Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
№1, 2008
ОПЫТ УЧАСТИЯ СТРАН СНГ
В ВОЕННЫХ УЧЕНИЯ США И НАТО В ЧЕРНОМ МОРЕ
Дьякова Н.А., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН
Аннотация
Внимание, уделяемое политическим аспектам опыта участия стран СНГ в военных учения США и НАТО в Черном море, проводимых в 90-е гг. XX в. и начале XXI в., позволяет рассмотреть: особый характер отношений США и НАТО к каждой из трех черноморских постсоветских республик – Украине, России и Грузии; возможность использование этих учений в качестве одного из инструментов реализации региональных и глобальных проектов военной политики Вашингтона и Брюсселя; а также как средства внутригосударственного и межгосударственного политического давления на эти республики.
Ключевые слова: США, НАТО, СНГ, военные учения, Черное море
1. Цели учений ВМС, проходивших в Черном море под эгидой США и НАТО с участием стран СНГ
Рассматривая опыт участия стран СНГ в военных учения США и НАТО в Черном море, проводимых начиная с 1990-х гг. XX в. и в начале XXI в., основное внимание предполагается уделять их политическому аспекту. Такой подход позволяет рассмотреть этот опыт в свете особых отношений США и НАТО к каждой из трех черноморских стран СНГ – Украине, России и Грузии; исследовать возможности использование учений в качестве одного из инструментов реализации региональных и глобальных планов военной политики США, межгосударственного и внутригосударственного политического давления.
Одной из причин, побудивших Украину и Грузию искать более тесного сближения с США и НАТО, явилось их стремление получить поддержку в решении этно-территориальных, пограничных и энергетических проблем с Россией. Этим отчасти объясняется их активное участие в ряде военно-политических программ блока, включая учения ВМС в Черном море, нередко носящих антироссийский характер.
В Черноморском регионе Украина в силу своего геостратегического положения стала объектом особых интересов Запада. Географическое положение Украины позволяет использовать ее в качестве «буфера» между Европой и Россией, контролировать все Северное Причерноморье, а также потоки энергосырья в Европу. Но для реализации этих планов Россия и Украина должны были выступать в роли стратегических противников, поскольку США и НАТО устраивает сохранение перманентного, контролируемого соперничества-противостояния между Россией и ее соседями по Черноморскому региону – Украиной и Грузией.
Европейские эксперты отмечают важную роль Украины и Грузии в связи с проблемами разработки топливно-энергитических ресурсов в странах СНГ и их доставки в Европу потому, что транспортировка энергоносителей из Евразии на Запад имеет не только экономическое, но стратегическое и геополитическое значение. Причерноморье и Черное море могут стать центральным звеном нового углеводородного транснационального коридора, а Крым – ключ к нему. Поэтому Запад заинтересован в максимальном ограничении российского влияния в Причерноморье и в Черном море. При этом его интересам отвечает сохранение в составе Украины Крыма и Севастополя, особенно в том случае, если республику будет возглавлять такой политический лидер как Ющенко.
Учения ВМС, проводимые США и НАТО в Черном море с участием стран СНГ, являются одним из инструментов военной политики, нацеленной на минимизацию российского присутствия в нем и окончательного «выдавливания» России из Крыма. Они имеют разное межгосударственное и внутригосударственное политическое звучание, а также демонстрируют разную степень заинтересованности США и НАТО в Украине и Грузии.
Почти все совместные сухопутные и военно-морские учения причерноморских государств СНГ с НАТО проходят в рамках программы «Партнерство ради мира». В ряде случаев военно-морская фаза учений, обязательно включающая десантирование сил спецназа, является частью широкомасштабных многоцелевых учений, проводимых также на суше.
Большая часть совместных учений НАТО и стран СНГ, как морских, так и сухопутных, проводится на территории Украины или вблизи ее побережья. Украинский флот в течение года участвует приблизительно в 5-7 международных учениях, в число которых входят «Си-бриз», «Кооператив партнер», «Кооператив оспрей» и др.
Грузия - участница почти всех военно-морских учений, проводимых НАТО в Черном море. Но ее ВМС чрезвычайно слабы, ее побережье, включая порты Батуми и Поти, находятся под полным контролем Турции, и не представляет такого стратегического значения, как Крым.
Россия принимает участи в этих учениях периодически, в зависимости от политической ситуации. Это вызвано тем, что в определенной политической обстановке совместные военно-морские учения сил НАТО и стран СНГ, ее соседей по Черноморскому бассейну, могут носить явную антироссийскую окраску и являются средством политического давления на нее. Наиболее ярким примером учений, вызывающих негативную реакцию, как в России, так и на Украине, являются «Си бриз». ВМС Украины, возникшие 5 апреля 1992 г., начиная с 1994 г. активно участвующие в натовской программе «Партнерство ради мира», в ее рамках в 1994 г. приняли участие в учениях «Си бриз».
Особое политическое звучание учения «Си бриз» приобрели в 1997 г. В это время украинское руководство, пытавшее заставить Россию заключить договор о безоговорочном признании принадлежность Крыма и Севастополя Украине, вело сложную политическую игру. В начале 1997 г. в российско-украинских отношениях возник скандал в связи с письмом группы депутатов ГД РФ президенту Украины Л. Кучме, в котором резко критиковались планы проведения в Черном море в июле 1997 г. совместных учений ВМС Украины и НАТО. Возмущение российских парламентариев вызвала легенда предстоящих учений, в основе которой, по некоторым сведениям, лежала борьба украинских и натовских ВС с «сепаратистами», поднявших на некоем полуострове вооруженный мятеж против законной власти и получающих поддержку от соседнего государства. Под полуостровом подразумевался Крым, под «мятежными сепаратистами» его русское население, помощь которому оказывала Россия.
Некоторые российские политологи и экономисты обратили внимание на то, что эти учения могут нанести экономический урон России. По их мнению, курсирование военных кораблей вблизи российского побережья Черного моря могло позволить американской корпорации Шеврон и консорциуму западных компаний, работающих в Азербайджане, вполне обосновано отказаться от использования «северного» маршрута транспортировки каспийской нефти.
Пока часть российского политического истеблишмента негодовала по поводу предстоящих учений «Си бриз-97», представителями высшего украинского военного руководства на встрече с послами стран, подтвердивших свое участие в предстоящих учениях – США, Великобритании, Италии, Турции, Болгарии и Греции обсуждались их планы и задачи. Участники встречи отметили, что учения не направлены против какой-либо из стран Черноморского бассейна, и подчеркнули, что поскольку учения предполагается провести в Донузлаве, а не в Севастополе, российской стороне не стоит политизировать ситуацию вокруг них). Таким образом, в начале 1997 г. вокруг предстоящих учений возникли коллизии, не позволяющие однозначно ответить на вопрос о том, что являлось блефом, а что было правдой. Можно полагать, что, учитывая отношение Москвы к сближению Украины с НАТО и США, как угрозу национальной безопасности РФ, украинское руководство впервые в 1997 г. использовало совместные учения ВМС «Си бриз-97» в качестве средства политического давления на нее.
Особые позиции по поводу проведения «Си бриз-97» заняли представители высшего военного руководства РФ, включая министра обороны И. Сергеева и командующего ЧФ РФ адмирала Кравченко. Адмирал Кравченко, в интервью Независимой газете, данном в начале мая 1997 г., обратил внимание не только на политическое звучание, но и на этическую сторону учений, назвав их кощунственными. Он заявил, что руководство ВМС РФ не может спокойно относится к ситуации, когда американский десант будет высаживаться на крымское побережье, а российские моряки будут охранять его со стороны моря.
Договор между Россией и Украиной, признающей территориальную целостность и нерушимость границ двух государств, то есть неоспоримое право украинской стороны на Крым и Севастополь, был подписан 30 мая 1997 г. в Киеве президентами двух стран – Б. Ельциным и Л. Кучмой, в «одном пакете с рядом соглашений по Черноморскому флоту. Казалось бы, после этого все противоречия по поводу проведения «Си бриз-97» должны были быть сняты. Однако во время визита на Украину министр обороны РФ И. Сергеев подчеркнул негативное отношение со стороны России к учениям подобного рода.
Несмотря на негативное отношение российской стороны, на Черном море, у побережья Крыма в августе 1997 г. в рамках ПРМ прошли учения «Си-бриз 97». Легенда учений отличалась от той, которая вызвала возмущение у российских парламентариев: хотя в ней был сохранен элемент борьбы с сепаратистами, но каких-либо намеков на их поддержку соседним государством не было.
В октябре 1997 г. в качестве «утешительного приза» Украина провела в Черном море совместные учения украинских и российских ВМС «Фарватер мира-97». Учения, носившие миротворческий характер, начались (29) 30 октября и завершились 2 ноября. Министр обороны Украины, генерал-полковник А. Кузьмук, подчеркнул особую значимость «Фарватера мира-97». Но, в то же время, отметил, что факт проведения этого учения никак нельзя рассматривать как начало военного сотрудничества с Россией; учения носят сугубо миротворческий характер, а Украина является внеблоковым государством.
Международные учения «Си бриз-98» уже не вызывали столь негативной реакции в российских политических кругах, но с протестами против планов их проведения выступила часть украинских парламентариев. Безуспешная попытка помешать их проведению была предпринята представителями левых партий украинской Верховной Рады. Свои позиции «левые» аргументировали тем, что «Си бриз-98» могут нести в себе угрозы военного характера для Украины. Сближение Украины с НАТО подвергли критике не только коммунисты, но социалисты и представители ряда других левых фракций. Они объявили проведение международных военных маневров на территории Украины неконституционными, и резко осудили министра обороны А. Кузьмука.
Однако противникам проведения «Си бриз-98» не удалось добиться поддержки большинства в ВР. Учения прошли под Одессой в период с 26 по 28 октября 1998 г. Россия не отказалась от ограниченного участия в них. Если с украинской стороны в учениях участвовало 14 судов и 1,500 человек, то с российской всего 2 корабля и 30 моряков. Легенда учений в целом была похожа не официальную легенду «Си бриз-97».
Следует отметить, что украинские и натовские эксперты, позиционировали учения «Си бриз» то, как проводимые в рамках натовской программы ПРМ, то, как только украинско-американские учения, с привлечение стран НАТО, при случае используя такой подход в своих интересах.
Москва продолжала критически относиться к развитию военного сотрудничества Киева с США и НАТО. Она обвиняла Киев в нарушении условий «Большого договора». В России не оставили без внимания состоявшихся в период с 8 по 16 учения ВМС Украины, США и НАТО «Си бриз-99». После того, как эти учения, проходившие в рамках программы ПРМ с участием Украины, США, Великобритании, Италии, Турции, Греции, Болгарии, Румынии и Грузии, завершились, командующей объединенными вооруженными силами НАТО в Южной Европе, Джеймс Эллис, выразил надежду на дальнейшее наращивание сотрудничества и взаимодействия с Украиной.
В 2000 г. намеченные на октябрь совместные военные учения Украины и НАТО, вызывали далеко не однозначную реакцию в украинском обществе. Причиной особой тревоги населения Крыма стало то, что учения планировалось провести у берегов полуострова, и помимо морской фазы учений, предполагалась отработка высадки десанта НАТО под Феодосией. В регионе, с большим русским меньшинством, ориентированным на союз с РФ, подобна акция была воспринята как плохо скрытая угроза.
В многонациональных военно-морских учениях «Си бриз-2001», проходившим с 10 по 20 июля в рамках программы ПРМ, участвовало 13 государств. Россия сочла возможным принять участие в командно-штабной фазе учений потому, что они проходили в районе Одессы и в северо-западной части Черного моря, и их легенда и программы носили сугубо миротворческий характер.
2. «Си бриз-2006» – причина углубления политического кризиса на Украине
Возникновение политического кризиса на Украине в мае 2006 г. спровоцировали попытки США и НАТО совместно с украинскими ВМС провести учения «Си бриз-2006» у берегов Крыма. Под прикрытием учений предполагалось создание стационарной военной базы на полуострове. Пентагон и украинское военное руководство сочли, что настал крайне удобный момент для «прорыва» в Крым потому, что властные структуры Украины в течение нескольких месяцев 2006 г. находились в состоянии перманентного кризиса.
Русскоязычное население Крыма, восточных и южных районов Украины крайне негативно встретило эти попытки, поскольку увидело в них угрозу ускоренного вступления Украины в НАТО. Причинами такого отношения населения этих регионов к блоку являются вполне обоснованные опасения углубления разрыва отношений с Россией и усиления процесса насильственной украинизации.
27 мая 2006 г. в крымский порт, город Феодосию, прибыл американский транспортный корабль «Advantage» с подразделением морской пехоты и оборудованием, необходимым не только для проведения учений «Си бриз-2006», но и для строительных работ. Местное население в тот же день блокировало порт и не допускало разгрузку корабля в течение трех дней. 30 мая оборудование было переправлено на берег, но пикеты местного населения блокировали все выходы из порта, чтобы помешать доставить его в Старый Крым, где предполагалось строительство американской военной тренировочной базы.
Полномочный представитель президента Украины в Крыму, Геннадий Москаль, безуспешно призывал протестующих снять блокаду, обещая, что в том случае, если Верховная Рада не одобрит проведение учений в 2006 г., все оборудование, доставленное в порт Феодосии, будет передано Украине и феодосийскому городскому муниципалитету. Однако муниципалитет, в котором преобладали представители Партии регионов, принял решение об объявлении Феодосии «территорией без НАТО», недоступной для натовских ВМС, и других военных формирований блока. К 1-му июня 2006 г. число участников протестных акций увеличилось благодаря тому, что в Крым прибыли делегации из восточных и южных регионов Украины.
Антипрезидентская Партия регионов, во главе с премьер-министром Януковичем, и про-российская группа депутатов обвинили военное руководство Украины в том, что решение о проведении учений «Си бриз-2006» в Крыму было принято без одобрения Верховной Рады. Противоречия между сторонниками и противниками проведения этих учений вылились в противостояние между сторонниками и противниками вступления Украины в НАТО. Министры обороны и иностранных дел Украины настаивали на проведении учений, обосновывая их необходимость тем, что участие в них повышают боеспособность украинских ВС, в то время как антинатовские протесты, носящие политический характер, не отвечают национальным интересам страны. С их точки зрения, нестоящий ущерб интересам Украины наносит пребывание Черноморского Флота РФ в Крыму, поскольку он занимает значительную территорию и использует много наземных объектов.
Все же американские военные вынуждены были покинуть Крым, а военное руководство Украины, США и НАТО отказаться от проведения учений «Си боиз-2006». В декабре 2006 г. на общекрымском референдуме жители автономии проголосовали против вступления Украины в НАТО.
Поскольку интересам НАТО не отвечала ответственность за ситуацию, возникшую в Феодосии, представитель ее штаб-квартиры в Брюсселе, Дж. Аппатурай (James Appathurai) 31 мая 2006 г. сделал официальное заявление о том, что «Си бриз-2006» украинско-американское программа, в которой вооруженные силы блока только принимают участие. Он подчеркнул, что НАТО не намеривается создавать какие-либо военные базы в Крыму. Эти утверждения поддержало Министерство обороны Украины. Прозападное крыло украинской политической элиты продолжало настаивал на том, что проведение украинско-натовских учений, целью которых является сближение с блоком, отвечает национальным интересам страны, не считаясь с общественным мнением и падением рейтинг НАТО в стране.
Военное руководство Украины, рассматривая планы проведения «Си бриз-2007», планирует провести их под Одессой и на Широколановском полигоне в Николаевской области. Окончательное решение по этому вопросу будет принято во время плановых конференций, которые будут проводиться в рамках подготовки к "Sea Breeze-2007".
3. Противостояние или доверие в Черном море
Опыт участия стран СНГ в военно-морских учения США и НАТО в Черном море позволяет сделать следующие выводы:
Учения – достаточно серьезный и опасный инструмент американской и натовской региональной военной политики. Они демонстрируют разное значение и роль каждой из трех причерноморских стран СНГ – Украины, России и Грузии не только в планах региональной военной политики, но и в глобальных геополитических проектах США. В зависимости от этого определяются задачи, периодичность и формы совместных учений ВМС США, НАТО и стран СНГ в Черном море. Хотя все три причерноморские республики СНГ участвуют в программе «Партнерство ради мира», ее гибкость позволяет расширять, углублять или ограничивать это участие в зависимости от интересов США и НАТО. Постоянными участницами военно-морских учений, проводимых США и НАТО в Черном море, являются Украина и Грузия, и только время от времени – России.
Приоритетное значение Украины в военной политике США в Черноморском регионе и Крыма, как объекта их особых интересов, не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует то, что, ни США, ни НАТО, ни Украина не собираются отказаться от проведения военно-морских учений у крымского побережья, несмотря на возникающие в связи с этим сложные коллизии как международного, так и внутреннего характера. Еще в 1997 г. некоторые западные и российские эксперты сходились во мнении, что рано или поздно 6-ой флот США будет базироваться в Крыму. Господство США в Черноморском бассейне является важным фактором их долгосрочного присутствия в «новой» Европе (т.е. ЦВЕ).
Хотя все военно-морские учения, проводимые НАТО у побережья Украины, декларируются как «миротворческие», в них преобладает военный элемент, и почти во всех легендах учений звучат мотивы борьбы с сепаратизмом. Совместные учения ВМС НАТО и Украины, проводимые в Крыму, дали возможность ВС блока хорошо исследовать особенности побережья полуострова, отработать технику десантирования, и взять под жесткий контроль базу ЧФ РФ в Севастополе. Но при всех негативных для России моментах учений ВМС, проводимых в Черном море США и НАТО, она не должна отказываться от участия в них в тех случаях, когда это отвечает ее военным или политическим интересам.
Ни Вашингтон, ни Брюссель не желают возникновения в Крыму серьезного этнического конфликта до тех пор, пока он находится в составе Украины. При наличии конфессиональных и национальных противоречий Крым не превратился в очаг перманентного конфликта потому, что, согласно планам Запада, уровень конфликтности должен быть ровно такой, который бы позволял посредством превращения территории в зону перманентных локальных войн низкой интенсивности получить от этой самой территории ряд программируемых эффектов. Пока еще этнический конфликт в Крыму между русским и татарским населением не привел к возникновению подобной ситуации. Но сможет ли украинское политическое руководство, находящееся с весны 2006 г. в состоянии перманентного кризиса, сохранить ситуацию под своим контролем?
Исследуя опыт военно-морских учений, проводимых США и НАТО в Черном со странами СНГ, можно прийти к выводу, что участие Росси в них нежелательно. В ряде случаев создается такая ситуация, при которой РФ не может из политических и этических соображений принимать в них участие, например, кода «Си бриз» проходят у побережья Крыма. Но Россия вынуждена отстаивать сохранение базы ЧФ в Севастополе не столько из военно-стратегической целесообразности, сколько из политической. Базирование российского флота в Севастополе символизирует сохранение связей российского меньшинства Украины с этнической родиной, возможность его поддержки и защиты Россией.
Положение скрытого противостояния на Черном море не отвечает не только интересам России, но других стран Черноморского бассейна, отрицательно влияя на развитие мер доверия и экономического сотрудничества. Необходимость создания многонациональной программы, направленной на удовлетворение интересов всех стран Черноморского бассейна, привела к образованию 2 апреля 2001 г. в Стамбуле Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «BLACKSEAFOR». Учения, проводимые в ее рамках, действительно преследуют миротворческие цели и способствуют развитию отношений доверия между странами региона.
Однако региональным задачам США и НАТО отвечает не только поддержание ситуации контролируемой нестабильности в Черноморском регионе, но и наличие «образа» противника, позволяющее сохранять и расширять то влияние в странах ЦВЕ и на пространстве СНГ, которое было ими достигнуто после распада СССР. Контролируемое противостояние между Украиной, Грузией и Россией, упорное противопоставление ее Западу, создание в непосредственной близости от российской территории американских военных баз и размещение систем ПРО – все это свидетельствует о попытках оказать давление на Россию, заставив ее пойти на уступки Западу в области энергетики, и втянуть в новый этап гонки вооружений.
Назад
|