ТЕНДЕНЦИИ ЗАНЯТОСТИ В США В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Н. Е. Петровская, кандидат экономических наук,
научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация.Аннотация. В статье проанализированы основные тенденции формирования рабочей силы в США в начале XXI века; возрастные, расово- этнические, гендерные особенности занятости.
Ключевые слова: рабочая сила; возрастной, гендерный, расово-этнический состав занятых, научно-инженерные кадры.
EMPLOYMENT TENDENCIES IN US AT THE BEGINNING OF XXI CENTURY
Natalia Petrovskaya
Researcher, Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. The article examines main employment tendencies at the beginning of XXI century, focusing on the formation of labor force, racial – ethnic, age, gender composition of the employed, science&engineering employment.
Keywords: labor force; racial – ethnic, age, gender composition of the employed, science&engineering employment.
Занятость населения в США в начале текущего столетия характеризуется структурным изменениями по отраслям хозяйства, профессиональной принадлежности, по возрастному, гендерному, расово-этническому составу. Серьезным испытанием для участников рынка труда стал глобальный кризис 2008-2009 гг.5 В числе особенностей этого периода стоит отметить рост численности безработных руководителей и специалистов. В наибольшей степени в этой категории безработица увеличилась среди юристов, работников правоохранительных органов, специалистов в естественных и социальных науках.
Формирование рабочей силы происходит под воздействием экономических, социальных, демографических факторов. Динамика численности рабочей силы зависит от воспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции, числа лиц в трудоспособном возрасте, распределения населения по возрастно-половым группам – женщин, мужчин, молодежи, лиц пред пенсионного и пенсионного возрастов.
Начало XXI века отмечено снижением участия американцев в рабочей силе страны – с 67,1% в 2000 г. до 63,2% в марте 2014 г.7
Показатели участия в рабочей силе существенно различаются по возрастным группам населения – от 80-83% в возрастных группах от 25 до 54-х лет до 17-18% для лиц 65 лет и старше.
С 1950 года численность рабочей силы возросла с 62-х миллионов человек до 155, 5 млн. человек - на январь 2014 г. Но в течение этого периода ее прирост по десятилетиям постоянно уменьшался: в 1970-е гг. рабочая сила возросла на 24,2 млн. человек, в 1980-е гг. – на 18,9 млн. человек, в 1990 – е гг. – на 16, 7 млн. человек, а в 2000-е гг. – на 11,3 млн.человек.10 В начале второго десятилетия отмечено дальнейшее замедление роста численности рабочей силы - за 2010-2013 гг. на 1,5 млн. человек.
По прогнозам бюро трудовой статистики, в период до 2022 года тенденция к уменьшению участия населения США в рабочей силе в целом продолжится и этот показатель снизится до 61,6%.
Наиболее проблемным сегментом занятости является молодежная. Отсутствие практического опыта работы, все более динамично меняющиеся требования к рабочей силе затрудняют трудоустройство молодежи, что свойственно не только США.
В период глобального кризиса молодежная безработица достигала 19,6 % ( 2010 г.). При этом среди чернокожих в возрасте 16-19 лет этот показатель составлял 43%, среди испаноязычных – 29%, белого населения – 22,8%, лиц азиатского происхождения – 18,4%.
Из 8,2 млн. молодых людей в возрасте 20-24 лет, которые не могли найти работу в 2013 г., 1,9 млн. человек имели диплом о высшем образовании.
Ситуация с молодежной занятостью существенно различается по штатам: наиболее высокий уровень безработицы в штатах Миссисипи (23%), Южная Каролина (22,9%), Северная Каролина (18,8%), Нью – Йорк (18,0%), наиболее низкий – в штатах Северная Дакота (7,2%), Небраска (8,9%), Южная Дакота (9,9%), Миннесота (11,0%).
По состоянию на 2102 г., участие в рабочей силе лиц 16-24-х находилось на уровне 51,2% (для родившихся за рубежом) - 55,3% (для родившихся в США). (Табл.1)
Особенно резким ожидается падение участия в рабочей силе молодежи в возрасте 16-24-х лет - до 49,6%. Среди расово-этнических групп наименьшее снижение этого показателя прогнозируется у испаноязычного населения.7
Таблица 1.
Рабочая сила США
Группы населения
|
Всего – гражданская рабочая сила, тыс. человек
|
Участие населения в рабочей силе, %
|
Численность занятых, тыс. человек
|
Всего – в возрасте 16 лет и старше
Родившиеся в США
Родившиеся за рубежом
|
154 975
129 948
25 026
|
63,7
63,2
66,3
|
142 469
119 464
23 006
|
Родившиеся в США:
- в возрасте 16-24
- в возрасте 25-34
- в возрасте 35-44
- в возрасте 45-54
- в возрасте 55-64
- 65 и старше
|
19 379
27 625
25 737
28 983
21 377
6 847
|
55,3
83
83,2
80,1
64,2
18,6
|
16 202
25 328
24 058
27 252
20 189
6 435
|
Родившиеся за рубежом:
- в возрасте 16-24
- в возрасте 25-34
- в возрасте 35-44
- в возрасте 45-54
- в возрасте 55-64
- 65 и старше
|
1 905
5 840
6 997
6 071
3 332
880
|
51,2
76,1
80,3
80,9
66,4
17,3
|
1 632
5 373
6 518
5 622
3 051
810
|
Данные по состоянию на 2012 год
Источник: [6]
Существенную роль на американском рынке труда играют иммигранты.3. Их доля в составе американской рабочей силы возрастает и составила к 2012 г. 16,1%.9 Среди американцев, родившихся за рубежом, участие в рабочей силе (66,3%) выше, чем среди родившихся в США (63,2%), но в основном благодаря более активному участию иммигрантов в возрастных группах 45-64 года. В других возрастных группах более активны на рынке труда уроженцы США. (Таблица 1)
Устойчивой рост участия женщин в рабочей силе страны в конце прошлого – начале текущего столетий привел к практически равному соотношению мужчин и женщин в занятости населения: в начале 2014 г. на женщин приходилось 49,4% всех занятых в несельскохозяйственных секторе.[7]
Однако среди занятых лиц, родившихся за рубежом, женщины составляют примерно 72%.
Другой особенностью современного рынка труда являются существенные различия в уровне участия в рабочей силе между выходцами из стран Центральной Америки (77,2%), Южной Америки (72,6%), Мексики (70,0%) из Азии (66,2%), Европы (57,5%).9
В целом состав занятого населения отличается расово-этническим разнообразием, а доля иммигрантов в рабочей силе составляет около 16%, при этом для мужчин этот показатель – 17,7%, а для женщин – 14,4%. (Таблица 2)
Из других особенностей состава занятого населения следует отметить рост занятости американцев пенсионного и пред пенсионного возрастов.
Таблица 2.
Занятость жителей США, 2012
Группы населения
|
гражданская рабочая сила, тыс. человек
|
Число занятых, тыс.человек
|
Число
безработных, тыс. человек
|
Всего – в возрасте 16 лет и старше
мужчины
женщины
|
154 975
82 327
72 648
|
142 469
75 555
66 914
|
12 506
6 771
5 734
|
Родившиеся за пределами США в возрасте 16 лет и старше
мужчины
женщины
|
25 026
14 424
10 602
|
23 006
13 342
9 663
|
2 021
1 082
939
|
Данные по состоянию на 2012 год
Источник: [6]
К апрелю 2014 г. число занятых достигло в США 145,7 млн. человек. Уровень безработицы, хотя и не опустился до предкризисного уровня 4,7% (2007 г.), 5,8% (2008 г.), но снизился до рекордно низких после глобального кризиса 6,7%. Вместе с тем для молодежи в возрасте 16-19 лет уровень безработицы остается значительно более высоким - 20,9%.7
Недостаточность, или отсутствие профессиональной, образовательной подготовки, опыта работы у этой группы требуют особых подходов к поддержке их трудоустройства. Ситуация осложняется возрастающими рисками отторжения, социальной изоляции тех, кто не смог получить работу, не учится, или потерял надежду найти новую работу после увольнения. В периоды подъема уровень безработицы среди молодежи обычно уменьшается, но остается в разы выше, чем в среднем по всем возрастным группам.
О значении, придаваемом в США вопросам молодежной занятости, свидетельствуют государственные программы, действующие в течение десятилетий. В их отсутствие молодежная безработица, отторжение рабочей силы самой молодой возрастной категории были бы еще выше.
Опыт США, например, показывает, что для повышения эффективности программ в отношении молодых работников необходимо включить в них не только профессиональное обучение, но целый комплекс мер, объединяющих трудовой опыт с общеобразовательными занятиями, с консультациями по профессиональной ориентации, наличию возможностей выбора специальностей, с поиском работы, а в ряде случаев - с помощью в социальной адаптации и выработке трудовых навыков.2
Политика повышения конкурентоспособности и трудоустройства молодых работников имеет в Соединенных Штатах длительную историю.
В условиях роста спроса на высокую квалификацию молодые работники оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении, поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы и благодаря постоянному доступу к возможностям профессионального обучения на рабочем месте.
Еще в начале 60-х годов в США пришли к осознанию того, что для молодежи из беднейших слоев и социально уязвимых этнических меньшинств риск потерять (или не найти, впервые вступив на рынок труда) работу особенно велик, поскольку они живут в таком окружении, где трудно получить соответствующее вызовам времени образование, профессиональные навыки и социальные связи в основном русле меняющегося спроса на рынке труда. В 1964 г. в рамках закона об экономических возможностях была утверждена общенациональная программа для потенциально неблагополучной молодежи из социально уязвимых групп, известная под названием «Jobs Corps». Общее руководство программой возложено на Министерство труда.
В дополнение к базовому образованию, курсам профессионального обучения в рамках программы «Jobs Corps» предоставляются услуги по поиску работы, консультации, связанные с профессиональной ориентацией; общеоздоровительные и расширяющие кругозор мероприятия, другие виды поддержки, помогающие достижению полноценной, стабильной занятости и противостоящие социальному отторжению.
Эти инициативы, обеспечивающие молодым безработным трудовой опыт, профессиональную подготовку и консультации, во многом помогают им в налаживании контакта с рынком труда.
Молодежь из малообеспеченных семей, этнических меньшинств может столкнуться с социальным отторжением, для этих людей риск потерять работу особенно велик, поскольку они живут в таком окружении, где трудно обрести образовательный уровень и получить социальные навыки, необходимые для трудоустройства в основном русле мира труда. Активная политика рынка труда для таких молодых работников должна комбинировать обучение профессиональным навыкам с консультированием по поиску работы, дополнительным образованием и другими видами поддержки, помогающей движению к занятости.
Основные навыки являются необходимым условием способности индивидов к продуктивному функционированию в качестве полноценных граждан, осознающих свои социальные права и потребности, социальные обязанности и ответственность. Получение общего образования является основой и условием достижения занятости. Общий уровень образования должен быть доступен и обязателен для всех. С одной стороны, он лежит в основе производительной и мобильной рабочей силы, с другой стороны, в обеспечении общего уровня образования реализуются социальные права и потребности граждан в достижении минимально необходимого образовательного и квалификационного уровня.4
Базовый уровень направлен на достижение всеобщего начального образования или ликвидацию неграмотности тех, кто оказался вне образовательного потока. Базовое образование является компетенцией школы, главного звена системы среднего образования.
Прочная высококачественная образовательная база, на которой должно основываться развитие навыков, приобретает решающее значение. В процессе базового образования все больше внимания уделяется развитию аналитических способностей и социальных навыков. Для повышения отдачи от вложенных в образование и обучение средств, системы подготовки строятся с учетом текущего и перспективного спроса.
Высококачественная образовательная база, развитие прочных познавательных и поведенческих навыков, способности обмениваться идеями и работать в духе сотрудничества; тесная связь между учреждениями профессионального обучения и предприятиями (через систему ученичества, либо через школы профессиональной подготовки) является основой успешного перехода от школы к работе.
При этом опыт США показывает, что программы скорее должны быть нацелены на нужды работодателя, чем ориентироваться на предложение своих услуг. Важно, чтобы системы профессиональной подготовки основывались на социальном партнерстве работодателей - конечных пользователей навыков, работников, которые получают эти навыки, и правительств, определяющих функционирование системы. Такое социальное партнерство способствует надлежащему содержанию и качеству подготовки, прозрачности и защите стандартов в оценке навыков.4
Одно из преимуществ основанного на социальном партнерстве подхода к политике профессиональной подготовки заключается в том, что это помогает более реалистично оценивать требования, предъявляемые к квалификации, и соответственно, строить систему обучения.
Все большее признание и распространение получает интегрированный подход, при котором повышение конкурентоспособности реципиентов социальных пособий (находящихся в трудоспособном возрасте) и уязвимых на рынке труда групп - молодежи, долговременно безработных, потерявших работу пожилых людей, работников-инвалидов - является политически и экономически важным компонентом общей стратегии на сдерживание распространения бедности и преодоление ее структурной неоднородности по этническому, поло-возрастным признакам.
При этом комбинация мер, противодействующих отторжению указанных групп с рынка труда, доказала свою более высокую эффективность в сравнении с отдельными программами. Например, схемы по созданию рабочих мест и субсидии оказываются результативнее, если они сочетаются с предоставлением соответствующей профессиональной подготовки, базового образования, помощи в решении социальных, бытовых, семейных проблем.
Интегрированный подход к поддержке лиц. имеющих длительный перерыв в работе и не востребованных рынком труда, предполагает также дифференцированные меры в отношении молодежи, женщин, пожилых работников, инвалидов. Учет поло-возрастных и иных факторов осуществляется одновременно с адресными мерами социальной помощи в отношении особо нуждающихся категорий населения.
Перспективным в Соединенных Штатах считается объединение целей государства и частного секторапо интеграции социально уязвимых групп в производство путем предоставления индивидуальных образовательных планов, подготовки на рабочем месте. Для этого компаниям предоставляются финансовые стимулы с тем, чтобы они принимали на работу молодых работников, бывших получателей государственных пособий и обеспечивали им обучение на рабочем месте. На федеральном уровне проведение в жизнь законодательства в сфере труда осуществляется министерством труда, Национальным управлением по трудовым отношениям, Федеральной службой посредничества и примирения, Комиссией по обеспечению равных возможностей в сфере занятости, другими ведомствами.1
Среди проблем трудоустройства молодежи, ставших уже хроническими, - относительно слабая профессиональная ориентация, недостаточная информация о состоянии рынка труда, открывающихся возможностях. Кроме того, недостаток средств в начале трудовой жизни снижает мобильность молодежи, затрудняет поиск работы в других регионах страны.
В начале 2014 г. в США насчитывалось 3,7 млн. занятых в возрасте 16-19 лет, из них 800 млрд. человек, или 22% – латиноамериканского происхождения.
Всего в несельскохозяйственном секторе работало 98,5% занятого населения. Из 116, 1 млн. занятых в частном несельскохозяйственном секторе, в секторе услуг трудились 97,1 млн.человек. В обрабатывающей промышленности число занятых падает и на март 2014 г. составляло 12,1 млн. человек – в 1,8 раз меньше, чем в сфере образования и медицинских услуг.7
Численность занятых в госсекторе сократилась в период март2013 – март 2014 гг. с 22,3 до 21,8 млн. человек.
Потребность в специалистах инженерно-технических специальностей остается высокой. В то же время предложение труда специалистов-гуманитариев по ряду направлений (в частности, юристов) превосходит спрос, что объясняется, в частности, сложившейся ориентацией на их подготовку. Под влиянием глобализации, научно-технического прогресса отмечен рост безработицы в сельском и лесном хозяйстве.
Одной из долгосрочных тенденций является рост занятости в секторах, связанных с исследовательской деятельностью, внедрением технологических новшеств. Продолжает увеличиваться спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Доля лиц со степенью бакалавра и выше в начале 2014 г. составляла 33% числа занятых. На уровне Министерства труда США растущее внимание уделяется программам подготовки рабочей силы, в том числе на региональном и отраслевом уровнях.1
Наряду с ростом общего образовательного уровня занятых, в различных отраслях экономики увеличивается занятость научно-инженерных кадров. Доля научно-инженерных кадров в общем числе занятых достигла 4,6%. Но по разным отраслям этот показатель значительно различается. По доле научно-инженерных кадров в общей численности занятых выделяются: профессиональные, научные, технические услуги – 23,6%, сектор информации – 16,6%, управление компаниями и предприятиями – 12,9%, на другом полюсе - строительство (0,9%). (Таблица 3)
Таблица 3.
Занятость научно-инженерных кадров
в различных отраслях экономики США
Отрасли
|
Занятость, всего, тыс. человек
|
В том числе научно-инженерные кадры, тыс. человек
|
Доля научно-инженерных кадров в общем числе занятых, %
|
Все отрасли
|
130287,7
|
5968,2
|
4,6
|
Здравоохранение и социальная помощь
|
17720,1
|
187,8
|
1,1
|
Розничная торговля
|
14982,7
|
50,9
|
0,3
|
Образовательные услуги
|
12683,8
|
683,5
|
5,4
|
Обрабатывающая
|
11866,5
|
887,1
|
7,5
|
Правительство (федерального, штатного, местного уровней)
|
9716,0
|
635,7
|
6,5
|
Профессиональные, научные, технические услуги
|
7768,6
|
1831,9
|
23,6
|
Оптовая торговля
|
5623,5
|
5,8
|
8,5
|
Строительство
|
5611,9
|
53,1
|
0,9
|
Финансы и страхование
|
5535,0
|
299,2
|
5,4
|
Информационная
|
2688,4
|
446,3
|
16,6
|
Управление компаниями и предприятиями
|
2003,7
|
259,2
|
12,9
|
Горнодобывающая
|
783,1
|
62,3
|
8,0
|
Финансы и страхование
|
5535,0
|
299,2
|
5,4
|
Информационная
|
2688,4
|
446,3
|
16,6
|
Управление компаниями и предприятиями
|
2003,7
|
259,2
|
12,9
|
Горнодобывающая
|
783,1
|
62,3
|
8,0
|
Источник: [8]
В 2012 г. 31% всех занятых на научно-инженерных должностях (1,8 млн. человек) приходилось на сферу профессиональных, научных, технических услуг. Далее следовала обрабатывающая промышленность с числом занятых научно-инженерных кадров 887 тыс. человек (15%). В сфере образовательных услуг было занято 11,5% общего числа занятых научно-инженерных кадров (12, 7 млн. человек), в правительственных структурах федерального, штатного, местного уровней – 11% ( 636 тыс. человек).8
Таким образом, две трети занятых на научно-инженерных должностях были сосредоточены в перечисленных выше секторах.
Число занятых на научно-инженерных должностях охватывает, в соответствии со стандартной классификационной системой, используемой федеральными статистическими агентствами, широкий круг специалистов, в том числе системных инженеров, управляющих локомотивами, двигателями судов; инженеров аэрокосмических технологий, в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, инженеров-химиков, инженеров-ядерщиков, специалистов в сфере прикладной математики, в биомедицинской сфере и др.
По оценке Бюро трудовой статистики США, к концу второго десятилетия в наибольшей степени увеличится занятость на должностях, связанных с компьютерным обеспечением, математиков (в 2010-2020 гг. – на 23,1%), в сфере науки о жизни - на 20,4%; в социальных исследованиях – на 18,5%.8 К числу специалистов, на которых растет спрос, относятся инженерные кадры – от узкоспециализированных до инженеров широкого профиля; специалисты в сфере аэрокосмических технологий, а также инженеры-строители, инженеры-геологи, механики, инженеры-энергетики, др. Среди новейших областей спроса - биомедицинская инженерия, нанотехнологии.
Вопросы подготовки специалистов в вышеперечисленных областях находятся в центре внимания правящих кругов США при участии представителей соответствующих секторов. Особое внимание уделяется производственным секторам, где уровень подготовки персонала для инновационного производства признан недостаточным. Например, в аэрокосмическом секторе среди наиболее актуальных кадровых вопросов отмечаются отставание подготовки специалистов по обслуживанию техники, в соответствии с меняющимися требованиями, старение рабочей силы, др.
Одновременно предпринимаются попытки решения кадрового обеспечения другого полюса занятости, где требуются работники с базовыми трудовыми навыками на низовые должности.
О значении, придаваемом в США вопросам труда и безработицы, свидетельствует создание целого ряда государственных ведомств на всех уровнях власти. На федеральном уровне проведение в жизнь законодательства в сфере труда осуществляется министерством труда, Национальным управлением по трудовым отношениям, Федеральной службой посредничества и примирения, Комиссией по обеспечению равных возможностей в сфере занятости, другими ведомствами.
Государство в США не только выступает гарантом соблюдения законодательно установленных нормативов в сфере труда, но и проводит активную политику повышения качества рабочей силы, ее подготовки в соответствии с меняющимися требованиями рынка, содействия трудоустройству наиболее уязвимых на рынке труда групп населения и, прежде всего безработных.