Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2014

ЗНАЧЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ США И ЯПОНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

К.О. Чудинова,
м.н.с.
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В начале XXI века наблюдается интенсивное развитие интеграционных связей между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Существует несколько проектов создания зоны свободной торговли в масштабе региона. Американо-японские экономические отношения во многом определили развитие экономик АТР, в том числе новых индустриальных стран «первой волны», «второй волны» и Китая. От позиции США и Японии в значительной степени зависит, по какому пути пойдет региональная интеграция в XXI веке.

Ключевые слова: США, Япония, АТР, зона свободной торговли, экономическая интеграция, торговое взаимодействие, инвестиции, ССТ.

THE IMPORTANCE OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE USA AND JAPAN FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC INTEGRATION IN THE ASIA-PACIFIC REGION AT THE BEGINNING OF THE TWENTY-FIRST CENTURY

Ksenia O. Chudinova,
Junior researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. At the beginning of the XXI century integration between the countries of the Asia-Pacific Region develops intensively. There are several plans that aim to create free trade zone on the regional scale. US-Japanese economic relations have determined to a large extent the development of the regional economies, including the newly industrialized countries of the "first wave", "second wave" and China. The future of regional integration in the XXI century depends heavily on the stand of the United States and Japan.

Keywords: USA, Japan, Asia-Pacific, free trade zone, economic integration, trade cooperation, investment, FTA.

В начале XXI века наблюдается значительный рост интеграционных связей между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Углубляется и расширяется разделение труда между различными странами, развиваются процессы специализации и кооперации в различных отраслях промышленности, страны региона все более тесно связаны потоками товаров, услуг и капитала. Государства, между которыми формируются интеграционные отношения, сильно различаются по степени развитости экономики и экономическим стратегиям. Фактически, после 20-30 лет постепенного сближения экономик региона, сейчас речь идет о создании одной или нескольких зон свободной торговли (ЗСТ) в масштабе АТР. Такая ЗСТ, вероятно, объединит в каком-либо сочетании как самых влиятельных игроков региона – США, Китай, Японию, а также такие развитые страны, как НИС, Австралию, Новую Зеландию, и ряд стран АСЕАН, так и небольшие развивающиеся экономики наподобие Лаоса и Мьянмы. Еще сравнительно недавно подобный проект был мало представим, и еще в меньшей степени осуществим, но в ближайшем будущем он вполне может стать реальностью.

Между США и Японией существуют весьма давние и прочные торгово-экономические и военно-политические связи. Американо-японский союз до некоторой степени утратил свое значение после окончания Холодной войны, в результате последствий японского финансового кризиса и долгой рецессии и в связи с развитием более тесного сотрудничества США в экономической сфере с другими странами внутри и за пределами АТР (в особенности, разумеется, с Китаем, хотя определенную роль играют и такие партнеры Америки, как Республика Корея). Но это так лишь до некоторой степени, и двусторонние отношения все же остаются взаимовыгодными и весьма важными для обоих государств и для всего региона. Более того, политика нынешней японской администрации позволяет предполагать, что укреплению и развитию двусторонних отношений США и Японии будет уделяться особое внимание[1].

Экономики обеих стран уже много десятилетий тесно связаны. Весьма велик объем двусторонней торговли, а также потоков капитала. Сейчас двусторонние отношения меняются, что обусловлено рядом внутриэкономических факторов в каждой из стран, а также, в значительной мере, интенсификацией интеграционных процессов в АТР и ростом экономик отдельных стран региона.

В определенной степени развитие по определенной – экспортоориентированной - модели двусторонних отношений США и Японии определило вектор экономического развития ряда стран региона. От того, какую позицию займут обе этих страны при решении вопроса, какую интеграционную группировку в АТР они станут в дальнейшем поддерживать, в большой степени зависит будущее всего региона.

Общая характеристика американо-японских торгово-экономических отношений

В 2013 г. Япония была для США четвертым по величине рынком сбыта для американских товаров и четвертым по величине источником импорта товаров в США[2]. В результате мирового экономического кризиса в 2009 г. объем двусторонней торговли значительно сократился, вернувшись к докризисным цифрам только в 2012 г., когда он составил 216,4 млрд. долларов США, однако в 2013 г. он снова снизился, составив 203,7 млрд. долларов[3].

Американский импорт товаров из Японии составлял в 2012 г. 146,4 миллиардов долларов США, в 2013 г. – 138,5 млрд. долларов[4]. Основными категориями импорта в 2013 году были: транспортные средства (легковые автомобили и автозапчасти), электроника (компьютеры и комплектующие), офисное оборудование, электротехническое оборудование [5].

Экспорт американских товаров в Японию гораздо более диверсифицирован. В 2013 г. он составил 65,2 миллиарда долларов. Главными экспортными категориями в 2013 году были: электроника (компьютеры и комплектующие), оптические и медицинские приборы, продукция авиационной промышленности, офисное оборудование, электрооборудование и сельскохозяйственная продукция[6].

Как видно, в основном в двусторонней торговле преобладают товары высокотехнологичных отраслей промышленности. Однако наблюдается определенный дисбаланс, характерный скорее для экономического взаимодействия между развитой и развивающейся экономиками, нежели между первой и третьей экономиками мира. Так, например, Япония импортирует из США в больших количествах сельскохозяйственные товары и сырье, из Японии в США экспортируются высокоценные продукты, а из США в Японию – малоценные. Этот дисбаланс является одной из составляющих экономического конфликта между двумя странами[7]. К числу наиболее острых проблем, вызывающих данных конфликт, необходимо отнести отрицательное сальдо торгового баланса США с Японией, которое в 2013 г. составило 73,3 миллиарда долларов[8].

Объем двусторонней торговли услугами за последнее десятилетие вырос, но все еще остается относительно скромным: в 2007 г. он составлял 66,0 млрд. долларов США, а в 2012 г. – 76 млрд. долларов США[9]. Большую часть американского импорта частных коммерческих услуг из Японии (в 2012 г. – 29 млрд. долларов) составляют роялти и лицензионные платежи, другие частные услуги (бизнес, профессиональные и технические услуги), транспортные услуги, американский же экспорт частных услуг в Японию (в 2012 г. – 47 млрд. долларов) включает, в основном, те же категории - роялти и лицензионные платежи, бизнес, профессиональные и технические услуги, финансовые услуги, а также путешествия[10].

Наряду с торговлей товарами и услугами, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и портфельные инвестиции также определяют суть двусторонних экономических отношений. Японские инвестиции в США начали быстро увеличиваться со второй половины 80-х годов, когда в результате резкого роста курса иены (после подписания Плазского соглашения) стала очевидной целесообразность замены части экспорта организацией производств за рубежом. Сначала их целью было упростить сбыт японской продукции на рынке США, позднее же поток инвестиций переместился в обрабатывающую промышленность, чтобы обеспечить преодоление различного рода барьеров на пути японского экспорта путем создания производственных мощностей на американской территории.

С 1998 до 2012 гг. прямые иностранные инвестиции США в экономику Японии более чем удвоились. Увеличение инвестиций было в значительной степени результатом приобретения американскими фирмами японских предприятий, стоявших на грани банкротства. На 2012 г. американские прямые инвестиции в Японии составили 133,9 млрд. долл., однако значительно уступали японским прямым инвестициям в США (309,383 млрд. долларов США). Объем американских ПИИ в Японии значительно меньше суммы американских инвестиций в экономику других стран[11]. Основные направления работы американских инвесторов в Японии - финансы и страхование, торговля, обрабатывающая промышленность, связь.

Кроме прямых инвестиций, значительное движение капитала происходит между США и Японией в форме портфельных инвестиций. В конце 2012 г. американские инвесторы владели 429,4 миллиарда долларов в акциях, выпущенных японскими корпорациями, и 45,7 миллиарда долларов в японских облигациях. Японские инвесторы владели акциями американских корпораций на сумму 319,8 млрд. долларов США и облигациями американских корпораций на сумму 337, 3 млрд. долларов США[12].

Японские инвесторы – ведущие иностранные держатели американских государственных ценных бумаг, и их роль возросла за последние несколько лет. На октябрь 2013 г. японцы вложили 1174,4 млрд. долларов в американские ценные бумаги (китайские инвесторы – 1304,5 млрд. долларов) [13].

Большой проблемой для США остается проведение Японией политики по защите своего рынка от некоторых продуктов американского экспорта (характерным примером является ограничение Японией импорта говядины из США). В то время как таможенные тарифы, в общем, довольно низки, у Японии действительно есть нетарифные барьеры, которые препятствуют или задерживают импорт иностранных товаров в Японию.

Многие торговые конфликты между США и Японией все еще нуждаются в урегулировании. Теперь попытки улучшить ситуацию предпринимаются путем проведения переговоров в рамках таких структур, как ВТО, чаще, чем в рамках двусторонних отношений. Этот переход от двустороннего к многостороннему формату решения споров и разногласий в экономической сфере является новой японской стратегией.

В целом, в экономической политике, проводимой США по отношению к Японии с 1970-х гг., можно выделить следующие основные элементы:

• Попытки США расширить доступ к японскому рынку;

• Ограничение доступа японских товаров на американский рынок;

• Поиск возможностей увеличения объема американских инвестиций в экономику Японии;

• Сокращение возможностей для японских инвесторов;

• Проведение структурной реформы японской экономики;

• Повышение курса иены;

• Вовлечение Японии в сотрудничество с США по развитию международной торговли.

Создание производственной базы в странах Восточной Азии. Трехсторонняя модель взаимодействия: Япония – страны ВА – США

Производственная и технологическая база стран Восточной Азии (ВА), используемая ими сейчас, была заложена, во многом, стараниями Японии во второй половине двадцатого века. Именно Япония долгое время была региональным лидером, и именно японские ТНК являются во значительной мере ответственными за создание в регионе ВА модели экономического роста, ориентированного на экспортный спрос. Благодаря их деятельности в странах ВА была создана сеть филиалов данных компаний, служившая своего рода платформой для производства продукции на экспорт в Северную Америку, в Европу и внутри региона. Разумеется, основной целью японских ТНК было обеспечить, снизив издержки, производственную базу вне Японии с целью последующего сбыта продукции, в первую очередь, на рынках третьих стран, главным образом, на рынке США.

Самый массированный поток японских инвестиций датируется обычно серединой и концом 1980-х гг. В структуре инвестиций росла доля электроники, автомобильной и мануфактурной промышленности. Тогда же началась постепенная передислокация японских инвестиций из НИС-4 (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) в страны АСЕАН – 4 (Таиланд, Малайзия, Филиппины и Индонезия), что было обусловлено ростом издержек на оплату труда работников в НИС и ростом торговых барьеров для экспорта продукции японских ТНК из НИС в третьи страны.

Японская промышленность постоянно развивалась, переходя на следующую стадию – от текстильной промышленности, кораблестроения, сталелитейной промышленности и химической промышленности в конце 1950-х – 1960-х гг. к электронике и автомобилям в 1970-х – 1980-х гг. и к компьютерным и информационным технологиям в 1990-х и 2000-х гг. Перемещение потоков японских ПИИ из страны в страну позволило странам региона постепенно овладеть уже отработанными в Японии технологиями, как, например, после первого потока японских инвестиций в НИС-4 в 1970-е гг. Южная Корея превзошла Японию, став одним из мировых лидеров индустрии кораблестроения, после увеличения японских инвестиций в страны АСЕАН в 1980-е гг. Малайзия стала одним из крупнейших экспортеров электроники[14].

Таким образом, долгое время действовала и до сих пор остается преобладающей трехсторонняя модель экономического развития региона: Япония, пользуясь своей производственной базой в странах Восточной Азии, созданной в ходе процесса, который некоторые исследователи даже называли «регионализацией экономики Японии»[15], производит товары на экспорт – в основном, в США, - а полученные средства дают ей и странам ВА возможности для экономического роста. Часть же этих средств вкладывается в государственные облигации США, позволяя им финансировать импорт из Японии и других азиатских стран-экспортеров.

Можно утверждать, что именно экономическое взаимодействие США и Японии во многом обусловило форму и особенности экономического развития стран Восточной Азии.

Рост экономик Китая и других стран Восточной Азии сыграл свою роль в снижении значимости для Японии США как торгового партнера. В последние десятилетия доля японских товаров, экспортируемых в страны Восточной Азии и импортируемых из них, постепенно возрастает. Однако, хотя странам ВА и удалось несколько уменьшить зависимость своего экспорта от американского рынка, от четверти до трети экспорта промышленных товаров всех стран ВА по-прежнему приходится на США[16]. Необходимо также учитывать, что значительная часть товаров, экспортируемых японскими компаниями в страны ВА - в частности, в Китай - позднее попадает на американский рынок и, следовательно, отражена в статистике как китайский импорт в США[17].

Это позволяет предположить, что именно огромные возможности рынка США продолжают во многом являться источником роста для экспортоориентированных экономик стран ВА.

В то же время для Америки все большее значение приобретает торговля с Канадой и Мексикой в рамках НАФТА, с Китаем, расширяется и американское взаимодействие с НИС и со странами АСЕАН.

Соглашения о свободной торговле в АТР и перспективы создания единой Зоны свободной торговли в масштабе региона

В последние десять лет в АТР особенно активизировался процесс заключения между странами внутри региона и за его пределами двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ), с целью построения механизмов экономического взаимодействия, которые по тем или иным причинам не работают в рамках уже существующих крупных интеграционных группировок, таких как АТЭС.

В отличие от многих стран региона, США долгое время предпочитали многосторонние и, по возможности, даже глобальные форматы экономического взаимодействия, нашедшие наиболее полное воплощение в переговорах в рамках ГАТТ-ВТО. Однако к середине 1990-х гг. стало понятно, что многосторонние переговоры оказываются менее эффективными, чем на то рассчитывали американские политики, и что в гонке за создание зон свободной торговли США сильно отстают от многих стран, что может привести к частичной потере ими ряда конкурентных преимуществ, а также к потере возможности укреплять с помощью ССТ свои военные альянсы.

С начала 2000-х гг. США включились в гонку за создание ЗСТ со своими партнерами. Однако их подход к заключению ССТ с самого начала отличался несколькими особенностями. Стороной, инициирующей переговоры, обычно выступает не Америка, а ее торговые партнеры. Довольно часто ЗСТ рассматриваются США не только как самоцель, но и как средство способствовать более масштабной либерализации и заключению соглашений уже в многостороннем формате в мировом или в региональном масштабе. Еще одним аргументом в пользу создания ЗСТ иногда является желание США ускорить процесс либерализации внутреннего рынка в стране-партнере[18].

На данный момент, однако, у Америки имеется всего 20 действующих ССТ, из них лишь три - со странами АТР: с Австралией, Сингапуром и Республикой Корея.

Япония также довольно поздно включилась в процесс создания ЗСТ со странами-партнерами, что было обусловлено, в том числе, сильным противодействием ряда политических сил внутри страны. На данный момент действует Соглашение об экономическом партнерстве между Японией и АСЕАН, а также двусторонние соглашения с Индией, Перу, Чили, Мексикой и Швейцарией.

Особенно интересно, что заключаются ССТ нового поколения между странами АТР и Европейским союзом, что значительно расширяет перспективы для экономик региона и позволяет говорить уже не только о региональной интеграции. В феврале 2013 г. Соединенные Штаты и ЕС объявили о подготовке к началу переговоров по созданию TTIP – Трансатлантического партнерства в сфере торговли и инвестиций. В июне того же года на саммите США-ЕС было официально объявлено о начале переговоров. Было отмечено, что, поскольку тарифные барьеры в двусторонней торговле США и ЕС являются уже достаточно низкими, основной задачей переговоров будет снижение нетарифных барьеров. Данное Партнерство, вероятно, будет нацелено на то, чтобы способствовать развитию общих для мировой торговли правил, регулирующих нетарифные ограничения, торговлю и инвестиции в развитых странах[19].

Двустороннее ССТ между ЕС и Республикой Корея вступило в силу в июле 2011 года и является первым из ССТ нового поколения, переговоры о заключении которых ЕС ведет с 2007 г., а также первым соглашением с азиатской страной[20]. В заключительной стадии находятся переговоры по созданию ЗСТ между ЕС и Сингапуром[21]. ЕС также ведет переговоры о создании ЗСТ с такими странами АСЕАН как Малайзия, Вьетнам и Тайланд[22]. В апреле 2013 года Япония начала переговоры о заключении Соглашения об экономическом партнерстве с ЕС и будет стремится завершить переговорный процесс в течение короткого периода времени[23].

Все эти процессы, направленные на развитие и углубление интеграции между странами Северной и Южной Америк, Европы и Азии развиваются одновременно.

В то же время, в последние годы все больше и больше ССТ, заключенных между развитыми странами, демонстрируют уровень либерализации торговли товарами, предусматривающий снижение тарифов на 95% продукции. Например, ССТ между США и Чили (вступило в силу в 2004 г.) предусматривает снижение ограничений на 97,6% американских товаров и 97,7% чилийских. ССТ между США и Австралией (вступило в силу в 2005 г.) - 96,0% американских товаров и 99,9% австралийских. ССТ с Республикой Корея (вступило в силу в марте 2012 г.) - 99,2% американских товаров и 98,2% корейских и т.д. В рамках ССТ между ЕС и Республикой Корея снижаются ограничения на 99,6% продукции стран ЕС и 98,1% продукции корейских предприятий[24].

Считается, что такие ССТ нового поколения внесут значительный вклад в расширение торговли и экономический рост заключающих их стран и будут способствовать в дальнейшем созданию единой ЗСТ в масштабе региона. В этом случае, однако, возникает проблема приведения их «к единому знаменателю». Например, в спорах о том, как лучше объединить все уже заключенные между странами – участниками переговоров по созданию ТТП Соглашения о свободной торговле и экономическом партнерстве, ответ еще предстоит найти.

АСЕАН все более активно участвует в развитии региональной архитектуры межгосударственных политических и экономических связей. На данный момент активно развивается идея создания ЗСТ на базе АСЕАН. Существует АФТА – Зона свободной торговли между странами АСЕАН. Сформировались ЗСТ в формате АСЕАН +1 между странами АСЕАН и Японией, Китаем, Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией. ССТ между странами АСЕАН, результатом заключения которого должна стать ЗСТ в масштабе ЮВА к 2015 г., находится в центре ряда проектов по созданию ЗСТ в АТР, включающей государства АСЕАН и великие державы. К таким проектам относятся те, в которых предполагается, что в ЗСТ в АТР будут входить только страны Азии – формат АСЕАН +3 (т.е. АСЕАН, Япония, Китай и Южная Корея) или АСЕАН +6 (АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) и те, которые предполагают включение в ЗСТ не только азиатских государств – в первую очередь это Транс-Тихоокеанское Партнерство – ТТП (начинание, активно поддерживаемое Соединенными Штатами) - и АТЭС. С конца 2012 г., после очередного Восточноазиатского саммита, начались переговоры о подписании единого торгового соглашения, охватывающего АСЕАН и ее шесть партнеров, известного как «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» (Regional Comprehensive Economic Partnership - RCEP). Это соглашение может стать альтернативой ТТП. Хотя полная либерализация торговли для участников данного объединения пока остается затруднительной, учитывая огромную разницу их экономических потенциалов и уровней развития, «участники будущего RCEP договорились, что все же хотят добиться как минимум 95-процентного снижения тарифов»[25]. Одной из целей RCEP, безусловно, является «приведение к единому знаменателю» многочисленных двусторонних ССТ, действующих в АТР.

Необходимо подчеркнуть, что, в дополнение к зоне свободной торговли АСЕАН, создание которой должно завершиться к 2015 г., Ассоциацией также были заключены ССТ со всеми крупными экономиками региона – кроме США. В результате, сейчас АСЕАН активно продвигает идею создания более широкой зоны свободной торговли, объединяющей страны АТР, в которую США входить не будут.

США ищут возможности присоединиться к Восточноазиатскому саммиту, однако подписание ССТ между Соединенными Штатами и АСЕАН пока представляется маловероятным. Администрация президента Барака Обамы считает расширение взаимодействия со странами АТР одним из приоритетных направлений американской внешней политики. Вероятно, это останется неизменным, поскольку масштабные и быстрые изменения, происходящие в регионе, ставят перед Америкой необходимость активнее участвовать в региональных процессах, стараясь устанавливать для них свои правила, иначе она рискует до некоторой степени потерять свои позиции в АТР.

США поддерживают идею ТТП, поскольку его заключение может стимулировать переход к долгосрочной цели АТЭС - Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли. В то же время Демократическая партия предпочитает многосторонние ССТ двусторонним. Мьянма не входит в число предполагаемых участников ТТП, а Китай, согласно американской политике относительно ТТП, будет приглашен к участию уже после того, как основные правила приема новых государств в ЗСТ будут установлены[26].

В настоящее время в переговорах о присоединении к ТТП (первоначально заключенным между Сингапуром, Новой Зеландией, Чили и Брунеем) участвуют активно поддерживающие это объединение США, Австралия, Канада, Мексика, Перу, Малайзия и Вьетнам. Было проведено несколько раундов переговоров. Предполагается, что ТТП станет соглашением, охватывающим широчайший спектр вопросов, связанных с либерализацией торговли, в том числе вопросы экономического развития, конкурентоспособности, содействия предпринимательской деятельности, деятельности малых и средних компаний, а также деятельности государственных предприятий.

Присоединение Японии к ТТП уже несколько лет является предметом дебатов в японском обществе. 15-го марта 2013 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что Япония будет официально стремиться к участию в переговорах о создании ТТП. Среди самых активных противников данного решения были японские фермеры и представители японского «аграрного лобби» в парламенте, традиционно блокирующие многие инициативы правительства, направленные на либерализацию экономики Японии.

Соединенные Штаты и Япония вели неофициальное обсуждение вопроса участия Японии в переговорах о расширении ТТП с ноября 2011 года. В то время администрация Обамы определила три вопроса, которые Японии необходимо было решить для «укрепления доверия» (эти вопросы были «камнем преткновения» в двусторонних отношениях в течение многих лет), чтобы Соединенные Штаты были готовы поддержать присоединение Японии к Партнерству: проблему ограничения импорта в Японию американской говядины; проблему затрудненного доступа на японский рынок для американских производителей автомобилей; и вопрос закрытости для американских фирм рынков страхования и экспресс-доставки (главным игроком на этих рынках была Почта Японии, поддерживаемая японским правительством). Все эти проблемы были частично решены. После дополнительных консультаций с Японией, 12 апреля 2013 г. Торговый представитель США Димитрий Марантис объявил, что Соединенные Штаты будут поддерживать участие Японии в переговорах о присоединении к ТТП при условии согласия всех участников ТТП[27].

Кроме того, обе стороны договорились параллельно с ведением переговоров о присоединении к ТТП рассмотреть вопросы, касающиеся нетарифных ограничений в страховании, государственных закупок, конкурентной политики, экспресс-доставки, а также санитарных и фитосанитарных ограничений. Предполагается, что соглашения, достигнутые по данным вопросам, станут юридически обязательными к моменту, когда ТТП вступит в силу .

Участие Японии в ТТП вместе с США будет представлять собой де-факто ССТ между двумя странами. Возможно, отчасти интерес Японии к участию в ТТП объясняется ее желанием сохранить позиции своих производителей в конкурентной борьбе с корейскими компаниями, поскольку заключение Республикой Корея ССТ с США и с ЕС поставило японские корпорации в невыгодное положение. Некоторые эксперты считают, что участие Японии в ТТП будет способствовать повышению интереса и присоединению к соглашению других экономик региона, таким образом расширяя его охват. Однако другие полагают, что сложность достижения с Японией компромисса по ряду вопросов замедлит темп ведения переговоров и в конечном счете скорее повредит им[28]. Сейчас формат архитектуры, которая складывается в АТР, во многом зависит от позиции Японии и от того, какому из двух формирующихся в регионе интеграционных объединений – ТПП или RCEP - она отдаст предпочтение.

Пока на пути к созданию ТТП остается довольно много проблем, связанных в первую очередь с необходимостью увязать данное соглашение с уже заключенными странами-участниками другими ССТ, а также принципами, на основе которых это будет делаться. При этом во многих странах, ведущих переговоры, существуют внутриполитические проблемы, затрудняющие принятие окончательного решения. Для Японии уже много лет актуально противодействие между либерально мыслящими политическими кругами и «сельскохозяйственным лобби», которое зачастую успешно препятствует принятию законопроектов, направленных на либерализацию экономики страны и увеличение степени ее открытости.

Заключение

В последнее время все чаще идет речь о формировании единого рынка в масштабе Восточной Азии, или даже всего АТР, основанного на принципах свободной торговли, либерализации отношений и т.д. США и Япония все больше вовлекаются в процесс его создания, что также несколько размывает четкость рамок их двусторонних отношений[29]. В то же время от участия обеих стран в интеграционных объединениях, складывающихся в АТР, зависит дальнейшее развитие данного региона и всей мировой экономики.

В настоящий момент как США, так и Япония осознают, что необходимо предпринимать решительные шаги и укреплять свои связи с другими государствами АТР, формируя благоприятную среду для своих производителей и облегчая им вхождение на рынки стран-партнеров. Одновременно Япония стремится укрепить свое взаимодействие с США и сохранить свои позиции в Восточной Азии, чтобы не допустить занятия Китаем позиции единственного регионального лидера. В регионе стремительно складывается определенная архитектура, включающая уже не только страны АТР, но и государства Латинской Америки и Европы.

К сожалению, пока наша страна остается практически в стороне от данных процессов, хотя имеет прекрасную возможность участвовать в них и оказывать намного большее, чем сейчас, влияние на ход региональной экономической интеграции. Россия должна намного активнее развивать сотрудничество не только с Китаем, Японией и США, но и с другими странами и объединениями региона. Как показывает ход событий в АТР, Европа и Азия уже давно тесно сотрудничают и в экономической, и, зачастую, в политической сфере, и нет никаких причин не принимать активного участия в формировании самой динамично развивающейся и масштабной в мире зоны экономического сотрудничества.


Литература

[1] Дипломатическая повестка Абэ Синдзо для Азиатско-Тихоокеанского региона // Япония в Азии: параметры сотрудничества. / Рук. Проекта Э.В. Молодякова. – М,. АИРО-XXI. 2013. С. 60-78.

[2] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/highlights/top/top1312yr.html

[3] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5880.html

[4] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5880.html#2013

[5] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/imports/c5880.html

[6] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/exports/c5880.html

[7] W.H. Cooper. U.S. – Japan Economic Relations: Significance, Prospects, and Policy Options // United States - Japan Economic Relations. Prospects and Policies. – Nova Publishers, 2013. – C. 1-26.

[8] United States Department of Commerce. United States Census Bureau. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5880.html

[9] Pacific Partners:Japan’s Economic Importance to the United States. U.S.-Japan Business Council. http://www.usjbc.org/files/2012/07/PacificPartners_FINAL.pdf

[10] U.S.-Japan Economic Harmonization Initiative. Office of the United States Trade Representative. http://www.ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan

[11] Foreign Direct Investment from Japan to the United States. SelectUSA. http://export.gov/japan/build/groups/public/@eg_jp/documents/webcontent/eg_jp_064840.pdf

[12] Survey of Current Business. July 2013, С. 18,19,21. https://bea.gov/scb/pdf/2013/07%20July/0713_international_investment_position.pdf

[13] U.S. Department of Treasury. http://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Documents/mfh.txt

[14] Japan-East Asia economic relations // Japan’s International Relations. - Routlege, 2012. – С. 215-231.

[15]Япония в системе внешнеэкономических связей Восточной Азии // Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом / Отв. ред. Г.И. Чуфрин; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 2004. – С.39-61.

[16] Japan-East Asia economic relations // Japan’s International Relations. - Routlege, 2012. – С. 215-231.

[17] Японо-американские экономические отношения в контексте глобализации // Глобальные вызовы – японский ответ /Рук. Проекта Э.В. Молодякова – М.: «АИРО-XXI», 2008. - С.176-203.

[18] Richard E. Feinberg. US Trade arrangements in the Asia-Pacific//Bilateral Trade Agreements in the Asia-Pacific. Origins, evolution and implications/Edited by Vinod K. Aggarwal and Shujiro Utara. - Routlege, 2006. С. 95-116.

[19] Ministry of Economy, Trade and Industry. White Paper on International Economy and Trade 2013. http://www.meti.go.jp/english/report/downloadfiles/2013WhitePaper/2-1.pdf

[20] European Commission, http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/south-korea

[21] European Commission, http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/singapore/

[22] European Commission, http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/regions/asean/

[23] European Commission, http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/japan/

[24] Ministry of Economy, Trade and Industry. White Paper on International Economy and Trade 2013. http://www.meti.go.jp/english/report/downloadfiles/2013WhitePaper/2-1.pdf

[25] Азия беспошлинная. http://www.kommersant.ru/doc/2309841

[26] 2011 JETRO Global Trade and Investment Report. http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/trade_invest_2011.pdf

[27] William H. Cooper, Mark E. Manyin. Japan Joins the Trans-Pacific Partnership: What Are the Implications? https://www.fas.org/sgp/crs/row/R42676.pdf

[28] Brock R. Williams. Trans-Pacific Partnership (TPP) Countries: Comparative Trade and Economic Analysis. http://www.fas.org/sgp/crs/row/R42344.pdf

[29] T. J. Pempel. The Future of U.S.-Japan Economic Relations. http://www.nbr.org/publications/element.aspx?id=70



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.