Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2015

МОЛОДЕЖЬ НА АМЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Н. Е. Петровская,
кандидат экономических наук,
научный сотрудник
Центра социально-экономических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье проанализированы проблемы трудоустройства, с которыми молодежь США продолжает сталкиваться и после глобального кризиса. В фокусе внимания тенденции молодежной занятости, уровни безработицы по разным поло - возрастным группам; экономические и социальные издержки молодежной безработицы, в том числе длительной

Ключевые слова: рынок труда США, молодежь, занятость, уровень безработицы.

YOUTH IN THE US LABOR MARKET

Natalia Petrovskaya,
Ph.D. (Economics),
Researcher,
Center for Social-Economic Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article examines employment problems which young people continue to face after global crisis, with focus on youth employment trends and unemployment rates among different age and sex groups; on the economic and social costs of unemployment, long‐term unemployment, discouragement of young people in the labor market.

Keywords: US labor market, youth, employment trends, unemployment rates.

Позиции молодежи на рынке труда характеризуются их участием в рабочей силе, уровнем безработицы, динамикой занятости по отраслям, уровнем оплаты труда. В данной статье рассмотрены тенденции занятости американцев в возрасте от 16 до 24 лет. Эту группу можно подразделить на самых молодых участников рынка труда - 16- 19 лет и группу в возрасте 20- 24 года. Первая представляет в основном учащихся средних школ, колледжей, многие из которых вовлечены в трудовую деятельность. Вторая группа - молодежь в возрасте 20-24 года, в основном завершающие или завершившие профессиональную подготовку.

По данным Бюро Трудовой статистики США, молодежь в возрасте 16- 24-х лет в начале текущего десятилетия составляла около 13,5% американской рабочей силы. При этом в период 1990 -2010 гг. наблюдалось снижение доли молодежи в рабочей силе – с 17,9% (1990 г.) до 15,8% (2000 г.) и 13,6% (2010 г.). Эта тенденция, по прогнозам Бюро Трудовой статистики, сохранится, и в 2020 г. доля 16 -24-х летних американцев составит всего 11,2 % рабочей силы страны. Одновременно ожидается дальнейший рост доли лиц 55 лет и старше (до 25,2%), отражающий постарение участников американского рынка труда.[6]

Долгосрочная тенденция сокращения роли молодежи в рабочей силе США происходит на фоне сохраняющихся проблем трудоустройства самых молодых трудоспособных американцев, которые остаются одной из наиболее уязвимых групп населения с точки зрения адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям международной конкуренции.

Таблица 1
Занятость молодежи в возрасте 16-24 года

Группы молодежи в возрасте 16-24 года

Июль 2011

Июль 2012

Июль 2013

Июль 2014

Рабочая сила, всего
тыс.чел.

22 742

23 472

23 506

23 437

Численность занятых, всего

тыс.чел.

18 632

19 461

19 684

20 085

Численность безработных, всего
тыс.чел.

4 110

4 011

3 821

3 353

Рабочая сила, мужчины
тыс.чел.

11 930

12 355

12 283

12 335

Численность занятых, мужчины,

тыс.чел

9 746

10 140

10 127

10 470

Численность безработных, мужчины
тыс.чел

2 184

2 215

2 156

1 865

Рабочая сила, женщины
тыс.чел.

10 812

11 117

11 223

11 102

Численность занятых, женщины

тыс.чел

8 886

9 321

9 557

9 614

Численность безработных, мужчины
тыс.чел

1 926

1 796

1 665

1 488

Источник: [5]

В период после глобального кризиса 2008 - 2009 гг. уровень безработицы среди молодежи остается значительно более высоким, чем среди других возрастных групп, не только в США. Необходимо также учитывать, что безработица – наиболее видимый индикатор уязвимости молодежи на рынке труда. К числу более скрытых, но не менее актуальных молодежных проблем можно отнести потерю надежды на трудоустройство и прекращение активных попыток найти работу; несоответствие полученного образования или профессиональной подготовки текущим требованиям рынка и вынужденное трудоустройство по иной специальности; получение трудового дохода ниже черты бедности. Поэтому все более актуальной становится разработка эффективных механизмов не только снижения уровня безработицы среди молодежи; поддержки безработных, но также повышения конкурентоспособности других уязвимых на рынке труда групп молодых людей, формально зачастую не относящихся к числу нуждающихся в помощи.[2]

Участие в рабочей силе молодежи в возрасте 16 – 24 года в пост кризисный период возросло, безработица упала с 18,1% в июле 2011 г. до 14,3% в июле 2014г. (рассчитано по данным Таблицы 1). При этом участие в рабочей силе мужчин этого возраста выше, чем среди женщин – соответственно, 63,2% и 57, 8% (2014г.). Уровень безработицы в рассматриваемый период снизился и среди мужчин, и среди женщин, но у мужчин он остается более высоким (15,1%), чем у женщин (13,4%).

Особенно высокий уровень безработицы остается среди чернокожей и испаноязычной молодежи – 24,8% и 16,5%, соответственно, значительно превышая аналогичный показатель

среди белых молодых людей (12,2%) и выходцев из Азии (10,9%) этого возраста.[5]

В наиболее уязвимом положении остаются 16-19-летние американцы. По данным на март 2015 г., безработица среди них оставалась на уровне 17,5%, в сравнении с 5,5% для рабочей силы всех возрастов. (Таблица 2) Соотношение уровней безработицы среди вступающих на рынок труда лиц 16-19 лет и всех участников рынка свидетельствует о низкой конкурентоспособности молодежи. Причинами могут быть недостаточная профессиональная ориентация, отсутствие информации о состоянии рынка труда, неосведомленность относительно эффективности различных путей поиска работы, отсутствие опыта поиска работы и/или требуемых навыков, отставание подготовки от динамично меняющихся требований рынка.

Таблица 2
Безработица среди молодежи в возрасте 16-24 года

Группы населения

Численность безработных, тыс. человек,

Март 2014

Численность безработных, тыс. человек,

Март 2015

Уровень безработицы,%

Март 2014

Уровень безработицы,%

Март 2015

Всего, 16 лет и старше

10 384

8 575

6,6

5,5

16 – 19 лет

1 189

1 021

20,9

17,5

16- 17 лет

401

356

20,4

18,1

18 – 19 лет

9 195

7 554

6,1

17,1

20- 24 года

1 932

1 599

12,2

10,4

Источник: [7]

Стоит также иметь в виду, что показатели безработицы у рассматриваемой группы уменьшаются за счет поступления на менее оплачиваемую, чем ожидалось, работу, или не соответствующую полученной подготовке. Среди 16-19-летних занятых с почасовой оплатой труда около 15% получают зарплату на уровне минимальной и ниже, в сравнении с 3% работников 25 лет и старше.

Отсутствие иных источников доходов в момент после окончания обучения заставляет молодых людей соглашаться на работу, которая не соответствует их ожиданиям и профессиональной подготовке.

Наибольшие трудности с трудоустройством испытывают представители самой младшей возрастной группы. Подобная ситуация сохраняется не только в США, но в большинстве стран, и объясняется, прежде всего, отсутствием опыта работы у молодых людей в этом возрасте.

При этом прогнозируется дальнейшее уменьшение доли молодежи в рабочей силе страны. Статистически эта тенденция объективно ведет к снижению среднего уровня безработицы, но одновременно – к дальнейшему постарению рабочей силы.

Исследование отраслевых особенностей занятости молодежи в США показывает, что по состоянию на июль 2014 г., американцы в возрасте 16 -24-х лет были заняты преимущественно в частном несельскохозяйственном секторе ( 18 млн. из 20 млн. занятых этого возраста). Наибольшее число занятых отмечено в отрасли досуга и индустрии гостеприимства (5,1 млн. человек), в розничной торговле (3,8 млн. человек), в сфере образовательных и услуг здравоохранения (2,1 млн. человек). На эти три сектора приходится 55% всех занятых в возрасте 16 -24-х лет, а на обрабатывающую промышленность – 6,5%. В обрабатывающей промышленности занято почти столько же лиц указанного возраста, сколько в госсекторе (1,3 млн. человек). Такое распределение занятости отражает длительную тенденцию к опережающему росту занятости в сфере услуг.

В то же время относительно низкая занятость в сферах финансов, профессиональных и деловых услуг косвенно отражает тот факт, что многим недавним выпускникам сложнее найти работу по специальности, чем претендентам, имеющим опыт такой работы. Кроме того, предложение труда ряда специалистов-гуманитариев превосходит спрос, что усиливает безработицу в данной сфере.

Особого внимания требует молодежь, которая не имеет специального образования. Недостаточный уровень профессиональной подготовки снижает возможности трудоустройства, что в свою очередь увеличивает риск приостановки дальнейшего поиска работы, социальной изоляции молодых людей. Кроме того, неквалифицированные рабочие увольняются первыми в случае сокращения штата работников в экономически неблагоприятные периоды.[1]

При возобновлении экономического роста уровень молодежной безработицы падает, но все равно остается выше, чем по другим возрастным группам участников рынка труда. Даже временное отсутствие работы в начале трудовой деятельности оказывает негативное влияние на трудовую мотивацию, дальнейшие поиски работы.

Проблема перехода от учебы к работе носит комплексный характер и охватывает множество вопросов, связанных с прогнозированием рынка труда, профессиональной ориентацией, информационным обеспечением претендентов о возможностях трудоустройства. Возрастающее внимание в службах занятости уделяется индивидуальному подходу, позволяющему помочь найти молодым людям рабочее место, соответствующее полученной профессии, уровню квалификации; удовлетворяющее по условиям и режиму труда, заработной плате.

В начале текущего десятилетия, наряду со ставшими уже традиционными мерами долгосрочного характера по адаптации рабочей силы к последствиям глобализации, информационной революции, в США продолжалась реализация дополнительных мер по профессиональной подготовке и переподготовке, помощи в трудоустройстве. Решение этих задач возложено на Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США, которое регулярно проводит работу с властями штатов для того, чтобы способствовать более оперативному и эффективному трудоустройству молодежи.[3]

Политика содействия молодежной занятости в США, как и во многих других странах, является одним из важнейших направлений политики в сфере труда. Решение проблемы трудоустройства молодежи имеет значение как для реализации трудового потенциала, так и повышения экономического роста. По оценкам Международной Организации Труда, если уровень молодежной безработицы в мире удалось бы снизить вдвое, то мировой ВВП увеличился бы, на величину от 4,5% до 7%.

Среди причин, по которым молодежь остается в уязвимом положении на рынке труда, можно выделить:

- отсутствие у работодателя информации о профессиональных навыках молодых претендентов на работу, что делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой при найме,

- полученное образование далеко не всегда совпадает с требованиями работодателя, которые меняются быстрее, чем могут измениться учебные планы и программы,

- отсутствие у начинающих трудовую деятельность опыта, приобретение которого требует не только времени, но и соответствующих затрат, как работника, так и работодателя.

В результате отмеченных факторов возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, оказываются ниже, чем у других групп населения. Помимо высокого уровня безработицы ограничение спроса на рынке труда ведет к увеличению группы молодежи, которая нигде не работает и не учится.

Таким образом, даже при сокращении уровня молодежной безработицы в посткризисный период, он остается значительно выше, чем в среднем по всем возрастным группам рабочей силы; снижается экономическая активность молодого населения.

«Потерявший надежду на трудоустройство», по определению Международной организации труда, это - человек, который состоянии работать, но не работает и не ищет работу, потому что уверен, что никакой работы для него не будет. В соответствии со стандартной классификацией «потерявших надежду» их относят к экономически неактивному населению. «Потерявший надежду» означает «отказавшийся от своей цели», от всяких попыток найти работу, потому что, к примеру, считает свою квалификацию недостаточной, не знает, где и как следует искать работу, или убежден в отсутствии подходящей для него работы.

При этом юноша или девушка могут объяснять отсутствие у них трудовой мотивации и стремления искать работу, в частности, тем, что у них нет достаточного для этого образования и/или квалификации, что там, где они проживают, нет подходящей , с их точки зрения, для них работы или что они не знают, где ее искать. Потерявшие надежду на трудоустройство молодые люди, как и те, кто в течение длительного времени являются безработными, могут испытывать определенные трудности с возобновлением трудовой деятельности. У них также более высок риск почувствовать себя ненужным и отвергнутым обществом. Для экономики страны наличие потерявших надежду работников означает недоиспользование трудовых ресурсов, созидательного потенциала».

Вынужденный нетрудовой образ жизни для значительной части молодежи может стать весьма опасным для социальной стабильности общества и представить проблему в плане кадрового и социального обеспечения в будущем, по мере выхода на пенсию ныне работающих. При этом длительно не работающие и не ищущие работу лица являются, возможно, даже более сложной и уязвимой (для поддержки и предоставления профессиональной помощи) категорией, чем безработные, получающие пособия, профессиональную переподготовку, и имеющие реальные перспективы трудоустроиться.[2]

Следует также учитывать, что молодежь – это крайне неоднородная группа, поэтому необходима разработка мер с учетом специфических проблем, с которыми сталкиваются конкретные категории молодых людей, когда выходят на рынок труда и стараются там удержаться.

Анализ процесса перехода молодежи от учебы к труду является важным инструментом для понимания проблем, стоящих перед теми, кто впервые выходит на рынок труда, и выработки соответствующих мер.

В документах ООН подробно рассмотрены стратегии обеспечения занятости молодежи на основе подготовки молодежи по вопросам предпринимательства, осуществления программ микрокредитования, организации профессиональной подготовки, предоставления услуг по профессиональной ориентации, подготовки руководителей из числа молодых людей, осуществления предназначенных для молодежи интенсивных программ занятости на трудоемких производствах и обеспечения подготовки по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий.

Предпринятые в этой области исследования показывают необходимость учета самых разнообразных факторов, таких как уровень образования и подготовки молодых людей, их представления и надежды в отношении трудоустройства, их жизненные цели и ценности, процесс поиска работы, влияние семьи на выбор профессии, факторы, препятствующие и помогающие выходу на рынок труда, выбор между работой по найму или самозанятостью или между работой в государственном или частном секторах, отношение работодателей к найму молодых работников, условия труда/занятости, удовлетворенность работой.


Литература

[1] Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке. Опыт США// Труд за рубежом. - 2008. - № 3. - С. 1-22

[2] Емельянов С.В., Лебедева Л. Ф. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности// Труд за рубежом. - 2007. - № 4. С. 1-16.

[3] Лебедева Л.Ф. Трудовые отношения в США: основы трудового регулирования//Труд за рубежом. - 2006. - № 2(70). С. 3-26

[5] EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT AMONG YOUTH. BLS. – August 2014

[6] Employment Projections 2010 -2020. BLS. – February 2012

[7] The Employment situation. BLS. – March 2015



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.