№1, 2008
Особенности стратегий ведущих американских ИТ-компаний в области формирования товарного портфеля.
Иванов С.В., старший консультант Департамента корпоративных систем управления ООО «ИБС» (Информационные бизнес системы)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности стратегий ведущих американских ИТ-компаний в области формирования и динамике изменения товарного портфеля. Анализируются финансовые показатели компаний с точки зрения влияния на них текущей ассортиментной политики, а также приоритеты при формировании товарного портфеля и их влияние на деятельность компаний в будущем.
Ключевые слова: товарная стратегия, информационные технологии (ИТ), ИТ-компании, ИТ-рынки.
В настоящее время крупнейшие ИТ-компании в мире активно проводят политику слияний и поглощений, а заодно и вывода из состава компаний уже непрофильных бизнес-направлений, с тем, чтобы в максимально короткие сроки адаптировать свой товарный портфель к реалиям современного ИТ-рынка. Кроме происходящих изменений, современная товарная политика крупнейших ИТ-компаний, характеризуется увеличением доли продуктов и услуг, которые используются в построении так называемых решений, которые становятся основой товарного портфеля ИТ-компаний.
Результатом действия крупнейших ИТ-компаний, в частности HP и IBM, на рынке слияний и поглощений за последние пять-шесть лет, а также активного вывода непрофильных бизнес-направлений компанией IBM, явилось глобальное изменение доли услуг и программного обеспечения в общем ассортименте компаний. График 1, на котором отражена доля товарных групп в их совокупных доходах HP за 1999, 2003, 2006 гг., позволяет сделать вывод о том, что изменение товарного портфеля HP соответствует заявленным компанией приоритетам, так как с начала 2000 г. по начало 2007 г. доля услуг незначительно увеличилась и составила 17 %. При этом стоит отметить, что в качестве отдельного сегмента было выделено перспективное направление, связанное с проектированием, разработкой и производством серверов и хранилищ информации.
График 1. Доля товарных групп в их совокупных доходах HP за 1999, 2003, 2006 гг.
Примечание:
* - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, серверы, устройства печати, соответствующее программное обеспечение, хранилища информации, жесткие диски и компьютерные комплектующие.
** - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, устройствами печати, соответствующее программное обеспечение и компьютерные комплектующие.
- «Корпоративные сервера и носители информации» включают в себя серверы, хранилища информации, жесткие диски и соответствующее программное обеспечение.
*** - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, устройствами печати и компьютерные комплектующие.
- «Корпоративные сервера и носители информации» включают в себя серверы, хранилища информации, жесткие диски и соответствующее программное обеспечение.
Источник: HP Annual Report, 1999 стр. 9; HP Annual Report, 2003 стр. 3; HP Annual Report, 2006 стр. 167.
Также, исходя из данных графика 1, стоит отметить возникновение в качестве отдельного сегмента «Программное Обеспечение». Данная товарная группа еще слаба, на нее приходится порядка 1% общей прибыли компании, полученной от всех сегментов, и HP продолжит наращивать свое присутствие в данном секторе ИТ-рынка не только путем слияний и поглощений, но и возможно путем выделения программного обеспечения, оставшегося в бизнес-сегменте «Корпоративные сервера и носители информации». Большую долю в товарном портфеле HP по-прежнему занимают так называемые «товарные» сегменты, к числу которых можно частично отнести устройства печати и в большинстве своем ассортимент сегмента «Аппаратное обеспечение». Исходя из поставленных приоритетов HP (компания связывает свое будущее с сегментами «Услуги» и «Программное обеспечение»), многое еще только предстоит сделать. Можно предположить, что в ближайшем будущем доля низкоприбыльных сегментов будет падать, или они будут выведены из состава компании.
Если перед HP еще только стоит задача реструктурировать ассортимент, чтобы соответствовать заявленным приоритетам в товарной политике, то компания IBM в этом плане продвинулась уже достаточно далеко. Доля аппаратного обеспечения в товарном портфеле IBM упала с 43% в начале 2000 г. до 24% в начале 2007 г. Следует учесть, что в оставшиеся 24% входят перспективные товары, являющиеся частью решений предлагаемых IBM на ИТ-рынке. в основном представляют собой сервера, некоторые комплектующие и хранилища информации, за исключением жестких дисков.
График 2. Доля товарных групп в их совокупных доходах IBM
на начало 1999, 2003, 2006 гг.
Примечание:
* - «Аппаратные средства» могут включать в себя компьютеры, серверы, устройства печати, хранилища информации, жесткие диски и компьютерные комплектующие.
Источник: IBM Annual Report 2003, стр. 5; IBM Annual Report 2006, стр. 6
На графике 2 также можно увидеть, что с уменьшением доли «товарных» сегментов, в товарном портфеле IBM росла доля услуг, которая на начало 2007 г. стала превышать 53%. С одной стороны данная цифра может показаться слишком большой и могут возникнуть подозрения о несбалансированности ассортимента, чрезмерной специализации и отсутствии дифференциации товарного портфеля. Однако стоит отметить, что в рамках консолидированных 53%, приходящихся на бизнес-сегмент «Услуги», существует два глобальных направления, а именно, «Бизнес-услуги» и «Технологические Услуги». На первое направление приходится 67% совокупного дохода сегмента «Услуги», на второе 33%. Скорее всего IBM разделит сегмент «Услуги» на два описанных направления. Это позволит усилить специализацию, упростить управление, увеличить степень контроля над результатами деятельности.
Учитывая приоритетное значение, которое придают компании IBM и HP услугам и программному обеспечению, структура ассортимента данных бизнес-сегментов является наиболее проработанной и перспективной с точки зрения развития на ИТ-рынке. Данное утверждение основано на анализе положительных изменений ключевых показателей деятельности компаний IBM и HP.
В результате изменения структуры товарного портфеля с начала 2000 г. по начало 2007 г. существенно улучшились ключевые показатели деятельности компании IBM.
Исходя из данных графика 3, данное утверждение в меньшей степени относится к совокупному доходу компании, который в рассматриваемый промежуток времени вырос примерно на 4,5%, однако в остальном пример компании IBM действительно показателен. Так, с начала 2004 г. по начало 2006 г. в связи с выводом подразделения по производству компьютеров, себестоимость проданных товаров и услуг, впервые за историю компании упала, несмотря на рост совокупного дохода. Соотношение себестоимости и совокупного дохода за указанный период изменилось с 63% до 58%.
График 3. Основные показатели деятельности IBM за 1999, 2003, 2006 гг.
Источник: IBM Annual Report, 2006 стр. 56; IBM Annual Report, 2003 стр. 76; IBM Annual Report, 1999 стр. 91.
Чистая прибыль компании на начало 2007 г. составила около 9,5 млрд. долл., или около 10,5% от совокупного дохода компании. При этом в начале 2000 г., когда вывод бизнеса по производству жестких дисков еще только планировался, доля чистой прибыли в совокупном доходе была немногим меньше 9%. В начале 2004 г., после кризиса, связанного с Интернет компаниями, и до начала вывода подразделения по производству компьютеров, доля чистой прибыли находилась на уровне 8,5%. Таким образом, компания добилась сокращения себестоимости проданных товаров и услуг, роста чистой прибыли, и повышения совокупного дохода. Данные результаты, говорят об эффективности выбранной политики по формированию ассортимента и политики слияний и поглощений, а также по выводу определенных бизнес-сегментов из состава компании.
Данные по компании HP, по сравнению с результатами IBM, смотрятся несколько скромнее, но также имеют положительную динамику.
График 4. Основные показатели деятельности HP за 1999, 2003, 2006 гг.
Источник: HP Annual Report 2006, стр. 167; HP Annual Report, 2003 стр. 3; HP Annual Report, 1999 стр. 9.
За период с начала 2000 г. по начало 2007 г. объем совокупных доходов компании HP увеличился более чем в 2 раза. А с начала 2004 по начало 2007 г. более чем на 25%. Данный показатель был достигнут, прежде всего, за счет увеличения продаж в сфере аппаратных устройств и устройств печати. Об этом также свидетельствует рост показателя себестоимости в общем объеме совокупных доходов, который увеличился с 70% в начале 2000 г. до почти 76% в начале 2007 г. Тем не менее, действия по реструктуризации товарного портфеля, предпринимаемые в настоящее время HP, постепенно оказывают положительное влияние на динамику изменения ключевых показателей деятельности компании.
Показатель отношения чистой прибыли к совокупному доходу на начало 2000 г. равнялся около 8%. Однако с ускорением развития рынка и появлением большого количества конкурентов данный показатель упал до 3,5%, по причине большой доли аппаратных устройств в товарном портфеле HP. Но уже в начале 2007 г., во многом благодаря росту доли услуг, выделению и активному развитию отдельного бизнес-сегмента «Программное обеспечение», компании удалось стабилизировать ситуацию и достичь доли чистой прибыли в совокупных доходах в 7,6%.
Таким образом, несмотря на рост доли себестоимости в совокупных доходах компании, HP удалось достичь прежних значений прибыльности. Тем не менее, в товарном портфеле до сих пор большую часть занимают аппаратные средства. Также по-прежнему в показатели совокупного дохода по некоторым сегментам, в частности «Устройства печати», включаются поступления от продажи услуг с ними связанных. Все эти факты свидетельствуют о большом потенциале для развития и совершенствования ассортимента у компании HP.
Характерной чертой товарной политики ИТ-компаний в настоящее время становится построение продуктового портфеля вокруг так называемых решений. Под решениями подразумеваются не просто информационные технологии, а комплекс ИТ, призванных решать конкретные задачи бизнеса.
При таком подходе товары разделяются на основные ассортиментные группы, которые в свою очередь дальше делятся на ассортиментные подгруппы и заканчивается деление конечными товарами и услугами. Однако для покупателей все продукты представлены в качестве составных частей решений. Пример структуры построения решения приведен ниже на схеме 1, исходя из данных которой и стремления ИТ-компаний к формированию своей товарной политики, основываясь на решениях, можно сделать вывод об основных положительных аспектах данной тенденции. Подобное управление товарным портфелем придает большую гибкость и маневренность компаниям в современных условиях, а также повышает полезность товарного ассортимента предприятия, который строится исключительно на потребностях клиентов.
Схема 1. Пример структуры построения решения в компаниях IBM и HP.
Источник: схема составлена автором по материалам HP Annual Reports, IBM Annual Reports, информации об ассортименте IBMи HP, представленной на официальных сайтах компаний.
Верхний уровень решений представлен глобальными идеями ИТ-компании. Одними из наиболее интересных решений, которыми обладает компания IBM, являются «On Demand» и «SOA», что касается HP, то это «Adaptive Enterprise». Все решения отличаются тем, что представляют собой направления деятельности, связующие почти все ассортиментные группы компаний. Объединяя в себе множество различных услуг и продуктов компании, решения позволяют клиентам упростить процесс покупки ИТ-товаров и услуг, так как клиент сосредотачивается исключительно на поиске решения, стоящей перед ним задачи, а не разбирается в многочисленных наименованиях ИТ-продуктов; сопоставить продуктовый портфель ИТ-компании со своими задачами; понять какие шаги необходимо сделать, сколько времени и средств для этого потребуется и какие будут результаты в будущем от использования выбранного решения.
Что касается ИТ-компаний, то подобный подход является не только логичным этапом эволюционного развития ИТ-рынка, но и, как следствие, существенно упрощает процесс формирования наиболее эффективного товарного портфеля.
Смысл состоит в том, что теперь в качестве продукта рассматривается не конкретная конечная единица, товар или услуга компании, а наиболее эффективная совокупность этих единиц. Причем эффективность определяется не техническими характеристиками решения, а его способностью решать поставленные перед клиентом бизнес-задачи.
Идентификация потребностей клиента есть один из начальных этапов формирования будущего ассортимента. Любой продукт или услуга, которые могут выполнить поставленные задачи автоматически, превращаются в один из компонентов решения. При появлении новых продуктов список доступных компонентов расширяется. Таким образом, задача ИТ-компании состоит в построении из имеющихся блоков новых, прогрессивных решений или модернизации уже существующих.
Подобный подход обеспечивает большую гибкость, а также повышает быстроту реакции на изменения на ИТ-рынке. Имея в распоряжении набор готовых компонентов ИТ-компаниям необходимо лишь правильно определить задачи, чтобы без замедления найти решения для них. Это упрощает процесс модернизации, часто требуя замены компонента, а не всего решения. При этом не снижается значение инновационной политики, новые идеи и продукты которой зачастую становятся основополагающим элементом новаторских решений.
За счет того, что все большее число товаров находят применение в различных решениях, ассортиментные группы становятся все более связанными, перечень предлагаемых решений существенно расширяется, равно как и возможности компаний по удовлетворению конкретных потребностей клиентов.
Помимо этого снижаются затраты на рекламу, продвижение и частично увеличиваются объемы сбыта, имеющейся продукции. Это связано с тем, что при создании решения, с использованием нового компонента, в его состав также включаются и имеющиеся товары и услуги. Выводится же на рынок решение целиком, а не отдельные компоненты.
Таким образом, в настоящее время целью крупнейших мировых ИТ-компаний является закрепление в нише высокоприбыльных ИТ-товаров и услуг, которыми в настоящее время являются программное обеспечение и ИТ-услуги. Связано это главным образом с тем, что теперь именно эти продукты влияют на конечный результат и именно от них зависит решение конкретных задач. Современные ИТ-компании не стремятся заменить старого на новое, а анализируют возможность эффективного применения существующих и новых ИТ-товаров и услуг в новых решениях. В настоящее время ассортиментная политика, основанная на решении стоящих перед клиентами проблем, в комплексе с инновационной политикой и политикой слияний и поглощений, увеличивает отдачу от инвестиций в товарный портфель ИТ-компаний и дает большую гибкость и быстроту реакции на изменения современного ИТ-рынка.
Цитированные источники:
Назад
|