№1, 2008
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЯ – ЕС
Петренко Н. П, к.э.н,
Дипломатическая академия МИД РФ
Аннотация
Место и роль энергетического фактора в развитии долгосрочного сотрудничества России-ЕС определяются их растущей взаимозависимостью и интересом к достижению сближения в правовых и регулятивных вопросах, в области технических норм и стандартов в энергетическом секторе. Переход к модели сотрудничества, основанной на более тесной координации энергетических стратегий и мер регулирования, ориентированной на совместные инвестиции и совместное разделение рисков, требует выработки четкой системы правовых норм и правил, определяющих рамки поведения ведущих поставщиков и потребителей энергоносителей.
Ключевые слова: партнерство России – ЕС, энергетическая безопасность, торговля энергоносителями, инфраструктура, нормативно-правовое регулирование, инвестиции
Место и роль энергетического фактора в сотрудничестве Россия–ЕС в предстоящий период определяется их растущей взаимозависимостью и интересом к достижению сближения в правовых и регулятивных вопросах, а также в области технических норм и стандартов в энергетическом секторе. Ключевое значение для развития долгосрочного энергетического партнерства России и ЕС имеет переход от традиционной модели их отношений в сфере энергетики, базировавшейся преимущественно на торговле энергоресурсами, на крупномасштабных внутренних российских инвестициях, ориентированных на увеличение поставок энергоносителей из России на европейский рынок, к новой модели сотрудничества, основанной на более тесной координации энергетических стратегий и мер регулирования и ориентированной на совместные инвестиции и совместное разделение рисков.
В долгосрочном плане совместное управление рисками в контексте обеспечения международной энергетической безопасности требует выработки четкой системы международно-правовых норм и правил, определяющих рамки поведения ведущих поставщиков и потребителей энергоносителей.
1. Взаимозависимость России и ЕС в энергетике: современное состояние и перспективы
Развитие долгосрочного энергетического партнерства России и ЕС обусловлено возрастающей взаимозависимостью в сферах торговли, транспортировки энергоносителей, инвестиционного сотрудничества, обеспечения энергоэффективности.
ЕС является крупнейшим торговым партнером России. В начале 2006 г. доля стран ЕС в российском импорте (в стоимостном выражении) составила 59%, увеличившись, в сравнении с 2001 г. на 11%. В российском экспорте их доля в первой половине текущего десятилетия устойчиво превышала половину, и в начале 2006 г. составила 59%.
Наиболее сильно взаимозависимость России и ЕС проявляется в сфере энергетики. На энергоносители в середине текущего десятилетия приходилось 64,4% стоимости импорта ЕС из России (Табл. 2), в сравнении с 59,1% в 2001 г. При этом доля российских поставок в общем объеме импорта энергоносителей в ЕС в середине текущего десятилетия составляла 27,5%. Роль энергоносителей в импорте ЕС из России значительно превышает их долю в общем объеме импорта ЕС из всех стран мира, составившую в тот же период 21,2% (Табл.1).
Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в ЕС: в середине текущего десятилетия на Россию приходилось 44% общего объема импортируемого странами ЕС газа. С учетом прогнозируемого сокращения его добычи в ЕС примерно на 50% в период 2000 – 2020 гг., зависимость ЕС от поставок газа возрастет.
Добыча нефти в ЕС, по прогнозам, снизится в указанный период еще больше – приблизительно на 67%, а зависимость от импорта нефти возрастет соответственно с 76% до 93% общего потребления. В отношении каменного и бурого угля прогнозируется уменьшение их производства на 36%, а рост зависимости – почти на 50% в тот же период.
Таким образом, России и в дальнейшем предстоит играть важную роль в обеспечении растущих потребностей ЕС в энергии. Однако для того, чтобы, по крайней мере, сохранить свою долю на рынке газа ЕС с учетом ожидаемого значительного увеличения внутреннего спроса в России, необходима реализация новых проектов по разработке месторождений. Это потребует не только принятия дополнительных норм и правил в секторе энергетики, но совершенствования и создания новых элементов инфраструктуры, адекватной современным технологическим и экологическим требованиям.
Таблица 1. Европейский Союз. Весь импорт
|
Группы товаров
|
2001
млн. евро.
|
%
|
2003
млн. евро.
|
%
|
2005
млн.
евро.
|
%
|
Всего
|
983 443
|
100,0
|
940 347
|
100,0
|
1 176 055
|
100,0
|
Сырье
|
284 210
|
28,9
|
274 641
|
29,2
|
383 646
|
32,6
|
Сельскохозяйственная продукция
|
81 060
|
8,2
|
78 499
|
8,3
|
80 932
|
6,9
|
Энергоносители
|
155 904
|
15,9
|
155 826
|
16,6
|
249 695
|
21,2
|
Промышленные товары
|
667 914
|
67,9
|
634 832
|
67,5
|
728 577
|
62.0
|
Машинное оборудование
|
262 923
|
26,7
|
233 724
|
24,9
|
277 426
|
23,6
|
Транспортное оборудование
|
89 425
|
9,1
|
92 898
|
9,9
|
98 526
|
8,4
|
Автомобильная продукция
|
34 734
|
3,5
|
38 579
|
4,1
|
44 010
|
3,7
|
Продукция химической промышленности
|
76 880
|
7,8
|
80 360
|
8,5
|
93 872
|
8,0
|
Текстильные изделия и одежда
|
67 220
|
6,8
|
66 680
|
7,1
|
70 415
|
6,0
|
Таблица 2. Европейский Союз. Импорт из России
|
Группы товаров
|
2001
млн. евро.
|
%
|
2003
млн. евро.
|
%
|
2005
млн. евро.
|
%
|
Доля от всего импорта ЕС
|
Всего
|
62 977
|
100,0
|
67 777
|
100,0
|
106 766
|
100,0
|
9,08
|
Сырье
|
45 556
|
72,3
|
49 042
|
72,4
|
77 871
|
72,9
|
20,30
|
Сельскохозяйственная продукция
|
2 357
|
3,7
|
2 245
|
3,3
|
2 440
|
2,3
|
3,01
|
Энергоносители
|
37 239
|
59,1
|
41 379
|
61,1
|
68 720
|
64,4
|
27,52
|
Промышленные товары
|
7 884
|
12,5
|
8 183
|
12,1
|
10 931
|
10,2
|
1,50
|
Машинное оборудование
|
594
|
0,9
|
601
|
0,9
|
705
|
0,7
|
0,25
|
Транспортное оборудование
|
319
|
0,5
|
442
|
0,7
|
530
|
0,5
|
0,54
|
Автомобильная продукция
|
85
|
0,1
|
92
|
0,1
|
91
|
0,1
|
0,21
|
Продукция химической промышленности
|
2 576
|
4,1
|
2 646
|
3,9
|
3 460
|
3,2
|
3,69
|
Текстильные изделия и одежда
|
331
|
0,5
|
270
|
0,4
|
179
|
0,2
|
0,25
|
Источник: Eurostat.
Важнейшим направлением развития сотрудничества России – ЕС в части обеспечения надежности экспортных поставок являются вопросы транспортировки и транзита газа из России и через нее. Страны Евросоюза являются основными потребителями российского газа: на них приходится85% российского экспорта в зарубежные страны за пределами СНГ.
Россия обладает самыми крупными в мире разведанными запасами природного газа, которые оцениваются в 48 трлн. куб. м. (около 27% мировых запасов). Однако распределение запасов газа по территории страны крайне неравномерно (в настоящее время более 90% добычи газа обеспечивают несколько месторождений Западной Сибири). и выполнение его поставок требует существенной реконструкции существующих и строительства новых газотранспортных сооружений.
К числу приоритетных проектов, представляющих взаимный интерес для России и ЕС относятся: газопровод«Северный поток» (Североевропейский газопровод), разработка Штокмановского месторождения, система газопровода Ямал – Европа через Беларусь и Польшу.
Реализация проекта газопровода «Северный поток», ввод в действие которого запланирован на 2010 г., призвана обеспечить увеличение объемов экспорта российского природного газа в ЕС и повысить надежность его поставок на европейский рынок за счет диверсификации потоков.
Проект «Газопровод Ямал–Европа» предполагает строительство газопровода от газовых месторождений в Западной Сибири в Германию через Беларусь и Польшу, который должен обеспечить контрактные обязательства ОАО «Газпром» по экспорту газа в Европу и диверсификацию экспортных поставок газа. Осуществление этого проекта предполагает возможность поэтапного ввода в эксплуатацию отдельных участков газопровода и мощностей компрессорных станций исходя из потребностей рынка. Развитие необходимой инфраструктуры для обеспечения эффективного использования добываемого газа и повышения безопасности его поставок в ЕС требует конструктивного сотрудничества России и ЕС на всех стадиях инфраструктурного обеспечения: проектирования, строительства, эксплуатации, диагностики, контроля, защиты, а также вывода из эксплуатации трубопроводных систем. С целью осуществления такого многопрофильного сотрудничества и повышения стабильности поставок предстоит решить ряд вопросов по гармонизации действующих норм и правил для трубопроводных систем, повышению производственной безопасности и надежности магистральных трубопроводов с использованием новых технологий; организации регулярного обмена данными, информацией, прогнозами.
Повышению уровня надежности поставок и обеспечения механизмов финансирования важных инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес, должны способствовать интеграционные процессы в газовой отрасли, основанные на согласованных принципах регулирования и долгосрочных контрактах, а также на сотрудничестве в сфере развития энергетической инфраструктуры.
Одним из приоритетных проектов ЕС в области энергетической инфраструктуры, представляющим взаимный интерес в рамках Энергодиалога Россия–ЕС, является строительство Североевропейского газопровода. ЕС участвует в финансировании технико-экономического обоснования проекта Североевропейского газопровода и, в частности, в исследовании его воздействия на окружающую среду.
Не менее важными фактором и условием развития энергетического сотрудничества России и ЕС является и состояние нефтяной инфраструктуры. Российский нефтяной экспорт ориентируется прежде всего на Европейский рынок. К числу приоритетных задач в области нефтяной инфраструктуры на ближайшую перспективу относятся: совместное исследование функционирования действующих сетей транспортировки нефти между Россией и ЕС и направлений их совершенствования; изучение потребностей в инвестициях для развития нефтяной инфраструктуры; оценка проектов, представляющих общий интерес, таких как соединение системы транспортировки «Дружба» с системой «Адрия», перспективы строительства обходного трубопровода в связи с возрастающей перегруженностью в Босфорском проливе.
В связи с прогнозируемым увеличением поставок нефти на рынок стран ЕС в условиях растущей интенсивности морских перевозок вдоль берегов этих стран, а также некоторых ограничений судоходства в Черноморских проливах, возрастает роль трубопроводного транспорта. Для расширения поставок нефти в ЕС растущее значение приобретают Балтийская трубопроводная система, а также строительство новой нефтепроводной системы с терминалом на побережье Баренцева моря, что позволит диверсифицировать и тем самым повысить надежность экспортных маршрутов поставки нефти.
Признавая важность обеспечения высокого уровня надежности транспортировки углеводородного сырья, Стороны также изучают возможность использования региональной спутниковой системы мониторинга, которая могла бы быть развернута на базе российской навигационной системы ГЛОНАСС и перспективной европейской системы ГАЛИЛЕО.
Важнейшим признанным направлением сотрудничества является также повышение уровня экологической безопасности транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов. При этом важно иметь в виду не только трубопроводные сети для транспортировки, но и инфраструктуру и погрузочно-разгрузочное оборудование на нефтяных терминалах, а также устойчивость морских танкеров к внешним воздействиям, которые часто эксплуатируются в сложных климатических условиях.
Проектом «взаимного интереса»признан и проект объединения России с энергетической системой континентальной Европы как фактор расширения экспорта из России электроэнергии. И Россия, и ЕС выступают в поддержку постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей Европейского Сообщества и России. Такая интеграция позволила бы получить выгоды в виде повышения безопасности поставок и расширения возможностей по осуществлению деловой активности как для российских, так и для европейских промышленников.
Для достижения прогресса в этой области необходимо выявление условий, при которых объединение сетей может быть осуществлено и такие системы могут стабильно функционировать, а также выработать единую точку зрения в отношении того, в какой мере действующие и планируемые рыночные и экологические правила России и ЕС являются эквивалентными.
До настоящего времени Россия напрямую не связана ни с одной из стран ЕС, энергосистемы которых функционируют в рамках Союза по координации передачи электроэнергии (UCTE), объединяющего большинство континентальных электроэнергетических систем ЕС. Поэтому актуализируются меры, направленные на гармонизацию действующих в России стандартов и правил с европейскими, на упрощение процедур таможенной очистки и другие, способствующие улучшению условий для экспорта российской электроэнергии. Не менее важным представляется проведение совместной политики России и ЕС в отношении обеспечения безопасности функционирования объектов электроэнергетической инфраструктуры.
Составной частью энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского Союза является политика в области ядерной энергетики. С учетом важности обеспечения безопасного развития ядерной энергетики данная область признана важной сферой взаимодействия между Российской Федерацией и Европейской Комиссией.
Между Россией и ЕС существует договоренность о расширении сотрудничества в области ядерной энергетики в целом, включая вопросы ее развития, повышения безопасности, совершенствования топливного цикла и обращения с радиоактивными отходами, а также нераспространения, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов.
В целях углубления сотрудничества между Россией и ЕС в области современных энергетических технологий в секторах нефти, газа, угля, электричества, новых и возобновляемых источников энергии и энергосбережения создан Центр энергетических технологий. Он призван поддерживать необходимые условия для обмена информацией о передовых технологиях, организации и координации мероприятий, которые способствуют контактам между субъектами энергетического сектора ЕС и России; содействия в продвижении конкретных крупномасштабных проектов технологического сотрудничества в вышеуказанных секторах энергетики, представляющих взаимный интерес для компаний ЕС и России. Центр энергетических технологий также координирует совместную работу с другими энергетическими центрами России и ЕС, способствуя созданию общего информационного пространства в сфере энергетики.
Ключевое значение в предстоящий период сотрудничества приобретают вопросы совместного нормативно-правового регулирования, поскольку возможности технической осуществимости передачи энергии сами по себе не гарантируют совершенствование инфраструктуры. Осуществление проекта объединения энергосистем требует тщательной оценки современного состояния регулирования рынка энергоресурсов в Российской Федерации и его совместимости с правилами ЕС. «Дорожные карты» предполагают поэтапную стратегию снятия барьеров, формирования общих правил не только относительно взаимовыгодных, но также экологических условий для последующего объединения энергосистем.
2. Инвестиционная деятельность как приоритетная сфера сотрудничества России – ЕС
Для обеспечения стабильных поставок энергоресурсов на мировые рынки, и, в частности, на европейский, – с учетом растущего внутреннего спроса необходимо усиление производственно-технологического потенциала и расширение ресурсно-сырьевой базы российского нефтегазового комплекса; существенное снижение энергоемкости российской экономики за счет активной политики энергосбережения и модернизации промышленности; изменение структуры внутреннего энергопотребления; совершенствование адаптации к рыночному ценообразованию на конкурентной основе как для внутреннего, так и для международного рынка. Все эти задачи требуют крупномасштабных инвестиций и выработки долгосрочной инвестиционной стратегии.
При этом необходимо учитывать, что Россия является не только крупным производителем и экспортером, но и потребителем энергоресурсов. В 90-е гг. XX – начале XXI вв. рост российских энергетических поставок в ЕС происходил, главным образом, за счет более полного использования добывающих мощностей, сырьевой базы и транспортной инфраструктуры, созданных в основном в 70–80-е гг. прошлого столетия. С 90-х гг. рост экспортных поставок происходил в условиях относительно избыточных производственных мощностей в силу сокращения внутреннего спроса на энергоресурсы в 90-е гг. прошлого столетия.
Однако к настоящему времени имеющиеся в энергетическом секторе производственные мощности практически полностью используются, а восстановление внутреннего спроса, особенно на газ и электроэнергию, идет гораздо более высокими, чем ожидалось темпами, в связи с ростом российской экономики и развитием ориентированных на экспорт энергоемких производств.
Наличие крупных разведанных запасов углеводородов в принципе позволяет России оставаться одним из ведущих производителей и экспортеров энергоресурсов в мире в долгосрочной перспективе. Но это потребует в предстоящем десятилетии таких инвестиций, которые по своим финансовым масштабам, технологической сложности и факторам риска намного превосходят все параметры инвестиционной активности последних 10 лет.
В условиях истощения традиционной ресурсной базы нефте- и газодобычи (сосредоточенной более чем на 50% для нефти и более чем на 90% для газа в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири, притом на месторождениях, которые характеризуются высокой степенью выработки извлекаемых запасов и тенденцией к быстрому падению добычи), для ее дальнейшего увеличения необходим ввод новых крупных месторождений. Резервы для этого имеются на полуострове Ямал в Западной Сибири (согласно российским данным разведанные запасы газа – 10,4 трлн. куб. м, конденсата – 228,3 млн. т, нефти – 291,8 млн. т), который может стать основной сырьевой базой для увеличения поставок в Европу, а также на арктическом шельфе (Штокманское месторождение), в Восточной Сибири (Ковыктинское и Чаядинское месторождения газа) и на Дальнем Востоке (Сахалин). Но все эти месторождения характеризуются исключительно сложными геологическими и природно-климатическими условиями добычи, удаленностью от населенных районов и районов потребления, а также отсутствием необходимой промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Необходимо принять во внимание и износ основных фондов в энергетическом секторе России, приближающийся к критической величине, влияющей на надежность функционирования энергетической системы. Его уровень оценивается экспертами в 60% для нефтедобычи, 65% – для электроэнергетики, 70% – для газодобычи и 80% – для нефтепереработки. Помимо вопросов надежности столь высокий уровень износа серьезно влияет на экономическую эффективность отрасли, в том числе на размеры потерь при добыче, транспортировке и хранении энергоресурсов, величину затрат на текущий ремонт и размеры ущерба для природной среды.
Для того, чтобы обеспечить выполнение долгосрочных экспортных контрактов при росте внутреннего потребления газа в 2005–2012 гг. по прогнозным оценкам на 55%,и обеспечить свои позиции на внешних рынках, Россия, по оценкам, должна не только увеличить добычу газа, но и сократить его годовое внутреннее потребление (примерно на 20–30% к 2012 г). Если в Энергетической стратегии на период до 2020 г., опубликованной осенью 2003 г., российское правительство оценило среднегодовой объем инвестиций, необходимых для модернизации и развития энергетического сектора, в 250–300 млрд. долл. США на десятилетие с 2001 г. по 2010 г. и в 400–500 млрд. долл. США на следующее десятилетие, то в последнем варианте Проекта Нефтегазовой Стратегии России (2005 г.) объемы необходимых инвестиций для десятилетия (2005–2015 гг.) почти в два раза выше: на 98% для нефтяной и на 77% – для газовой промышленности. Масштабы проблем, обнаружившиеся в последнее время в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с быстрым развитием промышленности, жилищного строительства и городского хозяйства, также указывают на возможность существенного пересмотра оценок необходимых инвестиций в сторону повышения.
Оценивая источники финансирования необходимых инвестиций даже в условиях благоприятной конъюнктуры, обеспечивающей растущие доходы от экспорта нефти и газа и возможности накопления финансовых резервов, необходимо иметь в виду, что их нельзя использовать исключительно для реинвестирования в энергетическом секторе в силу той роли, которую эти доходы играют в социально-экономическом развитии нашей страны.
Постановка на этом фоне стратегической задачи превращения России в ведущую энергетическую державу мира требует масштабного увеличения государственных и частных инвестиций в развитие самого энергетического сектора, а также дополнительных мер по привлечению инвестиций.
Значение иностранных инвестиций обусловлено не только их финансовой составляющей, но и качественными аспектами инвестиционной деятельности, прежде всего использованием передовых технологий, опыта эффективного управления комплексными проектами и практических знаний условий работы на международных рынках, наличия разветвленных систем маркетинга и сбыта энергоресурсов.
На сегодняшний день, несмотря на реальные потребности и потенциальные возможности, прямые иностранные инвестиции в российский энергетический сектор остаются ограниченными, особенно если принять во внимание, что более половины «иностранных инвестиций» представляют собой реинвестированный российский капитал (через международные финансовые центры и банковские оффшоры – Кипр, Нидерланды, Виргинские острова, Швейцария и Люксембург).Но даже с учетом роста инвестиций прямые иностранные инвестиции в период с 1999 г. по 2005 г. составляли всего несколько процентов от общего объема инвестиций в энергетический сектор России. Все эти тенденции свидетельствуют о наличии структурных, институциональных и иных барьеров для стратегических инвестиций в российский энергетический сектор.
К числу наиболее актуальных вопросов, требующих решения, можно отнести:
· четкое исчерпывающее определение стратегических месторождений и экономических районов, в отношении которых действуют ограничения для иностранных инвесторов по соображениям государственной безопасности или национальных интересов;
· приведение системы классификации запасов в соответствии с методологией ООН и признание экономического значения достоверных и доступных сведений о запасах для рыночной оценки и инвестиционного потенциала нефтяных и газовых компаний;
· установление четких принципов отбора соискателей и участников для реализации крупномасштабных энергетических проектов, включая правовые основы и методологию проведения аукционов и конкурсов, методы раскрытия необходимой информации, включая ограничительные условия или дополнительные требования для инвесторов и процедуры определения победителей и заключения лицензионного соглашения;
· применение режима соглашений по разделу продукции в отношении работ на континентальном шельфе и месторождений со сложными геологическими условиями и трудно извлекаемыми запасами, а также порядок их администрирования и корректировки;
· разработка принципов и условий сотрудничества в рамках государственно-частных партнерств по развитию энергетической инфраструктуры, правовой базы для строительства и эксплуатации систем частных трубопроводов;
· обеспечение условий для осуществления энергетических проектов по устойчивым и недискриминационным рыночным правилам, нацеленным на применение равных прав и обязанностей для всех игроков и максимального выбора потребителя, как на внутреннем российском рынке энергоресурсов, так и по отношению к правилам и процедурам импорта/экспорта;
· совершенствование процесса регулирования заграничных операций с капиталом, включая выдачу разрешений на инвестиции иностранным и российским компаниям, а также на первичное размещение акций российскими компаниями на иностранных фондовых биржах.
В целях активизации инвестиционной деятельности возрастающее значение имеет также последовательное реформирование энергетического сектора России на базе рыночных принципов. Все более актуальными становятся вопросы организации управления энерготранспортной инфраструктурой в качестве самостоятельной функции, обеспечение не дискриминационного доступа третьих лиц к основным системам передачи электроэнергии, магистральным нефте- и газопроводам; формирования прозрачной, экономически обоснованной и одинаковой для всех системы транспортных тарифов, обеспечивающих оптимальное развитие энергетической инфраструктуры и возможности расширения инвестиций и добычи и создающей равные возможности для конкуренции участников рынка.
Необходима разработка стратегии и мер по поощрению инвестиций к значительному повышению энергетической эффективности и энергосбережению, а также к стимулированию использования возобновляемых источников энергии.
При осуществлении крупных инвестиционных проектов в России, ориентированных на экспорт, большое значение имеют факторы риска и неопределенности. Поскольку речь идет о долгосрочных вложениях, возникает необходимость оценить перспективы рынка на десятилетия вперед, а также обеспечить систему долгосрочных отношений, гарантирующих надежность поставок и возврат инвестиций. С российской точки зрения риски возрастают ввиду неопределенности будущих условий поставок на европейский рынок в результате политики либерализации энергетического сектора и создания общего внутреннего энергетического рынка ЕС; отсутствия прозрачности, связанной с сухопутным транзитом нефти и газа через территории третьих стран. Кроме того, усилению неопределенности способствуют изменения в общей энергетической стратегии ЕС, ориентированные на более активную диверсификацию поставок энергоресурсов, как по видам топлива, так и по их географическому происхождению.
Российские компании пытаются управлять рисками, связанными с изменениями внутреннего энергетического рынка ЕС путем обеспечения их прямого присутствия на рынке и соответствующих инвестиций в транспортную, распределительную, перерабатывающую и сбытовую инфраструктуру европейского рынка. Однако к настоящему времени они имеют лишь ограниченный успех в отдельных сферах энергетического рынка.
Однако политика ЕС, направленная на увеличение поставок энергоресурсов на основе долгосрочных партнерских отношений и одновременно на снижение зависимости от России за счет диверсификации источников и маршрутов поставок, может поставить российские компании в положение «гарантирующих поставщиков» (supplier of last resort), которые должны занимать те ниши рынка, которые не заполнены предпочтительными поставщиками в рамках политики диверсификации ЕС.
Таким образом, России необходимы предсказуемость и определенность того, что энергетический рынок ЕС будет в средне- и долгосрочной перспективе потреблять энергию, полученную в результате огромных новых инвестиций. С другой стороны, Евросоюзу необходимы прозрачность и уверенность в том, что эти инвестиции будут сделаны своевременно для удовлетворения спроса и укрепления энергетического партнерства ЕС – Россия. Отсутствие предсказуемости и прозрачности увеличивает риски энергетических проектов в России, которые ориентированы на европейский рынок и вызывает обеспокоенность в части безопасности поставок в ЕС.
Следовательно, одной из первоочередных задач развития энергетического партнерства ЕС – Россия должно стать достижение более высокого уровня взаимной прозрачности по данным о потребностях, инвестициях и поставках, а также по таким проблемам, как условия инвестиций в добычу, переработку и реализацию.
Фактором неопределенности для инвестиций в энергетический сектор становится также высокий, но не постоянный уровень цен на энергоресурсы, создающий неопределенность и потенциал влияния на будущую структуру энергопотребления. Новый вариант энергетической стратегии ЕС предусматривает не только интенсификацию энергосбережения и постоянное развитие возобновляемых источников энергии, но и изменение отношения к угольной и атомной энергетике, что в долгосрочной перспективе может радикально изменить структуру энергопотребления и привести к ощутимому замещению нефти и газа другими энергоресурсами.
В этой связи Россия обеспокоена отсутствием какой-либо гарантии того, что нефть и газ с разрабатываемых месторождений будут востребованы по более высоким ценам, обеспечивающим полную окупаемость инвестиций. ЕС с другой стороны, обеспокоен, что экспортные сценарии в соответствии с Российской энергетической стратегией на период до 2020 г. недостаточны для обеспечения адекватной реакции на растущие потребности ЕС по импорту энергоносителей в ближайшие десятилетия. Таким образом, настоятельно необходимой является совместная оценка сценариев ЕС и России по поставкам и потребностям в энергоносителях, а также долгосрочных инвестиционных планов по добыче и транспортировке этих энергоресурсов.
Роль иностранного капитала в развитии российского энергетического сектора остается ограниченной. Вместе с тем, для финансирования инвестиций российские компании активно его использовали (особенно в последние годы). Основным инструментом гарантирования кредитов выступает залог экспортных контрактов. В отношении поставок газа, для которых риски выше, чем для нефти, из-за жесткой привязанности трубопроводной системы к рынкам сбыта, особое значение имеют обязательные долгосрочные контракты, которые снижают риски нарушения поставок по вине той или другой стороны и позволяют получать под залог будущей экспортной выручки долгосрочные кредиты для финансирования инвестиций.
Однако такая ситуация ведет к зависимости финансирования долгосрочных инвестиций от конъюнктуры рынков и инструментов торговли энергоносителями и в случае спада в мировой экономике может дезорганизовать долгосрочные инвестиции. В условиях высокого уровня внешней задолженности российских энергетических компаний и растущих потребностей в инвестициях важнейшими направлениями углубления энергетического диалога России и ЕС является увеличение роли долгосрочных источников финансирования энергетических проектов и активизация участия компаний ЕС в развитии российского энергетического сектора.
Стимулирование стратегических инвестиций в российский энергетический сектор могло бы осуществляться по следующим направлениям: оптимизация налогового режима и системы энергетических тарифов и цен с целью увеличения доли прибыли компаний, идущей на инвестиции; содействие трансформации государственных компаний в смешанные государственно-частные компании под государственным контролем; привлечение частного капитала для реализации других видов государственно-частного партнерства; условий для притока прямых иностранных инвестиций в приоритетные для России сферы деятельности, включая разведку и разработку сложных запасов в отдаленных районах и на шельфе, максимизацию добычи на истощенных месторождениях, увеличение надежности производства и распределения электроэнергии, сокращение потерь в производстве, транспортировке и распределении энергоресурсов.
Непременным условием формирования благоприятного инвестиционного климата является также соблюдение равных условий при отборе инвесторов и обеспечение прозрачности проведения тендеров; принятие мер по увеличению энергетической эффективности экономики в целом и продвижение мер по энергосбережению. В этом контексте актуализируется механизм совместного выполнения Киотского протокола для снижения выбросов парниковых газов.
Глобализация энергетических рынков, диспропорции в структуре мирового производства и потребления энергоресурсов диктуют необходимость более тесного сотрудничества в обеспечении глобальной энергетической безопасности. В этих условиях инвестиционные риски принимают комплексный характер – страновые, региональные и глобальные риски тесно связаны между собой и требуют согласованного подхода. Несогласованные решения поставщиков и потребителей энергоресурсов, особенно в отношении долгосрочных инвестиционных проектов, могут нанести серьезный ущерб обеим сторонам.
Россия и ЕС вносят существенный вклад в повышение энергетической безопасности, внося изменения в свои энергетические стратегии в целях их координации. Для совершенствования этого процесса необходим постоянный обмен новыми данными, целевыми установками и прогнозными оценками. В связи с этим особо актуальное значение приобретает уточнение перечня основных экономических показателей и индикаторов, используемых в процессе консультаций, повышение согласованности статистических оценок.
Дальнейшая гармонизация энергетических стратегий требует существенных корректив, в том числе в сферах обмена аналитическими данными по тем аспектам энергетической стратегии, которые могут вызвать наибольшие неопределенности для инвесторов по всей энергетической цепочке; совместного рассмотрения основных сценариев по ключевым вопросам взаимодействия в рамках энергетических стратегий России и ЕС.
Расширение участия иностранного капитала в освоении энергетических ресурсов России, в том числе Сибири, Дальнего востока, Арктического шельфа, во многом зависит от улучшения инвестиционного климата в целом и в энергетическом секторе России, в частности. Совершенствование условий для инвестирования затрагивает вопросы недропользования, налогообложения, доступа к энерготранспортной инфраструктуре, а также функционирования механизмов государственно-частного партнерства (СРП, концессия, компенсационные соглашения и т.д.).
3. Энергоэффективность как составляющая глобальной энергетической безопасности
Меры, предпринимаемые с целью повышения энергоэффективностии энергосбережения, входят в число главных принципов глобальной энергетической безопасности и развития энергодиалога Россия – ЕС.
Для ЕС главными факторами приоритетности энергетических вопросов и, в частности, энергоэффективности, являются гарантии поставок российской энергии для ЕС; добросовестной конкуренции; а также конкретные действия по реализации Киотского Протокола.
В России энергетика является базовым фактором экономического развития. Без учета потенциала энергосбережения невозможно построение топливно-энергетического баланса, а учитывая растущее внутреннее энергопотребление, повышение энергоэффективности может способствовать снижению потребностей в инвестициях в расширение добычи энергоресурсов.
Внимание к проблемам избыточной энергоемкости российской экономики усиливается по мере растущих ограничений на экономически доступные ресурсы, а также ожидаемой возможной конкуренции внутреннего и внешнего спроса на энергию.
Таким образом, сотрудничество России – ЕС в сфере разработки и использования энергоэффективных технологий, методов финансирования проектов и стимулирования их скорейшей реализации является составной частью обеспечения гарантий безопасности поставок энергоресурсов в долгосрочной перспективе.
Наряду с проводимой российскими нефтеперерабатывающими заводами модернизацией перерабатывающих мощностей с тем, чтобы соответствовать европейским стандартам качества и иметь возможность существенно расширить экспорт нефтепродуктов, российские компании стремятся расширить свое участие в собственности и управлении европейских нефтеперерабатывающих и сбытовых организаций, газотранспортных и газораспределительных сетей, нефте- и газохранилищ (в основном в Центральной и Восточной Европе), что также требует значительных инвестиций.
Развитие ориентированных на экспорт газохимиического и нефтеперерабатывающего производств рассматривается как одно из важных направлений диверсификации российской экономики и приоритетной области привлечения внутренних и иностранных инвестиций. России также необходимы масштабные инвестиции для повышения безопасности и надежности существующих энергетических и энерготранспортных систем и создание новых экспортных нефте- и газопроводов; для модернизации танкерного флота с учетом современных требований безопасности; создания очистных сооружений и установок на тепловых станциях для снижения вредных выбросов в атмосферу; применения новых технологий добычи, переработки и транспортировки углеводородов для минимизации ущерба окружающей среде.
Инициатива по углублению сотрудничества России и ЕС в области энергоэффективности в рамках Энергодиалога Россия–ЕС, выдвинутая 28 февраля 2006 года, включает задачи гарантирования энергетической безопасности Европейских стран и России; повышения эффективности государственного воздействия; улучшения законодательной и нормативной базы; сокращения нагрузки на окружающую среду путем внедрения новых технологий.
Развитие сотрудничества в сфере энергоэффективности охватывает вопросы законодательства, совершенствование энергетической инфраструктуры; производство, транспортировку и реализацию топливных ресурсов; потребление энергоресурсов; научные исследования; обмен информацией и опытом.
Наряду с совместными проектами в области производства, передачи и потребления энергии; совместными исследованиями и обменами информацией в области энергоэффективности в различных отраслях экономики; предусмотрено установление прямой связи между российскими региональными центрами по энергоэффективности и аналогичными агентствами в Европейских странах; совместные инвестиционные проекты; организация производства энергоэффективного и энергосберегающего оборудования, инструментов и материалов.
Принятый по итогам Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми»«План действий» предусматривает в данной области определение национальных целей по снижению энергоемкости экономики, укрепление и совершенствование системы статистического учета в сфере энергоэффективности на национальном и международном уровнях; разработку и внедрение программ маркировки изделий, учитывающих национальные условия стандартов энергоэффективности ; создание финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также расширению масштабов применения уже существующих технологий в этой области; внедрение энергоэффективных технологий в зданиях государственных учреждений. Одним из приоритетных направлений развития сотрудничества России – ЕС является также осуществление комплексного подхода ко всему ресурсному циклу в рамках Инициативы «3 R» (сокращение “Reduce”; повторное использование “Reuse”; переработка “Recycle”) и повышению уровня энергосбережения и энергоэффективности за счет сокращения потерь при производстве и транспортировке энергоресурсов.
К числу конкретных мер по энергосбережению относятся: повышение уровня экологичности и эффективности переработки углеводородов, снижение уровня сжигания попутного газа в факелах,минимизация потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке и ликвидации утечек газа из систем газоснабжения ,утилизация метана, образующегося в результате добычи угля, на мусорных свалках. Актуализируется продвижение в направлении повышения энергоэффективности в транспортном секторе, внедрение гибридных и/или экологически чистых дизельных двигателей на общественном транспорте, диверсификация источников энергии для транспортных средств на основе новых технологий.
При оценке перспектив сотрудничества по энергоэффективности необходимо учитывать принципы Энергетической стратегии России на период до 2020 г. и принятую ЕС Директиву по энергоэффективности.
В России одним из основных приоритетов Энергетической стратегии на период до 2020 г.[5] является снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.
Инструментами реализации Энергетической стратегии России является Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г. и местные программы энергосбережения.
В 78 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются более 600 программ энергосбережения, в том числе, 50 региональных, 93 – по отдельным направлениям отраслей экономики (ТЭК, ЖКХ образование и др.), 462 муниципальных и городских программ.
В связи с завершением действия Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» в 2006 г., в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разрабатывается новая Федеральная целевая программа повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации, которая предусматривает интеграцию усилий государства и бизнеса в сфере энергосбережения, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства. Приоритеты государства при реализации Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» связаны с оптимизацией энергетической составляющей государственных расходов, повышением бюджетной эффективности энергообеспечения регионов.
Оценивая возможности и перспективы дальнейшего сотрудничества ЕС – России, необходимо иметь в виду принятую в июне 2005 г. Комиссией ЕС Директиву по энергоэффективности («Зеленую книгу»), в которой говорится о возможности 20-процентного энергосбережения в ЕС.
При сохранении нынешних темпов роста потребления энергоресурсов, валовое энергопотребление в ЕС, по прогнозным оценкам, увеличится к 2020 г. на 10%. Европейская комиссия внесла ряд законодательных инициатив, чтобы остановить эту тенденцию. Некоторые из них были приняты государствами–членами ЕС, в частности, Директивы об энергосбережении в зданиях. Однако для применения этих Директив в странах ЕС необходимо присоединение к ним на национальном уровне.
Таким образом, «Зеленая книга» ставит своей задачей выявление тех узких мест, которые в настоящее время не позволяют осуществлять рентабельное энергосбережение, например, недостаток соответствующих стимулов, информации и механизмов финансирования. «Зеленая книга» призвана стать основой реализации инициативы в области энергоэффективности на всех уровнях европейского общества: наднациональном (ЕС), национальном, региональном и местном, а также внести существенный вклад в международные усилия по решению вопросов изменения климата посредством энергоэффективности.
В «Зеленой книге» предложены такие мероприятия как разработка ежегодных планов действий по энергоэффективности на национальном уровне. Такие планы могли бы включать в себя меры, проводимые на национальном, региональном и местном уровнях, а также последующую их оценку как с точки зрения достижения заданных параметров энергоэффективности, так и рентабельности реализуемых проектов.
На основе анализа результатов сотрудничества был разработан план действий по энергоэффективности в рамках Энергодиалога Россия–ЕС на 2006–2007 гг., одобренный Постоянным Советом Партнерства (Permanent Partnership Council)и включающий:
· содействие внедрению инновационных технологий в энергоэффективные проекты;
· оценку законодательства и правил в области энергоэффективности, поставок тепловой энергии и возобновляемых ресурсов, включая тарифное регулирование и базовое стимулирование рынка;
· анализ возможностей региональных центров по энергоэффективности; усиление их роли с точки зрения конкретных проектов и партнерских программ по энергоэффективности и энергосбережению;
· анализ институциональной и законодательной базы и изучение механизмов гарантирования инвестиций — особенно в сфере коммунального жилищного строительства и теплоснабжения;
· дальнейшую проработку механизмов реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола путем обмена информацией, обучения и проведения малозатратных пилотных проектов в целях демонстраций возможных инвестиций в энергоэффективность и модернизацию промышленного, а также регионального/местного государственного сектора; обмен информацией и развитие пилотных проектов по возобновляемой энергетике;
· использование знаний ЕС в области развития схем теплоснабжения в целях гармонизации стандартов и обмена информацией о соответствующих энергетических агентствах; корректирование Программы по энергетике России–ЕС (совместное финансирование Россией и ЕС); учреждение венчурных фондов России–ЕС для развития энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
Реализация этого плана действий является составной частью развития долгосрочного энергетического партнерства России и ЕС, основанного на более тесном сотрудничестве, совместных инвестициях, разделении рисков и затрат, связанных с освоением новых крупных месторождений, развитием инфраструктуры доставки энергоносителей и гарантий безопасности транзита.
Evolution of the Russia’s Trade Balance. IMF, September 15, 2006
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. 1234-р.
Назад
|