ЭКОНОМИКА КАНАДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В 2014 Г.
Л. А. Немова,
Зав. сектором экономики Канады
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В 2014 г. показатели роста ВВП, уровня безработицы и государственной задолженности оставались в Канаде более благополучными, чем в других ведущих рыночных странах. Вместе с тем и здесь не оправдались надежды на ускорение роста экономики. Сохраняется нестабильность и неопределённость перспектив устойчивого подъёма. Продолжают углубляться отраслевые и региональные диспропорции. Внутриэкономическая политика ориентирована на ликвидацию бюджетного дефицита к 2015 г. Главный приоритет внешней политики – диверсификация торгово-инвестиционных связей Канады за пределами Североамериканского континента.
Ключевые слова: экономика Канады, экономическая политика правительства Канады.
CANADIAN ECONOMY AND FEDERAL ECONOMIC POLICY IN THE YEAR 2014
Nemova Liudmila Alexeevna,
Head of Section
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. The article analyzes Canada’s economic performance and the federal economic policies in 2014. Canada’s main economic indicators – the real GDP growth, unemployment rate and the consolidated government debt to GDP ratio – continue to look better than those of other major advanced economies. However, the high turbulence in the global markets and volatility of commodity prices make Canada’s economic recovery unstable and uncertain. It is characterized by growing industrial and regional imbalances. Internal economic policy is focused on eliminating the federal budgetary deficit by 2015. The Canadian government is concerned about some troubling “irritants” in its economic relationship with the USA and is trying to diversify the external trade and investment beyond the North American borders.
Keywords: Canadian economy, Economic policy of the Canadian government.
По совокупности основных показателей – темпам роста ВВП, уровням безработицы и государственной задолженности – общая ситуация в экономике Канады в 2014 г. оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах.
По темпам роста ВВП Канада в 2013–2014 гг. шла вровень с США, значительно обгоняя прочие страны «группы семи» (таблица 1). При этом рецессия 2008-2009 гг. была в США более глубокой и продолжительной, а среднегодовые темпы роста экономики в период 2000–2012 гг. были в Канаде заметно выше, чем в США – 2,2 против 1,9%.
Таблица 1.
Динамика некоторых основных экономических показателей ведущих рыночных стран и крупнейших развивающихся рынков, 2000–2014 гг.
|
2000–2012
|
2012
|
2013
|
2014*
|
Прирост реального ВВП, %
США
Япония
Страны зоны евро
Великобритания
Канада
Китай
Индия
Россия
Бразилия
|
1,9
0,8
1,4
1,9
2,2
9,4
7,4
5,3
3,6
|
2,8
2,0
–0,7
0,2
1,7
7,7
5,1
3,4
0,9
|
2,2
1,5
–0,4
1,8
2,0
7,7
4,7
1,3
2,5
|
2,1
1,6
0,7
2,7
2,1
7,4
5,2
0,4
0,8
|
Рост потребительских цен, % к предыдущему году (на конец года)
США
Япония
Страны зоны евро
Великобритания
Канада
Китай
Индия
Россия
Бразилия
|
2,5
–0,3
2,1
2,3
2,1
2,4
6,6
12,2
6,6
|
1,9
–0,1
2,2
2,7
0,9
2,5
7,3
6,6
5,8
|
1,2
1,6
0,8
2,0
0,9
2,5
6,4
6,5
5,9
|
2,2
2,3
0,6
1,6
2,4
2,6
5,5
6,2
6,5
|
Платёжный баланс, % ВВП
США
Япония
Страны зоны евро
Великобритания
Канада
Китай
Индия
Россия
Бразилия
|
–4,3
3,2
–0,2
–2,0
0,4
4,7
–1,0
8,5
–1,0
|
–2,7
1,1
1,0
–3,8
–3,4
2,3
–5,4
3,7
–2,4
|
–2,4
1,1
1,4
–2,9
–3,0
2,1
–5,3
2,6
–3,7
|
–2,3
1,5
1,6
–2,5
–2,5
2,0
–4,9
1,8
–3,4
|
* - прогноз.
Источник: Bloomberg, Scotiabank Economics
В 2013 г. ВВП Канады увеличился на 2% и составил более 1,83 трлн. долл. США (по текущему обменному курсу). В то же время в странах еврозоны суммарный ВВП уменьшился на 0,4% после сокращения на 0,7% в 2012 г. На фоне повторной рецессии, происшедшей в большинстве европейских стран в предшествующие два года, в 2014 г. в «небольшом плюсе» находились Германия, Великобритания и Франция.
«Состояние здоровья» государственных финансов в Канаде лучше, чем в других ведущих рыночных странах, за исключением Германии. Правительство Канады предполагает достичь профицитности федерального бюджета уже в 2015 г. и затормозить рост государственного долга. (При этом его объём будет продолжать расти за счёт задолженности, накапливаемой на уровне субъектов федерации). Все остальные ведущие рыночные страны, за исключением Канады и Германии, обременены большими бюджетными дефицитами и растущими накопленными долгами. В начале 2014 г. дефицит федерального бюджета составлял в Канаде менее 0,3% ВВП, по сравнению с 5,9% в среднем по группе семи ведущих рыночных стран. По оценкам аналитиков, технически правительство Канады могло сбалансировать расходы с доходами уже в этом году, но, вероятно, «оставляет хорошие новости до начала предвыборной кампании»[1]. Очередные всеобщие парламентские выборы должны состояться в Канаде 19 октября 2015г.
В прогнозах ведущих аналитических центров относительно роста ВВП Канады в целом за 2014 г. наблюдается большой разброс показателей – от 1,9 до 2,4%. И вновь речь идёт о неопределённости перспектив устойчивого подъёма. Как отмечают аналитики, «в посткризисном оживлении экономики развитых рыночных стран уже было несколько фальшстартов, но устойчивый подъём так и не начался»[2].
Факторы и перспективы роста экономики Канады в 2014-2015 гг.
Реализация относительно менее оптимистичных сценариев хозяйственного развития и прирост ВВП по итогам 2014 г. менее чем на 2,1%, вероятны по нескольким причинам, как внутреннего, так и внешнего порядка.
Неустойчивый характер восстановления деловой активности, ухудшение ситуации на рынке труда и высокий уровень задолженности населения продолжают тормозить рост потребительского спроса. Ожидается, что в целом за 2014 г. потребительские расходы могут увеличиться на 2,0-2,3%. В период 2000–2012 гг. среднегодовой прирост ВВП был намного выше и достигал 3,1% (таблица 2).
Таблица 2.
Динамика основных показателей развития экономики Канады, 2000–2014 гг., % к предшествующему году
|
2000–
2011
|
2012
|
2013
|
2014*
|
Реальный ВВП
|
2,2
|
1,8
|
2,0
|
2,1
|
Потребительские расходы
|
3,1
|
1,9
|
2,4
|
2,3
|
Инвестиции в секторе жилой недвижимости
|
4,0
|
5,6
|
– 0,3
|
– 0,7
|
Частные инвестиции
|
3,6
|
4,7
|
0,4
|
0,4
|
Государственные расходы
|
3,2
|
– 0,4
|
0,3
|
– 0,3
|
Экспорт
|
0,6
|
1,6
|
2,2
|
3,5
|
Импорт
|
3,5
|
2,9
|
1,1
|
0,6
|
Прибыли корпораций до
вычета налогов
|
6,3
|
–2,7
|
–1,7
|
9,5
|
Промышленное производство
|
0,3
|
1,2
|
1,8
|
3,3
|
Занятость
|
1,5
|
1,2
|
1,3
|
0,7
|
Уровень безработицы (% от численности рабочей силы)
|
7,1
|
7,2
|
7,1
|
7,0
|
Индекс цен на потребительские товары и услуги
|
2,1
|
1,5
|
0,9
|
2,1
|
Платёжный баланс (млрд. долл.)
|
1,9
|
– 62,1
|
– 60,3
|
– 48,2
|
Торговый баланс (млрд. долл.)
|
41,0
|
– 11,9
|
–7,3
|
8,1
|
Баланс федерального бюджета
(млрд. долл.)
|
– 3,3
|
– 25,0
|
– 13,8
|
– 3,6
|
Баланс федерального бюджета,
% ВВП
|
– 0,1
|
– 1,4
|
– 0,7
|
– 0,2
|
* - прогноз
Составлено по: Scotiabank Global Economic Research. Global Forecast Update, May 30, 2013, p. 5. August 28, 2014, p.5. http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf
Ситуация на рынке труда в 2014 г. изменилась в худшую сторону. Показатели безработицы в среднем по стране в посткризисный период «зависли» на уровне 7–7,1%. В центральном регионе они заметно выше, а в Атлантических провинциях доля безработных в составе экономически активного населения достигает 9-10% и более (таблица 3). Прогноз роста занятости в 2014 г. – всего 0,7%. Это вдвое ниже среднегодовых темпов в период 2000–2012 гг., составлявших 1,5%. Из созданных в 2013 г. новых рабочих мест более трёх четвертей пришлось на одну Альберту! Эксперты с тревогой отмечают, что вакансии, появляющиеся в прочих регионах, как правило, рассчитаны на частичную или временную занятость[3]. Весьма тревожный индикатор неблагополучного состояния рынка труда, да и всей экономики – снижение уровня экономической активности трудоспособного населения практически везде, кроме Альберты. Иными словами, растёт доля граждан, которые не нашли работу после длительных попыток трудоустроиться и отказываются от дальнейших активных поисков. По этой причине они уже не регистрируются статистикой в качестве безработных. В результате, увеличиваются масштабы скрытой безработицы, тогда как её официальные показатели могут и не указывать на реально происходящее ухудшение ситуации в области занятости.
Таблица 3.
Уровень безработицы в провинциях Канады, % от общей численности рабочей силы, в среднем за год
|
Годы
|
Провинции
|
2009
|
2000–2012
|
2013
|
2014*
|
Ньюфаундленд
|
14,9
|
14,8
|
11,4
|
11,9
|
Остров принца Эдуарда
|
11,7
|
11,3
|
11,5
|
11,3
|
Новая Шотландия
|
9,2
|
8,8
|
9,0
|
9,0
|
Нью-Брансуик
|
10,1
|
9,5
|
10,4
|
10,0
|
Квебек
|
8,3
|
8,2
|
7,6
|
7,7
|
Онтарио
|
7,5
|
7,1
|
7,5
|
7,4
|
Манитоба
|
5,4
|
5,0
|
5,4
|
5,6
|
Саскачеван
|
5,9
|
5,0
|
4,0
|
4,0
|
Альберта
|
5,1
|
4,8
|
4,6
|
4,5
|
Британская Колумбия
|
6,9
|
6,7
|
6,6
|
6,3
|
Канада
|
7,5
|
7,1
|
7,1
|
7,0
|
* - прогноз
Составлено по: Royal Bank of Canada. RBC Economics. Provincial Outlook. September 2014. http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html, http://www.rbc.com/newsroom/_assets-custom/pdf/20140911-provfcst.pdf
На фоне наблюдающегося в большинстве провинций застоя в динамике заработной платы, в 2013 и 2014 гг. – впервые за два последних десятилетия – сокращались инвестиции в секторе жилой недвижимости. Этого не происходило в Канаде даже во время недавней рецессии. Среднегодовой прирост таких инвестиций в предшествующие десять лет составлял 4,2%. В 2014 и 2015 гг. ожидается снижение расходов в жилищном секторе на 1% и уменьшение численности строящихся домов и квартир примерно на 10% в год. Это неизбежно становится тормозом для роста строительной индустрии, а также некоторых промышленных производств.
Эксперты МВФ и ОЭСР уже несколько лет предупреждают о том, что рынок жилья в Канаде «перегрет» и при медленном росте доходов населения в больших городах произойдёт обвал цен и резкое сокращение масштабов строительства. Однако в Канаде такого обвального падения не ожидают. Здесь были и остаются весьма строгими правила ипотечного кредитования, уровень задолженности населения по жилищным кредитам находится в разумных пределах и в последние три года снижается. Кроме того, зарубежные эксперты не учитывают ещё одно, весьма существенное обстоятельство. Дело в том, что в последние несколько лет самыми массовыми покупателями жилой недвижимости в крупнейших городах стали состоятельные иммигранты из стран Азии (Китая, прежде всего) и Ближнего Востока. Однако в начале 2014 г. в Канаде ужесточили режим приёма иммигрантов и предоставления гражданства, а, главное, на неопределённый срок приостановили действие инвесторской программы, позволявшей покупателям дорогой жилой недвижимости быстро и в обход обычных процедур получать вид на постоянное жительство. Примечательно, что в китайских средствах массовой информации одобрительно отозвались об этих решениях, отметив, что они «послужат препятствием для коррупции в Китае»[4].
Совокупные государственные расходы в 2013г. увеличились всего на 0,3%. В 2014 г. они уменьшились на те же 0,3%, поскольку на федеральном уровне и в регионах принимаются меры по сокращению бюджетных дефицитов. Таким образом, после 2011 г. государственные ассигнования перестали использоваться в целях стимулирования роста экономики Канады.
Важно учитывать, что в децентрализованной канадской федерации порядка 60% государственных расходов приходится на власти субнационального уровня. До 2009 г. большинство провинций имели сбалансированные бюджеты. После рецессии дефицита нет только у одной из них. Завершив антикризисные проекты, большинство провинций теперь уже не располагают средствами для поддержки роста экономики. Не случайно авторитетные эксперты обращаются с призывами к федеральному правительству «не добиваться достижения бюджетных профицитов любой ценой», а срочно начать реализацию проектов по уже объявленному в прошлом году плану развития производственной и транспортной инфраструктуры. По мнению бывшего главы ЦБ Канады Д.Доджа, это – «лучшее, что на данной стадии может сделать правительство для оживления деловой активности», при большой недогрузке производственных мощностей, высокой безработице и низких процентных ставках[5].
Ранее предполагалось, что подъём деловой активности в 2013 и 2014 гг. будет поддерживаться за счёт продолжающегося роста частных инвестиций. В 2011 г. их объём увеличился весьма существенно – на 13%. В 2012 г. последовал вполне солидный прирост на 4,7%, причём основную роль в этом сыграли инвестиции нефтегазовых и горнодобывающих компаний. Однако затем, в условиях ухудшения глобальной хозяйственной ситуации, а также снижения спроса и цен на многие виды сырьевых товаров эти компании сократили свои инвестиционные планы. В 2013 и 2014 гг. «анемичный», как его оценили эксперты, рост инвестиций в предпринимательском секторе составил всего 0,4% в год. Это – худшие показатели за весь период после выхода канадской экономики из рецессии в середине 2009 г. Впервые с тех пор свои инвестиционные планы «урезали» компании горнодобывающих отраслей, оптовой и розничной торговли.
Капиталовложения продолжают динамично расти в нефтегазовой промышленности, а также в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, системы газоснабжения, водоснабжения, канализации и т.п.), в сфере транспорта и складского хозяйства.
В том, что касается внешних движущих сил хозяйственной активности, то по-прежнему нет уверенности в том, что существенно повысится и станет устойчивым спрос на канадский экспорт. А этот фактор весьма важен для относительно небольшой и «открытой» (весьма зависимой от внешнеторговых и инвестиционных связей) экономики. До кризиса 2008–2009 гг. экспорт достигал почти 30% ВВП Канады, и при этом около 25% всех производимых товаров и услуг предназначалось для американских рынков. В начале 2014 г. экспорт товаров в США, по оценкам министерства финансов Канады, примерно на 40 млрд. долл. «не дотягивал» до прежнего высокого уровня. И только в середине года – спустя шесть лет после окончания рецессии – этот уровень был, наконец, достигнут.
Некоторые надежды возлагаются на то, что конкурентоспособность канадских промышленных товаров возрастёт благодаря существенному снижению курса национальной валюты. В 2009-2012 гг. канадский доллар удерживался примерно на уровне паритета с долларом США, что отрицательно сказывалось на экспортном потенциале обрабатывающих отраслей. Во второй половине 2013 и в 2014 г. наблюдалось падение курсов валют во всех странах с большим ресурсным сектором. В силу внешних и внутренних факторов курс канадского доллара упал до самых низких значений за последние пять лет. Предполагается, что в 2014–2015 гг. он будет колебаться в пределах 85-92 долл. США. Многие эксперты, включая главу ЦБ Канады, считают такое снижение благоприятным для национальной экономики[6].
Отраслевые и региональные диспропорции продолжают углубляться
В Канаде сохраняется крайняя неравномерность в динамике развития ресурсных отраслей и обрабатывающего сектора. В свою очередь, это ведёт к дальнейшему углублению региональных диспропорций. По данным национального Статуправления, в 2013 и первой половине 2014 г. почти весь прирост ВВП пришёлся на регионы с сильным ресурсным сектором и, в первую очередь, на «нефтегазовую провинцию» Альберта[7]. Здесь, а также ещё в двух богатых ресурсами провинциях темпы реального роста экономики составляли 4% и более, тогда как в центральном промышленном регионе – провинциях Онтарио и Квебеке – они заметно уступали средненациональным показателям (таблица 4). Ещё хуже была ситуация в небольших провинциях Атлантического региона.
Таблица 4.
Рост реального ВВП в провинциях Канады, %
|
Годы
|
Провинции
|
2009
|
2000–2012
|
2013
|
2014*
|
Ньюфаундленд
|
–10,2
|
2,8
|
7,9
|
0,9
|
Остров принца Эдуарда
|
–0,1
|
1,8
|
1,4
|
1,3
|
Новая Шотландия
|
–0,1
|
1,6
|
0,8
|
1,6
|
Нью-Брансуик
|
–0,3
|
1,3
|
0,0
|
0,9
|
Квебек
|
–0,3
|
1,8
|
1,1
|
1,7
|
Онтарио
|
–3,6
|
1,9
|
1,2
|
1,9
|
Манитоба
|
0,0
|
2,3
|
2,2
|
2,0
|
Саскачеван
|
–3,9
|
2,1
|
4,8
|
2,2
|
Альберта
|
–4,5
|
3,2
|
3,9
|
3,9
|
Британская Колумбия
|
–1,8
|
2,5
|
2,0
|
2,1
|
Канада
|
–2,5
|
3,0
|
2,8
|
2,7
|
* - прогноз
Составлено по: Royal Bank of Canada. RBC Economics. Provincial Outlook. September 2014. http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html
Главная причина вялой хозяйственной активности в большинстве провинций – продолжающиеся процессы эрозии многих обрабатывающих производств. Конкуренция со стороны более дешёвого импорта из Азии и Латинской Америки не ослабевает, а частичный «решоринг» (т.е. возврат производства из-за рубежа), осуществляемый американскими ТНК, не распространяется на канадские звенья выстроенных ими глобальных производственных цепочек.
По уточнённым данным, доля обрабатывающих производств в ВВП Канады, упавшая с 17,8% в 2002 г. до 12,8% в 2010 г., продолжает снижаться и достигла отметки в 12% в 2012 г.
В этом плане особенно показательна ситуация в автомобилестроении, которое вместе со смежными производствами (текстиля, металлов, искусственной кожи, пластмасс, приборов и т.п.) составляет базовый комплекс в обрабатывающем секторе Онтарио – крупнейшей по масштабам экономики и численности населения провинции. До кризиса Канада занимала четвёртую позицию в мире по выпуску легковых и грузовых автомобилей. В 2013 г. страна оказалась на 10-м месте, притом что 80% легковых автомобилей, выпускаемых канадскими предприятиями интегрированного североамериканского автопрома, предназначено для поставок в США. В посткризисный период «большая тройка» свела до минимума инвестиции в Канаде, тогда как в Мексике в отрасль было вложено около 6,5 млрд. долл. [8]. В период с 2010 по 2013 г. в течение трёх лет канадские предприятия не получали от головных компаний никаких инвестиций, и только в 2012 г. «Дженерал моторс» вложила 180 млн. долл. в расширение производственных мощностей.
Несмотря на происшедший в США в 2013 г. рост продаж автомобилей, поставки из Канады упали на 4%. Руководители корпораций «Крайслер» и «Дженерал моторс» откровенно дали понять правительству Канады и властям провинции Онтарио, что не только строительство новых предприятий, но и судьба уже действующих находится под вопросом, поскольку в Канаде «слишком высоки» издержки на рабочую силу, а власти не готовы предоставить такие же льготы, какие обещаны в штатах Мичиган и Кентукки[9].
Ключевую роль в посткризисном росте канадской экономики играет ресурсный сектор. В 2013 г. в большинстве отраслей горнодобывающей промышленности и цветной металлургии из-за снижения глобального спроса и цен сокращались объёмы экспорта, прибылей и инвестиций. В 2014 г. производство начало постепенно восстанавливаться. Главным же локомотивом роста остаётся топливно-энергетический сектор и, в первую очередь, нефтегазовая промышленность.
По объёмам добычи сырой нефти, включая обычную и битуминозную нефть, Канада занимает 3-е место среди стран, не входящих в ОПЕК и 7-е место в мире. По данным Международного энергетического агентства (International energy agency, МЭА), в 2012 г. здесь добывалось 3,8 млн. баррелей в день (б/д), по сравнению с 10,7 млн. в России, 9,2 млн. в США, 2,9 млн. в Мексике, 2,2 млн. в Бразилии[10].
Разведанные месторождения «нефтяных песков» обеспечивают Канаде третье место в мире среди стран, обладающих крупнейшими источниками нефти – после Саудовской Аравии и Венесуэлы. С начала 2000-х и до 2012 г. инвестиции в разработку нефтяных песков росли чрезвычайно быстро, причём зарубежные инвестиции до недавних пор составляли более половины суммарных вложений. В результате объёмы производства битуминозной нефти за последние пять лет выросли в два с лишним раза и в дальнейшем будут увеличиваться опережающими темпами по сравнению с добычей обычной нефти.
По прогнозам МЭА, к 2030 г. объёмы добычи нефти в Канаде могут составить порядка 5,7 млн. б/д. На первое место в мире уже к 2015 г. выйдут США. Предполагается, что объём добычи здесь достигнет 11,5 млн. б/д в 2020 г. и будет сохраняться на этом уровне до 2030 г. Россия переместится на третье место, постепенно снизив добычу нефти до 9,9 млн. б/д в 2020 г. и 9,6 млн. б/д в 2030 г.
Прогноз Канадской ассоциации производителей нефти по её добыче в 2030 г. составляет 6,7 млн. б/д, а это 1 млн. превышает оценки МЭА. Однако и в том, и в другом случае отмечаются два необходимых условия осуществления прогнозов – наличие рынков сбыта и соответствующей инфраструктуры для транспортировки.
Реализация мегапроектов по освоению месторождений нефтяных песков в Канаде изначально была связана с планами создания единого Североамериканского энергетического рынка. До недавних пор предполагалось, что добываемая в Альберте битуминозная нефть будет отправляться главным образом на экспорт в США. «Беспрепятственный доступ Соединённых Штатов Америки к энергетическим ресурсам Канады» – таков главный пункт соглашения ФТА, позднее ставший составной частью соглашения НАФТА. И 25 лет назад таков был главный мотив для заключения американской стороной договора о свободной торговле с Канадой[11]. Теперь же в результате «сланцевой революции» и внедрения новых технологий добычи США намереваются через несколько лет полностью обеспечить свои потребности в нефти, а со временем и экспортировать углеводородные энергоносители.
Что касается канадской нефти, то, вероятно, что уже в скором времени она станет не нужной на американских рынках в растущих объемах. И именно этим, прежде всего, а не вдруг обнаруженной «особой экологической опасностью» добычи и перекачки битуминозной нефти, объясняется многократный перенос принятия решения о строительстве трансграничного участка нефтепровода Keystone XL. Супернефтепровод проектировался в расчёте на перекачку порядка 830 тыс. баррелей нефти в день из районов добычи в Альберте до перерабатывающих заводов в Техасе. Процесс принятия решения по трансграничному участку растянулся на шесть с лишним лет, хотя обычно такого рода проекты утверждались не позднее чем через полтора года. В середине 2014 г. стало понятно, что, скорее всего, ныне действующая администрация Б.Обамы не будет возвращаться к этому вопросу до проведения в США очередных президентских выборов.
Бывший посол Канады в США и в прошлом активный участник переговоров по НАФТА Д.Бёрни заявил, что бездействие администрации Б.Обамы и отказ принять решение по завершению строительства нефтепровода напрямую нарушает положения договора НАФТА. В настоящее время Д.Бёрни, как и бывший премьер-министр Канады Б.Малруни, стали энергичными лоббистами расширения экспорта нефти и газа в Китай и другие страны Азии. «Наилучшим ответом со стороны Канады был бы выход на новые рынки сбыта для наших энергоносителей. Только это привлечёт внимание в Вашингтоне. До тех пор, пока они удерживают монопольные позиции по отношению к нашим ресурсам, они будут продолжать вести себя так, как делают это сейчас» – заявил Д.Бёрни на пресс-конференции в конце апреля[12].
Подписание самого крупного в истории (400 млрд. долл.), долгосрочного контракта на поставки природного газа в Китай из России произвело шоковый эффект в Канаде. По оценкам экспертов, это кардинальным образом изменило ситуацию в газовой промышленности не только в Канаде, но и на мировых рынках сжиженного газа[13].
Курс на диверсификацию внешнеэкономических связей
На проводимых в Канаде бизнес-форумах и в серьёзных публикациях по актуальным проблемам экономической политики теперь уже постоянным рефреном стало признание необходимости диверсифицировать внешнеэкономические связи, развивать отношения на основе принципов свободной торговли с возможно более широким кругом стран.
До недавнего времени, Канада, помимо главного для неё договора НАФТА, имела соглашения о взаимной либерализации торгово-инвестиционных режимов только с несколькими небольшими государствами, не относящимися к числу ведущих рыночных стран. Поэтому в Оттаве считают большим достижением подписание в октябре 2013 г. принципиальной договорённости заключить Всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение между Канадой и Европейским союзом (СЕТА)[14]. По мнению же критиков, правительство поторопилось объявлять об успехах. Хотя переговоры ведутся уже шесть лет, в середине 2014 г. работа над окончательным текстом соглашения СЕТА была ещё далека от завершения. Затем должна последовать подготовка документов для ратификации и собственно процесс ратификации всеми странами-участницами, а также провинциями Канады.
В марте 2014 г. благополучно завершилась, наконец, драматичная история с соглашением о свободной торговле между Канадой и Кореей. Переговоры между двумя странами начались ещё в 2005 г. и длились около 10 лет с перерывом. В 2011 г. намечался их заключительный этап. Но тогда аналогичные переговоры с Кореей начали Соединенные Штаты, и по «наработанным с Канадой шаблонам» соглашение было быстро подписано. Переговоры же с Канадой правительство Кореи, «утратив интерес к менее крупному рынку», приостановило. В результате объёмы канадского экспорта в Корею упали, по оценкам экспертов, примерно на 1,5 млрд. долл. в год. В 2012 г. Канада поставила в Корею товаров и услуг примерно на 3 млрд. долл., а корейский экспорт в Канаду превысил более 6 млрд. долл. В связи с возросшей конкуренцией со стороны американских производителей, в Канаде не рассчитывают на быстрое сокращение дисбаланса в торговле с Кореей. Тем не менее, правительство С. Харпера считает соглашение с этой страной весьма важным, с точки зрения дальнейшего выхода на рынки других азиатских государств, в частности, Японии[15].
Многие в бизнес-ообществе и политических элитах Канады считают, что важнейшим направлением развития торгово-инвестиционных связей должен быть Китай. До прихода к власти в 2006 г. Консервативной партии связи между двумя странами развивались по нарастающей. Но затем из-за резкого охлаждения отношений по причинам политико-идеологического характера, в Китае была приостановлена реализация уже подписанных контрактов и договорённостей. С.Харпер, став премьер-министром, дважды проигнорировал официальные приглашения посетить Китай, до 2009 г. неоднократно допускал острые критические замечания в адрес китайского руководства по поводу нарушения принципов демократии и прав человека. На парламентских слушаниях по вопросам внешней политики, в ходе которых обуждались проблемы в отношениях с Китаем, С.Харпер заявил, что правительство Канады «не поступится принципами в угоду всемогущему доллару». Однако в период глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики правительство консерваторов под давлением влиятельных группировок канадского бизнеса предприняло беспрецедентные усилия для восстановления между двумя странами «отношений стратегического партнерства», налаженного в прежние годы правительствами Либеральной партии. В течение 2009–2012 гг. премьер-министр Канады трижды посетил Китай с официальными визитами. В феврале 2012 г. было подписано несколько крупных торговых и инвестиционных контрактов, а также общее соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций. В течение того года был заключён (и утверждён канадским правительством) ряд сделок по приобретению китайскими госкорпорациями крупных активов в нефтегазовой отрасли[16].
В то же время в Канаде сильны позиции противников значительного расширения торгово-инвестиционных связей с Китаем и, в особенности, «массированного проникновения» гигантских госкорпораций в ресурсные и иные отрасли национальной экономики. Так, соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций канадская сторона до сих не ратифицировала. С 2013 г. вступили в силу более строгие правила проверки инвестиционных сделок с участием иностранных государственных компаний. В сфере добычи нефти из битуминозных песков им разрешено покупать только такие по величине активы, которые не обеспечивают контроля над предприятием (или месторождением). Следствием этого стало резкое сокращение в 2013 и 2014 гг. китайских инвестиций в нефтегазовый сектор Канады.
Летом 2014 г. канадские СМИ широко растиражировали материалы о случаях промышленного и военного шпионажа со стороны Китая. Вскоре после этого в Китае были арестованы канадские предприниматели по обвинению в промышленном шпионаже. В канадских средствах массовой информации были опубликованы выдержки из отчётов Канадской службы безопасности и разведки (КСБР), в которых указывалось, что «зарубежные госкомпании, имеющие связи с разведслужбами и правительствами своих стран, стремятся получить контроль над стратегическими секторами канадской экономики» и «это может представлять угрозу для национальной безопасности Канады»[17].
Вполне возможно, что всё это повлияло на снижение поддержки населением политики развития торгово-инвестиционных связей с Китаем. В 2014 г. доля граждан, позитивно оценивающих такую политику снизилась до 37% по сравнению с 51% в прошлом году. Эксперты Канадо-китайского делового совета указывают, что большинству канадцев неведомо, что Китай уже стал вторым крупнейшим торговым партнёром страны, и что масштабы канадского экспорта в Китай за последние шесть лет удвоились, тогда как торговля с Соединёнными Штатами до сих пор заметно уступает предкризисным уровням[18].
Некоторые авторитетные аналитики считают, что противоречивость и непоследовательность политики канадских властей в отношении Китая в значительной мере связана с влиянием Соединённых Штатов.
* * *
В прогнозах ведущих аналитических центров относительно роста национальной экономики в 2015 г. так или иначе сформулирован следующий вывод. В ближайшие несколько лет не следует ожидать, что среднегодовой прирост ВВП вернётся к уровню 3% и более. Такой показатель был типичен для периода до начала Великой рецессии (т.е. глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.). Некоторое время после выхода канадской экономики из рецессии (это произошло в середине 2009 г.) такие надежды сохранялись. Однако анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на динамику деловой активности в 2012-2014 гг., приводит экспертов к выводу: правительство должно принять тот факт, что экономика в течение продолжительного периода будет расти медленно. И государственная экономическая политика должна строиться с учётом этого обстоятельства[19].
В 2014 г. бюджетная программа федерального правительства была полностью подчинена целям ликвидации разрыва между его расходами и доходами к моменту развёртывания весной 2015 г. очередной предвыборной кампании. Комментаторы назвали эту программу «минималистской», поскольку в ней не содержалось сколь-нибудь значимых расходных или налоговых инициатив. Предполагается, что в марте 2015 г., представив последнюю в этом политическом цикле бюджетно-экономическую программу, правительство С. Харпера будет «набирать очки всеми возможными способами», стремясь обеспечить Консервативной партии поддержку со стороны широких слоёв потенциальных избирателей.