Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012
ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР
В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ БАРАКА ОБАМЫ
 
С.В. Емельянов, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН
e-mail:
 
Аннотация. В статье рассматриваются приоритеты финансирования НИОКР в период администрации Б. Обамы в контексте ответа на вызовы XXI в. в сферах экономики, здравоохранения, энергетики, окружающей среды и национальной безопасности. Прежде всего, внимание уделяется структурным особенностям финансирования НИОКР в области биомедицины, нанотехнологий, чистой энергетики и глобальных климатических изменений.

Ключевые слова: НИОКР; федеральный бюджет США; основные направления финансирования исследований и разработок; администрация Б. Обамы.
 
R&D Investment Priorities during B. Obama’s Administration
 
Sergei V. Emelianov
Dr. of Economics,
Researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
 
Annotation.R&D priorities during B. Obama’s administration have been set to meet XXI century challenges, including those related to the economy, health, energy, environment, and national security. Noting a decline in defense-related R&D and a substantial increase in nondefense R&D, the article focuses on the main fields of financing, particularly biomedicine research, nanotechnology, clean energy, global climate change research, etc.

Keywords:R&D; Federal budget of US; main fields of R&D financing; B. Obama’s administration.
 
В США финансирование НИОКР осуществляется преимущественно из частных источников, а фундаментальные исследования финансируются в основном государством. В период администрации Барака Обамы увеличение федеральных инвестиций в исследования и разработки сопровождалось стимулированием частных вложений в НИОКР, достигших к 2010 г. рекордного за первое десятилетие XXI в. показателя – 2,02% ВВП. В период 2009–2012 ф. гг. в общем объеме финансирования НИОКР из федерального бюджета доля расходов на оборонные исследования и разработки сократилась[1], при этом увеличилось финансирование исследований по линии Национального научного фонда, Министерства здравоохранения и социальных служб и Министерства энергетики.
 
Позиции в мире
 
Сохранение мирового лидерства США по объему инвестирования в НИОКР сопровождалось в первом десятилетии XXI в. усилением научно-технологической мощи конкурентов, в первую очередь Китая, Японии, Южной Кореи, а также ряда других стран. Наиболее резкий скачок финансового обеспечения НИОКР и укрепления позиций в сфере высоких технологий отмечен в Китае, занявшем в 2009 г. второе место в мире по объему финансирования НИОКР (1,7% ВВП) (см. табл. 1) и первое – по объему экспорта высокотехнологичной продукции.
Наращивание инвестиций в НИОКР, в том числе из бюджетных средств, продолжалось и в условиях глобального кризиса 2008?2009 гг., когда США и другие страны были вынуждены заморозить или сократить государственное финансирование ряда бюджетных статей в борьбе с беспрецедентными бюджетными дефицитами. В период 2007–2010 гг. государственные расходы на НИОКР возросли почти во всех странах ОЭСР, а во многих из них увеличились не только в абсолютном объеме, но и относительно ВВП. В кризисные годы по показателю государственных расходов относительно ВВП ряд стран, в том числе США, преодолели значимую планку 1%.
Таким образом, к началу второго десятилетия XXI в. США продолжали опережать другие страны по совокупным масштабам финансового обеспечения НИОКР, а также по государственным затратам на НИОКР относительно ВВП.
Таблица 1
Ключевые показатели финансирования «десятки» стран-лидеров
по совокупным расходам на НИОКР
Страны
Совокупные
расходы на НИОКР,
млн. долл. (2000 г.)
по ППС*
Совокупные
расходы на НИОКР,
% ВВП*
Государственные
расходы на НИОКР,
% ВВП**
США
311 210,1
2,7
27,7
Китай
125 747,6
1,7
24,6
Япония
113 151,6
3,3
15,6
Германия
62 372,8
2,8
27,8
Корея
38 272,8
3,4
24,8
Франция
36 828,4
2,1
38,4
Великобритания
32 308,8
1,9
29,3
Канада
19 564,1
1,9
31,3
Италия
18 710,4
1,3
48,3
Австралия
15 390,2
2,2
38,4
* – 2009 г.; ** – 2008 г.Источник: OECD estimates based on Research and Development Database, August 2011.
 
Вместе с тем, следует отметить, что по доле совокупных расходов в ВВП (2,7%) США существенно уступают таким странам как Швеция (3,6%), Корея (3,4%), Япония (3,3%) и Дания (3,0%)[2]. Тенденция к утрате Соединенными Штатами позиций по совокупным расходам на исследования и разработки относительно ВВП наблюдается с конца прошлого века. Если в 1996 г. США по этому показателю занимали 5-е место, то в 2006 г. – восьмое после Израиля, Швеции, Финляндии, Японии, Кореи, Швейцарии и Исландии, а в 2009 г. уступили еще Германии, Австрии и Дании.
Исходя из ключевого значения роли науки и технологий в социально-экономическом развитии XXI в. и учитывая наметившееся отставание от других стран по наукоемкости ВВП, президент США Барак Обама поставил задачу повысить уровень общенациональных расходов на НИОКР до 3% ВВП[3]есмотря на предложение ради сокращения дефицита федерального бюджета заморозить на пять лет финансирование государственных программ, не связанных с национальной безопасностью).
Одновременно для стимулирования исследовательской активности бизнеса были усилены меры по использованию налогового механизма. Наряду с наращиванием объемов прямого бюджетного финансирования, стратегическим направлением государственной политики США и других развитых стран в сфере НИОКР является содействие инновационной активности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений (см. табл. 2)
Налоговые и иные стимулы проведения НИОКР используются во многих странах мира. По данным ОЭСР, они нашли широкое применение в Южной Корее, Японии, Канаде, а также в ряде стран, не входящих в ОЭСР, таких как Бразилия, Китай, Сингапур и др.
 
Таблица 2
Налоговое стимулирование НИОКР, % ВВП
Страны
Налоговые льготы,
% ВВП
Страны
Налоговые льготы,
% ВВП
Канада
0,22
Португалия
0,07
Корея
0,19
Нидерланды
0,07
Бельгия
0,13
Великобритания
0,06
Япония
0,12
Дания
0,06
Австрия
0,09
Австралия
0,06
Ирландия
0,09
Турция
0,06
Венгрия
0,09
США
0,05
Франция
0,08
Норвегия
0,04
Источник: OECD. Main Science&Technological Indicators. September2010.
 
В условиях глобального кризиса и преодоления его последствий многие страны, в том числе и США, активизировали использование стимулирующей функции налогов с целью содействия инвестициям, в том числе в сферу НИОКР. Особое внимание было уделено налоговым льготам, направленным на развитие возобновляемых источников энергии и разработку «зелёных» технологий». Срок действия многих из этих льгот был продлен до 2012 и 2013 ф. гг., а некоторых – до 2019 ф.г.
На долю бизнеса к концу первого десятилетия XXI в. приходилось 2/3 совокупных затрат на НИОКР. Увеличение (с некоторыми колебаниями в отдельные годы) доли частных источников в финансировании НИОКР наблюдается с 70-х гг. прошлого столетия, когда превалировало государственное финансирование (около 60%). Однако к началу XXI в. этот показатель снизился до 24,8% (в 2000 г.), а к концу первого десятилетия стабилизировался на уровне 27-28%.
К 2010 г. расходы бизнеса на НИОКР составляли в США 2,02% ВВП. Это выше среднего показателя по странам ОЭСР (1,62%), но меньше, чем в Финляндии, Швеции, Японии и Южной Корее.
Как справедливо отмечает Е.А. Лебедева, особенности стратегии инновационного развития США заключаются, прежде всего, «в системной увязке целей национальных программ по разработке ключевых технологий, призванных укреплять конкурентоспособность страны, с решением задач финансирования НИОКР, особенно фундаментальных наук, с укреплением сферы образования на всех ее уровнях»[4]. При том что в США две трети финансирования НИОКР приходится на бизнес, фундаментальные исследования обеспечиваются преимущественно за счет федерального бюджета.
 
Бюджетное финансирование НИОКР
 
Финансирование НИОКР остается приоритетной статьей федерального бюджета. В кризисный период 2007–2009 гг. государственные расходы на НИОКР в США возросли с 0,99% до 1,18% ВВП. К концу первого десятилетия XXI в. США возглавляли пятерку стран с государственными расходами на НИОКР относительно ВВП, превышающими 1% (США –1,18%, Финляндия – 1,10%, Исландия – 1,06%, Португалия и Корея – 1,02%), при среднем по странам ОЭСР показателе 0,75%[5].
Расходы на НИОКР охватывают затраты текущие (на рабочую силу; на исследователей, технический и вспомогательный персонал; на некапитальные закупки материалов, то есть на воду и электричество; затраты на книги, журналы, справочные материалы, материалы для лабораторий и т.п.) и капитальные (полностью указанные за период, когда они были сделаны, без учета амортизации). Согласно методике, используемой в странах ОЭСР, в процессе подготовки данных по ресурсному обеспечению НИОКР определяются: организации (статистические единицы), занимающиеся НИОКР в разных секторах; их внутренние расходы на НИОКР (в рамках одной организации без учета внешних подрядов), произведенные каждой статистической единицей; источники финансирования этих расходов на НИОКР.
Затем данные по секторам деятельности и источникам финансирования обобщаются для получения общенациональных показателей. Выделяются такие макросектора финансирования, как медицинские исследования, исследования космического пространства, исследования в сфере энергетики, сельского хозяйства, инфраструктуры и промышленного производства.
При общем росте расходов на НИОКР в течение первого десятилетия XXI в. их динамика по основным направлениям была крайне неравномерна. Прежде всего это относится к соотношению гражданских и оборонных исследований. Если в 2001–2008 ф. гг. финансирование оборонных исследований и разработок увеличивалось опережающими по отношению к совокупным затратам на НИОКР темпами, то в период 2009–2012 ф. гг. их доля в общем объеме финансирования из федерального бюджета снизилась с 55,5% до 51,8% (табл. 3). А в абсолютном выражении расходы на оборонные исследования и разработки сократились до уровня, не достигающего 2006 ф. г. (78 млрд. долл.).
В годы президентства Б. Обамы в качестве ключевых ведомств для поддержания инновационного лидерства и национального благосостояния были выделены Национальный научный фонд, Управление науки Министерства энергетики и лаборатории Национального института стандартов и технологий (Министерство торговли) и поставлена задача удвоения к 2017 г. их финансового обеспечения. В 2011 ф.г. финансирование Национального научного фонда, Управления науки Министерства энергетики и лабораторий Национального института стандартов и технологий (Министерство торговли) существенно возросло, достигнув 13,3 млрд. долл. К 2017 г. намечено его довести до 19,5 млрд. долл. – уровня, вдвое превышающего финансирование этих ведомств в 2006 г. (9,7 млрд. долл.)[7].
 
Таблица 3
Расходы на НИОКР из федерального бюджета по министерствам и ведомствам
за 2008–2012 ф.г.
, млн. долл.
Министерства и ведомства
2008 ф.г.
2009 ф.г.
2010 ф.г.
2011 ф.г*.
2012 ф.г.**
Министерство обороны
80278
81616
80 602
77 548
76 633
Министерство здравоохранения и социальных служб
29265
30 415
31 424
32 156
32 343
Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства
11 182
10 401
9 262
10986
9 821
Министерство энергетики
9 807
10 621
10 836
11 219
12 989
Национальныйнаучныйфонд
4 580
4 857
5 445
5 571
6 320
Министерство сельскогохозяйства
2 336
2 421
2 611
2 448
2 150
Министерство торговли
1 160
1 292
1 344
1 727
1 720
Министерство внутренних дел
683
692
776
772
727
Министерство транспорта
875
913
1 069
1 018
1 215
Агентство по охране окружающей среды
551
580
590
651
579
Министерство по делам ветеранов
960
1 020
1 162
1 180
1 018
Министерство образования
313
323
353
383
480
Министерство национальнойбезопасности
995
1 096
887
1 146
1 054
Другие
761
818
778
991
862
Всего расходы на НИОКР
143 746
147 065
147,139
147 696
147 911
* – предусмотрено Федеральным Бюджетом США на 2011 ф.г.
** – предусмотрено Федеральным Бюджетом США на 2012 ф.г.
Источник:USFederalBudget. FY2011, FY2012.
 
Из отдельных ведомств наибольший прирост финансирования в 2009–2012 ф.гг. наблюдался по линии Министерства энергетики(3,2 млрд. долл.), Министерства здравоохранения и социальных служб (3,1 млрд. долл.) и Национального научного фонда (1,7 млрд. долл.)[8].
План экономического восстановления наряду с традиционными антикризисными мерами (поддержкой безработных и содействием их трудоустройству, стабилизацией финансовых потоков и ростом потребительского спроса) содержал специальный раздел о выделении дополнительных средств на развитие науки и высшей школы. Частично они предназначались для развития научных исследований, а также закупок нового оборудования, его обслуживания и других текущих потребностей.
Около трети дополнительных ассигнований на научные исследования и разработки были предназначены Национальному научному фонду (NSF), осуществляющему финансирование гражданских проектов в сфере фундаментальных научных и научно-технических исследований. Национальным институтам здравоохранения в рамках стимулирования экономики было предназначено примерно 35% общей суммы (преимущественно для привлечения высококвалифицированных специалистов в области исследований наиболее опасных современных патологий и для модернизации научных центров, входящих в систему Национальных институтов здравоохранения). Дополнительное финансирование было предусмотрено для научных центров, которые проводят исследования в области атомной и ядерной физики, термоядерного синтеза и физики высоких энергий. Особо было выделено финансирование проектов с высокой степенью риска, нацеленных на поиск новых источников энергии, повышение безопасности и увеличение эффективности энергетических систем.
В кризисные годы расходы на фундаментальные исследования оставались в числе основных приоритетов, составляя около 20% федеральных затрат на НИОКР, а согласно Федеральному бюджету на 2012 ф.г., их доля возросла до 22,2%.
На фундаментальные исследования в 2012 ф.г. предусмотрено выделение 32,9 млрд. долл., что на 11,9% больше уровня 2010 г. В то же время общие ассигнования на НИОКР в сравнении с 2010 г. увеличились на 0,5%[9].
К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР, относятся Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство энергетики (на них приходится 82,5% финансирования из федерального бюджета), а также НАСА, Национальный научный фонд, Министерство образования, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли и Министерство внутренних дел (см. табл. 3).
Если исключить финансирование по линии Министерства обороны, то в общей структуре федерального бюджета НИОКР на 2012 ф.г. прежде всего выделяются Министерство здравоохранения и социальных служб, НАСА, Министерство энергетики и Национальный научный фонд – они аккумулируют 42% федеральных ассигнований на НИОКР.
Федеральный бюджет на 2012 ф.г. предусматривает выделение на НИОКР по линии Министерства обороны 76,6 млрд. долл. Одним из ведущих институтов в системе Министерства обороны США, отвечающим за осуществление финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, является Агентство передовых оборонных исследовательских проектов. Ключевыми направлениями его деятельности в первом десятилетии XXI в. были информационные системы, средства защиты от терроризма, сетевые системы, предотвращение угроз воздушных и биологических нападений, космические системы и интеллектуальные компьютеры.
Второе место по объему федерального финансирования из федерального бюджета СШАпосле оборонных НИОКР занимают НИОКР в здравоохранении. Объем их финансирования в период администрации Б. Обамы увеличился до 32,3 млрд. долл. в 2012 ф.г. (с 29,2 млрд. долл.в 2008 ф.г.).
Особое внимание администрация Б. Обамы уделяла исследованиям в сфере энергетики, в частности фундаментальным научным исследованиям по линии министерства энергетики США. В центре внимания находились исследования по возобновляемым источникам, проекты чистой энергетики, разработка автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечные батареи и т.п.
В 2010–2012 ф.гг. при общем увеличении расходов на НИОКР из федерального бюджета на 0,5%, финансирование НИОКР в сфере энергетики возросло на 43,7%[10].
К числу приоритетных в сфере энергетики относятся исследования в области преодоления последствий глобальных климатических изменений, использования энергосберегающих и экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, биотоплива, а также исследования по разработке и внедрению «чистых» технологий использования угля.
Активизация федеральных усилий по стимулированию исследовательской активности в области энергосбережения и новых видов источников энергии сопровождается соответствующими программами на уровне штатов. Более чем в 30 штатах меры содействия разработке и использованию возобновляемых источников энергии закреплены законодательно.
Одним из перспективных направлений финансового обеспечения исследовательских проектов, в том числе в сфере энергетики, является совместное финансирование из федерального бюджета и бюджетов штатов и из частных источников. Примером такого сотрудничества является, например, проведение исследований по возобновляемым источникам энергии в штате Колорадо.
Наряду с разными формами прямого финансирования НИОКР в сфере экологически чистой энергетики, одним из перспективных инструментов финансового обеспечения таких исследований является развитие системы торговли квотами на эмиссии парниковых газов и использование полученных средств для осуществления экологически ориентированных исследовательских проектов.
Особое место в государственной политике НИОКР в сфере энергетики занимает поддержка исследовательской активности малого бизнеса. Еще в 1978 г. был принят Закон о кредитовании новых энергетических технологий, согласно которому Администрация по делам малого бизнеса была наделена правом организации и осуществления финансирования специальных проектов по разработке новых видов энергосберегающего оборудования и освоению альтернативных источников энергии с участием малых фирм.
Согласно Закону о кредитовании энергетических программ малого бизнеса, Администрация по делам малого бизнеса наделена правом предоставлять малым предприятиям займы для проведения исследований и разработок, технического перевооружения и реконструкции, приобретения оборудования, сырья и материалов в целях повышения эффективности энергоиспользования на предприятиях малого бизнеса и на других предприятиях, выступающих покупателями энергосберегающего оборудования и технологий, разработанных и произведенных малыми предприятиями.
Финансирование этих проектов предусматривает проведение НИОКР, строительство, реконструкцию предприятий и приобретение оборудования. В последующие годы был принят ряд законов, расширяющих стимулирование исследований и внедрение их результатов малыми предприятиями: закон Стивенсона-Видлера о технологической инновационной деятельности 1980 г., закон о развитии инновационной деятельности малого бизнеса 1982 г., закон о центрах содействия развитию малого бизнеса 1980 г. и закон о содействии научно-исследовательской деятельности малого бизнеса 1992 г. и др.
 
Межведомственные программы
 
На финансирование межведомственных программ в федеральном бюджете 2012 ф.г. предусмотрено выделение 8,6 млрд. долл. Из них 2,1 млрд. долл. выделяются на программу новейших разработок в области нано-технологий – Национальную инициативу по нанотехнологиям (National Nanotechnology Initiative); 3,9 млрд. долл. – на Программу исследований и разработок в области сетевых информационных технологий (Networking and Information Technology R& D) и 2,6 млрд. долл. – на Программу исследований глобальных изменений (USGlobalChangeResearchProgram).
На исследования и разработки в области сетевых информационных технологий приходится 45% расходов на межведомственные программы НИОКР. Наибольший прирост ассигнований в 2010–2012 ф. гг. (20,4%) отмечен по исследованиям глобальных изменений.
Реализация Национальной инициативы по нанотехнологиям осуществляется в основном по линии Национального научного фонда, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и социальных служб и Министерства энергетики. Эти ведомства аккумулируют свыше 90% федеральных ассигнований на Национальную инициативу по нанотехнологиям. Только в 2010–2012 ф. гг. затраты по этой программе по линии Министерства энергетики и НАСА увеличились на 64%.
Ряд министерств и ведомств принимают участие в программе «Инновационные исследования малого бизнеса», цель которой – содействие коммерциализации результатов исследований и разработок, осуществляемых малым бизнесом. Эта программа охватывает инновационные исследования в сферах компьютерных и информационных технологий, энергетики, электроники, материаловедения, контроля и охраны окружающей среды, производства, распределения и рационального использования энергии.
В рамках программы около 95% финансирования приходится на Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, Национальное аэрокосмическое агентство и Национальный научный фонд. К числу других ведомств, участвующих в программе, относятся Министерство образования, Министерство транспорта, Администрация малого бизнеса и Министерство США по сельскому хозяйству.
Средства федерального бюджета распределяются на конкурсной основе через систему федеральных контрактов и грантов, предоставляемых частным промышленным компаниям, иным негосударственным структурам, а также федеральным лабораториям и исследовательским центрам.
Важнейшим направлением социально-экономической политики США является содействие участию малого бизнеса в федеральных программах закупок. На фундаментальные исследования, проведение прикладных разработок, приобретение и создание новейших видов технологий, создание, испытание и эксплуатацию систем вооружения и военной техники в 2010 г. приходился 21% суммы государственных контрактов, предоставленных малому бизнесу – столько же, сколько на поставки стандартных товаров и сырья. При этом доля фундаментальных исследований в государственных заказах возросла с 12% в 2009 до 17% в 2010 г.[11]
 
Таким образом, укрепление научно-технологического потенциала страны и противодействие отставанию от других стран – лидеров по наукоемкости ВВП в период администрации Б. Обамы находились в центре внимания правящих кругов. Особо необходимо отметить увеличение доли гражданских исследований в общем объеме финансирования, а также активизацию межведомственных программ НИОКР в области нанотехнологий, сетевых информационных технологий и исследований глобальных изменений.
 

[1] Federal Budget of U.S. FY 2012.
[2] OECD estimates based on Research and Development Database, August 2011. Office of Science and Technology Policy. Executive Office of the President. Febr. 2010.
[3] Office of Science and Technology Policy. Executive Office of the President. Febr. 2010.
[4] США в поисках ответов на вызовы XXI в. (социально-экономический аспект) / Под ред. Э.В. Кириченко. Москва: ИМЭМОРАН, 2010. С. 50.
[5] OECD, Main Science and Technology Indicators Database, June 2011.
[6] National Center for Science&Engineering Statistics, July 2011.
[7] The President’s Plan for Science and Innovation. W., 2010.
[8] Investing in the Building Blocks of American Innovation. Federal R&D, Technology, and STEM Education in the 2011 Budget. W., Executive Office of the President., pp. 2, 3.
[9] White House Office of Science and Technology Policy. Febr. 14, 2011.
[10] Ibid.
[11] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. (опыт США) / Отв. ред. Л.Ф. Лебедева. М.: ИСКРАН, 2012.
 


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.