Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
№1, 2012
ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР
В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ БАРАКА ОБАМЫ
С.В. Емельянов, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В статье рассматриваются приоритеты финансирования НИОКР в период администрации Б. Обамы в контексте ответа на вызовы XXI в. в сферах экономики, здравоохранения, энергетики, окружающей среды и национальной безопасности. Прежде всего, внимание уделяется структурным особенностям финансирования НИОКР в области биомедицины, нанотехнологий, чистой энергетики и глобальных климатических изменений.
Ключевые слова: НИОКР; федеральный бюджет США; основные направления финансирования исследований и разработок; администрация Б. Обамы.
R&D Investment Priorities during B. Obama’s Administration
Sergei V. Emelianov
Dr. of Economics, Researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation.R&D priorities during B. Obama’s administration have been set to meet XXI century challenges, including those related to the economy, health, energy, environment, and national security. Noting a decline in defense-related R&D and a substantial increase in nondefense R&D, the article focuses on the main fields of financing, particularly biomedicine research, nanotechnology, clean energy, global climate change research, etc.
Keywords:R&D; Federal budget of US; main fields of R&D financing; B. Obama’s administration.
В США финансирование НИОКР осуществляется преимущественно из частных источников, а фундаментальные исследования финансируются в основном государством. В период администрации Барака Обамы увеличение федеральных инвестиций в исследования и разработки сопровождалось стимулированием частных вложений в НИОКР, достигших к 2010 г. рекордного за первое десятилетие XXI в. показателя – 2,02% ВВП. В период 2009–2012 ф. гг. в общем объеме финансирования НИОКР из федерального бюджета доля расходов на оборонные исследования и разработки сократилась[1], при этом увеличилось финансирование исследований по линии Национального научного фонда, Министерства здравоохранения и социальных служб и Министерства энергетики.
Позиции в мире
Сохранение мирового лидерства США по объему инвестирования в НИОКР сопровождалось в первом десятилетии XXI в. усилением научно-технологической мощи конкурентов, в первую очередь Китая, Японии, Южной Кореи, а также ряда других стран. Наиболее резкий скачок финансового обеспечения НИОКР и укрепления позиций в сфере высоких технологий отмечен в Китае, занявшем в 2009 г. второе место в мире по объему финансирования НИОКР (1,7% ВВП) (см. табл. 1) и первое – по объему экспорта высокотехнологичной продукции.
Наращивание инвестиций в НИОКР, в том числе из бюджетных средств, продолжалось и в условиях глобального кризиса 2008?2009 гг., когда США и другие страны были вынуждены заморозить или сократить государственное финансирование ряда бюджетных статей в борьбе с беспрецедентными бюджетными дефицитами. В период 2007–2010 гг. государственные расходы на НИОКР возросли почти во всех странах ОЭСР, а во многих из них увеличились не только в абсолютном объеме, но и относительно ВВП. В кризисные годы по показателю государственных расходов относительно ВВП ряд стран, в том числе США, преодолели значимую планку 1%.
Таким образом, к началу второго десятилетия XXI в. США продолжали опережать другие страны по совокупным масштабам финансового обеспечения НИОКР, а также по государственным затратам на НИОКР относительно ВВП.
Таблица 1
Ключевые показатели финансирования «десятки» стран-лидеров
по совокупным расходам на НИОКР
Страны
|
Совокупные
расходы на НИОКР,
млн. долл. (2000 г.)
по ППС*
|
Совокупные
расходы на НИОКР,
% ВВП*
|
Государственные
расходы на НИОКР,
% ВВП**
|
США
|
311 210,1
|
2,7
|
27,7
|
Китай
|
125 747,6
|
1,7
|
24,6
|
Япония
|
113 151,6
|
3,3
|
15,6
|
Германия
|
62 372,8
|
2,8
|
27,8
|
Корея
|
38 272,8
|
3,4
|
24,8
|
Франция
|
36 828,4
|
2,1
|
38,4
|
Великобритания
|
32 308,8
|
1,9
|
29,3
|
Канада
|
19 564,1
|
1,9
|
31,3
|
Италия
|
18 710,4
|
1,3
|
48,3
|
Австралия
|
15 390,2
|
2,2
|
38,4
|
* – 2009 г.; ** – 2008 г.Источник: OECD estimates based on Research and Development Database, August 2011.
Вместе с тем, следует отметить, что по доле совокупных расходов в ВВП (2,7%) США существенно уступают таким странам как Швеция (3,6%), Корея (3,4%), Япония (3,3%) и Дания (3,0%)[2]. Тенденция к утрате Соединенными Штатами позиций по совокупным расходам на исследования и разработки относительно ВВП наблюдается с конца прошлого века. Если в 1996 г. США по этому показателю занимали 5-е место, то в 2006 г. – восьмое после Израиля, Швеции, Финляндии, Японии, Кореи, Швейцарии и Исландии, а в 2009 г. уступили еще Германии, Австрии и Дании.
Исходя из ключевого значения роли науки и технологий в социально-экономическом развитии XXI в. и учитывая наметившееся отставание от других стран по наукоемкости ВВП, президент США Барак Обама поставил задачу повысить уровень общенациональных расходов на НИОКР до 3% ВВП[3] (несмотря на предложение ради сокращения дефицита федерального бюджета заморозить на пять лет финансирование государственных программ, не связанных с национальной безопасностью).
Одновременно для стимулирования исследовательской активности бизнеса были усилены меры по использованию налогового механизма. Наряду с наращиванием объемов прямого бюджетного финансирования, стратегическим направлением государственной политики США и других развитых стран в сфере НИОКР является содействие инновационной активности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений (см. табл. 2)
Налоговые и иные стимулы проведения НИОКР используются во многих странах мира. По данным ОЭСР, они нашли широкое применение в Южной Корее, Японии, Канаде, а также в ряде стран, не входящих в ОЭСР, таких как Бразилия, Китай, Сингапур и др.
Таблица 2
Налоговое стимулирование НИОКР, % ВВП
Страны
|
Налоговые льготы,
% ВВП
|
Страны
|
Налоговые льготы,
% ВВП
|
Канада
|
0,22
|
Португалия
|
0,07
|
Корея
|
0,19
|
Нидерланды
|
0,07
|
Бельгия
|
0,13
|
Великобритания
|
0,06
|
Япония
|
0,12
|
Дания
|
0,06
|
Австрия
|
0,09
|
Австралия
|
0,06
|
Ирландия
|
0,09
|
Турция
|
0,06
|
Венгрия
|
0,09
|
США
|
0,05
|
Франция
|
0,08
|
Норвегия
|
0,04
|
Источник: OECD. Main Science&Technological Indicators. September2010.
В условиях глобального кризиса и преодоления его последствий многие страны, в том числе и США, активизировали использование стимулирующей функции налогов с целью содействия инвестициям, в том числе в сферу НИОКР. Особое внимание было уделено налоговым льготам, направленным на развитие возобновляемых источников энергии и разработку «зелёных» технологий». Срок действия многих из этих льгот был продлен до 2012 и 2013 ф. гг., а некоторых – до 2019 ф.г.
На долю бизнеса к концу первого десятилетия XXI в. приходилось 2/3 совокупных затрат на НИОКР. Увеличение (с некоторыми колебаниями в отдельные годы) доли частных источников в финансировании НИОКР наблюдается с 70-х гг. прошлого столетия, когда превалировало государственное финансирование (около 60%). Однако к началу XXI в. этот показатель снизился до 24,8% (в 2000 г.), а к концу первого десятилетия стабилизировался на уровне 27-28%.
К 2010 г. расходы бизнеса на НИОКР составляли в США 2,02% ВВП. Это выше среднего показателя по странам ОЭСР (1,62%), но меньше, чем в Финляндии, Швеции, Японии и Южной Корее.
Как справедливо отмечает Е.А. Лебедева, особенности стратегии инновационного развития США заключаются, прежде всего, «в системной увязке целей национальных программ по разработке ключевых технологий, призванных укреплять конкурентоспособность страны, с решением задач финансирования НИОКР, особенно фундаментальных наук, с укреплением сферы образования на всех ее уровнях»[4]. При том что в США две трети финансирования НИОКР приходится на бизнес, фундаментальные исследования обеспечиваются преимущественно за счет федерального бюджета.
Бюджетное финансирование НИОКР
Финансирование НИОКР остается приоритетной статьей федерального бюджета. В кризисный период 2007–2009 гг. государственные расходы на НИОКР в США возросли с 0,99% до 1,18% ВВП. К концу первого десятилетия XXI в. США возглавляли пятерку стран с государственными расходами на НИОКР относительно ВВП, превышающими 1% (США –1,18%, Финляндия – 1,10%, Исландия – 1,06%, Португалия и Корея – 1,02%), при среднем по странам ОЭСР показателе 0,75%[5].
Расходы на НИОКР охватывают затраты текущие (на рабочую силу; на исследователей, технический и вспомогательный персонал; на некапитальные закупки материалов, то есть на воду и электричество; затраты на книги, журналы, справочные материалы, материалы для лабораторий и т.п.) и капитальные (полностью указанные за период, когда они были сделаны, без учета амортизации). Согласно методике, используемой в странах ОЭСР, в процессе подготовки данных по ресурсному обеспечению НИОКР определяются: организации (статистические единицы), занимающиеся НИОКР в разных секторах; их внутренние расходы на НИОКР (в рамках одной организации без учета внешних подрядов), произведенные каждой статистической единицей; источники финансирования этих расходов на НИОКР.
Затем данные по секторам деятельности и источникам финансирования обобщаются для получения общенациональных показателей. Выделяются такие макросектора финансирования, как медицинские исследования, исследования космического пространства, исследования в сфере энергетики, сельского хозяйства, инфраструктуры и промышленного производства.
При общем росте расходов на НИОКР в течение первого десятилетия XXI в. их динамика по основным направлениям была крайне неравномерна. Прежде всего это относится к соотношению гражданских и оборонных исследований. Если в 2001–2008 ф. гг. финансирование оборонных исследований и разработок увеличивалось опережающими по отношению к совокупным затратам на НИОКР темпами, то в период 2009–2012 ф. гг. их доля в общем объеме финансирования из федерального бюджета снизилась с 55,5% до 51,8% (табл. 3). А в абсолютном выражении расходы на оборонные исследования и разработки сократились до уровня, не достигающего 2006 ф. г. (78 млрд. долл.).
В годы президентства Б. Обамы в качестве ключевых ведомств для поддержания инновационного лидерства и национального благосостояния были выделены Национальный научный фонд, Управление науки Министерства энергетики и лаборатории Национального института стандартов и технологий (Министерство торговли) и поставлена задача удвоения к 2017 г. их финансового обеспечения. В 2011 ф.г. финансирование Национального научного фонда, Управления науки Министерства энергетики и лабораторий Национального института стандартов и технологий (Министерство торговли) существенно возросло, достигнув 13,3 млрд. долл. К 2017 г. намечено его довести до 19,5 млрд. долл. – уровня, вдвое превышающего финансирование этих ведомств в 2006 г. (9,7 млрд. долл.)[7].
Таблица 3
Расходы на НИОКР из федерального бюджета по министерствам и ведомствам
за 2008–2012 ф.г., млн. долл.
Министерства и ведомства
|
2008 ф.г.
|
2009 ф.г.
|
2010 ф.г.
|
2011 ф.г*.
|
2012 ф.г.**
|
Министерство обороны
|
80278
|
81616
|
80 602
|
77 548
|
76 633
|
Министерство здравоохранения и социальных служб
|
29265
|
30 415
|
31 424
|
32 156
|
32 343
|
Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства
|
11 182
|
10 401
|
9 262
|
10986
|
9 821
|
Министерство энергетики
|
9 807
|
10 621
|
10 836
|
11 219
|
12 989
|
Национальныйнаучныйфонд
|
4 580
|
4 857
|
5 445
|
5 571
|
6 320
|
Министерство сельскогохозяйства
|
2 336
|
2 421
|
2 611
|
2 448
|
2 150
|
Министерство торговли
|
1 160
|
1 292
|
1 344
|
1 727
|
1 720
|
Министерство внутренних дел
|
683
|
692
|
776
|
772
|
727
|
Министерство транспорта
|
875
|
913
|
1 069
|
1 018
|
1 215
|
Агентство по охране окружающей среды
|
551
|
580
|
590
|
651
|
579
|
Министерство по делам ветеранов
|
960
|
1 020
|
1 162
|
1 180
|
1 018
|
Министерство образования
|
313
|
323
|
353
|
383
|
480
|
Министерство национальнойбезопасности
|
995
|
1 096
|
887
|
1 146
|
1 054
|
Другие
|
761
|
818
|
778
|
991
|
862
|
Всего расходы на НИОКР
|
143 746
|
147 065
|
147,139
|
147 696
|
147 911
|
* – предусмотрено Федеральным Бюджетом США на 2011 ф.г.
** – предусмотрено Федеральным Бюджетом США на 2012 ф.г.
Источник:USFederalBudget. FY2011, FY2012.
Из отдельных ведомств наибольший прирост финансирования в 2009–2012 ф.гг. наблюдался по линии Министерства энергетики(3,2 млрд. долл.), Министерства здравоохранения и социальных служб (3,1 млрд. долл.) и Национального научного фонда (1,7 млрд. долл.)[8].
План экономического восстановления наряду с традиционными антикризисными мерами (поддержкой безработных и содействием их трудоустройству, стабилизацией финансовых потоков и ростом потребительского спроса) содержал специальный раздел о выделении дополнительных средств на развитие науки и высшей школы. Частично они предназначались для развития научных исследований, а также закупок нового оборудования, его обслуживания и других текущих потребностей.
Около трети дополнительных ассигнований на научные исследования и разработки были предназначены Национальному научному фонду (NSF), осуществляющему финансирование гражданских проектов в сфере фундаментальных научных и научно-технических исследований. Национальным институтам здравоохранения в рамках стимулирования экономики было предназначено примерно 35% общей суммы (преимущественно для привлечения высококвалифицированных специалистов в области исследований наиболее опасных современных патологий и для модернизации научных центров, входящих в систему Национальных институтов здравоохранения). Дополнительное финансирование было предусмотрено для научных центров, которые проводят исследования в области атомной и ядерной физики, термоядерного синтеза и физики высоких энергий. Особо было выделено финансирование проектов с высокой степенью риска, нацеленных на поиск новых источников энергии, повышение безопасности и увеличение эффективности энергетических систем.
В кризисные годы расходы на фундаментальные исследования оставались в числе основных приоритетов, составляя около 20% федеральных затрат на НИОКР, а согласно Федеральному бюджету на 2012 ф.г., их доля возросла до 22,2%.
На фундаментальные исследования в 2012 ф.г. предусмотрено выделение 32,9 млрд. долл., что на 11,9% больше уровня 2010 г. В то же время общие ассигнования на НИОКР в сравнении с 2010 г. увеличились на 0,5%[9].
К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР, относятся Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство энергетики (на них приходится 82,5% финансирования из федерального бюджета), а также НАСА, Национальный научный фонд, Министерство образования, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли и Министерство внутренних дел (см. табл. 3).
Если исключить финансирование по линии Министерства обороны, то в общей структуре федерального бюджета НИОКР на 2012 ф.г. прежде всего выделяются Министерство здравоохранения и социальных служб, НАСА, Министерство энергетики и Национальный научный фонд – они аккумулируют 42% федеральных ассигнований на НИОКР.
Федеральный бюджет на 2012 ф.г. предусматривает выделение на НИОКР по линии Министерства обороны 76,6 млрд. долл. Одним из ведущих институтов в системе Министерства обороны США, отвечающим за осуществление финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, является Агентство передовых оборонных исследовательских проектов. Ключевыми направлениями его деятельности в первом десятилетии XXI в. были информационные системы, средства защиты от терроризма, сетевые системы, предотвращение угроз воздушных и биологических нападений, космические системы и интеллектуальные компьютеры.
Второе место по объему федерального финансирования из федерального бюджета СШАпосле оборонных НИОКР занимают НИОКР в здравоохранении. Объем их финансирования в период администрации Б. Обамы увеличился до 32,3 млрд. долл. в 2012 ф.г. (с 29,2 млрд. долл.в 2008 ф.г.).
Особое внимание администрация Б. Обамы уделяла исследованиям в сфере энергетики, в частности фундаментальным научным исследованиям по линии министерства энергетики США. В центре внимания находились исследования по возобновляемым источникам, проекты чистой энергетики, разработка автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечные батареи и т.п.
В 2010–2012 ф.гг. при общем увеличении расходов на НИОКР из федерального бюджета на 0,5%, финансирование НИОКР в сфере энергетики возросло на 43,7%[10].
К числу приоритетных в сфере энергетики относятся исследования в области преодоления последствий глобальных климатических изменений, использования энергосберегающих и экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, биотоплива, а также исследования по разработке и внедрению «чистых» технологий использования угля.
Активизация федеральных усилий по стимулированию исследовательской активности в области энергосбережения и новых видов источников энергии сопровождается соответствующими программами на уровне штатов. Более чем в 30 штатах меры содействия разработке и использованию возобновляемых источников энергии закреплены законодательно.
Одним из перспективных направлений финансового обеспечения исследовательских проектов, в том числе в сфере энергетики, является совместное финансирование из федерального бюджета и бюджетов штатов и из частных источников. Примером такого сотрудничества является, например, проведение исследований по возобновляемым источникам энергии в штате Колорадо.
Наряду с разными формами прямого финансирования НИОКР в сфере экологически чистой энергетики, одним из перспективных инструментов финансового обеспечения таких исследований является развитие системы торговли квотами на эмиссии парниковых газов и использование полученных средств для осуществления экологически ориентированных исследовательских проектов.
Особое место в государственной политике НИОКР в сфере энергетики занимает поддержка исследовательской активности малого бизнеса. Еще в 1978 г. был принят Закон о кредитовании новых энергетических технологий, согласно которому Администрация по делам малого бизнеса была наделена правом организации и осуществления финансирования специальных проектов по разработке новых видов энергосберегающего оборудования и освоению альтернативных источников энергии с участием малых фирм.
Согласно Закону о кредитовании энергетических программ малого бизнеса, Администрация по делам малого бизнеса наделена правом предоставлять малым предприятиям займы для проведения исследований и разработок, технического перевооружения и реконструкции, приобретения оборудования, сырья и материалов в целях повышения эффективности энергоиспользования на предприятиях малого бизнеса и на других предприятиях, выступающих покупателями энергосберегающего оборудования и технологий, разработанных и произведенных малыми предприятиями.
Финансирование этих проектов предусматривает проведение НИОКР, строительство, реконструкцию предприятий и приобретение оборудования. В последующие годы был принят ряд законов, расширяющих стимулирование исследований и внедрение их результатов малыми предприятиями: закон Стивенсона-Видлера о технологической инновационной деятельности 1980 г., закон о развитии инновационной деятельности малого бизнеса 1982 г., закон о центрах содействия развитию малого бизнеса 1980 г. и закон о содействии научно-исследовательской деятельности малого бизнеса 1992 г. и др.
Межведомственные программы
На финансирование межведомственных программ в федеральном бюджете 2012 ф.г. предусмотрено выделение 8,6 млрд. долл. Из них 2,1 млрд. долл. выделяются на программу новейших разработок в области нано-технологий – Национальную инициативу по нанотехнологиям (National Nanotechnology Initiative); 3,9 млрд. долл. – на Программу исследований и разработок в области сетевых информационных технологий (Networking and Information Technology R& D) и 2,6 млрд. долл. – на Программу исследований глобальных изменений (USGlobalChangeResearchProgram).
На исследования и разработки в области сетевых информационных технологий приходится 45% расходов на межведомственные программы НИОКР. Наибольший прирост ассигнований в 2010–2012 ф. гг. (20,4%) отмечен по исследованиям глобальных изменений.
Реализация Национальной инициативы по нанотехнологиям осуществляется в основном по линии Национального научного фонда, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и социальных служб и Министерства энергетики. Эти ведомства аккумулируют свыше 90% федеральных ассигнований на Национальную инициативу по нанотехнологиям. Только в 2010–2012 ф. гг. затраты по этой программе по линии Министерства энергетики и НАСА увеличились на 64%.
Ряд министерств и ведомств принимают участие в программе «Инновационные исследования малого бизнеса», цель которой – содействие коммерциализации результатов исследований и разработок, осуществляемых малым бизнесом. Эта программа охватывает инновационные исследования в сферах компьютерных и информационных технологий, энергетики, электроники, материаловедения, контроля и охраны окружающей среды, производства, распределения и рационального использования энергии.
В рамках программы около 95% финансирования приходится на Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, Национальное аэрокосмическое агентство и Национальный научный фонд. К числу других ведомств, участвующих в программе, относятся Министерство образования, Министерство транспорта, Администрация малого бизнеса и Министерство США по сельскому хозяйству.
Средства федерального бюджета распределяются на конкурсной основе через систему федеральных контрактов и грантов, предоставляемых частным промышленным компаниям, иным негосударственным структурам, а также федеральным лабораториям и исследовательским центрам.
Важнейшим направлением социально-экономической политики США является содействие участию малого бизнеса в федеральных программах закупок. На фундаментальные исследования, проведение прикладных разработок, приобретение и создание новейших видов технологий, создание, испытание и эксплуатацию систем вооружения и военной техники в 2010 г. приходился 21% суммы государственных контрактов, предоставленных малому бизнесу – столько же, сколько на поставки стандартных товаров и сырья. При этом доля фундаментальных исследований в государственных заказах возросла с 12% в 2009 до 17% в 2010 г.[11]
Таким образом, укрепление научно-технологического потенциала страны и противодействие отставанию от других стран – лидеров по наукоемкости ВВП в период администрации Б. Обамы находились в центре внимания правящих кругов. Особо необходимо отметить увеличение доли гражданских исследований в общем объеме финансирования, а также активизацию межведомственных программ НИОКР в области нанотехнологий, сетевых информационных технологий и исследований глобальных изменений.
[1] Federal Budget of U.S. FY 2012.
[2] OECD estimates based on Research and Development Database, August 2011. Office of Science and Technology Policy. Executive Office of the President. Febr. 2010.
[3] Office of Science and Technology Policy. Executive Office of the President. Febr. 2010.
[4] США в поисках ответов на вызовы XXI в. (социально-экономический аспект) / Под ред. Э.В. Кириченко. Москва: ИМЭМОРАН, 2010. С. 50.
[5] OECD, Main Science and Technology Indicators Database, June 2011.
[6] National Center for Science&Engineering Statistics, July 2011.
[7] The President’s Plan for Science and Innovation. W., 2010.
[8] Investing in the Building Blocks of American Innovation. Federal R&D, Technology, and STEM Education in the 2011 Budget. W., Executive Office of the President., pp. 2, 3.
[9] White House Office of Science and Technology Policy. Febr. 14, 2011.
[11] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. (опыт США) / Отв. ред. Л.Ф. Лебедева. М.: ИСКРАН, 2012.
Назад
|