Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2008

ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ: ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД 1

Н.А. Шведова, д.пол.н. главный научный сотрудник Института США и Канады

Аннотация.
За последние десятилетия женщины сталиактивно вторгаться в общественно-политическую жизнь, что неизбежно приводит к изменениям на политическом поле во многих странах мира. В США женщина – реальный кандидат на пост президента страны в течение многих месяцев проводила жесткую избирательную кампанию, демонстрируя возможность избрания президента-женщины. Женскому электорату в США уделяется особое внимание в избирательной кампании вообще, и в президентской кампании 2008 г. в частности.

Ключевые слова:
гендерный баланс, власть, гендерное равенство, гендерный разрыв.

В ХХ в. одним из значимых достижений цивилизации стало признание необходимости гендерного баланса в обществе. Борьба против дискриминации по признаку пола, за гендерное равноправие и повышение статуса женщин как дискриминируемой части общества нашла широкую поддержку мировой общественности, в частности Организации Объединенных Наций и правительств большинства стран мира.

В настоящее время, когда Россия переживает изменения в политическом и институциональном плане, с точки зрения значительной части правящей элиты, ждут своего решения более срочные проблемы и равенство полов не является приоритетом. В стране все больше места занимают силы свободного рынка, и стремление поддержать становление гражданского общества формально существует, однако при этом доминирующее положение получает политика, мало способствующая укреплению принципа равенства полов. В ней, по сути, игнорируется необходимость совмещения семейной жизни и профессиональной деятельности, а степень прогресса измеряется скорее экономическими показателями, чем общечеловеческими ценностями.

На самом деле, проблема равенства лежит в основе вопроса, какое общество и государство люди стремятся построить.

В 2007 г. в различных уголках планеты на самые высокие должности в государстве пришло много женщин, среди них Кристина Фернандес де Киршнер, президент Аргентины2,. и Мишель Башле, первая в историиЧили женщина-президент. В этом же году в 60 парламентах мира появились комитеты по гендерному равенству. В составе ООН 192 страны, в 182 из них высшим законодательным органом является парламент. В работе парламентов 173 стран принимают участие женщины, в 98 государствах (т.е. в 51% всех стран – членов ООН или в 56,6% стран, где женщины представлены в парламенте) использованы или предложены квоты.

Почему так важно участие женщин в высшем законодательном органе государства?Прежде всего, потому, что, как показала мировая практика, женщины предлагают законы, касающиеся равенства. Именно женщины-парламентарии остро ставят проблему насилия в отношении женщин. Домашнее насилие не должно быть безнаказанным – такова их принципиальная позиция. Благодаря женщинам-депутатам в законодательствах Европы, США и других стран появились законы, запрещающие насилие в отношении женщин.

Женщины во власти

Известно, что в Древнем Египте уже в 3000 г. до н.э. появились первые женщины-правительницы. Примерно в 2500 г. до н.э. женщина правила городом-государством Ур в Месопотамии. В1924 г. Нина Бэнг стала первой женщиной, которая вошла в правительство современного типа (Министерство образования Дании). Конечно, хотелось бы, чтобы процесс продвижения женщин на уровень принятия решений был более динамичным. Однако можно найти основания и для взвешенного оптимизма. Ситуация меняется, и порой перемены происходят с непредсказуемой скоростью:

1960 г.: Сиривамо Бандаранаике – первая в мире женщина – премьер-министр, победившая на общенациональных выборах (Шри Ланка);.

1974 г.: Исабель Перон – первая избранная женщина-президент (Аргентина);.

1999 г.: впервые в мире количество женщин-министров превысило количество мужчин (11 против 9) (Швеция);

2006 г.: 19 женщин занимают высшие должности в исполнительной власти (в 9,89% стран – членов ООН);

2006 г.: две королевы (Великобритания и Дания);

2006 г.: 8 женщин-президентов (Чили, Финляндия, Ирландия, Латвия, Либерия, Филиппины, Швейцария и Израиль, где женщина временно заменяет президента, оставившего свой пост в результате сексуального скандала)

2006 г.: 6 женщин – премьер-министров (Германия, Ямайка, Новая Зеландия, Мозамбик, Южная Корея, Нидерландские Антилы).

Сегодня лишь в двух странах мира (Андорре3. Даже в Ватикане – крепости мужчин – женщина однажды занимала пост помощника заместителя министра. и Саудовской Аравии) женщины никогда не входили в правительство и до сих пор не имеют избирательных прав

Женщины в парламентах мира

По данным Межпарламентского союза на 29 февраля 2008 г. общее число парламентариев обеих палат составляло 44 098, среди них 36 257 мужчин и 7 841 женщина (17,8%). В однопалатных парламентах или в нижней палате общее число парламентариев было 37 026, из них 30 361 мужчин и 6 665 женщин (18%) (в 2006 г. в однопалатных парламентах или в нижних палатах национальных парламентов женщины занимали 17,2% мест). Из 7 072 депутатских мест в верхней палате или в сенате 5 896 занимают мужчины, а 1 171 (16,6%) – женщины (в 2006 г. – 15,9%).
Количество женщин в парламентах по регионам отражено в табл. 1.
Таблица 1
 
Однопалатный парламент илинижняяпалата
Верхняяпалата илисенат
Обепалаты (комбинированно)
Южная и Северная Америка
21,6%
19,8%
21,3%
Страны Северной Европы
41,4%
Страны – члены ОБСЕ, включая страны Северной Европы
20,9%
17,9%
20,3%
Страны – члены ОБСЕ, кроме стран Северной Европы
19,0%
17,9%
18,8%
Африка (южнее Сахары)
17,3%
21,2%
17,8%
Азия
17,0%
14,8%
16,7%
Тихоокеанский регион
12,9%
31,8%
15,0%
Арабские страны
9,6%
7,0%
9,1%
Источник: http://www.ipu.org/wmn-e/world.htm.

Лидирующие позиции по представительству женщин в парламентах (однопалатных или в нижней палате) – в среднем 41,4% – по прежнему занимает группа стран Северной Европы. За ней со средним показателем 21,6% (в 2006 г. – 21,7%) следует группа стран Американского континента. В Европе (странах – членах ОБСЕ, включая страны Северной Европы) женщины занимают в парламенте в среднем 20,9% мест. В странах Африки, южнее Сахары, и Азии в среднем 17,3 и 17% женщин-депутатов (в 2006 г. соответственно 16,6 и 16,4%), в Тихоокеанском регионе – 12,9%. Самый низкий показатель представительства женщин в парламенте в Арабских странах – в среднем 9,6%.
Таблица 2
Страны высокого рейтинга
по представительству женщин в нижней палате парламента,
2008 г.
Место
Страна
Нижняя или единственная Палата
Верхняя Палата или Сенат
Выборы
Места
Женщины
Выборы
Места
Женщины
число
%
число
%
1
Руанда
09.2003
80
39
48,8
09.2003
26
9
34,6
2
Швеция
09.2006
349
164
47
(45,3)
3(8)
Куба
01.2008
614
265
43,2
(36)
4
Финляндия
03.2007
200
83
(75)
41,5
(37,5)
5(7)
Аргентина
10.2007
255
102
40
(36.2)
10.2007
72
28
(30)
38,9
(41,7)
6
Нидерланды
11.2006
150
59
(55)
39,3
(36,7)
05.2007
75
26
34,7
7(5)
Дания
11.2007
179
68
(66)
38
(36,9)
8(9)
Коста Рика
02.2006
57
21
(20)
36,8
(35,1)
 
 
 
 
9(8)
Испания
03.2004
350
128
(126)
36,6
(36)
03.2004
259
60
23,2
10(3)
Норвегия
09.2005
169
61
(64)
36,1
(37,9)
11
Бельгия
06.2007
150
53
35,3
06.2007
71
27
38
12(10)
Мозамбик
12.2004
250
87
34,80
Источник: http://www.ipu.org/wmn-e/arc/classif290208.htm.
Таким образом, к началу 2008 г. уже 20 стран (в конце 2005 г. их было 18) достигли 30-процентного уровня представительства женщин в парламенте. Половина из них – европейские страны, в которых на протяжении длительного времени прилагались усилия для увеличения участия женщин.
Некоторые страны, напротив, потеряли свои позиции. Дания, например, переместилась с 5 на 7 место, хотя представительство женщин в парламенте выросло с 36,9% до 38%4.

Так называемые «пост-конфликтные» страны (Burundi, Mozambique, Rwanda, Uganda, SouthAfrica, UnitedRepublicofTanzania) воспользовались преимуществами перестроечной ситуации и применили электоральную и партийно-политическую практику, чтобы увеличить участие женщин. В этих случаях увеличение представительства женщин стало не результатом постепенного прогресса, а следствием переосмысления правящей элитой электорального и парламентского процесса на основе равенства между женщинами и мужчинами.

Женщин нет вообще в парламентах 11 государств:
1) Бахрейна,
2) Кыргызстана,
3) Микронезии,
4) Науру,
5) Непала,
6) Палау,
7) Сент-Киттса и Невиса,
8) Саудовской Аравии,
9) Соломоновых Островов,
10) Тувалу,
11)Объединенных Арабских Эмиратов.

В 2007 г. Всемирный Экономический Форум (World Economic Forum) составил рейтинг экономик 58 стран мира, выясняя вопрос о том, как отдельные государства используют таланты женщин. Рейтинг составлен на основе пяти критериев5:

1.
экономическое участие (сколько женщин принимают участие в экономической деятельности),
2.экономические возможности (какая роль уготована женщинам на работе),
3.политическая власть(насколько влиятельны и многочисленны женщины в политической и общественной деятельности),
4.образование (доля женщин с высшим, средним, профессиональным и пр. образованием),
5.здоровье и счастье (существуют ли различия между мужчинами и женщинами в качестве жизни, доступе к системе здравоохранения и пр.).
Исследователи пришли к выводу, что наилучшие условия для раскрытия талантов и способностей женщин существуют в трех странах Северной Европы: Швеции, Норвегии и Исландии. Россия находится на 31 месте 58(другие страны бывшего СССР в рейтинге не участвовали), США занимают 17 место, из
8 – Великобритания,
11 – Латвия,
12 – Литва,
13 – Франция,
15 – Эстония,
19 – Польша,
33 – Китай,
37 – Израиль,
38 – Япония,
56–58 места – Египет, Турция и Пакистан.

Хиллари Клинтон, Ангела Меркель, Юлия Тимошенко так же, как и их коллеги-мужчины, «властвующие хозяева высокопоставленных кресел», стали частыми героями СМИ. Можно вспомнить еще Эллен Джонсон Серлиф, избранную главой африканского государства, а также президентов азиатских государств Глорию Арройо на Филиппинах и Пратибху Патил в Индии. СМИ пытаются ответить на вопрос: почему по всему миру растет число женщин, занимающих высокие посты? Эксперты полагают, что происходит процесс перерастания количества в качество: за последние десятилетия женщины стали активно вторгаться в политическую жизнь, что не может не привести к изменениям на политическом поле.

Гендерный фактор в президентской кампании США 2008 г.

Каковы особенности участия женщин в избирательном процессе как субъекта и объекта?

Какова мера влияния женщин на избирательный процесс, в частности на результаты выборов?

Является ли женщина качественно новым избирателем на политической арене?

Какова политическая мобилизация женщин?

Известно, что в основе «женского вопроса» лежит конфликт между природной субъектностью женщины, которая обладает, как и мужчина, заложенными от рождения способностями и потенциями к саморазвитию, и навязанной ей обществом пассивной ролью объекта. Однако способность женщины к воспроизводству жизни рассматривается как ее единственное природное «предназначение», на женщину возлагается вся ответственность за продолжение и воспитание рода человеческого.

Доказано, что, чем больше женщин работает вне дома, тем выше уровень их политической и социальной активности, а также политическое влияние (в коллективе женщины активней обмениваются информацией, чаще склонны объединяться для защиты своих прав и, в результате, чаще получают представительство в органах власти). В свою очередь, чем больше женщин работает и чем больше они зарабатывают, тем выше уровень их образования – в частности потому, что семьи начинают инвестировать в образование девочек6.

С одной стороны, характер политического режима, уровень демократии в государстве и обществе, позиции и инициативы субъектов государственной политики определяют статус женщин в политике, а с другой – именно под воздействием статуса женщин формируется характер политического режима, отражающий уровень цивилизации общества.

Женщины США завоевали право быть политически и социально активными. Не случайно опрос, проведенный в 2008 г. Pew Research Center, показал, что по лидерским качествам женщины превзошли мужчин практически по всем пунктам: половина опрошенных считают, что женщины честны, а о мужчинах такое мнение высказали лишь 20%, 38% считают женщин умными, лишь 14% аналогично оценили мужчин, а 80% признают женщин способными к состраданию ближним, тогда как мужчины набрали лишь 5% голосов. Кроме того, женщины оцениваются как более творческие натуры, чем мужчины, (62% и 12%) и более дружелюбные (47% против 28%). Мужчины опередили женщин лишь по уровню решительности (44% против 33%). В категории «амбициозность» голоса разделились ровно пополам (женщины и мужчины набрали по 34%)7.

Американки прошли долгий и тяжелый путь, добиваясь равенства возможностей во всех сферах жизни, в частности в политической. Еще в 1916 г. Джанет Ранкин стала первой американкой, избранной в Палату представителей конгресса США, а девяносто лет спустя, в 2007 г., Нэнси Пелоси первой из американских женщин заняла пост спикера Палаты представителей, оказавшись на вершине американской политической структуры власти. Спикер Палаты оказывает огромное политическое влияние: определяет повестку дня законодателей, направляет законопроекты на рассмотрение в комитеты и назначает должностных лиц палаты. Нэнси Пелоси выразила желание «показать американскому народу, что женщины знают, что делать с властью»8.

Прогресс в «женском политическом движении» налицо: в Конгрессе 110-го созыва (2007‑2009 гг.) женщины занимают 88 мест из 534, или 16,4%. В Сенате (верхней палате парламента) 16 женщин, или 16% (в 2002 г. их было 13%, в 1992 – 3%)9. В Палате представителей 72 женщины из 434, или 16,5%10 (в 2002 г. – 13,6%, в 1992 г. лишь 6%)11.

В правительствах штатов 76 женщин (46 демократок, 27 республиканок и 3 непартийные) заняли важнейшие позиции, включая 9 губернаторских постов (в 2002 г. их было 5, в 1992 г. – 4), т.е. 18% губернаторов в США – женщины. Для сравнения: в России лишь одна женщина является губернатором, что составляет 1,1% от общего числа. Иными словами, хотя США еще далеко до гендерного паритета на посту губернатора, однако очевидна тенденция к движению в этом направлении. В США по сравнению с Россией в 18 раз выше численность женщин среди государственной и политической элиты.

В 2007 г. 11 американок являются вице-губернаторами, 4 генеральными прокурорами штатов, 10 – министрами финансов штатов. В 2006 г. число женщин-законодательниц в штатах достигло 1686, т.е. 23,5% от общего числа мест в легислатурах штатов (по сравнению с 1971 г. их число выросло более чем в четыре раза). Однако, по данным Межпарламентского Союза на 30 сентября 2008, США занимают все еще 69 место в мире по представительству женщин в законодательном органе (ср.: Канада – 51-е, Россия – 81-е, разделяя его с Гвинеей-Биссау, но опережая Камерун12).

Достаточно влиятельная женская фракция существовала и в Администрации Президента США. В 2000 г. президент Джордж Буш назначил трех женщин министрами (т.е. 21,4% от общего состава 14 министерств): Элейн Чао возглавила министерство труда, Гэйл Нортон – министерство внутренних дел, Энн Венеман – министерство сельского хозяйства. В это время впервые в истории США пост советника президента по национальной безопасности заняла женщина – Кондолиза Райс, ставшая впоследствии главой Госдепартамента. В 2007 г. в кабинете, включающем 15 министерств, женщины составляют 33,3%. Кроме Госдепартамента, женщины руководят министерствами труда, образования и транспорта. Еще одна женщина, Сюзен Шваб, занимает должность, по статусу соответствующую министру, – Торгового Представителя США.

История выборов в конгресс США показывает, что женщины-демократы избирались вдвое чаще, чем республиканки (соответственно, 127 и 69 были избраны в Палату представителей, 17 и 11 – в Сенат). Однако восемь из пятидесяти штатов США никогда не избирали женщин в Палату представителей, а 28 – никогда не выбирали женщин в Сенат.

В высшем эшелоне исполнительной власти ситуация несколько другая. Президенты-республиканцы включали в свои кабинеты ровно столько женщин, сколько и президенты-демократы – по 16. Однако республиканцы делали подобные назначения чаще, чем демократы: главами министерств женщины становились при пяти республиканцах и трех демократах. Любопытно, что чаще всего (три раза) женщины становились во главе министерства труда. Ни разу американки не возглавляли министерство обороны, финансов, министерство по делам ветеранов и министерство национальной безопасности.
Многие исследователи отмечают, что приход женщин в американскую власть серьезно повлиял на ее работу. В сфере политики женщины требуют отдавать приоритет социальным программам, а не тратить деньги на военные цели. Благодаря женщинам традиционно «женские» вопросы, к которым относятся сфера социального законодательства, проблемы абортов, насилия, вошли в общенациональную повестку дня, и даже начали определять позиции партий.

Президентская избирательная кампания 2008 г., без сомнения, войдет в политическую историю США как исключительная по многим параметрам.
Она проходит в острой, быстро меняющейся внутренней, социально-экономической, и внешнеполитической ситуации, делая кандидатов заложниками событий, на осмысление которых и корректировку предвыборных платформ недостает времени. Обе ведущие партии, Республиканская и Демократическая, переживают период достаточно острой фракционной внутрипартийной борьбы. Два политика, которые традиционно имеют наилучшие шансы на победу – действующие президент и вице-президент13 – в избирательной кампании на принимают участия. Лидирующие кандидаты отказались от государственных (общественных) денег, чтобы не ограничивать себя в расходах, что произошло впервые с момента принятия закона. Продолжительность избирательного марафона беспрецедентна (обычно борьба начиналась за год до ноябрьского заключительного аккорда кампании, а нынешняя избирательная кампания началась на два года раньше). Кандидатами на пост вице-президента стали неожиданные политические фигуры14.

Формальное выдвижение (партийная номинация) кандидатов в президенты от Демократической и Республиканской партий США проходит на их съездах (конвентах). 25–28 августа 2008 г. прошел Национальный Конвент Демократической партии (NationalDemocraticConvention), 1–4 сентября 2008 г. – Национальный Конвент Республиканской партии (NationalRepublicanConvention). Известно, что с 1952 г. кандидаты в президенты определяются исключительно по итогам общенациональных праймериз (первичных выборов) и кокусов (партийных собраний). На съезде обычно обсуждаются различные внутрипартийные вопросы, определяются главные приоритеты избирательных платформ, ведутся различного рода диспуты и предоставляется возможность амбициозным политикам приобрести общенациональную известность. Так, на съезде Демократической партии в 2004 г. с яркой речью выступил малоизвестный сенатор Барак Обама (BarakObama). Фактически, это был первый шаг Обамы к посту президента: его имя стало известно не только жителям его штата, но и всем американцам15.

Партийные платформы – это документы, в которых сформулированы цели, приоритеты и пути решения стоящих перед страной задач. Для подготовки этого документа специальный комитет Демократической партии путешествует по США, встречается с местными активистами и фиксирует все предложения, которые в сжатой форме оглашаются на съезде. Многие американские исследователи (например Мэйсел Сэнди16, автор исследований по американским политическим партиям и выборам) отмечают, что партийная платформа выполняет три функции: во-первых, это «догматический документ, фиксирующий нынешнее идеологическое состояние партийных умов»; во-вторых, это «ориентир для различных политических и лоббистских структур», которые сравнивают положения платформы со своими приоритетами; в-третьих, это «пропагандистский документ, который призван популярно разъяснять цели и задачи партии ее рядовым членам» и всем интересующимся17.

На партийных конвентах также называются имена людей, которые в случае победы на выборах займут пост вице-президента США. Выбор вице-президента – возможность кандидата расширить свою избирательную базу на завершающей стадии избирательной гонки. Обычно в вице-президенты попадают люди, имеющие политический опыт и пользующиеся авторитетом и общенациональной известностью. Как правило, «вице» принадлежат к крылу партии, у которого кандидат в президенты не пользуется особой популярностью. Часто в действие вступает территориальный фактор: президент и вице-президент в большинстве случаев происходят из разных частей США. Удачный выбор вице-президента может принести победу на выборах, неудачный – способен похоронить надежды кандидата в президенты. Фигура кандидата на пост вице-президента выполняет функцию «корреляции» социальной базы претендента на главный пост страны, особенно когда необходимо привлечь к кандидату дополнительные симпатии избирателей. Именно эту «балансирующую» роль призвана сыграть кандидатура республиканки Сары Пейлин на пост вице-президента.

После оглашения имени вице-президента и проведения партийных съездов начинается непосредственно избирательная кампания, кульминация которой – 4 ноября 2008 г., день президентских выборов.

В президентской гонке 2008 г. впервые в истории США с такой силой проявился гендерный фактор: женщина – кандидат на пост президента страны в течение многих месяцев проводила жесткую избирательную кампанию, демонстрируя возможность избрания женщины-президента18. Сара Брюер из Института по изучению женщин в политике при Американском университете (Вашингтон) справедливо отмечает: «Со времени возникновения всемирного женского движения и перемен в гендерных отношениях, начало которым было положено в середине 60–70-х гг., произошли кардинальные сдвиги во взглядах и представлениях людей во многих странах»19. Отвечая утвердительно на вопрос, готовы ли США избрать женщину на высший пост государства, Сара Брюер подчеркивает: «Одним из вызовов для женщины-политика является необходимость доказать, что она способна на многое … Думается, пришла пора отказываться от двойных стандартов и судить о женщинах в политике и на государственном поприще спокойно и по-деловому»20.

Чрезвычайная значимость гендерного фактора как в качественном, так и в количественном его проявлении обусловлена тем, что, во-первых, с начала 90-х гг. XX в. в каждой президентской кампании явка избирателей-женщин была выше, чем мужчин, и, во-вторых, что в электоральном поведении женщин и мужчин на выборах существуют «гендерные разрывы» (gendergap) (существенные отличия) в определении своей партийной принадлежности, в оценках действий президентов и в отношении к актуальным проблемам государственной политики (это показывают исследования поведения электората, проводимые в США в течение многих десятков лет21 выстраивания конкретных стратегий и тактик избирательных кампаний необходим самый тщательный учет гендерной специфики поведения американского электората, а также его политических, идеологических и ценностных ориентаций.). Иными словами, для

Гендерный разрыв в голосовании
По данным US Census Bureau, после окончания Второй мировой войны количество американок впервые превысило количество американцев. «Женских» голосов стало заметно больше, чем «мужских»: в настоящее время на долю женщин приходится от 51% до 54% голосов избирателей22. Согласно данным исследовательского центра «Исследования американских национальных выборов» (American National Election Studies), с 1980 г. женщины чаще регистрируются на избирательных участках (в США принять участие в выборах можно лишь после предварительной регистрации в местной избирательной комиссии). Четверть века назад их «численное превосходство» над мужчинами было минимальным. Перевес стал весьма заметным к 2004 г., когда для участия в выборах зарегистрировалось 70,5% мужчин и 73,6% женщин. Американки являются также более дисциплинированными избирательницами, чем американцы23. Как показано в табл. 3, начиная с президентских выборов 1964 г. наблюдается численный перевес женских голосов во всех выборах. В 2004 г. свои голоса отдали 60,1% женщин и 56,3% мужчин, в абсолютном выражении – 67,3 млн. женщин и 58,5 млн. мужчин, т.е. женских голосов было на 8,8 млн. больше, чем мужских24. Нет сомнения в том, что это существенный перевес.
Таблица 3
Явка избирателей на президентских выборах25
Год президентских выборов
Проголосовавшие граждане избирательного возраста
%
Количество (млн.)
 
Женщины
Мужчины
Женщины
Мужчины
2004
60,1
56,3
67,3
58,5
2000
56,2
53,1
59,3
51,5
1996
55,5
52,8
56,1
48,9
1992
62,3
60,2
60,6
53,3
1988
58,3
56,4
54,5
47,7
1984
60,8
59,0
54,5
47,4
1980
59,4
59,1
49,3
43,8
1976
58,8
59,6
45,6
41,1
1972
62,0
64,1
44,9
40,9
1968
66,0
69,8
41,0
38,0
1964
67,0
71,9
39,2
37,5
Источник: «Voting and Registration in the Election of 1964» and subsequent reports for all years through 2004 // Current Population Reports, Series P-20.U.S. Bureau of the Census.
Таким образом, гендерный разрыв в голосовании26женщин и мужчин наблюдается в каждой президентской избирательной кампании начиная с 1980 г.27.
Гендерный разрыв очевиден также в отношении к партиям и в оценке деятельности президентов и их администраций. Из табл. 4–6 видно, что женщины в целом меньше склонны отдавать свое предпочтение президентам-республиканцам, они больше поддерживают демократов.
Таблица 4
Поддержка деятельности президента-демократа Б. Клинтона28
 
Женщины
Мужчины
1998, январь
64%
54%
1997, апрель
59%
50%
1996, март
57%
47%
1995, декабрь
53%
49%
1995, май
53%
48%
1995, январь
51%
43%
1994, июль
43%
42%
1994, июнь
49%
42%
1994, апрель
48%
48%
1993, ноябрь
49%
46%
1993, июль
45%
38%
1993, февраль
61%
57%
Источник: GallupReports.
Таблица 5
Поддержка деятельности президента-республиканца Дж. Буша-мл.29
 
Женщины
Мужчины
2004, июнь
45%
50%
2004, май
43%
50%
2003, июнь
60%
62%
2003, май
63%
69%
2002, июнь
76%
76%
2002, май
73%
78%
2001, июнь
46%
57%
2001, май
50%
58%
Источник: Gallup Reports.
Таблица 6
Поддержка деятельности президентареспубликанца Р. Рейгана30
 
Женщины
Мужчины
1988, июль
43%
59%
1987, июль
44%
54%
1986, июль
58%
69%
1985, июль
60%
65%
1984, июль
49%
59%
1983, июль
34%
51%
1982, июль
38%
48%
1981, июль
55%
63%
Источник: Gallup Reports.
Многие аналитики утверждают, что в 2006 г. победой на выборах в конгресс Демократическая партия США в значительной степени была обязана женщинам. Именно избирательницы сыграли решающую роль в историческом поражении республиканцев, которые 12 лет удерживали большинство мест в конгрессе США. 
Для 2006 г. даже использовали название «год женщин» (впервые «годом женщин» был назван 1992 г., когда 5 из 11 женщин добились партийной номинации (выдвижения) и были избраны в Сенат31). На протяжении последних десятилетий Демократическая партия пользуется большей поддержкой женщин, в то время как Республиканская считается «мужской» партией.

В 2006 г. демократов однозначно поддерживали 36,8% женщин и 25,4% мужчин, республиканцев – 29,9% мужчин и 27,6% женщин3233. Это означает, что разница в поддержке Демократической партии среди молодых избирателей начиная с 2004 г. возросла с 11 пунктов до 25. Демократическую партию поддерживают как женщины, так и мужчины в возрасте до 30 лет. Именно эта возрастная группа избирателей – единственная категория электората, в которой мужчины в большей степени идентифицируют себя с Демократической партией, чем с Республиканской 34. Исследования, которые были проведены в период с октября 2007 по март 2008 г. показали, что 58% избирателей в возрасте до 30 лет оказывают поддержку Демократической партии, а 33%, склонны отдать предпочтение Республиканской партии

Согласно исследованиям Центра американских женщин и политики (CenterforAmericanWomenandPolitics, CAWP), который осуществляет проект «Наблюдение за женским голосованием»(Women’sVoteWatch), еженедельный анализ настроения женского электората (женских голосов) в отношении кандидатов на президентский пост 2008 г.35, а также национальные и штатные опросы показывают гендерные разрывы. В табл. 7–8 приведены данные обнародованных 10 и 23 октября 2008 г. опросов, зафиксировавшие разрывы в 5‑13 процентных пунктов первом случае и в 6‑7 – во втором.
Таблица 7
Национальный опрос 10 октября 200836
Всего,%
За
Обаму,%
За МакКейна,%
Гендерный разрыв*
в процентных пунктах
Источник и датаопроса
За Обаму
за МакКейна
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
47
40
53
40
36
45
13 пунктов
Ipsos/McClatchey(2–6 окт. 2008)
49
43
51
46
41
46
5 пунктов
NBC/Wall Street Journal
(
4–5 окт. 2008)
49
43
53
45
39
47
8 пунктов
Gallup(29 сент. – 5 окт. 2008)
* В таблицепоказангендерный разрыв в голосах за лидирующего по этому опросу кандидата.
Таблица 8
Национальный опрос 23 октября 200837
Всего,
%
За Обаму, %
За МакКейна,%
Гендерный разрыв*
в процентных пунктах
 
Источникидатаопроса
Обама
МакКейн
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
52
38
55
49
35
42
6 pts.
Pew(16–19 окт. 2008)
52
42
56
49
38
45
7 pts.
NBC/Wall Street Journal
(17–20 окт. 2008)
54
43
57
50
41
46
7 pts.
ABC/Washington Post(18–21 окт. 2008)
51
42
54
47
39
46
7 pts.
Gallup
(13–19 окт. 2008)
* В таблицепоказангендерный разрыв в голосах за лидирующего по опросу кандидата.

Кроме того, опросы общественного мнения фиксируют, что за две недели до выборов президента США в ноябре 2008 г. многие избиратели не определились со своими предпочтениями. Женщины составляют большинство среди колеблющихся. Правда, эта тенденция была присуща и ряду предыдущих выборов президента, в этом президентские выборы 2008 г. не являются исключением. Опрос 16–19 октября 2008 г, осуществленный службой Pew, показал, что 8% опрошенных среди зарегистрированных избирателей еще не сделали своего выбора (среди них 6% не белых избирателей и 4% афроамериканцев). Для анализа гендерных различий в пределах этих групп числа слишком малы. Среди белых не сделали свой выбор относительно кандидата в президенты 10% женщин и 7% мужчин38.

Кандидаты стремятся заручиться голосами женщин. Так, МакКейн организовывал специальную встречу с женщинами-республиканками, на которой доказывал, что его политика в сфере национальной безопасности, экономики и здравоохранения соответствует интересам женского населения США39.
Позиции кандидатов в президенты
по вопросам, волнующим американок
Данные службы Gallup показывают, что при оценке позиций политиков американки обращают внимание на те же проблемы, что и мужчины, но реагируют на них значительно более активно и принципиально. Так, многие американцы выступают против войны в Ираке, однако большее число женщин однозначно выступает против отправки туда новых солдат.

Другие исследования показывают, что женщины обращают внимание на большее количество проблем, чем мужчины: если мужчины называют главными проблемами страны Ирак, ситуацию в экономике и коррупцию во власти, то женщины добавляют к этому списку здравоохранение и социальное страхование40. 63% американцев недовольны состоянием пенсионной системы и системой здравоохранения41.


В «День равенства женщин» 26 августа 2008 г. активистки женского движения поднимали особенно острые проблемы для женского населения США. Национальная женская организация (NationalOrganizationforWomen), одна из старейших и влиятельнейших женских неправительственных организаций в США, устами своего президента Ким А. Гэнди, призывала американок: «Мы должны быть сильными как никогда, чтобы просветить избирателей и мобилизовать их вокруг ключевых вопросов. Мы не только должны избрать президента, который поддерживает права женщин, нам необходимо еще больше сторонников – членов Конгресса для продвижения нашего дела».

В начале 2008 г. опрос компании Harris Interactive, проведенный в США и пяти странах Западной Европы, показал, что большинство опрошенных оценивают ситуацию в своих государствах со сдержанным пессимизмом. В США этих взглядов придерживаются 52% – достаточно высокий уровень «пессимизма» в обществе, в котором традиционно поклоняются оптимизму. Для сравнения: среди опрошенных в Италии 80% «пессимистов», во Франции – 67%, в Великобритании – 41%. Опрошенные разочарованы состоянием экономики (в меньшей степени на это жаловались англичане и американцы) и положением на рынке труда (лучше всего дело обстояло также в Великобритании и США)42.

Упомянутая выше Национальная женская организация (НЖО) выразила Бараку Обаме после того, как Хиллари Клинтон призвала своих сторонников и сторонниц отдать голоса ему. Ким Гэнди, президент НЖО, в своем заявлении от 16 сентября 2008 г. подчеркнула: «Женщины всех возрастов, рас и этнических групп собираются вместе для поддержки сенатора Обамы и его обязательств реализовать данные этой стране обещания равных возможностей для наших дочерей и сыновей. Комитет политических действий НЖО изучил позицию сенатора Обамы и его публичные заявления по проблемам, существенно влияющим на женщин страны»43.

Еще одна влиятельная неправительственная женская организация – Комитет политических действий женщин в бизнесе и профессии (Business and Professional Women Political Action Committee, BPW/PAC), – учрежденная в 1979 г. и способствующая формированию национальной повестки по проблемам работающих женщин, выступила в поддержку кандидата от Демократической партии. Организация призвала внимательно ознакомиться с платформами кандидатов в президенты для осознанного собственного выбора. В подготовленном ею документе излагается позиция претендентов с заявлениями и отчетом о том, как голосовали кандидаты по вопросам, напрямую касающимся жизни всех работающих женщин44.

Первое место среди этих вопросов занимает оплата труда. Женщины сталкиваются с неравной оплатой за равный труд; их средний заработок составляет 77% от среднего заработка мужчин. Неравенство двух полов в сфере труда – одно из главных направлений борьбы за гендерное равенство45.

Помимо этого, в США нет гарантированного медицинского пособия для родовспоможения, США занимают последние места в списке стран по общественной поддержке качественных учреждений для детей из работающих семей. Репродуктивные права женщин подвергаются нападкам (предпринимались попытки пересмотра решения Верховного Суда, которое легализовало аборты), а программы планирования семьи сокращаются. Право на безопасный, доступный и легальный аборт под угрозой как никогда ранее.
И, наконец, до сих пор женщины занимают менее пятой части депутатских мест в конгрессе США.
Сравнение программ
Сравнение позиций кандидатов в президенты от двух ведущих партий США касается нескольких блоков проблем:

экономическое равенство (включает вопросы равной оплаты труда, пенсионное обеспечение, малый бизнес, детские учреждения и т.д.);

здравоохранение (включает вопросы свободы репродуктивного выбора, исследование в сфере здравоохранения, контроль за рождаемостью, уход для пожилых);

гражданские права (включает вопросы насилия в отношении женщин, политику позитивных действий, положение женщин-ветеранок).

Экономическое равенство
. Сенатор Обама голосовал за Лили Ледбеттер в известном деле, давшем в 2007 г. новый импульс борьбе за равную оплату труда. Вкратце история Лили Ледбеттер такова. В 1979 г. она начала свой рабочий стаж на шинном заводе компании Goodyear Tire в Гэдсдене (Алабама), и 19 лет занимала должность руководителя (начальницы-супервайзера), которую обычно занимают мужчины. Она не знала, что имеет более низкую базовую зарплату по сравнению с зарплатой мужчин на той же должности. С годами разрыв в оплате возрастал, при этом размер зарплаты и ее повышение держались в тайне и у Ледбеттер не было точной информации. В шестидесятилетнем возрасте она решила уйти на пенсию и тогда же из анонимного письма узнала, что ее зарплата существенно меньше, чем у мужчин. Она обратилась с жалобой в Комиссию по равным возможностям при найме. Присяжные федерального жюри вынесли вердикт, по которому компания была обязана выплатить Ледбеттер 225 тыс. долларов в виде возврата недоплаченной за 19 лет зарплаты и 3 млн. долларов – в качестве «карательной компенсации».

Учитывая существующий «потолок» для такого рода компенсаций, судья снизил общую сумму выплат до 300 тыс. долларов. Однако апелляционный суд отменил решение нижестоящей инстанции, сославшись на то, что истица не подала иск в определенные законом сроки. 29 мая 2007 г. решение апелляционного суда поддержал и Верховный суд страны. Ледбеттер осталась в проигрыше.
Однако члены Верховного суда не были единодушны: судья Рут Бэйдер-Гинзбург в резком тоне выразила свое особое мнение, встав на сторону женщин, подвергающихся дискриминации в оплате труда. Она подчеркнула: «Различия в оплате труда часто удается заметить только с течением времени, так как они накапливаются постепенно. Более того, информацию о зарплате часто скрывают от работников. Наниматель может держать в тайне как различия в зарплате супервайзеров, так и обоснование таких различий. Эти различия, поначалу небольшие, могут показаться работнику недостаточными для того, чтобы обратиться в суд, особенно если работник, пытающийся добиться успеха в новой для него ситуации, старается ”не поднимать волну”».
Решение большинства членов Верховного суда защитить в этой ситуации интересы нанимателей привлекло внимание миллионов работающих женщин, убедившихся на собственном опыте, что так называемое «различие в зарплате по признаку пола» не является следствием их профессиональных характеристик.«Это следствие обстановки на рабочем месте, следствие постоянного предубеждения и стереотипизации», – утверждает Эвелин Мэрфи, президент организации «Женщины за равную оплату» (Women Are Getting Even (WAGE) Project).
Сенатор-республиканец Джон МакКейн устранился от голосования по закону о справедливой оплате Лили Ледбеттер (Lilly Ledbetter Fair Pay Act), но сказал репортерам, что голосовал бы против него46.

Сенатор-демократ Барак Обама обещал увеличить финансирование для Комиссии по равным возможностям при найме, бороться за увеличение минимальной зарплаты и ее индексация в соответствии с инфляцией. Это, с его точки зрения, может помочь «низко оплачиваемым работникам, которые в большинстве своем женщины». Обама выступает за удвоение финансирования на программу внешкольных учреждений, расширение охвата Закона о семейных и медицинских пособиях (Family and Medical Leave Act). Он декларировал: «Я потребую от работодателей обеспечить по крайней мере семидневный оплачиваемый отпуск в год и создать новый фонд, чтобы помочь штатам обеспечить оплачиваемые семейные/медицинские программы пособий… Мы можем помочь защитить от дискриминации тех, кто осуществляет уход и заботу, обеспечив низкооплачиваемые семьи налоговым кредитом для снижения их расходов на детские учреждения»47. 
Вопросы о семейном и медицинском пособии должны быть «предметом переговоров между менеджментом и трудом», – считает кандидат-республиканец МакКейн, который так же, как и демократ Обама, голосовал за Закон о семейных и медицинских пособиях (Family and Medical Leave Act), правда со значительными сокращениями48.

МакКейн известен как сторонник пенсионной реформы, предложенной президентом Дж. Бушем-мл. Он, в частности, заявил: «Я полностью за персональные сберегательные счета как часть реформы социального обеспечения. Я полагаю, что частные сберегательные счета являются частью реформы, предложенной президентом Дж. Бушем»49.

Демократ Обама критично относится к пенсионной реформе: «Я остановлю любые попытки приватизации социального обеспечения и буду работать в формате двухпартийности, чтобы сохранить его для будущих поколений. Моя автоматическая пенсионная программа на рабочем месте (Automatic Workplace Pension program) предложит работающим женщинам, покинувшим систему пенсионных накоплений, легкий, автоматический и продуктивный путь создания благополучия для ухода на пенсию. Работодатели, которые в настоящее время не предлагают пенсионных планов, будут обязаны включать автоматически своих работников в прямые депозитные счета». По оценкам Обамы, его план помощи малому бизнесу обеспечит «значительные налоговые облегчения для 8,7 млн. женщин – собственниц малого бизнеса». Кроме того, он заявил, что увеличит «доступ женщин к федеральным контрактным возможностям путем применения программы для женского бизнеса»50.

МакКейн не поддержал поправку, которая могла бы помочь развиваться малому бизнесу, организованному женщинами.

Здравоохранение. Вопрос об абортах в США давно приобрел политический и религиозный оттенок. Юридически американки имеют право на аборт в первые месяцы беременности. В 1973 г. решение Верховного Суда («дело Роу против Уайд») гласило, что «право на частную жизнь» (privacy) распространяется на право женщины делать свой выбор относительно «сохранения или прерывания беременности». Таким образом, Верховный Суд легализовал аборт. Однако на уровне некоторых штатов принимаются поправки, лимитирующие право выбора. В первой декаде третьего тысячелетия репродуктивное право женщины в США столкнулось с «исторической неопределенностью». Женщины, принявшие решение о прерывании беременности, вынуждены преодолевать больше трудностей, чем приходилось это делать поколению их матерей в 1973 г.

Джон МакКейн считает, что «конституционный баланс мог бы быть восстановлен путем пересмотра дела “Роу против Уайд” и возвращения вопроса об абортах на уровень индивидуальных штатов». Его соперник – демократ Обама позиционирует себя как сторонник права женщин на выбор и утверждает, что продолжит защищать это право, одобрив, как президент, Закон о свободе выбора (Freedom of Choice Act)» 51.

Оба кандидата поднимают вопрос об улучшении качества медицинских услуг. Джон МакКейн делает акцент на улучшение качества здравоохранения путем исследований и разработок новых моделей лечения, инвестиций в технологии и повышения информированности американцев «о качестве и стоимости лечения»52. При этом он голосовал против «поправки Бея» (Bayh Amendment), которая предусматривала налоговый кредит в 3 тыс. долл. для лечения пожилых, а также против новой программы домашнего и базирующегося в общинах длительного лечения. Однако он поддерживает специальное здравоохранение для женщин-ветеранов и жертв сексуального насилия.

Барак Обама выступает за значительное увеличение медико-биологических исследований и усиление внимания к заболеваниям, в большей степени поражающими женщин, таким как сердечно-сосудистые, рак молочной железы и яичников. Он обещает работать над реформой финансирования длительного лечения, над улучшением качества лечения пожилых американцев и ухода за ними путем улучшения подготовки медсестер и работников здравоохранения.

Обама предлагает поддержать «решение здравого смысла» об увеличении доступа к контролю над рождаемостью для предотвращения «нежелательной беременности». Вместе с демократкой Клэр МакКаскил (Claire McCaskill) он работал в Сенате над законопроектом, создающим условия контроля над рождаемостью для малообеспеченных и студенток колледжей. Он поддержал «поправку о нежелательной беременности» (Unintended Pregnancy Amendment), которая предусматривала выделение 100 млн. долл. на эту программу; «поправку о просвещении по подростковой беременности» (Teen Pregnancy Education Amendment) – об учреждении грантов на просвещение подростков относительно беременности и болезней, передающихся сексуальным путем; поддержал охват страховым покрытием расходов на противозачаточные средства.

Кандидат-республиканец сенатор МакКейн, напротив, проголосовав против всех выше перечисленных инициатив.

Гражданские права.
Позиция Б. Обамы выдержана в феминистском духе. В его активе «поправка о равенстве женщин» (Women’s Equality Amendment (S. J. Res. 10)); объединенная резолюция, предлагающая поправку к Конституции о равных правах женщин и мужчин; поддержка программ, нацеленных на предотвращение домашнего насилия, включая создание консультационных служб по домашнему насилию в урбанистических районах; финансирование в полном объеме закона о насилии в отношении женщин (ViolenceAgainstWomenAct); законодательство по борьбе с бездомностью среди ветеранов, со специальным акцентом на женщин, которые могли оказаться жертвами сексуального насилия. Барак Обама – сторонник ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women, CEDAW), которая подтверждает репродуктивные права женщин, поддерживает женские политические и экономические права и подчеркивает значение уничтожения насилия в отношении женщин.

Республиканец МакКейн не поддерживал прохождение «поправки о равных правах», но стал инициаторомзаконодательной меры о возобновлении защиты женщин-индейцев, которая дополняет Федеральный криминальный кодекс и нацелена на борьбу с домашним насилием в индейских общинах.
Оба кандидата считают себя сторонниками политики позитивных действий, однако республиканец МакКейн полагает, что ее нельзя «сводить только к квотам», а демократ Обама убежден, чтодля повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда необходимо наращивать усилия по увеличению женского представительства на работе, где женщины недопредставлены. Он также считает, что «налоговые доллары не должны усиливать дискриминацию при найме на работу: федеральные контракты должны идти компаниям, которые следуют закону»53.

Таким образом, позиция кандидата-демократа на пост президента США, во многом повторяющая программу сошедшей с дистанции Хиллари Р.Клинтон, объективно отражает интересы женского населения страны.

Однако американки не едины в своих политических, идеологических, экономических и других предпочтениях, они придерживаются различных моральных и идеологических норм. Телекомпания CNN опубликовала результаты исследования, отразившего зависимость политических пристрастий мужчин и женщин США от их семейного положения: 66% одиноких женщин и 62% одиноких мужчин симпатизируют демократам, в то время как 50% семейных женщин и 51% семейных мужчин – республиканцам. По данным журнала Congressional Quarterly, опросившего членов избирательных штабов Демократической и Республиканской партий, это объясняется тем, что семейные люди (особенно родители) обращают больше внимания на проблемы безопасности страны, а по традиции, у политиков-республиканцев имидж лучших защитников отечества54 от демократов Джона Керри, что, однако, не позволило ему победить Джорджа Буша, которого поддержало большинство мужчин. Следовательно, численность и активность даже значительного сегмента женщин не всегда залог безусловной победы кандидата, которого они поддерживают. Так, на президентских выборах 2004 г. женщины в большинстве своем проголосовали за кандидата
Попытка Хиллари Р. Клинтон занять высший пост в США закончилась неудачей, однако то, что 18 млн. женщин и мужчин по всей стране отдали за нее свои голоса во время первичных выборов, является исторически значимым событием. Ее кампания стала «контрольным» испытанием на «сексизм» американского общества. И тот факт, что она вплотную приблизилась к партийной номинации на пост президента страны, говорит в пользу высокой планки антисексистских настроений даже относительно политической карьеры женщин 55. Номинация республиканской партии кандидатки на пост вице-президента малоизвестного политика-женщины Сары Пейлин – это, в определенной степени, победа Х. Клинтон и ее электората.
В тех странах, где женщины представлены значительным количеством на уровнях принятия решений, уровень и качество жизни выше, чем в странах, где женщина до сих пор «хранит домашний очаг». Парадокс заключается в том, что там, где женщины должны только «хранить очаг», у них нет реальных возможностей реализации даже существующих прав. В США и политический истеблишмент, и сами женщины осознают, что женщины нужны во власти, а власть нужна женщинам. «Влияние женского населения на политику и властные структуры осуществляется … через электорат, непосредственное участие женщин во властных структурах и партийных институтах и через механизм “продвижения” или защиты интересов женского населения (“общественный лоббизм”)» 56.
В США стремятся использовать внутренние резервы для развития общества и создают возможности для раскрытия потенциала женского населения страны, усматривая в этом источник собственного прогресса.


1 Статья подготовлена на основании исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 07-03-02050а «Социально-экономический и общественно-политический статус женщин в России и США: сравнительный гендерный анализ».

2
Стефани Хо.Женщины-лидеры на мировой арене // Голос Америки. 07.01.2008;http://www.voanews.com/russian/2008-01-07-voa4.cfm.

3
Ibid.

4
http://www.ipu.org/wmn-e/world.htm.


5
http://www.washprofile.org/?q=ru/node/5819.

6
http://www.washprofile.org/ru/node/7492.

7
http://www.washprofile.org/ru/node/7957.

8
Кохрейн К. Лучшие из лучших // Gardian. 25.12.2006; http://www.inopressa.ru/print/ guardian/2006/12/20/14:01:11/best.

9
http://www.washprofile.org/ru/node/5823.

10
http://www.cawp.rutgers.edu/Facts3.html.

11
Кроме того, три женщины являются членами Палаты представителей, имея лишь совещательный голос: представляют Федеральный Округ Колумбия (Вашингтон, столицу США), а также Гуам и Вирджинские острова, которые не имеют законодательных прав в Конгрессе.

12
http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm.

13
Согласно Конституции США, Джордж Буш не имел права баллотироваться на третий срок, а Дик Чейни заявил о завершении своей политической карьеры. В истории США такая ситуация уже была в 1952 г. (см.: WashingtonProFile. 31.03.2007. 30 (770); http://www.washprofile.org/ru/node/6138).

14
Впервые в истории США назвал своим вице-президентом женщину, Джеральдин Ферраро (GeraldineFerraro), демократ Уолтер Мондейл (WalterMondale) в 1984 г.

15
Washington ProFile. 10.02.2008. 11(862);http://www.washprofile.org/?q=ru/node/7398.
16 Maisel, L. Sandy. The Parties Respond: Changes in American Parties and Campaigns, 4th Edition. Cambridge, MA: Westview Press, 2002; Maisel, L. Sandy. American Political Parties and Elections: A Very Short Introduction.Oxford University Press, USA, 2007. и др.

17
Washington ProFile.10.02.2008. 11 (862);http://www.washprofile.org/?q=ru/node/7398.

18
Заметим, что еще в 1872 г. впервые в истории США вступила в борьбу за президентский пост Виктория Вудхилл (VictoriaWoodhull), кандидат Партии равных прав(EqualRightsParty). Хотя Вудхилл набрала незначительное число голосов, ее примеру последовали другие. В большинстве случаев это были женщины-кандидаты, которых выдвигали мелкие партии, изначально имевшие мало шансов на успех. Среди них были Социалистическая рабочая партия (Socialist Worker's Party), Народная партия (People's Party), Партия рабочих мира (Workers World Party), Партия мира и свободы (Peace and Freedom Party), Гражданская партия (Citizen's Party) и Коммунистическая партия (Communist Party). Только в 1964 г. близкой к победе на партийных выборах оказалась республиканка-сенатор Маргарет Смит (Margaret Chase Smith), а в 1972 г. – демократка, первая чернокожая, избранная в Палату представителей, Ширли Анита Сент-Хилл Чисхольм (Shirley Anita St. Hill Chisholm) (см.: WashingtonProFile.01.02.2007. 09 (749);http://www.washprofile.org/ru/node/5822).

19
Стефани Хо.Женщины-лидеры на мировой арене // Голос Америки.07.01.2008;http://www.voanews.com/russian/2008-01-07-voa4.cfm.

20
Тамже.

21
Еще в 1919 г. одно из самых ранних исследований поведения электората показало, что женщины в штате Иллинойс в два раза чаще поддерживали «сухой закон», чем мужчины. Это был первый зафиксированный «гендерный разрыв».

22
Washington ProFile. 01.02.2007. 09 (749);http://www.washprofile.org/ru/node/5822.

23
Ibid.

24
www.cawp.rutgers.edu/WomensVoteWatch/ (10.10.2008).

25
http://www.cawp.rutgers.edu/fast_facts/voters/documents/genderdiff.pdf.

26
http://www.cawp.rutgers.edu/fast_facts/voters/gender_gap.php.

27
Ibid.

28
Ibid

29
Ibid

30
http://www.cawp.rutgers.edu/fast_facts/voters/documents/GGPrtyID.pdf.

31
Washington ProFile. 01.02.2007. 09 (749);http://www.washprofile.org/ru/node/5822.

32
Ibid.

33
http://www.cawp.rutgers.edu/fast_facts/voters/gender_gap.php.

34
Ibid.

35
http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_10-23-08_womensvote.pdf.

36
www.cawp.rutgers.edu/WomensVoteWatch/ (10.10.2008).

37
http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_10-23-08_womensvote.pdf.

38
http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_10-23-08_womensvote.pdf.

39
http://www.inthesetimes.com/article/3799/mcsexist/.

40
Washington ProFile. 01.02.2007. 09 (749);http://www.washprofile.org/ru/node/5822.

41
Washington ProFile. 15.02.2008. 11 (862); http://www.washprofile.org/ru/node/7389.

42
Ibid.

43
http://www.now.org/press/09-08/09-16.html.

44
http://www.bpwusa.org/files/public/2008PresCandidateComparisonarticleEXPANDED.doc.

45
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=111271.

46
http://www.bpwusa.org/files/public/2008PresCandidateComparisonarticleEXPANDED.doc.

47
Ibid.

48
Ibid.

49
Wall Street Journal. 03.03.2008.

50
http://www.bpwusa.org/files/public/2008PresCandidateComparisonarticleEXPANDED.doc.

51
Ibid.

52
www.yourcandidatesyourhealth.org.

53
http://www.bpwusa.org/files/public/2008PresCandidateComparisonarticleEXPANDED.doc.

54
Washington ProFile. 01.02.2007. 09 (749); http://www.washprofile.org/ru/node/5822.

55
http://www.now.org/press/08-08/08-14.html.

56
Шведова Н.А. Гендерный фактор в политической жизни // Политическая система США. Актуальные измерения. – М.: Наука, 2000. С. 88.


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.