Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2008

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ IPOВ ЭКОНОМИКЕ И НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ США

М.А. Портной, д.э.н., профессор,
зав. Отделом внешнеэкономических
исследований Института США и Канады
РАН

Аннотация. Финансовый кризис, начавшийся в США в середине 2007 г., сильно повлиял на экономику и финансовую сферу США и многих стран мира. На этом фоне остаются в тени важные процессы первичных размещений акций, олицетворяющие связь хозяйственной жизни с финансовой сферой. В статье рассматриваются процессы первичных размещений на повышательной фазе цикла и их резкое сокращение под влиянием финансового кризиса. Дается характеристика первичных размещений в США за последние годы в разрезе количества размещений, размеров полученной выручки, особенностей участия разных категорий компаний в этих процессах. Приводятся показатели IPOв мире и их характеристика по отдельным странам. Даются оценки первых показателей, характеризующих падение заинтересованности компаний разных видов бизнеса в первичных размещениях в 2008 г.

Ключевые слова: первичное размещение акций, США, венчурный бизнес, страны БРИК.

Финансовый кризис, который начал развертываться в США в середине 2007 г., оказал значительное влияние на поведение экономики США, а также американского финансового рынка и финансовых рынков многих стран мира. На фоне кризисных процессов, происходящих в финансовой сфере, остались в тени важные процессы, связанные с развитием американской и мировой экономики, которые олицетворяют связь хозяйственной жизни с финансовой сферой. Важнейшим проявлением этой связи являются процессы первичного размещения акций (initial public offeringIPO), которые отражают состояние реальной хозяйственной деятельности. В последние годы перед наступлением нынешнего кризиса в США и в ряде других стран эти процессы заметно активизировались.

В 2006 г. американские компании активно выходили с первичными размещениями, что свидетельствовало об оптимистических настроениях в среде бизнеса относительно перспектив роста экономики. По данным доклада «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young) за 2006 г. о первичных публичных размещениях в мире, фирмы, базирующиеся в США, провели за тот год рекордное число размещений (187) и собрали в итоге 34,1 млрд. долл. выручки.

Для 2006–2007 гг. были характерны и большое число размещений, и высокая средняя стоимость размещения, что отражало последовательный рост этих показателей с начала XXI в. В 2006 г. средняя стоимость размещения американской компании составляла 182 млн. долл., а рекордную сумму в размере 2,6 млрд. долл. собрало размещение акций компании «Мастеркард».

Высокая активность в области первичных публичных размещений в США продолжалась и в 2007 г., причем особенно активно выходили на рынок компании сектора высоких технологий. На повышательной фазе экономического цикла 2007 год оказался рекордным в США по количеству и размерам IPO за период после 2000 г. Специалисты обращают внимание, что особенностью размещений этого года была повышенная активность размещений спецкомпаний по линии слияний и поглощений (special purpose acquisition company – SPAC), альтернативных финансовых менеджеров (АФМ) (alternative investment manager – AIM), а также размещений в США акций иностранных компаний.

По данным аудиторской компании «Прайсвотерхаускуперс» (PricewaterhouseCoopers), в течение 2007 г. было проведено 296 IPO, в ходе которых было собрано 65,1 млрд. долл. (ср. с 236 IPO и суммой размещения в размере 49,9 млрд. долл. в 2006 г., который был тоже достаточно активным). В результате такой активности, при общем росте количества размещений в мире и собранных в их ходе финансовых ресурсов, доля США осталась на уровне 20% от мировых показателей. Характерно, что, несмотря на развертывание во второй половине года финансового кризиса, четвертый квартал 2007 г. оказался самым активным: в нем было проведено 101 размещение.

Таблица 1

Показатели размещений в США в 2000–2007 гг.


Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Число IPO

429

104

96

88

260

221

236

296

Суммы $млрд.

92,616

37,888

26,360

18,574

51,926

39,111

49,942

65,149

Источник: http://www.pwc.com/extweb/ncpressrelease.nsf (April 21, 2008).

Примечательной особенностью первичных размещений в 2007 г. был также значительный рост размещений спецкомпаний (SPAC). Число размещений составило 49, а собранные средства – 9,9 млрд. долл. (ср. с 18 размещениями и 2,4 млрд. долл. в предыдущем году).

Рост размещений спецкомпаний был весьма существенным и в относительном измерении: они составили 17% от общего числа размещений и 15% от общей суммы собранных средств (ср. с показателями 8% и 5% соответственно для 2006 г.). Важно также и то, что активное проведение таких размещений продолжалось и в первом квартале 2008 г., когда было проведено 8 таких размещений, давших сбор в размере 3,1 млрд. долл. в суммарном выражении.

Размещение АФМ дебютировало в 2007 г. и показало для начала неплохие результаты. Состоялось 4 IPO на общую сумму 6 млрд. долл., что для этого вида компаний имело большое значение, чтобы обеспечить интерес к их ценным бумагам на будущее. Примечательно, что крупнейшим размещением за 2007 г. стало именно размещение АФМ: его провела компания Blackstone, которая получила 4,1 млрд. долл. за свои акции.

На американском рынке сохраняется, и даже растет, интерес к выпускам акций иностранных эмитентов. В 2007 г. иностранные компании внесли существенный вклад в рост размещений на американском фондовом рынке. Они провели в США 56 размещений и собрали 16,7 млрд. долл., что отражает рост в два раза по сравнению с предыдущим годом, когда было проведено 28 размещений, в результате которых было собрано 8,6 млрд. долл. денежных средств. Примечательно, что среди иностранных эмитентов на рынке США преобладали китайские компании.

Одной из важных особенностей размещений в 2007 г. было возрастание сумм, полученных в результате размещений, размеры которых превышали миллиард долларов: объем средств вырос на 15% до величины 13,4 млрд. долл. по сравнению с 11,7 млрд. долл., которые были привлечены в предыдущем году. Возросли размещения в размерной группе от 150 до 499 млн. долл.: их число выросло на 79% против уровня 2006 г., а собранные средства выросли на 69% по сравнению с прошлым годом.

Следует также отметить, что размещения с финансовой поддержкой (financialsponsor-backedIPO) выросли как по количеству, так и по объему средств, составившему несколько более половины средств, собранных в 2007 г..

Данные о количестве первичных размещений подтверждают то правило, что они наиболее активно проводятся в периоды подъема экономики и существенно сокращаются, когда назревает и происходит спад, сопровождающийся вялой конъюнктурой. Это вполне естественно, потому что именно на подъеме в экономике нарастает потенциал финансовых ресурсов, которые ищут доходного применения, в то время как во времена спада многим участникам рынка не до новых инвестиций: все их внимание сосредоточено на сохранении существующего положения или минимизации ущерба от свертывания деловой активности.

Таблица 2

Число первичных размещений на биржах в США


Годы

Число IPO

Годы

Число IPO

Годы

Число IPO

1985

215

1993

437

2001

78

1986

464

1994

319

2002

39

1987

322

1995

366

2003

88

1988

121

1996

572

2004

260

1989

113

1997

391

2005

221

1990

89

1998

267

2006

236

1991

250

1999

457

2007

296

1992

338

2000

346

2008

- -

Источник: http://www.caslon.com.au/IPOnote.htm

Важной характерной чертой первичных публичных размещений акций в США является традиционная практика некоторого занижения цены акций, которое в последние годы составляет примерно 15% от цены этих же акций буквально в первые дни торгов на вторичном рынке. Это явление не является случайным, а представляет собой в значительной степени сознательную линию политики компаний, сложившуюся на основании длительного опыта функционирования фондового рынка.

Главной причиной некоторого занижения цены первичного размещения считается установившаяся модель поведения компании-эмитента, для которой, исходя из стратегических интересов, лучше назначить несколько заниженную цену, но успешно разместить все акции, нежели завысить цену и потерпеть неудачу, которая надолго испортит облик компании в глазах инвесторов. Долговременный опыт фондового рынка требует, чтобы был обеспечен некоторый рост цен акций нового выпуска в начале вторичных торгов, что производит хорошее впечатление на инвестора, укрепляет имидж компании на рынке ценных бумаг как здоровой и растущей, создает ей благоприятное впечатление в кругах инвесторов. При таком образе действий компания может рассчитывать на благоприятное отношение финансовых институтов при последующих обращениях за заимствованиями, которые со временем непременно последуют, поскольку первичное размещение не обеспечивает компанию необходимыми финансовыми ресурсами на весь предстоящий срок функционирования.

Но есть и другая группа причин, по которым в США практикуется обычно занижение цен акций при первичном публичном размещении. Они состоят в противоречиях интересов среди участников размещения. Оставим в стороне эмитента, который всегда заинтересован в достаточно высокой цене размещения, чтобы выручить от него побольше средств, но вынужден до некоторой степени сдерживать свои устремления, исходя из изложенных выше соображений.

В занижении цены заинтересованы инвестиционные компании или банки, выступающие в роли андеррайтеров. Инвестиционный банк-андеррайтер заинтересован в некотором занижении цены, поскольку он тем самым действует на пользу крупным институциональным инвесторам, которые зачастую являются его постоянными или частыми клиентами и которые отблагодарят его своим дальнейшим сотрудничеством. Институциональные инвесторы заинтересованы в занижении цены первичного размещения, поскольку это ведет к увеличению их прибылей при продаже данных акций на вторичных торгах. Это особенно важно для компаний, управляющих пенсионными и взаимными (паевыми) фондами, поскольку спекуляция ценными бумагами для них является главным источником дохода.

Особенно интересно проследить мотивацию к занижению цены первичного размещения у участников сделки первичного публичного размещения акций венчурной фирмы. Инвестиционный банк-андеррайтер, сопоставляя плату за риски при размещении, которая оговаривается в контракте с эмитентом, склоняется к некоторому занижению цены ради обеспечения успешного размещения, имея в виду, что вознаграждение за риск компенсирует некоторое снижение комиссионного вознаграждения за размещение. Напомним об институциональных инвесторах, интересы которых он тоже стремится не нарушить. Венчурные капиталисты, которые вырастили данную венчурную компанию и теперь выставляют ее на продажу через первичное публичное размещение, конечно, хотели бы установить максимальную цену, поскольку они с этой продажей выходят из данного бизнеса. Но и для них завышение цены означает слишком большой риск неудачного размещения и срыва всех ожиданий, связанных с этой сделкой. Кроме того, верхний предел цены заранее обычно неизвестен, и поэтому получается, что лучше несколько недобрать средств, чем не получить их совсем. Наконец, важно учитывать, что венчурные капиталисты, подготовив компанию к продаже, заинтересованы завершить сделку выхода из данного проекта и получить деньги, в то время как инвестиционный банк и институциональные инвесторы могут рассчитывать на доходы еще и от будущих операций с акциями этой компании и поэтому не склонны выходить на предельно высокую цену.

Чрезвычайно важно отметить, что преобладающая часть акций эмитентов, которые провели первичное размещение в США, – по крайней мере, больше половины их числа – торгуется на биржах уже в течение первого года после размещения по значительно более высокой цене, чем цена размещения. Это общее правило для американских компаний, которое служит важным фактором, привлекающим инвесторов к участию в первичных размещениях.

Мощной движущей силой первичных публичных размещений в США является венчурный бизнес. За период 2006–2007 гг. примерно треть от общего числа размещений приходилась на венчурные фирмы. По структуре размещений отдельный интерес представляет число выходов в секторе венчурного бизнеса посредством слияний и поглощений (venture-backed mergers and acquisitions, M&A). По данным, которые собирают американские специалисты, в этом секторе преобладающая часть сделок продаж, завершающих цикл венчурного инвестирования, которые на профессиональном языке венчурного бизнеса называются выходом, происходит посредством слияний и поглощений и ежегодно составляет 300–350 сделок. В переводе на обычный язык это означает, что венчурную фирму, достигшую определенной стадии зрелости, продают стратегическому инвестору. Данные о проведении преобладающей части таких сделок собрать удается, но сведения о стоимости сделки раскрывает только примерно половина участников. Поэтому стоимостные показатели относятся только к объявленным сделкам.

За 2007 г. было проведено 305 сделок слияний и поглощений (СиП) на общую сумму 25,4 млрд. долл., что представляет собой наивысший показатель с 2000 г. до настоящего времени. На этом рынке корпоративного контроля венчурного капитала (venture-backed M&A market) сделки совершаются крайне неравномерно. При том, что за последние семь лет показатели 2007 г. были рекордными, при поквартальном подходе в четвертом квартале 2007 г. было всего 46 сделок – самый низкий показатель начиная с первого квартала 1998 г., когда было проведено всего 44 сделки выхода.

Чрезвычайно важную роль в развитии бизнеса в секторе венчурного капитала играет осуществление выхода венчурных фондов из цикла венчурного финансирования посредством проведения первичных размещений акций. В течение 2007 г. на фоне большого числа выходов посредством слияний и поглощений было проведено первичное публичное размещение акций 86 компаний венчурного капитала, которые позволили в сумме получить 10,3 млрд. долл. финансовых средств. Этот сектор также отражает сильный рост по сравнению с 2006 г., когда число размещений составило 57 компаний, которые позволили получить 5,1 млрд. долл. в общей сумме. Таким образом, повышение по объему средств составило 51% по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 3

Показатели продаж компаний венчурного капитала в США

в 2001–2007 гг.


Годы

Всего СиП –M&A

Из них объявлена сумма сбора

Общая сумма объявленных СиП – M&A, $млн.

Средняя цена сделки СиП – M&A, $млн.

Число IPO

Общая сумма сбора, $млн.

Средняя цена сделки, $млн.

2001

353

165

16798,9

101,8

41

3489,9

85,1

2002

318

152

7916,4

52,1

22

2109,1

95,9

2003

291

123

7726,1

62,8

29

2022,7

69,8

2004

339

186

15440,6

83,0

93

11014,9

118,4

2005

347

168

16094,4

95,8

56

4461,0

79,7

2006

363

155

17143,5

110,6

57

5117,1

89,8

2007

305

136

25393,3

186,7

86

10326,3

120,1

Источник: Thomson Financial & National Venture Capital Association.

В сфере венчурного бизнеса сохраняется ведущая роль компаний IT-технологий и фирм, работающих в сфере науки о жизни (биология и медицина). За 2007 г. сектор IT-технологий провел 47 первичных публичных размещений с общей суммой собранных средств в 6 млрд. долл., а компании из области науки о жизни провели 32 размещения и собрали 2,6 млрд. долл. в общей сумме. Вместе это 79 размещений из общего числа 86 IPO.

Показатели о продажах венчурных компаний характеризуют чрезвычайно важную сторону венчурного бизнеса – эффективность венчурного финансирования.

Таблица 4

Соотношение цены продажи венчурных фирм посредством слияний и поглощений

с размерами венчурных инвестиций


Соотношение цены сделки и размера инвестиций

2006

2007

Цена сделки меньше общей суммы инвестиций

42

32

Цена сделки превышает инвестиции в 1–4 раза

54

42

Цена сделки превышает инвестиции в 4–10 раз

30

28

Цена сделки более чем в 10 раз больше инвестиций

25

27

Всего сделок с объявленной ценой

151

129

Источник: Thomson Financial & National Venture Capital Association.

Приведенные данные показывают, что число неудачных случаев инвестирования достаточно устойчиво и составляет 25–30% от их общего числа. Но при этом от 15% до 20% составляет число сделок, в которых цена продажи венчурной фирмы более чем в 10 раз превышает общий объем инвестированного в нее капитала. Это очень хорошие показатели для венчурного бизнеса в США, свидетельствующие о том, что венчурные капиталисты, инвестирующие в рискованные фирмы, приобрели большой опыт и ошибаются довольно редко, а выручка от наиболее удачных проектов многократно превышает инвестиционные затраты и обеспечивает устойчивость и эффективность всего венчурного бизнеса.

Кроме национальных компаний высокую активность в последние годы проявляли на фондовом рынке США по линии первичных публичных размещений иностранные компании. Среди крупных иностранных размещений лидировали компании из области высоких технологий. Примером могут послужить следующие крупнейшие в 2006 г. размещения:

  • Qimonda, компания по производству полупроводников (Германия, 628 млн. долл., Нью-Йоркская Фондовая Биржа);
  • Mindray Medical International, компания по производству медицинских приборов и инструментов (Китай, 311 млн. долл., НЙФБ);
  • Melco PBL Entertainment, компания по созданию игр и развлечений (Гонконг, 1,3 млрд. долл., НАСДАК);
  • Himax, компания по производству полупроводников (Тайвань, 511 млн. долл., НАСДАК);
  • CTC Media, телевизионная компания (Россия, 346 млн. долл., НАСДАК);
  • Verigy, компания по производству электроники (Сингапур, 128 млн. долл., НАСДАК);
  • China GrenTech Corp, компания по производству средств связи (Китай, 113 млн. долл., НАСДАК).

Иностранные размещения компаний высоких технологий соответствовали общему духу ориентации на высокие технологии в эти годы, что нашло отражение в общей структуре размещений. В 2006 г. в числе проведенных размещений лидировали компании медицины и биологии, на которые пришлось 36 размещений, компании производственных новейших технологий – 29 размещений, энергетики – 27 размещений и т.п. По величине выручки лидировали компании по производству потребительских товаров и услуг (6,9 млрд. долл. выручки), энергетики (6,5 млрд. долл.) и промышленных технологий (4,5 млрд. долл.).

Отмечая особенности американского фондового рынка как места первичных размещений, следует отметить, что предпочтение, которое отдают этому рынку иностранные эмитенты, объясняется большими размерами этого рынка, дающими возможность привлечения крупного капитала; высокими требованиями прозрачности, означающими соответствие компании-эмитента самым высоким критериям ведения бизнеса; разветвленным законодательством, создающим уверенность в защищенности прав эмитентов и инвесторов; высоким уровнем ликвидности, обеспечивающим обоснованный уровень цен, быстроту и четкость сделок с бумагами; полнотой финансовой отчетности по действующим требованиям.

Если эмитент сочтет слишком сложными требования, которые предъявляются при публичном размещении акций на биржах США, он может войти на американский рынок ценных бумаг с меньшими сложностями, воспользовавшись механизмом Правила 144А. Компании-эмитенты, проводящие размещение в рамках Правила 144А, не подпадают под нормативные требования Комиссии по ценным бумагам и биржам при Конгрессе США. Однако тут есть неприятные ограничения: 1) по Правилу 144А иностранный эмитент может продать свои акции только «квалифицированным инвесторам», в роли которых выступают пенсионные, инвестиционные фонды и некоторые другие финансовые институты, и 2) акции, размещаемые в рамках Правила 144А, не допущены ни на какую биржу в США. Второе условие делает акции эмитента существенно менее ликвидными, из-за чего они торгуются только на внебиржевом рынке и нередко с некоторым дисконтом. Тем не менее, три крупнейших размещения иностранных эмитентов в США в 2006 г. были проведены по Правилу 144А.

Вместе с тем, в последние годы два фактора осложняют до определенной степени процессы первичных размещений в США. Один из них – это Закон Сарбанеса–Оксли, принятый в 2002 г., согласно которому усилены нормы ответственности за недостоверность данных в финансовой отчетности компаний, включая уголовную ответственность. После принятия этого закона возросла сложность и длительность процедур проверки Комиссией по ценным бумагам и биржам документации эмитента. Другой фактор – судебные тяжбы, к которым склонны в США при возникновении коллизий с данной корпорацией. Суды отнимают время и приводят к существенным затратам средств.

Примечательно, что на фоне возросших требований при размещении акций в США значительно активизировалась политика по привлечению иностранных эмитентов, которую проводят Лондонская биржа, биржа Гонконга и некоторые другие биржи. Подоплекой этой политики является стремление укрепить свои позиции мировых финансовых центров в конкуренции с крупнейшим современным мировым финансовым центром – Нью-Йорком.

Одной из характерных черт рынка IPO, как специфического сегмента финансового рынка, стало нарастание силы и влияния специфических инвестиционных компаний прямых инвестиций, назовем их «охотниками за перспективным бизнесом» (ОПБ) . Такие фирмы проводили в отдельные годы значительную долю эмиссий первичных публичных размещений, представленных на рынке, и фактически играли там ключевую роль. По данным доклада «Эрнст энд Янг», в 2006 г. на ОПБ приходилось 43% всех IPO по числу размещений и 55% всех IPO по размеру собранной выручки. В первом квартале 2007 г. на компании ОПБ пришлось 26% по числу размещений и 36% IPO по размеру собранных средств. Аналитики рассчитывают, что ОПБ и далее останутся большой силой на рынке первичных публичных размещений.

В последние годы подъема в США рост числа размещений и размеров собранных средств происходил на фоне мирового роста первичных размещений, характерного для этого периода. Так, по имеющимся данным, в мире за январь–ноябрь 2007 г. общее число первичных размещений составило 1739, что было несколько больше показателя 2006 г. за тот же период, который составил 1729 размещений. Прибавим, что в ходе размещений в 2007 г. было собрано 255 млрд. долл. денежных средств, и это тоже достаточно высокий показатель.

Продолжение роста размещений в 2007 г. обусловило тот факт, что этот год поставил очередные рекорды. В глобальных масштабах число размещений составило 1979 сделок, а собранные средства образовали 287 млрд. долл. выручки. Как уже отмечалось, 40% ресурсов пришлось на группу БРИК, члены которой продолжают активное выведение на рынок новых компаний через первичное публичное размещение акций.

На глобальном уровне по числу размещений и объему собранных средств лидирует Европа, в которой было проведено в течение 2007 г. 813 размещений и получено в результате 117,2 млрд. долл. финансовых средств.

На страновом уровне наиболее значительным был рост размещений китайского происхождения. Взятые вместе китайские размещения (с включением наряду с материковым Китаем, Гонконгом, еще и Тайваня) составили в 2007 г. 36% от мирового объема по сравнению с 18% в 2005 г.

Китай возглавляет список по числу размещений в 2007 г., когда было проведено 209 размещений и собрано 52,6 млрд. долл.; США были на втором месте по объему собранного за этот период капитала (38,7 млрд. долл.) и на третьем месте по числу размещений (178). На втором месте по числу размещений была Австралия (189), а по сумме собранных средств третье место заняла Бразилия (29 млрд. долл.).

В целом по числу крупнейших размещений в 2007 г. лидировала группа стран развивающихся рынков. На них приходилось 14 из 20 крупнейших размещений, ни одно из которых не пришлось на США. Примечательно, что и в 2006 г. только одно из 20 крупнейших размещений было проведено в США, и это было размещение фирмы «Мастеркард». Зато в 2007 г. самое крупное размещение провела Россия (размещение ВТБ), в результате которого было получено более 8 млрд. долл. денежных средств.

Географические сдвиги в картине первичных размещений отражают сдвиги в мировой экономике по линии соотношения размеров экономики. Согласно данным МВФ, за 2006 г. по размерам ВВП по паритетам покупательной способности лидировал ЕС в составе 15 стран с величиной 12,4 трлн. долл., что было на 200 млрд. долл. больше, чем ВВП США. Третье место занимал Китай с ВВП в размере 9,4 трлн. долл., за ним следовала Япония – 3,9 трлн. долл., а далее Индия – 3,6 трлн. долл. ВВП.

Если сравнить эту картину с тем, что было десять лет назад, можно оценить динамичный рост последних лет и масштабы изменений. Так, в 1996 г. ВВП США составлял 7,7 трлн. долл., ЕС – несколько больше 7 трлн., в то время как Китай и Индия еще далеко отставали от мировых лидеров (Китай – 3,6 трлн. долл., Индия – 1,8 трлн. долл. ВВП).

Очевидно, что число и размеры первичных размещений естественно следуют за ростом экономики. По данным «Эрнст энд Янг», в 2005 г. из 20 крупнейших IPO в мире, которые собрали более 1 млрд. долл. каждое, только одно было проведено в США. Конечно, фондовый рынок США остается крупнейшим в мире рынком для первичных размещений, но доля США существенно меняется. По данным доклада «Эрнст энд Янг», в 2005 г. в США было проведено 285 размещений и собрано 33 млрд. долл., что составило 30% от размера мировых показателей, в Европе было проведено размещение акций 349 компаний, в Азии – 631 компании.

Влияние финансового кризиса в 2008 г.

Итоги размещений в первом квартале 2008 г. отражают угнетающее воздействие мирового финансового кризиса на активность в этой области. В условиях кризиса ликвидности, то есть попросту дефицита свободных денежных ресурсов, проведение первичных публичных размещений неизбежно сокращается, поскольку надежды выручить достаточные денежные средства за свои акции может себе позволить не так много компаний, как в периоды, когда экономика и рынки растут, а инвесторы охотятся за акциями перспективных компаний в расчете на рост их цены в близком будущем. Как обычно, в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры, бизнес откладывает проведение первичных публичных размещений на лучшие времена.

По данным доклада «Эрнст энд Янг», в течение первого квартала 2008 г. в мире было проведено всего 236 IPO, которые дали 40,9 млрд. долл. выручки, что отражало падение на 38% по численности и на 15% по объему собранных средств по сравнению с показателями первого квартала 2007 г. Характерно, что в первом квартале 2008 г. развивающиеся рынки еще не чувствовали сильного воздействия финансового кризиса и лидировали среди крупных размещений: из 10 крупнейших размещений 8 пришлось на развивающиеся рынки.

В этот период из трех крупнейших размещений только одно пришлось на США – это рекордное размещение компании «Виза», собравшей 19,6 млрд. долл. выручки. На втором месте была китайская компания по строительству железных дорог (собравшая 5,5 млрд. долл.), а на третьем – индийская электроэнергетическая компания (2,9 млрд. долл.).

Влияние финансового кризиса на процессы в США стало в достаточно сильной мере проявляться в середине 2008 г. и нашло свое отражение в показателях за второй квартал и первое полугодие. Данные, собранные компанией «Прайсвотерхаускуперс», показывают, что снижение было довольно резким. За первую половину 2008 г. было проведено 42 размещения и собрано 29,3 млрд. долл. (за тот же период 2007 г. – 147 размещений и 32,8 млрд. долл.), сокращение размещений по количеству составило более 71%. По собранным средствам сокращение было меньшим, но общие размеры выручки в первой половине 2008 г. были бы намного меньше, если вычесть из общей суммы рекордную выручку в 17,9 млрд. долл. за размещение компании «Виза». Оставшаяся сумма в 11,4 млрд. долл. точнее отражает тенденции падения размеров выручки от размещений в первом полугодии 2008 г. под влиянием финансового кризиса.

Как и следовало ожидать, снижение числа и размеров размещений прогрессировало и, видимо, по итогам всего 2008 г. будет очень значительным. После резкого всплеска в последнем квартале 2007 г. (101 размещение, 20,4 млрд. долл.) в первом квартале 2008 г. число размещений составило всего 25, а собранная выручка – 23,9 млрд. долл., включая размещение «Визы». Во втором квартале было всего 17 размещений, давших 5,4 млрд. долл. выручки – наименьший показатель за последние 5 лет.

Масштабы сокращения числа размещений под влиянием финансового кризиса будут еще более понятны, если принять во внимание, что в первом полугодии из-за ухудшения конъюнктуры рынка было отменено или отложено на неопределенный срок 49 размещений, по которым ранее в SEC и на соответствующие биржи были поданы заявки и все необходимые документы для получения листинга.

Следует учитывать, что решение об отмене или отсрочке размещения всегда является для компании-эмитента довольно болезненным, поскольку ей приходится остановить процесс, когда он уже приобрел большую собственную инерцию: вся подготовительная работа проведена, затрачены достаточно большие средства, сложились ожидания в компании и на рынке и т.п.

Вместе с тем, такое решение в преобладающем числе случаев больше говорит о силе компании и высоком уровне ее руководства, нежели является признаком ее слабости. Вовремя отступить с рынка составляет очень важное умение менеджмента, которое рынок принимает с пониманием, и такая мера не наносит ущерба имиджу компании. Когда компания возвращается на рынок ценных бумаг в благоприятный момент с предложением публичного размещения, она может рассчитывать, что рынок установит достойную цену для предлагаемых акций, и это обеспечит ей хорошую выручку.

На фоне обозначившихся с самого начала 2008 г. трудностей размещения в связи с воздействием финансового кризиса особенно необычным выглядит успех размещения компании «Виза». Во-первых, примечательно, что компания не пошла на приостановку или отсрочку размещения, несмотря на то, что финансовый кризис уже проявлялся в больших масштабах и атмосфера ожидания спада утвердилась в деловых кругах. Размещение компании «Виза» по величине полученной выручки стало крупнейшим в истории США и третьим в мире по величине за всю историю. При первоначально установленных границах цены 37–42 долл. за акцию, окончательно была выставлена цена 44 долл., по ней и было проведено размещение, позволившее получить выручку на 28% больше первоначально запланированной.

Мрачной особенностью ситуации с размещениями во втором квартале 2008 г. стало полное отсутствие первоначальных публичных размещений венчурных фирм, что также отмечается впервые за последние пять лет. Мрачные настроения весьма характерны для венчурного бизнеса. Здесь надо помнить, что венчурные капиталисты (это инвесторы в венчурные фирмы, выступающие в форме фондов или иных инвестиционных компаний) заинтересованы в получении максимальной цены за выращенную ими компанию и не склонны проводить IPO, если оно явно не принесет ожидаемой выручки. Данное обстоятельство станет более понятным, если принять во внимание, что средний срок выращивания зрелой компании от начальной стадии венчурного проекта резко увеличился. Как свидетельствуют данные компании «Томсон Файнешнл» (Thomson Financial) и Национальной ассоциации венчурных капиталистов (National Venture Capital Association), средний возраст 270 венчурных компаний, выставленных на IPO в 1999 г., составлял 4,3 г., в то время как средний возраст венчурных компаний, выставленных в 2006 г., – 8,2 г.

Если венчурные фирмы полностью воздержались от проведения IPO, то проведение IPO по линии слияний и поглощений резко сократилось до самого низкого уровня за последние 10 лет. Число таких размещений во втором квартале 2008 г. было на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году (56 размещений с 4,7 млрд. долл. выручки по сравнению с 97 размещениями с 8,8 млрд. долл. выручки за тот же период предыдущего года). Основная часть размещений проводилась фирмами, завершившими слияние в области IT-технологий, хотя и здесь число размещений сократилось почти на треть против прошлого года.

Аналитики обращают внимание на то, что в условиях спада активности первичных размещений сократились также число и суммы выручки размещений иностранных компаний на биржах США. При этом следует отметить, что при анализе иностранных размещений речь идет о выпуске АДР3 (американских депозитарных расписок третьего уровня), предусматривающих самый высокий уровень требований со стороны SEC и листинг на НЙФБ и НАСДАК. Среди размещений иностранных компаний на биржах США обращает на себя внимание сокращение и ухудшение условий размещений китайских компаний: они провели только 4 размещения за восемь месяцев 2008 г., в то время как за предыдущий год ими было проведено 31 размещение с 6,8 млрд. долл. выручки. Теперь многие китайские компании, готовящие первичное публичное размещение, предпочитают переждать волнения финансового кризиса, но при этом они не готовы отказаться от размещений в США в пользу национального рынка, поскольку здесь индексы тоже существенно (более, чем на 40%) сократились, когда до Китая докатились волны финансового кризиса.

В условиях финансового кризиса сильно сократилось и число размещений компаний высокой технологии. Это особенно заметно, если сравнивать современные показатели с показателями конца 90-х гг., когда практически каждое второе размещение приходилось на компании высоких технологий. Всплеск был в 2007 г., когда 37 компаний IT-технологий провели первичное размещение и собрали 7,6 млрд. долл. выручки. Тем более резким выглядит падение в 2008 г., когда к началу августа имели место всего 3 размещения, собравшие 531 млн. долл. выручки.

Существенным фактором сокращения размещений компаний высокой технологии на фоне общего снижения экономической конъюнктуры является короткая история жизни венчурных фирм, которая не внушает потенциальным инвесторам достаточного доверия к хорошим перспективам этих компаний в условиях неустойчивости в экономике. Дело усугубляется тем, что акции многих компаний, которые провели размещение сравнительно недавно, торгуются с существенным дисконтом против цены размещения. В принципе, это связано не столько с показателями деятельности данных компаний, сколько с общими понижательными тенденциями на фондовом рынке. Но дело в том, что инвесторы, глядя, как падают акции недавно размещенных компаний, резонно полагают, что новички не будут лучше, и не соглашаются на хорошие цены в ходе предварительного зондажа ситуации андеррайтерами, что побуждает венчурные компании отложить программы размещения до наступления лучших времен.

Аналитики отмечают, что процесс выжидания не будет слишком долгим, и предсказывают уже к середине 2009 г. восстановление роста экономики и, соответственно, резкого увеличения первичных размещений за счет массового выхода тех, кто сейчас находится в готовности и в ожидании подходящего момента.

Предлагаем такое название для сложившейся современной индустрии прямых инвестиций, которую в финансовой литературе называют leverage buy out firms (LBO), а в последние годы стали называть private equity firms. Обычно это фирмы, возглавляющие организованные группы способных и дерзких менеджеров, которые находят недооцененные компании, покупают их, доводят до высокой стоимости, выводят на первичное размещение и продают через механизм IPO. Разница между затратами на покупку и выручкой от размещения составляет прибыль и образует смысл этого бизнеса.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Аккумуляторы mutlu
Поставки аккумуляторов. Поставки промышленных аккумуляторов
akbshki.ru
SLV в наличии и под заказ
slv 112911
masv.ru
Налоговая отченость
Налоговый форум и др. Юридические и налоговые семинары
academ.ru