Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2017

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ – ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Г.Ф. Фейгин,
доктор экономических наук,
профессор Санкт- Петербургского гуманитарного
университета профсоюзов
e-mail:

Аннотация. В статье выделяются основные этапы реализации пенсионной реформы в России. Представлен краткий обзор мероприятий, проводимых в рамках реформы с учетом опыта других стран. Обозначены основные направления продолжения реформирования пенсионной системы в России в ближайшем будущем.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионная система, структура пенсионных выплат, финансовый сектор.

PENSION SYSTEM IN RUSSIA: STAGES OF IMPLEMENTATION OF PENSION REFORM

Feigin Grigorii,
Professor,
St. Petersburg University of the Humanities
and Social Sciences
e-mail:

Annotation. The most important stages of pension reforms in Russia are underlined. The focus is on overview of reform measures in context of international experience. The directions for deepening of pension reform in Russia are pointed out.

Keywords: pension reform, pension system, structure of pension payment, financial sector

Пенсионное обеспечение выполняет две органически взаимосвязанные функции: экономическую и социальную1. Экономическая функция сводится к управлению финансовыми потоками. В рамках пенсионной системы различными способами создаются средства пенсионных фондов, которые затем расходуются в форме пенсионных выплат. Социальная функция означает обеспечение людей, прекративших свою профессиональную деятельность по возрасту или в результате наступления инвалидности, а также утративших источники средств к существованию. Социальный компонент пенсионной системы можно рассматривать как один из важнейших элементов социальной политики большинства государств.

Пенсионная система современной национальной экономики предполагает обеспечение ежемесячных пенсионных выплат для значительной части населения. Должен существовать отлаженный механизм, позволяющий лицам, достигшим пенсионного возраста, регулярно получать пенсии. Легко объясним тот факт, что схемы финансирования пенсионных выплат во многих странах существуют уже на протяжении десятилетий и выражают сложившиеся традиции расстановки социальных приоритетов2. В то же время продолжает оставаться актуальным вопрос о реформировании пенсионных систем3 4.

Пенсионные реформы осуществляются с 1960-х -1970 – х годов и фактически носят перманентный характер5. В каждой стране они обусловлены специфическими причинами6. Однако можно выделить и ряд общих черт.

Прежде всего необходимо отметить демографический фактор. Старение населения – тенденция, наблюдаемая на территории значительной части земного шара. Соответственно увеличивается количество пенсионеров на одного работающего. Подобная тенденция ставит под сомнение эффективность перераспределительной схемы финансирования пенсионных выплат. Сущность данной схемы состоит в том, что пенсионный взносы, выплачиваемые наёмными работниками, непосредственно направляются на пенсионные выплаты лицам, достигшим пенсионного возраста. Демографические проблемы увеличивают нагрузку на наёмных работников как плательщиков пенсионных взносов. Возникает хроническая нехватка средств, собираемых таким образом. Важным элементом реформирования пенсионных систем является развитие альтернативной схемы финансирования пенсионных выплат, известной как способ капитализации7.

Вторая проблема, определяющая направление реформирования пенсионных систем, связана с инфляционным фактором. Инфляция – широко распространённое явление, характерное в той или иной мере для всех стран мира. Необходимо совершенствовать пенсионную систему таким образом, чтобы она давала возможность проводить соответствующую индексацию размеров пенсионных выплат. Фактически речь идёт об элиминировании негативного влияния инфляции на уровень жизни пенсионеров. Содержание реформ в данном контексте сводится преимущественно к созданию условий для развития инвестиционной деятельности пенсионных фондов, позволяющей получать процентные доходы и тем самым компенсировать негативное воздействие инфляции.

Особое значение данная проблематика имеет в постсоциалистических странах и в частности в России. Поиск оптимальной модели пенсионной системы органически связан с переходом к рыночной экономике. Существовавшая в условиях плановой экономики пенсионная система имела жёстко централизованный характер и основывалась на принципе отсутствие безработицы. Кроме того, роль финансовых учреждений как элементов пенсионной системы была сугубо вспомогательной. Тем самым формирование новой пенсионной системы в России с начала 1990-х годов происходит в условиях становления и развития рыночно ориентированного финансового сектора. Пенсионные реформы направлены на решение ряда взаимосвязанных задач, таких как: обеспечение некоторого соответствия между уровнем заработной платы в период профессиональной деятельности и размером пенсии, общее повышение благосостояния пенсионеров, а также обеспечение сбалансированности государственного бюджета. При этом для России несомненно актуальны обозначенные выше демографическая проблема и необходимость индексации пенсионных выплат в условиях инфляции.

Попытки модернизировать пенсионную систему с учетом влияния факторов российской и мировой экономической конъюнктуры предпринимаются в России с 1992 года. С одной стороны, учитывается опыт других стран, а с другой – принимается во внимание уровень развития российского финансового сектора, состояние российского государственного бюджета и приоритеты государственной российской политики на том или ином этапе. В настоящей статье дан обзор основных этапов реформирования пенсионной системы России.

Процесс пенсионных реформ в России: основные этапы

В процессе пенсионных реформ в России можно выделить несколько этапов. Первый этап приходится на период с 1992 г. по 2001 г. В этот период времени в России предпринимались первые попытки создать пенсионную систему, которая соответствовала бы принципам рыночной экономики. Очень быстро выяснилась доминирующая роль государства. Ещё в 1990 г. был создан пенсионный фонд Российской Федерации, через который фактически и осуществлялось обеспечение финансирования пенсионных выплат. Сохранение государственной пенсии как элемента пенсионной системы соответствует мировой практике. В развитых индустриальных странах значение государственных пенсий по-прежнему велико8. Гарантированные государством пенсии являются также и фактором трудовой мотивации9.

Государственная пенсия по-прежнему является главным элементом пенсионного обеспечения в Италии, Франции, Японии10 11. Важное место занимает государственная пенсия в структуре пенсионных выплат в Германии12 13. Несмотря на многообразие схем финансирования пенсионных выплат в англо-саксонском пространстве ( Австралия, Великобритания, Канада, США), базовый элемент пенсии также финансируется государством14 15.

Уже на данном этапе внимание Президента РФ и Правительства РФ привлекали негосударственные формы пенсионного обеспечения. В 1992 г. вышел Указ Президента РФ №1007 «О негосударственных пенсионных фондах». Спустя 6 лет (1998 г.) был принят Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ,который фактически сформировал правовую базу, определяющую деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), их права и обязательства перед участниками.

Однако. несмотря на попытки создать альтернативные (негосударственные) элементы пенсионного обеспечения, ключевая роль в пенсионной системе по-прежнему принадлежала государству. Модернизация пенсионной системы на этом этапе сводилась к индексации пенсий при высоких темпах инфляции. Достаточно быстро обнаружились существенные проблемы в области пенсионного обеспечения. Так, рост заработной платы и соответственно пенсионных взносов отставал от темпов инфляции. В условиях общего трудного финансового положения многие предприятия перешли к «теневым» схемам выдачи заработной платы с целью избежать дополнительных расходов на социальные выплаты, в том числе и пенсионных взносов. Всё это происходило на фоне хронического дефицита государственного бюджета (первый раз государственный бюджет был сведён с профицитом в 1999 г.). В результате положение пенсионеров фактически стало бедственным. НПФ привлекали лишь очень небольшое количество участников. Становилось очевидным, что действовавшая в тот период и фактически стихийно возникшая пенсионная система нуждалась в существенной модернизации. Ещё в 1998 г. была представлена программа пенсионной реформы, законопроекты которой были одобрены в 2002 г.

Второй этап пенсионной реформы в России приходится на 2002 -2012 гг. На этом этапе была сформирована пенсионная система, учитывающая, в том числе, и опыт развитых индустриальных стран 16. Эта система включала три элемента: базовую, страховую и накопительную части пенсии. Каждая из частей имеет определённую экономическую и социальную нагрузку. Базовая часть пенсии отражает минимальный уровень обеспечения пенсионеров, независящий от их предшествующих заработков и финансируется за счет распределительной схемы. Страховая часть пенсии построена на аналогичном принципе финансирования, однако её размеры рассчитываются по формуле, предполагающей определённую зависимость размеров пенсии от уровня заработной платы в период трудовой деятельности. Накопительная часть пенсии основывается на способе капитализации и предполагает создание некоего индивидуального капитализированного фонда, объём средств в котором прирастает в результате инвестиционной деятельности. Формирование новой пенсионной системы ознаменовалось принятием трёх Федеральных законов: ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ. На данном этапе постоянно происходили изменения пенсионной модели. Так, в 2002- 2004 гг. накопительная часть пенсии была предусмотрена для мужчин, родившихся в период с 1953 г. по 1966 г., и для женщин, родившихся в период с 1957 г. по 1966 г.17.

С 2005 г. накопительная часть пенсии была предусмотрена исключительно для лиц, родившихся в 1967 г. и позднее. Что же касается указанной выше группы лиц, то их взносы на накопительную часть пенсии учтены и предусмотрен возврат пенсионных накоплений в форме единовременных выплат. В 2008 г. взносы на накопительную часть пенсии были увеличены до 6% ( 14% перечислялись для финансирования базовой и страховой частей пенсии). В этом же году Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений от 30.04.2008 г., № 56-ФЗ» была введена программа государственного софинансирования накопительной части пенсии. По данной программе граждане имели возможность ежегодно на добровольной основе перечислять в фонд индивидуальных пенсионных накоплений (в рамках пенсионного фонда РФ) сумму от 2000 до 12000 руб. При этом государство перечисляло в эти же фонды такую же сумму (то есть государственное софинансирование). Сроки вступления в программу были ограничены до 1.01.2015 г. В настоящее время граждане, не вступившие в программу, могут добровольно перечислять средства в фонд индивидуальных пенсионных накоплений, однако государственное софинансировние для таких граждан не осуществляется. К началу 2017 г. участниками программы было около 15 млн. россиян.

До 1 января 2010 г. пенсионные взносы перечислялись в рамках единого социального налога (26%), который помимо взносов в пенсионный фонд (20%) включал также взносы на обязательное медицинское страхования (3,1%) и социальное страхование (2,9%). В дальнейшем (с 1 января 2010 г.) единый социальный налог был заменён на взносы в пенсионный фонд (22%), фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и фонд социального страхования на случай нетрудоспособности и материнства (2,9%)18. Кроме того, в 2010 г. была проведена валоризация, то есть переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время. Данная мера позволила увеличить размер пенсий в 1,5 раза. Базовая часть пенсии была упразднена. С 2010 г. существует только два элемента пенсионной выплаты: страховая и накопительная части.

С 2013 г. начинается третий этап реформирования российской пенсионной системы. Изменения касаются, прежде всего, накопительной части пенсии. Лицам, родившимся в 1967 г. и позднее, был предоставлен выбор: они могли до 31 декабря 2015 г. принять решение о том, участвовать ли им дальше в накопительной модели финансирования пенсионных выплат или нет. Желающие продолжать участвовать в модели должны были перевести накопленные суммы в частную управляющую компанию (написать соответствующее заявление). Все, кто не оформил заявление о переводе своих средств под управление частной компанией, были автоматически исключены из участия в данной модели. Их взносы перечисляются исключительно на финансирование страховой части пенсии. В то же время в 2014-2017 гг. реализация накопительной модели финансирования пенсионных выплат заморожена – взносы всех граждан (независимо от того, писали ли они заявление о переводе своих накоплений в частную компанию или нет) идут только на финансирование страховой части пенсии. В 2013 г. был введён новый пенсионный калькулятор, который предполагает при расчете размера пенсии учет не только трудового стажа, но и возраста выхода на пенсию. Планируется, что минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на один год и к 2025 г. достигнет отметки 15 лет.

На данном этапе пенсионной реформы определённые изменения затронули НПФ. На 1 октября 2014 г. свыше 40 НПФ прошли процедуру акционирования.

28.12.2013 г. был принят закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений ,№» 422 –ФЗ». Основная задача связана с гарантированием пенсионных накоплений физических лиц, формирующих и получающих накопительную пенсию. Гарантирование имеет два уровня. Первый уровень означает гарантии фондов-участников исполнение обязательств перед застрахованными лицами за счет средств внутренних резервов. Второй уровень связан с уровнем деятельности агентства по страхованию вкладов, под управлением которого сформирован фонд гарантирования пенсионных накоплений. На 1 июля 2016 г. 46 НПФ вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. В этих фондах сформировано 1989,73 млрд. руб. пенсионных накоплений, принадлежащих 29,1 млн. застрахованных лиц19.

Пенсионная система в России: перспективы развития

Краткий обзор этапов реформирования пенсионной системы России свидетельствует об определённом противоречии. С одной стороны, постоянно предпринимаются попытки усовершенствовать российскую пенсионную систему с учетом мировых тенденций пенсионной реформы, в том числе и опыта развитых индустриальных стран. С другой стороны, оптимальная модель пенсионной системы по-прежнему не найдена и мероприятия в рамках реформы носят далеко не всегда последовательный характер. Всё это происходит на фоне сохранения низкого уровня пенсионных выплат. Текущую ситуацию в области пенсионного обеспечения в России иллюстрируют данные рис. 1и 2. На рис.1 показана динамика численности населения России, численности лиц, получающих пенсию, а также доли пенсионеров в общей численности населения 2011 -2015 гг. Доля пенсионеров возрастала до 2014 г., что свидетельствовало о демографических проблемах. В 2015 г доля пенсионеров несколько сократилась. На рис. 2 представлена динамика размеров пенсий и заработной платы за аналогичный период. После 2013 г. уровень пенсий в долларовом эквиваленте резко упал, что обусловлено обесценением рубля. Размеры пенсий составляют около 30% от заработной платы.

Рисунок 1.
Россия. Численность населения (тыс. чел.), пенсионеров (тыс.чел.) и доля пенсионеров в общей численности населения (%).

Источник: Статистика Евразийского экономического союза. 2010 – 2014 годы. Статистический сборник. - Москва, 2015;.Статистический сборник Беларусь и Россия , 2016; Статистический сборник Армении, 2016


Рисунок 2.
Россия. Заработная плата, пенсии, соотношение размеров пенсий и средней заработной платы.

Источник: Источник: Статистика Евразийского экономического союза. 2010 – 2014 годы. Статистический сборник. - Москва, 2015;.Статистический сборник Беларусь и Россия , 2016; Статистический сборник Армении, 2016

В 2015 г. размеры пенсий в России были сопоставимы с Республикой Беларусь (172,6 долл.), несколько превышали Казахстан (122 долл.), значительно превышали аналогичный показатель по Армении (83,9 долл.) и Кыргызстан (70 долл.)20.

Таким образом, пенсионную реформу в России очевидно нельзя признать завершенной. В пользу высказанной гипотезы говорят следующие обстоятельства:

- Неустойчивая ситуация в экономике создаёт постоянные проблемы в бюджетной сфере. Государство испытывает регулярную нехватку средств в пенсионном фонде и постоянно вносит изменения в пенсионную модель с целью изыскать средства для финансирования текущих пенсий.

- Меры по внедрению накопительной части пенсии правильны и в целом соответствуют мировой практике. Однако непоследовательность действий (фактическое исключение многих участников из накопительной модели и её «заморозка» в 2014-2017 гг.) дестабилизируют ситуацию в данной сфере.

- Позитивным шагом, несомненно, является усиление роли НПФ как участников российской пенсионной системы. В то же время очевидно, что эта роль зависит от возможностей НПФ инвестировать и реинвестировать средства. Здесь большое значение имеет уровень развития финансового рынка и возможность НПФ вкладывать средства за рубежом. Как известно, и в этих сферах в России достаточно проблем. По оценкам Мирового экономического форума 2016-2017 гг. Россия по развитию финансовых рынков находится на 108 месте из 140 стран21.

Таким образом, можно предположить, что пенсионная реформа в России в ближайшие годы будет продолжена. Прежде всего необходимо окончательно решить вопрос о месте и роли накопительной части пенсии как элемента пенсионной системы. Непоследовательные шаги в данной области, несомненно, снижают эффективность российской пенсионной системы в целом. Кроме того, до сих пор в недостаточной мере учитывается опыт других стран, связанный с развитием профессиональных пенсионных программ.

Следует предоставить возможности для отдельных предприятий самостоятельно формировать пенсионные программы для своих сотрудников. Такие программы могли бы способствовать развитию рынка пенсионных услуг и в перспективе привели бы к общему повышению благосостояния российских пенсионеров. Необходимо также продолжать предпринимаемые в настоящее время меры по стимулированию деятельности НПФ. Однако эти меры не могут осуществляться отдельно от стратегических мер по развитию финансового сектора в целом и его интеграции в мировую финансовую систему.


Список литературы

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук) Грант № 15-07-00002 (а) «Роль государственной политики в повышении эффективности использования пенсионных накоплений как инвестиционного ресурса в эпоху глобализации»

1Guardiancich I.(2010 b). FRANCE. Current pension system: first assessment of reform outcomes and output. Research Project “ASSURER UNE PENSION ADÉQUATE DANS UN CONTEXTE EUROPÉEN”,May. Электронный ресур: www.ose.be (accessed 02.04.2017)

2Аксенов П.А., Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Роль государства в социальном обеспечении пенсионеров: повестка XXI века. М., 2015.

3 Развитие пенсионного обеспечения в началеXXI века: тенденции и национальные особенности. Сборник материалов ситуационного анализа. М., 2015.

4 Aksenov P.A. , Lebedeva L.F. Problems and Prospects of Russian Pension System: a comparative analysis with OECD countries. Journal of Applied Economic Sciences. 2016. T.11. N 7. C. 1272-1280.

5 Роль государства в социальном обеспечении пенсионеров: повестка XXI века. М., 2015.

6 Пенсионные системы стран мира: стратегии и опыт модернизации. М., Весь мир, 2016. 88с.

7 Маурер Р., Фейгин Г.Ф., Рогалла Р. Накопительная часть пенсии как элемент формирования пенсионных систем в России и Германии//Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов, 2011. - № 6. – 13-20 с

8 Лебедева Л.Ф. Американская модель пенсионного обеспечения в условиях усиления рисков финансово-экономической нестабильности в начале XXI века. США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 3. С.22-30.

9 Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США)//Труд за рубежом. 2008. N 3, С.1-22.

10 Bitinas A.(2012). Pension system in Japan: issues for reform. Mykolo Romerio universitetas,Lietuva, 19 (269-292).

11 Guardiancich I.(2010 b). FRANCE. Current pension system: first assessment of reform outcomes and output. Research Project “ASSURER UNE PENSION ADÉQUATE DANS UN CONTEXTE EUROPÉEN”,May. Электронный ресур: www.ose.be (accessed 02.04.2017).

12 Boersch-Supan A. Wilke C. (2004).The German Public Pension System: How it was ,how it will be.MRRC Working Paper , 41.

13 Guardiancich I. ( 2010 a) GERMANY. Current pension system: first assessment of reform outcomes and output. Research Project “ASSURER UNE PENSION ADÉQUATE DANS UN CONTEXTE EUROPÉEN”, May. Электронный ресурс:www.ose.be (accessed 02.04.2017).

14 Cтепанов Б.( 2006). Пенсионное обеспечение в США. Пенсионные фонды и инвестиции, 6 (69- 76).

15 Bozio A., Crawford R. Tetlow G. (2010) The history of state pensions in the UK: 1948 to 2010.Institute for Fiscal Studies (1-11). [Электронный ресурс] http://www.ifs.org.uk/bns/bn105.pdf (accessed 02.04.2017 ).

16 https://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-reform/stages-reform.php (accessed 02.04.2017).

17 http://www.ru-90.ru/node/1472 (accessed 02.04.2017).

18 http://www.aif.ru/dontknows/actual/chto_takoe_edinyy_socialnyy_nalog_esn (accessed 02.04.2017).

http://www.ru-90.ru/node/1472 (accessed 02.04.2017).

19 http://www.pfrf.ru/branches/amur/news~2016/07/04/115280 (accessed 02.04.2017).

20http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf (accessed 02.04.2017).

21 Статистический сборник Беларусь и Россия , 2016.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.