Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2007

Проблема занятости и безработицы в США на современном этапе

Лютов А.А., к.и.н.,
старший научный сотрудник
Отдела внутриполитических исследований
Института США и Канады РАН,
г. Москва

В последнее время проблемы в области занятости и трудовых отношений не были для США столь актуальны, как вопросы внешней политики, и в первую очередь, войны в Ираке. Вместе с тем, государственное регулирование сферы труда и занятости является основополагающим направлением внутренней политики США, приоритеты которой всегда становились предметом острых дискуссий в ходе президентских избирательных кампаний.
Сегодня в США отмечаются в целом довольно высокие показатели занятости. Так, в октябре 2006 г. уровень безработицы достиг рекордно низкой отметки за последние пять лет и составил 4,4%, или 6,7 млн. чел. . Однако в январе 2007 г. безработица поднялась до 4,6% (7 млн. чел.), хотя серьезных последствий на американский рынок труда этот скачок не оказал. Фактически мы можем говорить о достижении на современном этапе в Соединенных Штатах полной занятости.
Термин «полная занятость» не означает стопроцентного отсутствия безработицы в стране, но предполагает некий «естественный» уровень безработицы, определяющий экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов. «Полная занятость» подразумевает также наличие структурной и отсутствие циклической безработицы. Из-за несоответствия спроса и предложения около 60% прироста безработицы приходится на структурную и приблизительно 40% – на циклическую безработицу, отражающую колебания деловой активности, обусловленные экономическим циклом.
На протяжении 1970–1980-х гг. естественный уровень безработицы рассматривался в пределах 6-7%, а в периоды циклических спадов он был значительно выше. Во время экономического кризиса 2001–2003 гг. американская экономика потеряла 2,9 млн. рабочих мест (из них 2,3 млн. – в обрабатывающей промышленности), а уровень безработицы в июне 2003 г. подскочил до рекордных 6,4%. Однако уже в конце 2003 – начале 2004 г. было создано более 400 тыс. новых рабочих мест, ситуация в экономике постепенно стала улучшаться и безработица к началу 2005 г. опустилась до 5,2%. Всего же на протяжении 2004–2006 гг. было создано более 6,6 млн. новых рабочих мест . Таким образом, современная ситуация, сложившаяся на американском рынке рабочей силы, позволила пересмотреть некоторые теоретические представления о естественном уровне безработицы или безработице при полной занятости. Теперь такой уровень безработицы определяется как «не вызывающий ускорения инфляции» и рассматривается в пределах 5%.
Основной акцент внутриполитического курса первой администрации Дж. Буша был направлен на снижение налогового бремени с целью стимулирования экономического роста, создания новых рабочих мест и поддержания тем самым доходов американского населения. В 2000–2004 гг. в рамках налоговой реформы были приняты три основных закона: «Об экономическом росте и помощи налогоплательщикам» (июнь 2001 г.), «О создании рабочих мест и помощи занятым» (март 2002 г.) и «О налоговой реформе для создания рабочих мест и стимулирования экономического роста» (май 2003 г.).
Закон 2002 г. предусматривал федеральные ассигнования на создание новых рабочих мест и помощь рабочим и служащим в размере 93 млрд. долл. в течение 10 лет, а также увеличение срока выплат пособий по безработице на 13 недель.
Одной из задач закона 2003 г. было ускорение роста занятости. В результате принятия закона уровень безработицы сократился с 6,4% в июне 2003 г. до 5,7% в декабре 2003 г. Особенно быстрыми темпами новые рабочие места создавались в сфере малого бизнеса. Чтобы выполнить «задачу по занятости» администрация Буша подготовила план стимулирования хозяйственного роста и занятости из шести пунктов, в который вошли меры по ограничению роста цен на медицинское обследование. Результатами реформы стали уменьшение ставки подоходного налога, отмена налога на дарение и снижение налогов на корпоративный сектор и малый бизнес. От проведенной реформы больше всего выиграли наиболее состоятельные семьи американского общества, а также предпринимательские группировки, включая представителей малого бизнеса.
Еще в сентябре 2003 г. по решению президентской администрации в федеральном правительстве для контроля над производственным сектором американской экономики должен был быть создан новый руководящий пост – помощник министра торговли по вопросам обрабатывающей промышленности. Выступая перед рабочими в городе Ричфелд, Буш назвал сохранение рабочих мест на производстве одним из важнейших условий развития  экономики США и признал, что за время его пребывания у власти безработными стали «тысячи» трудящихся этого сектора . Согласно же данным официальной статистики, на протяжении 2001–2003 гг. количество рабочих мест сократилось на 3 млн., причем 2,4 млн. из них пришлось как раз на обрабатывающую промышленность. Одной из основных причин этой негативной тенденции президент назвал экономическую политику других стран мира, которые имеют более дешевые рынки рабочей силы, и при этом воздвигают торговые барьеры на пути американских товаров. Для решения этой проблемы и должен был быть учрежден новый пост. Однако ни на той встрече, ни позже Буш так и не уточнил, кто его должен был занять, когда это предложение будет внесено для обсуждения в Сенат и какие именно обязанности будут лежать на новом заместителе министра торговли. Все это так и осталось голословными заявлениями.
Таким образом, во время первой администрации Буша произошло самое крупное в американской истории сокращение налогов, которое, по замыслам президентской администрации, должно было стать стимулом для создания новых рабочих мест. За этот же период федеральные расходы на образование и здравоохранение увеличились на 36%. Основными задачами Буша на второй президентский срок стали дальнейшее снижение налогового бремени, приватизация системы социального обеспечения (эта идея в 2006 г. потерпела полный крах) и уменьшение государственных расходов на невоенные цели.
Проблемы занятости и безработицы, создания новых рабочих мест и снижения налогов, наряду с внешнеполитическими вопросами, активно обсуждались Дж. Бушем и Д. Керри во время президентских выборов 2004 г. Керри даже выдвинул в качестве основы своей президентской кампании лозунг: «Первым делом – рабочие места». Программа кандидата демократов была рассчитана на 2005–2008 гг. и включала создание 10 млн. новых рабочих мест за счет снижения общего налогообложения корпораций на 5%. Этот план Керри назвал «самой широкомасштабной реформой международного налогообложения за последние 40 лет» .
Во время второй администрации Буша проблемам занятости и безработицы уделялось уже меньше внимания, что было связано с эскалацией войны в Ираке. Вместе с тем, на внутриполитической арене эта проблема по-прежнему остается актуальной.. Согласно данным Бюро Переписи Населения США, 12,6% американцев (37 млн. чел.) в 2005 г. находились ниже официальной черты бедности. Несмотря на то, что общее количество бедных в 2005 г. не изменилось по сравнению с предыдущим годом, количество людей, живущих в глубокой бедности, увеличилось. Под глубокой бедностью подразумевается уровень дохода, который на 50% меньше прожиточного минимума. Годовой доход, соответствовавший прожиточному минимуму в 2005 г., составлял 19971 долл. для семьи из четырех человек, 15577 долл. – для семьи из трех человек, 12755 долл. – для семьи из двух человек и 9973 долл. для одного человека. За последнее время вырос и другой важный показатель бедности – число американцев, не имеющих медицинской страховки.
В 2005 г. на борьбу с бедностью из федерального бюджета было потрачено около 477 млрд. долл. Эти затраты состояли главным образом из финансирования 50-ти государственных программ, направленных на помощь нуждающимся. C момента прихода к власти президента Дж. Буша общие затраты на эти нужды возросли на 22%. Однако, несмотря на все усилия, количество бедных американцев остается довольно высоким. Начиная с 1964 г., когда Л. Джонсоном была принята программа «Войны с бедностью», и до наших дней американское государство потратило приблизительно 9 трлн. долл. на помощь бедным. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в 1980–1990-е гг., в бедности сегодня живут примерно столько же американцев, что и в середине 1960-х гг.
Сегодня американское общественное мнение подвергает критике многие мероприятия, проводимые администрацией Буша в социальной сфере. Так, по мнению «Нью-Йорк Таймс», большинство новых рабочих мест, созданных при Буше, не требуют высококвалифицированной рабочей силы и являются низкооплачиваемыми . В то же время, по данным статистики, самые большие потери рабочих мест, исключая промышленность, были зафиксированы в сфере розничной торговли, гостиничном бизнесе и индустрии авиаперевозок. Еще одним примером неэффективности внутриполитического курса республиканцев стало принятие в начале февраля 2006 г. Палатой Представителей бюджетного законопроекта о сокращении социальных программ на 40 млрд. долл. 
Некоторые аналитики отмечают и положительные моменты в деятельности Буша, в первую очередь оказание помощи пострадавшим в недавних стихийных бедствиях. (Например, в начале марта 2006 г. президент подписал закон, по которому выплата пособий по безработице для жертв ураганов «Катрина» и «Рита» продлялись с 26 до 39 недель.)
В ежегодном докладе президента о «Положении в стране» (2006 г.) Дж. Буш отметил, что предстоящий в ближайшие годы выход на пенсию 77 млн. американцев, которые относятся к поколению «бэби-бума», приведет к значительному повышению стоимости социального обеспечения программ «Мэдикэр» и «Медикейд». Президент призвал создать двухпартийную комиссию с участием конгрессменов для разработки конкретных предложений по фундаментальной реформе системы социального обеспечения и здравоохранения. В том же докладе, Буш выдвинул предложение о введении налоговых скидок на некоторые виды медицинских расходов.
С августа по октябрь 2006 г. вне сельскохозяйственного сектора экономики США было создано 470 тыс. новых рабочих мест. В основном, рост занятости наблюдался в сфере услуг, здравоохранения, образования и в ресторанном бизнесе, в то время как в производственной отрасли и строительстве количество рабочих мест несколько снизилось. В октябре 2006 г. размер средней заработной платы вырос на шесть центов, однако до сих пор уровень безработицы среди различных категорий американских работников достигает значительных размеров, особенно среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет (15,4%). Безработица среди афроамериканцев составляет 8,6%, среди испаноязычных – 4,7% и среди белых – 3,9% .

Современная система подготовки и переподготовки рабочей силы
Анализ сферы труда и занятости, а также влияния американского государства на область трудовых отношений будет неполным, если не рассматривать тенденции развития системы подготовки и переподготовки рабочей силы. Трансформация этой системы, происходящая в США в последнее время, оказала самое серьезное влияние на состояние американского рынка труда. Активное государственное регулирование системы подготовки и переподготовки кадров, начатое еще в 1990-е гг., привело к значительным изменениям в этой сфере в первой половине 2000-х гг.
На современном этапе в Соединенных Штатах совершенствование системы подготовки и переподготовки работников приобретает особую актуальность. Сегодня строится новая система дополнительного образования, формирующаяся в основном на коммерческих принципах. По данным официальной статистики, в США дополнительным профессиональным образованием ежегодно охвачено до 20 млн. чел.
Особенностью американской системы подготовки и переподготовки является создание широкой сети непрерывного обучения и повышения квалификации для работников предприятий и рядовых сотрудников компаний. Особенно популярны активные методы обучения, применяющиеся в целях повышения личной активности и инициативы слушателей, интенсификации их творческого мышления и эмоционально-волевой сферы. При повышении квалификации работник стремится к более глубокому освоению, как правило, одной профессии. Однако специалисты отмечают, что профессиональное обучение в США с годами становится все более теоретическим, информационным. Американская система обучения тяготеет к подаче профессиональных знаний, в то время как большинство студентов США хотели бы не только получить специальную информацию, но и обучиться эффективным способам деловых взаимодействий. Американские эксперты полагают, что профессиональное обучение может стать несравненно более эффективным, если в одной учебной группе актуальная проблема решается силами специалистов различных профессий.
Рассматривая начальную профессиональную подготовку молодежи, следует отметить, что государство в первую очередь стимулирует активность предприятий с помощью прямого финансирования внутрифирменных систем обучения. В Соединенных Штатах государство стремится кардинально преобразовать характер ученичества на предприятиях и выступить в роли организатора внутрифирменных учебных центров. Обязательным условием финансирования является соответствие обучения требованиям, предъявляемым к современным профессиям. Государственные инвестиции во внутрипроизводственные программы обучения напрямую связаны с проблемой занятости и безработицы, так как основной контингент обучающихся здесь — потенциально или фактически безработная молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. В случае найма и обучения на соответствующем уровне молодежи в возрасте 16-18 лет, не имеющей полного среднего образования, государственные органы покрывают до 60% издержек предприятий. Целью обучения является получение основных знаний, дающих определенные гарантии занятости и позволяющих в дальнейшем повышать квалификацию.
Прямое финансирование государством внутрифирменной подготовки распространяется, в основном, на рабочие профессии, однако иногда охватывает подготовку специалистов и на уровне специального среднего, и даже высшего образования. (Это касается узкоспециализированных категорий инженеров и техников из молодежи, не имеющей достаточного общеобразовательного уровня для поступления в учебное заведение, включенное в традиционную систему высшего образования.)
Начиная с 1990-х гг. методы прямого финансирования стали дополняться косвенным стимулированием внутрифирменной подготовки посредством дифференцированной налоговой политики: в США суммы, направляемые на обучение молодых работников, полностью освобождаются от налога.
Наряду с экономическими методами существуют и другие формы стимулирования активности предприятий, в частности создание благоприятной инфраструктуры для внутрифирменной подготовки молодежи. Государственные научно-исследовательские центры, службы трудоустройства, отраслевые консультативные комиссии обеспечивают предприятия информацией о ситуации на рынке рабочей силы.
Указанные меры по активизации внутрифирменной подготовки кадров реализуются в рамках государственных программ подготовки и занятости молодежи, предусматривающих определенную правовую основу взаимодействия государства и предприятий. В общегосударственных программах большая часть финансовых средств делегируется на региональный и местный уровни, что отражает общий процесс децентрализации системы подготовки кадров и обеспечения занятости.
Механизм обеспечения занятости молодежи посредством ее профессиональной подготовки и переподготовки предполагает не только двустороннее взаимодействие государственных органов и предприятий, но и стимулирование государством прямой кооперации предприятий с учебными заведениями. При этом государство применяет те же инструменты воздействия: финансирование, налоговую политику и создание информационно-правовой инфраструктуры.
Основная цель системы чередования процесса теоретического обучения с трудовой деятельностью – приближение подготовки квалифицированных рабочих кадров к условиям динамично развивающегося производства. При этом решаются проблемы трудоустройства молодежи и создания дополнительных рабочих мест, с этим увязывается и государственное финансирование, играющее в данном случае преимущественно социальную функцию.
Данные принципы приобрели наиболее законченный вид в государственной контрактной системе США, представляющей собой совершенно иной уровень взаимодействия государственных органов, учебных заведений и предприятий в подготовке научных кадров высшей квалификации. Суть системы состоит в стимулировании государством-заказчиком крупных научно-исследовательских проектов, цель которых не только реализовать научные исследования, но и готовить специалистов и повышать их квалификацию (даже при отрицательном результате исследований). Учебные заведения и фирмы выступают в данном случае в качестве соисполнителей проекта. Многостадийность проектов предполагает обязательность перемещения кадров из сферы образования в сферу производства.
В целом, контрактная система имеет косвенное отношение к проблеме обеспечения занятости молодежи, однако следует учитывать определенные условия финансирования государством научно-исследовательских проектов. В число этих условий часто входит степень охвата студентов проектом и соответствующими программами подготовки, что в значительной степени гарантирует студентам на конкретном предприятии занятость в соответствии с полученной квалификацией. Приоритетным субсидированием пользуются проекты, в осуществлении которых принимают участие объединения самостоятельных мелких и средних фирм. В случае достижения определенной нормы охвата студентов, Национальный научный фонд США компенсирует около половины соответствующих расходов предприятий.
Переподготовка высвобождаемых в процессе производства работников, как правило, не входит в сферу интересов предприятия. Но в современных условиях становятся очевидными недостаточность усилий государства и необходимость подключения к обеспечению занятости самих предприятий. Без такого взаимодействия эффективность мероприятий по переподготовке высвобождаемых работников неизбежно оказывается низкой, так как не учитывается специфика требований корпораций, для которых готовятся кадры.
Традиционно участие предприятий в федеральных программах заключается в том, что переподготовка высвобождаемых работников на государственных курсах частично финансируется за счет взносов предпринимателей в фонд страхования по случаю безработицы (как в подавляющем большинстве штатов). В настоящее время, чтобы реализовать возможности учебных центров самих корпораций, активно используются налоговые льготы и возмещение расходов, связанных с обучением определенных категорий безработных. В случае организации курсов по переподготовке высвобождаемой рабочей силы фирмы США получают скидку с налога на прибыль.
Еще одной формой сотрудничества государственных органов США и предприятий являются совместные разработки программ переподготовки высвобождаемых работников и управление этими программами. При таком сотрудничестве корпорации самостоятельно оценивают свои потребности в кадрах и на основании этих оценок определяют возможности для обучения и обязательного трудоустройства высвобождаемых с предприятий данного штата лиц. Затем заключается контракт, согласно которому предприятия получают государственную субсидию на определенное число обучаемых.
Приоритет в отношении стимулирования принадлежит опережающей переподготовке или повышению квалификации лиц, которым грозит увольнение. Так, например, в штате Массачусетс налоговые скидки и субсидии получают только те предприятия, которые организуют переподготовку высвобождаемых работников не менее чем за три месяца до предполагаемого увольнения.
Переподготовка фактически и потенциально высвобождаемых работников предполагает не только сотрудничество государственных органов и предприятий, но и стимулирование государством соответствующей кооперации учебных заведений и фирм. Так, прямое государственное финансирование применяется при организации совместных дорогостоящих программ переподготовки и повышения квалификации, связанных с кардинальной перестройкой производства. Например, в 2005 г. власти штата Орегон компенсировали 31% всех издержек совместной программы переподготовки в связи с компьютеризацией производства, разработанной корпорацией «Пасифик Нозерн Белл», местным университетом и рядом колледжей. Условием финансирования было включение в программу всех заинтересованных работников.
Внутрифирменная подготовка и переподготовка кадров превратилась в настоящее время в мощную индустрию, соизмеримую по своим масштабам с общей системой образования и во многом дополняющую ее. Развитие системы внутрифирменной подготовки кадров пользуется активной поддержкой государства и, как правило, координируется с правительственной политикой в области образования и регулирования рынка труда.
В первой половине 2000-х гг. в области организации обучения лидировали крупные корпорации, действующие в отраслях высокой технологии. Например, корпорация «Моторола» имеет целую сеть учебных центров и собственный технический университет для подготовки и повышения квалификации технических специалистов и менеджеров. Ее ежегодные ассигнования на подготовку кадров увеличились за последние десять лет с 7 до 120 млн. долл. 
Расширение масштабов внутрифирменной подготовки кадров связано и с новыми условиями конкуренции на мировом рынке: усиливается роль неценовой конкуренции, в которой решающее значение приобретают техническая новизна и качество товаров. Высокий профессионализм персонала, его способность и желание творчески осваивать новые технологии превращаются в важнейший фактор коммерческого успеха.
Организация подготовки и переподготовки кадров внутри предприятий встроена в систему внутрифирменного планирования: программы подготовки и переподготовки носят целевой характер и тесно связаны с планами создания новых и реконструкцией старых предприятий, то есть с инвестиционными планами, а также с программами научных исследований, разработок и внедрения новых технологий. Разрабатывая очередную научно-техническую программу, руководство компаний не только планирует ее техническое и финансовое обеспечение, но заранее начинает готовить необходимые кадры.
В последнее время в основу организации обучения ставится мотивация профессионального роста и развития личности. Широко применяются методы психологического стимулирования — самооценка и выработка цели. Периодически каждый работник заполняет анкету, в которой оценивает свой вклад в производство и творческие возможности, а также высказывает определенные пожелания. Свое мнение по этим вопросам выражает в анкете и его непосредственный начальник. На основе анкеты руководители отдела решают вопрос о перемещении работника на более ответственную должность или о направлении его на учебу с отрывом от производства (в учебный центр фирмы, технический колледж или университет) для прохождения курса переподготовки. В целях расширения профиля квалификации работников и выявления их способностей широко практикуется ротация рабочих мест.
Итак, приоритетными направлениями внутриполитической деятельности государства сейчас являются: повышение уровня занятости среди всех слоев американского населения, увеличение пособий по безработице, создание новых и сохранение уже существующих рабочих мест, совершенствование системы подготовки и переподготовки работников на предприятиях. Несмотря на то, что современная ситуация на американском рынке труда характеризуется достаточно стабильным уровнем занятости, на сегодняшний день все еще сохраняется проблема предоставления рабочих мест выпускникам общеобразовательных школ, женщинам, инвалидам и другим незащищенным категориям населения.

Новый облик рабочей силы
По мере становления нового производственного уклада человеческие ресурсы становятся главным источником повышения производительности общественного труда и ведущим фактором экономического развития. Это связано с тем, что состояние современного общества подразумевает повышение стандартов и уровня профессионально-квалифицированного развития рабочей силы, социальное развитие и личностное совершенствование человека, и как следствие, – формирование работника качественно нового типа.
В условиях широкого внедрения в производство передовых технологий спрос на рабочие руки на современном рынке труда становится все более избирательным и дифференцированным. Например, резко упал спрос на производственных рабочих («синие воротнички»), то есть на лиц, занятых преимущественно физическим трудом.
Одновременно в рамках процесса естественной реструктуризации рабочей силы, когда происходит квалификационный рост одних работников и устаревание профессий других, проявляется тенденция к повышению квалификации производственных рабочих. На производстве, ориентированном на использование передовых технологий, остается все меньше места для неквалифицированного труда чернорабочих, грузчиков, уборщиков и т.п. В первой половине 2000-х гг. в США удельный вес квалифицированных работников вырос практически до 40%.
Процесс квалификационного роста производственных рабочих привел к образованию такой высокомобильной части рабочей силы как «технологически ориентированные» работники, или «золотые воротнички». По уровню образования и квалификации, по функциям, выполняемым в современном производстве, по своему социальному положению на предприятиях «золотые воротнички» сближаются с производственной интеллигенцией – специалистами, или «белыми воротничками». Категория «золотых воротничков» в последнее время демонстрирует высокие темпы роста и составляет сегодня на отдельных предприятиях до 10-15% рабочих. Существуют прогнозы, что в недалеком будущем «технологически ориентированные» работники станут основным ядром постиндустриального общества. Среди служащих, которые уже стали во всех развитых странах преобладающей частью рабочей силы, насчитывается достаточное количество профессионалов. В последнее время наблюдается повышенный спрос на экспертов в сфере информационных технологий, программирования, электроники, системного анализа, а также профессионалов в тех областях знаний, которые важны для организационно-технологической модернизации производства. По данным статистики, в 2005 г. доля профессионалов в Соединенных Штатах составляла 35% .
Повышение требований к квалификационному уровню рабочей силы и появление новых специальностей изменяют ситуацию на рынке труда: увеличивается число вакансий, при заполнении которых предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями в связи с нехваткой работников требуемых профессий и квалификации.
Сдвиги в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы стали проявляться в США с 1990-х гг. Прежде всего, расширило свое содержание само понятие «квалификация». В настоящее время в число составляющих элементов квалификации входят способность работника к обучению, освоению новой техники, вынесению собственных суждений и самостоятельности в труде, принятию на себя ответственности и т.п.
Становление нового производственного уклада предполагает смещение центра тяжести трудовой деятельности работников в сторону проявления ими преимущественно интеллектуальных усилий. Под давлением требований комплексной автоматизации возникает потребность в работнике, который способен преодолеть узкие рамки прежнего статуса простого «придатка техники», повысить уровень и масштабы своей оперативно-производственной самостоятельности.
Речь, в частности, идет о взаимообусловленности развития субъективного элемента производительных сил – рабочей силы – и их объективной составляющей – производственно-технологического оборудования, степень которой неуклонно возрастает по мере научно-технического совершенствования производства. Прогресс информационных технологий, внося коррективы в характер и содержание труда, ведет к качественному совершенствованию трудовых ресурсов. Новые неинформационные технологии также не могут использоваться без соответствующей по качеству рабочей силы. Таким образом, формирование нового социального облика наемного работника является важным условием реализации потенциала высоких технологий, а важнейшей составляющей качественной эволюции рабочей стали социальное развитие и личностное совершенствование человека труда.
Отмеченные сдвиги в качественных характеристиках рабочей силы ведут к серьезным социально-экономическим последствиям. С одной стороны, появление профессиональной высокомобильной рабочей силы делает слабыми позиции профсоюзных организаций, на протяжении всей истории развития трудовых отношений в США боровшихся за повышение оплаты труда «синих воротничков», потребность в которых, как мы видели, постоянно снижается. По этой причине американские профсоюзы вынуждены переключаться на решение иной задачи – повышения гарантий занятости.
С другой стороны, высокий профессионально-квалификационный уровень современного работника, степень его социального развития выдвинули новые задачи при перестройке организации труда и управления предприятием, вызванные технологической модернизацией производства:
1) изменение стимулов побуждения к труду;
2) перераспределение властных полномочий на предприятиях для более активного вовлечения в управление производством наемных работников, принимающих участие в процессе принятия решений.

Процессы на рынке труда США
Уже отмечалось, что в настоящее время постоянно снижается количество работников, занятых в сфере производства материальных благ, и растет занятость в сфере услуг. Отчасти эти сдвиги связаны со структурной перестройкой обрабатывающей промышленности США, поскольку еще в 1990-е гг. начался процесс вывоза за пределы страны некоторых отраслей обрабатывающей промышленности: автомобильной, электронной, химической и др. На протяжении 1990–2005-го гг. в 500 крупнейших компаниях, расположенных на территории США, ежегодно теряли рабочие места около 500 тыс. чел. Помимо перевода предприятий за границу, эти сокращения были вызваны повышением производительности труда, а также автоматизацией и компьютеризацией производства. Одновременно рос спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Сегодня кадры высшей квалификации составляют около 35% совокупной рабочей силы, а оплата их труда в последние годы выросла в наибольшей степени.
В результате произошла поляризация шкалы заработной платы. В начале 2000-х гг. работник с высшим образованием получал в среднем на 65% больше, чем со средним . Увеличилась и разница в оплате труда мужчин и женщин, а также представителей различных возрастных групп.
В целом, сегодня американский рынок труда достаточно эффективен: в первой половине 2000-х гг. более высокий по сравнению с предыдущими периодами процент потерявших работу вскоре трудоустраивался. Рынок рабочей силы по-прежнему сохраняет необходимую степень устойчивости. Средняя продолжительность работы американцев на одном месте с 1980-х гг. практически не изменилась: для работников в возрасте 45–54 лет она составляет в среднем 12 лет, в возрасте 55–64 лет – 14 лет. Решающую роль в сохранении этой стабильности играет федеральная система социального обеспечения, особенно пенсионная система.
Структура рабочей силы на американском рынке меняется, в частности, сокращается доля молодежи в возрасте 16–24 лет, что положительно сказывается на размерах занятости, так как молодежь наиболее подвержена безработице. Другое, не менее важное изменение – расширение масштабов временной занятости, а также совершенствование механизмов трудоустройства, например через Интернет. Так, в 2005 г. использовали в своей работе Интернет около 65% всех менеджеров по найму рабочей силы. К Интернету подключен Американский банк рабочих мест, который объединил с помощью электронной сети 1800 отделений государственной службы занятости. В его базе данных находится информация о более чем 1,5 млн. претендентов на работу и о примерно таком же количестве вакансий. Подбор кадров через Интернет – важнейший фактор интернационализации рынка труда. По прогнозам, к 2008 г. на эту новую форму найма работников американские предприниматели будут тратить более 500 млрд. долл .
В 2006 г. ситуация на американском рынке труда по сравнению с началом 2000‑х гг. заметно улучшилась. Об этом говорят еженедельные данные о количестве первичных обращений за пособиями по безработице, а также поворот экономики от сокращения рабочих мест к их созданию. По данным Министерства труда, на неделе с 13 по 19 августа 2006 г. количество первичных обращений за пособиями по безработице равнялось 313 тыс., а не 315 тыс., как прогнозировали экономисты (на предыдущей неделе показатель равнялся 314 тыс.). В конечном счете, данный показатель остается в узком диапазоне значений лета 2006 г.
Об устойчивой ситуации в сфере занятости говорит и показатель новых рабочих мест: в 2006 г. в американской экономике создавалось более 100 тыс. новых рабочих мест ежемесячно (июль – 121 тыс., август – 128 тыс.). Средняя почасовая заработная плата выросла в августе 2006 г. на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Некоторое замедление темпов экономического роста, отмеченное американскими аналитиками, в ближайшее время на устойчивость рынка труда не повлияет.
В 2006 г. значительно увеличилась по сравнению с 2001 г. средняя продолжительность рабочей недели, что считается сигналом об увеличении объема заказов для предприятий и рассматривается как предвестник будущего оживления на рынке труда. На ранних этапах восстановления экономического роста компании реагируют на повышение спроса на свою продукцию или услуги увеличением рабочего времени и не стремятся нанимать новый персонал, пока не почувствуют уверенности, что повышение спроса приобрело устойчивый характер.
Одним из важных экономических показателей состояния рынка рабочей силы является минимум ставки заработной платы. Последний раз решение о повышении минимума почасовой зарплаты было принято еще во время администрации Клинтона. В 1997 г. этот показатель был повышен с 4,25 до 5,15 долл. в час и сохраняется до настоящего времени, что позволило увеличить заработную плату более чем 10 млн. американцев. Минимальный размер оплаты труда (5,15 долл.) составляет приблизительно 40% от средней почасовой зарплаты в стране (13,24 долл.). При занятости в течение 50 недель в году и 40-часовой рабочей недели минимум заработной платы обеспечивает около 120% прожиточного минимума (приблизительно 8,5 тыс. долл. в год на человека).

Экономическая глобализация и американский рынок рабочей силы
Процессы мировой экономической глобализации оказывают серьезное и не всегда положительное воздействие на рынок труда в США. Однако ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, по мнению отечественных исследователей, оказывает деструктивное влияние на развитие производства и на уровень занятости .
В сфере трудовых отношений и в области занятости и безработицы следствием глобализации является увеличение размеров перемещений трудовых ресурсов. Открытость экономики США, ее динамичное развитие способствует притоку из-за рубежа капиталов и квалифицированной рабочей силы (ученых и инженеров), что положительно влияет на экономический рост и, соответственно, на занятость. Увеличение объемов экспорта американской продукции также приводит к созданию дополнительных, часто высокооплачиваемых рабочих мест.
В то же время, из-за глобализации экономики, под влиянием внешней торговли и вывоза американских предприятий за границу, потеряли рабочие места миллионы американцев. В результате распространения информационных технологий становятся уязвимыми предприятия сферы услуг (им грозит перевод в страны с более дешевой рабочей силой). Усиление международной конкуренции приводит к снижению ставок заработной платы.
Сегодня приблизительно половина американцев считает, что глобализация увеличивает количество рабочих мест в США, другая половина – что сокращает.
Одной из центральных проблем глобализации в первой половине 2000-х гг. стал гендерный аспект, на который влияют два фактора: 1) маргинализация женской рабочей силы и 2) увеличение рабочей нагрузки на женщин.
Вызванные глобализацией изменения в структуре занятости способствуют участию женщин в наемном труде. Сегодня сфера оплачиваемой работы для женщин расширяется, что значительно улучшает их положение, хотя занятость этой категории населения ограничивается, в основном, неквалифицированным трудом.
Однако сокращение государственного сектора оказывает диспропорциональное влияние на женскую занятость. Возникающие прорехи в социальной защите и все тяготы, связанные с необходимостью их компенсации, ложатся на женщин. По-прежнему сохраняется существенная разница в заработной плате женщин и мужчин.
Последствия глобализации приводят к гибкости рынка труда США. Наряду с общей феминизацией рабочей силы труд в последнее время становится нерегулярным и фрагментарным, что негативно сказывается на состоянии американской экономики. Гибкость рынка труда переносит издержки изменчивости рынка и экономической реструктуризации на самые уязвимые группы работников, в том числе и на женщин.
Дискриминация женщин на рынке труда вызывается несколькими причинами: 1) неравенство по признаку пола ограничивает экономическую деятельность женщин, мешает полному использованию их потенциала; 2) их человеческий, физический и финансовый капитал менее социализирован; 3) женщины несут ответственность за поддержание и воспроизводство рабочей силы, заботу о больных и слабых.
Для сглаживания негативных последствий глобализации и интеграции разрабатываются специальные программы, был установлен минимум почасовой заработной платы и приняты законы о налоговых льготах для малообеспеченных семей и семей, имеющих детей моложе 17 лет.
Таким образом, процесс глобализации ставит целый ряд проблем в социально-экономической области. Он затрагивает почти все сферы жизнедеятельности американского общества и значительной степени влияет на формирование рынка рабочей силы.
На современном этапе для сохранения лидирующих позиций в процессе экономической глобализации и интеграции Соединенным Штатам необходимо увеличивать использование трудовых ресурсов самой высокой квалификации. Международный рынок высококвалифицированной рабочей силы играет важную роль в решении этой проблемы. Реформирование системы образования и социального страхования позволят активизировать менее квалифицированные категории работников и сгладить в определенной степени последствия глобализации для Соединенных Штатов.        

Влияние процесса иммиграции на состояние рынка труда
Важный показатель интернационализации американского рынка труда, связанный с процессом глобализации, – резкий рост численности иммигрантов. За последние 30 лет число иммигрантов в США увеличилось более чем в три раза. На современном этапе состав рынка рабочей силы, как и всего населения Соединенных Штатов, становится все более многонациональным и многорасовым. В настоящее время доля иммигрантов в составе американского экономически активного населения составляет почти 20%. Согласно прогнозам, к середине XXI в. этот показатель может вырасти вдвое .
По данным официальной статистики, сегодня иммигранты в США составляют приблизительно 12% населения (более 33 млн. чел.) , а иммиграция служит одним из источников увеличения численности рабочей силы США. По мнению американских специалистов, потребность в создании дополнительной рабочей силы приблизительно наполовину удовлетворялась за счет американцев, впервые выходящих на рынок труда, еще около 350 тыс. вакансий заполнялись в результате снижения безработицы, остальные – за счет иммиграции. Только по официальным данным, в последнее время в США въезжает более 700 тыс. легальных и 300 тыс. нелегальных иммигрантов, а по неофициальным – до 600 тыс. нелегальных иммигрантов ежегодно .
Иммигранты оказывают серьезное влияние на все сферы жизни американского общества, но характер этого влияния специалисты оценивают по-разному. С одной стороны, поток иммигрантов увеличивает численность населения страны и стимулирует экономический рост. Иностранные специалисты играют важную роль в развитии передовых отраслей американской экономики. В Силиконовой долине, например, иммигранты составляют почти треть научного и инженерного персонала, а приблизительно в четверти новых компаний, связанных с информационными технологиями, они занимают высшие управленческие посты. Использование знаний, творческого потенциала, международных связей этих специалистов для американской экономики представляется чрезвычайно выгодным.
Вместе с тем, увеличение иммиграции, особенно нелегальной, способствует ухудшению криминогенной обстановки, увеличению бедности, оказанию давления на рынок рабочей силы. Приток иностранных специалистов обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и ухудшает перспективы занятости для американцев, среди которых уже отмечается рост безработных математиков, физиков, химиков.
По мнению отечественных экономистов, Соединенные Штаты извлекают значительную экономическую выгоду от привлечения в страну неквалифицированной рабочей силы. Эти иммигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке труда, которые сами американцы стремятся не занимать: убирают мусор, работают на конвейере, в строительстве, в текстильной промышленности и т.п.
Однако уровень безработицы среди низкоквалифицированных рабочих-иммигрантов все-таки ниже, чем среди аналогичной категории коренных американцев, которые очень часто не рассматривают эти рабочие места в качестве варианта для собственного трудоустройства из-за низкой заработной платы. Об отсутствии серьезной конкуренции свидетельствует и позиция американских профсоюзных организаций, которые не требуют ограничения иммиграции и даже выступают за смягчение наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов. Озабоченность вызывают не экономические, а социальные последствия иммиграции: увеличение неравенства, рост уровня бедности и необходимость реформирования системы социального страхования США. Американские экономисты отмечают, что количество иммигрантов в трудоспособном возрасте, живущих за чертой бедности, увеличилось за последние 20 лет с 15 до 25%, а для низкоквалифицированных иммигрантов – почти до 40%.
По данным официальной статистики, сегодня в США проживает около 10 млн. нелегальных иммигрантов, а по неофициальным данным их численность может составлять до 15 млн. чел. . Большинство нелегалов приезжают из стран Латинской Америки, главным образом из Мексики. В основном это низкоквалифицированные рабочие, чей труд используется преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг. Многие из них работают в теневом бизнесе, не платят никаких налогов и создают немало проблем криминального характера. В то же время они не обременяют систему социальной защиты, так как, не имея легального статуса, они не могут претендовать ни на социальные пособия, ни на медицинское обслуживание. Как правило, помощь им оказывает этническая община, которая берет на себя функции неформальной системы социальной защиты.
Согласно социологическим опросам, 87% американцев убеждены, что нелегальные иммигранты опустошают социальные бюджеты США; 75% полагают, что нелегалы способствуют ухудшению криминогенной обстановки; 73% считают необходимым серьезно наказывать работодателей, предоставляющих работу нелегалам; 66% уверены, что нелегальные иммигранты могут стать причиной терроризма; столько же думают, что нелегалы отбирают работу у граждан США; 57% верят, что нелегалы более привержены своим родным странам, а не США, а 49% придерживаются мнения, что дети нелегальных иммигрантов не должны автоматически приобретать гражданство США .
Важной проблемой для американского рынка труда остается въезд в страну большого количества низкоквалифицированных рабочих. Так, на протяжении последнего десятилетия количество иммигрантов, не имеющих не только высшего, но и среднего образования, выросло с 2,8 до более чем 5 млн. чел. В первой половине XXI в. около 40% мужчин-иммигрантов не имели среднего образования, 20% малообразованных вообще не говорили по-английски. Очевидно, что эти люди могли претендовать только на непрестижные и низкооплачиваемые рабочие места. Рост предложения и одновременное снижение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу привели к серьезному сокращению заработной платы данной категории рабочих.
Экономическое и техническое развитие, расширение деятельности транснациональных корпораций, информатизация мирового сообщества ускоряют внутренние и внешние миграции. Население движется из менее развитых стран с низким уровнем жизни в более развитые и благополучные. Повышение интенсивности различных видов миграций (экономической, этнической, трудовой) – характерная черта глобализации, а доля мигрантов в постоянном населении стран отражает интенсивность этого процесса.
Ежегодно мигранты направляют более 70 млрд. долл. в свои страны в форме денежных переводов, а промышленные предприятия в ряде принимающих стран во многом зависят от квалификации работников, родившихся за границей. Главная причина миграции – возможность найти хорошую работу и получать более высокую заработную плату. Так, например, мексиканский рабочий-иммигрант получает в США 278 долл. в неделю, в то время как у себя на родине – лишь 31 долл. В 2005 г. почасовая оплата труда в Индии и Китае составляла 0,25 долл, в Таиланде – 0,46, в России – 0,6 против 17,2 долл. в США. Вместе с тем, по данным журнала «Бизнес Уик», иностранцы, работающие в США, зарабатывают меньше своих коллег-американцев, причем эта зависимость существует для людей с любым уровнем образования. Среднестатистический работник иностранного происхождения, работающий полную рабочую неделю, находящийся в возрасте 25-ти лет и старше, в 2006 г. получал 543 долл. в неделю, а американец с аналогичными характеристиками 724 долл .
Миграция активизирует мировой рынок высококвалифицированной рабочей силы. С другой стороны, движение неквалифицированных работников ограничено национальными барьерами, которые постоянно возрастают. На интенсивность международной миграции населения влияют различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, который вызывает прежде всего трудовую миграцию.
Международный рынок труда, создавший преимущества для США, оказывает определенное положительное влияние и на экономику развивающихся стран. Получившие опыт работы и высшее образование в США специалисты, вернувшись домой, организуют в своих странах производства, способные конкурировать с ведущими мировыми производителями. А выезд низкоквалифицированной рабочей силы из стран третьего мира позволяет снизить уровень безработицы в этих государствах (в основном, среди молодежи). Кроме того, значительная часть иммигрантов, работающих в индустриальных странах, регулярно переводит денежные средства для своих родственников. Высокооплачиваемые специалисты также переводят в свои страны значительную часть своих денег, которые используются не только на потребление, но и на развитие производства.
Несмотря на все сложности развития иммиграционных процессов, большинство отечественных и зарубежных специалистов сходятся во мнении, что в целом иммиграция вносит значительный вклад в экономику Соединенных Штатов. Выплачиваемые иммигрантами налоги окупают расходы на предоставляемые им социальные, медицинские, образовательные и другие услуги. Сумма налогов, выплачиваемая каждым иммигрантом в течение его трудовой жизни в США, в среднем составляет 80 тыс. долл., а для имеющих высшее образование – 250 тыс. долл. Однако здесь возникает определенная трудность: основная часть этих налогов поступает в федеральную казну, а большинство программ помощи финансируется из бюджетов штатов и местных органов власти. Поэтому для штатов, в которых проживает и трудится наибольшее количество иммигрантов (Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Нью-Джерси и Иллинойс), осуществление программ подобного рода превращается в серьезную проблему. На эти штаты ложится и подавляющая часть расходов на организацию двуязычного обучения в школах и на выплату социальных пособий (в Калифорнии такие пособия получают 45% иммигрантов). Вместе с тем, для американской экономики в целом результат использования труда иммигрантов можно расценивать как весьма положительный.
В сфере влияния иммиграции на американский рынок труда основными в первой половине 2000-х гг. стали следующие проблемы: 1) воздействие иммигрантов на заработную плату коренного населения; 2) обострение конкуренции за рабочие места; 3) рост неравенства  в распределении доходов; 4) влияние иммигрантов на предпринимательскую активность местного населения.
Главными причинами иммиграции в США служат высокий уровень жизни, широкие возможности для трудоустройства и профессионального роста. В соответствии с законами рынка рабочая сила ищет наиболее выгодное себе  применение, наиболее высокую оплату труда. Это правило, действующее в рамках национальных экономик, по мере глобализации мировой экономики и отмены многих ограничений на передвижение трудовых ресурсов все шире распространяется на уровень межгосударственных отношений.
К новым волнам иммигрантов американцы традиционно относятся хуже, чем к старым, и причин тому несколько. Вновь прибывшие стараются селиться вместе с земляками и на территории США образуются своеобразные этнические анклавы. Новые американцы, как правило, хуже образованы, меньше зарабатывают и часто пополняют ряды криминальных групп.
Однако иммигранты играют в американской экономике, в целом, положительную роль. Те города США, в которых наиболее велик процент иммигрантов, например Нью-Йорк или Лос-Анджелес (около 40% жителей Нью-Йорка родились за пределами США, еще 9% в семьях эмигрантов; каждый десятый житель Лос-Анджелеса только недавно перебрался в США), – эти города показывают самый низкий уровень безработицы в стране и самые высокие темпы экономического роста. Наплыв иммигрантов позволяет существенно снизить уровень безработицы и среди представителей коренного населения.
До сих пор нерешенными остаются связанные с увеличением иммиграции в США проблемы региональной неравномерности распределения миграционных потоков и повышенного давления на региональные рынки труда (особенно в штатах с интенсивным притоком иммигрантов), а также проблема постоянного увеличения числа нелегальных иммигрантов.

Положение на американском рынке рабочей силы в 2005–2006 гг. можно охарактеризовать как стабильное. Постоянно растет спрос на специалистов, особенно в наукоемких отраслях, повышается их заработная плата. Однако под влиянием экономической глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращать издержки, переводя работников на нетрадиционные графики труда, тем более что современные технологии позволяют это делать. По прогнозам американских специалистов, в 2007–2009 гг. резких изменений на рынке рабочей силы не произойдет, а уровень безработицы будет колебаться в тех же пределах – в районе 4,5-4,7%.


http://www.stats.bls.gov.

Ibidem.

“U.S. News and World Report”, September 21, 2003. P. 47.

http://www.johnkerry.com

“The New York Times”, 08.11.2006

http://www.bls.gov/news.release/empsit.nr0.htm

http://www.stats.bls.gov

Report on the World Social Situation 2005.N.Y. 2005. P.125.

“Fortune”. March 12. 2006. P. 32.

Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // МЭиМО, 2001, 9. С. 57.

U.S. News and World Report, May 16, 2006. P. 32.

http://www.cis.org

  http:// www.stat.bls.gov

Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., 2001. с. 115.

U.S. News and World Report, November 7, 2006. P. 48.

http://www.washprofile.com

Business Week, 12.11.2006. P. 55.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Amway купить
Продукция Amway по низким ценам с доставкой в нашем интернет-магазине
amway-site.ru
Sylvanian families школа 2686
Удивительный Мир Sylvanian Families - наборы фигурки и дома у нас в наличии
sylvanian-club.ru
Страхование квартиры
Программы страхования. Интернет-журнал о страховании
страхование-недвижимости-недорого.рф