ПОЛИТИКА ПРОТИВ ЭКОНОМИКИ: экономические связи США со странами Евросоюза
А. Ю. Давыдов,
ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований ИСКРАН
e-mail:
Аннотация. Украинский кризис 2014г. стимулировал развитие экономических отношений между США и странами Евросоюза. Современная структура взаимной торговли соответствует экономическому потенциалу партнеров. Высокотехнологичные продукты и новейшие услуги оказывают все большее воздействие на экономические отношения. Существуют экономические барьеры, мешающие нормальному развитию торгово-экономических отношений. Рассматриваются проблемы конкуренции в валютно-финансовой сфере
Ключевые слова: американо-европейские торгово-экономические связи, торговля США-ЕС, структура взаимной торговли, иностранные прямые инвестиции, тарифные барьеры, валютно-финансовые проблемы.
UNITED STATES AND EUROPEAN UNION: ECONOMIC PARTNERSHIP
Andrey Y. Davydov,
PhD, leading researcher,
Center for International Economic Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. Ukrainian crisis of 2014 stimulates US-EU trade and economic cooperation. Modern the structure of mutual trade is corresponding to US and EU economic and industrial potential. High technology products and services influence deeply on economic relations. There are both legal and economic barriers to normal mutual trade development. Monetary and financial problems are being discussed in the article.
Keywords: American-European trade and economic relations, US-EU trade, structure of US- EU trade, foreign direct investments, tariff barriers, monetary and financial problems.
Экономические связи США со странами Евросоюза представляют собой сложный феномен хозяйственного взаимодействия государств, входящих в крупнейшие интеграционные группировки мира (НАФТА и ЕС).
Объявленная президентом Обамой в 2013г. «перебалансировка» внешнеполитических приоритетов в сторону азиатско-тихоокеанского региона (АТР) способствовала определенной диверсификации внешнеэкономических связей США. Белый дом, в соответствие с новыми национальными приоритетами, концентрирует внимание на столько на развитии отношений с отдельными регионами, сколько на решении глобальных проблем, таких как распространение лихорадки Эбола и «российская агрессия на Украине» [1], позиционируя себя как арбитра международной стабильности.
Тем не менее, Европа и США продолжают выстраивать Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, о чем заявил Обама в своем послании Конгрессу в феврале 2013г. Конечно, процесс переговоров по созданию партнерства будет непростым, поскольку полностью состыковать интересы двух мощных политических блоков достаточно сложно.
В настоящее время двусторонние отношения регламентируются соглашениями, которые были заключены в конце ХХ и начале ХХI в. Главное из них – «Декларация отношений США и ЕС» (декабрь 1990г.). В соответствие с Декларацией экономическая кооперация между США и ЕС должна быть направлена на либерализацию взаимной торговли, усиление ее прозрачности, последовательное применение правил ВТО и ОЭСР во внешней торговле товарами и услугами. «Трансатлантическая экономическая инициатива», принятая на саммите 2005г., направлена на дальнейшее углубление кооперационных связей, создание механизмов межгосударственного регулирования финансовых рынков, снятие существующих торговых барьеров.
1. Динамика взаимной торговли США со странами ЕС
Экономические отношения между США и Евросоюзом всегда в очень большой степени определяли состояние и современные тенденции развития глобальной экономики. Динамика трансатлантических потоков товаров, услуг и капиталов отражает традиционную близость институтов внешнеэкономических связей США и Западной Европы и устойчивость сложившихся связей. В обоих регионах сохраняется высокий платежеспособный спрос на современные товары и услуги. На взаимную торговлю влияют также среднесрочные, но очень глубокие по влиянию факторы, производные от асинхронного протекания делового цикла в США и ЕС и различий в источниках их экономического роста.
США и ЕС – крупнейшие торговые партнеры. В 2013 году на долю стран Евросоюза приходилось 21% американского товарного экспорта и 20% импорта. Доля США в европейском экспорте составляла менее 20%, в импорте 11%; эти относительные показатели в 2000-2014гг. имели тенденцию к снижению. Несмотря на это, американский вектор внешней торговли является для Европы ключевым; второе место в товарообороте ЕС прочно занимает Китай (8% экспорта, 17% импорта), третье – Россия.
До начала 90-х годов ХХ века США удавалось сохранять активное сальдо в торговле с ЕС. Высокие темпы роста американского экспорта в послевоенные годы были обусловлены расширением производства в странах ЕС, которое стимулировало высокий спрос на инвестиционные товары и промышленное сырье из США. С некоторым запозданием ЕС «вписалось» в глобальную тенденцию превращения экономики США в нетто-импортера товаров иностранного производства (дефицит торгового баланса США-ЕС составил в 1980 г. 21 млрд. долл, а в 2013 г. он вырос до 83 млрд. долл). Рост дефицита во многом обусловлен уменьшением темпов роста экспорта товаров из США в Европу в отдельные периоды: в 2001-2003 и в 2008-2009гг. наблюдалось сокращение экспорта, и лишь в 2011г. удалось превысить уровень экспорта США в ЕС 2007г.[1]
В 2013г. США экспортировали в страны ЕС товаров на сумму 255 млрд. долл., а импортировали товаров на сумму 338 млрд. долл. Таким образом, дефицит в американо-европейской торговле составил 83 млрд. долл. Дефицит торгового и платежного балансов Соединенных Штатов оказывает негативное влияние на курсовую динамику американской валюты по отношению к евро.
Крупнейшими европейскими торговыми партнерами США являются Германия (экспорт США - 49 млрд. долл., импорт США – 97 млрд. долл.), Великобритания (экспорт США - 57 млрд. долл., импорт США – 51 млрд. долл.), а также Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Ирландия.
В последнее десятилетие основой торговых разногласий между США и ЕС является влияние европейской интеграции на американский экспорт. Дискриминационный характер политики Евросоюза в разной степени затрагивает различные категории американских товаров, но, по мнению Вашингтона, он усиливается по мере развития интеграционных процессов в Европе.
В прошлом, когда большинство товаров американского производства обладало значительными конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией ЕС, таможенные тарифы в Европе не могли служить препятствием для расширения американского экспорта в эти страны. Однако при сближении конкурентных позиций, различия в уровнях таможенного обложения товаров европейского и американского производства становятся препятствиями экспортной экспансии США в Европе.
В наибольшей степени это относится к промышленным потребительским товарам, в торговле которыми фактор цены сохраняет решающую роль. В определенной степени уровень таможенного обложения продолжает иметь значение для черных и цветных металлов, проката, сельскохозяйственных товаров. Именно по отмеченным товарным группам в торговле США-ЕС происходят наиболее неблагоприятные для США изменения. Одновременно у США нарастает пассивное сальдо в торговле химическими продуктами, легковыми автомобилями, текстилем, одеждой и обувью, другими товарами бытового назначения.
Анализ структуры американо-европейской торговли, если рассматривать агрегированные товарные группы, свидетельствует об ее высокой товарной симметрии. В экспорте США преобладают средства транспорта (18%), различные химические продукты (17%);, компьютеры и электроника (11%), различное оборудование, электротехника, черные и цветные металлы и прокат из них. Следует отметить, что по сравнению с 2000-м годом доля продукции общего машиностроения, электротехники и авиакосмической техники уменьшилась. Среди других экспортных товаров важные позиции занимают нефтепродукты, фармацевтика, целлюлоза, печатная продукция и др.
В импорте США из Европы также преобладают химические продукты, средства транспорта, различное оборудование (нефтегазовое оборудование, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также вина, косметика и другие товары. Среди импортных поставок из Европы важное место занимают компьютеры и электроника, металлы и прокат, деликатесные продукты питания.
Таким образом, страны Евросоюза в торговле с США выступают как партнеры, обладающие потенциалом примерно одинакового уровня. На данном этапе экономического развития сложившаяся структура товарооборота стран ЕС с США представляется фактором положительным, поскольку она способствует повышению технического уровня всех участников этой торговле на основе узкой специализации производства, кооперации и международного разделения труда.
В первом десятилетии ХХI века важнейшим направлением взаимной торговли между США и ЕС стал обмен высокотехнологичными товарами, такими как новые материалы, авиакосмическая техника, фармацевтика, информационное и коммуникационное оборудование, компьютерная и офисная техника, медицинские, высокоточные и оптические приборы.
В настоящее время США и Евросоюз уже не являются безусловными лидерами в производстве и внешней торговле высокотехнологичными товарами. Если верить статистике Национального научного фонда США наибольшее количество технологичного экспорта дает Китай: на его долю в 2013г. приходилось 23% мировых продаж наукоемкой продукции. Доли США и Евросоюза на рынках высоких технологий примерно равны – 14-15% мирового экспорта технологичных товаров [5, p. 6-29].
На первый взгляд, из этих цифр напрашивается вывод о доминировании Китая в мировой торговле технологичной продукцией. Думается, такая гипотеза была бы не совсем корректной. Несмотря на огромный прогресс Китая в производстве, массовом внедрении и коммерческом освоении новейших технологий в первом десятилетии ХХI века, КНР заметно уступает как Соединенным Штатам, так и государствам Евросоюза в объемах финансирования НИОКР и в развитии организационной инфраструктуры прикладной и фундаментальной науки.
По доле расходов на НИОКР в ВВП США заметно опережают Китай и технологических лидеров ЕС: в 2013 г. США направляли на финансирование НИОКР около 3% ВВП, Китай –2%, ФРГ – 2,7%, Франция – 2,2%, Великобритания – 1,8%. При этом суммарный ВВП указанных стран ЕС составляет не более 70% ВВП США. Большинство стран Европейского Союза тратят на НИОКР менее 1% ВВП.
Главное конкурентное преимущество США на мировых рынках высоких технологий – это эффективная институциональная система доведения научных разработок до массового производства высокотехнологичных товаров и их выхода на мировые рынки. Практическая реализация американской инновационной модели привела к тому, что экспорт авиационной и космической техники в 2012г. превысил 80 млрд. долл. Экспорт информационного и коммуникационного оборудования из США в том же году превысил 77 млрд. долл.
Для оценки инновационной эффективности хозяйственных моделей различных стран ЮНКТАД разработал «индекс инновационной способности» (Innovation Capacity Index). По состоянию этого показателя США занимают одно из первых мест в мире (индекс = 0,750). Инновационный лидер Евросоюза – Германия – по инновационной способности лишь на 20-м месте с индексом равным 0,650. Китай занимает в этом рейтинге 40-е место.
В рамках трансатлантического партнерства европейские компании активно участвуют в процессе передачи технологий в военно-промышленном сотрудничестве, и даже конкурируют за заказы американского Министерства обороны. Например, стабильную нишу на рынке государственного оборонного заказа США занимает британская компания "БАЕ Системс" (поставщик истребителей с вертикальным взлетом и посадкой "Харриер"). Поставщиком воздушных заправщиков для американских ВВС выступает франко-германский концерн EAДС. Эти явления знаменуют собой начало долгосрочного процесса интеграции военно-промышленных комплексов США и стран Западной Европы.
Возвращаясь к теме взаимной торговли технологичной продукцией между США и ЕС можно отметить, что объемы американского и европейского взаимного экспорта-импорта наукоемких товаров конце первого десятилетия ХХI века были примерно одинаковы. В 2013г. американский высокотехнологичный экспорт в страны Евросоюза составлял 67 млрд. долл., а американский высокотехнологичный импорт из ЕС был равен 65 млрд. долл.
В настоящее время США продолжают оставаться лидером в мировом производстве и торговле полупроводниками, научными инструментами, авиационной и космической техникой.
Справедливости ради следует отметить, что европейские компании занимают ведущие позиции на мировых рынках фармацевтических товаров, станков с программным управлением, атомных реакторов, некоторых других наукоемких товаров.
Основными торговыми партнерами США по наукоемкой продукции в ЕС являются Германия (экспорт США в 2013г. -16,6 млрд. долл., импорт – 10 млрд. долл.), Великобритания (экспорт США – 12 млрд. долл. импорт – 9 млрд. долл.), Франция (экспорт и импорт примерно по 10 млрд. долл.).
США являются крупнейшим внешним рынком для наукоемкой продукции из ЕС, превосходя в качестве платежеспособного потребителя любую иную страну мира. Американский рынок сегодня – это лучшее место для коммерциализации инновационного потенциала стран Западной Европы.
США в качестве технологического донора ЕС не знают себе равных, их ближайшие конкуренты - страны Юго-Восточной Азии – поставляют в ЕС или лицензированную американскими владельцами прав продукцию, или же представлены непосредственно подразделениями американских головных компаний (что может сочетаться в каждом конкретном случае).
Новая тенденция в развитии внешнеэкономических связей между США и Евросоюзом в первом десятилетии ХХI века – динамичный рост торговли различными видами услуг. В этом сегменте торговли европейские страны до 2008г. заметно опережали США. В последние годы эта тенденция меняется: в 2013г. США экспортировали в Европу услуг на 170 млрд. долл., а импортировали – на 135 млрд. долл. В настоящее время на долю США приходится около 15% мировой торговли услугами. Справедливости ради необходимо отметить, что значительная часть американского экспорта услуг – это услуги аффилированным компаниям американских ТНК в Европе.
Основными получателями американских услуг являются Великобритания, Германия и Ирландия, Швейцария и Франция.Лидерами продаж в торговле услугами с Соединенными Штатами являются те же страны.
В 2010-2013гг. среднегодовые темпы роста экспорта услуг из США в страны ЕС составляли 9%, а из стран Евросоюза в США – около 5%. Особенно высокими темпами росла международная торговля услугами в области менеджмента и консалтинга, исследований и внедрения НИОКР, а также компьютерными и информационными услугами, бухгалтерскими и аудиторскими услугами. Можно предположить, что в ближайшие годы этот сектор внешней торговли будет развиваться очень динамично.
2. Инвестиционное сотрудничество США со странами ЕС
Соединенные Штаты и Евросоюз являются крупнейшими инвестиционными партнерами. К началу 2014г. все страны ЕС вложили в американские предприятия 1,504 триллиона долл. в виде прямых инвестиций, что составило почти 60% всех прямых иностранных инвестиции (ПИИ) в американскую экономику. США к началу 2014г. вложили в страны ЕС почти 2 трлн. долл., обеспечив 50% всех ПИИ в странах Евросоюза.
Американские корпорации вкладывают свои капиталы прежде всего в таких странах, как Великобритания (487 млрд. долл. накопленных прямых американских инвестиций), Нидерланды, Люксембург, Ирландия, а также Германия и Франция.
Указанные выше страны являются крупнейшими инвесторами американской экономики. Важнейшим прямым инвестором американской экономики продолжает оставаться Великобритания. Компании Великобритании к 2014г. инвестировали в США почти 500 млрд. долл. Они активно вкладывают свои капиталы в финансовые институты, оптовую торговлю, нефтяную и химическую промышленность. Высокая степень экономической взаимозависимости между странами проявляется в том, что Великобритания занимает примерно такое же место в качестве приложения американских ПИИ за рубежом (13% американских ПИИ), какое английские инвестиции занимают в общем объеме прямых иностранных капиталовложений в США (18%).
Динамика отраслевой структуры английских прямых инвестиций в США свидетельствует об ее кардинальных изменениях в последние десятилетия. Если в начале 60-х гг. более 40% инвестиций было сконцентрировано в финансах и страховании, то в 2013 г. доля этого сектора уменьшилась до 14%. Одновременно доля обрабатывающей промышленности возросла до 25%. На обрабатывающую промышленность вместе с нефтяной приходится более 40% всех английских инвестиций.
На втором месте по объему иностранных ПИИ в США – Германия (11% общего объема ПИИ). Германия традиционно вкладывает в американскую экономику больше прямых инвестиций, чем США в немецкую экономику. Структура германских вложений свидетельствует о том, что немецкие компании активно инвестируют в американскую химическую промышленность, финансовый сектор, информационные отрасли.
Германия, наиболее интенсивно среди лидирующих европейских инвесторов увеличивала свои прямые инвестиции в США в последние два десятилетия. За этот период они возросли более чем в 20 раз, в то время как голландские инвестиции выросли в 8 раз, английские - в 17 раз. Среди фирм, значительно расширивших свою производственную деятельность в США, - БАСФ, "Байер", "Хехст", "Фольксваген", "Маннесманн", "Сименс" и другие.
Крупнейшим после Германии европейским инвестором в американскую экономику является Голландия (5% ПИИ). Значительная часть прямых капиталовложений в США осуществляется компаниями "Ройал Датч Шелл", "Юнилевер", "Филипс". В сферу деятельности "Шелл ойл" (контролируемой "Ройал Датч Шелл") входит разведка, добыча и переработка нефти и природного газа, а также производство нефтехимической продукции. Среди крупнейших владений англо-голландского концерна "Юнилевер" в США - "Левер бразерз", "Томас Дж.Линтон", "Юзен продакт" и другие.
В отличие от американских прямых инвестиций в Нидерланды, сосредоточенных главным образом в сфере финансов (более половины общего объема), основной сферой деятельности голландских компаний в США является обрабатывающая промышленность (35% общего объема прямых инвестиций) и нефтяная (15%). Из отраслей обрабатывающей промышленность выделяются химическая и машиностроение. На них приходится около 50% прямых вложений голландских компаний в американскую обрабатывающую промышленность. В сравнении с другими иностранными инвесторами в США, по объему вложений в машиностроение голландские компании уступают только японским и немецким.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что открытость американской экономики и ее динамичное развитие способствовали притоку прямых инвестиций из Европы, что положительно влияло на экономический рост в США и, соответственно, на занятость населения. Приток капиталов, кроме того, позволял удерживать ставки ссудного процента на низком уровне, что позитивно сказывалось на росте инвестиций.
Динамика европейских прямых вложений в США свидетельствует о растущей заинтересованности компаний ЕС в американском рынке, при этом все большее их число рассматривает прямые инвестиции как наиболее надежное средство закрепления на нем. Приоритетными сферами приложения европейских ТНК в ХХI стали оптовая торговля, финансовый и банковский сектор экономики, а также информационные отрасли.
3. Проблемы внешнеэкономических отношений между США и ЕС
Проблемы внешнеэкономических отношений между США и Евросоюзом не могут быть сведены к какой-то одной причине. Наряду с проблемами, в основе которых лежат структурные различия американской и европейской экономики, конфликты в сферевнешнеэкономических отношений нередко возникают из-за форм и методов поддержки Евросоюзом своих членов, отсутствия надлежащего правового регулирования в ряде отраслей, стремления партнеров усилить свои переговорные позиции политическими средствами, использованием административных процедур для сдерживания экспортной экспансии партнера, также соображениями национальной безопасности.
Комиссия Евросоюза ранжировала все препятствия на пути европейского экспорта в США по степени важности следующим образом:
· Экстерриториальность американского законодательства. Комиссия Евросоюза озабочена тем, что американское законодательство обусловливает допуск на американский рынок европейских экспортеров их отношениями с третьими странами. Речь идет о законе Хелмса-Бартона (Unusual and extraordinary threat) и о санкциях в отношении Ирана (Iran sanctions: Complete and Timely Licensing Data needed to strengthen Enforcement of Export Restrictions).
· Избирательность американской внешнеторговой политики. Законодательство США наделяет Президента страны правом определять страны и компании, которые, по его мнению, нарушают правила «справедливой торговли» в отношении американского бизнеса и принимать в их отношении ответные меры.
· Тарифные барьеры. США в полном соответствии с нормами ВТО поддерживают высокие (по мнению европейских партнеров) тарифы на ряд товаров. Тарифы на уровне 48% поддерживаются на импортируемую из Европы кожаную обувь, 32% таможенной стоимости платится при ввозе европейских шерстяных тканей. Проблемы снижения или отмены тарифов по отдельным товарам постоянно обсуждаются на двусторонних торговых переговорах, а также в рамках ВТО.
· Технические барьеры на пути европейских товаров. Под техническими барьерами Комиссия Евросоюза понимает весь комплекс мер по стандартизации, сертификации, разрешению, аккредитации, санитарному и фитосанитарному контролю, без которых допуск товаров на рынок США запрещен. Проблема в том, что процедуры получения разрешений на поставки из Европы не всегда прозрачны для экспортеров из ЕС, разделены между федеральным уровнем и штатами, и не всегда поддаются упрощению.
· Доступ на рынок государственного заказа в США. Комиссия Евросоюза усматривает наличие преференций, которые американское государство предоставляет национальным производителям в ущерб поставщикам из ЕС в нарушение норм ВТО. Американское законодательство предусматривает дифференцированные цены поставок для местных и иностранных поставщиков, льготный режим доступа на рынок для американского малого бизнеса и компаний из трудоизбыточных районов.
· Ограничения торговли и инвестиций из соображений национальной безопасности. Эти ограничения практически закрывают для европейских компаний доступ на рынок оборонного заказа США.
Администрация США была озабочена следующими торговыми барьерами ЕС, ограничивающими американский экспорт.
· Меры ограничения импорта. Озабоченность США вызывает режим ограничения импорта в Европу генетически модифицированных продуктов. США также не согласны с ограничением экспорта в ЕС калифорнийских вин (под предлогом ненадлежащего использования торговых марок), с нежеланием ЕС реализовать соглашение о льготном режиме налогообложения американской кукурузы и сорго.
· Технические ограничения на пути американского экспорта в ЕС. Европейские нормы, относящиеся к стандартизации, сертификации и обозначению продукции, сдерживают экспорт товаров из США. Так, европейский режим регулирования импорта химикатов и смесей (Regulation of the Classification, Labelling and Packaging of Substances and Mixtures) до 2008г требовал маркировать емкости, содержащие соединения никеля (и еще 896 химикатов) черепом с костями, что, по мнению американцев, отпугивало покупателей. Позднее. требования были «смягчены», американским экспортерам разрешили наносить на химикаты обозначения в виде взрывающего человека («exploding man»).
· Защита прав на интеллектуальную собственность. США недовольны высокой стоимостью патентной защиты прав на интеллектуальную собственность, которая действительно выше, чем в США.
· Барьеры на пути экспорта американских услуг. США выступают против существующих в ЕС запретов на допуск иностранных производителей в такие отрасли, как наземные услуги аэропортов и почтовые услуги.
4. Конкуренция в валютно-финансовой сфере
Появление единой европейской валюты евро в 2002г. способствовало обострению конкуренции между США и странами ЕС в валютно-финансовой сфере. В настоящее время евро является одной из ведущих мировых валют, которая опосредует наличные и безналичные расчеты в рамках ЕС, а также в отношениях с третьими странами. Евро исполняет функции резервной валюты, валюты биржевых котировок, цены контрактов, валюты финансирования и инвестирования. Сегодня евро на равных конкурирует с долларом практически во всех сегментах мирового финансового рынка.
В 2002г., после введения в наличный денежный оборот, евро стоил существенно дешевле доллара (курс составлял 0,8 долл. за 1 евро). Однако в последующие годы курс евро к доллару постоянно рос, и в 2014г. курсовое соотношение составляло уже 1,3 долл. за 1 евро.
Многие страны стали переводить в евро свои валютные резервы, соответственно возросла роль евро как мировой резервной валюты. В настоящее время около 40% мировых валютных резервов номинированы в евро и примерно 60% в долларах.
Быстрое увеличение доли евро в международных расчетах способствовало усилению конкурентных позиций континентальных финансовых центров. Такие факторы, как падение курса американского доллара в 2002-2011гг., дефицит федерального бюджета США не способствовали росту инвестиционной привлекательности американского финансового рынка. В какой-то мере ситуация, сложившаяся в американском хозяйстве в 2006-2011гг. напоминала сложнейший для страны период 70-х годов ХХ века. Разница была лишь в том, что благодаря усилиям ФРС инфляция в стране невысока, а национальный хозяйственный комплекс США базируется на фундаменте «новой экономики».
Финансовый кризис в еврозоне в 2011-2012гг. внёс существенные коррективы в позиции основных участников мирового валютного рынка. В последние годы единая европейская валюта переживает сложные времена, в то время как американский доллар начинает укрепляться.
Анализ структуры современного мирового финансового рынка показывает, что в настоящее время Соединенные Штаты доминируют на этом рынке: в марте 2014г. доля США на рынке непогашенных эмиссий международных долговых ценных бумаг составляла около 24% (6 964 млрд. долл.). На Великобританию, самого серьезного американского конкурента на мировых финансовых рынках, приходится 12% рынка (3 849 млрд. долл.). Доля других стран Евросоюза заметно скромнее – 7% (Германия, Нидерланды, Франция) и меньше.
Конечно, если суммировать все объемы непогашенных международных долговых бумаг, номинированных в евро, и сравнить их с соответствующим долларовым показателем, то доля Европы в структуре рынка будет примерно на 30% больше, чем у США. Это лишь подтверждает мысль о том, что для повышения конкурентоспособности региональных финансовых центров хороши любые пути, и введение единой валюты было правильным шагом со стороны Евросоюза.
США доминируют на мировых рынках долговых ценных бумаг финансовых посредников (паевые инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционно-банковские структуры. Именно бумаги этих финансовых институтов определяют сегодня спрос и предложение на глобальном финансовом рынке. На долю американских финансовых институтов приходится около 30% этого сегмента финансового рынка.
Динамику мирового финансового рынка сегодня все в большей степени обеспечивает торговля корпоративными ценными бумагами технологичных компаний. Рыночная капитализация таких компаний в настоящее время составляет 14,5% капитализации мирового фондового рынка, а во многих странах она существенно выше. Для первичного размещения своих ценных бумаг технологичные компании, как американские, так и зарубежные, все чаще используют торговые площадки США. Биржи США, такие как NASDAQ и Нью-йоркская фондовая биржа становятся все более популярным местом совершения сделок для технологичных компаний, которые хотят удержаться на плаву.
На долю США приходится 47% всего международного рынка корпоративных ценных бумаг (более 2 трлн. долл. в марте 2014г.); это намного больше суммарного объема корпоративных эмиссий всех стран Евросоюза вместе взятых.
На фоне рассмотренной архитектуры еврорынка вырисовывается, быть может, чрезмерно радужная картина места США в системе современных мировых финансовых потоков. На самом деле проблемы существуют. Ключевая из этих проблем - относительное снижение доли США на мировом рынке выпущенных долговых ценных бумаг. В конце 2000-го года доля американских бумаг на рынке достигала 28%, к 2007г. она сжалась до 20,9%, а в 2013г. выросла до 24% [3]. Причина этого явления состоит в том, что растет конкурентоспособность и, как следствие, рыночная доля европейских и азиатских стран. Так, за 2000 – 2012гг. доля Великобритании на рынке международных долговых обязательств выросла с 11 до 13%, доля Сингапура – с 0,16% до 3% (т. е. последняя увеличилась более чем в 18 раз) [3].
Вторая проблема состоит в том, что, несмотря на декларируемую Соединенными Штатами политику либерализации национальных финансовых рынков, зарубежным компаниям сложно пробиться на американский рынок. Сложившаяся в США система государственного регулирования рынка ценных бумаг и достаточно жесткие правила процедуры листинга на ключевых американских биржах затрудняют для нерезидентов проведение IPO в США. Так, Закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act of 1933) ввел жесткую систему регулирования выпуска ценных бумаг в обращение и запретил фальсификацию торговли ими. По закону установлены требования, в соответствии с которыми эмитент обязан обеспечить полное раскрытие информации для потенциального инвестора. Выпуск ценных бумаг становится возможным только после того, как эмитент зарегистрирует в федеральном органе заявление, содержащее оговоренную законом информацию.
Безусловно, отмеченные проблемы сдерживают процесс сближения американского финансового рынка с развивающимися рынками. Вместе с тем именно жесткость американского законодательства и высокая планка торговых площадок обеспечивает финансовой системе США ту завидную надежность, которая и привлекает на американский рынок деньги всей глобальной экономики.
В современной мировой экономике США являются основным импортером финансовых ресурсов, сбереженных для них всеми другими странами. В 2013г. на долю США приходилось 36% мирового импорта капиталов [4, p.3]. Доля стран ЕС в мировом импорте капиталов намного ниже (Италия -5,7%, Франция – 5%, Испания -4,5%; Германия является нетто экспортером капиталов). Высокий спрос на американские государственные и корпоративные ценные бумаги обеспечивается надежностью американской экономики.