ВЫЗОВ ТРАДИЦИОННЫМ БЮРОКРАТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ - СОЗДАНИЕ «ЭЛЕКТРОННЫХ» ПРОЕКТОВ: ОПЫТ США
М.А. Никитенкова,
кандидат экономических наук,
руководитель Центра исследовательских
и образовательных проектов
Института США и Канады РАН
шеф-редактор электронного научного журнала
«Россия и Америка в XXI веке»
e-mail:
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению американского опыта создания виртуальных организаций как этапа трансформации традиционных моделей бизнеса. Автор раскрывает актуальные проблемы, связанные с переходом от традиционной формы ведения бизнеса к виртуальной и оценивает перспективы виртуальных организаций в современном мире. В статье также анализируется факторы, влияющие на успешную реализацию «электронных» проектов в США, а также отрицательные аспекты этого процесса.
Ключевые слова: США, электронные проекты, модели организации бизнеса, виртуальные организации
THE CHALLENGE TO TRADITIONAL BUREAUCRATIC MODELS IS THE CREATION OF "ELECTRONIC" PROJECTS
Maria Alexandrovna Nikitenkova,
Bachelor of Economics,
Ph.D. (Economics), The Head of the Center of the research and educational projects,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
Editor-in-Chief, scientific journal “Russia and America in the XXI century”
e-mail:
Annotation. The author reveals the actual problems associated with the transition from a traditional bureaucratic form to a virtual and about the prospects of virtual organizations in the modern world. The article analyzes factors influencing successful implementation of electronic projects in the USA, and also negative aspects of this process.
Keywords: USA, electronic projects, organization of business-models, virtual organizations
Первоначально термин «виртуальное предприятие» начал применять специалист в области компьютерной техники Дж. Хопланд, представлявший фирму DEC1. В основу этого понятия он заложил аналогию с виртуальной машиной, которая характеризуется тем, что ни один процесс в ней не может монопольно использовать какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются потенциально предназначенными для совместного использования.
Главной идеей модели виртуального предприятия является объединение ресурсов различных субъектов рынка, которые географически распределены в интересах общей работы над уникальными проектами или новыми продуктами.
Разные авторы по-своему трактуют понятие «виртуальная организация». Обычно его определяют в узком и широком смыслах. В первом случае виртуальная организация – это добровольная временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, которая благодаря оптимизации системы производства благ обеспечивает большую выгоду потребителям2. Во втором случае виртуальная организация представляет собой сеть контрактов, которые реализуются в электронной среде.
Некоторые авторы считают, что виртуальные корпорации являются откликом на новую экономику, а их конкретная форма пока еще не определена3. В некоторых работах виртуальная организация рассматривается как разновидность корпорации знания и указывается, что «виртуальные организации основаны на том, что знание компании стало самым важным источником ее конкурентного преимущества»4.
Пространство виртуализации организаций можно в самом общем виде разделить на три основных категории:
-
- виртуальный рынок – это рынок товаров и услуг, который существует на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных вычислительных сетей (Интернет);
- виртуальная реальность – это отображение и имитация реальных объектов и процессов в кибернетическом пространстве;
- виртуальные организационные формы – это динамическая сеть предприятий, организаций, отдельных коллективов или людей, которые совместно осуществляют свою деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции5.
Остановимся на некоторых направлениях, характерных для процесса виртуализации. Одним из первых направлений виртуализации стало управленческое консультирование, или консалтинг. В процессе своего развития консалтинг прошел следующие этапы:
-
- подготовка по заказам организации квалифицированных советов и рекомендаций по выполнению определенных функций;
- не только разработка рекомендаций, но и совместная с организацией реализация, т.е. участие в осуществлении функций организации;
- передача организацией в полном объеме определенных функций, например кадровой службы, службы маркетинга и т.д., консалтинговой фирме.
По факту такой процесс означает, что подразделения фирмы, которые составляют ее структуру, переносятся во внешнюю среду, и структура, как таковая, теряет системообразующее значение, фирма постепенно «пустеет» и, в конце концов, сливается с внешней средой. В крайнем случае, от фирмы может остаться офис. Таким образом, реализуется одно из направлений виртуализации фирм. Это превращение ее в бизнес-систему, элементами которой являются бизнес-процессы, т.е. по сути - потоки работ.
Другая направленность виртуализации, тесно связана с первым. Однако, она вполне самостоятельна, поскольку имеет уникальную специфику – это создание виртуального коммуникационного пространства, которое позволяет обеспечить обмен информацией в реальном масштабе времени по всему цивилизованному миру, а также создание колоссальных баз данных и баз знаний. В результате усиления виртуализации экономика может изменяться в глобальном масштабе, а последствия этих изменений трудно предсказать. Однако, можно предположить, что они приведут к трансформации сути экономических отношений.
Первым результатом таких трансформаций является электронная коммерция, и, как следствие, электронные деньги (не электронная запись о наличии денег, а настоящие электронные деньги), наличие электронной подписи и т.д.6
Если рассматривать виртуальное коммуникационное пространство на уровне конкретного предприятия, то можно проследить ослабление требований к таким моментам в работе предприятия, как приход на работу к определенному часу, табельный учет, жесткий распорядок дня, привязка работы сотрудников конкретных отделов к одному месту и т.д.
Следующее направление виртуализации относится к структурным аспектам предприятия. Как известно, все организации представляют собой специфические формы осуществления людьми конкретной деятельности совместными усилиями. А мотивы и характер взаимоотношений людей и их групп в этих организациях зависят от целей их деятельности. Поэтому, при изменении содержания деятельности меняется и организация. Таким образом, когда организация не удовлетворяет интересам людей и не соответствует их целям, она трансформируется в новую форму взаимодействия работников.
Четвертым направлением виртуализации выступают социокультурные процессы. Фундаментальными системообразующими факторами традиционной организации являются цели и структура. А когда в силу трансформаций организация перестает быть целевой системой, а структура теряет свою актуальность, новыми системообразующими факторами становятся составляющие организационной культуры, но не корпоративной культуры как таковой, а как элементы культуры гражданского общества в целом. Со стороны социокультурных процессов внешняя среда становится пространством для эффективного сотрудничества организаций. Именно эта тенденция набирает обороты в данное время и имеет большую вероятность на доминировании в менеджменте XXI в.
В данный момент в российском и зарубежном бизнесе функционирует много предприятий с той или иной степенью виртуализации. Кроме того, необходимо уточнить, что часто под виртуальными организациями в производстве имеют в виду различные формы организации взаимоотношений фирм в сфере логистики и материально-технического снабжения.
В самом общем виде виртуальные организационные формы представляют собой динамические сетевые объединения людей, коллективов и предприятий. При этом виртуальные организационные формы можно разграничить на внутриорганизационные (в пределах одного предприятия) и межорганизационные (объединения различных предприятий, коллективов и людей)7. Рассмотрим одну из классификаций виртуальных организационных форм, которая базируется на указанных видах виртуализации и описаниях реально действующих предприятий (на рис. 1).
Рисунок 1.
Виртуальные организационные формы
Источник: Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации: монография / А.В. Катаев. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – c. 67
Учитывая данную классификацию можно дать характеристику видам виртуальных предприятий:
-
- временная модульная сеть, которая объединяет партнеров с четко выраженной направленностью на ключевые компетенции. Для такого вида сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети;
- сеть для исполнения конкретных заказов, она служит для мобилизации ориентированных на проект высококачественных ресурсов. Она предусматривает заменяемость партнеров, строгое ограничение по срокам заказов, симметричность зависимости партнеров по сети;
- целевое сетевое объединение в конкретной сфере деятельности, которое предназначено для совместных решений и оптимизации услуг потребителям. Кооперация в подобных сетях, которые отличаются высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, ориентирована на предложение общих решений;
- централизованно управляемые сети. Они представляют собой объединение одной фирмы, которая специализируется на координации и управлении производственными процессами и действующая в мировом масштабе сети, с несколькими односторонне заменяемыми партнерами;
- долгосрочный сетевой пул, который ориентирован на перманентное получение различных рыночных заказов. Базой сотруднических отношений в таких объединениях составляет доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Для них свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Такая форма организации используется в мелких и средних предприятиях, которые благодаря такой кооперации получают возможность получать заказы и снижать издержки;
- междисциплинарная сеть знаний, которая представляет собой объединение владельцев «ноу-хау». Она обладает централизованным управлением, которое выходит за рамки выполнения отдельных заказов, и характеризуется симметричной зависимостью партнеров;
- сеть для крупных проектов представляет собой открытую организацию, которая нацелена на рациональное объединение ресурсов для выполнения крупного (долгосрочного) проекта;
- специальная сеть, которая ориентирована на выполнение отдельных заказов с цифровой передачей данных. Для организации и координации таких виртуальных предприятий широко используются глобальные вычислительные и коммуникационные сети для привлечения известных выгодных партнеров8.
Указанная выше классификация не достаточно четко разделяет виды виртуальных предприятий. Это объясняется необходимостью учитывать большое количество признаков: тип управление (централизованное или децентрализованное), зависимость партнеров, «время жизни» сети, количество проектов во времени, используемые технологии, сферу деятельности и сферу интересов.
Для организационных и управленческих аспектов максимально важными являются следующие признаки:
-
- тип управление;
- «время жизни» сети (выполнение одного проекта или нескольких в течение времени).
По признаку «время жизни» сети выделяют следующие типы:
-
- временные сети, которые создаются при выявлении рыночной возможности или поступлении рыночного заказа и закрываются после выполнения заказа.
- постоянные сети, которые создаются для постоянного поиска и получения заказов в конкретной сфере деятельности.
По типу управления выделяют три вида виртуальных предприятий:
-
- с централизованным типом управления, при котором один из сетевых партнеров управляет сетью и выполнением рыночных заказов;
- с децентрализованным типом управления, когда все управленческие процессы реализуются только за счет локальных взаимодействий участников сети;
- с распределенным типом управления, при котором сохраняется общий координационный центр.
На базе приведенных выше классификаций виртуальных предприятий как новой организационной формы управления можно сформулировать следующие выводы.
Процесс виртуализации распространяется по следующим направлениям: управленческое консультирование или консалтинг; создание виртуального коммуникационного пространства, которое позволяет обеспечить обмен информацией в реальном масштабе времени по всему цивилизованному миру и создать значительные базы данных и базы знаний; структурные аспекты организации; социокультурные процессы.
Виртуальные организации – это, прежде всего, сети делового сотрудничества, которые включают основной бизнес конкретного предприятия, его внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
По нашему мнению, виртуальное предприятие представляет собой временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), которые обладают ключевыми компетенциями для максимального исполнения рыночного заказа, основанной на единой информационной системе.
Новизна виртуальной организации может быть выявлена на четырёх уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.
Таким образом, несмотря на разнообразие виртуальных форм организации деятельности, они все имеют сходные характеристики, которые включают открытость распределенной структуры; гибкость; приоритет горизонтальных связей; автономность и узкую специализацию сетевых партнеров; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.
Электронный бизнес представляет собой определенную форму бизнеса, которая обладает следующими хараткеристиками «все стороны деловых отношений, включая продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет»9.
Благодаря своей глобальности сеть Интернет обеспечивает непрерывное общение с любым поставщиком, партнером и потребителем, а наиболее часто всех друг с другом.
Интернет является универсальной деловой средой, которая соединяет предприятия друг с другом и со всей целевой аудиторией. Свободный доступ к методам использования электронного бизнеса получили все организации, и этот доступ не зависит от их масштаба и срока действия на рынке, при этом постоянно создаются новые, более эффективные бизнес-схемы. Сеть Интернет в бизнесе можно использовать на разных уровнях:
-
- использование сайта-витрины, т.е. выкладывать информацию о предлагаемой продукции, приглашение к сотрудничеству;
- реализация схемы электронной коммерции:
-
- интернет-магазин;
- интранет (объединение сетью своих сотрудников);
- экстранет (подключение внешних партнеров).
При этом функции электронной коммерции следующие:
-
- рекламная, позволяющая привлечь внимание пользователей к определенному сайту;
- функция представления продукции, т.е. показ продукции средствами сети Интернет;
- осуществление покупки, т.е. предоставление выбора быстрых и безопасных расчетов, вариантов доставки;
- функция послепродажного обслуживания, т.е. осуществление помощи во время покупки и после нее;
- функция создания и поддержания долгосрочных отношений с потребителем, путем изучения предпочтения и вкусов.
Как показывает опыт применения сети Интернет в бизнесе, факторы, которые определяют успех коммерческих организаций в условиях интернет-экономики, в значительной степени отличаются от факторов, которые определяют эффективность традиционной экономики. Приведем основные различия между традиционной и виртуальной бизнес-моделями (табл.1).
Таблица 1.
Различия между традиционной и виртуальной бизнес-моделями
Традиционная экономика
|
Интернет-экономика
|
-
- Преобладают производственные отношения
- Барьер: физическое распространение
- Барьер: нехватка капитала
- Преимущество первых определяется годами
- Инновации хранят в секрете
- Отношения людей сдерживаются возможностями контакта
|
-
- Преобладают знания и отношения людей
- Новый барьер – электронная дистрибуция
- Капитал – продукт потребления
- Преимущество первых определеяется месяцами.
- Инновации – достояние общественности
- Электронные средства общения между людьми
|
При организации виртуального бизнеса многие компании часто сталкиваются с трудностями, которые вызваны тем, что проверенный опыт в этой сфере отсутствует. Это приводит к тому, что инвесторы долго ждут отдачи от вложенных капиталов.
Первый активный энтузиазм инвесторов, связанный с интернет-проектами постепенно уступил место взвешенному расчету. Это привело к тому, что новым организациям необходимо составлять убедительные бизнес-планы интернет-проектов.
В США, как и целом в западной экономике, выделяют две разные системы электронной коммерции: сектор «бизнес-бизнес» (business-to-business, В2В) и сектор «бизнес-клиент» (business-to-consumer, В2С) или попросту розничный сектор (retail sector).
При этом виртуальные магазины – это малая часть электронной коммерции. Но они привлекают внимание в первую очередь, так как очень близки к традиционной торговле. Основной бизнес, который оценивается в процентах денежных потоков, осуществляемых в сети Интернет (70-90%), находится в области business-to-business.
На закупках при помощи сети Интернет компании в среднем экономят до 30%. При крупном масштабе бизнеса – это достаточно крупная сумма. По результатам исследования Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения между компаниями, что, в принципе соответствует ситуации в обычном, невиртуальном рынке, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота10.
Розничный сектор интернет-торговли охватывает взаимоотношения всей массы пользователей сети «Интернет», включая и мелких предпринимателей и отдельных граждан. Поэтому на эту целевую аудиторию непосредственно рассчитано большинство интернет-магазинов и, в том числе, интернет-рекламы и т.д. Организации, которые работают в этой сфере Интернет-торговли, предлагают клиентам достаточно широкий выбор продукции практически любого назначения. К разделу «бизнес-клиент», кроме розничной торговли через интернет-магазины, можно также отнести осуществление банковских операций через сеть Интернет (home banking), услуги брокеров, страхование и т.п. На сегодняшний момент розничный сектор представляет собой одно из наиболее развитых направлений в электронной коммерции.
Некоторые авторы указывают на то, что «формация В2В стала следующим после волны business-to-consumer этапом эволюции электронной коммерции». Эта схема стала следствием изменения формы восприятия принципов существования электронной коммерции, при этом Россия из-за ее технологического отставания в развитии национальных телекоммуникационных сетей, получила возможность, используя опыт других стран, приступить к развитию сразу В2В систем, тем более, что все предпосылки для такого бизнеса в стране существовали.
Таким образом, сущность В2В-моделей ведения бизнеса в том, что с развитием Интернет появилась возможность создания объединенных информационных, торговых, расчетных, коммуникационных и других сетей уже не на уровне отдельных компаний, а на макроуровне – отдельных отраслей (так называемая вертикальная бизнес-модель) или группы однородных компаний (горизонтальная бизнес-модель).
Для успешного развития В2С-систем достаточно обладать значительным числом частных пользователей, которые формируют достаточный покупательский спрос. Следовательно, нужно не только широкое развитие соответствующей сети, но также наличие развитых платежных систем, служб доставки, наличие законодательного регулирования этого вида бизнеса, а также доверия покупателей к этому виду бизнеса и наличие у них платежеспособного спроса на товары и услуги, представляемые в глобальной сети.
Если же речь идет о В2В-модели, то обязательным условием выступает только подключение к Интернету ограниченного и заранее известного круга корпоративных пользователей, которые принимают участие в реализации определенного проекта. При этом обычно не требуется формировать дополнительные расчетные и транспортно-логические системы.
В силу низких рыночных барьеров и широкой универсализации конкуренция в В2С-моделях обычно очень высока, при этом вопросы создания устойчивых брендов и привлечения и сохранения лояльных потребителей очень сложны. Все это приводит к высоким затратам на агрессивный маркетинг и рекламу, ценовым войнам, а вот финансовые результаты не всегда соответствую ожиданиям.
Во многих В2В-системах ситуация отличается, поскольку системы, как правило, создаются по принципу глубокой специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов, в итоге чего финансовый результат формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным.
В целом применяемые в данный момент бизнес-модели можно разделить на следующие группы:
-
- вертикальные;
- горизонтальные;
- смешанные;
- инфраструктурные (включая программное обеспечение для В2В);
- рекламные и маркетинговые;
- прочие (продажа товаров корпоративным пользователям, услуги по подбору персонала, почтовые услуги, прочие направления).
Из всех перечисленных самостоятельными и оригинальными моделями, которые максимально реализуют преимущества В2В, являются вертикальные и горизонтальные. Остальные можно отнести к модификации аналогичного бизнеса в В2С для корпоративных пользователей.
Вертикальные модели действуют в рамках конкретной отрасли, где за счет повышения эффективности межфирменного взаимодействия получают прибыль в виде процента с оборота, рекламы и т.д. Таким образом, вертикальные схемы позволяют решать специфические вопросы конкретной отрасли, в которой присутствует широкая взаимосвязь организаций-участников. Этот сектор является очень перспективным и в России, и в США. В основном он развивается в области здравоохранения (объединение лечебных, фармацевтических и страховых компаний, позволяющее активнее развивать сектор платных медицинских услуг), программного обеспечения (объединение усилий программистов, разобщенных территориально), телекоммуникаций, а также других отраслей, в первую очередь, с сильной вертикальной интеграцией (нефтяная, горнодобывающая, горно-металлургическая, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство и т.д.)
Второй наиболее интересной моделью, активно применяемой на практике, является горизонтальная. Ее смысл – объединение «под одной крышей» (в рамках торговой, расчетной или аукционной системы) группы оранизаций, которые принадлет к различным отраслям, но решают похожие задачи: поиск и продажа сырья, материалов, нового и неиспользуемого оборудования, свободных производственных мощностей, капитала и т.д.
Современные информационные технологии и, в том числе, интернет-технологии используются всеми участниками рынка – не только коммерческими организациями, но и государственными органами, которые выполняют функция регулятора рыночных процессов. Сформировавшиеся современные информационные отношения рыночных субъектов отражены в специфической схеме «бизнес-государство» или «бизнес-правительство». (business-to-government, В2G), которая лежит в основе концепции «электронного правительства»11. При этом концепция «электронного правительства» относится не только к экономическим наукам, но и науки о государстве (теории государства и права государствоведения, политологии и др.).
Современная теория государства рассматривает его как крупную корпорацию, поскольку оно обладает всеми признаками корпоративными признаками: бюджетом, расходами, доходами.
При этом государство является субъектом мирового рынка, который обобщает функционирование своих внутренних экономических агентов, у него есть акционеры и одновременно заказчики услуг – граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально эффективны с точки зрения стоимости и доступности. И поэтому государство, которое действует как крупная корпорация, должно стремиться к удовлетворению интересов своих «акционеров», и, следовательно, увеличивать свою эффективность, как и обычная корпорация должна увеличивать свою капитализацию, изменяя модели функционирования на более технологичные и эффективные.
Рассмотрим опыт США в части масштабных неудач в области реализации интернет-проектов. Показательным примером является попытка правительства США в 2010 году запустить портал Healthcare.gov, аналога онлайн-биржи для поиска, выбора и приобретения услуг медицинской страховки . Контракт на создание данного интернет-портала был отдан компании CGI Federal 12.. Основной проблемой сразу стал бюджет проекта (рис. 2).
Рисунок 2.
Динамика стоимости проекта, млн.долл.
Несмотря на такую достаточно высокую стоимость проект был функционально несовершенен. Основные проблемы, с которыми столкнулись пользователи этого интернет-портала следующие:
-
- сайт был не рассчитан на реальное количество одновременно подключившихся пользователей;
- зависание страниц, бесконечный цикл работы приложения, даже неверные расчеты страховых субсидий;
- из-за повышения нагрузки от наплыва пользователей, и на некоторое время портал становился недоступен13.
Все эти проблемы послужили причиной публичного извинения президента США Барака Обамы. После того как ситуация была проанализирована были выделены причины неудачного запуска портала, которые правительство США учло при разработке других подобных проектов:
-
- тестирование сайта было проведено поверхностно и в очень ограниченные сроки;
- сайт был очень хорошо разработан с точки зрения графического дизайна и использовал Java скрипты и AJAX для красивых переходов и выполнения запросов в фоновом режиме. Однако он был очень чувствительным к ошибкам;
- на сайте не было адекватной инструкции, содержащей правила регистрации и пользования сайтом;
- колл-центр, который должен был оказывать поддержку пользователей и отвечать на вопросы так же не справился с количеством обращений14.
Таким образом, для того, чтобы интернет-проект был удачным необходимо использовать гибкие методологии разработки, полноценное нагрузочное тестирование и внедрять мониторинг с обязательным фокусом на восприятие пользователей.
В качестве общего вывода можно сказать следующее. Схема проведения электронного бизнеса может быть какой угодно, но в любом случае оценить прибыльный или убыточный интернет-проект довольно сложно. В целом мировая практика инвестиций в интернет-проекты ограничивается венчурными инвесторами. Эта практика хараткерна и для Росси и для США. Венчурными инвесторами «по умолчанию» являются все, кто вкладывает своим средства в интернет-проекты, пока еще эта сфера остается инновационной и высоко рисковой.
Специфика бизнеса высоких технологий заключается в необходимости значительного реинвестирования, с которым связаны, например, убытки западных интернет-магазинов, таких как Аmazon.com. С другой стороны, когда организации в рамках электронной коммерции с большими оборотами остаются низкорентабельными, центры формирования прибыли возникают в других местах. Тот же Amazon по сути убыточный центр. Прибыль же формируется у реальных владельцев тех товаров и услуг, которые через этот канал распространяются. Четко формировать центры прибыли и центры убыточности позволяет вертикальная интеграция. Во всем мире в электронную коммерцию деньги инвестируют как в средство продвижения. Интернет – это специфическая среда для осуществления бизнеса.
Следовательно, организации, стремящиеся к реализации своей продукции или услуг в рамках виртуального предпринимательства, вправе выбирать среди разных схем сетевого бизнеса в зависимости от специфики их отрасли, а также от возможностей организации и стратегических целей. Они также могут действовать по принципу сочетания и взаимного дополнения различных моделей электронного бизнеса и схем традиционной экономики. Эффективность каждой модели определяется в зависимости от конкретного вида предпринимательской деятельности и условий выхода в виртуальный бизнес.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс виртуализации распространяется по следующим направлениям: управленческое консультирование или консалтинг; создание виртуального коммуникационного пространства, которое позволяет обеспечить обмен информацией в реальном масштабе времени по всему цивизованному миру и создать значительные базы данных и базы знаний; структурные аспекты организации; социокультурные процессы. По нашему мнению, виртуальное предприятие представляет собой временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), которые обладают ключевыми компетенциями для максимального исполнения рыночного заказа, основанной на единой информационной системе. Новизна виртуальной организации может быть выявлена на четырёх уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом. Таким образом, несмотря на разнообразие виртуальных форм организации деятельности, они все имеют сходные характеристики, которые включают открытость распределенной структуры; гибкость; приоритет горизонтальных связей; автономность и узкую специализацию сетевых партнеров; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.