля американских граждан-выходцев из Мексики составляет 16%, или 2,8 млн. человек.

В ещё большей степени эта закономерность может быть прослежена применительно к иммигрантам − не гражданам США, численность которых равняется 22,2 млн. человек. Среди них доля выходцев из Мексики, стран Центральной Америки, Карибского бассейна и Латинской Америки составляет 63%, или 14,1 млн. человек. Доля выходцев из азиатских стран составляет 22%, или 4,8 млн. человек, стран Африки – 4%, или 1,0 млн. человек. Доля представителей Канады и европейских стран не превышает 10%, или 2,3 млн. человек, что в два раза меньше доли натурализованных граждан из Канады и европейских стран.[10] При этом доля выходцев из Мексики в этой категории иммигрантского населения США достигает 40%, или 8,9 млн. человек.

Столь высокий удельный вес мексиканцев в не гражданах США объясняется тем, что доля мексиканцев в численности нелегальных иммигрантов в настоящее время достигает почти 60%, или немногим более 6,7 млн. человек. Следует также иметь в виду, что ещё порядка 16% нелегальных иммигрантов, или около 1,8 млн. человек, приходится на долю выходцев из стран Центральной Америки – Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, а также Эквадора.[11] Таким образом, в совокупности доля представителей этих испаноязычных стран в общей численности нелегальных иммигрантов достигает 75%.

Под влиянием мирового финансово-экономического кризиса в США в относительном выражении усилился приток иммигрантов из развивающихся стран Азии, Центральной и Латинской Америки. Эта тенденция может быть хорошо прослежена на примере статистических данных, характеризующих количество выданных прошений о предоставлении статуса постоянного жителя США. В частности, в период с 2000 по 2006 фин.н., т.е. в период достаточно устойчивых темпов роста американской экономики, из 7 с небольшим миллионов удовлетворённых прошений о предоставлении статуса постоянного жителя США 15,3% пришлись на долю европейских стран и 2,4 % − на долю Канады. Соответственно, доля азиатских стран составила 32,3%, стран Южной Америки – 7,9% и стран Африки – 6.4%. Суммарная доля стран Карибского бассейна, Центральной Америки и Мексики составила 32,9%, т.е. этот регион шёл на первом месте по количеству удовлетворённых прошений, что является вполне понятным по причине географической близости к США.[12]

В период с 2007 по 2009 фин.гг., т.е. в самый разгар мирового финансово-экономического кризиса, на фоне общего падения числа удовлетворённых прошений о предоставлении статуса постоянного жителя США, средняя доля европейских стран сократилась до 9,6% и Канады – до 1,4%. Соответственно, средняя доля азиатских стран выросла до 36,8%, стран Южной Америки – до 9,4% и стран Африки –почти до 10%. Суммарная доля стран Карибского бассейна, Центральной Америки и Мексики несколько уменьшилась до 32,2%, хотя на эти страны по-прежнему приходилась одна треть всех удовлетворённых прошений. Однако самым примечательным фактом было то, что Мексика сохранила свои лидирующие позиции среди всех стран мира по количеству и доле удовлетворённых прошений о предоставлении статуса постоянного жителя США. И хотя её суммарная доля уменьшилась до 15,3% в период с 2007 по 2009 фин.гг. по сравнению с 17,2% в период с 2000 по 2006 фин.гг., тем не менее, можно указать на то, что в 2008 фин.г., например, эта доля вновь скакнула до 17,2%. В самом начале мирового финансово-экономического кризиса статус постоянного жителя США получили почти 190 тыс. человек – выходцев из Мексики, что явилось самым большим показателем после 2002 фин.г. Также вполне возможно, что немалая часть мексиканцев предпочла перейти на нелегальное положение в США, нежели добиваться статуса постоянного жителя северного соседа.

Сравнительная неэластичность иммиграционных потоков из Мексики вызывает всё большую обеспокоенность в США. Следует, правда, учитывать то немаловажное обстоятельство, что с середины 1990-х годов свой вклад в стимулирование иммиграции мексиканцев в США вносит НАФТА – Договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивший в силу 1 января 1994 г. Ещё в начале текущего столетия отечественные исследователи прямо отмечали тот факт, что «миграция мексиканской рабочей силы в США − это, по сути, закономерный результат тесного взаимодействия двух стран с разным уровнем экономического развития. Существенная разница в уровне жизни и оплате труда является основным фактором миграции населения из Мексики в Соединенные Штаты. Кроме того, соседство двух стран является дополнительным стимулом в этом процессе. Протяженность совместной границы составляет 3,3 тысячи км, большая часть которой проходит по неширокой реке Рио-Гранде».[13]

Первые полтора десятилетия XXI в. мало что изменили в этом отношении, и даже более того: вполне определённо можно говорить, что они только усугубили несбалансированный характер североамериканской экономической интеграции. Как указал в этой связи американский исследователь Д. Шёрк, «хотя Мексика пережила немалое число серьёзных экономических кризисов в первой половине ХХ в., они стали, начиная с 1970-х годов, более частыми и более продолжительными. Мексиканские домовладения, дестабилизированные растущей безработицей, инфляцией и девальвациями мексиканской валюты, обратили свой взор на иммиграцию как на форму естественного решения этих проблем».[14]

Главным экономическим фактором, играющим роль своеобразной пружины, постоянно толкающей мексиканцев на эмиграцию в США, является растущий разрыв в ставках заработной платы в американской и мексиканской экономиках. За 20 лет существования НАФТА этот разрыв заметно вырос, что наглядно видно на графике.

График.

Увеличивающийся разрыв в почасовой оплате труда в обрабатывающей промышленности США и Мексики после создания НАТФА

Источник: The Jus Semper Global Alliance. Mexico's Wage Gap Charts. March 2014. P. 19.


В период с 1996 г. по 2012 г. разрыв в средней почасовой ставке заработной платы в обрабатывающей промышленности США и Мексики вырос примерно с 2 до 3 раз. Более детальный анализ разрывов в ставках заработной платы в американо-мексиканских приграничных районах наглядно демонстрирует действие этой «пружины» миграции мексиканцев в США. Соответствующие данные приведены в таблице 3.

Таблица 3.
Сравнительные демографические и социально-экономические данные, характеризующие разрывы между США и Мексикой (по состоянию на 2008 г.).

Параметры

Общенациональные данные

Приграничные территории

США

Мексика

США

Мексика

Население, млн. человек

292,4

108,1

5,0

6,3

- иммигранты из Мексики

11,7

1,0

Образование (в годах)

13,4

9,7

13,0

9,6

- иммигранты из Мексики

9,6

10,5

Средняя почасовая заработная плата

(в долларах 2008 г.)

19,52

2,6

18,27

3,0

- иммигранты из Мексики

12,77

12,53

Источник: Aguayo-Téllez E., Acharya A. Effect of Wage Inequality on Migration Between Mexico-United States: An Empirical Assessment Using Mexican and United States Micro-data. P. 12. − International Union for the Scientific Study of Population. August 28th 2013 / http://www.iussp.org/en/event/17/programme/paper/6043.


Репрезентативность данных, приводимых в таблице 3, подчеркивается тем фактом, что они относятся к кризисному 2008 г. На тот момент население США составляло 292,4 млн. человек, Мексики – 108,1 млн. человек. Иммигранты из Мексики составляли 5% населения США и немногим более 10% населения Мексики. В приграничной с Мексикой территории США мигранты из Мексики составляли 20% населения. Всего в приграничной с Мексикой территории США проживал 1,7% всего американского населения, а в приграничной с США мексиканской территории проживало 5,8% всего населения Мексики. Степень образованности американского населения несколько превышала средний уровень образования (в расчете на среднее образование, измеряемое 12 годами обучения в средней школе), степень образованности мексиканского населения уступала американскому, и можно сказать, что в целом мексиканская рабочая сила состоит из людей с неполным средним образованием. Показательно, что годы пребывания в США ненамного увеличили степень формальной образованности иммигрантов из Мексики.

Однако сопоставление средних ставок почасовой заработной платы наглядно обнаруживает тот факт, что уровень образования мексиканцев не играет практически никакой роли при определении размера оплаты труда. Иммигранты из Мексики, прибывая на территорию Америки, в среднем – безотносительно к легальности или нелегальности их статуса − имеют возможность получать с течением времени примерно 70% от размера оплаты труда в американской приграничной с Мексикой территории, в то время как мексиканские рабочие, работая в приграничной с США территории, получают в 4 с лишним раза меньше своих соотечественников на приграничной территории США с Мексикой и в 6 с лишним раза меньше коренных американцев. Эти разрывы вполне достаточны для того, чтобы создать мощное иллюзорное представление, особенно у более образованной мексиканской рабочей силы, о том, что переезд в США – легальный или нелегальный – при условии нахождения там соответствующей работы и ниши для проживания равносилен попаданию в социально-экономический Рай.

Эти представления были только усилены под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. В Мексике в 1994 г. численность населения, проживавшего на доходы меньше официально исчисляемого индекса бедности, составляла 52,4%. Не в последнюю очередь под влиянием НАФТА она сократилась к 2006 г. до 42,7%, однако в результате прямого влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2012 г. вновь вернулась к значениям середины 1990-х годов, достигнув уровня 51,3% всего мексиканского населения.[15] И эта закономерность вполне может быть распространена на значительное количество стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Иммигрантские потоки как фактор формирования модели рынка труда XIX в. в современной экономике США

Интенсификация иммиграционных потоков в США на протяжении последних 20 лет привела не только к росту этнического разнообразия американского населения, но и к большему присутствию иммигрантской рабочей силы на рынке труда США. По состоянию на 2010 г. расово-этнический состав рабочей силы США, численность которой на тот момент составила примерно 154 млн. человек, выглядел следующим образом:

• около 68% американцев − белые рабочие и служащие;

• около 15% − испаноязычное работники;

• около 12% − афроамериканцы;

• около 5% − выходцы из Азии;

• около 1% − коренные жители Америки (индейцы, алеуты, эскимосы);

• около 2% − работники смешанных рас.[16]

Влияние глобализации на расово-этнический состав рабочей силы США может быть отчётливо прослежено на примере следующих тенденций. В 1990 г. белые рабочие и служащие составляли порядка 78% общей численности рабочей силы США; таким образом, за 20 лет их доля уменьшилась на 10%. Соответственно, эту нишу заполнили представители испаноязычной рабочей силы – прирост за 20 лет 6% (доля в 1990 г. − 9%); азиаты – 2%, афроамериканцы – 1%, представители прочих расово-этнических групп – 1%. Таким образом, в настоящее время представители национальных меньшинств составляют порядка 33% рабочей силы страны, но, согласно прогнозам, к 2050 году, эта цифра возрастет почти в полтора раза и достигнет 50%.[17] Такое изменение связано, прежде всего, с сокращающейся рождаемостью среди белого населения, а также с масштабами иммиграции в США из стран Латинской Америки и Азии, которая дает основной прирост населения страны.

Приток иммиграции – как легальной, так и нелегальной – способствовал в начале текущего столетия заметному обострению напряжённости на американском рынке труда, в том числе и безработицы. Это выразилось в том, что весь прирост количества рабочих мест, имевший место в 2001-2012 гг., в том числе и после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., пришёлся на долю иммигрантов. Согласно данным официальной американской статистики, если в 2001 г. в экономике США было занято 137,0 млн. человек (без учета численности безработных), то в 2012 г. этот показатель вырос до 142,5 млн. человек, т.е. всего на 5,5 млн. человек.[18] Весь этот нетто-прирост рабочих мест пришёлся на долю иммигрантов, занятость которых увеличилась за этот период на 5,3 млн. человек. Особую тревогу американских аналитиков вызывает тот факт, что за этот период численность лиц в трудоспособном возрасте среди иммигрантов увеличилась на 8,8 млн. человек, в то время как коренного американского населения – на 16,4 млн. человек, или почти в два раза больше.[19] При этом парадокс ситуации на американском рынке труда состоит в том, что после экономического спада 2008-2009 гг. именно иммигранты стали заполнять вновь образующиеся рабочие места, уверенно конкурируя с коренными американцами. В свою очередь это способствовало сохранению притока иммигрантов на достаточно высоком уровне: в период с 2008 г. по начало 2013 г. в США прибыло 5,4 млн. новых иммигрантов. Эти данные, как подчёркивают американские аналитики, создаёт до известной степени принципиально новую ситуацию на американском рынке труда, при которой «масштабный приток иммигрантов происходит на фоне слабых темпов роста занятости и падения занятости среди коренного населения».[20]

Иммигранты, прибывающие в США, особенно нелегальные, имеют более низкий уровень образования по сравнению с коренным американским населением. В 2012 г. 27% иммигрантов в возрасте от 25 до 64 лет не имели среднего образования. Из них: 54% прибыли из Мексики и Центральной Америки, 9% − из стран Азии и 5% − из Европы и Канады. В то же время около 55% иммигрантов из Азии и 51% из Европы и Канады имели, по крайней мере, степень бакалавра. Сравнительные уровни образования коренного американского населения и иммигрантов приводятся в таблице 4.

Таблица 4.
Сравнительные характеристики образовательного уровня коренного населения США и иммигрантского населения

Не имеют аттестата о среднем образовании

Имеют аттестат о среднем образовании

Окончили колледж

Имеют степень бакалавра

Имеют степень магистра и выше

Коренные американцы

7%

30%

30%

22%

11%

Иммигранты:

27%

25%

17%

19%

12%

− выходцы из Мексики и Латинской Америки

54%

27%

12%

5%

2%

− выходцы из Азии

9%

20%

17%

32%

23%

− выходцы из Южной Америки и стран Карибского бассейна

14%

33%

25%

19%

9%

− выходцы из Европы и Канады

5%

23%

21%

28%

23%

− выходцы из Африки и Океании

9%

24%

23%

28%

17%

Источник: Congressional Budget Office. A Description of the Immigrant Population–2013 Update. May 8, 2013. Exhibit №11. − http://www.cbo.gov/sites/default/files/cbofiles/attachments/44134_Description_of_Immigrant_Population.pdf.


Более низкий уровень образования иммигрантов по сравнению с коренным населением США находит своё непосредственное выражение в соотношении средних заработных плат и должностных окладов иммигрантов и коренного населения. В настоящее время соотношение медианы годовых трудовых доходов работника-иммигранта и коренного американца составляет порядка 78% (34,0 тыс. долларов: 43,7 тыс. долларов). Причиной этого является и то, что рабочие и служащие иммигранты концентрируются в непропорционально больших количествах в сегментах низкооплачиваемой рабочей силы. Так, в настоящее время доля коренных американских рабочих и служащих в нижнем 25%-ом сегменте рыка рабочей силы с самыми низкими ставками заработной платы и должностных окладов составляет 22,5%, в то время как рабочих и служащих-иммигрантов – 37,7%. Доля же рабочих и служащих-иммигрантов, приехавших в США после 2000 г., в нижнем квартиле ставок заработной платы и должностных окладов составляет в настоящее время почти 50% (!).[21]

Американские специалисты по трудовым отношениям ещё до финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов пришли к вполне определённому выводу о том, что приток малоквалифицированной рабочей силы – как лекальных, так и нелегальных иммигрантов – оказывает заметное понижательное давление на ставки заработной платы как иммигрантов, так и коренных американцев, в том числе имеющих аттестаты о среднем образовании. Как легальные, так и нелегальные иммигранты оказывают заметное дестабилизирующее влияние именно на малоквалифицированные сегменты рынка труда США; так по состоянию на 2007 г., т.е. ещё до наступления мирового финансово-экономического кризиса, иммигранты в 1,5 раза увеличили долю рабочей силы США в возрасте 25 лет и старше c неполным средним образованием (с 6% до 9%) и на 6 процентных пунктов (п.п.) понизили долю рабочей силы со средним образованием. Данные, характеризующие вклад как легальных, так и нелегальных иммигрантов в общее ухудшение образовательного уровня рабочей силы США, приводятся в таблице 5.

Таблица 5.
Влияние иммиграции на образовательный уровень различных сегментов рабочей силы США, в %.

Уровень образования

Неполное среднее

Среднее

Незаконченное высшее

Высшее

Итого

Коренные американцы

6

50

11

33

100

Легальные иммигранты

17

36

8

38

100

Нелегальные иммигранты

39

31

6

24

100

Всего

9

47

11

33

100

Источник: Adler M. The Effect of Immigration on Wages: A Review of the Literature and Some New Data. May 1, 2008. P. 7. The Harry Van Arsdale Jr. Center for Labor Studies. Empire State College SUNY. // http://www.esc.edu/media/academic-affairs/harry-vanarsdale/hvacls-publications/The-Effect-of-Immigration-on-Wages.pdf.


Общим итогом усиливающегося притока иммигрантов на рынок труда США, согласно расчётам проф. Гарвардского университета Дж. Бориаса, явилось понижение ставок заработной платы коренных американцев в период с 1980 по 2000 гг. с незаконченным средним образованием в этот период почти на 9%, а лиц со средним образованием – почти на 3%.[22] На основе своего исследования он сделал обобщённый вывод, согласно которому увеличение численности иммигрантов на рынке рабочей силы США на 10% ведёт к общему снижению на 3-4% ставок заработной платы и должностных окладов коренных американцев в составе рабочей силы.[23] В одной из своих последних теоретических работ проф. Бориас вполне определённо заявил о том, что «иммиграция в краткосрочном плане оказывает заметное понижательное влияние на ставки заработной платы при всех мыслимых сценариях, и даже в долгосрочном плане можно уверенно говорить об аналогичном эффекте, особенно в том случае, если влияние иммиграции на общий уровень потребительских расходов будет меньше её влияния на размеры рабочей силы».[24]

При этом американские эксперты всё чаще говорят о том, что на современном рынке труда США не существует такого понятия как специфическое «рабочее место иммигранта». Согласно классификации Бюро переписи США, менее чем в 1% общей номенклатуры числа рабочих мест в современной американской экономике, составляющей в настоящее время 465 позиций, т.е. только примерно по 4-м позициям, большая их часть занята рабочими-иммигрантами. Согласно расхожим американским стереотипам, иммигранты набираются исключительно для работы домашней прислугой, строителями, дворниками, мусорщиками, таксистами, где они и составляют большинство рабочей силы, однако данные американских обследований состояния рынка труда показывают, что в этих сферах большая часть занятых является коренными американцами.[25] Так, по состоянию на 2009 г. на долю иммигрантов приходится только 45% домашней прислуги, 42% таксистов, 37% уборщиков и мусорщиков, и 35% строительных рабочих США.[26] Иными словами, малоквалифицированные иммигранты конкурируют в этих отраслях экономики с коренными американцами, имеющими, как правило, аттестаты о среднем образовании.

Таким образом, под прямым влиянием иммиграционных потоков в современной американской экономике полным ходом идёт процесс формирования классической модели функционирования рынка труда, в рамках которой приток иммигрантов практически на все сегменты рынка труда направлен исключительно на понижение заработной платы и должностных окладов основной массы рабочей силы. Эту реальность во всё большей степени вынуждены признавать даже официальные органы федерального правительства. В Экономическом послании президента Б.Обамы Конгрессу США прямо констатировалось, что спустя 4 года после начала подъёма американской экономики благосостояние верхов финансово-промышленных групп «растёт невиданными ранее темпами, в то время как средний уровень заработных плат едва продемонстрировал признаки оживления. Неравенство резко усилилось. Слишком большому числу американцев приходится работать всё интенсивнее и интенсивнее, чтобы едва свести концы с концами, и слишком большое количество людей по-прежнему не имеют работы».[27]

Более того, гомеостазисная модель рынка труда всё более отчётливо начинает проявлять себя в сегменте наиболее квалифицированной и наиболее высокооплачиваемой рабочей силы. С начала XXI в. на рынке американской интеллектуальной рабочей силы прежде всего под влиянием притока ученых, инженеров и высококвалифицированных специалистов из других стран («людей с выдающимися способностями») стали всё более отчётливо проявлять себя закономерности функционирования, получившие права гражданства на рынке труда малоквалифицированной рабочей силы. Растущий приток иностранных учёных и специалистов призван, прежде всего, создать безработицу на соответствующем сегменте рынка труда, которая в свою очередь обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и ухудшает перспективы занятости для коренных американцев. Безработица всё в большей степени становится уделом математиков, физиков, химиков, или учёных и исследователей, работающих не по специальности. В конечном итоге все эти факторы призваны оказать понижающее влияние на рост заработной платы и должностных окладов коренных американских ученых, исследователей и специалистов, воспроизвести закономерности «железных трудовых доходов» XIX в., когда безработица и избыток предложения высококвалифицированной рабочей силы были призваны достаточно долго удерживать заработную плату и должностные оклады в жёстких пределах.

Фактически США в настоящее время стали пожинать плоды политики привлечения интеллектуальных ресурсов со всего мира, которую они активно проводили с начала 1990-х годов. При этом высшее политическое руководство США исходило из того, что «научно-технические профессии являются самым важным фактором обеспечения экономической конкурентоспособности в стремительно глобализирующемся мире, а в XXI в. именно растущее число высококвалифицированных учёных и инженеров будет являться критически важным фактором любой процветающей экономики. Высококвалифицированная рабочая сила незаменима при решении проблем международной безопасности, глобального изменения климата, проблем здравоохранения в национальных и международных масштабах».[28] При этом поборники привлечения «лучших умов мира» на работу в США постоянно указывали на тот факт, что доля научно-технических кадров и специальностей является сравнительно невысокой в общей численности рабочей силы США.

В результате, согласно официальным статистическим данным, в 2012 г. численность научно-технических кадров, т.е. лиц, имеющих научные и приравненные к ним степени (дипломы), в экономике США составила 5,3 млн. человек, при этом в данное число входили как коренные американцы, так и иммигранты. Численность этой категории занятых по сравнению с 2000 г. увеличилась почти на 25% (в 2000 г. работники этой категории составляли 4,3 млн. человек). Одновременно в настоящее время общее число лиц трудоспособного возраста, имеющих дипломы высшего образования, составляет в США 12,1 млн. человек, куда входят как коренные американцы, так и иммигранты.[29] Таким образом, предложение специалистов высшей квалификации превышает спрос более чем в два раза, и это обстоятельство самым непосредственным образом сказывается и на оплате труда специалистов высшей квалификации, и на условиях их труда.

Американские предприниматели сферы наукоёмких технологий, такие как У.Гейтс, М.Цукерберг и ряд других, в своей политике занятости совершенно сознательно отдавали предпочтение специалистам высшей квалификации из других стран, и поэтому из общей численности американской рабочей силы высшей квалификации в 5,3 млн. человек 1,4 млн. человек, или 27%, приходится на долю иммигрантов, общее число которых увеличилось по сравнению с 2000 г. на 1,0 млн. человек.[30] В период с 2007 по 2012 гг. 45% общего роста числа занятых в наукоёмких секторах американской экономики пришлись на долю иммигрантов, в том числе в науке – на 65%, в отрасли информационно-коммуникационных технологий – на 45%, среди инженеров – на 39%, и среди математиков – на 18%.

В этой связи можно указать, например, на такой факт: в 2011 г. занятость в сфере информационно-коммуникационных технологий США лиц в возрасте 30 лет и младше увеличилась почти на 166 тысяч человек, из которых 106 тысяч человек, или почти 2/3, пришлись на долю иммигрантов.[31] В результате в настоящее время только одна треть коренных американцев, имеющих дипломы высшего образования, работают по специальности – остальные 5,3 млн. человек работают на рабочих местах, не требующих высокопрофессиональных навыков, либо не работают вообще. Лиц последней категории в США в настоящее время насчитывается примерно 1,8 млн. человек.[32]

Общим итогом создания избыточной рабочей силы в высококвалифицированных секторах американской экономики явилась фактическая стагнация реальных трудовых доходов лиц, имеющих высшее образование. В период с 2000 по 2012 гг. среднегодовой рост почасовой заработной платы для этой категории занятых составил всего 0,7%, которая увеличилась с 36,32 долл. в час до 39,4 долл. в час, а в расчёте на среднегодовые реальные трудовые доходы (в ценах 2012 г.) и того меньше – 0,4%, или с 81,4 тыс. долларов до 84,5 тыс. долларов.[33] Обобщая результаты своего исследования, ведущие американские специалисты по иммиграционным процессам С.Камарота и К. Зиглер подчеркнули, что рост реальной заработной платы среднегодовым темпом меньше 1% в год на протяжении свыше 10 лет «вряд ли является свидетельством того, что в экономике ощущается нехватка рабочей силы, имеющей самый высокий профессионально-квалификационный уровень».[34]

Мировой финансово-экономический кризис и иммиграционная ситуация в США: политическое измерение

Мировой финансово-экономический кризис, начало которого официально датируется 15 сентября 2008 г., когда было объявлено о банкротстве одного из старейших американских банков «Леман Бразерс», произошел в самый разгар президентской кампании 2008 г., когда кандидатом на пост президента США от Демократической партии был назван первый в истории США афроамериканец Барак Хусейн Обама. Анализируя исход президентских выборов 2008 г., ведущие американские политологи практически единодушно склоняются к мнению о том, что в отсутствие финансового кризиса у чернокожего кандидата на высшую выборную государственную должность в США практически не было никаких шансов на избрание. В частности, как указал проф. Дж. Маккэмбелл, фактором, который радикально поменял привычные правила «политической игры», стал финансовый крах Уолл-стрита, который «произошёл в середине сентября и сыграл роль "октябрьского сюрприза", бесповоротно склонившего исход выборов в пользу Обамы. Никогда до этого в истории современных президентских избирательных кампаний не случалось такого события как "расплавление" Уолл-стрита практически в самый канун выборов, определившее их судьбу».[35]

Фактически финансовый крах Уолл-стрита и начавшийся мировой финансово-экономический кризис сыграли роль политической Фемиды, вынесшей приговор, «не подлежащий обжалованию». Этот вердикт однозначно склонил чашу политических весов в пользу кандидата Демократической партии США, независимо от его взглядов, идеологических предпочтений, религиозных убеждений и «цвета кожи». 44-ым президентом США Обаму выбрали не американские избиратели, а начавшийся осенью 2008 г. финансовый кризис.[36]

Вполне вероятно, что если бы исходом президентской кампании 2008 г. явилось избрание на должность президента страны Дж.Маккейна или Х.Клинтон, то вопрос о масштабной иммиграционной реформе был бы отложен в долгий ящик, поскольку «попытки законодателей на Капитолийском холме радикально трансформировать иммиграционную систему США путём приведения её в соответствие с социально-экономическими реалиями, стимулирующими приток иммигрантов в США, полностью провалились в 2006 и 2007 гг.».[37] Однако избрание Б. Обамы президентом США, который сам был сыном иммигранта, «вселило в защитников прав иммигрантов надежду на то, что новая администрация не только отвергнет то понимание иммиграционной политики, которой следовала предыдущая администрация Дж.Буша-мл., придерживавшаяся пессимистического взгляда на способность штатных и местных органов власти регулировать иммиграционные потоки, но и будет активно требовать от Конгресса принятия масштабной иммиграционной реформы, которая отражала бы более справедливый и гуманный подход к иммигрантам и их правовой и социальной интеграции в американское общество».[38]

И, надо сказать, что эти надежды оказались не беспочвенными. С самого начала пребывания у власти Б. Обама высказался за проведение масштабной иммиграционной реформы, обозначив свой самый главный приоритет в ходе её реализации: «Широко известно, что в Америке находятся порядка 12 млн. нелегальных работников, которые не платят налогов, как это делают все американские граждане, которые живут в условиях теневой экономики. Мы должны найти практическое и здравое решение проблемы того, что делать с этой частью нашего населения. Я полагаю, что американский народ готов поддержать нас в этом начинании. Но на пути решения этой проблемы стоят огромные препятствия, преодоление которых равнозначно победе практичности, здравого смысла, и правильной долгосрочной политики, которая должна выйти за пределы краткосрочных соображений и расчётов. И я твёрдо намерен следовать ей как президент страны».[39]

Поскольку по американской политической традиции Сенат должен выступить инициатором проведения преобразований в сфере иммиграционного законодательства, демократы решили в течение первого срока пребывания не педалировать проведения масштабной иммиграционной реформы, понимая всю её политическую взрывоопасность.[40] Одновременно республиканская оппозиция в Конгрессе чётко обозначила своё видение иммиграционной реформы: «Иммиграционная реформа не должна пониматься как выбор между массовой амнистией или массовой депортацией. Стратегия «сокращения числа нелегальных иммигрантов через ужесточение визового и депортационного режимов с течением времени резко уменьшит число нелегальных иммигрантов».[41]

Однако поставив проведение масштабной иммиграционной реформы в зависимость от исхода президентских выборов 2012 г., администрация Обамы прибегла к использованию административного ресурса и начала тихую тактику либерализации режима депортации. На протяжении 2009-2012 гг. по линии Министерства внутренней безопасности был издан ряд циркуляров и разработаны критерии, на основании которых нелегальные иммигранты могли либо быть оставлены на территории США, либо депортированы. В частности, в апреле 2009 г. был опубликован меморандум, который предписывал штатным и местным органам власти резко ограничить численность полицейских и агентов правоохранительных органов, которые имели право напрямую заниматься арестом и депортацией нелегальных иммигрантов. В январе 2010 г. Министерство внутренней безопасности утвердило новый порядок пребывания на территории США нелегальных иммигрантов, которые выступали в роли осведомителей правоохранительных органов и могли опасаться за свою безопасность. На протяжении 2011 г. министерством был издан ряд циркуляров и предписаний, которые усложнили депортацию нелегальных иммигрантов и сделали её более зависимой от решения судебных органов.

В феврале 2012 г. был утверждён очередной новый порядок содержания задержанных нелегальных иммигрантов, который предусматривал предоставление им медицинских, правовых и иных услуг, включая право на совершение религиозных обрядов. Эти и ряд других мер защиты прав нелегальных иммигрантов имели своей целью увеличить издержки содержания задержанных нелегальных иммигрантов и их депортацию, что и явилось вполне понятным сигналом правоохранительным органам на местах не обременять себя проблемой нелегальных иммигрантов. В июне 2012 г. министерство внутренней безопасности объявило о фактической амнистии (сроком на два года, которая могла быть впоследствии продлена) для несовершеннолетних детей и подростков нелегальных иммигрантов, которые были незаконно ввезены в США и которые не совершили никаких противоправных действий во время своего пребывания на американской территории.[42]

Эти шаги и действия не остались незамеченными, тем более, что республиканцы подняли большой шум вокруг этих действий администрации Обамы. Появление этого «отчёта» Министерства внутренней безопасности о проделанной работе по либерализации депортационного режима нелегальных иммигрантов летом 2012 г., т.е. фактически в самый разгар президентской кампании 2012 г., было, естественно, не случайным и, безусловно, сказалось на их исходе. Фактор Обамы на протяжении последних 6 лет однозначно принёс демократам значительные политические дивиденды – партия стала прочно ассоциироваться как последовательная защитница прав цветного населения США.

Исследования американских политологов и социологические опросы последнего времени четко показали, что иммигрантское население США, в том числе законные иммигранты, во всё большей степени поддерживают Демократическую партию и её кандидатов на всех уровнях выборов. Эта эволюция наглядно видна из данных, приводимых в таблице 6.

Таблица 6.
Партийная ориентация иммигрантского населения США в 2008 и 2012 годах, в %.

Партийная ориентация

2008 г.

2012 г.

Иммигранты, граждане

Иммигранты, неграждане

Испаноязычные иммигранты

Иммигранты, граждане

Иммигранты, неграждане

Испаноязычные иммигранты

Демократы

55

70,6

57,4

62,5

60,4

63,7

Республиканцы

30,9

15,9

27,2

24,6

16,8

22,2

Независимые

14,1

13,5

15,4

12,9

22,9

14,1

Источник: Center for Immigration Studies. Gimpel J. Immigration’s Impact on Republican Political Prospects, 1980 to 2012. April 2014. P. 3. − http://cis.org/sites/cis.org/files/gimpel-realignment.pdf.


Демократы достаточно уверенно набирали в ходе последних двух президентских кампаний голоса иммигрантов, в то время как республиканцы их также медленно, но верно теряли. И даже потеря некоторой части поддержки демократами среди иммигрантов-неграждан США в 2012 г. по сравнению с 2008 г. ничего не принесла республиканцам, поскольку симпатия этой категории населения перешла на сторону «независимых». Общая закономерность американской политической жизни на протяжении последних 30 лет, начиная с 1980 г., состояла в том, что увеличение численности иммигрантского населения США, голосующего на выборах, на 1%, вело к уменьшению поддержки Республиканской партии на 0,6%.[43] Поэтому вполне естественно опасение республиканских политиков, считающих, что легализация статуса 11-12 млн. незаконных иммигрантов с течением времени приведёт к увеличению числа избирателей, голосующих за Демократическую партию на 6-7 млн. избирателей, что в состоянии решить судьбу президентских выборов в Америке.

Эта ситуация является фундаментально новым моментом в американской политической жизни, при котором исход президентских выборов могут решать голоса иммигрантов, а не коренных американцев.[44] Именно её и опасается больше всего руководство Республиканской партии, которая за последний исторический период времени выражала интересы преимущественно уменьшающегося белого большинства американского общества.

В настоящее время отношение Республиканской партии к проблемам иммиграции стало заметно меняться. До самого недавнего времени Республиканская партия была активным сторонником проведения иммиграционной реформы. Это объяснялось тем, что 11 из 14 кандидатов на пост президента США, которых выдвигала Республиканская партия, начиная с 1964 г., происходили из штатов, в которых иммигранты оказывали немалое влияние на политическую жизнь штата. Это касается даже такого ультраконсервативного сенатора, как кандидат на пост президента США на выборах 1964 г. Б.Голдуотер, родным штатом которого была Аризона. Р.Рейган, Дж. Буш-ст. и Дж.Буш-мл. родными штатами которых были Калифорния и Техас, также выступали поборниками масштабных иммиграционных реформ, поскольку иммигранты составляют стремительно растущую часть населения этих штатов. По этой же причине вариант иммиграционной реформы, предложенный администрацией Обамы в 2013 г., активно поддержали Дж.Маккейн – сенатор-республиканец от шт. Аризона, и сенатор-республиканец от шт. Флорида М.Рубио, сам являющийся потомком кубинских иммигрантов, приехавших в США ещё в 1960-е годы.

Уверенно переизбравшись на второй президентский срок, Обама четко заявил о том, что проведение масштабной иммиграционной реформы является одним из его главных внутриполитических приоритетов. Тем самым демократам в Сенате была дана недвусмысленная команда, и в начале апреля 2013 г. по инициативе влиятельного сенатора-демократа Ч.Шумейкера от шт. Нью-Йорк масштабная реформа иммиграционной системы США была запущена. Она довольно быстро прошла Сенат США, и в конце июня 2013 г. была одобрена 68 голосами «за» при 32 голосах «против». Противниками реформы выступили, естественно, сенаторы-республиканцы, главным образом правоконсервативная «гвардия» и сторонники Чайной партии – С.Чамблисс, Т. Коберн, М.Крапо, Т. Круз, Ч.Грассли, М.Ли, М.МакКонелл, Р.Паул, Дж. Сешионз.[45]

Однако республиканцы в Палате представителей даже не приступили к её рассмотрению, твёрдо взяв курс на полный саботаж иммиграционной реформы, предложенной администрацией, апеллируя, по сути, к расистки настроенной части американского общества. Но и администрация Обамы не сдаёт своих позиций в информационной войне, ведущейся в США вокруг проблем иммиграции. Как отмечалось на официальном сайте Белого Дома, «встречаясь недавно в Белом Доме с 9 последними лауреатами Нобелевской премии, президент попросил их высказать свое отношение к значимости иммиграционной реформы. Этим ведущим учёным – биологам, химикам и экономистам – было, что сказать о важности сохранения конкурентных преимуществ Америки как магнита для притяжения талантов со всего мира». Информационное сообщение пресс-службы Белого Дома заканчивалось такими словами: «Президент неоднократно говорил о том, что Америке необходима иммиграционная система ХХI века – система, которая широко распахивает двери для самых лучших и наиболее талантливых учёных, инженеров и предпринимателей со всего мира для того, чтобы они могли творить здесь, в Америке. Не нужно быть Нобелевским лауреатом, чтобы понять, что время для проведения масштабной иммиграционной реформы уже пришло».[46]


Литература

[1] CBO. A Description of the Immigrant Population—2013 Update. May 8, 2013. P. 1. − http://www.cbo.gov/publication/44134.

[2] Gibson C. American Demographic History Chartbook: 1790 to 2010. Chapter 12. Foreign-Born Population. Figure 12-1 // http: //www.demographicchartbook.com/Chartbook/images/chapters/gibson12.pdf.; Mitchell D. Mitchell’s Musings 6-3-13: One of US? P. 1. // http://www.employmentpolicy.org/sites/www.employmentpolicy.org/files/field-content-file/pdf/Daniel%20J.B.%20Mitchell/MitchellMusings%206-3-13.pdf.

[3] CBO. A Description of the Immigrant Population—2013 Update. Op.cit. Exhibits 2 and 3.

[4] CRS Report for Congress. Wasem R. Unauthorized Aliens Residing in the United States: Estimates Since 1986. RL33874. P. 3. − www.fas.org/sgp/crs/misc/RL33874.pdf. Точных данных по количеству проживающих нелегальных иммигрантов не существует, но по состоянию на 2013 г. их численность оценивалась на уровне примерно в 13,3 млн. человек (Center for Immigration Studies. North D. Could We Have 13,276,000 Legalization Applicants? March 21, 2014. − http://www.cis.org/north/could-we-have-13276000-legalization-applicants.). Однако по некоторым другим оценкам, их количество примерно в 1,5 раза больше, и оно вплотную приближается к 20 млн. человек (Dinan S. Nearly 20 million illegal immigrants in U.S., former Border Patrol agents say. – «The Washington Times», September 9, 2013 // http://www.washingtontimes.com/news/2013/sep/9/nearly-20m-illegal-immigrants-us-ex-border-patrol/).

[5] Интенсивность иммиграционных волн оценивается в относительном выражении, т.е. по доле иммигрантов в общей численности населения США. В частности, согласно данным переписей, в 1890 г. и в 1910 г. эти доли составили соответственно 14,8% и 14,7% (Gibson C. American Demographic History Chartbook: 1790 to 2010. Chapter 12. Op. Cit. Figure 12-1).

[6] Martin Ph. Trends in Migration to the U.S. – Population Reference Bureau, May 2014. // http://www.prb.org/Publications/Articles/2014/us-migration-trends.aspx.

[7] Составлено и рассчитано по: CBO. A Description of the Immigrant Population—2013 Update. May 8, 2013. Exhibit 2. − http://www.cbo.gov/publication/44134.

[8] Рассчитано по: U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. 2012 Yearbook of Immigration Statistics. July 2013. P. 5. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_yb_2012.pdf.

[9] CBO. A Description of the Immigrant Population—2013 Update. May 8, 2013. Op.cit. Exhibit 2.

[10] Ibid. Exhibit 3.

[11] U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. Population Estimates. Estimates of the Unauthorized Immigrant Population Residing in the United States: January 2012 March 2013. P. 5. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_ill_pe_2012_2.pdf.

[12] Рассчитано по: U.S. Department of Homeland Security. Office of Immigration Statistics. 2007 Yearbook of Immigration Statistics. September 2008. PP. 10-11. − http://www.dhs.gov/xlibrary/assets/statistics/yearbook/2007/ois_2007_yearbook.pdf.

[13] Карелина Н.А. Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА. // Нелегальная иммиграция (под ред. Ионцева В.А.). М.: МАКС пресс, 2002, с.94.

[14] Border Security – 2013. Hearing before the Committee on Homeland Security and Governmental Affairs. U.S. Senate. S. Hrg. 113-254. Wash. U.S. GPO, 2014, p. 84.

[15] Stevenson M. At 20 years, NAFTA did not close Mexico wage gap. – «The Associated Press», December 31, 2013. / http://bigstory.ap.org/article/20-years-nafta-didnt-close-wage-gap.

[16] Toossi M. Labor force projections to 2020: a more slowly growing workforce. − «Monthly Labor Review», 2012, January, p. 44. − http://www.bls.gov/opub/mlr/2012/01/art3full.pdf.

[17] Экономика США: ресурсы, структура и динамика (под ред. д.э.н. В. Б. Супяна). М.: Магистр Инфра-М, 2014, с. 51.

[18] Составлено по: Statistical Abstract of the United States: 2012. Wash.: U.S.GPO, 2011, p. 377; Current Labor Statistics: Labor Force Data. − «Monthly Labor Review», 2013, June, p. 39.

[19] Center for Immigration Studies. Camarota S. and Zeigler K. Immigrant Gains and Native Losses In the Job Market, 2000 to 2013. July 2013, pp. 3-4. − http://cis.org/sites/cis.org/files/immigrant-gains-native-losses-in-job-market-2000-2013.pdf.

[20] Ibid. p. 7.

[21] Center for Immigration Studies. Camarota S. Immigrants in the United States, 2010: A Profile of America's Foreign-Born Population. August 2012. P. 20. − http://www.cis.org/sites/cis.org/files/articles/2012/immigrants-in-the-united-states-2012.pdf.

[22] Borjas G. The Labor Demand Curves Is Downward Sloping: Reexamining The Impact Of Immigration On the Labor Market. NBER WP9755. June 2003. P. 36. -- http://www.nber.org/papers/w9755.pdf?new_window=1.

[23] Ibid. p. 1.

[24] Borjas G. The analytics of the wage effect of immigration. – «IZA Journal of Migration», 2013. No. 2, p. 17. − http://www.izajom.com/content/2/1/22.

[25] Federation for American Immigration Reform. Immigration, Poverty and Low-Wage Earners. The Harmful effect of unskilled immigrants on American Workers. A Report by E. Ruark and M. Graham. May 2011. P. 4. − http://www.fairus.org/docs/poverty_rev.pdf.

[26] Center for Immigration Studies. Camarota S. Immigration’s Impact on U.S. Workers. Testimony Prepared for the House Judiciary Committee, Subcommittee on Immigration, Citizenship, Refugees, Border Security, and International Law. November 19, 2009. − http://cis.org/node/1582.

[27] Economic Report of the President. March 2014. Wash.: U.S. GPO, 2014, p. 3.

[28] Teitelbaum M. The Myth of the Science and Engineering Shortage. – «The Atlantic», March 14, 2014 // http://www.theatlantic.com/education/archive/2014/03/the-myth-of-the-science-and-engineering-shortage/284359/

[29] Center for Immigration Studies. Camarota S. and Zeigler K. Is There a STEM Worker Shortage? A look at employment and wages in science, technology, engineering, and math. P. 4. − http://cis.org/sites/cis.org/files/camarota-STEM.pdf.

[30] Ibidem.

[31] Salzman H., Lowell L. and Kuehn D. The Bogus High-Tech Worker Shortage: How Guest Workers Lower US Wages. – «PBS Newshour», July 24, 2013 // http://www.pbs.org/newshour/making-sense/the-bogus-high-tech-worker-sho/

[32] Center for Immigration Studies. Camarota S. and Zeigler K. Is There a STEM Worker Shortage? A look at employment and wages in science, technology, engineering, and math. Op.cit., P. 5-6.

[33] Ibid. pp. 12, 14, 32, 33.

[34] Ibid. p. 12.

[35] Campbell J. The Exceptional Election of 2008: Performance, Values, and Crisis. – «Presidential Studies Quarterly», June 2010, p. 226.

[36] Некоторые обозреватели пошли даже дальше в своей оценке роли финансового краха Уолл-стрита в исходе президентских выборов 2008 г., заявив о том, что если бы кризис «произошёл шестью месяцами ранее, то кандидатом от Демократической партии на пост президента США возможно была бы выдвинута Хиллари Клинтон, а если бы он произошел спустя шесть месяцев, то президентские выборы возможно выиграл Маккейн. Именно крах банка "Леман Бразерс" явился тем поворотным моментом, после которого разрыв между Обамой и Маккейном в опросах общественного мнения стал быстро нарастать в пользу кандидата Демократической партии» (Wenzhao T. How Did Obama Win The Presidential Election? – «Watching America», November 5, 2008 /http://watchingamerica.com/News/11396/how-did-obama-win-the-presidential-election/).

[37] Immigration Policy Center. Ewing W. Opportunity and Exclusion: Brief History of U.S. Immigration Policy. January 2012. P. 7. − http://www.immigrationpolicy.org/sites/default/files/docs/opportunity_exclusion_011312.pdf.

[38] Campbell K. Imagining A More Humane Immigration Policy in the Age of Obama: The Use of Plenary Power to Halt the State Balkanization of Immigrant Regulation. – «Saint Louis University Public Law Review», 2010, No. 2, pp. 415-416.

[39] The White House. Office of the Press Secretary. Remarks by the President After Meeting with Members of Congress to Discuss Immigration. June 25, 2009. − http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-after-meeting-with-members-congress-discuss-immigration.

[40] Оппозиция иммиграционной реформе использует приёмы «чёрных» пиар-технологий. Информационное пространство США буквально наводнено брошюрами и статьями следующего содержания: «Европейские американцы постепенно лишаются своей собственной страны. Мы оказались жертвами вторжения со стороны миллионов неквалифицированных мексиканцев, которые угрожают обанкротить нас». Авторы подобного рода брошюр настойчиво внушают миллионам американских избирателей мысль о том, «не становится ли Америка Соединёнными Штатами Мексики? Последствия, которые несёт для наших детей эта иммиграционная катастрофа, поистине ужасны. Цветные постепенно захватят контроль над нашими штатами, приберут к рукам обе палаты Конгресса и Белый Дом. Белые быстро лишатся всех своих прав, все наши состояния будут конфискованы для последующего перераспределения в пользу цветных, как это в настоящее время и происходит в Южной Африке» (Цит. по: University of San Francisco School of Law. Hing B. Reason over Hysteria: Keynote Essay. University of San Francisco Law Research Paper No. 2011-18. P. 1. − http://ssrn.com/abstract=1797928).

[41] Цит. по: CRS Report for Congress. Immigration Reform Issues in the 111th Congress. July 13, 2009. R40501. P. 12. − http://fpc.state.gov/documents/organization/130203.pdf.

[42] Составлено по: U.S. Department to Homeland Security. Fact Sheet: Transforming the Immigration Enforcement System. June 15, 2012. PP. 1-3. − http://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/immigration-system.pdf.

[43] Center for Immigration Studies. Gimpel J. Immigration’s Impact on Republican Political Prospects, 1980 to 2012. April 2014. P. 3. − http://cis.org/sites/cis.org/files/gimpel-realignment.pdf.

[44] Более подробно см.: Травкина Н.М. Парламентские выборы в США: усталость от Обамы. – «Российский совет по международным делам», 02 июня 2014 г. // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3794#top/

[45] United States Senate. U.S. Senate Roll Call Votes 113th Congress - 1st Session. Record Vote Number: 168. June 27, 2013. Number: S. 744 (Border Security, Economic Opportunity, and Immigration Modernization Act). A bill to provide for comprehensive immigration reform and for other purposes. − http://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=113&session=1&vote=00168.

[46] The White House Blog. The Urgency of Immigration Reform: Attracting the World’s Best and Brightest. June 16, 2014. − http://www.whitehouse.gov/blog/2014/06/16/urgency-immigration-reform-attracting-world-s-best-and-brightest.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.