Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2011

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

П.В. Иваний, аспирант
Института США и Канады РАН
Н. Е. Петровская, к.э.н,
научный сотрудник
Института США и Канады РАН.
e-mail: 

Аннотация. В статье анализируется роль Управления Адвокатуры Администрации по делам малого бизнеса как независимого органа защиты малых предприятий, ответственного за исследование их вклада в американскую экономику.

Ключевые слова: Администрация по делам малого бизнеса США,Управление Адвокатуры, малый бизнес, государственная поддержка

The Role of Office of Advocacy in Supporting Small Business

Ivaniy Pavel Vladimirovich,
Postgraduate student,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Petrovskaya Natalia Evgenievna,
Researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation.The article examines the role of the Office of Advocacy of the U.S. Small Business Administration as an independent voice for small business, responsible for examining the contributions of small businesses to the U.S. economy.

Keywords: U.S. Small Business Administration, the Office of Advocacy,small business, government support.

В основе современной системы содействия развитию малого бизнеса в США концепция развития малого бизнеса как неотъемлемого элемента американской демократии, источника создания рабочих мест, укрепления производственного, инновационного потенциалов, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Государственная поддержка малого бизнеса была законодательно регламентирована еще в 1953 г. (Законом о малом бизнесе). Администрация по делам малого бизнеса призвана консультировать, поддерживать и защищать его интересы, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок и финансовых ресурсов. Стратегия развития малого бизнеса определена законодательно как всесторонняя его поддержка всеми государственными структурами во взаимодействии с Администрацией по делам малого бизнеса. Она действует по следующим основным направлениям: оказание помощи в трансферте технологий; увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом; улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг; распространение информации о различных государственных, региональных и частных программах, направленных на повышение конкурентоспособности малых предприятий; увеличение экспортных возможностей; обеспечение учета и представления интересов малых предприятий на всех торговых переговорах.

К началу XXI века в США сформировались механизмы, позволяющие оказывать системное содействие малому бизнесу, охватывающее широкий спектр финансовых, организационных, технических, административных мер, которые нашли отражение в работах российских исследователей[1]. В целях  изучения особенностей деятельности сектора малого бизнеса, определения его роли в социально-экономической жизни страны и выявления различного рода причин, препятствующих росту конкурентоспособности и дальнейшему развитию, в 1976 г. было принято решение об организации независимого Управления Адвокатуры (the Office of Advocacy of the U.S. Small Business Administration). Управление Адвокатуры представляет особое значение для повышения эффективности механизма поддержки малого бизнеса. Главное его предназначение состоит в наблюдении за состоянием и тенденциями развития малого бизнеса как залога благополучия страны экономического, и социального, и представлении научно обоснованной оценки результативности принимаемых мер.

Речь идет не только о приеме и анализе жалоб предпринимателей на действия государственных учреждений этим занимается также специально учрежденное подразделение. Роль Управления Адвокатуры еще и в профилактике, то есть в исследовании воздействия нормативов и правил на жизнеспособность и активность малых предприятий. Выявленные проблемы не только доводятся до органов исполнительной и законодательной властей, но становятся достоянием общественности. Управление защиты не обязано испрашивать и получать разрешения исполнительной власти на предоставление своих материалов Конгрессу и публикацию результатов обследований[2].

Председатель Адвокатуры назначается президентом страны и утверждается Сенатом. Управление Адвокатуры представляет и защищает интересы малого бизнеса во всех органах власти, активно взаимодействуя с политическими кругами и общественными организациями.

Oсновные задачи и функции Управления Адвокатуры

Управление Адвокатуры проводит независимые экономические исследования, анализирует результативность действующего законодательства, оценивает эффективность работы Администрации по делам малого бизнеса и на основе полученных результатов разрабатывает предложения по совершенствованию государственной политики в отношении малого бизнеса. Это способствует снижению административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса и повышению эффективности мер государственной поддержки этого сектора экономики. В наиболее полном виде основные функции и стратегические задачи Управления Адвокатуры изложены в федеральных законах США[3], которые дополняются соответствующими поправками.

По состоянию на 2010 г. в Управлении Адвокатуры работало 47 штатных сотрудников. Деятельность осуществляется в рамках соответствующих направлений: Отдел экономических исследований (The Office of Economic Research), Отдел информационного обслуживания (The Office of Information ), Отдел правовых вопросов и межведомственного взаимодействия (The Office of Interagency Affairs - Regulatory Staff), Группа региональных адвокатов (The Regional Advocates), Группа административной поддержки (Administrative Support Branch).

Отдел экономических исследований был создан ещё в 1978 г. Основные функции этого отдела заключались в проведении исследований важнейших проблем малых предприятий собственными силами и с привлечением сторонних организаций. На начальных этапах работы основные трудности возникали в связи с отсутствием достаточной информации о деловой активности сектора малого бизнеса, получаемой из государственных источников статистической информации. Это не позволяло делать обоснованных выводов о состоянии и проблемах малых предприятий. Оценка осуществлялась на основе узких выборок, что не давало объективной картины общего поведения субъектов малого бизнеса и препятствовало разработке практических рекомендаций по решению тех или иных проблем в деятельности этого сектора экономики.

Специалисты в различных областях предпринимательской деятельности (финансирование, инновации, устойчивость предприятий, правовое регулирование бизнеса, отчетность, налогообложение, обучение персонала, заработная плата и др.) нацелены на выявление наиболее узких мест в развитии малого бизнеса. При этом к работе привлекаются и сторонние организации.

На начальных этапах работы Отдела экономических исследований перед ним стояла важнейшая задача, заключавшаяся в поиске источников необходимой информации, в разработке методов сбора и анализа данных, достаточных для количественной оценки явлений, происходящих в среде малого бизнеса. За последние 32 года достигнуты значительные успехи в разработке и совершенствовании баз данных и в проведении аналитических исследований.

Основной прогресс в исследованиях экономического состояния малого бизнеса был достигнут благодаря установлению тесного взаимодействия с исследовательскими центрами, с государственными агентствами, собирающими различную статистическую информацию, а также с различными ассоциациями представителей этого сектора.

Для обеспечения объективной оценки состояния предпринимательства и разработки эффективных рекомендаций по совершенствованию государственной политики его поддержки, основные направления деятельности отдела экономических исследований сосредоточены на:

  • - идентификации различных источников информации и их использовании для создания собственных баз данных, обеспечивающих количественную оценку результатов деятельности малых предприятий;
  • - создании новых баз данных о их деятельности ;
  • - инициировании новых социально-экономических исследований о деятельности малых предприятий, проводимых собственными силами и внешними организациями;
  • - повышении уровня и глубины исследований процессов, происходящих в секторе малого бизнеса,
  • - распространении полученных результатов исследований в научном сообществе и в структурах власти разных уровней, а также среди других заинтересованных сторон.

Такой подход позволяет Отделу экономических исследований проводить изучение состояния и тенденций развития сектора малого бизнеса по следующим важнейшим направлениям[4]:

  • - изменение демографического состава владельцев предприятий (по национальным признакам, гендерным признакам, принадлежности к социальным группам, например, ветеранам и т.п.);
  • - изучение жизненного цикла предприятий, их выживаемость, диверсификация, слияние и ликвидация в зависимости от видов деятельности, мест расположения, условий внешней среды и др.;
  • - исследования общего состояния малого бизнеса и его роли в экономике страны с публикацией ежеквартальных и ежегодных отчетов (динамика объёмов продаж, изменения количества предприятии, уровень занятости, создание новых рабочих мест и др.);
  • - исследование рынка финансовых услуг для малых предприятий, а также результатов финансовой деятельности малого бизнеса;
  • - исследование динамики изменения размеров предприятий в зависимости от мест расположения, видов деятельности и экономической обстановки;
  • - изучение вопросов научного, технологического и инновационного развития малых предприятий, с определением основных тенденций для различных видов деятельности;
  • - исследование результатов размещения и выполнения государственных заказов в секторе малого бизнеса и на условиях субконтрактных отношений,
  • - постоянное изучение влияния инструментов государственного и административного регулирования с разработкой рекомендаций по снижению административных барьеров для бизнеса и по совершенствованию правоприменительной практики;
  • - проведение сравнительных исследований уровней развития МП в различных штатах и на местах;
  • - ежегодная оценка экономического состояния сектора малого бизнеса в каждом штате, на административных территориях и в стране в целом.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления Адвокатуры, как отмечалось выше, является исследование результатов размещения и выполнения государственных заказов в секторе малого бизнеса и на условиях субконтрактных отношений. В 2009-2010 гг. на малый бизнес приходилось 23% государственных заказов на товары и услуги.

Исследование динамики госзаказа, выполняемого малым бизнесом, позволило выявить важнейшую тенденцию повышения доли заказов на проведение фундаментальных исследований.

На фундаментальные исследования, проведение прикладных НИОКР, приобретение и создание новейших видов технологий, создание, испытание и эксплуатацию систем вооружения и военной техники в 2010 году приходилось 21% суммы государственных контрактов, предоставленных малому бизнесу столько же, сколько на поставки стандартных товаров и сырья. При этом доля фундаментальных исследований возросла с 12% в 2009 г. до 17% в 2010 г.

Данные по оценке экономического состояния сектора малого бизнеса в каждом штате, на административных территориях и в стране в целом публикуются в сборнике Small Business Profiles for the States and Territories, в котором освещаются: количество малых предприятий, их специализация, уровень доходности, банковские услуги, занятость, предпринимательство среди женщин и национальных меньшинств. Кроме того, выпускается ежегодный отчет О работе Отдела экономических исследований, состоящий из 6 разделов и приложений. Ныне известнейшие университеты, бизнес-школы и исследовательские центры страны проявляют растущий интерес к участию в различных программах исследований и в проведении научных симпозиумов, инициируемых и спонсируемых Отделом экономических исследований.

Расширяющиеся масштабы деятельности малого бизнеса, изменения в условиях и принципах ведения бизнеса требуют пристального изучения объективной статистической информации об их влиянии на социально-экономическое развитие. В этой связи Отдел экономических исследований намерен разработать совместно с Бюро экономического анализа и США новую базу для сбора данных о предприятиях без наёмных работников (надомные предприятия, единоличные собственники, самозанятые, партнерские и корпоративные предприятия, не представляющие информации о штатных сотрудниках). Ныне о таких предприятиях имеется очень мало информации, хотя их роль постоянно возрастает, особенно в сфере генерации новых идей и в воспитании нового поколения высококвалифицированных предпринимателей. Проводятся предварительные консультации по разработке системы статистического учета динамики изменения состояния таких предприятий в зависимости от изменений регулирующего законодательства и общей политики в отношении предпринимательства, в том числе для создания базы данных о собственниках новых предприятий для получения аналитической информации о характере и результатах деятельности малых предприятий, которыми владеют афро-американцы, представители латино-американских и азиатских этнических групп, выходцы из островных государств, а также женщины, ветераны и представители других групп населения.

Такая информация необходима и Управлению по делам предпринимательства национальных меньшинств Министерства торговли США. Поэтому Администрация по делам малого бизнеса совместно с этим Управлением приняли решение о разработке базы данных под названием Характеристики собственников бизнеса.

Отдел правовых вопросов и межведомственного взаимодействия был создан для обеспечения юридической поддержки при решении правовых и организационных вопросов, касающихся поддержки и развития малого бизнеса. Юристы этого отдела постоянно сотрудничают с правительством и разъясняют законодателям возможности влияния их решений на деятельность малого бизнеса. Они также представляют и защищают интересы малых предпринимателей на всех уровнях власти, одновременно акцентируя внимание на действующих правовых актах, ущемляющих интересы предпринимателей. Ежегодно, благодаря оптимизации актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, предпринимателям удаётся сэкономить с помощью юристов Отдела правовых вопросов и межведомственного взаимодействия миллиарды долларов.

Управление Адвокатуры признаёт, что на уровне администраций штатов и местных органов власти, часто возникают проблемы с правоприменением местных норм регулирования деловой активности, препятствующих развитию малого бизнеса. В этой связи Отдел правовых вопросов и межведомственного взаимодействия учредил должности 10 региональных адвокатов (территория США разделена на 10 регионов), которые помогают местным предпринимателям урегулировать большинство правовых вопросов в пользу предпринимателей. Отдел правовых вопросов и межведомственного взаимодействия осуществляет свою работу в следующих основных направлениях[5]:

  • - представляет доклады ведущих экспертов о проблемах малого бизнеса на слушаниях в Конгрессе США;
  • - осуществляет сбор комментариев специалистов и заинтересованных предпринимателей к правовым актам о регулировании деятельности малого бизнеса, опубликованным в Федеральном реестре законопроектов США и комментирует действующее законодательство применительно к предпринимательской деятельности. Формирует сводный обзор комментариев ко всем законодательным актам, затрагивающим интересы малого бизнеса за последние 5 лет;
  • - осуществляет экспертизу проектов законодательных и нормативных актов различных ведомств, затрагивающих интересы малого бизнеса, с целью обеспечения наиболее приемлемых для предпринимателей условий их применения,
  • - участвует в разработке дружественного для предпринимателей регулирующего законодательства в различных штатах страны;
  • - формирует электронные библиотеки правовых актов и аналитических материалов по правоприменительной практике, касающихся деятельности малых предприятий;
  • - разрабатывает ежегодный доклад по результатам мониторинга правового обеспечения предпринимательской деятельности в соответствии с законом "О гибкости правоприменения"[6].

Информационный отдел был создан для обеспечения широкого и оперативного распространения результатов исследований, проводимых Управлением Адвокатуры, а также для организационной и технической поддержки конференций, симпозиумов и семинаров, проводимых по тематике малого бизнеса в стране и за рубежом. Основные функции информационного отдела заключаются в следующем:

  • - ежемесячный выпуск бюллетеней, освещающих текущие события экономической жизни,  тенденции изменения правового регулирования деятельности малых предприятий и предпринятые инициативы, направленные на улучшение условий их деятельности ,
  • - издании пресс-релизов о слушаниях в Конгрессе, заседаниях различных комиссий, инициативах общественных предпринимательских организаций и др., связанных с различными аспектами деятельности сектора малого бизнеса. Эти пресс-релизы пользуются большим спросом у политиков, ученых, журналистов, предпринимателей, управленцев, членов производственных ассоциаций и профессиональных объединений;
  • - поддержании работы электронной Системы распространения актуальной информации[7]. Пользователи "Системы" получают доступ к новейшей информации;
  • - организации конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам, а также информировании о содержании аналогичных мероприятий, проводимых другим организациями в стране и за рубежом.

Активное распространение в средствах массовой информации сведений о роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны и результатах исследования его состояния является важнейшим фактором, влияющим на общественное мнение и на формирование государственной политики в отношении малых предприятий. Эти сведения позволяют повысить рыночную конкурентоспособность различных групп малого бизнеса и создать условия для их деятельности.

Стратегический план развития малого бизнеса на 2008- 2013 гг.

В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, Администрация по делам малого бизнеса разрабатывает пятилетний план. В ныне действующем плане на 2008 2013 фин. гг. представлены основные стратегические цели дальнейшего развития малого бизнеса и ключевые направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Соответственно, задача Управления Адвокатуры состоит прежде всего в поиске новых подходов к повышению эффективности использования ресурсов, оценки воздействия принимаемых мер на состояние малых предприятий. Организационно Управление Адвокатуры и Генеральная Инспекция входят в структуру Администрации по делам малого бизнеса, однако их деятельность осуществляется не зависимо от руководства Администрации.

Актуальность деятельности Управления Адвокатуры была усилена глобальным кризисом[8], создавшим потребность в дополнительных инструментах поддержки малых предприятий и исследования их влияния. Например, рост кредитного портфеля Администрации малого бизнеса в последние годы позволил значительно расширить объём помощи малому бизнесу в условиях кризиса и преодоления его последствий. Вместе с тем возросла и необходимость независимой оценки их распределения, достигнутого эффекта, а также значительных организационных и технологических преобразований в работе большинства структурных подразделений Администрации по делам малого бизнеса.

Стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-2013 гг. отражает стремление Администрации по делам малого бизнеса подготовиться, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности, к трудностям, создаваемым процессами глобализации экономики. Стратегические цели этого плана во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность Администрации и предусматривает реализацию комплекса мероприятий:

  • - увеличение количества малых предприятий в стране, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;
  • - предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
  • - улучшение деловой среды для малых предприятий;
  • - обеспечение высокого уровня организации управления в Администрации по делам малого бизнеса с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и анализа достигнутых результатов.

Особое внимание в Стратегическом плане уделяется расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании им комплексных услуг.

Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий. Для достижения поставленных стратегических целей, Администрация по делам малого бизнеса обязуется:

  • - достигнуть намеченных результатов на основе совершенствования действующих программ поддержки предпринимательства, применения современных методов управления и создания благоприятных условий для развития малого бизнеса;
  • - предоставлять широкий спектр высококачественных услуг предпринимателям в соответствии с их потребностями и запросами;
  • - всемерно повышать квалификацию сотрудников агентства, обеспечивая их необходимым оборудованием и применяя передовые технологии для достижения наибольшей эффективности оказываемых ими услуг;
  • - обеспечить полную прозрачность и подотчетность всех проводимых агентством финансовых операций и мероприятий, для достижения их высокой эффективности и завоевания абсолютного доверия со стороны общества, предпринимателей, клиентов и партнёров.

Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Общая характеристика достижения заданных стратегических целей развития малого предпринимательства и обеспечения оценки достигнутых результатов, приведена на рис. 1.

Рис. 1. Выполнение стратегических целей

В рамках выполнения каждой долговременной задачи определяется перечень тактических целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей.

В настоящее время основные исследования о состоянии и тенденциях развития сектора малого бизнеса, достижении стратегических целей развития осуществляются по контрактам Управления Адвокатуры, заключаемым с различными научно-исследовательскими организациями. Финансирование таких контрактов осуществляется из нескольких источников. Ежегодно Национальный Научный Фонд[9] осуществляет на конкурсной основе финансирование примерно 11 тысяч научно-исследовательских работ, осуществляемых научными организациями, университетами, малыми предприятиями и рядом некоммерческих организаций[10]. Заинтересованные исполнители участвуют в конкурсе на финансирование этих исследований. Кроме того, существует целый ряд организаций (научных центров, специальных фондов, университетов и общественных объединений) осуществляющих самостоятельные исследования по тематике малого предпринимательства. Среди них можно выделить Фонд имени Кауфмана, который наряду с проведением собственных исследований осуществляет финансирование других исследовательских организаций. Фонд активно сотрудничает на национальном и международном уровнях с ведущими исследовательскими центрами и отдельными учёными.

Таким образом, Управление Адвокатуры является важнейшим элементом комплексной системы поддержки малого бизнеса, выполняя функцию независимой экспертизы влияния проводимой политики на поведение малых предприятий.


[1] См., напр.: Белинский А.Н., Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI в.: взаимодействие государства и бизнеса, Отв. редактор  Лебедева Л.Ф. / М., ИСКРАН, 2009; Васильев М.В. Малый бизнес и современный политический процесс в США: совершенствование системы классификационных признаков малых фирм // Россия и Америка в XXI веке. 3. 2009; Лебедева Л.Ф. "США: малое предпринимательство как образ жизни"/ "Человек и труд",  9, 2005; США в поисках ответов на вызовы XXI века (социально-экономический аспект)/Под. ред. Э.В. Кириченко/Москва, ИМЭМО РАН, 2010 и др.

[2]  Столетие. 25.02.2010

[3] P. L. 94-305, title II, Sec. 202, June 4, 1976, 90 Stat. 668; P. L. 96-481, title II, Sec. 203(b), Oct. 21, 1980, 94 Stat. 2327

[4]   US Small Business Administration. //www.sba.gov/advo/research/

[5]  Office of Advocacy.  U.S. Small Business Administration).http://www.sba.gov/advo/regulatory.html

[6]  P.L. 96-354 of 1980

[7] Really Simple Syndication RSS http://www.sba.gov/advo/rsslibrary.html#what

[9] The National Science Foundation -NSF www.nsf.gov/sbe/ses/

[10]  По устоявшейся практике, OA - SBA как и любое федеральное агентство США, рассылает свои предложения по проведению исследований в NSF и различным исполнителям или представляет тематику исследований на сайте http://web.sba.gov/list



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.