ВОЕННАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАНАДЫ
Д.А. Володин,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. Статья рассматривает развитие канадских военных космических возможностей. Основное внимание сосредоточено на текущих и запланированных канадских проектов по использованию космоса в военных целях и помощи США в укреплении канадского космического военного потенциала.
Ключевые слова: военная политика Канады, противоракетная оборона, милитаризация космоса, размещение оружия в космосе, спутники «Радарсат»
CANADIAN MILITARY SPACE PROGRAM
Volodin D.,
PhD. in the history of international relations,
Senior Researcher,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. The article examines the development of Canadian military space capabilities. The focus is on current and planned Canadian projects on the use of outer space for military purposes and US assistance in strengthening Canadian space military capabilities.
Keywords: Canadian defence policy, missile defence, militarization of space, weaponization of space, satellites “Radarsat”
Развитие космонавтики, начавшееся в Канаде после Второй мировой войны, изначально включало военный компонент. В условиях холодной войны было логично, что именно военные определяли первоначальное развитие канадской космической программы. Так уже в 1947г. в Канаде был создан Совет по оборонным исследованиям, на который была возложена координация военных и гражданских исследований, связанных с космосом.
В 1950-е-1960-е гг. Канада добилась весьма заметных успехов в космической сфере. Была разработана собственная ракета-носитель «Черная казарка». В 1956 г. в Черчилле (провинция Манитоба) был открыт полигон для испытаний американских и канадских ракет. Наконец, Канада стала третьей страной после СССР и США запустившей в космос собственный спутник1.
Особенно бурно развивалась канадская военная космическая программа. Тем более, что собственно разделения на военную и гражданскую части в то время не существовало. Своего апогея военная составляющая достигла к началу 1960-х годов. В 1963 г. руководство канадских военно-воздушных сил (ВВС) выступило с программой космической обороны, которая включала разработку соорбитальных методов перехвата для противоспутникового оружия. Было выделено 2,2 млн. долларов на соответствующие исследования. Как замечает канадский историк А. Годфруа, «предложенная система была сходна с заатмосферной ракетой-перехватчиком (EKV), разрабатываемой в США в 2000-е гг. в рамках создания ПРО, - за исключением того, что канадские ВВС рассматривали те же самые средства противоракетной обороны на пятьдесят лет раньше»2.
Однако именно в 1960-е гг. вся канадская военная космическая программа была резко свернута. Ее дальнейшее самостоятельное развитие оказалось непосильным грузом для Канады ни с финансовой, ни с технологической точек зрения. С конца 1960-х гг. военный компонент в канадской космической программе практически полностью исчез, и она приобрела почти исключительно гражданский характер. Данная ситуация сохранялась вплоть до середины 1980-х годов.
Переломным моментом во многом стала объявленная Рейганом в 1983 г. Стратегическая оборонная инициатива. Тот же Годфруа отмечает, что «хотя СОИ встретила в Канаде сильную оппозицию, она оказала положительный эффект на канадскую военную космическую политику. Фактически СОИ инициировала серьезные дебаты, которые, в конечном счете, привели к воссозданию военной космической программы в Канаде в 1986 году»3. Также стоит отметить, что возрождение военной космической программы было в какой-то степени закономерным результатом развития канадской военной политики первой половины 1980-х годов. В частности, в 1981 г. было изменено название НОРАД – из Командования по воздушной обороне на Командование по воздушно-космической обороне Северной Америки. Таким образом, космический компонент становился официально признанной частью работы канадских вооруженных сил.
В опубликованной в 1987г. Белой книге по обороне впервые за всю историю подобных документов появился специальный раздел по космосу. Прогнозировалось возрастание значения космоса в операциях канадских вооруженных сил в 1990-е годы. Тем не менее, сохранялось традиционное понимание военного космоса. Как отмечалось в документе, «канадские приоритеты в отношении военной космической активности – наблюдение, связь, навигация и поисково-спасательные операции – естественно вытекают из нашей географии»4. Таким образом, речь шла лишь об использовании космоса в военных целях (так называемая «милитаризация космоса»), но никак о возможности размещения оружия в космосе.
Планы Министерства обороны Канады на ближайшие десятилетия (1990-е-начало 2000-х гг.) предусматривали усиление поддержки из космоса в рамках уже упомянутых традиционных сфер его использования. Особенно много внимания уделялось перспективам создания систем наблюдения космического базирования. Важность участия Канады в таких системах обосновывалась несколькими факторами: большей эффективностью по сравнению с традиционными системами; необходимостью сохранения сотрудничества с США в обороне Северной Америки; обеспечением суверенитета Канады5.
Фактически Белая книга по обороне 1987 г. означала реабилитацию космического компонента в деятельности канадских вооруженных сил.
На рубеже 1980-х-1990-х гг. происходит теоретическое и организационное оформление канадской военной космической политики. Помимо Белой книги по обороне 1987 г. важную роль сыграл доклад «Канадская космическая военная стратегия», подготовленный по заказу Министерства обороны в июле 1989 года.
В тоже время, по мнению Годфруа, быстрое возрождение канадской военной космической программы с конца 1980-х гг. отражало не столько стратегическую установку, сколько диктовалось самими событиями. Он отмечает, что резкий рост миротворческой нагрузки на Канаду в 1990-е гг. требовал соответствующего увеличения поддержки из космоса канадских военнослужащих. В частности, возникла острая необходимость в создании собственной военной спутниковой связи6. Точно таким же образом появление высокоточных боеприпасов, наводящихся и управляемых по спутнику, предъявляло повышенные требования к спутниковой поддержке.
Годфруа и Фергюссон особо отмечают влияние военной операции США и их союзников против Ирака в 1991 г. на ускорение канадской военной космической программы. «Буря в пустыне», с одной стороны, показала колоссальную роль поддержки из космоса для успеха операции, а, с другой, продемонстрировала крайнюю отсталость Канады в космической сфере и неспособность проведения таких операций без помощи США. Как отмечал Годфруа, «Канада осуществляла почти все свои переговоры через американские спутники, проводила передвижение войск, используя американские коммерческие спутники, и получала значительную часть своих разведданных от американских средств космического базирования»7. По мнению Фергюссона, Война в заливе 1991 г. означала наступление эры «оперативного военного космоса» с соответствующими последствиями для канадских вооруженных сил как внутри страны, таки и при операциях за рубежом8.
Как результат, уже в 1992 г. Министерство обороны Канады впервые опубликовало документ с изложением своей космической политики9. Краеугольными камнями этой политики были объявлены обеспечение национального суверенитета и безопасности; формирование собственного оборонного присутствия в космосе; создание возможностей по наблюдению за космосом.
В том же 1992г. было обнародовано Заявление об оборонной политике. В Заявлении была подтверждена установка Белой книги по обороне 1987г. на создание системы наблюдения космического базирования. Сохранилось и традиционное понимание военного космоса как работы обеспечивающих систем. Как подчеркивалось в документе, «канадские вооруженные силы выиграют от улучшегося наблюдения, связи и навигации, обеспеченных этими (космическими) системами»10.
Одновременно с теоретической работой происходили и организационные изменения. В 1991г. в Министерстве обороны была создана Рабочая группа по космической обороне, которая добилась того, что использование космоса стало составной частью развития канадских вооруженных сил. В частности, именно эта группа стала инициатором создания канадской военной спутниковой связи. В 1997г. она была заменена на директорат по космическому развитию, подчинявшийся заместителю начальника штаба национальной обороны. Создание директората – постоянно действующего органа – имело важнейшее значение для развития канадской космической военной программы.
С самого начала своей работы директорат по космическому развитию сделал ставку на максимально тесное сотрудничество с США. Уже в его первом программном документе было заявлено, что «в свете ограниченных ресурсов, выделяемых на космос в долгосрочном плане военных закупок, кооперационное участие в американских программах рассматривается как ключевой компонент в развитии умеренных возможностей для канадских вооруженных сил»11. К департаменту космического развития был специально прикомандирован офицер американских ВВС для консультирования канадской стороны по американскому военному планированию применительно к космосу; координации действий двух стран в рамках НОРАД и помощи в определении возможностей по использованию космоса на тактическом уровне.
Фактически с конца 1990-х гг. в Канаде была взята стратегическая установка на то, чтобы «закрыть» многочисленные слабые места собственной военной космической программы за счет использования американских ресурсов. В результате, по состоянию на середину 2010-х гг., влияние США ощущается во всех традиционных приоритетах канадской военной космической программы.
Особенно сильно зависимость Канады от США проявляется в военной спутниковой связи. Как известно, в США военная спутниковая связь делится на три типа: защищенная, широкополосная и узкополосная. Причем, каждый тип предназначен для решения определенных задач. Канада принимает активное участие в создаваемой США военной защищенной спутниковой связи нового поколения AEHF (Advanced Extremely High Frequency – AEHF). Система предназначена для обеспечения безопасной и надежной связью стратегического командования и военных действий на тактическом уровне12. Три первых спутника этой системы были запущены в 2010-2013 гг. (всего предусмотрен запуск шести аппаратов – прим. Д,В.). Еще в 1999 г. Канада подписала меморандум о взаимопонимании с Министерством обороны США об участии в качестве партнера в системе AEHF. Стоимость получения доступа к системе и приобретения спутниковых терминалов составила для Канады 552 млн. долларов13.
Канада принимает участие и в создаваемой Министерством обороны США новой глобальной системе широкополосной спутниковой связи WGS (Wideband Global Satcom – WGS). Она предназначена для передачи больших объемов информации между командованием и группировками войск на оперативном и тактическом уровнях. Всего система WGS должна включать десять спутников. Канада присоединилась к этой системе в конце 2011 г., выделив 337 млн. долларов на строительство 9-го спутника14. Помимо Канады финансирование строительства этого спутника осуществляли также Дания, Люксембург, Нидерланды и Новая Зеландия. В обмен на это канадские вооруженные силы получили доступ к WGS на двадцать лет (до 2031 г.). Первоначально использование WGS канадскими военнослужащими происходит через временные наземные спутниковые терминалы. Однако Министерство обороны Канады уже выделило 59 млн. долларов на строительство трех стационарных станций. Кроме того, в ноябре 2016 г. было выделено 20 млн. долларов на закупку портативных терминалов для использования системы WGS канадскими вооруженными силами в операциях за рубежом15.
Министерство обороны Канады также ведет переговоры с Соединенными Штатами, Данией и Норвегией о создании отдельной системы спутниковой связи для Крайнего Севера. Предлагаемая система ESCP (Enhanced Satellite Communications Project – ESCP) предусматривает развертывание нескольких спутников на эллиптической орбите для обеспечения узкополосной спутниковой связи между 65 и 90 градусами северной широты и широкополосной между 55 и 90 градусами северной широты. Предполагается, что система будет совместима со спутниковыми системами США и НАТО, действующими на геостационарной орбите над экватором. Стоимость проекта по официальным данным составляет более 1,5 млрд. долларов, а по неофициальным расчетам достигнет 2,4 млрд. долларов16.
Не менее тесно развивается военное сотрудничество США и Канады в сфере наблюдения за космосом. Причем, если в области военной спутниковой связи партнерство двух стран имеет крайне односторонний характер – полная зависимость Канады от американских систем – то в сфере наблюдения за космосом эти отношения имеют более взаимозависимый характер. Важнейшее значение для Канады и ее тесных связей с США в этой области имеет канадский спутник «Сапфир», запущенный в феврале 2013 года. Это первый канадский сугубо военный спутник. Он предназначен для наблюдения за космическими объектами на высотах от 6 тыс. до 40 тыс. километров над уровнем Земли. «Сапфир» считается главным элементом создаваемой Канадской системы наблюдения за космосом и важнейшим фактором в повышении «космической ситуационной осведомленности» («space situational awareness»). Однако не менее важно значение этого спутника и для США. Дело в том, что «Сапфир» одновременно является составной частью американской Сети наблюдения за космосом (U.S. Space Surveillance Network – SSN). Данные этой системы, включая полученные от «Сапфира», передаются в Объединенный центр космических операций на авиабазе Вандерберг (штат Калифорния). Неслучайно Министерство обороны США еще в мае 2012 г., до запуска «Сапфира», подписало с Министерством обороны Канады меморандум о взаимопонимании в области космической ситуационной осведомленности, по которому данные «Сапфира» должны были поступать в американскую Сеть наблюдения за космосом17. Канада, в свою очередь, через «Сапфир» получила доступ к данным американской Сети наблюдения за космосом.
Канадские военные эксперты подчеркивают, что важность «Сапфира» гораздо больше, чем об этом сообщают пресс-релизы военных ведомств Канады и США. Так Дж. Фергюссон отмечает, что специализация «Сапфира» на распознавании военных космических объектов позволяет использовать спутник для раннего предупреждения о ракетном нападении. Важное значение имеет и то, что «Сапфир» осуществляет наблюдение за критически важной со стратегической и оперативной точек зрения геостационарной зоной. Спутник также может вести наблюдение за орбитальными обеспечивающими системами, которые могут использоваться в качестве противоспутникового оружия. Теоретически «Сапфир» мог быть задействован даже в противоракетной обороне. Правда, сам Фергюссон считал такую возможность маловероятной из-за политических и технических сложностей18.
В этом смысле «Сапфир» становится важнейшим ресурсом Канады для укрепления своего военного космического потенциала и более равноправного диалога с США по космическим вопросам. Как отмечал Фергюссон, «Сапфир» вносит значительный вклад в канадо-американские отношения в сфере обороны. Он обеспечивает Канаде привилегированный доступ к данным о космической ситуационной осведомленности, полученным от других ресурсов американской Сети наблюдения за космосом, таким образом, позволяя Канаде осуществлять независимую оценку происходящего в космосе»19.
Важность «Сапфира» хорошо понимает и канадское руководство, и поэтому уже начало разрабатывать спутник, который придет ему на смену. В рамках проекта «Наблюдение за космосом 2» («Surveillance of Space 2») предусматривается создание нового электрооптического спутника, который будет передавать информацию в американскую Сеть наблюдения за космосом после 2021 года. Стоимость этого проекта оценивается от 100 до 250 млн. долларов20.
Канада сотрудничает с США и в таких приоритетных для себя вопросах, как навигация и поисково-спасательные операции. В рамках проекта «МЕОСАР» (The Medium Earth Orbit Search and Rescue – MEOSAR) Канада должна установить 24 ретранслятора на новое поколение американских спутников GPS. Ретрансляторы предназначены для приема сигналов о помощи и передачи их точных координат для поисково-спасательных операций. Заявленная цель «МЕОСАР» - уменьшить время для обнаружения сигнала о помощи с 1 часа до 5 минут21. Предусмотрено также строительство трех наземных станций в Канаде. Стоимость канадского участия оценивается от 100 до 250 млн. долларов22.
Слабые места в своих военных космических возможностях Канада пытается «закрыть» не только за счет США, но и за счет других своих ближайших союзников. Важнейшее значение в этом плане имело подписание в сентябре 2014г. Министерствами обороны Канады, США, Австралии и Великобритании меморандума о взаимопонимании при проведении космических операций. Меморандум позволяет осуществлять обмен информацией между канадским центром космических операций в Оттаве, американским объединенным центром космических операций на авиабазе Вандерберг, британским центром по координации космических операций в Хай-Вайкомбе и австралийским центром космических операций в Канберре. Среди приоритетных вопросов для взаимодействия – распознавание космических объектов, обеспечение бесперебойной работы спутников, избежание столкновений спутников23.
Помимо усиления военных космических возможностей за счет двустороннего (с США) и четырехстороннего (с США, Австралией и Великобританией) сотрудничества, важную роль в канадской военной космической программе играют собственные, формально гражданские космические проекты. Важнейшая роль в этом плане принадлежит спутникам дистанционного зондирования Земли «Радарсат». Первый такой спутник – «Радарсат-1» был запущен в ноябре 1995г. и являлся многоцелевым: его данные использовались для картографирования, изучения ледовых покровов, гидрологии, сельском и лесном хозяйстве, ликвидации чрезвычайных ситуаций24. Среди прочих его данные использовали и канадские военные, в основном для наблюдения за морской акваторией. В декабре 2007г. был запущен новый спутник – «Радарсат-2». Также как и «Радарсат-1», он считается многоцелевым и сугубо гражданским, то есть военные пользуются его данными, как и прочие потребители. В тоже время его реальная нагрузка может быть значительно больше. Министерство обороны профинансировало установку на «Радарсат-2» индикатора наземных движущихся целей (ground moving-target indication – GMTI). Показательны и сообщения в СМИ, что канадским военным не хватает квоты, выделенной правительством на использование данных со спутника25. Под давлением США Канада была вынуждена принять специальный закон О дистанционном зондировании Земли, который ограничивает предоставление чувствительных данных с точки зрения безопасности26.
Министерство обороны использует «Радарсат-2», главным образом, для наблюдения за морскими подступами к Канаде и канадским Крайним Севером. Соответствующий проект канадских военных получил название «Полярный эпсилон». В рамках этого проекта, были построены две наземные станции для приема сигналов со спутника – на восточном и на западном побережье. «Полярный эпсилон» позволяет канадским военным практически в режиме реального времени обнаруживать подозрительные суда на расстоянии до 2 тыс. километров от берегов Северной Америки. Дело в том, что при пролете спутника «Радарсат-2» над канадскими водами данные со спутника одновременно передаются в наземные станции, где они преобразуются в координаты судов и затем передаются в центры операций по морской безопасности в Галифаксе (провинция Новая Шотландия) и в Виктории (провинция Британская Колумбия). В результате «Полярный эпсилон» может выводить маршруты судов на мониторы канадских центров операций по морской безопасности менее чем через восемь минут после пролета спутника27.
В 2018 г. в придачу к «Радарсат-2» Канада планирует развернуть в космосе группировку из трех новых спутников «Радарсат» – проект «Радарсат Констеллейшн». В тоже время Дж. Фергюссон отмечает, что потенциально и «Радарсат-2» и новые спутники «Радарсат» могут играть более весомую роль с военной точки зрения. По его словам, способность этих спутников осуществлять наблюдение за большими площадями имеет потенциальные оперативные выгоды для канадских вооруженных сил и для американских военных операций в Северной Америке28. Более важно, что Фергюссон рассматривает всю канадскую военную космическую политику в контексте так называемой «доктрины разделения». Он указывает, что исторически канадское руководство стремилось рассматривать три элемента стратегической обороны – американское ядерное оружие, ПРО и военный космос – как отдельные вопросы, несмотря на то, что они неразрывно связаны друг с другом. Это, в частности, позволяло отделить противоречивый вопрос о противоракетной обороне от сотрудничества двух стран в области военного космоса. Такая система балансирования, когда одни элементы (сотрудничество с США в обороне Северной Америки) не должны противоречить другим элементам (политика Канады по ядерному разоружению и неразмещению оружия в космосе) предопределяет направление и характер развития канадских военных космических возможностей. Как отмечает Фергюссон, «в будущем канадская военная космическая политика и ее роль будет исходить из внесения ценного специализированного вклада в американский военный космос в области пассивных оборонительных возможностей, оставляя политически более трудное использование космоса в оборонительных и наступательных целях Соединенным Штатам»29. Он специально обращает внимание, что представители канадского военного ведомства формулируют политику с точки зрения обеспечения гарантированного доступа к космосу, но ничего не говорят, в отличие от США, о лишении доступа к космосу противника. Это, по мнению Фергюссона, «ограничивает канадскую политику рамками обороны и подразумевает возможные инвестиции в будущем в некинетические оборонительные космические возможности, такие как повышение защищенности спутников, улучшение их маневренности, невидимости и возможности восстановления работы наряду с функцией наблюдения»30.
В целом, военная космическая программа развивалась отдельно от усилий Канады на дипломатическом и политическом уровнях запретить оружие в космосе. Тем не менее, ставка, сделанная в конце 1990-х гг. (а фактически существовавшая и в годы холодной войны) на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами в области военного космоса, не может не влиять на позицию Канады в отношении проблемы запрещения оружия в космосе и вопросов космической безопасности в более широком плане. Крайняя зависимость канадских вооруженных сил от американских космических систем требует, чтобы Канада учитывала позицию Вашингтона по вопросам, затрагивающим военное использование космоса.