|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: http://www.usitc.gov Ведущими экспортными товарами из США в Китай в 2012 г. стали соевые бобы, гражданские самолеты и авиационные двигатели, легковые автомобили, медь и полупроводники (см. табл. 2).
Таблица 2.
Ведущие товары экспорта США в Китай
в 2005–2012 гг., млрд. долл.
Источник: http://www.usitc.gov В течение последних лет Китай является одним из самых быстрорастущих экспортных рынков США, значение которого будет только увеличиваться. За прошедшее десятилетие объем экспорта США в Китай вырос в пять раз при среднем глобальном росте в 123%. Экономические реформы в Китае являются стимулом для роста потребительского спроса на импортные товары, а с учетом величины населения (1,3 млрд. чел.) и объема накоплений в экономике уровень потенциального спроса представляется значительным. По данным Boston Consulting Group, в 2009 г. в Китае было около 148 млн. потребителей среднего класса и богатых, чей среднегодовой доход выше 60 000 юаней (9 160 долл.)2. По прогнозам, в 2020 г. данный показатель составит 415 млн. чел. Более того, в 2010 г. в Китае насчитывалось около 1,1 млн. чел. с доходом более 1 млн. долл. в год. Хотя частное потребление по отношению к ВВП в Китае уступает показателям ведущих экономик мира, уровень роста внутреннего потребления значителен. Например, в 2010 г. частное потребление по отношению к ВВП составило 35% (в США – 71%), а среднегодовой рост частного потребления в Китае в период с 2001 по 2010 г. составил 8,2%, в то время как в США – 2,1%3. Правительство Китая объявило о своих планах по стимулированию внутреннего спроса для снижения зависимости от экспортных доходов, которые являются сегодня основным фактором экономического роста. В 2008 г. было выделено 586 млрд. долл. в качестве программы экономических стимулов преимущественно под инфраструктурные проекты в западных регионах страны. Возможность Китая инвестировать в подобные проекты объясняется гораздо более низкими показателями задолженности по сравнению с другими ведущими экономиками. Например, прогноз дефицита бюджета Китае по отношению к ВВП на 2013 г. составляет 1,5%, в то время как в США – 8,5%. Прогноз показателя госдолга Китая по отношению к ВВП на 2013 г. составил 17,4%, в Соединенных Штатах данный показатель на уровне 103,8%4. В 2012 г. Китай являлся для США ведущей страной импорта, составившего 425,6 млрд. долл. По сравнению с 2011 г. рост составил 6,6%. Доля Китая среди экспортеров в США в 2012 г. составила 18,7%. В 2000 г. данный показатель составлял 8,2% и Китай находился на четвертом месте по объему экспорта в США5. Ведущими импортными позициями из Китая в 2012 г. являлись компьютеры, бытовая техника, одежда и обувь, игрушки и телекоммуникационное оборудование. На данные товарные группы приходилось около 50% объема импорта США из Китая. На протяжении 1980–1990-х гг. практически весь импорт США из Китая состоял из товаров массовых трудозатратных производств с низкой добавленной стоимостью, таких как детские игрушки, одежда и обувь, бытовая техника и электроника. В последние годы в импорте США из Китая стремительно возрастает доля высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным статистики США, в 2012 г. импорт высокотехнологичных товаров из Китая составил 141,2 млрд. долл., или 33,2% общего объема импорта из Китая (в 2003 г. данный показатель был на уровне 19,2% – 29,4 млрд. долл.). Доля Китая в общем объеме импорта США высокотехнологичных товаров в 2012 г. составила около 35,6% (в 2003 г. – 14,1%). Экспорт США высокотехнологичной продукции в Китай в 2012 г. составил 22,2 млрд. долл., или 20,1% объема экспорта в Китай (в 2003 г. – 8,3 млрд. долл., или 29,2%) и 7,3% от объема высокотехнологичного экспорта Соединенных Штатов в целом (в 2003 г. – 4,6%). Дефицит США по торговле высокотехнологичными товарами с Китаем в 2012 г. составил 119,0 млрд. долл., (в 2003 г. – 21,0 млрд. долл.). Некоторые эксперты полагают, что растущий дефицит такого масштаба является поводом для беспокойства, так как отражает растущую роль Китая как активного игрока на международном рынке высоких технологий. С другой стороны, значительную долю данного импорта составляют товары, которые лишь собираются в Китае из импортных высокотехнологичных комплектующих. Тогда как торговля промышленными товарами часто рассматривается как нечто, работающее лишь в интересах той или иной страны (с точки зрения занятости и воздействия на платежный баланс), эффект от торговли услугами и от инвестиций в этой сфере в подавляющем большинстве случаев является положительным для обеих стран. В 2011 г. экспорт услуг из Соединенных Штатов в Китай составил более 26 млрд. долл., при импорте около 11 млрд. долл. и положительном сальдо в размере 15 млрд. долл. Поставщиками услуг на китайский рынок являются основные американские банки и финансовые учреждения, юридические фирмы, страховые и туристические компании, консалтинговые компании, компании экспресс-доставки, предприятия, оказывающие медицинские услуги, и др. Все чаще в настоящее время эти компании получают разрешение на ведение операционной деятельности в Китае для реализации своих услуг потребителям на данной территории. Это открывает широкие возможности для американских компаний поставщиков услуг. К тому же США имеют быстрорастущее положительное сальдо с Китаем по торговле услугами, что, в свою очередь, позитивно сказывается на платежном балансе США. В широком смысле, рост китайского рынка услуг, особенно финансовых, имеет важное значение для интеграции Китая в глобальную экономику. Например, создание систем пенсионного и медицинского страхования граждан, современного рынка капитала поможет переходу Китая к рыночному обменному курсу юаня и будет способствовать установлению единых правил и условий для иностранных и местных компаний. Недавние потрясения на финансовых рынках могут послужить для Китая аргументом к приостановке реформы их финансовой системы. Однако финансовая система Китая на сегодняшний день нуждается в базовых преобразованиях, призванных решить проблему некоторых дисбалансов и противостоять вызовам современной мировой экономики. В исследовании Oxford Economics 2006 г. был сделан прогноз, что если устранить наиболее серьезные препятствия для роста сферы услуг в Китае, то к 2015 г. положительное сальдо по торговле услугами с Китаем увеличится до 60 млрд. долл. При этом дополнительные поступления от инвестиций США в Китай составят 7 млрд. долл., а прирост ВВП США в краткосрочной перспективе – около 0,3%, что создаст в Соединенных Штатах до 240 000 рабочих мест в секторе услуг6. За последнее десятилетие значительно вырос торговый дефицит США с Китаем. Хотя при этом импорт из Китая за 2000–2012 гг. вырос почти на 325%, а экспорт – на 582%. Дефицит увеличился за данный период почти в четыре раза – с 83,8 млрд. до 315,1 млрд. долл. В 2009 г., во время кризиса, наблюдалось значительное сокращение объемов импорта из Китая в результате падения потребительского спроса в США, что явилось причиной сокращения дефицита. В 2010–2012 гг. рост дефицита продолжился. Как видно на рис. 1, в 2012 г. размер торгового дефицита с Китаем значительно опережает показатели дефицита с другими странами (и даже некоторыми группами стран) и составляет 43,2% глобального торгового дефицита США.
Рис. 1.
Торговый дефицит США Источник: http://www.usitc.gov Сегодня кажется очевидным, что причиной огромного торгового дефицита США является Китай. Но торговая политика должна основываться на фактах. И хотя нет сомнений в том, что США покупают больше товаров из Китая, чем продают, факты все же дают более точную и комплексную картину. В настоящее время прослеживаются три ключевые тенденции в американо-китайской торговле: Во-первых, многие товары, которые Соединенные Штаты получали из Японии, Тайваня и других азиатских стран, сейчас импортируются из Китая, поскольку азиатские компании переместили туда свое экспортно-ориентированное производство. Как следствие, доля Китая в дефиците торгового баланса США выросла, хотя доля дефицита США с другими странами Азии снизилась. В 1990 г. 47,1% импорта промышленной продукции США приходилось на страны АТР (включая Китай). В 2010 г. импорт промышленных товаров из стран региона составил 42,7%. В течение данного периода доля Китая увеличилась с 3,6% до 21,4%. Другими словами, в то время как Китай становился одним из ведущих поставщиков промышленной продукции в США, относительная доля других стран АТР снижалась7. Об изменении в структуре мирового производства также свидетельствует объем импорта компьютеров в США (эта категория товаров является ведущей в импорте из Китая). В табл. 3 представлены данные по импорту компьютеров и компьютерного оборудования США по классификации NAICS в период с 2000 по 2010 г.
Таблица 3.
Ведущие страны – экспортеры компьютерного оборудования в США
в 2000–2012 гг., млрд. долл.
Источник: http://www.usitc.gov В 2000 г. Япония являлась крупнейшим иностранным поставщиком компьютерного оборудования на американский рынок с долей 19,6% от объема импорта. Китай находился на четвертом месте с долей 12,1%. К 2012 г. Япония переместилась на третье место, объем поставок в США сократился на 61% по сравнению с 2000 г., доля в американском импорте упала до 4,2%. В 2012 г. Китай стал крупнейшим поставщиком компьютерного оборудования в США с долей 62,2% от общего объема импорта данного оборудования. С 2000 по 2012 г. экспорт компьютеров из Китая в США увеличился более чем в девять раз, при этом общий объем импорта США компьютерного оборудования вырос менее чем в два раза. Во-вторых, хотя многое из того, что экспортирует Китай, производят внутри страны, значительная часть товаров только собирается из материалов и комплектующих, поставляемых в Китай из других регионов, в том числе из США. Торговая статистика говорит о том, что товары импортируются из Китая по полной стоимости, но денежные потоки это не подтверждают. В-третьих, на фоне чрезмерного внимания к растущему импорту из Китая иногда не учитывается тот факт, что, несмотря на негативное влияние глобального экономического спада на объем торговых потоков, американский экспорт в Китай также переживает бум. В каждом штате наблюдается резкое увеличение объемов экспорта в Китай (с 2000 г. рост экспорта составил почти 600%). Эти показатели отражают лишь объем товарного экспорта, а по торговле услугами США имеют значительный профицит. Соединенные Штаты заинтересованы в дальнейшем развитии экономики Китая, так как в его результате, а также вследствие роста покупательной способности формирующегося среднего класса в Китае промышленное производство США, их сельское хозяйство, а также экспорт услуг будут только расти. Как объяснил CEO Procter&Gamble Боб МакДональд, «…бизнес, который … компания ведет в Китае и других странах, обеспечивает большое количество высококвалифицированных рабочих мест в США – для инженеров, исследователей, маркетологов, финансистов и логистов. Один из пяти сотрудников P&G в США, количество которых составляет 40 000 человек, занят в международных операциях компании. Поэтому именно успех на быстрорастущих рынках, таких как рынок Китая, обеспечивает создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в США»8. Рост внутреннего рынка Китая открывает американским компаниям новые возможности для укрепления своих позиций и реализации товаров и услуг в Китае. Многие из этих товаров могут быть произведены в самом Китае. Неэффективно удовлетворять потребности заказчиков в Китае посредством экспорта из США вследствие удаленности и увеличения сроков поставок. Но даже эти товары и услуги требуют сервисной поддержки или поставок комплектующих от компаний, расположенных в США, что способствует росту занятости в Соединенных Штатах. Некоторые американские компании закрывают производства, потому что уже не в состоянии конкурировать с импортом из Китая. Они сталкиваются с серьезнейшими проблемами поддержания конкурентоспособности на международном уровне, даже при своем явном преимуществе в производительности. Прирост производительности, в свою очередь, означает уменьшение трудозатрат на производство одного и того же продукта, сокращение издержек предприятия и уменьшение количества работников. И действительно, занятость в обрабатывающей промышленности США на протяжении последних десятилетий постоянно снижалась. Это отражает выгоды повышения производительности, и данный факт имел место еще до вовлечения Китая в экономические процессы на глобальном уровне. Но неверно полагать, что производители США уступают своим конкурентам из Китая. Причины существующих проблем нельзя сводить к обострившейся конкуренции, которая приводит лишь к сокращению прибыли, но не является угрозой будущему американской промышленности. Между тем, в 2010 г. Китай стал мировым лидером по промышленному производству, обогнав Соединенные Штаты. Объем промышленного производства в КНР составил 1,923 трлн. долл., в то время как в США – 1,856 трлн. долл. Доля Китая в мировом промышленном производстве в период с 1995 по 2010 г. увеличилась с 5,2% до 18,9%. Данный прирост происходил на фоне сокращения показателя Японии и, в первую очередь, связан с переносом экспортно-ориентированного производства в Китай. Перенос компаниями других стран части своих производств и бизнес-процессов за рубеж не отражается столь же отрицательно на их торговом балансе. Возможно, дело в том, что компании США пока занимают лидирующие позиции в процессе оффшоринга. Некоторые экономисты даже предлагают рассматривать часть дефицита торгового баланса США, связанную с деятельностью ТНК, не как признак слабости, а как показатель силы американской экономики. Так, в 2002 г. объем продаж иностранных филиалов американских компаний составил около 2,7 трлн. долл., что примерно в три раза превышает объем экспорта из США. По оценке Бюро экономического анализа США, эти продажи вылились как минимум в 134 млрд. долл. прибыли материнских компаний, а это, в свою очередь, привело к увеличению рыночной стоимости их акций почти на 3 трлн. долл., что составило около 25% всей рыночной капитализации. Таким образом, вывод операций в другие страны способствовал росту благосостояния американских акционеров, а также росту конкурентоспособности американских компаний и созданию новых рабочих мест9. Цены на импортируемые США товары значительно снизились в результате роста товарооборота с Китаем. Эти ценовые изменения возникли как вследствие прямого воздействия более низких цен на товары из Китая, так и в результате снижения цен другими экспортерами товаров в США, которые были вынуждены пойти на этот шаг, чтобы успешно конкурировать с китайскими товаропроизводителями. Как результат, в 2009 г., по оценкам OEF, средний уровень цен в США мог быть на 0,8% выше, если бы программа экономических реформ Китая не была реализована. Это отражает прямую выгоду для потребителей и компаний США, увеличив их реальные доходы и прибыли на 0,8% в 2009 г. Совокупный спрос в США также увеличивается, что приводит к увеличению ВВП в краткосрочном периоде. К тому же увеличивающийся товарооборот с Китаем положительно влияет на производительность труда в Соединенных Штатах. Данный эффект был особенно заметен до 2005 г. Потребители США выигрывают дважды: во-первых, их среднегодовой доход увеличивается на тот же процент, что и ВВП; во-вторых, падает уровень потребительских цен. В совокупности покупательная способность среднестатистического американского домохозяйства увеличилась на 500 долл. в 2005 г. и на 1000 долл. в 2010 г. Тем не менее, воздействие на объем производства и занятость, особенно в краткосрочном периоде, не будет распределено равномерно по всем секторам экономики США. Степень влияния возросшего товарооборота и инвестиционного сотрудничества с Китаем на промышленные сектора экономики США зависит от двух факторов: 1) от доли конкретного сектора в экономике, 2) от того, какую часть импорта этот сектор получает из Китая. Рост товарообмена с Китаем, безусловно, явился фактором снижения занятости в промышленности США. Наиболее пострадали текстильная промышленность, производство офисного и телекоммуникационного оборудования и электротехническая промышленность. В секторе услуг, напротив, занятость выросла. Сокращение объемов выпуска промышленной продукции компенсируется за счет расширения сектора услуг, поэтому и в 2010 г. расширение торговли с Китаем положительно воздействовало на динамику ВВП США. Выход китайских производителей на мировые рынки создал жесткую конкурентную среду для американских компаний. Некоторые вынуждены были сокращать сотрудников, другие фирмы закрывали производства. Оставшиеся компании для успешной конкуренции были обязаны повышать производительность. В это же время компании сектора услуг создают новые рабочие места, хотя производительность труда в данном секторе не показала какого-либо существенного роста. Таким образом, на макроэкономическом уровне наблюдается рост производительности труда при неизменных показателях занятости в долгосрочном периоде. Снижение занятости в промышленном производстве США наблюдалось уже давно. Текущий экономический кризис вызвал спад занятости во всех секторах экономики, хотя спад в секторе промышленного производства по сравнению с предыдущими рецессиями был самым значительным. Покупка правительством Китая гособлигаций США в значительных масштабах также оказывает влияние на фондовый рынок, торговые потоки, структуру промышленности, производительность труда и объем инвестиций в НИОКР. В частности, это поддерживает высокий курс доллара США относительно юаня и других азиатских валют, сокращая продажи и приводя к увольнениям в Соединенных Штатах в экспортно-ориентированных отраслях и отраслях, конкурирующих с импортом. Экономические реформы Китая и затем увеличение объемов торговли привели к ускорению снижения показателей занятости в промышленности США, что, в свою очередь, подстегнуло сдвиги в структуре занятости по секторам экономики, которые были неизбежны в долгосрочной перспективе. Несмотря на значительный прогресс, который продемонстрировал Китая по интеграции в мировую экономику, стадия промышленного производства товаров, где КНР занимает лидирующие позиции, обычно ассоциируется с незначительной добавленной стоимостью производимой продукции и, как следствие, прибыльности. Следующие стадии, такие как научно-исследовательские разработки и инновации, наряду с низшими стадиями (маркетинг и сервисное обслуживание), являются более доходными. А потому китайские производители стремятся получить конкурентные преимущества, расширяя сферу своей деятельности на эти более прибыльные стадии Некоторые мультинациональные корпорации уже передают ограниченно функции по НИОКР, маркетингу и продажам своим китайским партнерам. Выгода для экономики США от развития торгового сотрудничества с Китаем в долгосрочной перспективе также существенна. Хотя активизация данного сотрудничества характеризуется значительным увеличением отрицательного сальдо торгового баланса США, общий эффект для экономики США, включая рост ВВП, занятости, реальных доходов и производительности труда, а также снижение цен, является положительным. В то время как эти долгосрочные выгоды оказывают влияние на макроэкономическом уровне, существует ряд проблем в промышленных секторах, чувствительных к импорту. Поэтому центральной частью политических дебатов в США является поиск компромиссного варианта между снижением временных потерь для конкретных отраслей и удовлетворением долгосрочных интересов экономики в целом. С другой стороны, проведение разумной политики в области энергетики, здравоохранения, образования, а также модернизация инфраструктуры и инновации способны дать гораздо больше для сохранения конкурентоспособности США, чем безуспешные попытки изолировать себя от Китая и мировой экономики. Китай – ведущий мировой экспортер и производитель с активно растущей экономикой. За последнее десятилетие на Китай приходилось около 20% прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Более 50% китайского экспорта и импорта осуществляют компании с участием иностранного капитала. С 2000 по 2008 г. продажи американских компаний, расположенных в Китае, выросли на 431%. При этом более 90% продаж приходилось на внутренний рынок Китая или другие страны и около 8% экспортировалось в США. Таким образом, торгово-экономические отношения с Китаем на сегодняшний день стали важнейшим элементом роста и развития экономики США и американских компаний. Литература[1] USCBC. China and the US Economy: Advancing a Winning Trade Agenda. 2011. [2] Economist Intelligence Unit, Country Data, database. [3] Bloomberg, “China’s Millionaires Jump Past 1 Million on Savings, Expansion of Economy,” June 1, 2011. [4] Economist Intelligence Unit, Country Data, database. [5] http://www.uschina.org. [6] Ibidem. [7] Morrison W. (2011). China-U.S. Trade Issues. Congressional Research Service. [8] USCBC. China and the US Economy:Advancing a Winning Trade Agenda. 2011. [9] A New Look at the U.S. Current Account Deficit: The Role of Multinational Companies, McKinsey Global Institute. 2004. P. 19. Назад |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|