|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* оценка
** Федеральный Бюджет США 2012 ф.г. Источник: US Federal Budget. FY 2012 При относительной ограниченности перераспределения государственных ресурсов в пользу наименее обеспеченных граждан, американская модель социальной помощи характеризуется в целом устойчивостью базовых принципов, сохранением основных социальных программ страхования и вспомоществования. В начале второго десятилетия около 30% американцев получали помощь в рамках вспомоществования, среди испаноязычного и среди чернокожего населения этот показатель выше соответственно, 53,3% и 51%. Продовольственными талонами пользовался каждый девятый американец, а услугами программы Медикэйд каждый четвертый3. В целом федеральная поддержка наиболее уязвимых групп населения, включая безработных, инвалидов, нуждающихся пенсионеров, семей с детьми обошлась федеральному бюджетуBudget of the US Government в начале в 560 млрд.долл. (2010 ф.г.). Глобальный финансово-экономический кризис и преодоление его последствий, безусловно, вызвали потребность дополнительных финансовых вливаний в целях социальной защиты населения, поддержки безработных и т.п. 4. Однако роль этих расходов в бюджетах 2011 2012 ф.гг. постепенно снижалась. Кроме того, в перспективе ожидается дальнейшая реструктуризация ассигнований в связи с долгосрочной тенденцией вовлечения социально-уязвимых групп населения в общественное производство и связанными с этим процессом потребностями в переобучении, повышении квалификации, смене (или приобретении) профессии5. Важным фактором роста значения социальных статей в общих федеральных расходах стала устойчиво повышательная тенденция инвестиций в сферы здравоохранения и образования, на которые ежегодно приходится около одного трлн. долл., что свидетельствует о приоритетности государственных программ в этих, критически важных для социально-экономического развития, сферах. Тенденция повышения роли образования, здравоохранения в перераспределении государственных финансов свидетельствует о понимании того, что от квалификации, навыков, умений, способности адаптации населения к динамично меняющимся условиям жизнедеятельности, от способности восприятия и использования новых технологий во многом зависит, сколь эффективно страны мира смогут воспользоваться плодами современной экономики знаний, преодолеть социально-экономические последствия глобального кризиса. К концу первого десятилетия в ведущих развитых странах свыше 10% ВВП предназначалось на развитие здравоохранения, образования6. По совокупным расходам на эти сферы США (25,2% ВВП) существенно опережают другие страны G 7, в том числе Канаду (20,8%), Францию (17,2%) (Таблица2).
Таблица 2.
Совокупные расходы на здравоохранение, образование в странах G7, % ВВП
Источник: OECD Health Data, 2010, OECD Education Data, 2010
В США в финансировании здравоохранения и образования преобладают частные источники, соответственно 56% и 62,6% в 2010 г.). Однако государственная поддержка студентов в виде грантов, стипендий, которые обходятся в 57,7 млрд. долл. (2011 ф.г.), является одним из важнейших механизмов расширения доступности высшего образования. Государственные расходы на здравоохранение и образование являются одним из ключевых факторов дальнейшего увеличения социальной составляющей бюджетного финансирования. Однако прогнозируемый долгосрочный рост значения социальных статей в общих федеральных расходах связан прежде всего с изменением возрастной структуры населенияувеличением числа и доли лиц пенсионного возраста и, соответственно растущим объемом выплат в рамках Общей федеральной программы. Статьи, связанные с пенсионными выплатами и медицинским обслуживанием пенсионеров, носят обязательный характер, и выделение средств по ним увеличивается в зависимости от выхода застрахованных работников на пенсию. С конца первого десятилетия финансирование выплат пенсий по Общей федеральной программе и затрат по программе Медикэр ежегодно превышает один трлн. долл.7 Скачок пенсионных потребностей на рубеже первого и второго десятилетий произошел на фоне снижения налоговых поступлений с максимума 2007 ф.г. (2,6 трлн. долл. ) до 2,1 трлн. долл. в 2009 ф..г. и последующего увеличения их объема до 2,47 трлн. долл. (по оценке на 2012 ф.г.). Таким образом, в последние годы на содержание пенсионеров уходит около половины всех поступлений федерального бюджета. Несмотря на то, что по доле населения в возрасте 65 лет и старше (13,1%), США находятся в относительно благоприятном положении, в сравнении с ведущими развитыми странами, в которых этот показатель выше8, усиление пенсионной нагрузки привело к тому, что совокупные затраты на пенсионные выплаты и медицинское обслуживание пенсионеров в рамках программы Медикэр возросли до 1,24 трлн. долл. ( 2011 ф.г. оценка), или 32,5% общих федеральных расходов (Таблица 3). Основы федеральной пенсионной модели США были заложены в относительно молодом обществе, при средней ожидаемой продолжительности жизни 59,8 лет. Сегодня значение этого показателя увеличилось почти на 20 лет, а на пенсию все чаще стараются выйти не в 65 67 лет , а в 62 64 года. В результате возросла продолжительность пенсионных выплат. Расходы по этой статье являются строго целевыми и зависят от числа лиц, достигших пенсионного возраста и размеров заработанных ими пенсий. За прошедший, со времени учреждения федеральной пенсионной системы (1935 г.), период повышался налог на заработную плату, налогооблагаемая база, был увеличен возраст выхода на пенсию нынешние 40-летние граждане смогут выйти на полную пенсию по достижению 67 лет9. Однако основополагающие принципы начислений пенсий по Общей федеральной программы остались незыблемыми.
Таблица 3.
Расходы федерального бюджета на пенсионное обеспечение и
медицинское обслуживание пенсионеров
Источник: US Federal Budget, 2011. Historical Tables
Несмотря на то, что активы фондов Общей федеральной программы, по состоянию на 2010 ф.г., составляли около 2,4 трлн. долл., по официальным оценкам, ни один из них не является платежеспособным в долгосрочной перспективе. С 1990-х гг. в США активно обсуждались планы использования рыночных инструментов для размещения пенсионных средств федеральной программы пенсионного страхования, согласно которым часть обязательных взносов, идущих в фонд пенсионного страхования, предлагалось переводить на личные сберегательные пенсионные счета, владельцы которых смогут инвестировать накапливающиеся суммы в акции частного рынка. Однако эти инициативы реализованы не были. Основные направления развития пенсионного обеспечения: Выплаты пенсий по Общей федеральной программе продолжают оставаться основой социальной защищенности американских пенсионеров. Из 37 млн. 307 тысяч лиц 65 лет и старше, 33 млн человек в 2010 г. получали пенсии по линии Общей федеральной программы. Однако если объем выплат пенсионерам (без учета иждивенцев, потерявших кормильца) по линии ОФП в 1990 г. почти вдвое превышал объем выплат по частным пенсионным планам, то к 2010 г. они почти сравнялись, достигнув около 440 млрд.долл.10 Расходы по Общей федеральной программе по оценке на 2010 г. составили 701,6 млрд. долл. Общая федеральная программа охватывает 95% рабочей силы страны, а численность получателей выплат по ней достигла в 2010 г. 54,03 млн. человек (Таблица 4). Наряду с Общей федеральной программой пенсионного страхования, пенсионными программами для федеральных служащих, конгрессменов, железнодорожников, военнослужащих, пенсионными программами на уровне штатов и местных органов власти, в США широкое развитие получили частные пенсионные планы, личные пенсионные счета. Программа государственного пенсионного страхования основана на принципе определения размеров пособия в зависимости от заработной платы и количества лет, в течение которых выплачивался налог на социальное страхование. Право на пенсию по старости имеют застрахованные работники, их жены (мужья), достигшие пенсионного возраста, или в любом возрасте, если они воспитывают детей до 18 лет; нетрудоспособные супруги; нетрудоспособные дети; дети-студенты дневного обучения 18-19 лет; вдовы и вдовцы пенсионного возраста; разведенные жены пенсионного возраста. С 1966 г. законом предусмотрена выплата специальных пенсий лицам в возрасте 72 лет и старше, если они не имеют требуемого для начисления пенсии страхового стажа.
Таблица 4.
Численность получателей пособий по
Общей федеральной программе, млн. человек
Источник: Statistical Abstract of the US, 2012, p. 355.
Официальный пенсионный возраст, по достижении которого претенденты могут рассчитывать на получение полной пенсии, для работников, супруга (-и), вдовы (вдовца), составляет 65 лет типичный возраст выхода на пенсию, установленный в развитых странах11. Пенсия в сокращенном размере может выплачиваться указанным категориям лиц с 62-х лет. Размеры пенсии рассчитываются в процентах от первоначальной страховой суммы. В свою очередь, первоначальная страховая сумма исчисляется исходя из средней ежемесячной индексированной заработной платы. Пенсия для работников, увольняющихся в возрасте 62-х лет, составляет 80% первоначальной страховой суммы. Тем, кто увольняется между 62 годами и официальным пенсионным возрастом, пенсия также начисляется в размере неполной страховой суммы. Первоначальная страховая сумма в полном размере начисляется лишь тем пенсионерам, кто увольняется по достижении официального пенсионного возраста (в настоящее время 65 лет). Если на иждивении застрахованного работника находится жена в возрасте 65 лет и старше, размеры пенсии увеличиваются на 50% от основной суммы. При наличии в семье детей в возрасте до 18 лет надбавка к пенсии (в расчете на жену-иждивенку) составляет 50% от пенсии мужа, независимо от возраста жены. Дети пенсионеров в возрасте до 18 лет и студенты дневного обучения в возрасте 18-19 лет также имеют право на надбавку к основной пенсии. Общая сумма пенсионного пособия, полученная застрахованным работником, его женой на иждивении и детьми не должна превышать двукратного размера пенсии основного получателя. Жена-иждивенка в возрасте 62-х лет получает сокращенную надбавку к пенсии. За период, прошедший с 1980 г. их средние размеры возросли с 341 до 1176 долл. в месяц (2010 г.) для застрахованного работника и, соответственно, с 567 до 1930 долл. для застрахованного работника с супругой. Финансовое обеспечение Общей федеральной программы осуществляется за счет социального налога на фонд заработной платы. Взносы работников и предпринимателей исчисляются в равных долях в виде процентов от установленной суммы заработной платы. Ставка налога на социальное страхование по старости, инвалидности, на случай потери кормильца составляет сейчас 12,4%, являясь одной из наиболее низких среди развитых стран. Налог на социальное страхование взимается с первого заработанного доллара в пределах максимально установленной суммы 106, 8 тыс. долл. на 2010 ф.г. Работающие не по найму, включенные в основную программу социального страхования в 1951 г., сами выплачивают налог на социальное страхование. До 1983 г. норма страхового взноса для самостоятельно занятых была в 1,5 раза выше, в сравнении с нормой для работающих по найму, а с 1983 г. в 2 раза выше. Практически полный охват государственным пенсионным страхованием, с одной стороны, и активное развитие частного пенсионного страхования, с другой, способствовали превращению пенсионеров в одну из наиболее социально защищенных категорий населения. Подавляющее большинство лиц пенсионного возраста (97%) получают пенсию, связанную с трудовым участием. Даже если это накопительный план с установленными взносами, участвовать в нем нынешний пенсионер мог только работая на предприятии, где работодатель учреждал такие планы. Прямая зависимость размеров пенсии от заработной платы и трудового участия, практически полный охват работников государственным пенсионным страхованием позволяют достичь высокого уровня самообеспечения пенсионеров за счет до пенсионного трудового участия. Только 1,18 млн. американцев 65 лет и старше получают законодательно установленную социальную пенсию (так называемый дополнительный социальный доход). Таким образом, развитие пенсионного страхования и выплата пенсий, превышающих прожиточный минимум, способствовало снижению нагрузки на государственный бюджет в плане выплаты пособий нуждающимся пенсионерам. Однако, если в 1940-х гг., когда стали выплачивать первые пенсии, на одного пенсионера приходилось 42 работающих налогоплательщика, то во второй половине 1990-х годов это соотношение составляло 1:3,3; а к 2040 г. ожидается 1:2 соответственно. При такой динамике соотношения налогоплательщиков и получателей пенсий для сохранения пенсионных выплат на достигнутом уровне могут потребоваться существенные коррективы как доходной, так и расходной частей бюджета пенсионного обеспечения. Накопления в фондах пенсионного страхования могут аккумулироваться, если размеры поступлений превышают размеры выплат. В случае, если этого не происходит, фонды начинают истощаться, поскольку поступления распределяются в соответствии с текущими заявками на получение пенсионных пособий. В 2000 г. поступления в фонд страхования по старости и на случай потери кормильца превышали выплаты на 80 млрд. долл., а в фонд страхования по инвалидности на 16,8 млрд. долл.; а в 2010 г. выплаты из первого фонда превысили поcenterступления на 30,5 млрд. долл., а из вfont-size: 12pt торого, соответственно, на 31,3 млрд. долл. Наряду с такими обсуждаемыми изменениями в системе пенсионного обеспечения в США, как повышение ставки и расширение базы, с которой начисляются взносы в фонды социального страхования; индексация возраста выхода на пенсию в зависимости от роста продолжительности жизни; сокращение размеров пенсионных выплат супругам застрахованных работников, рассматриваются планы частичной приватизации государственной пенсионной системы. В соответствии с этими планами, пенсии в перспективе состояли бы из двух частей основной, рассчитанной по существующим нормативам, и дополнительной в зависимости от доходов на вложенные средства. На формирование обязательных индивидуальных накопительных счетов будет направляться часть налоговых взносов на пенсионное обеспечение. Республиканская администрация Дж.Буша-мл. выступала за частичную приватизацию государственной системы пенсионного страхования, предлагая часть обязательных налогов с заработной платы, идущих в фонд пенсионного страхования, переводить на личные сберегательные пенсионные счета, владельцы которых смогут инвестировать накапливающиеся суммы в акции частного рынка. В основе республиканской платформы частичной приватизации государственной системы пенсионного страхования лежит приверженность рыночным принципам. Среди главных предполагаемых преимуществ системы личных пенсионных счетов их сторонники выделяют прежде всего: ожидание более высокой доходности пенсионных накоплений при использовании средств пенсионных фондов для вложения их в акции и другие ценные бумаги; непосредственную связь между сделанными взносами и будущими пенсиями; расширение свободы выбора в деле инвестирования своих пенсионных накоплений. Кроме того, республиканцы подчеркивают, что при существующей системе государственного пенсионного страхования в случае смерти застрахованного лица его родственники могут получить лишь пенсию по случаю утраты кормильца, а в случае индивидуальных сберегательных счетов они являются наследниками накоплений. Все эти предполагаемые преимущества частичной приватизации государственной пенсионной системы должны быть достигнуты без увеличения налоговой ставки взносов в систему пенсионного страхования, а лишь за счет эффективного размещения части взносов. Учитывая важность возможных изменений, по предложению Дж. Буша-мл. была создана специальная комиссия на президентском уровне по изучению проблем реформирования пенсионной системы. Однако в течение 2000-2010 гг. никаких шагов в этом направлении не сделано. Наряду с государственными программами пенсионного страхования, важнейшими источниками доходов пенсионеров являются частные пенсии, накопления на личных пенсионных счетах, аннуитеты страховых компаний. Предприниматели отнюдь не обязаны организовывать пенсионные планы, а работники участвовать в них. Дело это сугубо добровольное, но, как показывает американский опыт, ставшее привлекательным для будущих пенсионеров: в 2010 г. насчитывалось свыше 86 млн. участников, выплачивающих взносы в частные пенсионные фонды. Из двух видов пенсионных планов с установленными выплатами и установленными взносами в США преобладает второй вид. При этом роль планов с установленными взносами в последние десятилетия возросла по всем параметрам: взносы по ним возросли в период 2000-2008 гг. со 198,5 млрд. долл. до 311,7 млрд. долл., в то время как взносы по планам с установленными выплатами увеличились со 127,5 млрд. долл. до 166,6 млрд. долл. В конце первого десятилетия взносы в пенсионные фонды с установленными взносами почти в три раза превышали взносы в фонды с установленными выплатами. При этом число активных участников, т.е. работников, вносящих взносы и увеличивающих накопления на своих пенсионных счетах в рамках планов с установленными взносами возросло с 35,6 млн. чел. в 1990 г. до 67,3 млн. чел. в 2008 г. В то же время число активных участников пенсионных планов с установленными выплатами в указанный период постоянно сокращалось (с 26,2 млн. человек в 1990 г. до 19,0 млн. человек в 2008 г.), а общее число участников поддерживалось на уровне 38,0-42,0 млн. человек за счет участников, уже вышедших на пенсию. В течение 1990-2008 гг. устойчиво уменьшалось и число пенсионных планов с установленными выплатами (со 113,1 тыс. в 1990 г. до 48,4 тыс. в 2008 г.), а планов с установленными взносами напротив, возрастало с 599,2 тыс. в 1990 г. до 669,2 тыс. в 2008 г. 12 Участие граждан в частном пенсионном страховании стимулируется государственными мерами, к числу которых относятся: разработка правовых основ и принятие законодательства, регулирующего учреждение частных планов, освобождение от налогов (в определенных установленных законом пределах) взносов в частные пенсионные фонды и доходов на них; гарантии сохранности пенсионных накоплений по частным планам с установленными выплатами; принятие специальных мер по стимулированию пенсионного обеспечения работников малых и средних компаний; информационно-разъяснительная работа среди участников пенсионных планов и компаний, учреждающих эти планы, по вопросам их прав и обязанностей, существующих льгот. Особо контролируется использование средств исключительно по назначению, отчетность о поступлениях, составе, размещении пенсионных средств, информационное обеспечение участников накопительных планов. Мощным стимулом роста накопительных пенсионных систем стали налоговые льготы. Работодатели вычитают взносы в пенсионные планы своих работников из налогооблагаемого дохода наравне с заработной платой. Инвестиционный доход на пенсионные средства также не подлежит налогообложению в течение накопительного периода. Деятельность государства по регулированию накопительных систем пенсионного обеспечения отнюдь не нацелена на сдерживание рыночных регуляторов, но преследует цель стимулирования их развития и предоставления гарантий их участникам путем создания специального правового режима и механизмов контроля за его соблюдением. Таким образом, все более широкое использование рыночных сил в сфере пенсионного обеспечения и мобилизации инвестиционных ресурсов для экономики, сочетается в США с постоянно развивающимся и усложняющимся механизмом регулирования этого процесса. Стабильность функционирования частных пенсионных фондов подкреплена четкой регламентирующей деятельностью всех финансовых институтов, для которых обязательными являются внутренний и внешний аудит, регулярные отчеты перед акционерами, кредиторами, участниками системы. Деятельность частных пенсионных систем контролируется со стороны государства на основании специальных законодательных актов. Проведение в жизнь Закона и страховании пенсионных выплат 1974 г. возложено на одно из подразделений министерства труда Администрацию пенсионных и социальных выплат, в ведении которой находятся разработка стандартов деятельности и финансовая отчетность частных пенсионных фондов. Согласно указанному закону 1974 г., была учреждена Корпорация гарантии пенсионных выплат со статусом независимого ведомства федерального уровня. Основной задачей этой Корпорации является обеспечение гарантированных выплат участникам пенсионных фондов. Корпорация контролирует соответствие активов обязательствам пенсионных фондов и вправе потребовать восстановить такое соответствие в случае его нарушения. В обязанности Корпорации входит также надзор за деятельностью компаний, которые могут оказать воздействие на стабильность их пенсионных планов, в частности, за корпоративными слияниями, закрытием предприятий и другими изменениями. С целью гарантии пенсионных выплат созданы резервные фонды. Счета участников пенсионных фондов обанкротившихся компаний могут быть переданы в управление финансово стабильных компаний. Таким образом, все более широкое использование рыночных сил в сфере пенсионного обеспечения сочетается в США с постоянно развивающимся и усложняющимся механизмом регулирования этого процесса. Развитие частных пенсионных планов, безусловно, способствует повышению социальной защищенности пенсионеров и уменьшению числа лиц пенсионного возраста, получающих социальные пособия из бюджетных средств по программе дополнительного гарантированного дохода, а следовательно, снижению нагрузки на государственный бюджет. В этом же направлении действует и реализация принципа четкого разделения реципиентов государственной помощи на не трудоспособных и трудоспособных с установлением предельных сроков трудоустройства последних, а также переход к защите трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах. Однако несмотря на высокий уровень вовлеченности частного сектора в финансирование образования, организацию планов пенсионного и медицинского страхования, социальная составляющая федерального бюджета обречена на рост. Согласно представленному администрацией Барака Обамы проекту федерального бюджета на 2013 ф.г., ассигнования Министерству здравоохранения и социального обслуживания, Администрации социального обеспечения, Министерству по делам ветеранов, Министерству образования, Министерству труда превысят 2,2 трлн. долл.13. Независимо от того, сколь значимые коррективы будут внесены в президентскую бюджетную заявку на 2013 ф.г, только обязательные расходы по линии этих ведомств составят в следующем финансовом году около 60% предполагаемой расходной части федерального бюджета.
Назад |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|