Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2014

РОССИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ: В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ[1]

Л.Ф. Лебедева,
доктор экономических наук,
руководитель Центра социально-экономических
исследований и проектов
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В фокусе исследования - ключевые факторы влияния на позиции России в мировой экономике; в том числе финансовые, экономические, технологические; геополитические и геоэкономические изменения, взаимосвязи между национальными и глобальными процессами.

Ключевые слова: позиции России в мире, БРИКС, геополитические изменения, мировое хозяйство, глобальные риски.

RUSSIA IN WORLD ECONOMY: FACTORS OF INFLUENCE AT THE SECOND DECADE OF XXI CENTURY

Liudmila Lebedeva,
Dr of Economics,
Head of the Center,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation.The study is focused on the key factors of influence, that determine Russia global position; including financial, economic issues; new technologies; geopolitical and geoeconomic changes; interdependence between national and global development.

Keywords: Russia global position, BRICS, geopolitical changes, world economy, global risks

Усложнение взаимосвязей между национальными и глобальными процессами развития, между экономическими и политическими интересами стран и их объединений проявилось в середине второго десятилетия XXI века в резком изменении условий торгово-экономического и финансового взаимодействия России со странами мира. Внешнеэкономические отношения России оказались фактически «заложниками» политически мотивированных внешних санкций.

Как отметил президент РФ В.В.Путин в ходе итоговой пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 г., «Санкции уже подрывают основы мировой торговли и правила ВТО, принципы незыблемости частной собственности, расшатывают либеральную модель глобализации, основанную на рынке, свободе и конкуренции».

В условиях формирования полицентричной международной системы, когда возможности влиять на другие страны становятся более ограниченными, западные государства все чаще прибегают к финансово-экономическим инструментам давления.

Использование экономических мер для решения внешнеполитических задач - явление не новое. В США почти 40 лет назад был принят закон о чрезвычайных экономических полномочиях (1977), который позволяет вводить такого рода санкции даже без одобрения Конгресса.

Сегодня, учитывая растущую вовлеченность всех субъектов мирового хозяйства в экономические отношения, финансовые операции, а также расширение спектра финансовых инструментов, эта тенденция становится еще более дестабилизирующей сложившиеся отношения.

Учитывая изменения геополитических и геоэкономических реалий, возможности укрепления международных позиций России в кратко - и в средне- срочной перспективе ограничены жесткими внутренними и внешними финансово-экономическими условиями.

Подписание документов о тех или иных санкциях занимает минуты, а последствия растягиваются на годы, иногда на десятилетия. Известная Поправка Джексона — Вэника (1974 года) к Закону о торговле США просуществовала 38 лет и была официально отменена всего два года назад.

При оценке последствий принятых в отношении России санкций и ответных мер необходимо учитывать не только их непосредственное влияние на доступ банков и не финансовых корпораций к международным источникам финансирования, на значительное обесценение национальной валюты; на потребительский рынок; но также их воздействие на общий уровень напряженности в международных отношениях России, на степень доверия в торгово-экономическом взаимодействии; на финансовую позицию, чутко реагирующую на состояние неопределенности.

Ситуация сегодня усугубляется тем, что Россия интегрировалась в мировое хозяйство преимущественно благодаря экспорту сырьевых ресурсов, и финансовая устойчивость российской экономики во многом находится под воздействием волатильности, обусловленной колебаниями цен и/или спросом на природные ресурсы. Падение цен на нефть, продолжающееся с июня 2014 г., вносит значительную долю неопределенности как в вопросы бюджетного финансирования, так и в поддержание финансовой стабильности российской экономики в целом.

В III квартале текущего года Россия еще входила в первую десятку стран – лидеров по товарному экспорту (2,8% мирового экспорта). Но! При этом Индекс концентрации экспорта России увеличился за первые 13 лет XXI века более чем в 1,5 раза. Сырьевая направленность российского экспорта - даже выше, чем в других странах БРИКС, не говоря уж о развитых странах.

А в мировом экспорте высокотехнологичных товаров, доля России остается крайне низкой - 0,36%, уступая по аналогичному показателю не только Китаю – 28%, но и остальным странам БРИКС (Индия – 0,63%, Бразилия – 0,45%), кроме ЮАР (0,1%)%.

Формирование ответов на новые вызовы, связанные с использованием США, ЕС, а также присоединившимися к ним странами, финансово - экономических инструментов давления на политику России, является сегодня первоочередной задачей. Вместе с тем, сложившаяся ситуация актуализировала вопросы долгосрочного укрепления позиций страны на мировых рынках, решения проблем международной безопасности, в том числе финансовой, энергетической, информационной, продовольственной, экологической; участия России в разработке мер повышения международных стандартов финансового регулирования, в укреплении международного сотрудничества.

Повышение финансово- экономического, научно-технологического потенциала страны является основой для укрепления ее позиций в международном сообществе и снижения уязвимости в случае внешнего давления посредством финансовых, экономических, информационных инструментов.

В средне- и долго- срочной перспективе на развитие ситуации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг будут оказывать влияние такие факторы, как ускорение внедрения и международного обмена инновациями; повышение энерго - эффективности и расширение использования альтернативных видов энергии; потребности решения вопросов, связанных с глобальным изменением климата, дефицитом пресной воды и др.

В свете этих тенденций позиции на рынках высокотехнологичной продукции и услуг будут одним из ключевых факторов, в значительной мере определяющих роль и место страны на мировой арене. Низкий уровень ресурсного обеспечения науки, слаборазвитая инфраструктура содействия развитию и внедрению результатов НИОКР остаются одним из наиболее уязвимых аспектов современного развития российской экономики, тормозящих повышение национальной конкурентоспособности.

В краткосрочной перспективе ухудшение ожиданий иностранных инвесторов в отношении российского рынка, замедление экономического роста, отсутствие предсказуемости в торговых отношениях, безусловно, окажут негативное влияние на развитие внешнеэкономических отношений России, в том числе на импорт передовых промышленных технологий, электротехнического оборудования, измерительных приборов, и др. Однако в ряде отраслей, в том числе в космической машиностроительной промышленности, космических услуг, имеется задел для укрепления позиций страны на мировых рынках.

По объему бюджета космического сектора в 2013 г. Россия (8,7 млрд.долл. ППС) занимала третье место в мире после США (39,3 млрд. долл. ППС) и Китая (10,8 млрд. долл. ППС); существенно опережая другие страны-лидеры по этому показателю, в том числе Индию (4,3 млрд. долл. ППС), Японию (3,4 млрд. долл. ППС). Вместе с другими странами БРИКС Россия контролирует почти половину (24 млрд.долл. ППС) объема деятельности в данном секторе всех стран ОЭСР(50,8 млрд.долл. ППС).

Глобализация космического сектора на всех стадиях исследований и разработок, освоения их результатов, проектирования, промышленного производства и услуг открывает новые возможности для отечественных предприятий по использованию своего потенциала на мировом рынке.

Укрепление и даже сохранение имеющихся позиций в мировой экономике возможно лишь при условии повышения конкурентоспособности на базе инноваций; осуществления комплекса мер научно-технической, промышленной, торговой политики в их взаимосвязи, в том числе значительных инвестиций на постоянной основе в сферу НИОКР, создания условий для коммерциализации результатов исследований и разработок. При этом речь идет не только о высоких технологиях, но и об инновациях в секторе низкотехнологичных производств и услуг, составляющих большую часть российской экономики; об устранении значительного разрыва между имеющимися разработками и степенью их использования – патентованием, производственным освоением, экспортом высокотехнологической продукции и технологий.

Экономическое развитие, позиции России в мировом хозяйстве не только в кратко-, но и в долго- срочной перспективе остаются неразрывно связанными с национальными природными ресурсами. Однако снижение зависимости от внешних рисков требует более эффективного использования других составляющих экономического потенциала страны - человеческого капитала, производственного, технологического; институтов управления, в том числе сырьевыми доходами; а также поддержки секторов, которые в меньшей степени связаны с добывающей отраслью и в большей степени ориентированы на инновации.


Список литературы

1. Global financial stability report. IMF. Wash., October 2014.

2. World Economic Outlook. IMF. October 2014

3. World Trade Report 2014. WTO, 2014


[1] Тезисы выступления Лебедевой Людмилы Федоровны - доктора экономических наук, профессора, руководителя Центра социально-экономических исследований Института США и Канады, сопредседателя Оргкомитета Конференции «Геополитические риски современной мировой экономики», приуроченной к 30-летию кафедры Мировой экономики. РЭУ им. Г.В. Плеханова. 08 Декабря 2014 г.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Купить кубинские сигары в магазине.
los-cigarros.ru