АннотацияСтатья посвящена роли США в международной передаче технологий. Показаны основные каналы передачи технологий, ее объем, структура, география и политика государства в области регулирования этого процесса.
Ключевые слова: НИОКР США; международная передача технологии; патенты; лицензии; секреты производства; администрация Барака Обамы.
Annotation. The article is devoted to analysis of the U.S. role in international transfer of technology. Main channels of the transfer of the technology, its volume, structure, geography and the regulation policy of the state are shown.
Keywords: U.S. Research and Development; international transfer of technology; patents; licenses; know-how; Barack Obama’s administration.
В настоящее время влияние прогресса науки и техники на социальное и экономическое развитие мирового хозяйства достигло принципиально нового уровня. В первую очередь это проявляется в глобализации мирохозяйственных связей, в возрастании степени интернационализации мировой экономики. Этот процесс обусловлен наступлением нового этапа НТР, непосредственно связанного с технологическим прорывом во многих областях, в особенности в области компьютеризации. Возрастает значение современных производственных технологий, которые во многом определяют экономическое положение той или иной страны. Международный технологический обмен постоянно возрастает в количественном и качественном выражении, охватывая многие развитые государства и новые индустриальные страны.
К началу ХХI в. США сохранили за собой статус экономической сверхдержавы, укрепив его в последние десятилетия путем динамичного развития «новой экономики», основанной на масштабном использовании информационных и других передовых технологий; упрочили свои позиции лидера в сфере инноваций и привлечения прямых иностранных инвестиций, неоднократно занимая ведущие позиции в рейтинге конкурентоспособности мировых держав.
Важную роль в достижении сегодняшнего уровня социально-экономического развития страны сыграла внешняя торговля лицензиями и патентами, товарными знаками и нелицензионными «ноу-хау». Посредством технологического обмена США удается повышать технологический уровень тех или иных отраслей народного хозяйства, решать задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширять возможности экспорта и сокращать объёмы импорта, развивать и укреплять торгово-экономические связи с различными государствами на основе специализации и кооперации при производстве различных видов наукоёмкой продукции.
Обострение международной конкуренции, которая сегодня перешла в плоскость противостояния на основе глубоких технологических знаний, творческого подхода, идей и интеллекта, вынуждает администрацию США пересматривать свою политику в области передачи технологий, разрабатывая новые программы и законопроекты, внося изменения в бюджет, меняя тактику и стратегические устремления.
Объём и динамика научно-технического обмена США определяется прежде всего уровнем их научно-технического потенциала, который является крупнейшим в мире. Расходы США на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в 2013 г. увеличились и достигли астрономической цифры – 423,7 млрд. долл.[1]
Выделенные ассигнования значительно превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран. Так, на США приходится более 40% расходов всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[2] и 28,3% мировых расходов на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки[3].
Сохранение мирового лидерства США по объему инвестирования в НИОКР, тем не менее, сопровождается усилением научно-технологической мощи конкурентов, в первую очередь Китая, Японии, Республики Корея, а также ряда других стран (см. табл. 1). Наиболее резкий скачок финансового обеспечения НИОКР и укрепления позиций в сфере высоких технологий отмечен в Китае, занявшем уже в 2009 г. второе место в мире по объёму финансирования НИОКР и первое – по объёму экспорта высокотехнологичной продукции.
Страны |
Всего, |
Доля в ВВП, |
Ассигнования в расчете |
США Китай Япония Германия Республика Корея Франция Великобритания Индия Канада Россия |
405,3 – 144,1 69,5 44,8 42,2 38,4 36,1 24,3 23,1 |
2,77 1,4 3,3 2,3 3,0 1,9 1,7 0,9 1,8 1,0 |
1221 77 1157 874 – 680 640 21 – 168 |
Источники:
White House Office of Science and Technology Policy. February 13, 2013 (www.ostp.gov);
2013 Global R and D Funding Forekast. R and D Magazine, 2013, p. 5;
Вектор: Оценки, прогнозы, приоритеты. 2010. Февраль. №7. С. 32.
Лидируя по абсолютным показателям, США в тоже время уступают по доле совокупных расходов на НИОКР в ВВП (2,77% в 2011 г.) таким странам, как Израиль (4,38%), Финляндия (3,78%), Швеция (3,37%), Дания (3,09%) и Германия (2,84%). Тенденция к утрате США ведущих позиций по совокупным расходам на НИОКР относительно ВВП наблюдается с конца ХХ в. Если в 1996 г. США по этому показателю занимали пятое место, то в 2011 г. – уже шестое[4]. Однако абсолютные масштабы этих ассигнований, их концентрация на ключевых направлениях НТП позволяют США прочно удерживать лидирующие позиции в мире.
Исходя из важного значения роли науки и технологий в социально-экономическом развитии в ХХI в. и учитывая наметившееся отставание от других государств по наукоёмкости ВВП, президент США Барак Обама, выступая в Национальной академии наук 27 апреля 2009 г., подписал Американскую инновационную стратегию, где ставится задача восстановить лидерство Америки в фундаментальных исследованиях и разработках и повысить уровень общенациональных расходов на НИОКР до 3% ВВП.
Наряду с крупными ассигнованиями, выделяемыми на НИОКР, США лидируют и по численности научных исследователей. В 2011 г. их численность в пересчете на полный рабочий день составила 1,5 млн. чел. Однако в действительности число исследователей значительно больше, так как статистика США с 1985 г. не включает в их состав ученых, занятых в военных НИОКР. Необходимо также отметить, что 80% научных исследователей США работают на фирмах и в различных частных организациях[5].
США занимают довольно прочные позиции и по такому показателю, характеризующему их научный потенциал, как количество научных исследователей на 1000 человек, занятых в экономике, – 9,6 чел. По этому показателю США уступали в 2010 г. таким странам, как Финляндия (17), Дания (12,6), Республика Корея (11,1), Швеция (10,9) и Япония (10,4). В то же время США превышали этот показатель по странам ОЭСР (7,6), ЕС (7,0) и России (6,3)[6].
Бесспорно, что исследователи являются основными участниками и исполнителями научных исследований и разработок. В среднем в странах ОЭСР на зарплату научных исследователей приходится половина всех средств, выделяемых на НИОКР. Таким образом, зарплата американских ученых довольно высока и соответствует престижному статусу науки в стране.
В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает США ведущую роль в мировой науке, состоящей из фундаментальных и прикладных исследований.
Фундаментальные исследования, как часть НИОКР, примерно на две трети сосредоточены в высших учебных заведениях и государственных лабораториях.
Особую роль среди вузов США играют 235 крупнейших исследовательских университетов, которые готовят научные кадры и осуществляют 80% всех исследований и разработок в системе высшего образования страны. В свою очередь, среди них выделяются 10 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Станфордский, Гарвардский, Нью-Йоркский, Колумбийский университеты и др.)[7].
В отличие от фундаментальных, прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в промышленности, и прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами для создания новых продуктов, повышения производительности труда и экспансии на новые рынки. О масштабности этих исследований свидетельствует тот факт, что среди 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР доля США составляет 38%, в то время как ЕС – 26% и Японии – 22%[8].
НИОКР в США финансируется из нескольких источников. Доля расходов на НИОКР федерального бюджета составляет порядка 30%, бизнеса – более 60%, университетов и некоммерческих организаций – менее 10%.
Как видно, основной источник финансирования научных исследований и разработок – средства частного бизнеса США. Увеличение (с некоторыми колебаниями в отдельные годы) доли частных источников в финансировании НИОКР наблюдается с 70‑х гг. прошлого столетия, когда преобладало государственное финансирование (около 60%). К началу XXI в. этот показатель снизился до 28%, а доля частного бизнеса возросла, составив 2,02% ВВП. Это выше среднего показателя по странам ОЭСР (1,62%), но меньше чем в Финляндии, Швеции, Японии и Республике Корея[9].
Несмотря на то, что вклад американского бизнеса в общее финансирование НИОКР является крупнейшим, федеральные власти США несут главную ответственность за обеспечение фундаментальных исследований в стране и выработку государственной стратегии и политики в научной сфере. Средства частного сектора составляют всего 4% расходов на фундаментальную науку в США. За счет федерального бюджета в конце первого десятилетия XXI в. финансировалось 59% всех фундаментальных исследований. Даже в кризисный период 2007–2009 гг. государственные расходы на НИОКР в США возросли с 0,99% до 1,18% ВВП. К концу первого десятилетия ХХI в. США возглавляли пятерку стран с государственными расходами на НИОКР относительно ВВП, превышающими 1% (США – 1,8%, Финляндия – 1,10%, Исландия – 1,06%, Португалия и Республика Корея – 1,02%), при среднем по странам ОЭСР показателе 0,75%[10].
Другим направлением государственных ассигнований являются военные НИОКР. Однако динамика их роста в течение первого десятилетия ХХI в. была крайне неравномерна. Если в 2001–2008 гг. финансирование оборонных исследований и разработок увеличивалось опережающими по отношению к совокупным затратам на НИОКР темпами, то в период 2009–2013 гг. их доля в общем объеме финансирования из федерального бюджета снизилась с 55,5% до 50,8%. А в абсолютном выражении расходы на оборонные исследования и разработки сократились до уровня, не достигающего 2006 г., то есть до 78 млрд. долл. Такая тенденция объясняется стремлением президента Барака Обамы улучшить социально-экономическое положение в стране за счет увеличения государственных расходов больше на гражданские цели, нежели на военные. Так, в частности, бюджетный запрос администрации Обамы в 2010 г. предусматривал увеличение бюджета на гражданскую науку на 6,4% при сокращении расходов на НИКОР Министерства обороны. Такая же политика администрации США проводилась и в 2012‑2013 гг.
Следует, однако, учитывать тот факт, что ассигнования на военные НИОКР оказывают двойственный характер на развитие экономики страны. С одной стороны, милитаризация наносит ущерб НТП и социально-экономическому развитию США, так как отвлекается огромная сумма, которая могла бы быть с большей отдачей использована для решения гражданских экономических и научно-технических проблем. С другой стороны, на базе военных исследований создается новейшая продукция военного назначения, часть которой нередко используется в мирных целях.
В целях повышения эффективности военных НИОКР в условиях сокращения бюджетных ассигнований на эти цели США активно прибегают к практике более широкого использования в военных отраслях инновационных идей и технологий из гражданских отраслей, к производству в ОПК продукции двойного назначения или высокотехнологичной гражданской продукции, ко включению в военное производство компаний частного сектора, к расширению международной кооперации американского ОПК.
Государственное финансирование НИОКР направлено не только на развитие научно-исследовательских учреждений и стимулирование состязательности научных разработок, но и на проведение научных исследований и разработок частным бизнесом, а также на развитие связей научно-исследовательских университетов и лабораторий с промышленностью для передачи технологий и их последующей коммерциализации.
Софинансирование коммерческих технологий за счет бюджетных средств и средств частного сектора было закреплено на законодательном уровне еще в 1986 г. в Законе о трансфере федеральных технологий (Federal Technsfer Act of 1986), который открыл частному сектору доступ к ресурсам национальных федеральных лабораторий в рамках договоров о совместных научных исследованиях и разработках, и в Законе о национальном трансфере технологий и достижений 1995 г. (National Technology Transfer and Advancement Acf of 1995), в котором были прописаны механизмы поддержки федеральным правительством частного сектора через федеральные лаборатории, которых в конце 2012 г. в США насчитывалось порядка 300[11].
Проведение научных исследований и разработок частным бизнесом стимулируется посредством льгот, специальных программ и грантов на проведение исследований в передовых отраслях науки, в том числе в сфере телекоммуникаций, биомедицины, нанотехнологий и возобновляемой энергетики. Для связи науки с промышленностью, трансфера технологий и развития инновационных производств при поддержке администрации создаются и развиваются инновационные бизнес-инкубаторы, научно-производственные кластеры (Кремниевая долина в Калифорнии) и технопарки, например Университетский городской научный центр в Филадельфии, штат Пенсильвания. В связи с многочисленностью ведущих исследований большое внимание уделяется правовому аспекту – защите прав интеллектуальной собственности, а также подготовке кадров через инвестиции в человеческие ресурсы со школьного возраста до получения высшего образования. В 2012 г. в ежегодном экономическом докладе президента Б. Обамы была поставлена цель вернуть США к 2020 г. первенство по доле граждан 25–34 лет, имеющих высшее образование.
Дальнейшее расширение и углубление международного разделения труда неизбежно ведут к развитию научно-технического сотрудничества, так как в условиях НТР отдельные фирмы все больше специализируются в определенных отраслях науки и техники. Научно-технический прогресс, создав невиданные ранее материально-технические возможности для развития производства, дал ТНК (транснациональным компаниям) мощный дополнительный импульс к преодолению ограничительных рамок национальных рынков. В связи с этим объективно необходимым стало развитие международного обмена результатами научно-технических разработок, который превратился в специфическую область международных экономических отношений.
В современных условиях обмен научно-техническими знаниями представляет собой объективную необходимость, позволяя широко внедрять в производство новейшие достижения мировой научно-технической мысли[12].
В настоящее время в мире действует целая система способов передачи технологий, однако основным инструментом, позволяющим различным по уровню развития странам приобщиться к мировому научно-техническому опыту, являются ТНК. Американские ТНК, располагающие многими результатами научно-технических исследований, занимают лидирующие позиции в международной обмене технологиями, который осуществляется главным образом по двум каналам – внутрифирменному и межфирменному.
Внутрифирменный метод заключается в передаче головными компаниями своим зарубежным филиалам технологий на некоммерческих условиях, то есть бесплатно. Это ставит дочерние компании на рынках стран пребывания в преимущественное положение, способствует повышению конкурентоспособности их продукции.
Предоставление лицензий, технических знаний и опыта дочерним компаниям за границей позволяет сравнительно быстро наладить производство новых товаров на принадлежащих им предприятиях и сбывать их на рынках как стран их базирования, так и сопредельных стран. Таким образом, ТНК получают возможность не только сократить до минимума сроки освоения изобретения, но и обойти таможенные барьеры и валютные ограничения других стран. Этот канал передачи технологий в основном действует между США и развитыми государствами, где сосредоточено более двух третьей прямых инвестиций США, накопленных за рубежом.
На долю внутрифирменной передачи технологий приходится около 80% всех поступлений США от передачи технологий родственным компаниям. Масштабы и темпы развития внутрифирменной передачи на современном этапе дают основание считать, что она является главным каналом передачи американской технологии иностранным государствам.
Другой канал передачи технологии – межфирменный, когда корпорации США продают патенты или лицензии компаниям из других стран, располагающих финансовыми возможностями. В основном, в мире происходит торговля лицензиями, в то время как торговля патентами в американской практике незначительна, так как приобретение только патента не может обеспечить эффективного использования заложенных в нем научно-технических знаний. Это привело к тому, что международная торговля патентами в современных условиях уступила место торговле лицензиями.
Первое место по обороту в сфере торговли лицензиями сохраняют США (28% мирового объёма), хотя доля этой страны сократилась с 1960 г. (38,6%). Ведущая роль США в экспорте лицензий определяется огромным научно-техническим потенциалом, включая крупнейшие расходы на НИОКР; эффективным регулированием норм использования изобретений, созданных с привлечением государственных средств или в рамках госзаказов, занимающих значительный объём в расходах на исследования и разработки; усиливающейся конкурентной борьбой на мировом рынке, где США сохраняют прочные позиции. Кроме того, продажа лицензий представляет собой единственную возможность для проникновения ТНК на рынки иностранных государств в тех случаях, когда их законодательство запрещает создание филиалов иностранных, в том числе американских, филиалов под их полным контролем. Из-за неустойчивости политической обстановки в ряде развивающихся стран и опасности национализации продажа лицензий этим странам более желательна, чем экспорт прямых инвестиций.
Характерная черта современной торговли научно-техническими знаниями состоит в том, что передача и использование прав на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и иные объекты, как правило, сочетаются с предоставлением «ноу-хау» (секретов производства), передачей технической документации, оказанием технической помощи, использованием усовершенствований. Происходит снижение роли чисто патентных лицензий в современном научно-техническом обмене и возрастание количества соглашений о передаче «ноу-хау», составляющего, по некоторым подсчетам, около 65% всех соглашений о передаче технологий.
Другой важной чертой международной торговли лицензиями становится активное участие в этой торговле мелких и средних фирм, в особенности венчурных компаний. Заинтересованность этих компаний в международном технологическом обмене обусловлена следующими факторами: недостаточной финансовой и экономической мощью; необходимостью приближения срока получения отдачи от успешно проведенных НИОКР; наличием сильных соперников; повышенным риском, связанным с экспортом новой продукции; продажей лицензий как наименее рискованным методом торговли технологическими знаниями. Наконец, необходимо отметить усиление противоречий в сфере технологического обмена, что ведет к обострению конкурентной борьбы между ТНК США и других стран на мировых рынках технологий.
Географическое распределение торговли США лицензиями показывает, что она в ещё большей степени, чем торговля товарами, концентрируется в развитых странах, а лицензионные сделки в подавляющей части концентрируются в новых и новейших отраслях промышленности – химической и нефтехимической, в электронике и электротехнике, атомной промышленности, транспортном машиностроении, а также в производстве вооружений.
О расширяющихся масштабах продажи новых технологий зарубежным компаниям американскими ТНК свидетельствуют следующие данные. За последние 14 лет (1998‑2011 гг.) поступления корпорациям США за проданные лицензии возросли в 3,3 раза и в 2011 г. достигли 73 млрд. долл.[13]. Доходы от экспорта современных технологий используются США для выправления дефицита платежного баланса страны, а также для проведения НИОКР по передовым направлениям научно-технического прогресса, что способствует повышению конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Широкое распространение в американской практике получил обмен лицензиями в различных его проявлениях, который следует рассматривать как более глубокую форму экономического сотрудничества, чем обычная передача технологий на лицензионной основе.
Франчайзинг. В последние несколько десятилетий франчайзинг становится все более распространенной формой передачи технологий в международном технологическом обмене американских корпораций. Суть франчайзинга заключается в том, что американская компания разрешает иностранному контрагенту использовать свое широко известное фирменное наименование при условии, что покупатель будет под этим наименованием сбывать свою продукцию, получая за это от американского партнера техническую, коммерческую, консультационную и иную помощь.
История франчайзинга восходит к концу XIX в. и связана с США, где около трети розничной торговли представляет собой франчайзинг. В настоящее время американские ТНК широко используют эту форму отношений, действуя в ресторанном бизнесе, туризме, при продаже автомобилей, при организации бензоколонок, при разливе безалкогольной продукции и т.д. Широко известны международные франчайзинговые сети «Макдональдс», «Холидей иннз», «Хилтон», «Ив Роше», «Баскин Роббинс», «Сирс Робэк», «Вендиз» и др.
Расширение международного франчайзинга отражает в определенной мере тенденцию к развитию неинвестиционных форм деятельности американских ТНК. Путем продажи франшиз (разрешений иностранной фирме на создание предприятия и торговлю продукцией), корпорации США получают возможность выходить непосредственно на потребителя, увеличивая число реализационных точек, улучшать организацию предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Инжиниринг. Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг, который охватывает широкую совокупность видов инженерно-технической деятельности, направленной на повышение эффективности американских зарубежных инвестиций и минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при проектировании, монтаже и вводе объекта в эксплуатацию.
В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги прежде всего по подготовке нового объекта производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. Предоставление инженерно-консультационных услуг, как правило, сопровождается оказанием технического содействия, в частности передачей технологий, включая лицензии. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатации инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием.
Будучи тесно связанными с национальными машиностроительными и другими компаниями, инжиниринговые фирмы США активно содействуют экспорту американской машинотехнической продукции, сбыту результатов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, экспорту сопутствующих лицензий и «ноу-хау», что способствует максимальной реализации технологических достижений во внешнеэкономической сфере США, обеспечивая дополнительные валютные поступления.
Успех инжиниринговых фирм определяет объём и качество услуг, техническое и коммерческое предвидение, научно-технический потенциал фирмы, умение быстро задействовать указанные факторы в интересах заказчика. Масштабы зарубежной деятельности американских инжиниринговых компаний быстро расширяются. По данным Бюро экономического анализа, экспорт США инжиниринговых услуг за 2007–2011 гг. увеличился в 1,6 раза и в 2011 г. составил 6,1 млрд. долл.[14]. По этому показателю США в 2011 г. имели активное сальдо торгового баланса в размере 2,8 млрд. долл.
Лизинг. Стремление к расширению своей внешнеэкономической деятельности толкает американские ТНК к применению новых организационных методов в продвижении наукоёмких товаров и технологий, среди которых важное место принадлежит долгосрочной аренде машин и оборудования – лизингу. Суть лизинга состоит в предоставлении американской фирмой (лизингодателем) другой стороне (лизингополучателю) товара в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. В отличие от договора купли-продажи, при котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, лизинг сохраняет за лизингодателем право собственности на сданное в наем оборудование, предоставляя лизингополучателю лишь право на его временное использование.
Основные преимущества лизинга – обеспечение финансирования сделки и более низкие процентные ставки по сравнению со ставками при обычном финансировании проекта. Лизингополучатель благодаря лизингу использует дорогостоящую технику без значительных первоначальных затрат на капитальные вложения. Лизингодатель, в свою очередь, расширяет рынок сбыта, дифференцируя риски потерь в связи с неплатежеспособностью заказчиков
Быстрому развитию международных лизинговых операций способствовали также такие факторы, как усиление трудностей в получении кредитов во многих странах; рост налогов на производственные инвестиции; нежелание иностранных компаний приобретать сложное и дорогостоящее оборудование, моральное старение которого в связи с научно-техническим прогрессом происходит очень быстро; удорожание технического обслуживания приобретаемого в кредит оборудования и временная потребность в отдельных его видах.
ТНК США, располагая крупными техническими и производственными возможностями, быстро расширяют лизинговые операции за рубежом, которые возросли с 5,8 млрд. долл. в 2007 г. до 7,1 млрд. долл. в 2011 г.
Основными странами – получателями лизинговых товаров из США являются развитые государства (около 70%). В 2011 г. на пять стран (Францию, Канаду, Великобританию, Германию и Норвегию) пришлось более 2 млрд. долл., или порядка 30% всех лизинговых услуг, предоставленных США развитым странам. Среди развивающихся стран преобладают новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Международными лизинговыми операциями занимается значительное число американских фирм, различных по характеру, сфере деятельности, правовому положению и формам собственности. Общее число американских фирм, предоставляющих лизинговые услуги, достигло в конце первого десятилетия ХХI в. приблизительно 1,5 тыс.
Кооперация. Договоры о научно-технической и производственной кооперации характеризуются более глубоким сотрудничеством по сравнению с лицензионными соглашениями. Кооперация с организациями и фирмами зарубежных стран в области проведения НИОКР, а также в различных формах производственной кооперации активно способствует ускорению создания новых технологий и их практическому освоению.
Одной из наиболее распространённых форм сотрудничества между США и их партнёрами является совместное проведение фундаментальных и прикладных исследований. При этом технологии могут передаваться путем обмена информацией об относящихся к теме работы научно-технических достижениях (изобретениях, ноу-хау и др.), а также через предоставление возможностей их использования, например путем перекрестного лицензирования.
При производственной кооперации, наряду с упомянутыми формами передачи технологий, может осуществляться передача изобретений и других технических усовершенствований, созданных в период действия договора, а также технической документации, командирование специалистов, обучение персонала, оказание технической помощи в других формах, включая поставки специального научного оборудования[15].
Нередко американские ТНК в зарубежной деятельности прибегают к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран, в особенности стран «большой семерки».
В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК являются долгосрочными и охватывают различные стадии всего производственного процесса – от научных разработок до совместного производства и сбыта. При этом главные выгоды американских компаний от слияния в промышленности связаны с экономией на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительная экономия получается от сокращения административных расходов на содержание большого управленческого персонала.
Как показывает практика, условия конкретных кооперационных соглашений и контрактов о передаче технологий характеризуются большим разнообразием связей сторон и обычно носят длительный и устойчивый характер.
Одно из важных направлений экономической политики в США – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена. Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями, контролируют их условия и соответствие экономическим и политическим интересам, а также научно-техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и определены организации и ведомства, где можно получить разрешение на ту или иную сделку. В США подобными ведомствами являются Бюро внешней торговли Министерства торговли и Государственный департамент.
Права на интеллектуальную собственность (обладание ими, передача и использование) являются основным объектом регулирования на рынках технологий США. Эти рынки регулируются в основном административными и судебными методами, а не экономическими инструментами (налогами, таможенными пошлинами, процентной ставкой, валютным курсом и т.д.). Хотя и здесь у государства имеются экономические рычаги: стоимость регистрации лицензионных договоров, товарных знаков, патентные пошлины, стоимость подачи патентных заявок, научные гранты и т.д. Они, однако, незначительно влияют на объемы и структуру рынков. Тем не менее, под влиянием интенсификации ввоза и вывоза новейших технологических разработок и достижений и в целях ослабления растущей конкуренции на мировом рынке США прибегают и к этим методам государственного регулирования технологического обмена.
Следует учитывать и тот факт, что законодательное регулирование этой сферы экономической деятельности является частью общих усилий администрации США по интенсификации НИОКР и рассматривается прежде всего как средство их окупаемости. Например, принятый еще в 1984 г. закон о тарифах и торговле, в соответствии с которым нарушение авторского права, в частности в производстве микросхем, должно преследоваться по статье 337 упомянутого закона, дал возможность корпорации IBM получить значительную компенсацию от производителей микросхем Тайваня и Сингапура, экспортировавших свою продукцию в США. Усиление охраны прав интеллектуальной собственности американских корпораций – важное направление современной политики по регулированию технологического обмена.
Основу законодательных норм в рассматриваемой сфере положил закон о технологических нововведениях 1980 г. (с последующими изменениями в 1986 г.), названный по имени его инициаторов Законом Стивенсона-Вайдлера. Несмотря на то, что он лишь косвенно регулирует участие американских корпораций в международном технологическом обмене, в нем закрепляется принцип взаимности и симметричности допуска иностранных компаний к разработкам федеральных лабораторий США и к результатам исследований, в финансировании которых участвует государство. Что особенно важно, указанный принцип может истолковываться не просто как требование формального разрешения американским корпорациям знакомиться с научно-техническими достижениями той или иной страны, но и как равенство реального обмена в рамках того или иного сотрудничества. В соответствии с Законом Стивенсона-Вайдлера Министерство торговли США вправе влиять на передачу за рубеж американской технологии, разработанной в федеральных лабораториях в зависимости от конкурентных позиций США на мировом рынке, объемов промышленного производства, производительности и занятости в американской экономике[16].
Политика федеральных властей по регулированию передачи американской технологии за рубеж в большой мере отвечает принципам, заложенным в указах президента от 1982 и 1987 гг. В указе от 1982 г. предписывалось создание защитных мер, предотвращающих утечку результатов фундаментальных исследований, что может нанести реальный ущерб национальной безопасности страны. Кроме того, этот указ ужесточил условия секретности результатов НИОКР, выполненных в американском частном секторе.
Указ от 1987 г. более конкретен и предусматривает соблюдение федеральными ведомствами следующих правил: заключение ими лицензионных договоров о совместном проведении НИОКР с зарубежными физическими лицами, компаниями или исследовательскими подразделениями должно согласовываться с Министерством торговли США и отвечать принципу взаимности и симметричности допуска. Распоряжением президента предусматривается создание силами Министерства торговли и Госдепартамента механизма сбора и распределения зарубежной научно-технической информации среди федеральных лабораторий, исследовательских институтов и частных фирм на коммерческой основе.
Институционально-правовая база американской политики технологического обмена с зарубежными странами в значительной степени ориентирована на сложившиеся в странах Запада механизмы привлечения и распространения иностранной технологии, в частности на создание структур, аналогичных японскому Министерству внешней торговли и промышленности и европейских институтов типа Комиссии европейских сообществ (КЕС), обеспечивающих высокую степень взаимодействия всех участников процесса привлечения, распространения и внедрения технологий. Централизация усилий, как одна из существенных черт деятельности этих институтов внедряется в хозяйственный механизм США.
Ее проявление прослеживается как на государственном, так и на частно-монополистическом уровне. Так, 1 января 2012 г. президент США Барак Обама выступил с предложением об объединении шести американских ведомств, ответственных за развитие внешнеторговых связей, в единое министерство. Речь идет о Министерстве торговли, Аппарате торгового представителя, Администрации малого бизнеса, Экзимбанке, Корпорации зарубежных частных инвестиций и Агентстве по торговле и развитию. Одна из основных целей предлагаемой реорганизации – повышение эффективности деятельности исполнительных органов власти в оказании содействия национальному бизнесу в выходе на международные рынки. Основными сферами ответственности нового министерства должны стать торговля и инвестиции, малый бизнес и экономическое развитие, технологии и инновации, экономическая статистика[17].
В системе государственного регулирования лицензионной торговли на государственном уровне важное место занимает экспортный контроль, являющийся составной частью национального законодательства о контроле над экспортом. Система экспортного контроля в США весьма сложна и консервативна. В основе этого контроля – так называемая «критическая технология», передача которой иностранным государствам, по мнению контролирующих органов, может привести к потере научно-технического лидерства и нанести ущерб стратегическим интересам США. Поэтому национальное законодательство США в области экспортного контроля требует от исполнительной власти учитывать соображения внешней политики, интересы национальной и экономической безопасности при предоставлении лицензий на новейшие технологии иностранным компаниям. Исполнительная власть обязана предоставлять органам законодательной власти регулярные и детальные отчеты об исполнении требований, установленных национальными законодательными актами.
Сложная и всеобъемлющая система экспортного контроля США в отношении продаж не только военных, но и передовых гражданских технологий, подвергается критике со стороны американских корпораций, считающих ее излишне жесткой, сложной для понимания и слишком дорогостоящей в исполнении. Давление со стороны компаний обрабатывающей промышленности США в пользу смягчения ограничений на передачу технологий, особенно в высокотехнологичных отраслях, усиливается, так как либерализация этого процесса повышает шансы американских ТНК в борьбе за выгодные контракты на мировом рынке. Многие представители деловых кругов и научной общественности выступают за необходимость реформы для приведения в соответствие интересов свободной торговли с целями государственного экспортного контроля.
В последние годы в американской политике экспортного контроля наметились определенные изменения. Хотя они не меняют стратегических устремлений США, направленных на сохранение технологического преимущества и укрепление позиций на мировом рынке, тем не менее, они могут несколько облегчить и упростить процедуру передачи технологий и продукции двойного назначения в зарубежные государства и увеличить валютные поступления Вашингтона[18].
Важным условием эффективной коммерческой реализации результатов НИОКР является ее правовая защищенность, которая заключается в гарантии того, что права на полученную технологию принадлежат продавцу продукции и исключается возможность юридических притязаний на эту продукцию со стороны третьих лиц. В США создана эффективная правовая система защиты объектов интеллектуального труда, которая по количеству выданных патентов является крупнейшей в мире и которой активно пользуются не только американские, но и иностранные фирмы. Законодательство США, определяющее права на интеллектуальную собственность, эффективно защищает обладателей охранных документов, полученных в Вашингтоне.
Необходимо подчеркнуть, что патентная система США служит не только целям патентования изобретений, но и регулирует торговлю запатентованными изобретениями. Так, Бюро патентов и торговых марок – официальный орган в США, который регулирует вопросы регистрации и охраны интеллектуальной собственности, – активно сотрудничает с рядом международных организаций, включая ВТО и ВОИС, консультирует аппарат торгового представителя США при претворении в жизнь положений статьи 301 Закона о тарифах и торговле 1984 г., требующих от Аппарата торгового представителя идентифицировать те страны, которые обеспечивают адекватную защиту прав на интеллектуальную собственность. Статья 301 закона дает президенту США полномочия вводить запреты на импорт, а также предоставляет торговому представителю право действовать по указанию президента с целью защиты интересов США и позволяет ему отвечать на несправедливую торговую политику той или иной страны в отношении США введением импортных пошлин или ограничений[19].
Глобализация мировой экономики и усиление процесса интернационализации вынуждают США приспосабливаться к быстроменяющейся обстановке в мире в сфере правовой защиты объектов интеллектуального труда. 16 сентября 2011 г. администрацией США утверждена Патентная реформа 2011 г. (America Invents Act), целью которой является гармонизация патентного законодательства США и приведение его в соответствие с законодательством других государств.
На частно-монополистическом уровне централизация действий американских компаний по регулированию технологического обмена с зарубежными производителями явилась следствием либерализации антитрестовского законодательства. Создание технологических консорциумов, предусматривающих объединение НИОКР многих американских компаний на доконкурентной стадии создания товара, позволило выработать общие правила доступа иностранных фирм к результатам этих разработок.
Основными методами, с помощью которых США стремятся достичь эквивалентности обмена технологий с внешним миром, являются ограничение доступа иностранных производителей и частных лиц к государственным научно-техническим разработкам; сужение возможностей иностранных фирм по покупке американских компаний, обладающих уникальной технологией; усиление охраны интеллектуальной собственности граждан США и либерализация антитрестовского законодательства, позволяющая американским компаниям разрабатывать согласованную стратегию передачи технологий за рубеж. Совокупность этих установок реализована в концепции симметричного доступа к научно-техническим разработкам, являющейся основой политики США, заложенной в двусторонних отношениях с развитыми странами. Основные положения этой политики призваны определить возможные направления и формы интенсификации технологического обмена США с внешним миром в интересах Вашингтона.
Регулирование технологического рынка в США, как это видно из практической деятельности государства, осуществляется, главным образом, на национальном уровне, хотя ратифицированы и действуют многочисленные международные конвенции, соглашения и двусторонние договоры в рассматриваемых областях. В двусторонних договорах так и не удалось создать единой нормативной базы, чтобы унифицировать разнообразную национальную практику оценки изобретений для выдачи патентов, разработать единые правила и требования по передаче технологий.
Тем не менее, в рамках ВТО (Всемирной торговой организации), ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), а также в региональных интеграционных группировках действует ряд подобных соглашений, которые в определенной степени регулируют технологический обмен. Наиболее важные из них следующие:
– Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) (1994 г., Марракеш);
– Конвенция по охране промышленной собственности (20 марта 1883 г., Париж);
– Договор о патентной кооперации (19 июня 1970 г., Вашингтон);
– Конвенция о выдаче европейских патентов (1973 г., Мюнхен).
Наибольший интерес для США представляет ТРИПС, в разработке которого Вашингтон принимал активное участие в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1996–2004 гг.). На сегодняшний день это единственный международный договор с таким широким перечнем объектов интеллектуального труда, начиная с изобретений и заканчивая топологией интегральных микросхем. Важным шагом вперед в развитии международно-правовой регламентации функционирования рынков технологий стало то, что впервые в данном соглашении оговорены положения по гражданским и правовым процедурам; рассмотрены средства, меры, специальные требования к проведению таможенных мероприятий и по борьбе с правонарушениями в рассматриваемой сфере. ТРИПС предусматривает уголовное преследование злонамеренного использования чужих товарных знаков или нарушения авторского права. Соглашение требует, чтобы страны-члены вводили эффективные процедуры и нормы в национальное законодательство по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности, препятствующие к тому же дальнейшим правонарушениям[20].
Мощный научно-технологический потенциал помогает США сохранить лидирующие позиции в производстве различных видов наукоемкой продукции, в создании большого количества патентов и лицензий, а также в торговле научно-техническими знаниями и высокотехнологичной продукцией.
США, несмотря на относительное сокращение доли в мировых расходах на НИОКР, сохраняют за собой лидирующие позиции в мире в исследованиях по таким направлениям научно-технического прогресса, как медицина, здравоохранения и биотехнологии, химическая продукция, нанотехнологии и перспективные материалы, информационные и телекоммуникационные технологии, энергетика, электротехнические инструменты и оборудование, железнодорожный транспорт, аэрокосмическая отрасль, оборона и безопасность, сельское хозяйство и производство продуктов питания[21]. США удерживают и значимую позицию в мировом патентовании: доля патентов, зарегистрированных на американские компании, в 2010 г. составила 28,1%[22].
В пользу сохранения за США лидирующей позиции в области инноваций действует сформированный и отлаженный на протяжении длительного периода комплексный подход к развитию наукоёмкого производства в стране: высокие объемы не только государственного, но и частного финансирования; большое количество профильных исследовательских и образовательных учреждений; значительные ресурсы квалифицированных кадров; сложившийся успешный союз науки и производства; длительный опыт предпринимательской деятельности в стране; крупный научно-технический задел.
Согласно Бюро экономического анализа США, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки обеспечивают 6,6% роста ВВП, а экономика США ежегодно получает в среднем 3 доллара с каждого доллара, инвестированного в НИОКР[23].
На федеральном уровне экономическая эффективность научно-технической сферы определяется по соотношению объема научных разработок и основных макроэкономических показателей (производство наукоемкой продукции, занятость, производительность, объем и структура экспорта), обязанность мониторинга которых возложена на министра торговли США.
Убедительным примером эффективности коммерциализации научных разработок является сохранение за США роли крупнейшего производителя наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале XXI в. около 36%.
Выпуск наукоемкой продукции является важным фактором укрепления позиций США как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Широкомасштабное применение в промышленности новейших технологий усиливает неценовую конкуренцию, повышает технический уровень и качество выпускаемой продукции, способствует росту экономичности производства конечной продукции, уменьшению затрат труда в расчете на единицу продукции, более полному удовлетворению запросов общества при менее активном воздействий на окружающую среду.
Обладание передовыми технологиями в условиях интернационализации хозяйственной жизни становится весьма весомым фактором обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе. Это повышает значимость технологий как товара в мировой торговле. Кроме того, не следует забывать, что в периоды кризиса наукоемкие товары падают в цене на рынках значительно меньше, чем сырьевые или товары с небольшой добавленной стоимостью. Поэтому развитые государства с меньшими потерями выходят из кризиса, нежели страны, в которых преобладает сырьевая экономика.
Крупный научный потенциал оказывает огромное влияние и на структуру американского экспорта. В первое десятилетие XXI в. доля высокотехнологичного экспорта в промышленном экспорте США составляла около 33%. По этому показателю США опережали все страны «большой семерки». В 2009 г. Китай опередил США и вышел на первое место по объему экспорта высокотехнологичной продукции. Однако здесь следует учитывать тот факт, что, в отличие от быстрорастущего за счет традиционных и наукоемких товаров второго эшелона Китая, экспортное производство США отличается наукоемкостью выпускаемой продукции и в большей степени сфокусировано на производстве услуг, в том числе в таких востребованных на современном этапе областях, как наука, образование, здравоохранение и телекоммуникации[24]. Несмотря на то, что значительная часть высокотехнологичной продукции изготавливается за пределами США, основная добавленная стоимость от сбыта данной продукции достается американским фирмам, так как наиболее прибыльным в производстве продукции является не изготовление, а разработка и сбыт продукции.
За последние десятилетия под воздействием НТР в каналы внешней торговли США влились новые, ранее не известные машинотехнические, электронные, телекоммуникационные, фармацевтические и другие изделия. Широкое использование в самом машиностроении и выпускаемой им продукции достижений науки и техники пополнило рынок машин и оборудования новыми поколениями машин, научно-измерительных приборов, авиатехники и коммуникационных изделий, что позволило США сохранить лидирующие позиции по конкурентоспособности своей продукции.
Важным показателем результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. По количеству подаваемых заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности США из года в год занимают лидирующие позиции. Так, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в США в 2011 г. было подано 432,29 тыс. заявок и выдано 224,5 тыс. охранных документов (см. табл. 2).
Страна |
Количество национальных патентных заявок в 2011 г., тыс. |
Количество Нобелевских премий за 1901–2013 гг. |
США Япония Германия Франция Великобритания Италия Россия |
432,29 472,41 172,76 65,34 49,93 27,67 24,52 |
350 19 101 66 115 20 27 |
Источник:
World Intellectual Property Organization, Geneva, 2013. – http://www.wipo.int.
В 2012 г. Бюро патентов и торговых марок США составило рейтинг компаний, подаривших миру больше всего полезных новинок. По итогам упомянутого года самой изобретательной компанией оказалась американская IBM (International Business Machines Corp.), получившая почти 6,5 тыс. патентов. При этом более 30% патентов корпорация успешно продала. Далее в списке лидеров находилась корпорация Microsoft – 2 613 патентов и General Electric – 1 652 патента.
Большой интерес к получению американских патентов со стороны как местных, так и иностранных заявителей очевиден. К тому же законодательство США, определяющее права на интеллектуальную собственность, эффективно защищает интересы обладателей охранных документов, полученных в данной стране.
Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований, которые, согласно завещанию А. Нобеля, вручаются тому, «кто принес человечеству величайшую пользу». Нобелевская премия вручается с 1901 г. и считается самой престижной наградой. Американские ученые являются самыми многочисленными обладателями этой премии (см. табл. 2).
В последние десятилетия под воздействием процесса глобализации и дальнейшего углубления международного разделения труда США активизировали свое участие в международном движении капитала, являясь ведущим экспортером и основным импортером капитала в форме прямых инвестиций. Одной из особенностей современного движении капитала является то, что ТНК все активнее вовлекают в проведение НИОКР свои зарубежные филиалы. Так, в 2010 г. расходы на НИОКР, проводимые зарубежными филиалами американских ТНК, составили 39,5 млрд. долл., около 80% этих исследований и разработок проводились в развитых странах[25]. При этом американские филиалы активно подключили к проведению своих исследований местных специалистов и, используя методы внешнего аутсорсинга, не только улучшали качество выпускаемой продукции, но и создавали новые ее образцы, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Подобной практики американские филиалы придерживаются и в отдельных быстроразвивающихся странах, в частности в странах группы БРИКС.
Следует также учитывать, что США получают определенные выгоды и от проведения на своей территории НИОКР иностранным капиталом. Так, в последние десятилетия компании стран Западной Европы и Японии стали активно выносить часть своих научно-исследовательских работ в США, постепенно увеличивая расходы на научные исследования, проводимые за рубежом. В 2010 г. средства иностранных компаний, выделенные на НИОКР на американской территории, составили 41,3 млрд. долл., или 14,3% общих расходов частного бизнеса США на проведение научных исследований[26]. Более 11% исследований филиалов иностранных компаний были проведены по контрактам с федеральным правительством США и были сконцентрированы в обрабатывающей промышленности. Основная часть НИОКР, проводимая иностранными филиалами, концентрировалась на прикладных исследованиях и была направлена на доработку выпускаемой продукции в целях ее адаптации к национальному рынку. А так как большая часть этой продукции шла на американский рынок, то иностранные НИОКР объективно вносили свой вклад в повышение эффективности американской экономики.
Филиалы иностранных компаний закупают в больших количествах американские патенты и лицензии (в 2010 г. на сумму в 73,1 млрд. долл.), что улучшает состояние платежного баланса США, позволяет американским ТНК получать крупные вознаграждения (роялти) и концентрировать свои усилия на новейших направлениях научного прогресса[27].
С другой стороны, иностранный капитал, работающий на территории США, в основном представляет развитые государства, которые также обладают крупным научно-техническим потенциалом. Стремясь укрепиться на американском рынке, иностранные компании в своей деятельности используют собственные новейшие технологии и тем самым способствует модернизации отдельных отраслей американской экономики, повышению их технологического уровня. В тоже время, американские корпорации, понимая, что в ряде отраслей промышленности иностранный капитал опережает уровень развития национальных предприятий, покупают иностранные технологии. В 2011 г., например, иностранные фирмы продали американским корпорациям технологий на сумму 6,9 млрд. долл. При этом за последние 12 лет (2000–2011 гг.) объем продаж увеличился в 2,8 раза[28].
Приобретение иностранной технологии имеет ряд положительных моментов для американских корпораций. Так, покупка лицензии дает покупателю доступ к новой наукоемкой технологии, позволяющей снизить издержки производства и повысить количество продукции, одновременно получая доступ к передовым научно-техническим достижениям. Более того, сумма выплачиваемых американской фирмой лицензионных вознаграждений значительно меньше затрачиваемых на самостоятельную разработку изобретения средств. Наконец, закупка новейших технологий способствует укреплению конкурентоспособности США на мировом рынке в высокотехнологичных отраслях.
Определенный вклад в развитие экономики страны вносит политика США, направленная на привлечение научно-технического потенциала других стран (в форме научных обменов, зарубежных контрактов на исследования и разработки, кооперативных исследований), а также на использование высококвалифицированных специалистов по каналам «утечки умов» и др. Эта политика активно проводится как государством, так и бизнесом. Государство через Национальный научный фонд осуществляет программы сотрудничества и совместных исследований. Оно разрешило Министерству обороны, Министерству энергетики и НАСА размещать за рубежом контракты на выполнение исследований и разработок, в том числе и в области создания новых вооружений[29]. Использование потенциала других стран позволяет США решить проблему нехватки научно-технического потенциала, быть в курсе наиболее важных направлений научных исследований в зарубежных странах, проводить собственные НИОКР более широким фронтом и эффективно использовать полученные результаты научных достижений для развития национальной экономики.
Одним из обобщающих показателей экономической эффективности НИОКР является «Глобальный инновационный индекс – 2013» (GII-2013), в соответствии с которым США входят в пятерку лидеров по уровню развития инноваций.
Этот индекс, разработанный Корнельским университетом, одной из крупнейших мировых школ бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, дает оценку ситуации в 142 государствах мира на основе 84 показателей, включая качество образования в основных университетах, доступность микрофинансирования, сделки с привлечением венчурного капитала, уровень и динамику развития НИОКР, число поданных заявок на получение патентов на объекты интеллектуальной собственности и др. Согласно этому индексу, США, которые по-прежнему пользуются преимуществами своей мощной образовательной системы и существенно повысили расходы на разработку программного обеспечения и уровень занятости в наукоемких отраслях, являются наиболее привлекательной страной для создания высокотехнологических фирм, обладают самым благоприятным в мире юридическим климатом для деятельности высокотехнологичных копаний. Последний раз США входили в пятерку лидеров GII в 2009 г., занимая там первое место.
1. Швейцария (первое место в 2012г.) 2. Швеция (2) 3. Великобритания (5) 4. Нидерланды (6) 5. США (10) |
6. Финляндия (4) 7. Гонконг (Сянган) (8) 8. Сингапур (3) 9. Дания (7) 10. Ирландия (9) |
Источник:
The Global Innovation Index 2013. – http//www.wipo.int/pressroom/ru/artides/2013/article00/bhtml.
Указанный индекс, публикуемый ежегодно начиная с 2007 г., стал основным контрольным показателем для директивных органов, руководителей предприятий и всех других лиц, стремящихся понять ситуацию в области инноваций во всем мире. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил результаты GII-2013 на заседании сессии Экономического и Социального Совета ООН (1–4 июля 2013 г., Женева). Это заседание, объединяющее глав государств, министров и руководителей международных организаций, было посвящено роли науки, техники и инноваций в достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и в содействии устойчивому развитию.
Таким образом, США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые ими ежегодно совокупные ассигнования на НИОКР, а также государственные средства на НИОКР относительно ВВП превышают аналогичные расходы остальных развитых государств. В сочетании с общей численностью исследователей, обладающих высоким уровнем квалификации и технической оснащенностью научных центров, это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.
Огромный научно-технический потенциал позволяет США занимать лидирующие позиции в области передачи технологий, которая осуществляется как по внутрифирменным каналам (от родительской компании к зарубежному филиалу), так и по межфирменным каналам (на коммерческой основе). Соотношение между этими двумя каналами передачи технологий составляет приблизительно 80% и 20%.
Передача технологий может осуществляться также в материализованном виде и в виде научно-технических знаний. В первом случае к каналам передачи технологий относятся экспортно-импортные операции с наукоемкой продукцией, изготовленной с использованием передовой технологии, услуги инжиниринга, лизинговые операции, строительство за рубежом предприятий «под ключ» и др. Во втором случае – продажа лицензий, патентов, торговых знаков и секретов производства.
Регулирование передачи технологий занимает важное место в патенто-лицензионной политике США. Правительственные органы страны решают все вопросы о заключении соглашений по коммерческому обмену научно-технических знаний, исходя из политических и экономических интересов США. Большую роль здесь играет политика экспортного контроля над передачей технологий. Хотя регулирование этого процесса в основном осуществляется административными методами, Вашингтон нередко использует и экономические рычаги. Регулирование передачи технологий, как правило, осуществляется на национальном уровне, тем не менее, США нередко прибегает к использованию в этом вопросе международных организаций и конвенций, главное место среди которых занимает Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, входящее в пакет документов ВТО.
Передача технологий иностранным государствам приносит США большие доходы, превышающие по размерам денежные поступления всех остальных стран – экспортеров научно-технических знаний. Другим важным показателем результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых в США патентов – около 30% от общего мирового количества. Наконец, убеждающим примером эффективности коммерциализации научных исследований является сохранение Соединенными Штатами роли одного из крупнейших экспортеров наукоемкой продукции, что способствует сохранению прочных позиций этой страны на внешних рынках.
[1] 2013 Global R and D Funding Forecast. Battelle. R and D Magazine, 2013, p.5, 11.
[2] OECD Factbook 2013: Economic, Environmental and Social Statistics. OECD Publishing htpp://dx.doi.org/10.1787/factboor – 2013 – 63 – en
[3] 2013 Global R and D Funding Forecast. Battelle. R and D Magazine, 2013, p.5, 11.
[4] http://oecd/diselaimer. Last Updated 27 May 2013.
[5] Ibid.
[6] OECD Factbook 2013: Economic, Environmental and Social Statistics. OECD Publishing htpp://dx.doi.org/10.1787/factboor – 2013 – 63 – en
[7] Экономика США: Учебник / Под ред. В. Б. Супяна. М.: Экономистъ, 2008. С. 100, 484.
[8] The 2003 E.U. Industrial R and D Investment Scoreboard. November, 2009, p. 23.
[9] OECD Estmates Based on Research and Development Database, August 2011. Office of Science and Technology Policy. Execufire Office of the President. February, 2010.
[10] OECD Main Science and Technological Indicators. Datebase, June 2011.
[11] Congressional Research Service. Technology Transfer: Use of Federally Funded Research and Development. Wash., December 3, 2012, p.4.
[12] Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 449.
[13] U.S. Direct Investment Abroad. Survey of Current Business. September 2012, p. 24.
[14] U.S. International Services. Survey of Current Business. October 2012, p. 34.
[15] Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Юристъ, 2001. С. 369–370.
[16] Schacht W.H. Technology Transfer: Use of Federally Funded Research and Development. Wash., December 3, 2012, p. 3.
[17] http://www.ved.gov.ru.
[18] Arms Control Today. January/February, 2009, № 1, p. 6.
[19] Certificate in Professional Patient Advocacy. – htpp://www.patientadvocatetraining.com.
[20] Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю. А. Щербанина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.190–191.
[21] 2013 Global R and D Funding Forecast. Battelle. R and D Magazine, 2013, pp. 5, 11.
[22] http://www.bea.gov/newsreleases/general/rd/2010/pdf/RaudDSA2010.pdf.
[23] 2013 Global R and D Funding Forecast. Battelle. R and D Magazine, 2013, pp. 5, 11.
[24] Супян В. Б. Послекризисное развитие экономики США: новые вызовы // США-Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 5. С. 8–9.
[25] Barefoot B. K. Multinational Companies Operations of U.S. Parents and Their Foreing Affiliates in 2010. Survey of Current Business, November 2012, p. 52.
[26] Anderson T. U.S. Affiliates of Foreign Companies Operations in 2010. Survey of Current Business. August 2012, p. 223.
[27] U.S. Direct Investment Abroad. Survey of Current Business. September 2012, p. 24.
[28] Ibid.
[29] Супян В. Б. Послекризисное развитие экономики США: новые вызовы // США-Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 5. С. 8–9.