ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИЯХ ОТНОШЕНИЙ США С СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИМ АЛЬЯНСОМ И РОССИЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ ДОНАЛЬДЕ ТРАМПЕ
А.А. Буденный,
Аспирант центра военно-политических исследований,
Института США и Канады РАН
Третий секретарь Консульского департамента МИД России
e-mail:
Аннотация. Статья посвящена тенденциям в изменении отношений США с НАТО и Россией в связи с появлением в Белом доме нового президента Д.Трампа и его администрации. Анализируется возможное изменение взаимоотношений США и стран НАТО. Также рассмотрены последствия американского удара по сирийскому аэродрому и реакция мировых держав.
Ключевые слова: тенденции, Трамп, страны НАТО, Россия, американский удар.
TENDENCIES IN CHANGES OF US RELATIONS WITH THE NORTH ATLANTIC ALLIANCE AND RUSSIA UNDER PRESIDENT DONALD TRUMP
Alexey Budennyy,
Ph.D. Candidate of Center for Military-Political Studies,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
Third secretary of Consular Department
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
e-mail:
Annotation. The article is devoted to change in U.S. tendencies
in relations with NATO and Russia in connection with the appearance
in the White house of the new President D.Trump and his administration. Is examined possible change in the interaction of States with the NATO member countries. Also are considered the consequences of US strike on the Syrian airfield and the reaction of the world powers.
Keywords: tendencies, Trump, member countries NATO, Russia, US strike.
На момент прихода к власти 45 президента США Д.Трампа американская внешняя политика в Европе была главным образом нацелена на всеобщее сдерживание России и поддержку союзников. Американо-российские отношения находились в глубоком кризисе. Последней существенной санкцией уходящего президента США Б.Обамы стала высылка 35 российских дипломатов из дипломатических миссией Российской Федерации в США, а также законопроект о санкциях против российского энергетического сектора и причисление в прощальной речи Российской Федерации к основным соперникам США1. Тем самым Д.Трампу задавался недвусмысленный курс, а именно на ужесточение как санкционного режима, так и в целом отношений с Россией.
Однако у Д.Трампа были другие предвыборные обещания касательно внешней и внутренней политики, которые в основном шли в разрез с основной линией Вашингтона и Брюсселя2:
-
возвращение Америке былого величия!3;
-
нормализация отношений с Россией;
-
уничтожение исламского терроризма;
-
изменение торговых отношений с Китаем;
-
сооружение стены на границе с Мексикой;
-
легализация психоактивного средства – марихуаны;
-
снижение налогов и возвращения рабочих мест в США;
-
ликвидация программы Obamacare;
-
отказ от невыгодных торговых сделок (ТТП - Транстихоокеанское партнерство).
По истечении некоторого времени нахождения у власти Д.Трамп сделал свои предложения менее категоричными и скорректировал их. Это сняло, прежде всего, своеобразное «удивление и взволнованность» у стран-членов НАТО относительно весьма «прагматичной» политики президента. Также повлияло на снятие их опасений относительно возможного свертывания жесткой военно-политической линии, в частности в Восточной Европе, заданной еще предыдущим главой государства Б.Обамой.
Президент Трамп и НАТО
Альянс до сих пор идет по инерции, заданной еще прошлой администрацией США, а именно происходит масштабное усиление вооруженных сил в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Начался новый период противостояния и разделительных линий на европейской территории. Североатлантический альянс впервые за всю постсоветскую историю вплотную приблизился к границам Российской Федерации.
Как известно значительный период времени, начиная с 90-х гг. инфраструктура НАТО в Европе сокращалась из-за отсутствия противника, но на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. США продолжают развертывать военную бригаду вместе со странами-членами НАТО, в т.ч. в Польше и Прибалтике, в целях эффективного сдерживания якобы страны агрессора - России.
Д.Трамп во время предвыборной гонки утверждал, что «Альянс Североатлантического договора был создан очень давно, и на данный момент он изжил себя»4. Он добавил, что НАТО является устаревшей организацией, была создана во времена СССР и не готова бороться с терроризмом. Поэтому организацию следует перестроить или вообще заменить5.
Уже после своей инаугурации Д.Трамп подверг резкой критике страны-члены НАТО за их низкий уровень расходов на оборону. В 2014 году Альянс установил норму минимальных военных расходов для членов НАТО - 2 % от ВВП. Этим требованиям на конец 2016 года удовлетворяли только 4 страны. США были и остаются на сегодняшний день главными плательщиками - их доля доходит до 70 %. Как отмечает Иво Даалдер – бывший посол США в НАТО при президенте Б.Обаме, этот вопрос серьезно обсуждался еще в 1952 г. и был на первом месте в повестке дня6.
Кроме того, учитывая непростые отношения с ЕС, в частности его лидера - ФРГ Д.Трамп даже потребовал от А.Меркель оплатить военные расходы НАТО в размере 375 млрд. долл.
Несмотря на это А.Меркель рассматривала пятичасовое посещение Вашингтона, как существенный успех, так как она сама увидела неоднозначную внешнеполитическую позицию новой администрации Белого дома. Часть администрации Д.Трампа, (например, его бывший советник Стив Бэннон), выступала против дальнейшей экономической взаимозависимости и интеграции с ЕС. Другие, представленные такими фигурами, как вице-президент Майк Пенс, министр обороны Дж. Маттис, государственный секретарь Рекс Тиллерсон и советник по национальной безопасности Х.Р.Макмастер, которые поддерживают более традиционный подход к этим вопросам.
Следует напомнить, что на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале М.Пенс и Дж.Маттис подчеркнули, что они дорожат европейскими партнерами Соединенных Штатов и, что Вашингтон готов искать точки соприкосновения по таким вопросам, как отношения с Россией, кризис на Украине, будущее Европейского союза, НАТО и Трансатлантическое партнерство7.
Д.Трамп колебался между подходами своей администрации. Его неопределенность была очевидна на встрече с А.Меркель. Он открыл свою пресс-конференцию с канцлером, прочитав тщательно сформулированное заявление, поблагодарив Германию за ее приверженность увеличению расходов на оборону, выразив признательность за поддержку Германией ее вклада в миссию НАТО в Афганистане. Также выразил одобрение за вклад Берлина в борьбу против исламского государства (ИГ) и подчеркнул тесную, основанную на ценностях дружбу, которую Соединенные Штаты поддерживают с ФРГ. Упомянув сотрудничество между Германией и Францией в вопросе мирного процесса на Украине, Д.Трамп указал, что между Берлином и Вашингтоном существует общая точка зрения на кризис в этой стране, который является одним из наиболее важных внешнеполитических вопросов для Германии и Европы в целом8.
Что касается политики безопасности, то здесь Д.Трамп
не единственный политик США, который настаивает на увеличении расходов НАТО. Президент выступает за то, что страны - члены НАТО «они должны платить» и вернуть США денежный долг за оборону Альянса. А.Меркель подчеркнула, что европейские официальные лица понимают это послание в том ключе, что члены европейского Альянса решили увеличить расходы на оборону еще на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году и, что превращение НАТО в эффективный инструмент заключается не только в расходовании денег, но и в разумных инвестициях. Некоторые немецкие наблюдатели высказались следующим образом по этому вопросу: «Этот человек, очевидно, не понимает сущностного смысла Альянса, который также служит интересам Америки»9.
Поэтому поводу через день после встречи А.Меркель и Д.Трампа высказала cвое мнение Урсула фон дер Ляйен - министр обороны Германии, что «В НАТО нет счета должников». Выразили свое негодование и в Бундестаге. «Германия многим обязана США. Единственное, что мы не должны, это деньги», - считает член Христианско-демократического союза Норберт Реттген10.
Таблица 1.
Оборонные расходы стран-членов НАТО за 2016 г.
Страна
|
расходы 2 % от ВВП
|
в долларах
США, млн.
|
США
|
3.61
|
664058
|
Греция
|
2.38
|
4550
|
Великобритания
|
2.21
|
60347
|
Эстония
|
2.16
|
479
|
Польша
|
2.00
|
9349
|
Франция
|
1.78
|
43620
|
Турция
|
1.56
|
11573
|
Норвегия
|
1.54
|
5936
|
Литва
|
1.49
|
630
|
Румыния
|
1.48
|
2766
|
Латвия
|
1.45
|
400
|
Португалия
|
1.38
|
2783
|
Болгария
|
1.35
|
663
|
Хорватия
|
1.23
|
607
|
Албания
|
1.21
|
144
|
Германия
|
1.19
|
40663
|
Нидерланды
|
1.17
|
9016
|
Дания
|
1.17
|
3474
|
Словакия
|
1.16
|
1024
|
Италия
|
1.11
|
21878
|
Чехия
|
1.04
|
1930
|
Венгрия
|
1.01
|
1243
|
Канада
|
0.99
|
15395
|
Словения
|
0.94
|
400
|
Испания
|
0.91
|
11064
|
Бельгия
|
0.85
|
4023
|
Люксембург
|
0.44
|
263
|
В свою очередь, Фредерика Могерини - Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что США вообще могут потерять свой лидерский статус из-за внутренней нестабильной ситуации, когда общество поляризовано и разделено12.
Несмотря на финансовые разногласия, противоречивые настроения и недопонимание, сложившееся между Д.Трампом и немецким канцлером, а также резкие заявления чиновников Европейского союза, США способствуют развитию отношений с ЕС и НАТО, выступают за расширение Альянса, в т.ч. на Балканах. Например, Р.Тиллерсон - новый государственный секретарь США обратился к лидерам сената с призывом ратифицировать соглашение о вступлении Черногории в НАТО13. Как известно, через некоторое время Д.Трамп подписал документы, разрешающие Черногории вступить в НАТО, через две недели после того, как Сенат одобрил этот шаг 28 марта. Представители Белого дома заявили, что, этот шаг должен дать сигнал другим нациям, стремящимся вступить в Альянс, давая им понять, что двери в Евроатлантическое сообщество открыты 14.
Одновременно с этим Соединенные Штаты ищут подрядчиков для строительства военных баз в Словакии. Фактически на эти базы могут быть в случае необходимости переброшены войска Альянса к Западным границам Украины. Официальный представитель Объединённого командования Вооружённых сил США в Европе подполковник Д.Фэггард заявил, что его ведомство совместно с Корпусом военных инженеров Америки приступило к работе над проектом в рамках Инициативы по укреплению европейской безопасности15.
Как видно, постепенно риторика Белого дома и самого президента США с уровня заключения сделки с Россией меняется на уровень продолжения конфронтации с ней, как это и было при прошлом президенте Б.Обаме.
К примеру, глава делегации Евросоюза в Вашингтоне Д.О'Салливан успел отметить, что администрация президента США не намерена снимать санкции с России, и рассматривает ЕС как «партнера против российской агрессии»16.
Что касается самого американского лидера, то он недавно заявил о решительной поддержке НАТО, но с призывом к европейцам больше платить в общий оборонный бюджет организации17.
Встреча Й.Столтенберга и Д.Трампа в Вашингтоне в преддверии саммита НАТО свидетельствует только о том, что Америка полностью поддерживает Альянс, готова к совместной борьбе с ИГ и миграцией, помощи в войне в Сирии и Ираке. Он также добавил, что Североатлантический альянс служит оплотом международного мира и безопасности и не является устаревшей организацией.18 19.
Вышесказанное говорит о том, что Д.Трамп серьезно пересмотрел свои взгляды на НАТО и европейскую безопасность. Но окончательный курс Вашингтона по этим вопросам до конца пока еще не определен. По словам пресс-секретаря администрации американского лидера Ш.Спайсера, Д.Трамп готов «подтвердить твердую приверженность» американской стороны Североатлантическому альянсу и «обсудить вопросы, имеющие критическое значение для военно-политического блока, особенно разделение совместных обязанностей и роль НАТО в борьбе с терроризмом»20.
В целом США до сих пор могут решать свои военно-политические проблемы без поддержки европейских союзников, что подтверждается их военной и экономической мощью.
Москва-Вашингтон
Победа Д.Трампа на выборах Президента сначала вызвала положительные настроения в России и негативные в Европе. Заявления Кремля были о том, что отношения скоро перейдут в новую фазу, уже достигли своего дна и дальше ухудшаться не могут. Вопрос стоял только один - способен ли один человек поменять систему, переломить устоявшийся тренд и начать что-либо делать.
Недавние обнадеживающие заявления Д.Трампа о сделке с Россией и нормализации отношений идут в разрез с официальными заявлениями новой Администрации Белого дома, которая все дальше переходит на «жесткую» риторику фактически нивелируя предыдущие слова своего президента о сотрудничестве и снятие санкций с России. Заявление Никки Хейли - постпреда США при ООН о том, что санкции против России будут оставаться в силе до тех пор, пока Крым не вернется обратно, говорит об обратной тенденции в США21. Она также добавляет, что президент видит в России проблему и неважно, что он не выступает с публичной критикой в ее адрес22. Весьма показательна фраза Ш.Спайсера, который подчеркнул, что глава государства ждет от России деэскалации конфликта на Украине и возвращения Крыма23.
В связи с этим не вызывает удивление заявление постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко, что никакого прогресса в отношениях с альянсом не наблюдается24. Значительного прогресса отношений не произошло между Россией и лидером Альянса - США на встрече в Москве между Р.Тиллерсоном и В.Путиным, С.Лавровым, где госсекретарь заявил, что двусторонние отношения находятся на низком уровне25. Заметных перемен во взаимоотношениях не наблюдалось и на последующей встрече С.Лаврова с Р.Тиллерсоном и Д.Трампом в Вашингтоне26.
Украинский вопрос практически исчез из повестки дня мировых лидеров и сегодня основной темой стало сирийское урегулирование. Вместе с тем складывается непростая ситуация вокруг корейского полуострова, в частности КНДР и других стран Азиатско-тихоокеанского региона.
Сирийское урегулирование и сигнал Трампа России
Одно из нововведений Трампа был отказ от крайней формы интернационализма в сторону внутренней политики, а именно многое было им озвучено в его первом послании Конгрессу США: создание новой масштабной инфраструктуры, стимулирование спроса, возвращение производств, а также рабочих мест в Соединенные Штаты27.
Но на сегодняшний день Трамп отошел от предвыборных лозунгов и вплотную занялся внешней политикой, в частности это прослеживается на ударе по Сирии крылатыми ракетами «Томагавк» без санкции СБ ООН. Также весьма показательна подготовка к возможной военной операции ударной группы ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон» против КНДР.
Принимая во внимание, насколько быстро было принято решение об обстреле сирийской территории, похоже, что президент Д.Трамп лично принимает внешнеполитические решения при ограниченном участии экспертов и ответственных ведомств.
При этом следует учесть, что односторонние президентские решения о внезапных авиа - и ракетных ударах могут вызвать многочисленные вопросы в высших федеральных органах государственной власти. Например, Д.Трамп должен будет отчитаться перед Конгрессом, а именно будет ли он соблюдать Конституцию и резолюцию о военных полномочиях. Или отстаивать свою власть в качестве главнокомандующего, чтобы нанести удар по любой стране или организации по своему усмотрению, которую он считает угрозой «жизненно важным интересам национальной безопасности Соединенных Штатов»28.
Что касается НАТО, то генеральный секретарь Й.Столтенберг заявил, что ответственность за удар США в Сирии лежит на режиме Б.Асада. «НАТО последовательно осуждает неизменное использование Сирией химоружия как явное нарушение международных норм и соглашений»29.
В свою очередь, Министр иностранных дел России С.Лавров незамедлительно прокомментировал эту ситуацию, что точечный удар американцев по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии осуществлен под надуманным предлогом: «Выгодно это только тем, кто хочет подорвать женевский процесс, процесс Астаны и хочет создать необходимые доказательства, предлоги, поводы для перехода от политического урегулирования к смене режима силовым путём»30.
Согласно нескольким оценкам, и как было подтверждено самими Соединенными Штатами, удар по сирийской авиабазе был спланирован так, чтобы быть ограниченным и весьма конкретным. Несмотря на это, такой шаг не мог привести к какому-то прорывному стратегическому решению в Сирии и во всем мире. Нет никаких сомнений в том, что после такого удара администрация Белого дома послала достаточно ясное сообщение для отечественной и международной аудитории31.
Д.Трамп заявил, что не будет обсуждать с Россией военные планы США и союзников в Сирии32. Возможно, что это касается и других регионов, в т.ч. КНДР. Утверждать о какой-либо совместной коалиции России и Запада в войне с терроризмом и решением глобальных проблем по типу нераспространения ОМУ становится излишним.
По мнению президента США, ситуация давно «пересекла красную линию» и разрешение сирийского конфликта станет его обязанностью33. Отдав приказ ударить по Сирии, американский президент получил нужные ему политические дивиденды, которые он достаточно сильно потерял на так называемой сделке с Россией. Он назвал это защитой важных национальных интересов США. Его поддержали такие союзники как Австралия, Великобритания, Канада, Турция, Франция, Саудовская Аравия, Украина и др. Р.Тиллерсон считает, что все стороны, вовлеченные
в конфликт в Сирии, кроме России и правительства Сирии, должны приветствовать нанесение удара ВС США34.
Решения Д.Трампа могут легко стать гораздо более опасными
для России, чем решения бывшего президента Б.Обамы. Яркий тому пример - опять же удар по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии. Как было упомянуто, во время предвыборной кампании в прошлом году Москва увидела в Д.Трампе, новое лицо, которое готово столкнуться с американским внешнеполитическим истеблишментом. Возникло мнение, что началась новая эра в отношениях США и России.
Теперь ситуация еще раз трансформировалась, особенно после событий в Сирии и ситуацией вокруг Китая, КНДР где Кремлю стало необходимо пересмотреть вопрос о том, продолжит ли президент США внешнюю политику своей страны после «Холодной войны», которую Россия считает экспансионистской и во многих случаях непродуктивной для национальных интересов Российской Федерации.
Удар по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии для России может стать предупреждением, что при новой администрации геополитические столкновения с Соединенными Штатами могут вновь активизироваться.
Помимо последствий удара США по аэродрому Сирии для России наиболее заметным является продолжающееся влияние нестабильного Ближнего Востока на мировые цены на нефть. Достаточно было нескольких десятков ракет «Томагавк», чтобы был спровоцирован рост цен на нефть. Можно представить, что могут сделать несколько сотен ракет на нефтяных рынках.
В долгосрочной перспективе это означает не только то, что рынки нефти будут по-прежнему связаны с глобальными политическими событиями, а также в области безопасности, но и с тем, что Ближний Восток остается основным регионом, где это происходит.
Следующий вопрос касается реакции Китая на новую активную внешнюю политику США. Учитывая, что время начала удара было для Вашингтона вопросом выбора, трудно найти простое совпадение в том, что китайский лидер Си Цзиньпин был проинформирован об этом во время ужина с Д.Трампом.
По сути, во времена растущей международной напряженности
с Северной Кореей и в целом в Южно-Китайском море Пекин получил дополнительное напоминание об американском глобальном военном потенциале и последствиях несогласия с генеральной линией США и их союзников по/вне НАТО.
Ближайшее будущее покажет, как это будет транслироваться в китайских военно-политических акциях. В этой связи следует вспомнить, что в 1999-2000 годах Индия стала все более заинтересованной в предложениях России в области политического сотрудничества, а также безопасности после американской военной кампании против Югославии. Вопрос в том, удастся ли администрации Трампа на примере Сирии начать проводить более настойчивую, интервенционистскую внешнюю политику. И если это так приведет ли это к углублению российско-китайского сотрудничества в области политики и безопасности.
Анализируя реакцию России на американский ракетный удар «Томагавками», можно сказать, что в основном Кремль занимался осуждением и критикой таких действий США. Однако, как и прогнозировалось, ответа Москвы в адрес Вашингтона не последовало. В этом просто не было необходимости. Громкие заявления должны сопровождаться решительными действиями. В противном случае страдает международный авторитет и позиция страны.
Нет сомнений в том, что стабильность в Сирии отвечает интересам России, но вряд ли это может стать военной победой Б.Асада. Прежде всего, такая победа остается лишь долгосрочной перспективой.
Тем не менее, даже под давлением России сирийский президент и представляемые им силы не могут сами достичь какого-либо соглашения. Противоположная сторона переговорного стола также должна быть организована и быть представительной, готовой и способной реализовать возможные предложения. Вашингтон может помочь в поисках таких партнеров для политического урегулирования, при условии, что у Вашингтона есть реальный интерес к радикальному изменению курса в Сирии и прекращению кровопролития.
Считается, что рано обсуждать двусторонние отношения государств и какие-либо практические подходы. Уже давно настроенная «воинственная» риторика Белого дома достаточно нормальна, с которым Д.Трамп все-таки старается не идти в разрез в начале своей политической карьеры.
***
В целом можно констатировать, что военная политика США еще только выстраивается, но имеется серьезные основания говорить, что она будет следующей: развитие военно-политических отношений с союзниками как в НАТО, та и вне НАТО; расширение НАТО на Восток; сдерживание Китая, КНДР, Ирана и России; увеличение производства ВПК и модернизация ВС, в т.ч. СЯС; противодействие международному терроризму.