ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Е. В. Исраелян,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. Статья посвящена экономической составляющей внешнеполитического курса современного правительства Канады. Растущее влияние экономического фактора на формирование политики рассматривается на примере канадо-китайских отношений, вступления Канады в Транстихоокеанское партнерство, перестройки Министерства иностранных дел страны и участия Оттавы в антироссийской кампании западных стран, связанной с украинским кризисом 2013-2014г.г..
Ключевые слова: внешняя политика Канады, российско-канадские отношения, санкции в отношении России, экономическая дипломатия, канадо-украинские отношения.
ECONOMIC DIMENSION OF CANADIAN FOREIGN POLICY
Israelyan Evgenia Viktorovna,
Leading Researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. The article examines economic aspects of Canadian foreign policy by the example of Canada-China relations, Canada’s joining the Trans-Pacific Partnership, and its sanctions measures against Russia..
Keywords: Canadian foreign policy, Russia-Canada relations, sanctions against Russia, economic diplomacy, Canada-Ukraine relations.
Вышедшая в 2013 году книга под названием «Большие перемены: сейсмический сдвиг в политике, бизнесе, культуре Канады, и что это значит для нашего будущего»[8] вызвала бурю откликов и сразу стала бестселлером. Ее авторы, блестящие канадские журналисты Дж. Иббитсон и Д.Брикер считают, что за два последних десятилетия геополитический ландшафт и структура экономики Канады коренным образом изменились. Определяющими факторами развития страны стали стремительный хозяйственный рост западных провинций, переживающих «ресурсный бум», и демографические сдвиги, вызванные иммиграционными потоками из стран АТР. Нынешняя политическая элита страны формируется на канадском Западе, а так называемые «новые канадцы», проживающие в пригородных избирательных округах южной части провинции Онтарио, составляют важную часть электората правящей Консервативной партии. На смену курсу, ориентированному на индустриальную базу центральных провинций страны, пришла установка на разработку энергетических ресурсов Запада Канады. Природные богатства западных провинций, по прогнозам, являются залогом будущего экономического процветания страны. А традиции переселенцев влияют на общественный менталитет Канады, трансформируя национальные ценности и культуру.
Эти новые ракурсы четко обозначены и во внешнеполитической сфере. По мнению Дж.Иббитсона, Канада переживает самый радикальный после окончания Второй мировой войны пересмотр внешней политики. Принципы многосторонней дипломатии, коллективной безопасности, международного права, на которых зиждилась зарубежная деятельность канадских правительств до прихода С.Харпера к власти, перестали играть решающую роль в формировании подходов. При С.Харпере внешнеполитический курс страны стал определяться экономическими интересами западных провинций и населения пригородных и аграрных районов Онтарио. На практике это означает: развитие канадо-китайских деловых связей, укрепление национальной безопасности на арктическом векторе и участие в многосторонних форумах нового поколения («Большой восьмерке», «Большой двадцатке»), взамен ООН, оказавшейся, по оценкам канадских политиков, недостаточно эффективной. Резюмируя, Дж.Иббитсон пишет, что принцип «торговля прежде всего» стал для Оттавы аксиомой, а экономическая дипломатия превратилась в приоритетное направление международной повестки дня[18].
Примат коммерческих интересов был объявлен основой внешней политики страны в Плане действий по освоению глобальных рынков, принятом Министерством иностранных дел, торговли и развития (МИДТР) в ноябре 2013 г. Для его реализации намечены четыре главных направления: выход и закрепление на наиболее значимых для страны и бизнеса внешних рынках; развитие экономической дипломатии; поиск новых инвестиционных и торговых возможностей; усиление конкурентного потенциала Канады[15].
Экономическая составляющая была преобладающей во внешней политике С.Харпера и до принятия указанного документа. Об этом свидетельствуют следующие факты: с момента прихода С.Харпера к власти в 2006 г. Оттава заключила соглашения о свободной торговле с 9 странами, а еще с 30 находится в стадии переговоров. В их числе такие крупные зарубежные рынки, как Индия, Япония. Особое значение имеет успешное завершение в октябре 2013 г. переговоров между Канадой и Европейским Союзом по двустороннему Всеобъемлющему торгово-экономическому соглашению (Comprehensive Economic and Trade Agreement – CETA) и подписание в марте 2014 г. соглашения о свободной торговле между Канадой и Республикой Корея.
Поворот к азиатским рынкам
Вектор «экономической» дипломатии Канады направлен в сторону новых экономик, прежде всего, азиатских, рост которых кардинально меняет геостратегическую ситуацию в мире и оказывает прямое воздействие на внешнеполитическую стратегию Канады. Показательно, что в перечне приоритетов МИДТР на 2014-15 г.г. расширение экономических отношений с развивающимися рынками поставлено на первое место. Формирующиеся экономики с их высоким спросом на сырье и энергоносители представляют интерес с точки зрения развития экспортных и инвестиционных возможностей Канады, а также привлечения в страну иностранного капитала. Многие ученые и политические деятели сходятся в том, что Канаде остро необходима специальная «азиатская стратегия», всесторонне учитывающая специфику региона и «козыри» Канады. К ним, прежде всего, относятся исключительно богатые природные ресурсы: страна занимает первое место в мире по добыче и экспорту урановой руды и калийной соли, второе - по производству никеля, зерновых и гидроэнергии, третье – по вывозу природного газа и бриллиантов
Толчком к активизации усилий Оттавы по освоению новых рынков за пределами североамериканского континента стало отклонение администрацией США в январе 2012 г. канадского предложения о строительстве новых сегментов трубопровода Кистоун XL (Keystone XL). Окончательное решение Б.Обамы к моменту написания статьи не принято из-за борьбы различных нефтяных лобби в США, разногласий в политической элите, протестов сторонников защиты окружающей среды. Позиция Вашингтона заставила канадцев со всей отчетливостью осознать глубину проблем, возникающих из-за полной зависимости их страны от единственного экспортного рынка. Учитывалось и другое обстоятельство. В условиях глобального финансово-экономического кризиса канадская экономика продемонстрировала более высокую степень устойчивости, чем американская. Такая ситуация делает нецелесообразной, и даже рискованной, всестороннюю «привязку» экономического роста Канады к состоянию экономики США и служит дополнительным аргументом в пользу расширения круга ее торгово–экономических партнеров.
Прежде всего, это коснулось развития канадско-китайского диалога, который был прерван из-за критики С.Харпером нарушения прав человека в КНР в первые годы после его прихода к власти. Отношения были восстановлены в ходе визитов С.Харпера в Китай в 2009 и 2012 г.г. Результаты визитов были столь внушительными, что обе стороны заявляли о «новом этапе сотрудничества» и «о стратегическом партнерстве», главным образом, в области использования канадских природных ресурсов. За последние годы государственные компании КНР вложили миллиарды долларов в разработку битуминозных песков Альберты и сланцевого газа в Британской Колумбии. Состоялось также подписание протокола об увеличении поставок канадской урановой руды в Китай.
Следуя намеченному курсу, в декабре 2012 г. канадское правительство дало «зеленый свет» двум крупнейшим в истории страны сделкам по продаже канадских сырьевых компаний. Первой была покупка китайской государственной корпорацией (Chinese National Offshore Oil Corporation –CNOOC) канадской нефтяной компании «Нексен», второе соглашение касалось приобретения малазийской государственной корпорацией «Петронас» (Petronas) канадской компании Прогресс энерджи (Progress Energy). Заключение договоренности о поглощении Нексен стало большой победой для китайской компании. Ни Канада, ни иная страна никогда прежде не продавали китайским инвесторам таких крупных активов.
О значении соглашения свидетельствовал тот факт, что С. Харпер лично объявил о его заключении на заседании Парламента 7 декабря 2012 г. Он сам провел пресс-конференцию для СМИ, продемонстрировав собственную причастность к произошедшему. Это было расценено прессой как еще одно доказательство жесткого контроля премьер-министром сферы внешней политики, где он персонально принимает все важные решения.
Отвечая противникам сделки, С. Харпер заявил, что принятые решения не следует расценивать как прецедент, и что предложения от иностранных государственных компаний о покупке нефтедобывающего бизнеса Канады будут рассматриваться только в исключительных случаях. Были введены новые, более строгие процедуры проверки и регулирования зарубежных инвестиций в канадские предприятия. В соответствии с ними иностранцы смогут владеть только миноритарными пакетами их акций. Несмотря на ужесточение правил, по прогнозам аналитиков, приток иностранного капитала в энергетический сектор Канады будет нарастать.
Заметным событием на азиатском векторе стало присоединение Канады к Транстихоокеанскому партнерству (TТП- Trans-Pacific Partnership)[1]. Для вступления в ТТП Канада была вынуждена пойти на ряд компромиссов и уступок. Речь идет, например, об изменениях в законодательстве, касающемся охраны интеллектуальной собственности. Реформа в этой области была одним из основных условий присоединения Канады к ТТП, выдвинутых Вашингтоном. Предполагалось, в частности, существенно снизить тарифы на лекарства, поступающие на канадские рынки, а также продлить сроки их патентной защиты. Скорее всего, Оттаве придется также уменьшить пошлины на импорт продукции птицеводства и молочного хозяйства, тем самым решив еще один непростой вопрос переговорного процесса. Такое обещание канадской стороны было озвучено на одной из встреч.
Отметим, что эти же вопросы оказались наиболее спорными и сложными при разработке недавно заключенного соглашения между Канадой и ЕС [2]. Канадский специалист по вопросам АТР Х.Стефенсписал, что модельное соглашение с Европой, позволившее Канаде апробировать возможные отступления и подвижки, открывает ей путь к заключению договоренности с ТТП. Льготы, предоставленные европейцам (удвоение квоты на поставки европейского сыра, продление срока на патенты защиты лекарств до двух лет) показали готовность С.Харпера отказаться от первоначальных требований ради получения экономических и политических выгод [21]. Схожая ситуация, по мнению эксперта, складывается и в контексте переговоров по ТТП.
Для принятия в ТПП канадцы умело и интенсивно лоббировали, убеждая Вашингтон в том, что подключение Канады принесет США высокие дивиденды, расширит сферу действия соглашения и откроет новые возможности для американского бизнеса и потребителей. Судя по всему, игра стоила свеч – как сообщил офис премьер-министра, речь идет о рынках, совокупный ВВП которых составляет 20,5 трлн. долл., а население – порядка 658 млн.чел [9].
Канада давно присутствует в азиатском регионе. В годы «холодной войны» она участвовала в плане Коломбо и других программах помощи странам АТР и Восточной Азии, в войне в Корее 1950-53 г.г., в операциях по поддержанию мира в Камбодже (1991-1992 г.г. и 1992-1993г.г.) и в Восточном Тиморе (1999-2002 г.г. и 2002-2005 г.г.). С 1977г. Канада имеет статус диалогового партнера АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), а в 1989 г. стала одной из создательниц АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), настойчиво продвигая инициативы по преодолению экономических и политических разногласий между членами этого форума.
Вместе с тем торгово-экономические связи Канады с государствами Юго-Восточной Азии в последнее время развивались недостаточно активно. На сегодняшний день Канада занимает лишь 9-ое место по объемам инвестиций и 13-ое – по уровню двусторонней торговли. По мнению аналитиков, Канада опоздала к «разделу пирога» на азиатском направлении. В этом убеждает и весьма болезненно воспринятый в ее политических и деловых кругах отказ руководства АСЕАН поддержать заявку Оттавы на вступление в Восточноазиатский саммит. Он был создан в 2005 г. шестнадцатью основными странами Юго-Восточной Азии, а с 2011 г. в его работе принимают участие США и Россия. Руководство АСЕАНобъяснило реакцию на запрос Канады невысокой вовлеченностью в дела региона.
Стремясь переломить тенденцию отстранения Канады от процессов экономической интеграции в ЮВА, канадское правительство энергично активизирует дипломатические усилия. В последнее время состоялась целая серия визитов в регион членов кабинета, включая самого С.Харпера и ключевых министров - иностранных дел, международной торговли и обороны. Весьма вероятно, что при стремительно растущем значении АТР в мировой геополитической повестке дня и пристальном интересе к нему США «экономическая дипломатия» Оттавы» в регионе будет набирать темпы.
Торговля прежде всего?
Международная деятельность кабинета С.Харпера расценивается многими аналитиками, в том числе и упомянутым выше Дж.Иббитсоном, как отступление от мультилатералистских принципов. Нельзя не признать, что для таких заключений есть определенные основания.
Особенно острую критику противников ослабления мультилатералистской традиции вызвал крупный внешнеполитический провал С.Харпера – проигрыш на выборах непостоянных членов Совета Безопасности ООН в октябре 2010г. Ущерб международной репутации Канады был нанесен также ее односторонним выходом из числа участниц Киотского протокола (в 2011 г.) и из Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху, особенно в Африке (в 2013г.). Наряду с этим происходит пересмотр политики финансирования Канадой международных организаций, которое предлагается сократить и направлять только на конкретные, «обоснованные цели. Одновременно закрываются многие полезные и интересные международные программы, финансируемые Оттавой.
Коммерциализацию международной политики отразила и реформа канадского внешнеполитического ведомства - в марте 2013 г. Канадское агентство международного развития (КАМР) и Министерство иностранных дел и международной торговли были объединены. Новая структура была переименована в Министерство иностранных дел, международной торговли и развития.
Произошедшая реорганизация была вызвана многими претензиями к работе КАМР со стороны правительства и экспертного сообщества. Однако главная причина перестройки внешнеполитического механизма заключалась, конечно, вовсе не в недостатках КАМР. Известно, что Агентство было отлаженным механизмом, с многолетним стажем выработки и проведения политики помощи развитию, которая получала признание в международном донорском сообществе и поддержку внутри страны. Реформа министерства еще раз подтвердила намерение правительства отодвинуть политику помощи на второй план международной повестки дня. В 2010 г. было объявлено о замораживании ассигнований программ помощи на уровне 5 млрд.долл. , а а затем был взят курс на сокращения ее объемов – в 2012 г.. эти средства были урезаны на 370 млн.кан.долл [20]. В дальнейшем намечена еще более жесткая экономия, что ограничит возможности страны эффективно действовать в данной сфере и приведет к падению ее рейтинга.
Судя по всему, меняются и приоритеты политики помощи. Как следует из внутренних документов министерства, одним из ее элементов будет создание партнерств между канадским частным сектором, предоставляющим финансирование, и неправительственными организациями, развивающихся стран, выполняющими эти проекты. В качестве основного бизнес-партнера выбраны канадские добывающие компании, о чем, в частности. свидетельствует включение в состав группы советников нового министерства одного из топ-менеджеров канадской Рио Тинто Алкан(Rio Tinto Alcan), крупнейшего в мире производителя алюминия [17]. По прогнозам аналитиков, слияние КАМР и МИТДМ приведет к тому, что программы помощи развитию будут подчинены интересам экономики и торговли.
Эксперты обращали внимание и на еще одно отличие нового внешнеполитического механизма от предыдущего – из направлений его работы и организационной структуры «выпали» такие вопросы, как гендерное равенство, охрана окружающей среды, права человека и хорошее правление. И это - дополнительный аргумент в пользу того, что экономическая дипломатия – главная составляющая внешнеполитической деятельности С.Харпера. Отметим в заключение, что именно на этом векторе С.Харпер набрал главные политические очки (СЕТА, торговые соглашения с Китаем и Кореей ), которые так нужны ему в свете предстоящих федеральных выборов 2015 г.
Экономические интересы и политические задачи в контексте антироссийских санкций
В этом разделе сделана попытка разобраться в том, чем вызваны антироссийские санкции Канады, принятые в связи с украинским кризисом 2013-14 г.г. Канада играет весьма активную роль в этой кампании западных стран: в марте 2014 ее правительство одним из первых ввело санкции против российских и украинских политических деятелей и организаций. В момент написания статьи они распространяются на 189 должностных лиц и организаций, что почти вдвое больше, чем в списке ЕС (106 названий) или США (107 наименований) [19]. Как влияют экономические интересы страны и частного бизнеса на политику Оттавы? В какой степени учитывается необходимость выполнения партнерских и союзнических обязательств? Какую роль играют внутриполитические факторы ?
После прихода к власти в 2006 г. консервативного правительства С. Харпера российско-канадские отношения были довольно прохладными. Двусторонний товарооборот находился на низком уровне: за 2011 г. он составил 2,6 млрд долл., что примерно равно объему американо-канадской торговли за день [3]. Следует также отметить разногласия по основным международным вопросам (сирийский конфликт, иранская проблема, ближневосточный узел) и не слишком интенсивные межправительственные контакты.
Вместе с тем в различных сферах российско-канадского взаимодействия наблюдались определенные позитивные моменты. Так, наметилась тенденция к росту товарооборота и инвестиций: в 2010 г. товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 51,4%, а канадские прямые инвестиции в Россию оценивались Статистической службой Канады в 4,8 млрд долл. [3].
Развивалось сотрудничество и на арктическом направлении. Несмотря на разногласия между Россией и Канадой по поводу раздела арктического континентального шельфа и статуса хребтов Менделеева и Ломоносова, интересы двух стран в Арктике нередко совпадают. В отличие от США, относящих Северный морской путь и Северо-Западный проход к субъектам международного права, Россия и Канада считают их территориальными водами прибрежных государств. Обе страны подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., чего до сих пор не сделали Соединенные Штаты. Совместная деятельность охватывает следующие сферы: телекоммуникации, строительство, сельское хозяйство, сохранение культуры и традиций коренных народов Севера, охрана окружающей среды и туризм. Кроме того, Россия и Канада – активные члены Арктического совета, контактируют в рамках «полярной пятерки» (Дания, Канада, Норвегия Россия и США). Хорошую основу для будущего взаимодействия России, Канады и других северных стран заложило Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г.
Неплохие результаты приносили и некоторые бизнес-проекты. К ним можно отнести деятельность канадских строительной и инжиниринговой компании «Эс-Эн-Си Лавалин» и золотодобывающей компании «Кинросс Гоулд», занимающей второе место в России по объемам добычи золота. Стоит также упомянуть канадскую машиностроительную компанию «Бомбардье», которая приобрела акции предприятия по производству сигнального оборудования у ОАО «Российские железные дороги», а также участвовала в создании совместного предприятия с госкорпорацией «Ростех» по производству турбовинтовых самолетов в Ульяновске. Эти контакты могут быть растогнуты в связи с событиями в Украине, приведшими к самому серьезному кризису в российско-канадских отношениях за период после окончания холодной войны.
Проблема санкций — одна из наиболее сложных проблем международного права, вызывающих научные и политические дискуссии. Международные санкции, как известно, предусмотрены Уставом Организации Объединенных Наций, членом которой является Канада, и включают принудительные меры как военного, так и невоенного характера. К числу невоенных относятся: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Санкции вводятся в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в случае угрозымиру, нарушения международной безопасности и актов агрессии [5].
В мировой практике широко используются и односторонние ограничения, которые определяются национальным законодательством. 17 марта 2014 г. в Канаде вступил в силу указ о санкциях против России, основанный на Акте об особых экономических мерах. Акт применяется в двух случаях. Во-первых, для выполнения решений или резолюций международных организаций, членом которых является Канада. Во-вторых, по рекомендации генерал-губернатора Канады, при возникновении опасности миру [16]. Поскольку санкции ООН приняты не были, канадское руководство воспользовалось вторым основанием для формирования политики. Антироссийские санкции вводились, согласно указу, «в ответ на недопустимые нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины», которые могут привести к серьезному международному кризису». В дальнейшем список мер неоднократно обновлялся и расширялся.
Российским гражданам, подпадающим под санкции, запрещался въезд на территорию Канады. Были заморожены их активы, а канадцам не разрешалось вступать с ними или с их доверенными лицами в какие-либо имущественные отношения; предоставлять им или их доверенными лицами товары, финансовые и иные услуги. Были сформулированы и некоторые исключения из правил. Так, рестрикции не распространялись: на платежи по контрактам, заключенным этими россиянами до введения санкций, при условии , что средства не предназначены для их личных нужд; на пенсии лицам, проживающим в Канаде, и пенсии канадцам, находящимся за рубежом; на трансакции дипломатических миссий, ООН, Красного Креста, Красного Полумесяца, и некоторых канадских неправительственных организаций при чрезвычайных обстоятельствах; на финансовые услуги, необходимые попавшим под санкции гражданам для получения юридических услуг; на платежи лицам, находящимся в Канаде, и канадцам – за рубежом, по кредитным соглашениям, заключенным до 17 марта 2014 г.[13]
В июле 2014г. Оттава ввела ограничения на финансовые операции с российскими банками: канадским гражданам было запрещено покупать или продавать выпущенные российскими банками новые акции, облигации и ценные бумаги со сроком обращения более 90 дней. А в сентябре срок обращения указанных финансовых документов был сокращен до 30 дней. В состав «наказанных» вошли Сбербанк, Банк Москвы, Газпромбанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Россельхозбанк.
В санкционный список попали ряд российских законодателей, чиновников, и бизнесменов, в частности: спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы С. Е.Нарышкин, глава Службы внешней разведки РФ М.Е. Фрадков, директор ФСБ А.В.Бортников, и другие. В перечень были также включены российские компании, многие из которых были связаны с именами бизнесменов Г.Н.Тимченко, братьев Ротенбергов, Ю.В. Ковальчука (ООО «Авиа Групп», ООО «Авиа Групп Норд», группа «Волга», банк «Собинбанк», ООО «Сахатранс», банк «Северный морской путь», и др.). Позднее «черный список» был расширен за счет газодобывающей компании «Новатэк», Объединенной судостроительной корпорации и авиакомпании «Добролет», а также предприятий оборонной промышленности. В их числе : «Алмаз-Антей» (разработчик средств ПВО), концерн «Калашников», производитель авиабомб, гранат и гранатометных комплексов «Базальт», концерн «Радиоэлектронные технологии», концерн «Созвездие» (производитель систем связи), НПО Машиностроения ( разработчик ракет, спутников, пилотируемых космических кораблей), «Конструкторское бюро приборостроения» (средства ПВО и стрелковое оружие).
Принудительные меры распространялись и на украинские физические и юридические лица: самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики, и их представителей, ряд компаний и структур востока Украины и крымских компаний [14].
Обмен взаимными «наказаниями» продолжается, расширяется круг и интенсивность предпринимаемых действий, а потому проведение экспертного анализа представляется, в известном смысле, преждевременным. Некоторые комментарии по поводу политики Канады в данной сфере сводятся к следующему. Во-первых, канадские санкции, подобно американским и европейским, являются секторальными, и распространяются на три сферы: финансовую, оборонную (в том числе на технологии «двойного назначения»), а также на нефтяные и газовые компании. Во-вторых, большая часть наименований (лиц, и организаций), подвергнутых санкциям, совпадает в канадском и американском «стоп-листах». Это касается банков, предприятий оборонной промышленности, энергетического комплекса. О тесном взаимодействии и координации действий с американским и европейскими партнерами при выработке линии неоднократно заявляли представители канадской администрации.
В-третьих, несмотря на многие общие позиции, списки Канады, США и ЕС, безусловно, содержат определенные отличия. Канадцы не ввели ограничений на экспорт в Россию оборудования и технологий для нефтедобывающей промышленности, что поспешили сделать США и ЕС.[7 ] Канада, так же как США, запретила въезд в Канаду бизнесменам Г.Н. Тимченко, А.и Б.Ротербергам и Ю.В. Ковальчуку, за их тесные контакты с высшим эшелоном российской власти, и включила в эмбарго принадлежавшие им компании. Однако, несмотря на давление американцев, канадцы отказались от включения в санкционный перечень двух имен - главы «Роснефти» И. И.Сечина и гендиректора «Ростеха» С.В. Чемезова. Сохраняя деловые связи с обеими структурами, канадцы преследуют собственные интересы: Роснефть владеет 30%-ной долей в проекте разработки трудноизвлекаемой нефти «Кардиум» в канадской провинции Альберта. А у «Ростеха», как отмечалось, есть совместное предприятие с канадской Бомбардье по производству самолетов в Ульяновске. Эти факты противоречат заявлениям официальных лиц Канады, в том числе ее премьер-министра, о том, что канадцы строят внешнюю политику, исходя из ценностных ориентиров, а не коммерческих задач.
В-четвертых, США прекратили поставку в Россию космических аппаратов американского производства и тех аппаратов, в которых используются американские комплектующие. Таким образом, запуски европейских космических аппаратов, содержащих американские компоненты, с помощью российских ракет-носителей теперь заблокированы [4]. Канада пока не прервала сотрудничество в области исследований космического пространства, хотя такая вероятность существует. В апреле 2014 г. вывод канадского спутника с помощью российской ракеты был отменен, но в июне аналогичный запуск двух канадских спутников был осуществлен на космодроме Ясный Оренбургской области.
Понятно, что в силу своего статуса «средней державы» и достаточно скромного уровня развития торгово-экономических связей с Россией Канада не стала, да и не могла бы быть ключевым игроком в политике экономических санкций Запада против нашей страны. Кстати, именно этот аргумент – о бросающейся в глаза полноте канадского «черного списка» - приводил министр иностранных дел Канады Дж.Бэрд для обоснования правомочности отмены санкций против двух канадских банков - «Экспобанка» и «Росэнергобанка»[19].
Основные усилия Оттавы были сконцентрированы на политико-дипломатических шагах, позволивших проявить лояльность общему курсу союзников и продемонстрировать значение украинского вектора для внешнеполитического курса Канады. Оттава приостановила свое участие в российско-канадской межправительственной экономической комиссии, которая была одним из наиболее важных каналов двустороннего взаимодействия, и бойкотировала заседания Арктического совета в Москве. Этот шаг был откровенно вызывающим, так как Канада в то время председательствовала в Арктическом совете. Делегация канадской провинции Альберта, единственная из западных представителей, отказалась от участия в Мировом нефтяном конгрессе, который проходил в Москве в июне 2014 г.
Было прекращено военное сотрудничество двух стран, предусматривавшее совместные учения, визиты и переговоры с российскими военными. Девять российских военнослужащих, находившихся в Канаде по обмену, были высланы. Кроме того, Канада расширила свое военное присутствие в Европе в рамках НАТО, разместив шесть истребителей CF-18 в Румынии, фрегат – в Восточном Средиземноморье, 75 военнослужащих – в Латвии и 50 – в Польше[10].
Тревожным событием в военно-политической сфере стал доклад, представленный комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны канадского Сената в июне 2014 г. Документ был одобрен единогласно. Сенаторы настойчиво рекомендовали правительству присоединиться к американской системе ПРО, объясняя такую необходимость усилившейся опасностью со стороны нестабильных государств, представляющих угрозу безопасности Канады.[11].Напомним, что решение об отказе от присоединения к американской ПРО было принято в 2005 г. либеральным правительством П.Мартина, после острых дебатов в парламенте и, особенно, внутри самой Либеральной партии
Добавим к этому дипломатические меры: отзыв канадского посла в РФ Дж. Кера в марте 2014 г. (вернулся в начале апреля) и высылку помощника российского военного атташе из Канады. При этом обращают на себя внимание неоправданно резкие, порой оскорбительные высказывания и заявления канадского руководства в адрес России.
Что влияет на подход Канады к украинскому кризису? Прежде всего, позиция Соединенных Штатов, главного игрока в западной санкционной кампании против России. Известно, что Канада не только согласовывает свою международную деятельность с Вашингтоном, но нередко напрямую выполняет его поручения. При этом Белый дом может перекладывать на Канаду функции, которые он сам не хочет или по каким-то причинам не может осуществлять. Так, по-видимому, происходит и в вопросе о санкциях: не получив достаточной поддержки у европейских союзников, США подали сигнал своему ближайшему и надежному партнеру.
Кроме того, у Канады есть и собственные интересы в контексте энергетического диалога между Россией и Западом. Канада обладает огромным энергетическим потенциалом и получает существенные дивиденды от продажи нефти и газа (около 14% всей экспортной выручки страны) [6 ,C.93]. Стремясь диверсифицировать торговлю этим сырьем, которое почти полностью поставляется в США, канадская правящая элита рассматривает Россию как конкурента и рассчитывает использовать санкции для вытеснения российских компаний с европейских рынков.
При формировании политики учитывается и реакция украинской диаспоры, выступающей за ужесточение санкций. Это одна из самых активных и сплоченных этнических групп Канады, насчитывающая более 1,2 млн человек (девятая по величине диаспора страны). Канада и прежде уделяла пристальное внимание развитию отношений с Украиной (первой признала ее независимость в 1991 г.), активно лоббировала в пользу ее вступления в НАТО, Добавим, что Канада была единственной из стран «большой семерки», официально признавшей голодомор геноцидом украинского народа. Более того, тогдашний министр по делам гражданства, иммиграции и многокультурности Дж. Кенни принял участие в мероприятиях по случаю 75-ой годовщины голодомора в ноябре 2008 г. С. Харпер первым из лидеров «Большой семерки» посетил Киев после отъезда из страны В. Януковича, а также приехал на инаугурацию президента П.Порошенко. Во время визита П.Порошенко в Канаду было заключено соглашение о выделении Украине кредита на 200 млн.кан.долл., и предоставлено 3 млн. в виде гуманитарной помощи.[20] Поддержка украинской диаспоры имеет особое значение для правящей Консервативной партии Канады в свете намеченных на октябрь 2015 г. федеральных выборов. Электоральная база консерваторов – канадский Запад, где позиции украинской диаспоры достаточно сильны.
Представляется, что экономические соображения играют важную, но не решающую роль при формировании санкционной политики в отношении России – российско-канадские связи отнюдь не входят в число приоритетных направлений внешнеэкономической повестки дня Канады. Большее значение в данном контексте имеют политические мотивы – демонстрация солидарности с США и ЕС, а также стремление консерваторов привлечь электорат в условиях развернувшейся предвыборной кампании. Тем не менее Оттава не может не учитывать заинтересованность канадских компаний в продолжении делового сотрудничества. Например, из-за санкций канадская компания «Бомбардье» может потерять заказ на продажу в Россию турбовинтовых самолетов общей каталожной стоимостью около 3,4 млрд дол.[12]. А российские ответные меры, по-видимому, отрицательно скажутся на объемах канадского экспорта сельскохозяйственной продукции – Россия занимает четвертое место (после США, Китая и Японии) по поставкам канадской свинины.
Помимо экономического фактора, в пользу налаживания по существу прерванного российско-канадского взаимодействия говорят еще два обстоятельства: во-первых, опыт двустороннего диалога, прошедшего испытание временем и, несмотря на имеющиеся сложности и разногласия, сохраняющего неплохой потенциал для дальнейшего развития. Во-вторых, значимость проблем Севера и Арктики для экономического развития и международной повестки обеих стран. Как отмечают канадские эксперты, в рамках Арктического совета Канада ведет себя достаточно сдержанно, стараясь не допускать чрезмерного влияния украинского сюжета на проходящие обсуждения. В этой связи хочется выразить осторожную надежду на то, что произошедшее резкое охлаждение российско-канадских отношений не будет носить характер окончательного разрыва.