Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2015

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ

Е. В. Емельянов,
к.э.н., старший научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:

К. О. Чудинова,
младший научный сотрудник,
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Обеспечение повышения качества и доступности образования для американских граждан является одним из главных приоритетов внутренней политики США в начале XXI века. В статье рассматривается развитие государственных программ в период президентства Б. Обамы.

Ключевые слова: Образование, США, Б. Обама, квалификация, финансирование, федеральные программы.

THE OBAMA ADMINISTRATION’S EDUCATION FEDERAL PROGRAMMS

Evgenyi V. Emelianov,
Ph.D. (Economics), Senior Research Fellow,
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Ksenia O. Chudinova,
Junior Research Fellow,
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. Quality and accessibility of education for American citizens is one of the main priorities of the US domestic policy at the beginning of the XXI century. Many initiatives of the Obama Administration are launched to create new educational opportunities for the Americans.

Keywords: Education, US, B. Obama, job skills, funding, federal programs.

Образование, профессиональные навыки всегда рассматривались американцами как путь к самосовершенствованию, самореализации, нахождению жизненного пути, получению более высокого дохода.[1] Исследование сферы образования в США показывает разнообразие сроков, форм и методов обучения (ориентированных на разные группы населения), предоставляемого государственными и частными учебными заведениями по широкому спектру учебных программ. Несмотря на превалирование частных источников финансирования в сфере высшего образования, широкое развитие получила государственная финансовая помощь в его получении.

В своем обращении к нации 20 января 2015 г. Президент Обама вновь подчеркнул, что необходимо продолжать работать над повышением доступности образования для различных категорий граждан, поскольку именно уровень квалификации рабочей силы позволил Америке занять лидирующие позиции в XX веке, и для их сохранения необходимо продолжать создавать экономику знаний[2].

Наиболее распространенным среди государственных грантов является грант Пелла (названный в честь его учредителя - сенатора Кл. Пелла), представляющий собой безвозмездную помощь с учетом финансового положения студента, доходов его семьи. Поддержка в получении образования оказывается также путем назначения стипендий вне зависимости от материального положения студентов, предоставления временной работы нуждающимся студентам.

Государственная поддержка сферы образования традиционно является приоритетом. Вместе с тем, к концу XX столетия все острее давали о себе знать и проблемы, связанные с развитием самой системы высшего образования, такие как качество образования на уровне средней школы, доступность высшего образования для социально уязвимых групп населения, недостаточное развитие программ по естественным, техническим дисциплинам. Именно поэтому Дж. Буш-старший (1989-1993 гг.) в своем первом послании Конгрессу заявил, что наиболее важной станет программа дальнейшего улучшения образования, а он сам намерен стать президентом, посвятившим свою деятельность образованию.

Однако начавшийся в 1991 г. экономический спад перенес акцент на экономические проблемы, а внимание к проблемам образования резко возросло уже в период президента У. Клинтона, когда был принят целый ряд законов, нацеленных на повышение качества и расширение доступности образования.

В XXI веке образование и профессиональная подготовка стали критически важным условием личной конкурентоспособности. Но без всестороннего учета возможностей последующего трудоустройства и реализации полученных знаний и навыков система подготовки фактически перестает выполнять свою главную функцию связующего звена между работниками и работодателями. Особенно остро эти проблемы стоят перед молодежью.[3]

Одной из ключевых задач, которые поставила Администрация президента Обамы, является предоставление всем американцам возможности получить образовательную подготовку и реализовать свой личный потенциал. Вскоре после вступления в должность в 2009 г. президент Обама поставил цель вернуть Америку на лидирующие позиции по доле молодых людей, заканчивающих колледж, к 2020 году[4].

Закон о реинвестировании и восстановлении американской экономики 2009 года обеспечил довольно много возможностей для повышения качества образования в США. Средства, предоставленные в рамках данного закона, дали уникальную возможность для проведения реформы образования и повышения его качества, одновременно способствуя сохранению рабочих мест и стимулируя экономический рост. Основной целью являлось потратить данные средства таким образом, чтобы добиться улучшения результатов учащихся и повышения производительности и эффективности системы образования.

В сравнении с другими странами ОЭСР, Соединенные Штаты тратят гораздо более значительные средства на обучение своих граждан в расчете на учащегося: в 2010 г. эти затраты на уровне начальных и средних школ составили 11 826 долларов на человека, что на 39 процентов выше, чем в среднем по странам ОЭСР (8501 доллар). Расходы же на высшее образование составили 25 576 долларов на каждого учащегося на очном отделении, что было почти в два раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР (13211 долларов)[5].

Ключевым приоритетом Администрации Обамы в сфере образования стало обеспечение всем американским учащимся возможности закончить среднюю школу и быть подготовленными к поступлению в колледж и активному профессиональному росту, а также возможности пройти обучение в течение, по крайней мере, одного года в высшем учебном заведении. Для выполнения этой задачи необходимо значительно улучшить успеваемость учащихся и преодолеть разрыв в успеваемости (т.н. achievement gap).

В рамках Закона о реинвестировании и восстановлении американской экономики обозначены четыре основные реформы, проведение которых ориентировано на достижение данной цели: (1) принятие жестких стандартов и критериев оценки качества образования и степени готовности учащегося к обучению в колледже и трудовой деятельности; (2) создание баз данных и использование данных для совершенствования системы образования; (3) повышение эффективности работы учителей и справедливое “распределение” эффективных специалистов; и (4) улучшение работы школ с самыми низкими результатами.

Закон о восстановлении американской экономики был направлен в том числе на защиту и развитие человеческого капитала. Сохранение и создание рабочих мест помогает защитить человеческий капитал, в частности, путем предотвращения потери работниками квалификации во время периодов безработицы. [6]

Значительные инвестиции в образование и реформы в этой области имеют важнейшее значение для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Местные органы власти и органы власти штатов, как правило, обеспечивают более 90 процентов финансирования начального и среднего образования и около 40 процентов финансирования государственных учреждений высшего образования в Соединенных Штатах. Из-за экономического спада в 2008 году государственные доходы снизились, оказывая давление на бюджет, выделяемый на нужды сферы образования. Однако Закон о восстановлении американской экономики резко увеличил финансирование образования за счет таких грантов, как гранты местным органам образования, грантов на улучшение функционирования школ (School Improvement Grants) и грантов для поддержки специального образования. Кроме того, Закон увеличил объем помощи студентам и степень поддержки высших учебных заведений, чтобы обеспечить инвестиции в инфраструктуру и исследования в области инновационных медицинских и энергетических технологий. В результате проведения данной политики получатели грантов сообщили, что более 800 тысяч «рабочих лет» (job-year – «рабочий год» - термин, обозначающий рабочее место, обеспеченное на год[7]) в сфере образования были сохранены или созданы, обеспечивая занятость учителям, директорам, библиотекарям и консультантам, а также преподавателям и сотрудникам университетов[8].

В рамках указанного Закона миллиарды долларов были выделены на развитие системы образования через Фонд налоговой стабилизации штатов; согласно Закону о начальном и среднем образовании; согласно Закону об образовании для людей с ограниченными возможностями; через Гранты Пелла; федеральные программы “учись и работай” и другие программы. В числе приоритетов осталась поддержка обучения для взрослых с ограниченными возможностями в рамках программы грантов, выдаваемых штатам на профессиональную реабилитацию, и программ “Независимое существование”, принятых в соответствии с Законом о реабилитации.

Согласно отчетам штатов, Фонды налоговой стабилизации штатов, предоставляемые в рамках Закона о восстановлении экономики, были использованы, в частности, в целях восстановления финансирования образования от дошкольного до старшего школьного возраста (K-12). Например, в 2009 финансовом году благодаря указанному Закону было восстановлено в сравнении с первоначальным бюджетом на данный финансовый год (сокращенным из-за экономического кризиса) 9% финансирования образования от дошкольного до старшего школьного возраста в Калифорнии, Индиане, Алабаме и Орегоне; 12% данного финансирования во Флориде, Висконсине и Южной Каролине; и 23% финансирования в штате Иллинойс[9]. По крайней мере в 31 штате средства, предоставленные в рамках Закона, помогли предотвратить или снизить рост платы за обучение в государственных университетах, в том числе университетах в Массачусетсе, Миннесоте и Вирджинии.

Закон о восстановлении экономики дал начало инновационной программе «Гонка к вершине», для реализации которой было выделено финансирование в размере 4,35 миллиарда долларов. «Гонка к вершине» является соревновательной грантовой программой и предназначена для того, чтобы побудить штаты осуществлять необходимые реформы, направленные на улучшение успеваемости учащихся и преодоление «разрыва успеваемости»; на совершенствование систем сбора данных, чтобы снабжать учителей и родителей информацией об успеваемости учащихся; на увеличение эффективности работы учителей; на повышение эффективности работы школ с более низкими показателями[10].

Финансирование средних школ

С 2000-2001 учебного года по 2010-2011 учебный год общее финансирование государственных начальных и средних школ увеличилось с 530 миллиардов долларов США до 632 млрд долларов (в постоянных ценах 2012-2013 года) - рост на 19 процентов, с поправкой на инфляцию. Этот рост сопровождался пятипроцентным увеличением числа учащихся в начальных и средних государственных школ, с 47 миллионов студентов в 2000-2001 учебном году – до 49 миллионов студентов в 2010-2011 учебном году. В течение этого периода общая сумма финансирования школ из федеральных и местных источников увеличилась. Объем федерального финансирования, традиционно наименьшего из трех источников финансирования, возрос на 106 % (до 79 млрд. долл. США в 2010-2011 учебном году), финансирование из местных бюджетов увеличилось на 20% (до 274 млрд. долларов в 2010-2011 учебном году). Финансирование из бюджетов штатов за этот период колебалось между 264 млрд. долларов и 309 миллиардами долларов, и было на 6 % выше в 2010-2011 году, чем в 2000-2001 году (279 млрд. долларов и 264 млрд. долларов соответственно). В течение этого периода федеральное финансирование достигало своего максимума в 2009-10 учебном году (81 млрд. долларов), в то время как местное финансирование было максимальным в 2008-2009 году (279 миллиардов долларов) и поступления из бюджета штатов наибольшими в 2007-2008 году (309 млрд. долларов).

Доля федерального финансирования начального и среднего школьного образования выросла с 7% в 2000-01 учебном году до 13% в 2010-11 году. Направленные на финансирование образования в рамках Закона о восстановлении экономики средства, возможно, способствовали росту финансирования образования, начиная с 2008-2009 учебного года. Между 2000-2001 и 2010-2011 учебными годами доля финансирования из местных источников колебалась между 43% и 44%, составив 43% от всего финансирования в 2010-11 г. Доля финансирования из бюджетов штатов снизилась с 50 % в 2000-01 году до минимума в 43 % в 2009-10 учебном году. Доля поступлений из бюджета штатов была выше в 2010-11 г. (44%), чем в 2009-10 г. (43%).

Совсем недавно, с 2009-2010 по 2010–2011 учебные годы, общее финансирование государственных начальных и средних школ сократилось примерно на 4 млрд. долларов в постоянных ценах 2012-2013 года (0,7%). В течение этого периода, федеральное финансирование сократилось на 2 млрд. долл. США, или на 2,6%. Поступления из местных бюджетов сократились на 5 млрд. долларов (1,8%), что отражает сокращение на 4 миллиарда долларов поступлений от местных налогов на недвижимость и снижение на 1 млрд. других поступлений в местный бюджет. Финансирование из бюджетов штатов было единственным источником поступлений, увеличившимся с 2009-2010 по 2010-2011 гг. (на 3 млрд. долл. США, или 1,0%).

В 2010-2011 учебном году основные источники финансирования государственных школ значительно отличались от штата к штату. По крайней мере в двадцати штатах половина финансирования была предоставлена властями штатов, в то время как в 13-ти штатах и Округе Колумбия половина поступлений или более обеспечивалась за счет местных бюджетов. В остальных 17-ти штатах ни один источник дохода не составлял более половины всех поступлений.

В 2010-2011 учебном году, доля финансирования государственных школ, поступающая из бюджета штатов, была наибольшей на Гавайях и в Вермонте (83 и 82% соответственно) и наименьшей в Небраске, Миссури (30% в каждом из этих штатов) и Южной Дакоте (29%). Доля финансирования из федерального бюджета была наибольшей в Миссисипи (22%), затем следует Южная Дакота (20%); наименьшей она была в Нью-Джерси (5%) и Нью-Гемпшире (7%). Среди всех штатов процент поступлений из местных бюджетов был самым высоким в штатах Иллинойс и Коннектикут (58% и 57%, соответственно) и самым низким в Вермонте и на Гавайях (8% и 3% соответственно). Большинство поступлений Округа Колумбия (88%) были из местных бюджетов; остальные 12% поступлений обеспечивались за счет федерального финансирования.

Расходы школ

С 2000-2001 по 2010-2011 учебные годы, текущие расходы на одного учащегося в государственных начальных и средних школ увеличились на 14 процентов, с поправкой на инфляцию - с 9751 долларов до 11153 долларов (в постоянных ценах 2012-13 г.). Однако текущие расходы на одного учащегося в 2010-2011 учебном году (11 153 долларов) были ниже, чем в 2009-10 г., когда они составили 11 353 долларов.

Всего расходы государственных начальных и средних школ в США в 2010-11 учебном году составили 632 млрд. долларов, или 12608 долларов на одного учащегося (в постоянных ценах 2012-2013 года на основе индекса потребительских цен).

Средняя чистая стоимость (общая стоимость за вычетом грантов) обучения по программе бакалавриата на очном отделении для лиц, впервые получающих высшее образование, в 2011-12 учебном году составила 12 410 долларов в государственных учебных заведениях, 21330 долларов в частных коммерческих учебных заведениях и 23540 долларов в частных некоммерческих учебных заведениях.

Гранты и займы для учащихся

Многие студенты и их семьи не платят полную стоимость обучения, так как получают финансовую помощь от государства. Основными видами финансовой помощи являются гранты, которые не нужно возвращать, и кредиты, которые должны быть возвращены. Гранты, которые включают в себя стипендии, могут даваться с учетом финансовой ситуации студента, его способностей (merit), или и того, и другого, в них также может входить финансовая помощь от работодателей. В 2011-12 г., средняя сумма грантов, выданных студентам на обучение по программе бакалавриата на очном отделении в частных некоммерческих учебных заведениях (в среднем 17 040 долларов на одного учащегося), была больше, чем грантов на обучение в государственных (в среднем 6270 долларов на одного учащегося) и в частных коммерческих учебных заведениях (в среднем 4990 долларов на одного учащегося).

Средняя сумма безвозмездной помощи (грантов) и чистая стоимость обучения отличаются в зависимости от уровня дохода семьи. Как правило, чем ниже доход, тем больше общая сумма полученной безвозмездной помощи. Например, в 2011-2012 учебном году в государственных учебных заведениях, выдающих диплом бакалавра, средняя сумма грантов, выданных впервые получающим высшее образование студентам на очном отделении на оплату обучения, была наибольшей для учащихся из семей, доход которых составлял 30 000 долларов или меньше, и равнялась 9240 долларам, и наименьшей для учащихся из семей с доходом 110 001 доллар или более, составляя 1680 долларов. Соответственно, самой низкой средняя чистая стоимость обучения - 9260 долларов - была для учащихся из семей, доход которых составлял 30 000 долларов или меньше, а самой высокой средняя чистая стоимость обучения была для учащихся из семей с доходом 110 001 доллар и более, они платили за учебу в среднем по 19 500 долларов.

Такая же картина наблюдалась в частных коммерческих учебных заведениях, выдающих диплом бакалавра. В 2011-2012 учебном году средняя сумма грантов, выданных впервые получающим высшее образование студентам на очном отделении, была наибольшей для учащихся из семей, доход которых составлял 30 000 долларов или меньше, и равнялась 5410 долларов, и наименьшей для учащихся из семей с доходом 110 001 доллар и более, составляя 2190 долларов. Самой низкой средняя чистая стоимость обучения - 20680 долларов - была для учащихся из семей, доход которых составлял 30 000 долларов или меньше, а самой высокой средняя чистая стоимость обучения была для учащихся из семей с доходом 110 001 доллар и более, они платили за учебу в среднем по 30010 долларов.

Тенденция увеличения средней чистой стоимости обучения по мере роста дохода семьи наблюдалась и в выдающих диплом частных некоммерческих учебных заведениях. Тем не менее, средняя сумма грантов, выданных в 2011-2012 г., была наибольшей для учащихся из семей с доходом от 30 001 доллара до 48 000 долларов, составляя 20 350 долларов, несколько меньше она была для учащихся из семей с доходом от 48 001 доллар до 75 000 долларов (18 560 долларов), затем учащихся из семей с доходом 30 000 долларов или менее (18 450 долларов), учащихся из семей с доходом от 75 001 доллара до 110 000 долларов (16 440 долларов), и учащихся из семей с доходом 110 001 доллар или более (13 220 долларов).

Гранты и займы являются основными формами федеральной финансовой помощи для студентов, обучающихся по программе бакалавриата. Крупнейшей федеральной грантовой программой, доступной для студентов, является программа грантов Пелла. Для того, чтобы претендовать на получение гранта Пелла, студент должен подтвердить, что у него есть потребность в получении финансовой помощи. Федеральные кредиты же доступны для всех учащихся. В дополнение к федеральной финансовой помощи, существуют также гранты, предоставляемые властями штатов и местными органами власти, различными государственными и частными учреждениями.

Закон о восстановлении американской экономики также расширил программу грантов Пелла, увеличив максимальную сумму гранта с 4731 до 5550 долларов, а также учредил налоговый кредит American Opportunity Tax Credit с целью изменить и заменить кредит на получение высшего образования Hope higher education credit (эта политика была позднее укреплена такими законодательными актами, как Закон о налоговых льготах, продлении срока пособия по безработице и создании рабочих мест 2010 г. и Закон о льготах для американских налогоплательщиков 2012 г.). Принятие Закона о согласовании расходов на медицинское обслуживание и образование 2010 г. обеспечило возможности для дальнейшего увеличения охвата грантов Пелла. Все эти усилия по увеличению возможностей получения высшего образования помогли американцам, которые решили вернуться в учебное заведение или остаться в нем, чтобы повысить свою квалификацию. В результате, в рамках программы грантов Пелла помощь была предложена в размере 36,5 млрд долларов более чем 8,8 млн. учащихся в 2010 финансовом году, по сравнению с примерно в два раза меньшим объемом финансирования - 18,3 млрд. долларов - для 6,2 млн. студентов в 2008 финансовом году. Наибольшая помощь в рамках грантов Пелла была оказана студентам из семей с самыми низкими доходами[11].

Доля студентов, которым была оказана финансовая помощь (впервые получающих высшее образование, учащихся на очном отделении в выдающих диплом образовательных учреждениях), увеличилась с 75% в 2006-2007 учебном году до 85% в 2011-2012 учебном году.

За этот период наибольший рост доли учащихся, которым была оказана финансовая помощь, наблюдался в выдающих диплом частных коммерческих учебных заведениях (с 55% до 91%). Доля студентов, получающих помощь в выдающих диплом государственных учебных заведениях, увеличилась с 75% до 83%, в то время как доля студентов выдающих диплом частных некоммерческих учебных заведений выросла менее всего, c 85% до 89%.

Что качается учебных заведений с двухлетним сроком обучения, там доля студентов, получающих какую-либо финансовую помощь, увеличилась с 67% в 2006-2007 годах до 79% в 2011-2012, и наибольшим было ее увеличение для студентов, проходящих курс обучения в государственных учебных заведениях, - с 61% до 76%. Доля получивших финансовую помощь студентов, посещающих частные некоммерческие учебные заведения с двухлетним сроком обучения, увеличилась с 83% до 94% в период между 2006-07 и 2011-2012 учебными годами; доля получивших финансовую помощь студентов, посещающих частных коммерческие учебные заведения с двухлетним сроком обучения, была выше в 2011-2012 (91%), чем в 2006-2007 (89%).

В 2011-2012 учебном году доля получивших федеральные гранты студентов, впервые получающих высшее образование, учащихся на очном отделении в выдающих диплом образовательных учреждениях, была наибольшей в частных коммерческих учебных заведениях (76%); в государственных учебных заведениях и частных некоммерческих учебных заведениях федеральные гранты получили, соответственно, 39% и 34% студентов. В том же году доля студентов, получивших гранты от властей штатов или от местных властей, была наибольшей в выдающих диплом государственных учебных заведениях, (37%), затем в выдающих диплом частных некоммерческих учебных заведениях, (27%) и в выдающих диплом частных коммерческих учебных заведениях (11%). Доля студентов, получивших гранты от различных организаций, была наибольшей в частных выдающих диплом некоммерческих учебных заведениях, (81%), затем в государственных учебных заведениях (42%) и в частных коммерческих учебных заведениях (22%). Доля получивших кредиты на обучение студентов выдающих диплом образовательных учреждений была наибольшей в частных коммерческих учебных заведениях (83%). Для сравнения, кредиты получили 63% студентов выдающих диплом частных некоммерческих учебных заведений, и 53% студентов государственных учебных заведений.

Доля студентов, получающих федеральные гранты (впервые получающих высшее образование, учащихся на очном отделении в образовательных учреждениях с двухлетним сроком обучения) в 2011-2012 учебном году, была наибольшей в частных некоммерческих учебных заведениях (76%), в частных коммерческих учреждениях доля студентов, получающих государственную помощь, составила 75%, а в государственных учреждениях – 58%. В том же году 33% студентов государственных образовательных учреждений с двухлетним сроком обучения получили гранты от властей штатов или местных властей, по сравнению с 24% студентов частных некоммерческих учебных заведений.

Около 32% студентов частных некоммерческих учебных заведений с двухлетним сроком обучения получили гранты различных организаций, по сравнению с 11% студентов государственных учебных заведений и 11% студентов частных коммерческих учебных заведений. Доля студентов учреждений образования с двухлетним сроком обучения, получивших студенческие займы, была самой высокой в частных коммерческих учебных заведениях (82%), по сравнению с долей учащихся в частных некоммерческих учебных заведениях (66%) и в государственных учебных заведениях (27%).

Средняя сумма грантов, выданных в 2011-2012 негосударственными структурами студентам, впервые получающим высшее образование, учащимся на очном отделении в выдающих диплом образовательных учреждениях, была наибольшей для студентов частных некоммерческих учебных заведений - 15 428 долларов (в постоянных ценах 2012-2013 г.), по сравнению со средней суммой грантов, выданных учащимся государственных учебных заведений (4965 долларов) и частных коммерческих учебных заведений (2945 долларов). Суммы федеральных грантов, выданных студентам различных типов учебных заведений, отличались в меньшей степени. Средняя сумма федерального гранта для студентов, получающих федеральные гранты на учебу в выдающих диплом образовательных учреждениях, составила 4764 доллара для студентов частных коммерческих учебных заведений, 4751 доллар для студентов частных некоммерческих учебных заведений, и 4540 долларов для студентов государственных учебных заведений.

В образовательных учреждениях с двухлетним сроком обучения, средняя сумма грантов, выданных в 2011-2012 негосударственными структурами студентам, впервые получающим высшее образование, учащимся на очном отделении, была наибольшей для студентов частных некоммерческих учебных заведений (4143 доллара), по сравнению со средней суммой грантов, выданных учащимся государственных учебных заведений (1819 долларов) и частных коммерческих учебных заведений (1126 долларов).

Средняя сумма федерального гранта для студентов, получающих федеральные гранты на учебу, составила 4396 долларов для студентов государственных учебных заведений с двухлетним сроком обучения, 4250 долларов для студентов частных некоммерческих учебных заведений, и 4162 долларов для студентов частных коммерческих учебных заведений.

Студенческие займы

В 2011-2012 учебном году средняя сумма студенческого займа составила 6800 долларов, что на 36% превосходило показатели 2000-2001 учебного года, когда средняя сумма студенческого займа равнялась 5000 долларов (в постоянных ценах 2012-13 г.). Из 4,7 млн студентов, вступивших в фазу погашения своих студенческих кредитов в 2011 финансовом году, 476000 человек, или 10 процентов, до конца 2012 финансового года объявили о своей финансовой несостоятельности.

В Законе о высшем образовании 1965 г. утвержден ряд программ финансовой помощи учащимся, в том числе посредством выдачи федеральных грантов, займов и создания рабочих мест в рамках программы, с целью помочь студентам компенсировать стоимость обучения в высших учебных заведениях. Крупнейшей федеральной программой кредитования студентов является Федеральная программа прямого кредитования Уильяма Д. Форда; кредитором в рамках этой программы является федеральное правительство. Проценты по займам, полученным в рамках этой программы, могут субсидироваться, в зависимости от финансовой ситуации студента, пока длится его обучение. Большинство кредитов могут быть погашены студентом в течение 10 лет, начиная с 6 месяцев после завершения обучения (либо с выполненной программой обучения, либо с завершением занятий незадолго до ее выполнения).

Средняя плата за обучение для студентов очной формы обучения по всем выдающим диплом высшим учебным заведениям в 2011-2012 составила 10 300 долларов в постоянных ценах 2012-2013 года, увеличившись на 46% по сравнению со значением 2000-2001 (7100 долларов). За этот период в государственных учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения плата за учебу выросла в процентном отношении наиболее значительно (69%, с 4600 до 7800 долларов); однако наибольшую сумму приходилось платить студентам частных некоммерческих учебных заведений - она выросла на 7200 долларов, с 20 900 до 28 100 долларов. В частных коммерческих учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения плата за учебу выросла меньше, чем в других учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения – в 2011-2012 она была на 1% выше, чем в 2000-2001 годах (13900 и 13800 долларов соответственно). Среди учебных заведений с двухлетним сроком обучения, наибольший рост платы за обучение произошел в частных некоммерческих учебных заведениях (55%, с 9200 до 14 300 долларов), а наименьший - в частных коммерческих учебных заведениях (8%, с 13 100 до 14 200 долларов).

В 2011-2012, средняя плата студентов за обучение в выдающих дипломы высших учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения составляла 13800 долларов (в постоянных ценах 2012-2013). Средняя льготная плата за обучение (in-state tuition and fees) была самой низкой в государственных учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (7800 долларов), далее следовали частных коммерческих учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (13900 долларов) и частные некоммерческие учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (28 100 долларов). В выдающих диплом высших учебных заведениях с двухлетним сроком обучения средняя плата за с обучение составила 3300 долларов. Средняя льготная плата за обучение была самой низкой в государственных учебных заведениях с двухлетним сроком обучения (2700 долларов), далее следовали частные коммерческие учебные заведения с двухлетним сроком обучения (14200 долларов) и частные некоммерческие учебных заведениях с двухлетним сроком обучения (14300 долларов).

Доходы ВУЗов по источникам

Доходы от платы за обучение на очном отделении одного студента в государственных учебных заведениях были в 2011-2012 учебном году на 14% (6072 доллара) выше, чем в 2006-2007 годах (5339 долларов), в постоянных ценах 2012-13 г. В частных некоммерческих учебных заведениях они повысились на 6% (19 330 долларов против прежних 18 171), и в частных коммерческих учебных заведениях они повысились на 2% (15 176 долларов по сравнению с 14 810 долларами).

В 2011-2012 г. общие доходы выдающих дипломы ВУЗов составили 317 миллиардов долларов в текущих ценах в государственных учебных заведениях, 162 млрд. долларов в частных некоммерческих учебных заведениях, и 27 млрд. долларов в частных коммерческих учебных заведениях. В частных некоммерческих учебных заведениях и частных коммерческих учебных заведениях большую часть доходов составила плата за обучение (39 и 89 процентов соответственно). В государственных учебных заведениях крупнейшими источниками доходов были плата за обучение (21%) и государственные ассигнования (19%). Важно отметить, что данные о доходах отличаются у разных категорий учреждений, потому что гранты Пелла включены в данные по доходам за счет федеральных грантов в государственных учебных заведениях, но, как правило, проходят по статье “плата за обучение” и “доходы от дополнительной деятельности” в частных некоммерческих и частных коммерческих учебных заведениях.

Доходы от платы за обучение составили более трех четвертей всех доходов для частных коммерческих учебных заведений и с двухлетним, и с четырехлетним сроком обучения (89%) и 74% доходов частных некоммерческих учебных заведений с двухлетним сроком обучения. Доходы из государственных источников (включающие федеральные гранты, гранты штатов и местные гранты, контракты и ассигнования) составили 40% от общего объема доходов в государственных учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения и 71% доходов в государственных учебных заведениях с двухлетним сроком обучения. Доходы от инвестиций составили 3% от общего объема поступлений в частные некоммерческие учебные заведения с четырехлетним сроком обучения и 2% от общего объема поступлений в государственные учебные заведения с четырехлетним сроком обучения; однако на этот источник пришлось менее одного процента от общего объема поступлений в другие типы учебных заведений с четырехлетним или двухлетним сроком обучения.

Доходы от платы за обучение в государственных высших учебных заведениях росли в 2006-2007 г. и 2011-2012 г. быстрее, чем государственное финансирование. В результате, доля доходов от обучения была выше в 2011-2012 г. (21%), чем в 2006-2007 г. (17%), а доля государственного финансирования была ниже в 2011-2012 г. (45%) чем в 2006-2007 г. (46%).

Доходы от платы за обучение на очном отделении одного студента, получаемые за счет федерального финансирования, в государственных учебных заведениях были в 2011-2012 учебном году на 10% (13370 долларов) ниже, чем в 2006-2007 году (14881 доллар), в постоянных ценах 2012-2013 г. В частных некоммерческих учебных заведениях они снизились на 6% (8009 долларов по сравнению с 8557 долларами), и в частных коммерческих учебных заведениях они повысились на 8% (1029 долларов по сравнению с 956 долларами).

Доходы от платы за обучение на очном отделении одного студента, получаемые выдающими диплом ВУЗами за счет финансирования штатов и местного финансирования были в 2011-2012 г., в целом, ниже, чем в 2006-2007 г. По сравнению с 2006-2007 г., доходы от платы за обучение на очном отделении одного студента, получаемые за счет финансирования из бюджетов штатов и местного финансирования в 2011-2012 г. снизились на 22% в государственных учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (12366 долларов по сравнению с 9623 долларами), на 27% в частных некоммерческих учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (828 долларов по сравнению с 605 долларами), на 21% в государственных учебных заведениях с двухлетним сроком обучения (7910 долларов по сравнению с 6280 долларами), и на 61% в частных некоммерческих учебных заведениях с двухлетним сроком обучения (936 долларов по сравнению с 363 долларами). Доходы от платы за обучение на очном отделении одного студента, получаемые частными коммерческими учебными заведениями за счет финансирования из бюджетов штатов и местного финансирования, выросли на один процент в учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения и сократились на 45% в учебных заведениях с двухлетним сроком обучения.

Доходы, получаемые за счет федерального финансирования, в выдающих диплом высших учебных заведениях были в 2011-2012 учебном году выше, чем в 2006-2007 г. Федеральное финансирование на обучение на очном отделении одного студента, в государственных учебных заведениях увеличилось на 19%, в то время как финансирование из бюджетов штатов в 2011-2012 г. сократилось на 25% по сравнению с уровнем 2006-2007 г. Кроме того, федеральное финансирование на обучение на очном отделении одного студента увеличилось на 6% в государственных учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения (с 5728 долларов до 6073 долларов, в постоянных ценах 2012-2013 г.) и увеличилось на 79% (с 1882 долларов до 3375 долларов) в государственных учебных заведениях с двухлетним сроком обучения. По сравнению с 2006-2007 г., поступления на обучение на очном отделении одного студента из федеральных источников в 2011-2012 г. были на 4% ниже на всех уровнях частных некоммерческих учебных заведений (7728 долларов по сравнению с 7406 долларами). В частных некоммерческих учебных заведениях с четырехлетним сроком обучения, поступления из федеральных источников были также в 2011-2012 г. на 4% ниже, чем в 2006-2007 годах (7465 долларов по сравнению с 7773 долларами); в частных некоммерческих учебных заведениях с двухлетним сроком обучения федеральное финансирование снизилось на 40% (1508 долларов по сравнению с 2517 долларами). Поступления на обучение на очном отделении одного студента из федеральных источников на всех уровнях частных коммерческих учебных заведений были на 11% выше в 2011-2012 г., чем в 2006-2007 г. (965 долларов по сравнению с 872 долларами).

В 2011-2012 г. расходы на оплату преподавательской деятельности на обучение на очном отделении одного студента в государственных учреждениях составили 7512 долларов (в постоянных ценах 2012-2013 г.), на обучение в частных некоммерческих учебных заведениях - 16015 долларов, и на обучение в частных коммерческих учебных заведениях – 3542 доллара. Расходы на оплату преподавательской деятельности являлись основной статьей расходов в государственных и частных некоммерческих учебных заведениях и второй по величине статьей расходов в частных коммерческих учебных заведениях.


Литература

[1] Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США)//Труд за рубежом. 2008.№3. С. 1-22.

[2] State of the Union Address 2015. http://www.whitehouse.gov/sotu

[3] Емельянов С.В., Лебедева Л. Ф. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности//
Труд за рубежом. - 2007. - № 4. С. 1-16.

[4] The 2013 Economic Report of the President. http://www.whitehouse.gov/administration/eop/cea/economic-report-of-the-President

[5] The Condition of Education 2014. http://nces.ed.gov/pubs2014/2014083.pdf

[6] Лебедева Л.Ф. Социальные новации администрации Обамы// США – Канада: экономика, политика, культура. – 2011 – N 6. С. 35 -48

[7] Estimates of Job Creation from the American Recovery and Reinvestment Act of 2009. http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Job-Years_Revised5-8.pdf

[8] The Economic Report of the President 2014. http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/full_2014_economic_report_of_the_president.pdf

[9] Educational Impact of the American Recovery and Reinvestment Act. http://www.whitehouse.gov/assets/documents/DPC_Education_Report.pdf

[10] The Economic Report of the President 2014. http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/full_2014_economic_report_of_the_president.pdf

[11] Лебедева Л. Ф.Государственная политика социальной защиты населения в США. //США: экономика, политика, культура. - 2005. - N 2. - С. 17-32



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.