Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ США[1]. АНАЛИЗ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА США.

П. А. Шариков,
кандидат политических наук,
руководитель Центра прикладных исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье проведён анализ основных доктринальных документов Министерства обороны и Государственного департамента США, посвящённых применению информационных операций. Особое внимание уделяется анализу методов и технологий информационных операций с привлечением гражданского населения в мирное время.

Ключевые слова: Военная стратегия, информационные операции, национальная безопасность.


Pavel A. Sharikov,
Head, Center for Applied Research,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article contains the analysis of major American Defense and State Department doctrines related to the use of information operations. Major attention is paid to the methods and technologies of information operations with engagement of civilian population in peacetime.

Keywords: Military strategy, information operations, national security.

Использование ресурсов глобального информационного пространства становится неотъемлемым элементом внешней стратегии Соединённых Штатов. В XXI веке под влиянием различных информационных факторов происходят фундаментальные качественные изменения в природе мировой мощи. Многочисленные инструменты так называемой «мягкой» или «умной» силы становятся более эффективным способом обеспечить национальную безопасность, чем использование «жесткой силы».

Эти идеи находят отражение в политике Соединённых Штатов. Очевидно, что вопросы информационной политики являются важнейшим элементом стратегии «умного лидерства» (smart leadership), провозглашённой президентом Б.Обамой в январе 2015 г[2]. Американскую внешнеполитическую стратегию «умного» лидерства на ближайшие два года президент Обама сформулировал словами известного политического мыслителя Джозефа Ная, который в начале 2000 годов доказал, что наиболее эффективная внешнеполитическая стратегия - «умная» сила достигается путём совмещения инструментов «мягкой» и «жесткой» силы[3]. Заметные изменения происходят в военной и внешнеполитической доктринах.

В 90-е гг., на волне эйфории от распространения интернета, американское военное и политическое руководство всерьёз рассматривало возможность ведения информационных войн. Такие термины, как “information war”, “cyberwar” даже проникли в доктринальные военные документы. Политическое руководство Соединённых Штатов быстро отказалось от подобных идей, сохранив понятие «война» в традиционном смысле. Вместе с тем, вместо «информационной войны» американское военное командование стало использовать более подходящий термин «информационная операция». Операция подразумевает, что различные информационные средства используются вооруженными силами наряду с обычными вооружениями или другими инструментами военной силы.

Функция проведения информационных операций возложена на силы специального назначения вооруженных сил США. Особое внимание следует обратить на роль и значение информационных операций, проводимые в мирное время среди иностранного гражданского населения.

За два десятилетия концепции проведения информационных операций получили широкое развитие в военной стратегии Соединённых Штатов. Согласно американской военной доктрине[3], в настоящее время ВС США ведутся 14 направлений деятельности в сфере информационных операций:

Таблица 1
Направления деятельности ВС США в сфере информационных операций

(1) Strategic Communication (SC)

Стратегические коммуникации

(2) Joint Interagency Coordination Group

Совместная межведомственная координационная группа

(3) Public Affairs

Связи с общественностью

(4) Civil-Military Operations

Совместные мероприятия с участием военных и гражданских лиц

(5) Cyberspace Operations

Операции в киберпространстве

(6) Information Assurance

Обеспечение безопасности информационной инфраструктуры

(7) Space Operations

Космические операции

(8) Military Information Support Operations

Информационные операции военной поддержки

(9) Intelligence (information operations intelligence integration)

Разведка (интеграция информационных операций в разведывательную деятельность)

(10) Military Deception

Военный обман

(11) Operations Security

Оперативная безопасность

(12) Special Technical Operations (STO).

Специальные технические операции

(13) Joint Electromagnetic Spectrum Operations

Объединённые операции в электромагнитном диапазоне

(14) Key Leader Engagement (KLE)

Вовлечение ключевых лидеров

Из вышеупомянутых направлений проведения информационных операций особое внимание необходимо обратить на те, которые проводятся американскими вооруженными силами в мирное время в отношении местных граждан, не состоящих на военной службе. К таким относятся: Совместная межведомственная координационная группа, Связи с общественностью, совместные мероприятия с участием военных и гражданских лиц, операции в киберпространстве, информационные операции военной поддержки, разведка, вовлечение ключевых лидеров.

1. Совместная межведомственная координационная группа

Во-первых, важно отметить, что проведение специальных операций далеко не всегда преследует исключительно военные цели. Поэтому для их достижения, необходимо тесное взаимодействие сотрудников Министерства обороны с другими государственными, гражданскими и коммерческими ведомствами, включая иностранные. В доктрине информационных операций отмечается, что многие из поставленных целей требуют объединённого и скоординированного использования дипломатических, информационных, военных и экономических инструментов национальной мощи.

Рисунок 1

Структура совместной межведомственной координационной группы

Источник: Joint Publication 3-08. Interorganizational Coordination During Joint Operations. 24 June 2011. p. 324 (D-10, JP 3-08)


Несмотря на то, что проведение непосредственно информационных операций не является основной функцией межведомственной координационной группы, её участие крайне необходимо для синхронизации и общим руководством информационной операцией.

2. Связи с общественностью

История использования технологий связей с общественностью (Public Relations) в военной сфере в США насчитывает уже более века. Фактически, после окончания действия Доктрины Монро и интенсификацией американской внешней политики в начале XX века, вопросы связей с общественностью в американской военной стратегии занимают особое место.

Президент Вудро Вилсон учредил Комитет по общественной информации президентским указом[5] №2594 в апреле 1917 г. Целью создания Комитета было формирование общественного мнения в США относительно проводимой военной политики. Комитет был упразднён в 1919 году.

В ходе второй мировой войны президент Ф.Д. Рузвельт активизировал пропагандистские действия американских вооруженных сил учреждением Бюро военной информации (Office of War Information) в 1942 г[6]. Принципиальным отличием от деятельности Комитета по общественной информации было то, что пропагандистская деятельность была направлена не только на формирование общественного мнения среди американского населения, но и в других странах.

Основным инструментом распространения пропаганды были существовавшие в те времена средства массовой информации – печать, радио, кинематография (motion picture). В конце войны Бюро военной информации было расформировано, однако, функции распространения информации с целью формирования общественного мнения, а также функции сбора данных были возложены на другие ведомства, в основном Государственный департамент, ЦРУ и информационную службу Соединённых Штатов (впоследствии преобразованную в информационное агентство Соединённых Штатов).

В период холодной войны основным вектором американской информационной политики была антисоветская пропаганда, которая велась различными методами вполне эффективно.

В 1986 г., президент США Р. Рейган подписал директиву национальной безопасности об «американской международной информационной политике». Удивительное совпадение, что директива была рассекречена 20 декабря 1991 г., в разгар событий, связанных с распадом Советского Союза, следует, однако отметить, что в документе практически нет антисоветской риторики.

В директиве говорится, что «международная информация – неотъемлемая и жизненно важная часть американской стратегии и политики национальной безопасности в общем смысле. В комплексе с инструментами общественной дипломатии, международная информационная политика является ключевым стратегическим инструментом формирования фундаментальных политических и идеологических тенденций в мире в долгосрочной перспективе, и непосредственно влияет на поведение национальных правительств разных стран»[7].

В директиве утверждается, что целью международной информационной политики является воздействие на иностранную аудиторию в целях американских национальных интересов, при этом необходимо учитывать многочисленные культурные и прочие национальные факторы. Кроме того, утверждается, что воздействие должно происходить не только посредством американских государственных информационных СМИ, но и частных. Тесное сотрудничество с частными медиа организациями является высоким приоритетом для международной информационной политики.

В современной военной стратегии Соединённых Штатов, связи с общественностью (Public Affairs) являются одним из направлений деятельности в контексте проведения информационных операций.

Согласно доктрине проведения информационных операций, деятельность министерства обороны США в сфере связей с общественностью включает в себя «информирование общества, информационное обеспечение военного командования, а также вовлечение общественности, как внутри Соединенных Штатов, так и за рубежом в интересах МО США. За пределами американских границ Министерство обороны вовлекает союзников, занимающих нейтральные позиции, противников и возможных противников. Неизбежно возникнут ситуации, как, к примеру, в случае с контрпропагандой, при которых целевая аудитория информационной операции и воздействия посредством технологий связей с общественностью совпадает. В таком случае исключительную важность имеет отсутствие конфликтов и тесное взаимодействие, ядром которого является информационная операция. Координация при этом осуществляется усилиями межведомственной координационной группы. Более того, далее авторы доктрины информационных операций ссылаются на закрытую директиву Министерства обороны США, название которой, однако уже позволяет сделать определённые выводы: «Открытые психологические операции, проводимые Вооруженными силами в мирное время и в особой обстановки незадолго до объявления войны» (Department of Defense Directive (DODD) S-3321.1, Overt Psychological Operations Conducted by the Military Services in Peacetime and in Contingencies Short of Declared War)»[8].

3. Военно-гражданские операции (Civil-Military Operations)

Военно-гражданские операции являются ещё одним направлением деятельности Министерства обороны США, в значительной степени зависимым от информационных операций. Военно-гражданские операции направлены на установление, поддержку, влияние или использование связей между вооруженными силами, государственными и негосударственными гражданскими организациями, властями, а также гражданским населением в дружественной, нейтральной или враждебной местности в интересах Соединённых Штатов.

Необходимость подобной деятельности может возникнуть в преддверии, во время или по итогам проведения военной операции. В военно-гражданских операциях большую роль играет тесное взаимодействие и прямой контакт с гражданским населением, которое подвергается информационному воздействию. Учитывая, что среди целевой аудитории военно-гражданской операции могут оказаться и потенциальные враги, проведение информационной операции с целью оказания на них информационного воздействия представляет особый интерес. Проведение военно-гражданских операций, таким образом, может заключаться в определении целевой аудитории, синхронизации СМИ и прочих средств передачи информации, а также распространения новостей и информации среди местного населения.

Согласно доктрине, военно-гражданские операции – «деятельность Министерства обороны США, выполняемая соответствующими гражданскими или военными силами, направленная на то, чтобы установить, поддерживать, воздействовать или использовать взаимоотношения между вооруженными силами и гражданскими институтами, и населением иностранного государства»[9]. Военно-гражданские операции применяются на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях войны.

Военно-гражданские операции включают в себя различную деятельность, направленную на интеграцию гражданских и военных действий в целях поддержки гражданской администрации, населения, контроля над ресурсами, иностранной гуманитарной помощи, национальной поддержке и управление гражданской информацией.

В данном контексте, информационные операции направлены на вовлечение граждан иностранного государства, межгосударственных и негосударственных организаций, местных институтов и населения, целью которого является формирование их общественного мнения, а, следовательно, и поведения. Информационные операции являются неотъемлемой частью деятельности американского правительства, позволяющей влиять, разрушать, подкупать, или полностью контролировать процесс принятия решений реальных или потенциальных противников, при этом обеспечивая безопасность от внешних вмешательств в процесс принятия решений американским военным и политическим командованием.

В ходе военно-гражданской операции, существуют следующие направления информационных операций:

- вовлечение ключевых лидеров. Установив и поддерживая связь или диалог с руководством иностранного государства, негосударственными и межгосударственными организациями, военно-гражданские операции позволят использовать более убедительные средства для распространения информации и влияния на поведение.

- информирование населения о проведениях военно-гражданских операций и поддержки

- исправление дезинформации и враждебной пропаганды, распространяемой противниками в целях дискредитации гражданских властей иностранного государства.

- обеспечение легитимности гражданских властей среди местного населения

- сбор информации о настроениях среди местного гражданского населения (опросы общественного мнения)[10].

В доктрине отмечается, то в ходе информационных военно-гражданских операций в иностранном государстве в мирное время с одной стороны особую роль играет распространение информации среди местного населения, а с другой – сбор информации, позволяющий скорректировать решения, принимаемые военным и политическим руководством.

4. Операции в киберпространстве. (Cyberspace operations)

Под руководством Министра обороны США, вооруженные силы используют возможности киберпространства для формирования благоприятной для Соединённых Штатов информационной среды, а также для проведения наступательных и оборонительных действий. Созданное для этих целей киберкомандование (USCYBERCOM) координирует и руководит трансрегиональными операциями, и, вместе с региональным командованием, Комитетом начальников штабов и Министром Обороны США, сотрудничает с прочими ведомствами американского правительства, и членами военно-промышленного комплекса.

Военное руководство Соединённых Штатов воспринимает киберпространство как одну из сфер вооруженной борьбы, наряду с воздушным, морским, наземным и космическим пространствами.

После многочисленных скандалов, связанных с разоблачениями Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника АНБ, и критикой в адрес американских властей, разработка любых наступательных операций в киберпространстве происходит с особой осторожностью, связанной с соблюдением законодательства в сфере доступа к конфиденциальной информации. Вместе с тем, очевидно, что информация о наступательных кибероперациях является государственной тайной.

Важным направлением деятельности Министерства Обороны в киберпространстве является защита и обеспечение безопасности государственных и частных американских информационных сетей.

В выступлении на круглом столе в Белом Доме, командующий киберкомандованием США Майкл Роджерс отметил ряд современных угроз национальной безопасности Соединённых Штатов в киберпространстве[11]. В частности, он отметил участившиеся случаи проникновения в государственные и частные компьютерные сети с целью похищения информации. Подобные инциденты наносят многомиллиардный ущерб. Кроме того, Майкл Роджерс отметил, что в последнее время набирает обороты новый вид кибератак. Большинство стран современного мира разрабатывают военные информационные наступательные средства, при этом используют их, замаскировавшись под криминальные группировки.

В другом выступлении директор АНБ и командующий киберкомандованием, не вдаваясь в детали, отметил, что в настоящее время основная работа направлена на противодействие деятельности ИГИЛ[12].

Согласно сратегии кибербезопасности Пентагона, которая дополняет Международную стратегию кибербезопасности Белого дома[13], большое внимание уделяется проблеме информационного сдерживания. В стратегии декларируется, что в ответ на кибератаки США готовы использовать любые средства – дипломатические, экономические и военные. При этом в последнем выступлении директор АНБ заявил, что концепция киберсдерживания ещё достаточно осмыслена (immature). «Во многом концепция киберсдерживания находится на самом раннем этапе развития, ещё предстоит выработать и принять нормы поведения в киберпространстве, которые будут соответствовать и поддерживать понятие сдерживания» [14].

5. Информационные операции военной поддержки (Military Information Support Operations - MISO)

В 2010 г. было принято решение заменить термин психологические операции, использовавшийся ранее, термином информационные операции военной поддержки. Это связано с тем, что новая терминология в большей степени отражает деятельность Министерства обороны в сфере информирования и влияния на вражеское, нейтральное и дружественное общественное мнение, направленное на достижение стратегических целей американского военного командования.

В распространённом меморандуме отмечалось, что изменение терминологии не сильно повлияет на проводимые на тот момент операции. Военные подразделения, обеспечивающие психологические операции продолжат усиливать возможность «убеждать-изменять-влиять» в операциях любого вида, в любом месте в любое время[15].

В том же 2010 году, Объединённый комитет начальников штабов ВС США опубликовал доктрину информационных операций военной поддержки, в которой говорилось, что такие операции являются важнейшим элементом американской внешней политики, они применяются для установления и усиления внешнего восприятия американских вооруженных сил, политического и экономического потенциала. В ходе конфликта такие операции усиливают эффективность боевой мощи (force multiplier), позволяют понизить эффективность вооруженных сил противника, ограничить вмешательство гражданских лиц, сократить сопутствующий ущерб, увеличить поддержку проводимой операции со стороны местного населения[16].

Проведение информационных операций военной поддержки состоит из 7 этапов: планирование, определение и анализ целевой аудитории, разработка комплекса мероприятий, разработка необходимых ресурсов, одобрение руководства, производство и распространение, оценка проделанной работы.

Авторы доктрины особенно отмечают роль и значение информационных операций военной поддержки в мирное время. Военное командование интегрирует информационные операции военной поддержки в общую стратегию США в регионе, что позволяет применять такие операции как в боевых действиях, при сотрудничестве в сфере безопасности, при проведении политики сдерживания.

Отдельное внимание уделяется идеологическим аспектам проведения информационных операций военной поддержки, в частности при обеспечении безопасности иностранного государства (FID – Foreign internal defense), при проведении контртеррористических операций, операций по стабилизации конфликта, операции по борьбе с повстанческими движениями и при проведении специальных военных операций (unconventional warfare).

Большую роль при разработке и проведении информационных операций военной поддержки играет тесная взаимосвязь с другими ведомствами правительства США, в первую очередь Государственный Департамент и Информационное агентство Соединённых Штатов. Кроме того, в доктрине отмечается роль местного руководства и гражданского населения иностранного государства.

6. Разведка (information operations intelligence integration)

Разведка является неотъемлемым элементом проведения информационных операций. Интеграция разведывательной деятельности в проведение информационных операций заметно облегчает понимание между физическим, информационным и когнитивным измерениями информационной среды.

Разведывательная деятельность, направленная на изучение социо-культурных особенностей общества с использованием технологических инструментов оказывает значительное влияние на планирование информационных операций, оценку возможностей и достижение желаемых результатов[17].

В системе американского правительства существует несколько десятков различных организаций, занимающихся разведывательной деятельностью. Более того, продолжаются масштабные организационные изменения, направленные на повышение эффективности работы разведывательных служб, использование современных ресурсов для обеспечения национальной безопасности Соединённых Штатов. Так, директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США объявил о масштабных организационных изменениях в ведомстве, которые намечены на 2015 г. Примечательно, что значительная часть предлагаемых изменений направлена на совершенствование работы в информационном пространстве и связана с противодействием вызовам в киберпространстве[18].

Американское военное разведывательное ведомство уделяет значительное внимание получению и анализу открытой информации об иностранных государствах, вместе с тем, противодействие аналогичной деятельности специальными иностранными службами в других странах является задачей американского ведомства. Так, руководитель военной разведки США Винсент Стюарт на слушаниях в комитете по вооруженным силам Сената США по глобальным угрозам национальной безопасности заявил, что в ходе развернувшегося российско-украинского конфликта Российские власти используют «комплекс различных военных и невоенных инструментов давления на Киев, включая пропаганду, информационные операции, операции в киберпространстве, секретных агентов, регулярные войска, прикрывающиеся «добровольцами» и наёмниками, передачу военной техники сепаратистам и угрозу военной интервенции»[19]. Более того, руководитель американской военной разведки отметил, что количество и качество угроз в космосе и киберпространстве увеличивается, и представляет серьёзную угрозу национальной безопасности Соединённых Штатов.

Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер в ходе тех же слушаний отметил, что «российские власти ведут масштабную и интенсивную пропагандистскую кампанию, направленную на российскую аудиторию с целью оправдать присоединение Крыма и создать твёрдое убеждение в том, что Западный мир представляет угрозу безопасности России. Более того, пропагандистская кампания российских властей направлена не только на население России, но и на иностранного потребителя»[20].

Президент Обама, делая заявление о продлении антироссийских санкций заявил, что российская политика на Украине продолжает представлять «серьёзную угрозу национальной безопасности Соединённых Штатов»[21].

Очевидно, что задача противодействовать российской пропагандистской кампании становится приоритетом политики Министерства обороны, но и других ведомств американского правительства.

7. Привлечение ключевых лидеров Key Leader Engagement (KLE)

Особое внимание в американской доктрине проведения информационных операций уделяется международным операциям (Multinational Information Operations). Так, в доктрине утверждается, что для понимания национальной информационной среды, необходимо понимать «культурные ценности и институты, интересы и опасения местных жителей, моральные и этические ценности, особенности местного законодательства, вызовы, связанные с планированием операций в иноязычной среде, возможности применения доктрины информационных операций»[22]. Понимание этих и прочих национальных особенностей особенно важно, учитывая что информационное взаимодействие с местным населением и местными национальными лидерами неизбежно для эффективного выполнения информационной операции.

Так, к примеру, если возникает угроза того, что население иностранного государства может потерять уверенность в национальном правительстве, американские информационные операции позволят укрепить авторитет правительства. Согласно доктрине, потенциальные средства, для достижения этой цели – дипломатия, информационные средства (СМИ, социальные сети), военные информационные операции (связи с общественностью, военные операции информационной поддержки, дезинформация и т.д.), экономические инструменты воздействия (санкции, инвестиции), коммерческие, культурные и прочие частные средства.

Возможные пути достижения цели (способы убеждения или принуждения - persuasive communications or coercive force) – теле- и радиовещание, блокирование информационных средств противника, государственные или коммерческие интернет-ресурсы, вовлечение ключевых национальных лидеров[23].

Кроме того, Отдельное внимание следует уделить проблеме информационной политики в Государственном департаменте США. Большое беспокойство вызывает то, что в официальных документах на доктринальном уровне декларируется цель противодействия российской пропаганде. Так, в обосновании бюджета Государственного Департамента на 2016 год, приоритетом на Европейском направлении является усиление суверенитета и процветания Украины для противостояния России. Выделяемые бюджетные средства необходимы для противодействия российской пропаганде и решению проблем иностранных инвестиций, интеллектуальной собственности[24].

В обосновании бюджета Совета директоров телерадиовещателей утверждается утверждается, что основным направлением работы в 2015 г. станет «противодействие российской пропаганде, распространяемой посредством информационного агентства Russia Today»[25].

Более того, Совет директоров телерадиовещателей просит у государства почти на четверть увеличить расходы на вещание на русском языке «радио Европа» (до 9 млн. долл. в 2015 г. по сравнению с 7.3 млн. в 2014). Согласно обоснованию, BBG ведёт активную пропагандистскую деятельность среди русскоговорящего населения стран бывшего Советского Союза (разумеется, включая Россию), причём активно использует современные технологии социальных сетей и интернета[26].

Выводы:

Под влиянием множества различных факторов, в Вооруженных силах США происходят существенные изменения. Уменьшается количество функций, связанных с непосредственным ведением боевых действий, при этом увеличивается работа в мирное время. Более того, активная работа в мирное время ведётся среди местного гражданского населения.

Сотрудничество с гражданскими, коммерческими, прочими государственными организациями. Стратегия проведения специальных и информационных операций основана на тесном межведомственном взаимодействии, прежде всего между Министерством обороны и Государственным департаментом, Информационным агентством США (USIA), Центральным разведывательным управлением, Управлением национальной разведки.

Адаптация военной и стратегии национальной безопасности к новым современным условиям мировой политики – информационные технологии, интернет и глобальное информационное пространство, негосударственные акторы.

Проведение различных информационных операций фактически является выражением «умной силы», провозглашенной в качестве национальной стратегией Соединённых Штатов на ближайшее время.

При разработке и проведении информационных операций происходит воздействие как на военную и гражданскую технологическую инфраструктуру, так и на общественное мнение.

Большое беспокойство вызывает то, что в связи с кризисом на Украине доктринально декларируется активное противодействие действиям России. Информационная агрессия становится одним из наиболее действенных инструментов наметившейся российско-западной конфронтации в ходе разворачивающихся событий.


Литература

[1] Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 15-37-01203)

[2] Remarks by the President in State of the Union Address | January 20, 2015 http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/01/20/remarks-president-state-union-address-january-20-2015

[3] Get Smart. Combining Hard and Soft Power. By Joseph S. Nye Jr. http://www.foreignaffairs.com/articles/65163/joseph-s-nye-jr/get-smart

[4] www.dtic.mil/doctrine/new_pubs/jp3_13.pdf

[5] Executive Order 2594 - Creating Committee on Public Information. April 13, 1917 http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=75409

[6] Executive Order 9182 Establishing the Office of War Information. June 13, 1942 http://www.presidency.ucsb.edu/ws/print.php?pid=16273

[7] National Security Decision Directive Number 130. US International Information Policy. March 6, 1986 http://www.reagan.utexas.edu/archives/reference/Scanned%20NSDDS/NSDD130.pdf

[8] Information Operations. 27 November 2012. Incorporating Change 1. 20 November 2014. Joint Publication Jp3_13 – стр. 33

[9] Joint Publication 3-57. Civil-Military Operations. 11 September 2013. http://www.dtic.mil/doctrine/new_pubs/jp3_57.pdf

[10] Joint Publication 3-57. Civil-Military Operations. 11 September 2013. http://www.dtic.mil/doctrine/new_pubs/jp3_57.pdf

[11] Cybercom Chief Details U.S. Cyber Threats. Posted on December 2, 2014. http://science.dodlive.mil/2014/12/02/cybercom-chief-details-u-s-cyber-threats/

[12] Rogers Discusses Cyber Operations, ISIL, Deterrence. http://www.defense.gov/news/newsarticle.aspx?id=128278

[13] International Strategy for Cyberspace Washington DC. Prosperity, Security, and Openness in a Networked World. May 2011 http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/international_strategy_for_cyberspace.pdf

[14] Rogers Discusses Cyber Operations, ISIL, Deterrence. http://www.defense.gov/news/newsarticle.aspx?id=128278

[15] MEMORANDUM FOR All Soldiers and Civilians associated with the Psychological Operations Regiment. 23 June 2010. Major General, USA Commanding Thomas R. Csrnko http://www.heise.de/forum/Telepolis/Kommentare/MISO-statt-PSYOP/UNITED-STATES-ARMY-MEMORANDUM-FOR-All-Soldiers-and-Civilians/posting-1327431/show/

[16] Military Information Support Operations. Joint Publication 3-13.2. 07 January 2010 Incorporating Change 1 20 December 2011. P. 10. http://fas.org/irp/doddir/dod/jp3-13-2.pdf

[17] Information Operations. 27 November 2012. Incorporating Change 1. 20 November 2014. Joint Publication Jp3_13 – стр. 36

[18] Unclassified Version of March 6, 2015 Message to the Workforce from CIA Director John Brennan: Our Agency’s Blueprint for the Future. March 6, 2015 https://www.cia.gov/news-information/press-releases-statements/2015-press-releases-statements/message-to-workforce-agencys-blueprint-for-the-future.html

[19] Statement for the record. Worldwide Threat Assessment. Armed Service Committee. United States Senate. 26 February 2015. Vincent R. Stewart, Lieutenant General, US Marine Corps. Director, Defense Intelligence Agency. http://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Stewart_02-26-15.pdf

[20] Statement for the record. Worldwide Threat Assessment. Armed Service Committee. United States Senate. 26 February 2015. James R. Clapper. Director of National Intelligence. http://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Clapper_02-26-15.pdf

[21] Continuation of the National Emergency with Respect to Ukraine. March 03, 2015. The White House notice/

http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/03/03/notice-continuation-national-emergency-respect-ukraine

[22] Information Operations. 27 November 2012. Incorporating Change 1. 20 November 2014. Joint Publication Jp3_13 – стр. 59

[23] Ibid, p. 29-30

[24] Congressional Budget Justification Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. FISCAL YEAR 2016. P. 6 http://www.state.gov/documents/organization/236395.pdf

[25] The Broadcasting Board of Governors FY 2015 Budget Request. P. 6. http://www.bbg.gov/wp-content/media/2014/03/FY-2015-BBG-Congressional-Budget-Request-FINAL-21-March-2014.pdf

[26] Ibid. P. 21



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.