Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?3, 2010

РОЛЬ И МЕСТО НЕКОРПОРАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ[1]

Н.А. Судакова, научный сотрудник Центра
проблем управления Института США и Канады
РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется деятельность малых инновационных компаний США и их роль в формировании экономики, основанной на знаниях. Исследуются возможности использования некорпоративных форм организации предпринимательской деятельности в инновационном и венчурном бизнесе.

Ключевые слова:инновационная экономика, экономика знаний, предпринимательская активность, малые инновационные компании, некорпоративные формы организации бизнеса, стартовые компании, венчурный бизнес. 

Role and Place of Unincorporated Business Entities in Innovative Economy

Sudakova Natalia,
Research Fellow, Institute of USA and Canada Studies, Russian Academy of Sciences
 e-mail:

Annotation. The article analyses the activity of the US small innovative companies and their role in the knowledge-based economy’s formation. Possibilities of use of unincorporated business entities in innovative and venture business are investigated.

Key words: innovative economy, knowledge-based economy, entrepreneurial activity, small innovative companies, unincorporated business entities, start-up ventures, venture business.

На протяжении истории развития человеческой цивилизации основным критерием успешности было владение природными ресурсами – землей, золотом, нефтью. Технологические новшества зачастую не были напрямую увязаны с научными достижениями. Современный этап научно-технической революции обозначил новые приоритеты на пути к повышению благосостояния общества и созданию экономики, основанной на знаниях. Сегодня передовые научно-технические разработки становятся главной движущей силой экономики, способствуют повышению производительности труда, позволяют поддерживать высокие жизненные стандарты с меньшими затратами ресурсов. По оценкам экспертов, уровень доходности от частных затрат на НИОКР составляет порядка 24 %, тогда как для общества в целом экономическая выгода в три раза выше –порядка 60-66%[2]. Представляется, что американское правительство осознает общественную значимость НИОКР и степень ответственность за формирование научно-технической инфраструктуры, повышение образовательного уровня населения и за финансирование научных, прежде всего, фундаментальных исследований, дающих на выходе новые знания и принципиально новые технологии, ценные для всего общества. Хотя доля государственных расходов в общем объеме финансирования науки невысока (28% в 2009 году) по сравнению с долей частного сектора (65%), в ближайшем будущем прогнозируется постепенное увеличение этого показателя преимущественно за счет роста выделяемых средств на проведение фундаментальных исследований. В настоящее время за счет средств федерального бюджета финансируется около 57% всех фундаментальных исследований. Планы по стратегическому инвестированию НИОКР в рамках Американской инициативы по конкурентоспособности, запущенной предыдущей администрацией Дж. Буша и проводимой с некоторыми дополнениями новой администрацией Б. Обамы, закрепляют за федеральным правительством приоритетность в вопросе финансирования фундаментальных исследований и выдвигают задачу удвоения бюджетов ведущих федеральных агентств по науке к 2016 году[3].

Однако для достижения и поддержания инновационного лидерства недостаточно высоких затрат на НИОКР. Принципиально важным является не только обеспечение высоких темпов производства научно-технической продукции, но и выведения ее на рынок в виде общественно полезных и востребованных товаров и услуг. Здесь ведущая роль принадлежит предприятиям частного сектора, которые осваивают 72,7% всех ассигнований на НИОКР (289,1 млрд. долл. из общего объема затрат в 397,6 млрд. долл. в 2008 году) и содержат в своей структуре большое количество научных ресурсов и высококвалифицированных кадров. Направленность усилий частных компаний на более поздние этапы инновационного цикла объясняется особенностями деловой культуры. Главными мотивами для бизнеса в области нововведений служат стремление к получению прибыли в кратчайшие сроки и приобретению конкурентных преимуществ от коммерциализации технологических ноу-хау, защищенных патентом. Поэтому основная часть финансовых ресурсов предпринимательского сектора направляется на проведение прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, требующих, с одной стороны, больше капитальных затрат, но другой стороны, значительно меньших затрат времени, чем фундаментальные исследования, с последующим выведением их на рынок в виде конечного продукта. В настоящее время компании частного сектора осваивают 70% общих расходов на прикладные исследования (60% финансируют), 90% общих расходов на опытно-конструкторские работы (84% финансируют).

Благодаря деятельности компаний частного сектора передовые научные разработки находят широкое применение в таких наукоемких отраслях производства, как аэрокосмическая, фармацевтическая, производство компьютерной и офисной техники, коммуникационного оборудования, высокоточных приборов для исследований, в отраслях сферы услуг – деловые, финансовые, коммуникационные, образовательные услуги, здравоохранение. В этих отраслях концентрируется венчурный (рисковый) капитал. США являются мировым лидером по уровню концентрации наукоемких отраслей промышленности и отраслей сферы услуг, доля которых в ВВП страны составила 38% в 2007 году по сравнению со странами Евросоюза (30% ВВП), Японией (28% ВВП), Китаем (23% ВВП)[4].

Хотя в США большая доля НИОКР частного сектора (81%) осуществляется крупными компаниями, успех коммерческой реализации нововведений во многом обеспечивается активной деятельностью малых инновационных фирм, организованных в форме индивидуальных предприятий, партнерств и компаний с ограниченной ответственностью. Компании некорпоративного сектора требуют значительно меньше затрат времени и средств на создание, обладают большей организационной гибкостью, чем корпорации, способны быстро реагировать на происходящие изменения, перестраивать свои производственные мощности под текущие потребности и в конечном итоге производить революционные изменения, ведущие к появлению на рынке принципиально новых продуктов и услуг и даже новых отраслей экономики.

Объем расходов на НИОКР как крупного, так и мелкого бизнеса в большей мере, чем объем расходов других участников инновационного процесса, зависит от состояния экономики, возможностей для инвестирования, текущей политики, проводимой федеральным правительством, от состояния высокотехнологичных отраслей и т.д. Например, последние исследования показали, что в результате рецессии 2008-2009 гг. почти половина из 21 крупных частных фирм США с бюджетом на НИОКР более 1 млрд. долл. вынуждена была сократить его минимум на 5% (по данным за 2009 год)[5]. Общий объем инвестиций венчурных капиталистов в 2008 году упал на 8% по сравнению с 2007 годом (первое снижение, начиная с 2003 года). Существенно снизился объем венчурного инвестирования частных рисковых инвесторов – “ангелов бизнеса” (на 26% по сравнению с 2007 годом). В этих условиях критически важными задачами государственного регулирования наряду с увеличением расходов на фундаментальные и прикладные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров становятся обеспечение благоприятных условий для организации и осуществления инновационной деятельности и ее венчурного финансирования, для реализации личных профессиональных качеств и креативного потенциала предпринимателей, создание и поддержание соответствующей институциональной инфраструктуры, разработка программ по содействию кооперации университетов и бизнеса в сфере НИОКР и созданию центров по передаче университетских технологий стартовым компаниям, совершенствование налогового и делового законодательства. Эти меры продиктованы необходимостью поддержания мирового лидерства США в области технологических инноваций на фоне растущей конкуренции со стороны развитых стран Европы и быстроразвивающихся стран Азии и расширения свободного доступа к технологиям из открытых источников (global sourcing of research and development).

Предпринимательство и малый бизнес – движущие силы научно-технического прогресса

На протяжении веков характерными чертами американской экономической модели являются значительная роль предпринимательства, доминирующее положение частной собственности и относительная низкая доля государства в перераспределении ВВП. Принципы индивидуализма и личной свободы, инициативности, предприимчивости и опоры на собственные силы сформировали современный облик американского предпринимателя и легли в основу отношения американского общества и государства к предпринимательству как к самостоятельному, достаточно престижному виду социальной деятельности.

Несмотря на то, что общая предпринимательская активность в США существенно снизилась в результате серьезного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., она сохраняет достаточно высокий уровень. По данному показателю США превосходят своих основных конкурентов – большинство развитых стран Европы и Японию. Всемирная исследовательская ассоциация по предпринимательству (Global Entrepreneurship Research Association) ежегодно публикует индекс полной предпринимательской активности на ранней стадии развития компании (total early-stage entrepreneurial activity) по разным странам, который представляет собой сумму доли взрослого населения страны в возрасте от 18 до 64 лет включительно, вовлеченного в создание новых фирм, по меньшей мере, в течение 12 месяцев к моменту оценки, и доли населения этой же возрастной категории, уже участвующего в работе новых фирм в качестве владельцев минимум 4 месяца, по не более 3,5 лет[6]. Для США этот показатель составил 7,9% в 2009 году (на 27% ниже, чем в 2005 году) и превысил средний показатель по странам с инновационной экономикой (6,3%). Более высокие индексы среди таких стран имеют Греция (8,8%), Исландия (11,4%), Норвегия (8,5%), ОАЭ (13,3%). Ведущие европейские страны и Япония значительно отстают от лидеров: Италия – 3,7%, Испания – 5,1%, Великобритания – 5,7%, Франция – 4,3%, Япония – 3,3%.

На возрастную группу от 25 до 34 лет приходится наибольшая доля предпринимательской активности на ранней стадии развития компании (11,5% всех взрослых представителей данной возрастной группы в 2009 году). Различными видами предпринимательской активности в общей сложности занято 25% взрослого населения США.

Как показывает практика и проведенные исследования, предпринимательство вносит ключевой вклад в экономическое развитие общества. Благодаря высокому уровню развития предпринимательства создаются инновации, значительно улучшающие качество жизни, повышается уровень занятости, растет производительность труда, укрепляются конкурентные позиции страны на мировой арене.

В США ежегодно благодаря усилиям предпринимателей возникает 600-800 тыс. новых предприятий, которые создают новые рабочие места. При этом на долю малых предприятий приходится от 60% до 80% новых рабочих мест на протяжении последнего десятилетия. Здесь следует учесть также от 500 тыс. до 2 млн. новых деловых предприятий, которые регистрируются ежегодно, но не приводят к созданию новых рабочих мест (преимущественно индивидуальные предприниматели). Недавние исследования Всемирного Банка показали, что США только на 5 дней отстают от Канады и Австралии по количеству дней, необходимых для начала нового бизнеса, а по величине минимальных административных расходов на создание дела занимают четвертую позицию в списке стран-лидеров[7].

По данным Бюро переписи в 2008 году в США было создано 626,4 тыс. фирм и ликвидировано – 663,9 тыс. фирм с наемными работниками, число банкротств составило 43,5 тыс. от общего числа предприятий. Высокие темпы возникновения и ликвидации компаний позволяют высвобождать ресурсы для создания новых конкурентоспособных и продуктивных предприятий, динамично реагирующих на меняющиеся рыночные предпочтения, использующих новые прогрессивные технологии, осуществляющие существенный вклад в рост эффективности экономики страны. Две трети новых фирм с наемными работниками существуют, по меньшей мере, 2 года, половина фирм действуют в течение 5 лет, одна треть – 10 лет и четверть общего числа фирм остается в бизнесе 15 и более лет. Исследования показывают, что те фирмы, которым удается продержаться на плаву минимум четыре года, имеют больше шансов на длительное существование. Это определенный рубеж, после которого темпы ликвидации компаний резко сокращаются. Установлено также, что ключевыми факторами выживаемости новых фирм являются наличие достаточных запасов капитала; обеспечение масштабов предприятия, позволяющих привлекать наемных работников для осуществления текущей деятельности; уровень образования собственников бизнеса и побудительные мотивы для создания бизнеса.

Исследования Всемирной исследовательской ассоциации по предпринимательству в отношении семи ведущих развитых стран показали высокий уровень корреляции (0,61) между ростом ВВП и уровнем предпринимательской активности. При допущении, что уровень предпринимательской активности остается неизменным, предпринимательство вносит порядка 1/3 (36%) разницы в темпы экономического роста[8].

Администрация по делам малого бизнеса опубликовала в 2005 году исследование по установлению взаимосвязей уровня развития предпринимательства и интенсивности нововведений с темпами экономического роста в 394 административных регионах США. В ходе исследования было выявлено, что в регионах с высоким уровнем предпринимательской активности и одновременно высокой интенсивностью нововведений среднегодовые темпы роста производительности труда и уровня занятости более чем в два раза превышали аналогичные показатели для регионов с низким уровнем предпринимательской и инновационной активности, а заработная плата в активных регионах может расти в полтора раза быстрее. Таким образом, было установлено, что одних инвестиций в НИОКР и образование оказалось недостаточно для обеспечения заметного роста инноваций в регионах. Они обязательно должны быть поддержаны предпринимательской деятельностью[9].

В основе феномена предпринимательства лежит создание новых возможностей для повышения уровня жизни на основе происходящих перемен[10]. Эта особенность делает предпринимательскую деятельность особенно актуальной на современном этапе НТР. Процесс нововведений осуществляется предпринимателями в несколько этапов. Первоначально они занимаются поиском новых идей на базе происходящих изменений, таких как смешение культур, демографические изменения, глобализация, технологический бум, строительство коммуникационных сетей и др. Как отмечает П. Друкер, предприниматели воспринимают изменения как норму. Они обычно не производят изменения как таковые, но постоянно находятся в их поиске, используют их как возможность для создания инноваций[11]. На следующем этапе предприниматели обнаруживают или создают новый продукт или услугу. Наряду с технологическими инновациями, связанными с появлением новых продуктов и услуг, различают и социально-экономические инновации, решающие проблемы внедрения новых форм и методов управления, рыночных и ценовых стратегий, новых каналов распределения продукции и т.п. На заключительном этапе предприниматели создают компанию для выведения нового продукта или услуги на рынок. При этом они ставят под удар свое финансовое благополучие, профессиональную репутацию, а иногда они в корне меняют свое отношение к происходящему. В этих условиях первостепенное значение приобретает благоприятная окружающая среда, которая побуждает предпринимателя рисковать.

Инновационная экономика, в свою очередь, оказывает положительное влияние на активность предпринимателей. В условиях инновационной экономики предприимчивые люди, готовые к риску и находящиеся в поиске новых возможностей для реализации творческих идей, получают для этого дополнительные стимулы и возможности. Инновации позволяют с меньшими затратами труда, времени и финансовых средств создавать и развивать бизнес. При этом обеспечивается не только благополучие каждого индивида в отдельности, но и повышается общий уровень занятости и благосостояние всего общества.

В США большая доля НИОКР частного сектора (порядка 81%) осуществляется в рамках крупных компаний, в том числе транснациональных. Наибольший объем расходуемых на НИОКР средств приходится на крупнейшие промышленные предприятия с численностью занятых 25 тыс. человек и выше (35% от общего объема средств, выделяемых частным сектором на НИОКР). Крупные корпорации имеют большие преимущества в финансировании исследований и их материально-технического обеспечения за счет собственных ресурсов. Они могут привлекать существенные заемные средства для организации крупных проектов в сфере высоких технологий, для дальнейшего развития производства, мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации.

Однако внутренние структурные ограничения, ориентация на длительное стабильное существование не позволяют этим фирмам, в большинстве случаев организованным в форме корпораций, оперативно производить качественные изменения технологических процессов и менять ассортимент выпускаемой продукции, перестраиваться на диверсифицированное и мелкосерийное производство и т.д. В этих условиях действующие компании малого бизнеса, относительно легко управляемые, сориентированные на нововведения, способные быстро реагировать на текущие потребности экономики и по мере расширения практики инновационного предпринимательства реинвестировать накопленные средства в другие рисковые проекты[12], также как и вновь созданные (стартовые) компании имеют очевидные преимущества в плане возможности быстрого роста и достижения высоких темпов разработки и коммерциализации передовых НИОКР, а также отсутствия необходимости перестраивать старую организационную и производственную структуру. Из общего числа фирм с наемными работниками, производящих высокотехнологичную продукцию, 97% относятся к малым фирмам. Поэтому термины “научно-техническое предпринимательство” и “инновационный бизнес” применяются в отношении малых фирм, обслуживающих различные стадии научно-производственных процессов.

Согласно официальной статистике Администрации по делам малого бизнеса США к малому бизнесу относятся предприятия с числом занятых до 500 человек.[13]. В целом по стране на малые фирмы приходятся 99,7% всех фирм с наемными работниками и 99,9% общего числа фирм (включая фирмы с наемными работниками и без). В малом бизнесе создается примерно половина рабочих мест и выплачивается 44% всей заработной платы страны. На малый бизнес приходится половина ВВП несельскохозяйственного сектора, 31% внешнеэкономического оборота страны. 97,5 % всех участников внешнеэкономических отношений составляют малые предприятия.

По оценкам специалистов, малые быстрорастущие компании США, возникающие преимущественно в новых наукоемких отраслях промышленности и составляющие 5-15% общего числа компаний, создают две трети новых рабочих мест. Около 60% быстрорастущих компаний малого бизнеса концентрируются в сфере услуг по сравнению с 28% для крупного бизнеса, что отчасти связано с меньшей зависимостью от масштабов стартового капитала. Они способны удваивать объемы продаж на протяжении четырехлетнего периода. Малые инновационные компании оказываются более жизнестойкими, чем фирмы малого бизнеса в целом. Как показало недавно проведенное исследование, средний возраст таких компаний составляет 25 лет[14]. На их счет относят более половины всех инноваций, 67% изобретений и 95% наиболее революционных нововведений, созданных с момента окончания Второй мировой войны и изменивших лицо современной экономики[15].

Как показало исследование промышленных НИОКР, проведенное при поддержке Национального научного фонда и Бюро переписи США, за период с 2003 по 2007 год малые компании с численностью работников менее 500 человек продемонстрировали более высокие среднегодовые темпы освоения выделенных на НИОКР средств, чем крупные компании. Для малых фирм данный показатель, скорректированный с учетом инфляции, составил за указанный период 5,6% при среднем показателе для предприятий всех размеров 4,5%. Самые высокие темпы освоения продемонстрировали малые предприятия с числом занятых от 50-99 человек – 16,7%. Другим важным показателем вовлеченности фирм в инновационную деятельность является показатель наукоемкости, который представляет собой долю финансовых средств, направленных на проведение НИОКР, в общем объеме доходов от продаж. Абсолютными лидерами по этому показателю являются малые предприятия с численностью занятых от 25 до 49 человек – 16,2% при среднем показателе для всех малых фирм 8,6%. Средний показатель для крупных фирм – 3,4% (по состоянию на 2007 год). Причем на протяжении четырехлетнего периода с 2003 по 2007 год показатель наукоемкости малых предприятий постоянно увеличивался в отличие от крупных предприятий, демонстрировавших стабильность[16].

Об интенсивности научно-исследовательской деятельности в фирмах свидетельствует такой показатель, как число получаемых патентов. Малые инновационные фирмы производят в 13 раз больше патентов в расчете на одного наемного работника, чем крупные фирмы, и их патенты с удвоенной вероятностью могут оказаться в числе одного процента наиболее привлекательных[17]. Исследования показывают, что 40% компаний, которые произвели, по меньшей мере, 15 патентов за пятилетний период, относятся к малому бизнесу[18].

В 2006 году на малых фирмах было занято приблизительно треть всех работников отраслей экономики, классифицированных Бюро трудовой статистики как высокотехнологичные по принципу концентрации в них ученых, инженеров и технических специалистов (табл. 1).

Таблица 1

Количество фирм и занятость по типам бизнеса в 2006 г.

 

Тип бизнеса

Все отрасли

Высокотехнологичные отрасли

Количество фирм с наемными работниками (тыс.)

Занятость (млн.)

Количество фирм с наемными работниками (тыс.)

Занятость (млн.)

Все типы бизнеса

6022

120,0

519

15,4

Малый бизнес

6004

60,2

504

5,3

Малый бизнес (в % от общего числа фирм)

99,7

50,2

97,1

34,4

Источник: Science and Engineering Indicators 2010.

58% всех работников малого высокотехнологичного бизнеса концентрировались в шести высокотехнологичных отраслях сферы услуг: архитектура, компьютерный дизайн, консалтинг, менеджмент, профессиональное и коммерческое оборудование и услуги по проведению НИОКР. В совокупности на высокотехнологичные отрасли сферы услуг приходилось 68% всех занятых в малом высокотехнологичном бизнесе (в сфере производства – 30%).

По последним данным в малом инновационном бизнесе занято ? общего количества ученых и инженеров, работающих на предприятиях в сфере НИОКР (271,1 тыс. из 1,1 млн. человек в 2007 году). Их доля составляет 12,2% общей занятости на малых предприятиях, действующих внутри страны, и более чем в два раза превышает долю ученых и инженеров (5,9%) в общей занятости на крупных предприятиях внутри страны. Наибольшая концентрация научных и инженерных кадров наблюдается на мельчайших предприятиях с численностью работников от 5 до 24 человек (27,7% общего числа занятых на мельчайших предприятиях)[19].

Благодаря усилиям предпринимателей создаются малые высокотехнологичные компании, которые со временем вырастают в мировых гигантов. Так в свое время появились всемирно известные корпорации “Эппл”, “Майкрософт”, “Делл”, “Интел”, “Гугл”, “Хьюлетт-Пэкард”, “Сиско Системз”и д.р. На базе этих предприятий сформировались ключевые отрасли современной инновационной экономики. Интересен факт, что многие из них создавались в периоды экономических спадов (например, “Майкрософт”, “Федерал Экспресс”, “Интел”, “Саутвест Эрлайнз”). Эксперты Гарвардской школы права установили, что организаторы предприятий удачно использовали преимущества кризисных состояний экономики, такие как более низкий уровень конкуренции и затрат на создание бизнеса, облегчение найма работников, низкая степень контроля за расширением предприятия.

Предприятия некорпоративного сектора как основные представители инновационного и венчурного бизнеса

Предприятия малого инновационного бизнеса чаще всего создаются и действуют в организационных формах, отличных от корпораций. К основным некорпоративным формам относятся индивидуальные (единоличные) предприятия (sole proprietorship), партнерства (partnership) и компании с ограниченной ответственностью (limited liability company).

Индивидуальное (единоличное) предприятие является самой простой и самой массовой формой организации бизнеса в США (71% общего числа фирм и приблизительно 3/4 общего количества малых предприятий), в которой в наиболее полной мере воплощается принцип свободы занятия бизнесом. Индивидуальное предприятие представляет собой предпринимательскую компанию, находящуюся в собственности одного физического лица, может иметь наемных работников и независимых подрядчиков (контракторов). Деятельность предприятия контролирует сам владелец. Юридического лица формально не образует. Законодательство рассматривает личные средства предпринимателя и активы предприятия как единое целое, то есть индивидуальные предприниматели несут неограниченную ответственность по обязательствам предприятия всем своим личным имуществом, а также имуществом, принадлежащим предприятию. Все прибыли и убытки предприятия отражаются в индивидуальной налоговой декларации, а бизнес сам по себе не подлежит налогообложению. Службой внутренних доходов малый бизнес классифицируется в качестве индивидуального предприятия до тех пор, пока владелец не зарегистрирует свой бизнес в качестве корпорации или другой деловой структуры, например, компании с ограниченной ответственностью. Для организации индивидуального предприятия не требуется заполнять и предоставлять в местные административные органы штатов какие-либо специальные формы, платить сборы и пошлины за открытие бизнеса. Однако в отдельных городах и округах требуется регистрация и уплата минимального налога на осуществление деятельности. Взамен собственник получает лицензию на право осуществление деятельности, а также регистрационный сертификат. Деятельность предприятия автоматически прекращается со смертью владельца.

Партнерством называется объединение двух и более физических лиц или деловых организаций, являющихся совладельцами партнерства и осуществляющих совместную деятельность с целью получения прибыли. Партнерство может иметь наемных работников.

В США используются несколько организационных форм партнерства, основное различие между которыми сводится к степени ответственности по обязательствам партнерства, которое распространяется на разные типы участников.

Общее (полное) партнерство (general partnership) или просто партнерство – это форма организации коллективной хозяйственной деятельности, при которой группа лиц, называемых полными партнерами (general partners), управляют бизнесом и несут неограниченную и солидарную ответственность по долгам и обязательствам партнерства всем своим имуществом. Это означает, что в случае направления третьими лицами имущественного иска в адрес одного из партнеров, последний переадресует его за вычетом своей доли всем остальным партнерам. Партнеры имеют равные права на управление и контроль над деятельностью предприятия, на участие в прибыли и на имущество партнерства, обладают одним голосом независимо от доли участия, если иное не определено в договоре между ними.

При учреждении партнерства юридическое лицо формально не образуется. Вместе с тем, партнерства обладают признаками самостоятельного делового предприятия. Они имеют право быть занесенными в регистр деловых предприятий, право на собственное название, обособленное от участников имущество, собственный счет в банке, право вступать во взаимоотношения с третьими лицами как отдельная фирма, по законодательству многих штатов допускается предъявление иска непосредственно партнерству как обособленному предприятию, равным образом в отдельных случаях партнерство вправе выступать истцом в суде и т.п. Основным документом, регулирующим взаимоотношения партнеров в процессе ведения совместного бизнеса, является Договор партнерства (Partnership Agreement). Он может иметь устную, письменную форму или подразумеваемую форму. Составленный в письменной форме, договор может быть также занесен в регистр деловых предприятий соответствующего штата. В договоре обычно прописывается, каким образом будет осуществляться бизнес, определяется доля каждого партнера в прибылях и убытках, полномочия и ответственность и т.д. При отсутствии договора все партнеры считаются равными в правах, даже если их вклад в преуспевание бизнеса неравный. Договор партнерства прекращается в случае выбытия одного из партнеров или при вступлении нового партнера, смерти партнера, в соответствии с условиями договора, при купле-продаже доли участия партнера, в случае банкротства партнерства, по решению суда.

С целью ограничения ответственности отдельных партнеров была введена другая форма организации партнерств – ограниченное партнерство (limited partnership). В данной разновидности партнерств среди партнеров есть, по крайней мере, один полный партнер (general partner), несущий неограниченную ответственность по обязательствам ограниченного партнерства всем своим имуществом, а также, по крайней мере, один партнер с ограниченной ответственностью (limited partner), который отвечает по обязательствам партнерства только в пределах произведенных инвестиций (ограниченная ответственность) и не может быть непосредственно вовлечен в управление, т.е. играет роль пассивного вкладчика капитала. Ограниченные партнеры получают первоочередное право на получение прибыли от деятельности партнерства. Партнерами, как полными, так и ограниченными, могут быть физические лица и организации бизнеса не зависимо от их организационно-правовой формы.

В отличие от полного партнерства, создание которого является результатом частного договора между партнерами, ограниченное партнерство может быть создано только по разрешению властей штата, к которым следует обратиться за получением Свидетельства об образовании партнерства с ограниченной ответственностью. В нем отражаются имя партнерства, его официальные руководители, место осуществления бизнеса, характер бизнеса, имена и адреса всех партнеров, размер взносов, которые должны делать партнеры с ограниченной ответственностью; срок, в течение которого партнерство должно существовать, правила распределения прибылей (убытков) между партнерами. Свидетельство также должно содержать утверждение о том, что партнеры с ограниченной ответственностью не могут отвечать по долгам партнерства сверх размеров сделанных ими инвестиционных взносов[20].

Партнерства не облагаются налогом на прибыль, то есть не являются объектом двойного налогообложения (double taxation). Необлагаемая налогом на уровне партнерства прибыль распределяется, «проходит насквозь» (pass-trough) к партнерам, которые составляют свои индивидуальные налоговые отчеты. Помимо этого в специальной форме ежегодного отчета о прибылях и убытках партнерства партнеры указывают свой доход (или потери) от бизнеса, осуществленного в пределах партнерства.

Попыткой применить правило ограниченной ответственности к партнерствам стало законодательное закрепление в 1990-х годах прошлого века партнерства с ограниченной ответственностью (limited liability partnership), а также ограниченного партнерства с ограниченной ответственностью (limited liability limited partnership). Данные формы позволяют сочетать сильную защиту имущества предприятия с ограниченной ответственностью его участников. В этих организациях полные партнеры не отвечают по обязательствам, которые вызваны профессиональными ошибками других участников партнерства. Полную ответственность за ошибки несет партнер, их совершивший, благодаря чему повышается степень личной ответственности каждого из партнеров за результаты своей деятельности. Данные разновидности партнерств получили широкое распространение в США среди фирм, оказывающих бухгалтерские, консультационные, юридические, медицинские и другие услуги, в которых профессионализм и квалифицированные действия каждого из участников особенно важны для успешного ведения бизнеса. С налоговой точки зрения положение партнерств с ограниченной ответственностью аналогично общим и ограниченным партнерствам.

Корпорация – это юридическое лицо, существующее отдельно от его участников, которое может вести бизнес, заключать контракты, владеть собственностью, уплачивать налоги, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иски и выступать в суде ответчиком. Корпорация – единственная форма предприятия, которая изначально наделялась всеми признаками юридического лица. Это самая сложная форма организации предпринимательской деятельности с широким диапазоном возможностей. Участниками (акционерами) корпорации могут быть как физические, так и юридические лица, которые несут ограниченную ответственность по ее обязательствам в объеме внесенных паев или долей акций. Управление текущей деятельностью корпорации осуществляет совет директоров, избранные акционерами. В состав совета директором могут входить как наемные менеджеры, так и сами акционеры. При создании корпорации взимаются обязательные регистрационные сборы. Корпорации являются объектом двойного налогообложения как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Первоначально налогообложению подвергается корпоративная прибыль, затем дивиденды, распределенные между акционерами, вновь облагаются налогом на доход. Предприятия в корпоративной форме может существовать неопределенно долго. Если акционер принимает решение выйти из корпорации, он вправе переуступить свою долю другому акционеру или третьему лицу, которое продолжит участие в бизнесе. Деятельность корпорации продолжается вне зависимости от смерти, банкротства, признания недееспособными ее участников.

Малые корпорации с числом участников не более 35 человек имеют возможность получить налоговый статус “S корпорации”, доход которой не подлежит двойному налогообложению. Кроме того, ее акционерами могут быть только физические лица – резиденты.

Компания с ограниченной ответственностью (КОО), впервые введенная в законодательство штата Вайоминг в 1977 году, в настоящее время законодательно закрепленная с некоторыми отличиями во всех штатах, представляет собой гибридную форму организации бизнеса, сочетающую в себе признаки партнерств и корпораций. Данная форма имеет гибкую структуру управления и обеспечивает объединение таких важных показателей, как ограниченная ответственность владельцев и отсутствие двойного налогообложения. Она предполагает меньше формальностей в процессе создания и поддержания текущей деятельности, чем корпорации. Создается одним или более участниками путем составления организационного свидетельства и его регистрации в офисе Секретаря штата. Право на долю участника удостоверяется сертификатом участия (membership certificate). Каждый участник имеет равные права в управлении и ведении бизнеса и обладает правом голоса. В большинстве штатов в состав участников компании могут входить как физические лица, так и легальные формы организации бизнеса. Отдельные типы деловых предприятий не вправе получить статус КОО, такие как банки, страховые компании, а также бесприбыльные корпорации. Специальные правила существуют для иностранных компаний с ограниченной ответственностью. КОО может иметь наемных работников. Выбытие одного из участников (в том числе по причине смерти) или вступление нового, как правило, не приводит к прекращению существования и переоформлению компании, если иное не оговорено в соглашении участников (или не предусмотрено в законодательстве конкретного штата). КОО могут управляться либо учредителями, либо назначенными менеджерами, которыми могут выступать как сами учредители, так и иные лица. Для целей федерального налогообложения КОО могут выбрать классификацию в качестве партнерства, либо в качестве корпорации. В случае организации компании с одним участником она облагается налогом как индивидуальное предприятие.

Для стартового бизнеса, несомненно, самой удобной и простой формой организации является индивидуальное предприятие. Для организации такого предприятия не требуется больших затрат времени и средств, не требуется проходить процедуру регистрации, уплачивать специальные регистрационные сборы, за исключением уплаты минимального налога на получение лицензии в отдельных штатах. Управлять им относительно легко, поскольку частный предприниматель сам себе хозяин, от его деятельности зависит получаемый доход, что дает мощный стимул вести дела эффективно. Кроме того, индивидуальное предприятие не подлежит двойному налогообложению, прибыли и убытки отражаются в индивидуальной налоговой декларации. Существенными недостатками данной организационной формы ведения бизнеса являются неограниченная личная ответственность предпринимателя по обязательствам предприятия, ограниченные финансовые возможности для роста предприятия, высокий процент банкротств. Как следствие, индивидуальные частные фирмы малопривлекательны для крупных институциональных инвесторов и, прежде всего, для коммерческих банков.

Для организации партнерств необходимо требуется несколько больше затрат. Но благодаря совместному участию в бизнесе становится возможной более высокая степень специализации в управлении, расширяются финансовые ресурсы, бизнес становится менее рискованным и более привлекательным для потенциальных инвесторов. Доходы партнерств также не подлежат налогообложению, индивидуальный подоходный налог платят только его участники. Среди недостатков можно выделить неограниченную солидарную ответственность каждого партнера по долгам и обязательствам партнерства, за последствия неквалифицированных действий любого другого партнера. Кроме того, разделение власти между несколькими собственниками может привести к несогласованной политике или к бездействию. Продолжительность жизнедеятельности партнерств ограниченна, поскольку в случае выбытия одного из партнеров или при вступлении нового партнера, смерти партнера, при купле-продаже доли участия партнера договор партнерства прекращается.

Ограниченные партнерства в целом обладают схожими преимуществами и недостатками, как и полные партнерства, за исключением того, что ответственность пассивных партнеров ограничена размером его личного вклада в партнерство. При это он лишен права управления делами фирмы. Ограниченное партнерство, в отличие от полного партнерства, может быть создано только по разрешению властей штата, к которым следует обратиться за получением Свидетельства об образовании партнерства с ограниченной ответственностью.

Корпорация – это наиболее удобная форма привлечения капиталов для организации крупных проектов, например, по освоению и коммерциализации новых технологий для участия в конкурентной борьбе. Она позволяет путем выпуска акций практически неограниченно аккумулировать средства как мелких, так и крупных акционеров для развития производства, мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации. Срок жизнедеятельности корпорации практически неограничен. Ее деятельность продолжается вне зависимости от смерти, банкротства, признания недееспособными ее участников и зависит от грамотного управления. Крупные активы компании в значительной мере защищены от ликвидации, решение о проведении которой может быть принято только большинством голосов на общем собрании акционеров. В силу большей надежности и долговечности корпорации легче, чем другие формы организации бизнеса, получают доступ к банковскому кредиту. В корпоративной форме впервые произошло выделение управленческой функции. Существенным плюсом является то, что владельцы корпорации несут ограниченную ответственность по долгам и обязательствам корпорации. Наряду с этим, деятельность корпораций связана с целым рядом ограничений и требований. Организации бизнеса в корпоративной форме является мероприятием весьма затратным, сопровождается многочисленными регистрационными формальностями. Компании имеют более сложную организационную структуру. Требуется проведение ежегодных собраний акционеров, обязательной бухгалтерской ревизии. Между управляющими и акционерами корпорации часто возникают конфликты интересов. Корпорации являются объектом двойного налогообложения как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Помимо налога на прибыль, они обязаны уплачивать ежегодные дополнительные платежи и сборы. Правда, в отдельных случаях, как было указано выше, корпорации могут выбрать статус “S-корпораций” для целей налогообложения.

Участники компании с ограниченной ответственностью, также как акционеры корпораций, несут ограниченную ответственность по обязательствам компании только в размерах своих взносов в уставной капитал даже при их активном участии в управлении компанией (в отличие от пассивных партнеров в ограниченном партнерстве). В них отсутствуют многие ограничения, свойственные корпоративной форме. КОО не ограничены в количестве и типах участников, все они обладают правом участвовать в управлении компанией. Не требуется проведение ежегодных собраний участников. КОО наделены свободой выбора налоговой классификации. Ликвидация долей участия в прибыли КОО, как правило, не подлежит налогообложению. К недостаткам можно отнести существенно больший объем регистрационных формальностей и платежей, чем в случае организации партнерств, они практически сопоставимы с затратами на создание корпораций. Законодательство отдельных штатов может накладывать ограничения на срок существования КОО, а также запрет на организацию компании в некоторых сферах деятельности. Существенным недостатком является недостаточное единообразие статуса КОО в разных штатах (особенно это проявляется при ведении компанией бизнеса в нескольких штатах), отсутствие достаточного количества судебных прецедентов в отношении КОО. Ограниченные возможности по переуступке долей участия в капитале компании, по привлечению инвестиций на рынке капиталов и созданию широкого круга акционеров не позволяют рассматривать КОО полноценной альтернативой корпорациям. Многие малые компании в США начинают свой бизнес в форме КОО, затем по мере роста они преобразуются в корпорации с теми же участниками.

По данным Бюро переписи США, в 2006 году в США насчитывалось 5,8 млн. корпораций (18,9% общего числа фирм), партнерств – 2,9 млн. (9,4%)[21] и индивидуальных предприятий – 22 млн. (71,7%). При том, что общее число фирм в США возросло за период с 1980 по 2006 г. более чем в два раза, соотношение между числом корпораций, партнерств и индивидуальных предприятий изменилось незначительно – в 1980 г. они соотносились как 21% (2,7 млн.), 11% (1,3 млн.) и 68% (8,9 млн.) соответственно, то есть доля корпораций и партнерств снизилась на 2,1% и 1,6% соответственно, а доля индивидуальных предприятий возросла на 3,7%. Существование постоянного баланса между организационными формами частной собственности составляет основу американской модели экономического развития и позволяет ей сохранять мировое экономическое лидерство.

По величине валового дохода безусловными лидерами являются корпорации. В 2006 году на долю корпораций пришлось 82,8% общего объема валового дохода, партнерств – 13,2%, индивидуальных предприятий – 4%. За 26 лет доля корпораций и индивидуальных предприятий в общем объеме валового дохода снизилась на 7% и 2% соответственно, а доля партнерств возросла на 9%. Партнерства лидируют также по темпам роста валового дохода, объем которого вырос за указанный период в 14,4 раза, тогда как валовой доход корпораций и индивидуальных предприятий увеличился в 4,2 и 3,1 раза соответственно[22]. Представленные данные свидетельствуют о том, что корпорации, по-прежнему, имеют значительный удельный вес в американской экономике и составляют ее базис. Однако, тенденция развития такова, что в условиях “новой экономики” предприятия некорпоративного сектора находят все более широкое применение.

Если рассматривать по отдельности разные виды партнерств и компании с ограниченной ответственностью, то согласно статистике Службы внутренних доходов США[23] за период с 1996 по 2005 год наивысшие темпы роста продемонстрировали КОО, общее количество которых выросло за рассматриваемый период почти в 13,7 раза с 118,6 тыс. до 1,63 млн. и составило в 2006 году 55,3% общего количества партнерств. До 2002 года абсолютное лидерство принадлежало полным партнерствам, а с 2002 по 2006 год лидировали КОО [24]. С 1995 по 2006 год количество полных партнерств уменьшилось на 38,5% с 1,17 млн. до 718,8 тыс., число ограниченных партнерств возросло на 46,5% с 295,3 тыс. до 432,6 тыс., количество партнерств с ограниченной ответственностью в период с 1998 по 2006 год увеличилось более чем в 4 раза с 26 тыс. до 109 тыс. Количество участников в компаниях с ограниченной ответственностью за указанный период выросло, а количество партнеров в полных и ограниченных партнерствах продолжает снижаться.

По объему чистой прибыли за вычетом убытков верхние позиции занимают ограниченные партнерства. В 2006 году чистая прибыль данного типа партнерств составила 221,6 млрд. долл., компаний с ограниченной ответственностью – 205,3 млрд. долл., полных партнерств – 87,9 млрд. долл., партнерств с ограниченной ответственностью – 54,8 млрд. долл. Причем данный показатель для ограниченных партнерств, КОО и партнерств с ограниченной ответственностью имеет тенденцию в увеличению, а для полных партнерств он изменялся незначительно в ту или другую сторону на протяжении последнего десятилетия.

Предприятия некорпоративного сектора в венчурном бизнесе

Предприниматели, ищущие возможность начать новый или расширить действующий малый бизнес на основе перспективных, но зачастую неапробированных технологий наталкиваются на отсутствие прямого доступа к капиталу крупных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, страховые компании, банки, эндаументы и др. В этих условиях инвестиционная деятельность “ангелов бизнеса” и фирм венчурного капитала (ФВК) является критически важной для выживания малых высокотехнологичных фирм.

"Ангелы бизнеса" – это состоятельные предприниматели, инвестирующие часть собственного капитала в малые инновационные компании в обмен на долю в ее капитале и участвующие в управлении проектами самостоятельно в форме индивидуального предприятия, либо зачастую объединяясь в партнерства и компании с ограниченной ответственностью с целью распределения риска инвестирования между участниками. Повсеместное распространение Интернета способствует созданию неформальных сетей “ангелов бизнеса”, которые концентрируются вокруг университетов, исследовательских и технопарков и т.п. “Ангелов бизнеса” называют наиболее информированным сектором инвестиционного рынка. Эти участники неформального сектора рынка венчурного капитала постоянно находятся в поиске новых возможностей для интересных, потенциально высокодоходных инвестиций. Основная активность “ангелов” сконцентрирована на ранних стадиях жизни компаний (посевные, стартовые компании и компании на начальных стадиях развития), когда происходит доработка нового продукта и подготовка к его коммерческой реализации. На протяжении 2007 – 2008 годов 80% всех инвестиций частных рисковых инвесторов было направлено на финансирование компаний на ранних стадиях развития[25]. В гораздо меньшей степени, чем инвесторы и управляющие венчурными фондами, они обращают внимание на наличие солидной кредитной истории у потенциального получателя инвестиций (во многих случаях она просто отсутствует). Кроме того, весь инвестиционный процесс – поиск и отбор проектов, их проверка перед заключением сделки – также менее формальный. Большинство "ангелов", помимо участия в проектах своими финансовыми ресурсами, вкладывают в них свой личный опыт и задействуют налаженные связи. В настоящее время в США насчитывается порядка 260 тыс. “ангелов бизнеса”.

Под влиянием мирового финансового кризиса объем венчурного инвестирования “ангелов бизнеса” упал на 26% с 26 млрд. долл. в 2007 году до 19,2 млрд. долл. в 2008 году. При этом на протяжении пяти лет, предшествующих 2007 году, наблюдалось непрерывное увеличение объемов инвестирования. Благодаря усилиям “ангелов” в 2008 году получили финансовую поддержку 55,4 тыс. предпринимательских фирм. Средний размер инвестиций в пересчете на одну фирму составил в этом же году 346 тыс. долл. Наибольший объем рисковых инвестиций участников неформального сектора был направлен в секторы здравоохранения (16%), программного обеспечения (13%), биотехнологий (11%), промышленности и энергетики (8%).

Среди разнообразия учреждений формального (институционального) сектора рынка венчурного инвестирования ведущая роль принадлежит фирмам венчурного капитала, которые создаются специально для рискового инвестирования в малый стартовый бизнес с высоким потенциалом прироста дохода. Они организуются в форме партнерств, но чаще всего в форме ограниченных партнерств. В случае создания ограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью, а в качестве полных партнеров выступают управляющие фондом, осуществляющие контроль за его операциями. ФВК нередко становятся полными собственниками малой инновационной компании, в финансировании которой они принимали участие. В последнее время учащаются случаи организации ФВК в форме компаний с ограниченной ответственностью, позволяющей сочетать ограниченную ответственность участников компании с отсутствием налогообложения доходов на уровне компании. Венчурные фонды ФВК формируются за счет свободных средств из разных источников. Это могут быть деньги институциональных инвесторов – банков, страховых компаний, пенсионных фондов, корпораций, университетов, а также частных лиц и даже благотворительных организаций. Решение о финансировании малого инновационного бизнеса принимается только после комплексной оценки перспектив развития фирмы и масштабов и возможностей коммерциализации новой продукции, особое внимание обращается на наличие опытной управленческой группы.

Фирмы венчурного капитала, в отличие от “ангелов бизнеса”, ориентированы преимущественно на компании, находящиеся на этапе расширения и более поздних стадиях развития. На финансирование таких компаний в 2008 году было направлено 75% общего объема инвестиций венчурных капиталистов. Общий объем инвестирования ФВК в 2008 году составил 28,1 млрд. долл. (снижение на 8% по сравнению с 2007 годом и первое снижение, начиная с 2003 года). Количество профинансированных компаний малого бизнеса в этом же году – 3,3 тыс. Средний размер инвестиций в пересчете на одну фирму составил 8,5 млн. долл. Инвестиции венчурных капиталистов направляются, прежде всего, в такие высокотехнологичные отрасли экономики, как производство программного обеспечения (18%), биотехнологии (16%), промышленность и энергетика (13%), медицинское оборудование и приборы (13%), телекоммуникации (7%), производство полупроводников и электронного оборудования (6%).

*  *  *

В настоящее время эффективность экономики США во многом достигается благодаря взаимовыгодному и взаимодополняющему сосуществованию малого и крупного бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях промышленности и сферы услуг. Наибольший объем инвестирования в НИОКР и освоения выделенных средств приходится на крупные компании, организованные преимущественно в корпоративной форме. Но именно малые компании, сориентированные на нововведения, играют ключевую роль в развитии и первоначальной коммерциализации новых наукоемких технологий, составляющих основу экономического роста страны. Организуемые чаще всего в некорпоративной форме (индивидуальные предприятия, партнерства, компании с ограниченной ответственностью) и растущие быстрыми темпами, они служат инкубаторами новых идей, большинство из которых обречены на гибель, но при этом значительная часть из них находит широкое применение на практике. Для подобных компаний изменения являются нормой, частью их предпринимательской культуры в отличие от крупных компаний, для существования которых необходима стабильность и нацеленность на длительное существование.

Новые высокотехнологичные компании привлекают внимание государства, венчурных инвесторов, “ангелов бизнеса”, крупных корпораций, банков, страховых компаний, благодаря финансовой поддержке которых получают дальнейшее развитие и выводят на рынок новый продукт или услугу, полезные обществу. Среди разнообразия учреждений рынка рискового капитала ведущая роль принадлежит фирмам венчурного капитала, которые создаются специально для рискового инвестирования в малый стартовый бизнес с высоким потенциалом прироста дохода, и частным венчурным инвесторам – “ангелам бизнеса”, обеспечивающим финансовую поддержку компаниям, находящимся на ранних стадиях жизни компаний и нуждающимся в стартовом капитале. Первые участники рынка венчурных инвестиций принимают организационно-правовую форму партнерств и компаний с ограниченной ответственностью, тогда как “ангелы бизнеса” могут участвовать в управлении проектами самостоятельно в форме индивидуального предприятия, либо объединяются в партнерства и компании с ограниченной ответственностьюс целью распределения риска инвестирования между участниками. Опережающие темпы роста организации инновационного и венчурного бизнеса в форме компаний с ограниченной ответственностью свидетельствуют о возрастающем значении этой формы организации бизнеса в обеспечении эффективного функционирования экономики, основанной на знаниях.


[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту ?09-02-00617а/р.

[2] Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies, and Nations in a Knowledge-Based Economy//The Atlantic Monthly, vol.283, ?6, June 1999, pp. 59-67.

[3] R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast, December 2009, p. 9.

[4] Science and Engineering Indicators: 2010, p.6-10.

[5] R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast, December 2009, pp. 8-9.

[6] Global Entrepreneurship Monitor. National Entrepreneurship Assessment of the United States. 2009 Exclusive Report, p. 32.

[7] Economic Report of the President 2007, p. 61.

[8] Reynolds P., Hay M. and Camp S. M. (1999) Global Entrepreneurship Monitor: 1999 Executive Report, Ewing Marion Kauffman Foundation, Kansas City, MO, p. 18.

[9] “The Innovation – Entrepreneurship NEXUS. A National Assessment of Entrepreneurship and Regional Economic Growth and Development” – Wash.(D.C.): SMA, Office of Advocacy, April 2005. – P. 39.

[10] National Commission on Entrepreneurship White Paper, Embracing Innovation: Entrepreneurship and American Economic Growth, 1999, p. 1.

[11] Drucker P. Innovation & Entrepreneurship. – N.Y.: Harper Business. 1995, p. 28.

[12] Например, основатели фирмы по производству компьютерных сетей “Сиско Системз” израсходовали  в свое время 170 млн. долл. для венчурного инвестирования новой электронной фирмы “XKL Systems”. 

[13] Существуют уточненные величины для отдельных отраслей промышленности. Основными критериями отнесения к малому бизнесу является либо численность занятых, либо размер годовой выручки от продаж.

[14]Acs Z., Parsons W., Tracy S. High-impact firms: Gazelles revisited. Washington, DC: U.S. Small Business Administration, Office of Advocacy, Corporate Research Board, LLC, 2008, June.

[15] Entrepreneurship. A Candidate’s Guide.  – Wash.(D.C.): National Commission on Entrepreneurship, August 2002.  – P. 5.

[16] National Science Foundation, Science Resources Statistics, Indicators of U.S. Small Business’s Role in R&D. – March 2010, pp. 1-3.

[17] Small Business Administration, Office of Advocacy, Frequently Asked Questions, 2010.

[18] Breitzman A., Hicks A., Feldman M. (1790 Analytics) (2008, November). An analysis of small business patents by industry and firm size. Washington, DC: U.S. Small Business Administration, Office of Advocacy.

[19] National Science Foundation, Science Resources Statistics, Indicators of U.S. Small Business’s Role in R&D. – March 2010, pp. 4-5.

[20] Кочетков Г.Б., Супян В.Б. “Корпорация: американская модель” - СПб.: Питер, 2005. – с. 60.

[21] В число партнерств входят различные виды партнерства и компании с ограниченной ответственностью.

[22] Statistical Abstract of the United States, 2010, Table 728.

[23] Internal Revenue Service, "Partnership Returns, 2006", pp. 136-139.

[24] В целях федерального налогообложения партнерства классифицированы на пять отдельных типов организации: местное полное партнерство, местное ограниченное партнерство, местная компания с ограниченной ответственностью, местное партнерство с ограниченной ответственностью и иностранное партнерство, а также предусматриваются другие типы организации партнерств, для которых в налоговой декларации партнерства предусмотрена отдельная графа. До 2000 года иностранные партнерства не были идентифицированы как отдельная форма и включались в статистику местных партнерств.

[25] Science and Engineering Indicators 2010, p. 6-52.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio