ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗA США ЗА РУБЕЖОМ
Рецензия на книгу:
Филимонов Г. Мягкая сила культурной дипломатии США.
М.: РУДН, 2010. 212 с.
Аннотация. В рецензируемой книге анализируется внешняя культурная политика США, дается подробный исторический обзор рассматриваемой проблемы, подробно рассматривается деятельность отдельных институтов, осуществляющих эту политику, говорится о роли СМИ, Голливуда, американского шоу-бизнеса и т.д. в формировании образа Америки за рубежом. Книга интересна в силу новизны рассматриваемой проблемы, так как среди российских научных публикаций этому вопросу посвящено мало работ.
Ключевые слова: Соединенные Штаты, культура, внешняя политика, филантропические фонды, ЮСИА, пропаганда, Голливуд, Государственный департамент США.
Image of the United States in the World: Problems of Formation
G. Filimonov. Soft Power of U.S. Cultural Diplomacy.
M.: Russian University of Peoples Friendship, 2010. (review)
Annotation. The author reviews recent book by G. Filimonov Soft Power of U.S. Cultural Diplomacy, which is one of the few devoted to American foreign cultural policy. The reader gets profound analysis of the history of this policy, description of core institutions realizing official and unofficial cultural policy abroad, interesting conclusions and references to contemporary Russian policy in humanitarian sphere.
Key words:The United States, culture, foreign policy, philanthropic funds, USIA, propagation, Hollywood.
V. V. Shaklein,
Поражение Республиканской партии на выборах 2008 г. большинство американских политологов объясняет неиспользованием или недостаточным использованием так называемой мягкой силы, к которой относят, прежде всего, публичную дипломатию как взаимодействие и воздействие непосредственно на общество той или иной страны. М. Макфол, который в администрации Обамы курирует в СНБ политику в отношении Евразии и России, в начале 2000-х гг. предложил говорить о суверенитете народа, а не о суверенитете государства, поэтому воздействие на народ считается теперь более важным, нежели контакты на государственном уровне.
Такие утверждения были особенно актуальными, когда речь шла о российско-американских отношениях, так как при активных встречах и иных контактах на уровне президентском и в целом правительственном, влияние на российское общество расценивалось как минимальное. Из этого делался вывод о том, что администрация Буша недостаточно использовала колоссальный потенциал США в мягкой силе и не занималась в достаточном масштабе публичной дипломатией.
Администрация Обамы пытается использовать культурно-дипломатический ресурс для улучшения имиджа Америки в мире, который, по оценкам демократов, стал резко негативным.
В большинстве российских и американских работ, посвященных анализу внешнеполитической деятельности США, основное внимание уделяется традиционным направлениям: экономическому и военному, так как США не удовлетворяет ситуация с обеспечением национальной безопасности и с улучшением экономической ситуации. Соединенные Штаты обеспокоены тем, что им не удается добиться решающего влияния на обеспечение международной безопасности, хотя НАТО остается самой влиятельной военной организацией и США играют в ней определяющую роль. В экономике растет влияние КНР и прогнозы носят для США неутешительный характер. Несмотря на самое весомое положение в ВТО, в двадцатке, восьмерке, Соединенные Штаты не обладают монопольными возможностями для регулирования мировой экономической и финансовой систем.
Но для демократов важны не только военная и экономическая сферы, они не отказываются от плана демократизации мира и утверждения западных ценностей и институтов. Для реализации этой политики очень важны усилия в культурной сфере. Администрации Обамы продолжает политику демократизации, но для этого необходимо, как уже отмечалось выше, сделать более привлекательными планы и действия США, доказать, что они искренны и действуют в общих интересах.
Для лучшего понимания того, как Соединенным Штатам удается добиваться эффекта в сфере культурно-пропагандистской деятельности, важно знать, как исторически складывались принципы, механизмы и институты осуществления внешней культурной политики, какие организации занимаются реализацией этой политики.
В книге рассматривается история внутренней и внешней культурной политики США, проводится анализ основных тенденций в изучении американской внешней культурной политики научным сообществом США и Европы, выявляются базовые принципы, направления и цели этой политики. Поднимается вопрос о степени влияния культурной дипломатии США на уровень и характер их контактов с другими странами и на систему международных отношений в целом. Анализируются подходы руководства США к внешней культурной политике и использованию ее как инструмента мягкой силы в разные исторические периоды. Особое внимание уделяется вопросу изучения проблемы экспорта американской культуры (дискуссия о культурном империализме), проблеме культурного аспекта глобализации. В работе подчеркивается взаимосвязь внешней культурной политики США и распространения американской культуры с процессом глобализации.
В монографии подробно описывается роль Государственного департамента и ЮСИА в продвижении американских ценностей. Это основные ведомства, отвечающие за внешнеполитическую пропаганду, поэтому помимо собственно культурной политики, они проводят колоссальную пропагандистскую работу, и часто нелегко отделить компонент культурного влияния от пропаганды. Они тесно переплетены. Был сделан очень важный первый шаг в этом направлении. Представляется, что в будущем автору необходимо расширить анализ, включив в него более детальное рассмотрение этого вопроса.
Это особенно важно в ситуации, когда Россия заметно проигрывает США в создании образа за рубежом, в разъяснении своей внешнеполитической деятельности из-за недостаточной работы соответствующих ведомств. Недочеты во внешней культурной политике и в пропаганде негативно сказались и на ситуации в СНГ. Не секрет, что Россия не использовала в полном объеме не только огромный потенциал своей высокой культуры, но и имевшийся общий культурный потенциал (язык, литература, образование, приверженность отличным от западных ценностям и т.д.). Автор верно делает акцент на высокой и массовой культуре, так как именно в массовой культуре США являются лидером. Именно эта массовая культура вызывает столько нареканий и критики, как в самих США, так и в других странах. В монографии показано, как действуют Голливудский кинематограф, СМИ, шоу-бизнес, молодежные субкультуры. Интересны и высказывания относительно американской книгоиздательской деятельности и прессы, поскольку США занимают лидирующее место в мире по объемам выпуска и продаж печатной продукции, а всемирно известные американские газеты эффективно формируют общественное мнение внутри страны и вне её, что закрепляет за Америкой роль лидера в сфере экспорта культурной продукции как инструмента внешней политики. Хотя, как отмечается в книге, в современном мире печатная продукция уступает по своему влиянию электронным СМИ, в образовательной сфере печатным научным и художественным изданиям уделяется большое внимание.
Особый интерес вызывает описание деятельности филантропических фондов, так как довольно трудно найти литературу по этому вопросу, да и практика филантропической деятельности весьма слабо развита в России. А это один из важнейших вопросов, так как такие организации, как Фонд Макартуров, АЙРЕКС, Фонд Форда, Фонд Карнеги и др. оказывали и продолжают оказывать серьезное влияние не только на научные исследования и образование, но и на российские НПО, на общественное мнение, молодежь. Думается, что в будущем автору важно расширить анализ, уделив более пристальное внимание деятельности научно-исследовательских центров, которые финансируются из разных источников, как из федеральных, так и частных (в том числе, фондами).
Таким образом, в монографии Г. Филимонова поднимаются очень важные вопросы, имеющие практическое значение. В настоящее время проблема формирования положительно-объективного образа в мире одна из актуальных. Это требует не только лучшей и более серьезной организации российской внешней культурной политики, но и пропагандистской деятельности (по официальной терминологии информационного сопровождения международной деятельности). Необходимо хорошо знать историю вопроса, общепринятые подходы, опыт наиболее успешной страны США. В этой связи прочтение книги, посвященной американской внешней культурной политике, будет очень полезным.
Прикладное значение монографии усиливается тем, что перед Россией стоят важные задачи консолидации интеграционных процессов в рамках СНГ, в деятельности ШОС и ОДКБ. Как отмечали отдельные российские политологи, статус России в мировой политике будет в значительной степени определяться тем, насколько успешными будут ее действия в организации пространства по периметру ее границ. Гуманитарное взаимодействие, частью которого остаются культура и образование, чрезвычайно важны. В условиях, когда США продолжают активизировать политику в странах СНГ, когда во многих странах сформировалось новое поколение политиков, ориентированных на США, России необходимо более серьезно отнестись к тому, чтобы поставить на службу российским интересам все еще сохраняющийся среди населения и молодежи стран СНГ интерес к российской культуре и взаимодействию с ней, сохранению русского языка как языка общения и взаимодействия на уровне бизнеса и политики.
Как справедливо отмечается в книге, культура сегодня входит в группу приоритетных компонентов, влияющих на внешнеполитическую деятельность не только Соединенных Штатов, но и других государств, в значительной степени формируя арсенал их мягкой силы.
Автор, понимая всю важность стоящих проблем, представляет свои соображения относительно того, какой должна быть Стратегия национальной культурной безопасности России. Он говорит в целом о мягкой силе в политике государств. Действительно, вопрос о том, в каких масштабах и для решения каких проблем может быть использован богатейший культурный потенциал России, и что необходимо сделать для повышения эффективности пропагандистской деятельности страны, не менее важен, чем вопросы экономики и безопасности. Россия нуждается в благоприятных условиях для проведения своей политики, ей нужны союзники и сторонники. Без этого трудно будет добиваться поддержки российским программам и инициативам. Поэтому все вопросы, поднятые в монографии Г. Филимонова, требуют дальнейшей разработки. Можно сказать, что книга удачная и актуальная.
В. В. Шаклеин,