Гендерная политическая культура: новые тенденции
«История мужского сопротивления женской эмансипации едва ли не интереснее, чем история самой женской эмансипации»1
Н. А. Шведова, доктор политических наук,
Руководитель Центра социально-политических
исследований Федерального государственного
бюджетного учреждения науки
Института Соединенных Штатов Америки и
Канады Российской академии наук,
e-mail:
Аннотация. Современная цивилизация как период исторического развития страны характеризуется высоким уровнем развития материальной и политической культуры, а также социальных отношений, включая гендерное измерение. Гендерная специфика поведения, политические, идеологические и ценностные ориентации электората требует самого тщательного учета, поскольку на нем строится конкретная стратегия и тактика избирательных кампаний.
Ключевые слова: Гендерная политическая культура; Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Межпарламентский Союз.
GENDER POLITICAL CULTURE: THE NEW TRENDS
Shvedova Nadezda Alexandrovna,
Doctor of Political Sciences,
Head of the Center of Socio-Political Studies of The Institute for The U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. Modern civilization as a period of historical development of the country is characterized by such indicators as high level development of material and political culture, as well as social relations, including gender dimension. Gender specific of the electoral behavior as well as political and values of voter’s require careful consideration and investigation as they are the basic of the concrete strategy and tactics of election’s campaign.
Keywords: Gender Political Culture; UN Convention on the Elimination of All forms of Discrimination against Women – CEDAW; Inter-Parliamentary Union.
В ряду значимых достижений цивилизации ХХ века успехи в достижении гендерного баланса в обществе нашли свое достойное место. Не случайно борьба за гендерное равноправие, против дискриминации по признаку пола, за повышение статуса дискриминируемой части общества, женщин, снискала широкую поддержку мировой общественности, в частности, Организации Объединенных Наций, а также правительств большинства стран мира.
Современная цивилизация, т.е. как период исторического развития страны, на ряду с такими индикаторами как высокий уровень развития материальной и политической культуры, включающей сильное гражданское общество, характеризуется и достаточно высоким уровнем развития социальных отношений, наличием гендерного измерения.
Бедность, высокий уровень заболеваемости, алкоголизм, низкая продолжительность жизни, безработица, младенческая и материнская смертность – приоритетные проблемы для ООН и всего мирового сообщества по выполнению программы Целей Тысячелетия, документа, одобренного в канун 21 века и рассчитанного на период с 2000 по 2015 г.г. Иными словами, близок юбилейный срок, естественно предполагающий подведение итогов.
Декларация тысячелетия ООН признает самостоятельную и практическую ценность гендерного равенства: цель развития тысячелетия – ЦРТ №3 и №5 четко фиксируют расширение прав и возможностей женщин как важнейшие инструменты достижения других поставленных ЦРТ, которых перечислено всего восемь.
Следует подчеркнуть один из важнейших индикаторов: ценность человеческой жизни и прав человека, которые занимают приоритетное место не только в общественном идеале, но и в обыденном сознании и практике цивилизованного общества. В этом, как представляется, кроется ключ к разгадке успешности цивилизованных обществ, которые озабочены судьбой людей, живущих на земле.
Исходя из того, что «политическая культура» – как составная часть общей культуры, представляет собой не только совокупный показатель политического опыта, но и уровня политических знаний и чувств, а также образцов поведения и функционирования политических субъектов, целесообразно исследовать проблему интеграции гендерного фактора в политический образ жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.
Политическая культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Причем это явление динамическое, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира (будь-то «промышленная революция, научно-техническая», или «иные революции»).
«Гендерная революция» в политологии подготовлена рядом объективных факторов. Среди них, во-первых, развитие социально-политических явлений: становление и появление гражданского общества в различных странах, и вычленение политики в автономный режим. Во-вторых, разработка теоретической базы – феминизма¸ который предоставил аналитические инструменты для гендерного подхода к реалиям мира политического. В-третьих, наличие конкретного социального заказа в лице объективной потребности в политологии развивающегося женского движения. Особенно важно выделить гендерный подход в познавательном элементе политической культуры, который предполагает знание и понимание гражданами политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных
Напомним, под «гендерным подходом или измерением» подразумевается осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции. Иными словами, в обществе всегда существуют интересы мужского и женского населения, т.е. идет водораздел и по этой линии, а не только по классовой, этнических и определенных групп экономического интереса. Это значит, что от военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин, и женщин - речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Это и есть гендерный (от слова "гендер" - термин, означающий социальный пол) подход.
Западно-американской политической культуре (известно, что история человечества выработала различные типы политической культуры, а вместе с тем и многообразие типологий политических культур, основанных на разных признаках), свойственен гендерно-чувствительный характер.
В чем это проявляется?
Прежде всего, в поведенческом элементе политической западно-американской культуры осознанно присутствует гендерное измерение: а именно: гендерное квотирование в партийных списках в избирательных системах, национальные механизмы по ликвидации гендерного дисбаланса власти и другие признаки. Пример, политическая корректность – инструмент гендерной политической культуры.
Гендерная специфика поведения, а также политических, идеологических и ценностных ориентаций электората требует своего самого тщательного учета, ибо на нем строится конкретная стратегия и тактика избирательных кампаний и технологий. Анализ политического участия женщин в качестве субъекта и объекта избирательного процесса позволяет понять, является ли женщина качественно новым избирателем на политической арене и выявить степень политической мобилизации женщин, а также меры их влияния на результаты выборов.
Как показала мировая практика, женщины привносят с собой свой опыт, и по логике здравого смысла предлагают такие законы, которые касаются равенства, а это очень важно для прогресса общества. Именно женщины-парламентарии остро поставили и продолжают это делать, где еще прогресс слабо ощутим, проблему насилия в отношении женщин. Домашнее насилие не должно быть безнаказанным – такова их принципиальная позиция. Появление законов о насилии в отношении женщин – инновационные меры в парламентах, которые стали возможными благодаря женщинам-депутатам. Это новое в странах мира, ориентированных на проведение политики социальной стабильности и достижения устойчивого развития.
Роль и значение Конвенции
Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (UN Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women - CEDAW) (далее: Конвенция) была принята и открыта для подписания, ратификации в присоединение резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года, вступила в силу 3 сентября 1981 года в соответствии со статьей 272. Она была открыта для подписания в штаб-квартире ООН 1 марта 1980 г. Конвенция признана как «Билль о правах женщин», документ, который был инициирован СССР, а Россия как правопреемница обязалась выполнять ее. Одобрение и принятие Конвенции ознаменовало значительный успех международного женского движения в достижении цели гендерного равенства.
Конвенция - основополагающий международно-правовой документ - заняла особое место среди семи ключевых международных договоров по правам человека, которые в совокупности создают широкую международно-правовую базу для борьбы за права человека в универсальном своем проявлении.
На сегодняшний день 187 из 194 стран ратифицировали договор. Соединенные Штаты являются одной из семи стран, включая Иран, Судан, Южный Судан, Сомали, а также два небольших островных государств тихоокеанского региона (Палау и Тонга), которые еще не ратифицировали Конвенцию (CEDAW)5
Конвенцию характеризуют следующие черты:
Во-первых, уникальность,которая заключена в ее мандате: Конвенция нацелена на достижения принципиального равенства женщин — не только формального равенства в правах, а реального, фактического равенства, поскольку она определяет меры для достижения равенства между мужчинами и женщинами, независимо от их семейного положения, во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Государства-участники возлагают на себя обязанность ликвидировать дискриминацию в отношении женщин путем принятия правовых, политических и программных мер. Причем это касается всех сфер жизни, включая все вопросы, относящиеся к браку и семье, а также предполагает принятие надлежащих мер по ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны любого лица, организации или предприятия. Этот документ, получивший справедливо неофициальное название «Билля о правах женщин», стал знаковым рубежом в становлении юридической базы гендерного равенства: «в нем отражен принцип всеобщих и неотъемлемых прав, разделяемый всеми народами, присущий всем культурам и общий для обоих полов», как четко подчеркивал Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН.
Во-вторых, динамичность. Конвенция предлагает динамичный, активный подход к изменению положения женщин. Если нет дискриминации открытой в законе, то это не значит, что ее не существует в реальной жизни, на практике.
В-третьих, конкретность. В соответствии с принципом Конвенции, нейтральный подход не имеет право на существование. Необходимы активные действия государства для борьбы и защиты прав женщин. Не без оснований Генеральный Секретарь Пан Ги-Мун, давая характеристику Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, заявил: «Это очень практический документ… Она (Конвенция – прим. авт) говорит конкретно и ясно, что страны должны делать на национальном уровне для достижения равенства женщин. Но прогресс – неавтоматический – он требует огромных усилий и приверженности с целью осуществления необходимых изменений в обществе»8
Конкретность документа можно проиллюстрировать на примере двух статей. Так, в статье 4 предусматривается, что принятие временных специальных мер, которые направлены на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, таких как меры, связанные с политикой гарантирования участия, не считается дискриминационным. Такие меры могут приниматься до тех пор, пока существует неравенство. Однако они ни в коей мере не должны влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов, и должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения. Особо требуется подчеркнуть: принятие мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным.
Статья 5 содержит требование к государствам-участникам изменять социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин, которые нацелены на искоренение практики, основанной на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин. Предрассудки, обычаи и прочую практику, обусловленную стереотипным представлением о роли мужчин и женщин - следует активно преодолевать.
В-четвертых, престижность. Влияние Конвенции основывается на международном согласии с ее мандатом равенства женщин и ее принципами. Почти все страны–члены ООН признали документ, тем самым превращая данную Конвенцию в один из наиболее широко подписанных международных договоров, существующих сегодня в мире8
В-пятых, политическая чувствительность. С одной стороны, выполнение Конвенции в значительной степени зависит от политической воли правительств. С другой, - формированию этой политической воли способствует активное демократическое, в частности, женское движение. В стране, которая не демонстрирует успехов на пути прогресса по достижению гендерного равенства, существует насущная потребность повышения степени осознания этой проблемы и развития навыков на различных уровнях, в том числе среди женщин, государственных чиновников и правительственных структур, юристов и работников правовой системы. Здесь огромную роль могла бы сыграть взаимосвязь и развитие взаимоотношений между организациями женщин и Комитетом ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Комитет CEDAW), в интересах которых осуществлять мониторинг исполнения Конвенции государством. Международный опыт показывает, что взаимоотношения женщин с Комитетом CEDAW могут способствовать интеграции их взглядов в трактовку статей Конвенции. Таким образом, женщины могут помочь превращению Конвенции в действующий инструмент и стать главными участниками в установлении норм и стандартов в сфере прав женщин.
В-шестых, конструктивность. Конвенция создает механизмы выполнения ее положений. Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность процедуры отчетности, которая четко прописана в документе, а, в последствии, Комитет CEDAW неоднократно издавал специальные разъяснения, руководство по ее применению. Ратифицировав Конвенцию, государство перед лицом всего международного сообщества берет на себя обязательства представлять отчеты в ООН о достигнутом прогрессе в области развития прав человека в отношении женщин путем реализации в полной мере положений Конвенции.
Первый отчет должен быть представлен через год после ратификации, а последующие — каждые четыре года. Отчеты рассматриваются в Комитете CEDAW, который проводит «конструктивный диалог» с правительственной делегацией, подающей отчет о выполнении решений Конвенции, и высказывает свои комментарии по поводу того, приводят ли меры правительства к ожидаемому прогрессу.
Комитет также разрабатывает рекомендации («заключительные комментарии») по поводу действий, которые правительство должно предпринимать в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и сфер, на которых оно могло бы сконцентрировать свое внимание. Как правительственные отчеты, так и краткие изложения заключительных комментариев являются открытыми документами, доступными общественности.
Комитет CEDAW состоит из 23 экспертов из различных областей, которые находятся в фокусе приоритетного внимания Конвенции. Эксперты избираются в Комитет странами-участниками на четырехлетний период и работают в соответствии со своей личной специализацией.
Женские неправительственные организации (НПО) формально не включаются в сессии Комитета CEDAW, на которых рассматриваются правительственные отчеты, но их сотрудничество с Комитетом является важнейшей частью этого процесса. Комитет всегда приветствует независимую информацию, и всегда обращается к НПО за помощью в предоставлении такой информации. Особенно рекомендуются сотрудничество и консультации с гражданским обществом и неправительственными организациями, представляющими различные группы женщин.
Международный опыт показывает, что многие НПО объединились в коалиции для подготовки «теневых отчетов» для Комитета, которые описывают состояние прав женщин в своих странах и комментируют отчеты правительства.
Женские НПО эффективно используют процесс отчетности: для усиления ответственности своих правительств в отношении заявлений и обещаний, сделанных на сессиях Комитета CEDAW, для продолжения диалога с правительствами по внедрению заключительных комментариев CEDAW, и в качестве средства информирования общественности в своих странах.
Следует обратить внимания и на т.н. «оговорки», которые не всегда играют на пользу продвижения интересов женщин. Среди тех стран, которые ратифицировали Конвенцию, не обошлось без оговорок, которые, порой, существенно ограничивают обязательства государств по выполнению принципов Конвенции. Эти оговорки касаются различных вопросов, в частности, не редко связаны с потенциальными конфликтами между положениями, требованиями, принципами и духом Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и обычным или религиозным правом, или переводят обязательства государства в области семейных взаимоотношений на более низкий уровень.
На самом деле, хотя государства имеют право вносить оговорки в момент подписания Конвенции или договора, но в соответствии с Венской Конвенцией о Договорном Законодательстве, оговорки, несовместимые с задачами и целями Конвенции, вноситься не могут. В частности, статья 5 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязывает правительство вмешиваться в частную жизнь и искоренять «предрассудки и другие обычаи, основанные на идее неполноценности или превосходстве одного из полов или на стереотипах поведения мужчин или женщин». Кроме того, статья 16 требует, чтобы государство гарантировало отношения равенства в супружеской и семейной жизни.
О судах. В некоторых странахсуды еще не готовы принимать решения на основе международных соглашений, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Если страна ратифицировала Конвенцию, она, как правило, может рассматривать ее как часть национального права или как вспомогательное средство в интерпретации национального права, но для многих судей этот вид деятельности незнаком и неудобен. Для того, чтобы убеждать суды применять положения Конвенции, полезно приводить примеры других стран, которые уже делают это, а также примеры применения другими судами международных договоров и соглашений. Ясно, что обучение общества должно стать составной частью стратегии судопроизводства. Важно, чтобы женские НПО осуществляли мониторинг работы правительства как в отношении задач, определяемых государством, так и в выполнении обязательств Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Таким образом, Конвенция утверждает, что недостаточно гарантировать женщинам обращение, идентичное обращению с мужчинами; что необходима эффективная стратегия, нацеленная на ликвидацию недопредставленности женщин и перераспределение ресурсов и полномочий между мужчинами и женщинами; а также необходимо принять конкретные временные специальные меры в целях ликвидации различных форм дискриминации в отношении женщин и ее совокупных негативных последствий для них. Этот треугольный фундамент Конвенции, составляющий ее сущность, предопределил ее чрезвычайно высокую историческую значимость с точки зрения достижения прав человека в рамках гендерного равенства.
Конечно, невыполнение международных обязательств по обеспечению прав женщин способствует созданию негативного образа страны в глазах мирового сообщества.
Почему важно не допускать проявления гендерного неравенства в процессе развития?
Ряд важнейших факторов требуют недопущения гендерного неравенства в процессе развития, обуславливая его актуальность.
Во-первых, гендерное равенство важно само по себе, поскольку право на выбор жить той жизнью, которую человек сам себе выбирает, и недопущение крайних ограничений является основополагающим правом человека и должно быть равным для всех, будь то мужчины или женщины. Ведь нерациональное использование навыков и талантов женщин влечет за собой высокие (и постоянно растущие) экономические издержки.
Во-вторых, гендерное равенство имеет и опосредованное значение, поскольку более высокая степень гендерного равенства способствует повышению экономической эффективности и достижению других ключевых целей в области развития. Гендерное равенство может оказать сильное воздействие на производительность. Чтобы экономика работала в полную силу своих возможностей, необходимо использовать навыки и таланты женщин. Научные исследования, как и сама практика современной жизни, как справедливо подчеркивает в своей речи Генеральный Секретарь ООН Пан Ги-Мун (март, 2014 г)12, убедительно доказывают, что лучший экономический рост наблюдается в странах с большим гендерным равенством. Очевидным стал и тот факт, что компании с большим числом женщин-руководителей работают лучше.
Кроме того, мирные соглашения, достигнутые с участием женщин, более долговечны. Парламенты со значительным количеством женщин-депутатов принимают больше законодательств, которые касаются ключевых социальных вопросов, таких как здравоохранение, образование, борьба с дискриминацией и выплатой алиментов.
В-третьих, на самом деле, проблема равенства – это базисный вопрос, вопрос о «качестве» демократии в стране. Цивилизованное демократическое общество должно чувствовать интересы социального пола, т.е. мужчин и женщин. Демократия в стране и статус женщин и мужчин – две проблемы, которые не рассматриваются как отдельные темы. Логика их взаимозависимости очевидна: судьба демократии зависит от того, в какой мере проблема гендерного равенства или равенства мужчин и женщин в обществе будет решена.
Следовательно, представляется целесообразным к индикаторам политической культуры добавить индикатор, определяющий гендерно-чувствительную или гендерно-нейтральную политическую культуру.
Гендерная специфика поведения, а также политических, идеологических и ценностных ориентаций электората требует своего самого тщательного учета, ибо на нем строится конкретная стратегия и тактика избирательных кампаний и технологий. Анализ политического участия женщин в качестве субъекта и объекта избирательного процесса позволяет понять, является ли женщина качественно новым избирателем на политической арене и выявить степень политической мобилизации женщин, а также меры их влияния на результаты выборов.
Как показала мировая практика, женщины привносят с собой свой опыт, и по логике здравого смысла предлагают такие законы, которые касаются равенства, а это очень важно для прогресса общества. Именно женщины-парламентарии остро поставили и продолжают это делать, где еще прогресс слабо ощутим, проблему насилия в отношении женщин. Домашнее насилие не должно быть безнаказанным – такова их принципиальная позиция. Появление законов о насилии в отношении женщин – инновационные меры в парламентах, которые стали возможными благодаря женщинам-депутатам. Это новое в странах мира, ориентированных на проведение политики социальной стабильности и достижения устойчивого развития.
Продвижение женщин: прогресс или вяло текущий процесс?
В целом, прогресс нельзя не замечать, что служит вдохновляющим фактором, и не лишает надежды на ближайшее будущее. Если в 1911 году лишь в двух странах женщинам позволялось голосовать стр.810, то сегодня, в 2014 г., право голоса стало универсальным.
Первая декада третьего десятилетия стала свидетелем растущего числа женщин, которые «пробились» и заняли высокопоставленные посты по всему миру. Среди них Кристина Фернандес де Киршнер заняла пост президента Аргентины, призвав своих соотечественников привыкать к новому обращению «сеньора пресидента» - «госпожа президент». А Мишель Бачелет стала первой женщиной-президентом в истории Чили (2007). В этот период начала свою избирательную кампанию за номинацию от демократической партии на пост президента страны Х.Р.Клинтон, сенатор-демократка от штата Нью-Йорк. Женщина-кандидат близко подошла к номинации на пост президента - сам по себе факт знаковый, убедительно свидетельствующий о высоком уровне готовности страны принять демократическим путем избранную женщину-президента.
Многие экспертыоценивают этот феномен как закономерный, полагая, что происходит процесс перерастания количества в качество: за последние десятилетия женщины стали активно вторгаться в политическую жизнь, что не может не привести к изменениям на политическом поле. «…В 60 парламентах мира имеются комитеты по гендерному равенству. Это означает, что женщины различных партий парламента стараются работать совместно, чтобы преодолеть различия политических партий», - так считает президент Бельгийского Сената Анна-Мария Лизин7. И это не вызывает сомнений. Сара Брюер, исследовательница из Института по изучению женщин в политике при Американском университете в г. Вашингтон (округ Колумбия) отмечает: «Со времени возникновения всемирного женского движения и перемен в гендерных отношениях, начало которым было положено в середине 60-70-х годов (ХХ века-прим. авт), произошли кардинальные сдвиги во взглядах и представлениях людей во многих странах»4. Она считает, что «необходимость доказать» свою способность и готовность «на многое» - «один из вызовов для женщины-политика». «Думается, пришла пора отказываться от двойных стандартов и судить о женщинах в политике и на государственном поприще спокойно и по-деловому»4, - вполне убедительно подчеркивает исследовательница.
И все же, на начало 2010 г. лишь 25 женщин были главами государств или возглавляли правительство6, включая самоуправляемые территории. Это составляет лишь 13% от общего числа стран-членов ООН (192 страны на указанный момент). А если учесть, что в мире существует более 200 стран, то эта цифра окажется еще меньше.
Достаточно медленный прогресс наблюдается и в парламентах мира, где число женщин-депутатов растет со скромным ускорением. По данным Межпарламентского союза на 1 апреля 2014 г. в 189 странах в обеих палатах (вместе) женщины составляли лишь 21,9%, в нижней палате их было 22,3%, а в верхней - 19,8%11. По регионам картина выглядела следующим образом:
По регионам (нижняя палата)
В странах Северной Европы - 42,1%
Америка - 25,7%
Европа-ОБСЕ, включая
Северные Европейские страны - 24,9%
Европа-ОБСЕ, без Северных
Европейских стран – 23,2%
К Югу от Сахары – 22,9%
Азия – 19,3%
Арабские государства – 17,8%
Тихоокеанский регион – 13,4%
Российская Федерация занимает 101 место после Сомали, опережая Румынию – 13,6% (ГД) и 13% (Совет Федерации), уступая самому низкому региональному показателю – Тихоокеанскому. Арабские страны также оказались с лучшим показателем. (Для сравнения: США занимают 84 место после Индонезии, перед Сан-Томе и Принсипи – 18,3% (в Палате Представителей -79 из 432), 20% (в Сенате США - 20 из 100), а Канаде принадлежит – 54 место после Ирака, перед Лаосской НДР - 25,1% (в Палате Общин - 77 из 307), 39,6% (в Сенате – 38 из 96)
Таким образом, женщины занимают в 38 из 189 стран, подавших сведения, от 63,8 до 30% депутатских мест, т.е. в пятой части от общего числа государств. Первые места распределились: 1 -е (63,8%) – Руанда; 2-е (50%)- Андорра; 3-е (48,9%) -Куба; 4-е (45%) - Швеция.11
Генеральный секретарь Межпарламентского союза Андерс Джонсон считает, что единственным действительно эффективным способом усилить представительство женщин в политике являются квоты. В противном случае, по его словам, никакого прогресса не будет. «Как только женщины попадают в парламент, им становится намного легче получать власть и влияние, но только если их больше одной-двух, – говорит Джонсон. – Нужно, чтобы их представительство было не просто символическим. Вот почему как ООН, так и Межпарламентский союз так активно говорят о пороге в 30%. И все больше и больше стран достигают этого порога».9
Что могут сделать парламентарии для Конвенции?
Будучи представителями народа, общественными деятелями и выразителями общественного мнения, парламентарии играют ведущую роль в обеспечении широкого распространения и популяризации Конвенции, а также в мобилизации общественного мнения.
Парламентские механизмы могут играть решающую роль в обеспечении своевременного представления докладов Комитету CEDAW и принятии последующих мер на основании его замечаний, рекомендаций и руководящих принципов.
Особенно важно обеспечить, чтобы в принятом парламентом национальном бюджете учитывались потребности женщин и их проблемы во всех областях. Как минимум, необходимо, чтобы в учебные планы юридических высших учебных заведений входило изучение Конвенции. Необходимо создание определенного органа (например, Комитета по вопросам гендерного равенства), который представляет все политические партии, и который использует Конвенцию в качестве основы для всех видов своей деятельности и может организовывать регулярные парламентские дебаты по вопросам осуществления ее положений. Причем группа по вопросам гендерного партнерства имеет в своем составе как мужчин-, так и женщин-парламентариев, способствует осведомленности парламентариев о важности Конвенции и осуществления ее положений.
Учреждение должности омбудсмена по гендерным вопросам с выделением соответствующего финансирования, должности государственного защитника, который будет отчитываться перед парламентом и функции которого будут заключаться в расследовании нарушений прав женщин на институциональном или индивидуальном уровне. Можно было бы предусмотреть организацию подготовки парламентского персонала в целях повышения их осведомленности о Конвенции и гендерной проблематике в целом.
Необходим также комплексный информационный центр по гендерным вопросам, с тем чтобы содействовать работе членов парламента и парламентского персонала. Компетентный государственный орган наделяется полномочиями собирать и анализировать на регулярной основе данные, касающиеся положения женщин. Парламентарии должны добиться того, чтобы правительство в полной мере принимало участие в международных усилиях по содействию соблюдению прав женщин, содержащихся в Конвенции.
Целесообразно установление контактов с парламентариями из других стран для обмена успешным опытом и уроками, вынесенными из практической деятельности по содействию соблюдению прав женщин и для обсуждения возможностей двустороннего или многостороннего сотрудничества, особенно в отношении правонарушений, требующих международного сотрудничества (торговля людьми, насилие в отношении женщин и т. п.)
В области политики многие страны ввели специальные меры, направленные на повышение участия женщин. (Например, как во Франции: внесение в 1999 году конституционной поправки, в соответствии с которой все политические партии должны обеспечить в своем составе 50 процентов кандидатов-женщин; за ее несоблюдение предусматриваются финансовые санкции).
Следует осознать, что вопросы обеспечения гендерного равенства приобретают все возрастающее значение. Инвестиции в человеческий капитал – в женщин – это ресурс развития и процветания.
Таким образом, «гендерная слепота» – отказ от признания важности гендерного фактора – это тупик для эволюции человеческой цивилизации. Отказавшись от цели достижения равенства полов, общество неизбежно, при оптимистическом варианте, столкнется с опасностью неэффективного, неравномерного развития и острого социального неравенства, при пессимистическом, - такое общество обречено на сегрегацию на рынке труда и общественно-политической жизни, на углубление и расширение масштабов социальных недугов в стране – от демографического – до духовного кризисов.
Очевидной становится истина: женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь. Женщины не только лучше мужчин представляют и могут представить свои интересы, но и смогут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты. Партнерство мужчин и женщин в политике – это источник более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе. Парламентарии как ведущие политические фигуры и представители народа, естественно, должны интересоваться такими важными политическими событиями, как осуществление программ по обеспечению соблюдения прав женщин и быть озабоченными тем, чтобы национальное законодательство было дополнено соответствующими правилами и административными мерами для обеспечения надлежащего осуществления положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
6 марта 2013 года "Левада-центр" провел опрос, задан был вопрос: "Одобряете ли вы участие женщин в политике?". Любопытно, что утвердительно ответили 75% опрошенных, что соответствует результатам всех предыдущих опросов, кроме 2008 года.3 Относительное большинство жителей России — 43% — ответило утвердительно на вопрос о желательности того, чтобы в ближайшие 10-15 лет президентом России стала женщина.3 Конечно, можно привести в поддержку и другие результаты иных опросов, которые зазвучат менее оптимистично. Однако, так или иначе просматривается тенденция к увеличению внимания к позиции женского населения России и к усилению роли женщин и их голосов в принятии жизненно важных решений для всей страны.
В современном глобальном мире такие факторы, как: открытость торговли, распространение недорогих информационно-коммуникационных технологий расширяют женщинам доступ к рынкам и экономическим возможностям, а опыт изменения взглядов мужчин и женщин на гендерные отношения и нормы создают стимулы для принятия странами мер, способствующих гендерному равенству, что, в свою очередь, оказывает влияние на уменьшение гендерных диспропорций.
Следует также осознать, что без активного и инициативного женского независимого движения политические партии, партийные машины которых все еще с преимущественно мужским обликом, с трудом станут проявлять политическую волю к проведению умной гендерной политики. Таким образом, в условиях глобализации и порой ярко выраженных кризисных явлениях, в которых часто сильнее страдают женщины, политика продвижения идеи гендерного равенства и реализация приверженности международным документам о гендерном равенстве требует последовательной политической воли, поскольку и общество, и государство нуждается в «умной» гендерной политике.
Вряд ли возможны сомнения относительно совершенно очевидного вывода: равенство женщин означает прогресс для всех. Эта простая истина должна быть в центре внимания общества, если существует стремление развиваться полноценно и ускорять прогресс.