США в международной торговле
С. В. Емельянов, доктор экономических наук,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Г. В. Кузнецова, кандидат экономических наук,
доцент, Российский экономический университет им. г. В. Плеханова
e-mail:
Г. В. Подбиралина, кандидат экономических наук,
доцент, Российский экономический университет им. г. В. Плеханова
e-mail: [email protected]
e-mail:
Аннотация В статье анализируются ключевые тенденции внешней торговли США товарами и услугами; рассматриваются географические и отраслевые аспекты, торговая политика США, основные положения Национальной экспортной инициативы, динамика торгового баланса.
Ключевые слова: внешняя торговля США; торговый баланс; товары; услуги; торговые соглашения.
US IN WORLD TRADE AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
S. Emelianov
Doctor of Sciences in Economics, leading researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:
G. Kuznetsova
Ph.D. in Economics, associate professor, Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
G. Podbiralina
Ph.D. in Economics, associate professor, Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
Annotation. The article examines key trends of US international transactions in goods and services by area and by industry, US trade policy, main points of National Export Initiative, trade balance trends.
Keywords: US international transactions; trade balance; goods; services; trade agreements.
В начале XXI в. усиление соперничества на мировых рынках привело к перераспределению позиций США и других стран в мировой торговле. Уступив первенство по объему товарооборота с другими странами Китаю, США остаются одним из ведущих экспортеров и импортеров товаров и услуг. Внешняя торговля товарами и услугами является важнейшей составляющей системы внешнеэкономических связей США со странами мира, ее стоимостной объем превысил в 2013 г. 5,0 (5016,2 – оценка) трлн. долл. Экспорт товаров составил около 1590,4 млрд. долл., импорт – 2293,5 млрд. долл.; экспорт услуг – 682 млрд. долл., а их импорт – 450,3 млрд. долл.[1] Вместе с тем, американские компании испытывают все более серьезную конкуренцию со стороны зарубежных фирм на мировых рынках: с начала 2000-х гг. доля США в мировом товарообороте снизилась с 15% до 10%.
В рассматриваемый период внешняя торговля США, за исключением спада в 2009 г., росла в целом поступательно. По данным ЮНКТАД, с 2000 по 2011 г. экспорт увеличился почти в два раза, импорт – на 80%. Для торговли товарами в течение всего рассматриваемого периода (с 2000-х гг.) характерно высокое отрицательное сальдо торгового баланса, нарастающее с некоторыми колебаниями в диапазоне от 470 млрд. долл. (в начале 2000-х гг.) до742 млрд. долл. в 2012 г. и 703,2 млрд. долл. в 2013 г. (оценка)
После заметного снижения внешнеторговых показателей в результате финансового кризиса (в 2009 г. американский экспорт товаров сократился по сравнению с предыдущим годом на 18%, а импорт – на 26%), Соединенные Штаты к 2011 г. смогли довести объемы торговли до докризисного уровня. По итогам 2011 г. товарооборот составил 3,7 трлн. долл. (рост на 16% по сравнению с 2010 г. и на 7,3% по сравнению с докризисным рекордным 2008 г.).
В 2012 г. в результате замедления общих темпов развития мировой экономики и угрозы «фискального обрыва» в самих США темпы роста американского экспорта снизились до 4,5%, а импорта – до 3,1%. Однако при этом, по данным американской статистики, экспорт составил 1,56 трлн. долл., импорт – 2,3 трлн. долл.
Развитие американской внешней торговли характеризуется существенным превышением импорта над экспортом на протяжении длительного периода – с 1970-х гг.
В 2012 г. рост экспорта товаров и услуг (на 91,8 млрд. долл.) превысил рост импорта товаров и услуг (на 73 млрд.долл.), однако отрицательное сальдо по торговле товарами и услугами США со странами мира составило 534,7 млрд. долл. Традиционно положительное сальдо по торговле услугами уменьшило общий торговый дефицит почти на 206,8 млрд. долл. В 2013 г. общий дефицит в торговле товарами и услугами уменьшился на 63 млрд. долл., а дефицит в торговле товарами уменьшился на 38,3 млрд. долл.[2]
Положительное сальдо торгового баланса было зафиксировано всего с несколькими странами, в том числе с Австралией, Бельгией, Нидерландами. По большинству стран мира баланс торговли США был сведен с пассивом.
Наиболее значительный в абсолютном выражении внешнеторговый дефицит США отмечен с Китаем, Мексикой, Японией и Германией.
Несмотря на то, что роль услуг (с устойчиво активным сальдо) во внешнеторговом обороте США становится все более значительной, объем их стоимостного экспорта в 2013 г. в 2,3 раза уступал объему экспорта товаров, а объем импорта услуг был в 5 раз меньше импорта товаров.
Состояние американского рынка, поглощающего ежегодно импортируемую продукцию на более чем 2 трлн. долл. (в 2012 г. – 2,29 трлн. долл.), крайне важно для поставщиков товаров в США. Только партнеры США по НАФТА и Китай в 2013 г. реализовали в Соединенных Штатах продукции на сумму около 1 трлн. долл. Американский рынок является критически значимым и для ряда стран, экспортирующих в США продукцию в значительно меньших масштабах.
Таблица 1.
Товарная структура экспорта США в 2008–2011 гг. (млн. долл.)
Код
|
Наименование группы
|
Экспорт
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
01-05
|
Продукты
животного происхождения
|
20 737,4
|
17 619,2
|
20 860,2
|
26 409,3
|
06-14
|
Продукты
растительного происхождения
|
62 280,1
|
51 716,6
|
58 764,4
|
68 440,0
|
15
|
Жиры и масла
животного и растительного
происхождения
|
4 753,3
|
3 503,8
|
4 646,9
|
4 977,2
|
16-24
|
Готовые пищевые продукты
и напитки
|
28 426,3
|
27 696,8
|
31 905,2
|
37 843,6
|
25-27
|
Минеральные продукты
|
85 419,7
|
60 056,3
|
88 786,8
|
139 645,1
|
28-38
|
Продукция
химической промышленности
|
141 894,4
|
129 174,7
|
149 257,1
|
161 050,5
|
39-40
|
Полимерные материалы и каучук
|
62 722,2
|
52 402,2
|
65 653,2
|
73 451,8
|
41-43
|
Кожевенное сырье, пушнина
и изделия из них
|
4 277,0
|
3 202,6
|
4 404,3
|
5 103,4
|
44-46
|
Древесина и изделия из нее
|
6 869,6
|
5 519,5
|
7 108,6
|
7 943,3
|
47-49
|
Целлюлозно-бумажные изделия
|
29 641,7
|
25 938,1
|
30 377,9
|
32 770,4
|
50-63
|
Текстиль, текстильные материалы
|
22 591,6
|
18 341,1
|
23 577,1
|
28 725,9
|
64-67
|
Обувь, головные уборы, зонты
и прочее
|
1 358,9
|
1 224,8
|
1 410,4
|
1 649,9
|
68-70
|
Изделия из камня,
керамика, стекло
|
9 156,7
|
7 488,7
|
9 324,0
|
10 212,0
|
71
|
Драгоценные камни и металлы,
изделия из них
|
51 136,2
|
38 634,6
|
52 110,3
|
72 649,9
|
72-83
|
Металлы и изделия из них
|
74 834,4
|
53 196,5
|
67 277,6
|
81 358,5
|
84-85
|
Машины, электрооборудование
и механизмы
|
365 323,0
|
278 039,7
|
333 975,5
|
364 075,9
|
86-89
|
Транспортные средства
|
189 713,0
|
160 822,6
|
183 367,6
|
212 965,4
|
90-92
|
Инструменты и аппараты
|
72 195,1
|
66 545,2
|
75 522,9
|
80 994,6
|
93
|
Оружие и боеприпасы
|
3 180,2
|
3 434,3
|
3 978,3
|
3 812,2
|
94-96
|
Разные промышленные товары
|
18 223,8
|
15 126,2
|
16 810,7
|
18 020,9
|
97-99
|
Произведения искусства,
антиквариат и прочее
|
45 401,1
|
37 248,4
|
48 385,1
|
48 452,4
|
Итого
|
1 300 136
|
1 056 932
|
1 277 504
|
1 480 552
|
Источник:
http://www.usitc.gov/publications/332/pub4416.pdf.
В товарной структуре американского экспорта основной статьей являются машины, оборудование и транспортные средства – 44%. Доля продукции химической промышленности составляет 16%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья – 10%, металлов, включая драгоценные металлы и изделия из них, – 10%, минеральных продуктов – 9%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3%.
Наиболее крупной товарной статьей экспорта традиционно является продукция общего и специального машиностроения (30% в 2012 г.). На транспортные средства приходится почти 16% и на химические товары – 15,3%. Другими важными товарными группами в настоящее время выступают топливо (8,9%) и продовольствие (8,3%), (5,3%). В группе машино-технической продукции наиболее крупными позициями на протяжении многих лет выступают механическое оборудование и техника, компьютеры (13,9% в 2012 г.), электротехническое оборудование, теле- и радиоаппаратура (10,5%), колёсные транспортные средства (8,6%), авиатехника (6,7%), оптические приборы и медицинская техника (5,4%) (см. табл. 1).
В импорте США доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 39%, минеральных продуктов – 21%, продукции химической промышленности – 11%, металлов, драгметаллов и изделий из них – 8%, текстиля, текстильных изделий и обуви – 6%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья – 5% (см. табл. 2)
Таблица 2.
Товарная структура импорта США в 2008-2011 гг. (млн. долл.)
Код
|
Наименование группы
|
Импорт
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
01-05
|
Продукты
животного происхождения
|
20 546,4
|
18 273,9
|
20 568,8
|
22 865,1
|
06-14
|
Продукты
растительного происхождения
|
26 615,9
|
24 830,8
|
28 144,7
|
34 901,0
|
15
|
Жиры и масла животного и растительного происхождения
|
5 292,1
|
3 824,2
|
4 374,7
|
6 636,5
|
16-24
|
Готовые пищевые продукты
и напитки
|
42 742,3
|
39 694,5
|
43 767,8
|
50 368,4
|
25-27
|
Минеральные продукты
|
495 581,9
|
275 015,5
|
359 130,7
|
462 344,7
|
28-38
|
Продукция
химической промышленности
|
159 662,1
|
138 899,5
|
157 585,8
|
179 141,9
|
39-40
|
Полимерные материалы
и каучук
|
56 151,8
|
43 850,9
|
56 716,1
|
67 396,4
|
41-43
|
Кожевенное сырье, пушнина
и изделия из них
|
11 170,0
|
8 845,1
|
10 835,9
|
12 126,8
|
44-46
|
Древесина и изделия из нее
|
14 848,1
|
10 354,7
|
11 992,2
|
11 928,2
|
47-49
|
Целлюлозно-бумажные изделия
|
27 468,6
|
21 135,8
|
23 743,1
|
24 342,9
|
50-63
|
Текстиль,
текстильные материалы
|
95 906,8
|
83 219,4
|
95 452,5
|
103 942,3
|
64-67
|
Обувь, головные уборы, зонты
и прочее
|
23 029,6
|
20 525,9
|
24 575,4
|
26 977,4
|
68-70
|
Изделия из камня,
керамика, стекло
|
16 106,9
|
12 065,4
|
14 538,2
|
15 906,5
|
71
|
Драгоценные камни и металлы, изделия из них
|
49 575,0
|
38 641,9
|
53 656,8
|
68 289,3
|
72-83
|
Металлы и изделия из них
|
124 319,7
|
72 029,4
|
94 635,0
|
114 692,2
|
84-85
|
Машины, электрооборудование
и механизмы
|
500 638,4
|
417 356,5
|
507 933,6
|
565 728,1
|
86-89
|
Транспортные средства
|
220 110,7
|
151 937,5
|
204 867,2
|
226 897,5
|
90-92
|
Инструменты и аппараты
|
63 061,9
|
54 210,1
|
63 843,0
|
72 153,2
|
93
|
Оружие и боеприпасы
|
2 337,0
|
2 797,4
|
2 704,2
|
2 616,4
|
94-96
|
Разные промышленные товары
|
73 728,9
|
60 481,3
|
71 264,1
|
71 431,2
|
97-99
|
Произведения искусства,
антиквариат и прочее
|
71 247,1
|
59 886,5
|
61 761,8
|
66 243,2
|
Итого
|
2 100 141
|
1 557 876
|
1 912 092
|
2 206 929
|
Источник:
http://www.usitc.gov/publications/332/pub4416.pdf.
В целом, более половины американского импорта приходится на четыре крупнейшие позиции: топливо (18,6% в 2012 г.), механическое оборудование и технику, компьютеры (13,5%), электротехническое оборудование, теле- и радиоаппаратуру (12,7%) и колёсные транспортные средства (10,5%)[3]. Другими важными статьями в 2012 г. были: оптические приборы и медицинская техника (3%), драгоценные металлы и камни и фармацевтическая продукция (по 2,8%), органические соединения (2,3%) и одежда (3,4%).
Крупнейшим торговым партнером США в 2012 г. оставалась Канада: товарооборот составил 568,1 млрд. долл. (в 2011 г. – 597 млрд. долл.), или 15,8% всего торгового оборота США. Экспорт товаров был на уровне 244,2 млрд. долл., импорт – 323,9 млрд. долл. Основными товарами взаимной торговли и с той, и с другой стороны выступают нефть, нефтепродукты и автомобили. На втором месте в рейтинге торговых партнеров США стоит Китай – 528,4 млрд. долл., или 14,7% оборота США, (в 2011 г. – 503 млрд. долл.). Экспорт США в Китай составил 103,5 млрд. долл., импорт – 424,9 млрд. долл. С этой страной США имеет гигантский дефицит, не сравнимый ни с одной страной мира. Поставляют США в Китай сою, хлопок, металлы, авиатехнику и автомобили. Импортируют телекоммуникационное оборудование, мобильные телефоны, компьютеры, детали и узлы к ним, видеоигры, игрушки, одежду и обувь.
Третье место занимает Мексика с товарооборотом в 451,6 млрд. долл. (в 2011 г. – 461 млрд. долл.), или 12,5% товарооборота США. Экспорт в Мексику составил 175,2 млрд. долл., импорт – 276,4 млрд. долл. Обе страны поставляют друг другу нефть, нефтепродукты и автомобили. Крупными статьями американского экспорта в Мексику являются кукуруза, электронно-вычислительные машины, авиатехника, соя. Из Мексики в США поступают телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, немонетарное золото и тракторы.
Япония является четвертым по значению партнером США. Товарооборот с Японией в 2012 г. составил 209 млрд. долл. (в 2011 г. – 195 млрд. долл.). Экспорт США – 64,6 млрд. долл., импорт – 144,5 млрд. долл. США поставляют в Японию кукурузу, пшеницу, авиатехнику, медицинскую технику и медицинские препараты. Закупают в Японии пассажирские автомобили, части к авиатехнике, копиры, принтеры, тяжелое строительное оборудование. К крупнейшим торговым партнерам США относятся также Республика Корея, Бразилия, Тайвань, Индия и страны ЕС (см. табл. 3).
Таблица 3.
Торговля США с основными торговыми партнерами,
2012 г. (млрд. долл.)
|
Экспорт
|
Импорт
|
Баланс
|
Товарооборот
|
США
|
235,6
|
374,1
|
-138,5
|
609,8
|
Канада
|
244,2
|
233,9
|
-79,7
|
568,1
|
Китай
|
103,5
|
424,9
|
-321,4
|
528,4
|
Мексика
|
175,2
|
276,4
|
-101,2
|
451,6
|
Япония
|
64,6
|
144,5
|
-79,9
|
209,0
|
Республика Корея
|
40,0
|
57,9
|
-17,9
|
97,9
|
Бразилия
|
37,3
|
31,7
|
5,5
|
69,0
|
Тайвань
|
21,8
|
38,7
|
-16,9
|
60,6
|
Индия
|
19,0
|
40,0
|
-21,1
|
59,1
|
Россия
|
10,0
|
29,0
|
-19,0
|
39,0
|
Прочие
|
402,1
|
509,7
|
-107,6
|
911,7
|
Всего
|
1353,2
|
2251,0
|
-897,8
|
3604,2
|
Источник:
The Year in Trade. Operation of the Trade Agreement Program. July 2013.
В разрезе географических регионов структура внешней торговли США не претерпевает существенных изменений. Наибольшая доля товарооборота по-прежнему приходится на страны Америки – 46%, на страны Азии – 30%, на страны Европы – 17%, на страны Африки – 3%. Более 57% внешнеторгового оборота США приходится на государства АТЭС.
Главным направлением экспорта американских товаров остаются страны Америки, на которые приходится около 55% от общего объема экспорта. Доля стран Азии – 23%. Удельный вес Европы в американском экспорте составляет 22%, причем основная часть этого объема (более 80%) приходится на страны Евросоюза.
Основные импортные закупки осуществляются также в странах Америки (45%), Азии (36%) и Европы (20%). Доля стран Ближнего Востока (в экспорте – 3,9%, импорте – 4,6%) и Африки (2,2% и 4,2% соответственно) остается по-прежнему незначительной[4].
США сохраняют наибольший удельный вес в экспорте Евросоюза. В импорте ЕС на первое место вышли поставки из Китая – 17,1%. На втором месте в 2011 г. была Россия (11,6%), на третьем – США (11%). При этом наиболее динамично развивается торговля ЕС с Китаем, который стал крупнейшим покупателем европейской продукции и одним из важнейших поставщиков товаров в ЕС. Даже в 2008–2009 гг. Китай смог удержать свои позиции: доля Китая во внешней торговле ЕС выросла на 2,7% и достигла на тот период самой высокой отметки в 14,1%. Отличительной чертой взаимной торговли являются опережающие темпы роста импорта из Китая по сравнению с европейским экспортом в эту страну. Особенно это характерно для импорта из Китая машин и оборудования, который в настоящее время по своему объему превышает объем поставок этой продукции из США.
США остаются важнейшим торговым партнером ЕС, но их доля в общем объеме торговли Евросоюза снижается. В 2006 г. на США приходилось 23,6% экспорта и 12,4% импорта. В 2011 г. эти показатели были на уровне 16,8% и 11,0% соответственно. Эти изменения связаны с общим сокращением удельного веса и ЕС, и США в мировой торговле и ростом участия в ней развивающихся стран, в первую очередь Китая.
Вместе с тем, как определил один из ведущих российских американистов А. Давыдов, экономические отношения между США и Евросоюзом в очень большой степени определяются тенденциями развития глобальной экономики. «Динамика трансатлантических потоков товаров, услуг и капиталов отражает традиционную близость институтов внешнеэкономических связей США и Западной Европы, устойчивость сложившихся связей, высокий платёжеспособный спрос обоих регионов на современные товары и услуги»[5]. Несмотря на тенденцию к снижению доли ЕС в торговле США и США в торговле ЕС, американский вектор внешней торговли является и в настоящее время для Евросоюза ключевым.
В 2012 г. Соединенные Штаты экспортировали в ЕС товаров и услуг на сумму 463 млрд. долл. Объем американского экспорта сельскохозяйственной продукции в страны ЕС составил 9,9 млрд. долл. В 2011 г. США поставили в ЕС 11% от общего объема импорта товаров и 29% от общего объема импорта частных услуг, а приобрели у ЕС 17% от общего объема экспорта товаров и 24% от общего объема экспорта услуг.
До начала 90-х гг. ХХ в. США удавалось сохранять активное сальдо в торговле с ЕС, однако в настоящее время торговля складывается с плюсом для Европейского Союза. Рост дефицита для США обусловлен уменьшением темпов роста экспорта товаров в Европу. При этом дефицит в торговле США – ЕС наблюдается по ведущим товарным группам: машины и оборудование, химикаты, сельскохозяйственные товары, энергоносители, текстиль и одежда, сталь и прокат.
Однако в целом ЕС и США во взаимной торговле выступают как партнеры, обладающие одинаковым потенциалом. Особенно это заметно в торговле высокотехнологичными товарами, услугами и технологиями. Здесь важная роль принадлежит взаимным поставкам таких товаров как авиа-космическая техника, фармацевтика, радио- и телекоммуникационное оборудование, компьютерная и офисная техника, медицинские, высокоточные и оптические приборы. Компании ЕС и США активно задействованы в глобальных стоимостных цепочках.
Большая роль в развитии торгово-экономических отношений ЕС с США отводится соглашению Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (T-TIP). Первый раунд переговоров начался в июле 2013 г. По мнению сторон, T-TIP станет амбициозным, всеобъемлющим торговым и инвестиционным соглашением высшего уровня, которое обеспечит значительные преимущества для международной конкурентоспособности США и ЕС, будет способствовать созданию рабочих мест и общему развитию[6].
США являются одним из основных рынков сбыта для продовольственных товаров и напитков из стран ЕС (13%), затем следуют Россия (10%), Швейцария (7%), Япония (5%), Китай (4%) и Норвегия (2%). Евросоюз поставляет на мировой рынок зерновые, масличные культуры, мясо, сахар, виноградное вино, а также крепкие алкогольные напитки (виски, коньяк, водку). В значительных объемах осуществляется и импорт товаров этой группы. В 2011 г. он составил 91 млрд. евро. Среди главных поставщиков – Бразилия (12%), США (7%), Аргентина ( 6%), Китай (5%) и Швейцария (4%).
Экспорт энергоносителей из ЕС (в основном это продукция нефтепереработки) в 2011 г. достиг своего рекордного уровня – 100 млрд. евро. Основными покупателями были США (18%), Нигерия (5%) и Норвегия (3%).
Что касается торговли машинами и оборудованием (включая средства транспорта), то, как указывалось выше, они являются наиболее крупной позицией и экспорта, и импорта ЕС. В 2011 г. экспорт составил 649,6 млрд. евро. Основными рынками сбыта были: США (16%), Китай (13%), Россия (8%), Турция (5%), Швейцария (95%) и Норвегия (3%). В целом доля этих шести стран в экспорте ЕС составила 50%. Импорт достиг 441,0 млрд. евро, из них 33% пришлось на Китай, на втором месте были США (16%), на третьем – Япония (10%). Удельный вес Республики Корея составил 5%, Швейцарии – 4%, Турции – 4%, прочих стран – 28%[7].
В разбивке по странам – участницам ЕС безусловным лидером по всем параметрам выступает в настоящее время Германия. Ее доля в общем экспорте ЕС – 27,7%, в импорте – 19,2%. Доля Великобритании – 11,5% и 14,5% соответственно, Франции – 10,7% и 9,7%, Италии – 10,6% и 10,9%, Нидерландов – 6,9% и 13,4%, Бельгии – 6,2% и 6,1%, Испании – 4,7% и 6,7%.
Доля России в товарообороте США – 1,2%. Россия среди американских партнеров занимает 20-е место. На долю США приходится 6% внешнеторгового оборота РФ.
По данным Госкомстата России, российский экспорт в США в 2011 г. увеличился на 33,9% (до 16,6 млрд. долл., в 2010 г. – 12,4 млрд. долл.) и импорт – на 31,5% (до 14,6 млрд. долл., в 2010 г. – 11,1 млрд. долл.). В 2012 г. произошло снижение экспорта до 13,0 млрд. долл. и некоторый рост импорта – до 15,3 млрд. долл. Доля России в торговом обороте США не превышает 1%[8].
В российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции (по данным американской статистики, в 2012 г. доля нефти и нефтепродуктов составила 73%, в 2011 г. – 77%). Удельный вес металлов – 16%, химических товаров, среди которых большая часть приходится на минеральные удобрения, – 7,4%, машин и оборудования – 0,9% (см. табл. 4).
В американских поставках в Россию доминируют авиатехника и запчасти к ней, автомобили, а также мясная продукция – курятина, свинина, говядина, но доля этой позиции снижается[9].
Таблица 4.
Товарная структура торговли США с Россией (млн. долл.)
|
Экспорт
США в Россию
|
Импорт
США из России
|
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Продукты питания
|
1059,82
|
1166,25
|
285,11
|
282,33
|
Напитки и табак
|
52,37
|
52,9
|
143,28
|
82,13
|
Минеральное сырье
|
186,27
|
176,81
|
199,77
|
154,8
|
Топливо и смазочные материалы
|
47,16
|
45,26
|
18475,4
|
25419,9
|
Животные и растительные масла
|
0,33
|
0,63
|
0,24
|
0,18
|
Химические товары
|
902,34
|
1071,56
|
2040,59
|
2677,8
|
Металлы и материалы
|
310,48
|
399,39
|
3872,68
|
5095,62
|
Машины и оборудование
|
2958,41
|
4711,61
|
279,38
|
320,92
|
Прочие промышленные изделия
|
460,18
|
633,83
|
354,69
|
504,75
|
Прочие товары
|
29,02
|
27,29
|
39,9
|
34,18
|
Всего
|
6006,4
|
8285,5
|
25691
|
34572,6
|
Источник:
The Year in Trade. Operation of the Trade Agreement Program. July 2013.
В целом анализ двусторонней торговли показывает, что оборот между РФ и США обеспечивается прежде всего благодаря российскому экспорту энергоносителей и металлов. Вместе с тем, сохранение подобной асимметрии в торговле с крупнейшей экономикой мира консервирует положение России как поставщика сырья и импортера продукции с высокой степенью добавленной стоимости.
США сохраняют лидерство в международной торговле услугами. Объем американского экспорта услуг в 2013 г. составил 681, 97 млрд. долл. (рост на 32 млрд. долл. по сравнению с 2012 г.), импорта – 450,34 млрд. долл. (рост на 8 млрд. долл.). В торговле услугами США традиционно имеет положительное сальдо (232 млрд. долл. в 2013 г.)[10]. В последние годы наблюдался рост экспорта практически всех основных видов услуг – за счет поступления роялти по лицензионным соглашениям, доходов от пассажирских и грузовых перевозок, других коммерческих услуг. Основное увеличение в импорте услуг также приходится на услуги в области пассажирских и грузовых перевозок, роялти и лицензионных сборов, туризма.
Внешняя торговля Соединенных Штатов в значительной степени определяется мерами государственной политики. На современном этапе основные принципы ее сформулированы в документе, получившем название «Национальная экспортная инициатива», которую президент США Барак Обама представил в 2010 г. Стратегической целью «Инициативы» было провозглашено удвоение американского экспорта в течение ближайших пяти лет. Для достижения этой цели предусмотрено: содействие малому и среднему бизнесу в развитии экспорта, в том числе путем увеличения объемов государственного экспортного кредитования; организация торговых миссий в зарубежные страны; защита коммерческих интересов американских экспортеров (например, по линии Министерства торговли США) в целях обеспечения им равных условий на рынках зарубежных стран; реализация на международном уровне скоординированной экономической политики в целях достижения мирового экономического роста и макроэкономической стабилизации; активное привлечение иностранных партнеров к выставкам и ярмаркам в США и поощрение участия американских производителей в подобных мероприятиях за рубежом; содействие развитию экспорта услуг с особым акцентом на рынки таких стран, как Китай, Индия и Бразилия[11].
США активно используют ВТО как механизм защиты прав американского бизнеса в рамках ее арбитражных органов[12]. К концу 2012 г. США выступили в качестве истца в 103 арбитражных спорах с различными странами и в 119 – в качестве ответчика, в 97 случаях – в качестве третьей стороны[13].
С середины 2000-х гг. одним из важных инструментов американской политики в области развития внешней торговли стало подписание соглашений о свободной торговле (ССТ) с разными странами и регионами. По данным ВТО, США имеют ССТ с Центральноамериканским соглашением о свободной торговле (ЦАФТА, в который входят Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), Доминиканской Республикой, Республикой Корея, Австралией, Бахрейном, Чили, Колумбией, Израилем, Иорданией, Марокко, Оманом, Панамой, Перу и Сингапуром. Проверенным внешнеторговым механизмом является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Администрация Барака Обамы активно продвигает соглашение о свободной торговле на многостороннем уровне в рамках переговоров о создании зоны свободной торговли – Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП). Эту структуру в США видят в качестве еще одного механизма обеспечения расширения американского экспорта на быстро растущие рынки АТР. Формирование Транс-Тихоокеанского партнерства было начато Австралией, Чили, Сингапуром и Брунеем с целью стать прообразом объединения нового типа, нацеленного на формирование зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта инициатива была поддержана США, и к настоящему времени под эгидой Соединенных Штатов проведено 14 раундов переговоров, в которых, помимо США и вышеуказанных стран, принимают участие представители Новой Зеландии, Малайзии, Вьетнама, Перу. Партнерство открыто и для других заинтересованных стран.
В рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) США также поддерживают линию на либерализацию рынков товаров, услуг и капитала. В период своего председательства на форуме в 2011 г. США выдвинули ряд инициатив в следующих областях: усиление региональной экономической интеграции и расширение торговли; продвижение «зеленого» роста; развитие сотрудничества и достижение гармонизации и унификации в области внешнеторгового регулирования, снижение транзакционных издержек. США также активно поддерживают идею создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ).
Таким образом, новым элементом североамериканской повестки дня становится так называемый «новый регионализм» – развитие на новом, более высоком уровне сотрудничества с отдельными регионами других государств и с самими государствами. Среди стратегических партнеров в этом направлении выделяются Китай, Бразилия, ЮАР и Индия.
На межрегиональном уровне в фокусе внимания США остается Китай. В период с января 2011 г. главами внешнеполитических ведомств двух стран был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по межрегиональному сотрудничеству, а регионами двух стран – многочисленные соглашения о взаимодействии, в том числе на 18 – на базе отношений регионов-побратимов и 161 – городов-побратимов. Был также создан Американо-Китайский форум губернаторов, организаторами которого являются Национальная ассоциация губернаторов США и Китайская ассоциация дружбы с зарубежными странами. Цель форума – расширение экономического сотрудничества, установление прямых контактов на межрегиональном уровне, реализация визитов региональных лидеров, обмен опытом и идеями в различных сферах, в том числе торговли, инвестиций, энергетики, образования и окружающей среды.
Активно развивается взаимодействие на межрегиональном уровне между США и Бразилией. В апреле 2012 года был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по поддержке сотрудничества на региональном и местном уровне, а в мае 2012 г. – меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества между американским округом Фултон (шт. Джорджия) и бразильским штатом Баия. Данный документ создает условия для развития взаимодействия в различных областях, в том числе экономической и правовой сфере, туризме, здравоохранении, образовании, культуре и др.
Развитие «нового регионализма» выступает как продолжение поиска более эффективных форм регионального сотрудничества на всех уровнях в контексте мировых связей и в рамках процесса глобализации.