Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2016

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В США

М. М. Нгуен,
младший научный сотрудник,
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Государственные пенсионные планы в США развивались на протяжении всего времени существования государства, некоторые из них ,например, для военнослужащих армии и флота, были созданы еще до образования США. Формирование различных государственных пенсионных планов и, как следствие, усложнение пенсионной системы США, стало основой социальной защищенности пенсионеров.

Ключевые слова: пенсионные планы для военнослужащих армии и флота США, пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих федерального уровня США, пенсионные планы местного и штатного уровня власти, закон о социальном страховании.

THE EVOLUTION OF FEDERAL, STATE AND LOCAL PENSION PLANS IN THE USA

Nguyen M.M.,
Junior research fellow
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. Pension plans, provided by federal, state and local authorities, have been developing since the foundation of the USA and even earlier as some of the pension plans, for example, for US army and navy personnel, were established before the USA were founded. The formation of various public pension plans and, consequently, the complexity of the US pension system has become the basis for retirement security.

Keywords: US army and navy personnel pension plans, CSRS, FERS, state and local retirement plans, Social security Act.

Исследование эволюции развития государственных пенсионных программ США представляется важным, так как ранние пенсионные системы представляют собой ценный экономический и исторический опыт.[1] Исторически, власть рассматривала пенсионное обеспечение как возможность способ поощрения своих подданных за хорошую службу, и, как следствие, за помощь в укреплении режима.

С экономической точки зрения, пенсионное страхование обеспечивает пенсионеров источником дохода наделяя покупательной способностью людей, лишившихся возможности получать заработную плату. С позиций кейнсианства, пенсионные средства развивают экономику страны, поддерживая уровень спроса со стороны пенсионеров. По состоянию на 2016 г., только в рамках Общей федеральной программы пенсии получают более 60 млн. человек.[2]

Система пенсионного страхования в США отличается множеством программ, способами финансирования, а также условиями выплат пособий. При рассмотрении эволюции государственного пенсионного обеспечения в США необходимо рассмотреть появление и развитие следующих форм страхования:

1. Пенсионных планов для военнослужащих армии и флота.

2. Пенсионного страхования для гражданских государственных служащих федерального уровня.

3. Пенсионного страхования для государственных служащих штатного и местного уровней власти.

4. Общей федеральной пенсионной программы.

Пенсионные планы для военнослужащих армии и флота

Пенсионное страхование военнослужащих имеет длительную историю[3]. Еще со времен распада Римской республики и образования Римской Империи, роль армии и ее довольствия является одним из ключевых факторов спокойствия главы государства.

Как правило, военный персонал не производит никаких благ, проводя всю жизнь на службе. Так, в Американских колониях широко было распространено кустарное производство, а военные не являлись участниками домохозяйств, и, следовательно, не имели доли в произведенных благах.[4] В связи с этим, с самых ранних дней своего существования Американские колонии предоставляли пенсионное обеспечения лицам, потерявшим трудоспособность вследствие получения ранений во время защиты колонистов и их собственности от набегов коренных жителей Америки.

Пенсионное страхование по инвалидности и страхование ветеранов появилось до подписания Конституции США - во время Войны за Независимость (1775-1783 гг.) власти колоний распространили пенсионное обеспечение и на своих солдат, входивших в ополчение американских колонистов.

В числе первых штатов, частично охватывавших финансовым обеспечением военных (преимущественно офицеров) были Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия.[5] Несколько колоний содержали флот и обеспечивали пенсиями свои военно-морские силы, начиная со штата Пенсильвания. В Пенсильвании всем офицерам, призванным в марте 1799 года и находившихся на службе до конца военных действий, было обещано пенсионное страхование. Также в Штате Пенсильвания для военных имелись пенсионные планы по инвалидности.[6] Независимо от действий колоний, Континентальный конгресс установил пенсии для военнослужащих армии и флота Континентальной армии перед битвой при Йорктауне (1781)[1]. Конгресс постановил пожизненную выплату офицерам в размере половины оклада, при условии их службы до конца Войны за Независимость.[2]

Спустя некоторое время стало понятно, что выплата обещанных пособий не представляется возможной в силу финансовой ситуации послевоенных лет. Весной 1783 года Конгресс заменил обещанные пожизненные выплаты на компенсации, приравненные к жалованию в размере выплат за пять лет. Однако и эти деньги не были выплачены. Офицеры, возглавляемые генералами МакДугалом и Гейтсом, чуть было не подняли бунт, их остановило лишь личное вмешательство Джорджа Вашингтона. Потребовалось еще 8 лет, прежде чем Федеральное правительство, финансовые дела которого были приведены в порядок Александром Гамильтоном, смогло выплатить ветеранам обещанные деньги.

Первый пенсионный план по инвалидности для рядовых служащих армии США был введен в апреле 1790 года. Только ветераны Войны за Независимость могли получать пенсию по старости. До Гражданской Войны (1861-1865 гг.) в США не существовало пенсии по старости для служащих регулярной армии. До 1812 года Конгресс также утвердил поощрение всем солдатам, прослужившим как минимум пять лет, и отправленным в отставку в дополнение к выплате троекратного жалования - 160 акров земли.

Если солдат был убит на поле боя или умер, находясь на службе, 160 акров земли предназначались его наследникам.[7] Пенсионные планы ветеранам американских войн, изначально предполагавшие выплаты по инвалидности, постепенно стали планами по старости, при условии, что ветеран доживал до такого перехода. В большинстве случаев, ветеран, поступивший на службу еще молодым человеком, должен был дожить до шестидесяти лет, чтобы получить свою пенсию по старости. Сама пенсия была приблизительно равна трети месячной заработной платы опытного фермера второй половины XIX века.

Первое всеобъемлющее пенсионное обеспечение по старости для американских ветеранов появилось лишь после Гражданской войны в США. Когда в апреле 1861 года был атакован Форт Самтер, в американской армии насчитывалось 16000 человек. В июле 1861 года Конгресс уполномочил президента Авраама Линкольна набрать до 500 000 волонтеров в армию США и издал первый пенсионный закон Гражданской войны. В соответствии с этим законом, новобранцы имели право на те же пенсионные выплаты, что и члены регулярной армии. Также, если солдат умирал на поле боя, его вдова или другие наследники могли получить 100$, а также любые другие выплаты, которые правительство должно было выплатить военному.

В 1890 году Конгресс утвердил выплату пенсии всем ветеранам, получившим инвалидность. В том же самом году, пенсии были удостоены все ветераны старше 65 лет, а также те, которые по мнению Пенсионного бюро проявили особую доблесть в бою. К началу XX века среднее пенсионное пособие составляло 135$.

В то время как история пенсионного плана для военнослужащих армии является ценным историческим и экономическим опытом США, пенсионный план для служащих флота XIX века представляется намного более интересным ввиду уникальной системы финансирования и способа управления активами.

В основном, с самого начала своего существования во время Американской революции, пенсионный план для офицеров и матросов ВМС США финансировался за счет денег, полученных с продажи трофейного имущества. Сумма дохода была непредсказуемой. Для управления активами, Конгресс утвердил пенсионный фонд ВМС и разрешил членам правления инвестировать средства в широкий круг ценных бумаг, в том числе не котируемых на бирже. История управления активами этого пенсионного фонда наглядно показывает количество проблем, которые могут появиться, когда средства государственных пенсионных фондов размещаются в акциях негосударственных компаний. Анализ опыта размещения средств пенсионного фонда ВМС особенно важен для Конгресса США, где ведутся споры о том, следует ли предоставлять право управлению Фонда социального страхования США размещать средства в акциях. История размещения тех пенсионных средств в условиях развивающейся экономики представляет собой важный урок для XXI века - решения, принимавшиеся управлением пенсионного Фонда ВМС США и характерные для того периода времени экономические условия непосредственно повлияли на платежеспособность фонда. Напротив, история пенсионного плана для военнослужащих армии США намного более спокойная, т.к. была основана на принципе “pay-as-you-go” – «плати по мере получения», когда работающие участники пенсионного фонда, делая взносы в фонды, отдают часть своей заработной платы в пользу тех, кто в данный момент уже получает пенсионную выплату.

Первый пенсионный план по старости для офицеров ВМС США была утвержден до начала Гражданской войны, а для рядовых служащих ВМС США первый пенсионный план появился в 1867 году.

С начала Гражданской войны Конгресс страны стремился унифицировать пенсионные планы для военнослужащих армии и флота. В 1916 году правила выхода на пенсию для служащих флота были изменены на те, что действуют по сей день – «на повышение или в отставку». В соответствии с ним, повышение могли получить те офицеры, чьи кандидатуры были одобрены советом по повышению. До 1916 года действовал принцип старшинства. Во-вторых, был создан лимит количества офицеров, которые могли были быть повышены до определенного ранга. В-третьих, был введен возрастной лимит. Офицеры, получившие определенный ранг по достижению определенного возраста отправлялись в отставку с пенсией, равной 2,5% от выплат за все года службы, но не превышающей 75% от последнего полученного жалования. Так, например, капитан второго ранга, достигший 50 лет и не избранный для дальнейшего повышения до капитана, отправлялся в отставку. Если он прослужил 25 лет, то получал 62,5% от жалования в качестве пенсии. Наконец, данный закон также обуславливал принудительную отставку для личного состава ВМС с теми же условиями, что и для военнослужащих армии США - пенсионный возраст приравнивался 64 годам.

В 1916 году Конгресс утвердил для армии США пенсионный план, отличный от плана ВМС США. Офицеры, в соответствии с классификацией, произведенной старшими по рангу, делились на Класс А или Класс Б. Те, что попадали в Класс Б, недобросовестно выполняли обязанности или отличились плохим подчинением, и уходили в отставку без пенсии. Те, кто попадал в Класс А, прослужили более 10 лет без замечаний и переходили в «список отставных» по старости и получали пенсию – 2,5% от жалований, полученных в течение службы, не превышающую в то же время 75% от жалования на момент увольнения. Этот максимум был снижен до 60% в 1924 году.

Хотя были приняты дальнейшие поправки, закон 1916 г. для военнослужащих флота и закон 1920 г. для военнослужащих армии стали основой современной военной пенсионной системы США. Ключевые характеристики следующие: обязательная отставка, ограниченное время для демонстрации наличия потенциала для получения повышения, и пенсионный план с установленными выплатами, для тех, кто не смог продемонстрировать наличие такого потенциала или достиг обязательного пенсионного возраста.

Слияние двух пенсионных систем для военнослужащих произошло по нескольким причинам. Во-первых, сказывалось влияние научно- технического прогресса. По мере того, как средства морского передвижения становились больше и быстрее, становилось все сложнее захватывать корабли для того, чтобы получить трофеи. Прогресс коснулся и средств ведения боя. Они стали бить на более длинные дистанции, с большей точностью и большей мощностью. К тому же, торговые суда стали ходить с сопровождением, и теперь для того, чтобы захватить торговое судно, одного американского корабля-захватчика становилось мало. Вопрос сопровождающих судов мог быть решен подводной лодкой, но подводной лодке достаточно тяжело сопровождать захваченное торговое судно, т.к. вопрос защиты захваченного от других налетчиков оставался не решенным. Конгресс США формально упразднил систему пополнения пенсионного фонда ВМС США из трофейных средств после войны с Испанией.

Еще один из факторов слияния двух пенсионных систем – это сложности управления двумя военными пенсионными системами. Так, после Гражданской войны условия выхода на пенсию после службы во флоте ВМС были гораздо более привлекательными, что ставило армию США в невыгодное положение. К тому же, это наводило на мысль о том, что риск потери жизни на службе в армии и потери жизни на флоте имел разную «стоимость», что не являлось правильным.

Несмотря на то, что сегодня в США действуют несколько пенсионных планов Министерства Обороны с различными условиями выплат, на получение пенсии могут претендовать военнослужащие, прослужившие больше 20 лет. Таким образом, более 80% военных имеют права на получение пенсии. В связи с этим был инициирован процесс по созданию пенсионной системы, схожей с федеральной пенсионной системой для гражданских служащих – так называемая New blended military retirement system, где одна из частей будет индивидуальным пенсионным счетом с установленными взносами (как и в случае со сберегательным счетом в системе FERS, о чем будет сказано следующем параграфе).

Пенсионное обеспечение для гражданских государственных служащих федерального уровня

Существует множество факторов, по которым в 1920 году было введено пенсионное страхование для гражданских государственных служащих.

Во-первых, это связано с международными реалиями того времени. Так, к концу XIX века уже в 32 странах мира было введено пенсионное страхование по достижении установленного пенсионного возраста гражданских госслужащих. Тот факт, что в таких странах, как Россия, Испания и Австро-Венгрия, уже были введены такие пенсионные планы, заставляло задуматься американских политиков об отсутствии такой системы в США.

Во-вторых, введение пенсионного страхования по достижении установленного пенсионного возраста стало одним из аспектов прогрессивизма в США. Возникновение и популярность прогрессивизма в США в начале XX века связано в первую очередь с развитием американской экономики, появлением монополий и общим социально-экономическим развитием США того времени.

Помимо требований, связанных с ограничением влияния монополий, государственных реформ в сфере здравоохранения и борьбы с коррупцией, прогрессисты уделяли внимание и социальной сфере. Так, многое было сделано в области реформирования системы образования – прогрессисты добились отмены телесных наказаний в школе, а также во многом реформистские идеи прогрессистов повлияли на само видение школы. [3]

Прогрессисты также активно поддерживали профсоюзы и права рабочих. Так, в начале XX века были введены законы, утверждающие восьмичасовой рабочий день, МРОТ для женщин, оплачиваемый отпуск по болезни и т.д. Введение пенсионного обеспечения для всех граждан было бы логичным шагом по совершенствованию положения трудящихся.[8] Впрочем, введение всеобщего пенсионного страхования стало возможно только после Великой Депрессии. Прогрессисты 20-хх гг. XX века смогли добиться пенсионного обеспечения для гражданских госслужащих.

В-третьих, пенсионное обеспечение было своеобразным соглашением между стареющим контингентом госслужащих и государством. Работник получал достойную пенсионную выплату взамен на преданное служение государству и своевременный выход на пенсию. В связи с этим стоит рассмотреть историю создания государственной службы в США.

Как и во многих других странах, государственная служба в США складывалась постепенно. До середины XIX века в США действовала система патронажа, когда на государственные посты назначались люди, придержавшееся тех же политических взглядов, что и правящая партия в США. Действовала система «victor's spoils system» - «победитель забирает все» или принцип партийности. Так, при смене партии у власти, менялся практически весь кадровый состав госслужащих. Законодательно этот принцип был подтвержден Эндрю Джексоном, седьмым президентом США, пришедшим к власти в 1829 году. В 1883 году республиканцами, контролировавшими обе палаты Конгресса и Белый дом, был принят Пенделтон акт (Pendelton Act), положивший начало гражданской государственной службы США.[9] «Поводом» к принятию закона стало покушение на жизнь и последующая смерть от полученных ранений новоизбранного президента Дж. Гарфилда. 2 июля 1881 г. в него выстрелил Шарль Гито – активист республиканской партии, считавший, что за свою активную деятельность в президентской компании был достоин назначения послом во Франции, чего не произошло. Следствием, а возможно и причиной принятия Пенделтон акта в 1883 г. стала возможность пожизненного закрепления за активистами республиканской партии постов на гражданской государственной службе США.

Однако это привело к возникновению ситуации, в которой работники федерального уровня просто не уходили на пенсию. Потребовалось почти 40 лет для осознания проблемы «старения» кадрового состава федеральной гражданской госслужбы и принятия пенсионного плана, который бы стимулировал работников госслужбы уходить на пенсию. До принятия пенсионного закона в 1920 г., пенсионные выплаты назначались в каждом отдельном случае, для каждого выходившего на пенсию сотрудника принимался закон.[10]

Последний и достаточно весомый аргумент в пользу создания единого пенсионного плана для гражданских госслужащих федерального уровня заключался в относительной «дешевизне» расчета и контроля пенсионных выплат по такой схеме, по сравнению с выплатами, размер которых вычислялся ad hoc.

В 1920 году был принят Закон о пенсионном обеспечении госслужащих федерального уровня (Federal Employees Retirement Act (FERA). Основные положения FERA были следующими:

1) Все работники гражданской государственной службы США имели право уйти на пенсию в возрасте 70 лет, при наличии 15 лет стажа. Механики, почтальоны и клерки почтовых отделений имели право уйти на пенсию по достижению 65 лет, клерки, обслуживающие железные дороги – по достижению 62 лет.

2) По достижению упомянутого возраста, работники были обязаны выйти на пенсию. Продление срока службы было возможно в случае, если Директор Комиссии по гражданской государственной службе или Начальник управления, в котором трудился работник, утверждал продление срока службы работника еще на 2 года.

3) Все работники, попадавшие под условия действия закона, должны были вносить 2,5% от зарплаты в фонд будущей пенсионной выплаты.

4) Размер пенсии определялся стажем работы. Все сотрудники подразделялись на классы – от A до F. Сотрудником класса А считался человек, проработавший на госслужбе не менее 30 лет. Его пенсия составляла 60% от среднегодовой зарплаты за последние 10 лет службы. Сотрудник класса F (от 15 до 18 лет стажа работы на госслужбе) мог рассчитывать на пенсию в размере 30% от среднегодовой зарплаты за последние 10 лет службы. В 16 среднем, выплаты сотрудникам класса А равнялись 360$, класса F – 180$, и такие выплаты были щедрыми по сравнению с существовавшими на тот период времени частными пенсионными планами или даже по сравнению с единственным на тот период времени пенсионным планом для государственных служащих штата Массачусетс. Закон FERA также утверждал создание Пенсионную систему гражданских госслужащих (Civil Service retirement system - CSRS). После принятия в 1935 году Закона о социальном страховании, его действие не распространялось на работников федерального уровня, т.к. они уже были застрахованы федеральными пенсионными планами. В 1950 году, в соответствии с поправками в Закон о социальном страховании, его действие распространилось и на гражданских госслужащих федерального уровня, не обеспеченных пенсионным страхованием.

К таким преимущественно относились частично занятые или временные работники. В течение 1970-х гг. велись дебаты относительно включения федеральных госслужащих в Медикейр (Medicare). Медикейр – это главная федеральная программ медицинского страхования в США, действие которой распространяется на лиц 65 лет и старше, а также на людей, получивших определенный вид инвалидности. Согласно закону о справедливом и ответственном налогообложении (Tax Equity and Fiscal Responsibility Act – TEFRA), принятом в 1982 г., действие программы Медикейр распространилось на гражданских и военных служащих федерального уровня, принятых на работу после 1983 г. В 1987 году Р.Рейган подписал закон о создании Федеральной пенсионной системы для госслужащих (Federal Employee’s Retirement Act of 1986).

Отличие более поздней системы заключается в том, что отчисления работников идут в рамках Сберегательного плана с установленными взносами (Thrift Savings Plan)[4] и в фонд Социального страхования (Social Security). Помимо отчислений самого работника, государство также отчисляет сумму, равную 1% от ежемесячной зарплаты работника в счет Сберегательного плана.

В целом, работники, оставшиеся в системе 1920 г. отчисляют в пределах 7-8% от своей зарплаты. Работники FERS отчисляют приблизительно такую же сумму – 5,3% от зарплаты идет в счет Социального страхования (Old-Age, Survivors and Disability Insurance), а также несколько процентов (в зависимости от размера зарплаты) отчисляются по двум другим составляющим.[11] Работники, застрахованные в CSRS, могут уйти на пенсию в возрасте 55 лет. Служащие, попадающие под действие FERS и начавшие свою трудовую деятельность на госслужбе в 1970 году или позднее, могут уйти на пенсию с 57 лет. Работники, начавшие трудиться на госслужбе до 1970 года, могут уйти на пенсию раньше, в зависимости от стажа работы.

Пенсионные планы местного и штатного уровней власти

Рассматриваемые пенсионные планы охватывают служащих местных и штатных органов власти, полицейских, пожарных, учителей. Несмотря на отсутствие единого законодательства, которое бы определяло размер взносов или возраст, по достижении которого служащий мог уйти на пенсию, пенсионные планы каждой из этих групп имеют много общего. К началу XX века, практически каждый город в Америке имел пенсионный план по старости или по инвалидности для полицейских, пожарных или учителей. К 1917 году, все города, с населением свыше 400000 человек имели пенсионное обеспечение для полицейских и/или пожарных, 85% городов с населением свыше 100000 человек, в городах, с населением от 50000 до 100000 – более 60%, и половина всех городов, с населением от 30000 до 50000 человек.[12] Первый пенсионный план по старости для полицейских был создан в г. Нью Йорк в 1857 г. Пенсионный возраст достигался в 55 лет, принудительный выход на пенсию – 60 лет. Также устанавливался минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию – 25 лет службы.

Ежегодно в счет будущей пенсии отчислялось от 1 до 3% заработной платы. По выходу на пенсию выплачивалась половина годового дохода, получаемого сотрудником в последний год. Также предлагалась выплата иждивенцам – единовременная выплата, равная годовому окладу и дополнительно 600$ или половина годовой заработной платы.

Во многих других городах отчисления составляли от 1 до 3% зарплаты (Новый Орлеан, Питтсбург, Детройт). Во многих требовался минимальный стаж работы без ограничения по возрасту (Кливленд, Детройт, Цинциннати, Лос Анджелес, Ньюарк, Новый Орлеан и т.д.).

Практически во всех планах указывались дополнительные выплаты иждивенцам или овдовевшим женам. Что интересно, во многих городах в пенсионный фонд полицейских поступали средства, не связанные с отчислениями или налогами, такие как – деньги, полученные с продажи невостребованного или конфискованного имущества; деньги, уплаченные за приобретение лицензий детектива или доктора и т.д. Это наталкивает на мысль о схожести финансирования первых пенсионных фондов городов/округов с механизмом финансирования пенсионного флота ВМС США. Схожий механизм финансирования наблюдался и у пенсий пожарных. В среднем, пожарные могли уйти на службу после 20-25 лет службы (Сан-Франциско, Сент-Луис, Питтсбург, Нью Йорк, Новый Орлеан и т.д.). В некоторых городах пенсионное обеспечение для пожарных было объединено с пенсионным обеспечением для муниципальных работников (Балтимор, Бостон) или полицейских (Вашингтон, Лос Анджелес, Ньюарк и т.д.). Во многом пенсионные планы для пожарных были похожи на пенсионные планы полицейских.

Относительно муниципальных работников, существовало три варианта– либо их включали в пенсионные планы полицейских и пожарных (или учителей), либо создавался отдельный пенсионный план, либо не создавался вовсе. Взносы составляли от 2 до 4% от ежегодной заработной платы. Также существовали выплаты по потери кормильца – в некоторых городах работник соглашался на более низкую пенсию при жизни, чтобы после его смерти родственники могли получать денежные выплаты. Как уже было упомянуто, первый пенсионный план для гражданских госслужащих на уровне штата появился в штате Массачусетс в 1911 г. Пенсионное отчисление было равно 5% от заработной платы, пенсионный возраст достигался в 60 лет. В 70 лет выход на пенсию был обязательным. Страховая рента на момент выхода на пенсию составляла все отчисления в течение трудовой деятельности в двойном размере – половину доплачивал штат.

Что касается пенсионного обеспечения учителей, то США были далеко не первыми в данной области. Так, к 1860 г. такое пенсионное обеспечение уже существовало в Англии, Франции, Саксонии и России, в то время как в США только треть городов имели такие планы. К концу 1920-х гг., 23 штата обеспечивали своих учителей пенсиями. В некоторых штатах пенсионные планы для учителей местного (городского) уровня власти и штатного уровня власти не пересекались, в некоторых первые перерастали в последние.

В некоторых штатах учителя сами создавали пенсионные планы. Так, в штате Миссури, такой план был создан в 1907 г. учителя отчисляли один процент своей зарплаты, мужчины могли выйти на пенсию после 30 лет службы, женщины – после 25; размер пенсионной выплаты определялся пенсионным советом участников плана. В некоторых штатах (Аризона, Род Айленд), учителя не делали взносов, пенсионные выплаты распределялись по принципу «pay-as-you-go». К 1929 году чуть более 1000 человек получали пенсию по старости как вышедшие на пенсию работники штата. К 1935 году уже 32 штата приняли пенсионные планы. К моменту принятия Закона о социальном страховании в 1935 году, пенсии по старости от властей штата получали 400000 человек. Сегодня пенсионные системы штатного и местного органов власти охватывают более 20 млн. человек.[13]

Количество таких систем увеличилось до 3992 в 2014 году, из которых 3761 система – на местном уровне и 231 – на уровне штатов.[14] К наиболее крупным пенсионным системам относятся: Пенсионный фонд государственных служащих штата Калифорния (CalPERS) с активами, превышающими 1,5% ВВП США (301,9 млрд.долл. в 2015 г.); Пенсионный фонд учителей штата Калифорния (188 млрд.долл. в 2015 г.) и Пенсионная система штата Нью-Йорк (184 млрд.долл в 2015 г.)[15].

Закон о социальном страховании 1935 года

Закон о социальном страховании был принял в 1935 г.[16] и лежит в основе программы пенсионного страхования по старости (с 1935 г.), потери кормильца (с 1939 г.) и инвалидности (для слепых – с 1935 г.) - (Old-Age, Survivors and Disability Insurance Program - OASDI), так называемая Общая федеральная программа пенсионного страхования. Сегодня в ее состав также входят случаи инвалидности, не связанные с несчастным случаем на производстве (с 1956 г.), а также выплаты иждивенцам лиц, получающим пособия. В 2015 году в соответствии с условиями программы пенсионные выплаты получали более 59,9 млн человек, из которых около 50 млн. получали пенсии по старости или потери кормильца. Сегодня в США работают и платят налоги в систему социального страхования около 163 млн. человек.[17] Реализация программ социального обеспечения возложена на Управление социального обеспечения (Social Security Administration), созданное тем же законом 1935 года.

Контроль за выплатой пособий и отчислений с зарплаты ныне работающих граждан осуществляется через номер социального страхования. Без такого номера нельзя устроиться на работу и платить налоги. Выплаты по ОФП не предполагают выплаты пенсии, как источника дохода для обеспеченной жизни пенсионера. При ее создании считалось, что пенсия не является единственным источником дохода в старости, поэтому выплаты по ОФП составляют в среднем 40% от средней заработной платы работника до выхода на пенсию. Люди старше 65 лет или получившие инвалидность, включая несовершеннолетних, а также люди с низким доходом и ограниченными способностями могут претендовать на получение дополнительного социального дохода. В 2013 г. налог на социальное страхование составил 12,4% - в случае, если человек работает на себя, он выплачивает всю сумму самостоятельно, если работает по найму – налог выплачивается пополам с работодателем (по 6,2%).

Американцы также выплачивают налог на Медикейр – 2,9%[5] (выплачивается также в зависимости от статуса работника – работающего на себя или по найму)[18]. С каждого доллара, отчисленного с заработной платы работника, 85 центов направляется в целевой фонд по старости и потери кормильца, остальные 15 – в фонд нетрудоспособных. Налог, выплачиваемый на Медикейр перечисляется в фонды, находящаяся не в ведении Управления социального обеспечения, а в Центры обслуживания программ Медикейр и Медикэйд.

Возраст, по достижению которого можно уйти на пенсию, постепенно увеличивается. Так, люди, родившееся с 1943 по 1954 гг. вышли на пенсию в 66 лет, родившееся в 1960 и после могут выйти на пенсию в 67 лет.[19] Также есть возможность раннего выхода на пенсию, но с уменьшенным пенсионным пособием – размер пенсии будет уменьшаться в среднем на 0,5% за каждый месяц, со дня раннего выхода на пенсию и достижения пенсионного возраста. Порядок получения пособия иждивенцами следующий. Право на получение пенсии помимо работника имеют: [20]

1) Супруг/супруга в возрасте 62 лет и старше.

2) Супруг/супруга в любом возрасте с ребенком младше 16 лет или ребенком-инвалидом.

3) Дети в возрасте до 18 лет.

4) Дети в возрасте от 18 до 19 лет, обучающиеся на полном курсе учебной программы начальной/средней школы.

5) Дети в возрасте 18 и более лет при наличии инвалидности.

6) Разведенные супруги в возрасте 62 лет и больше, состоявшие в браке не менее 10 лет и разведенные не менее 2 лет, не состоящие в браке, не получающие трудового пособия большего размера.

7) Вдова/вдовец старше 60 лет.

8) Вдова/вдовец старше 50 лет, имеющий инвалидность.

9) Вдова/вдовец с ребенком младше 16 лет или имеющим инвалидность.

Обычно лица, имеющие право на получение пенсии наряду с застрахованным лицом, получают половину получаемого пособия. Общая сумма на всю семью не может составлять более 150-180% от пенсии основного бенефициара. Тот же общий лимит установлен и для семьи, потерявшей кормильца.[21]

Средний размер ежемесячных пособий социального обеспечения в 2013 году составил 1261$ на одного человека, 2048$ на супружескую пару на пенсии. У женщин в среднем размеры пенсионных выплат меньше, так как они зависят от заработной платы , которая остается в среднем меньше, чем у мужчин.[22] Также выделяется 1132$ на нетрудоспособного работника и 1919$ на нетрудоспособного работника с супругой и ребенком. 1214$ на вдову или вдовца, 2592$ на молодую вдову или вдовца с двумя детьми. Пособия, получаемые по дополнительному пособию (не включая другие выплаты, которые могут быть доплачены в ряде штатов), составляют 710$ на одного человека и 1066$ на супружескую пару.

Наряду с государственным пенсионным страхованием в США широкое получили развитие также частные пенсионные планы.[23] « При сохранении базовых государственных гарантий пенсионного страхования, вспомоществования нуждающимся пенсионерам в Соединенных Штатах реализуется политика формирования экономически поощряемых и социально привлекательных моделей поведения в сфере пенсионного обеспечения (как индивидуальных, так и групповых).»[24] Однако государственные программы пенсионного страхования остаются основой социальной защищенности пенсионеров в США.


Сноски

[1] Битва при Йорктауне – поражение Англии, предрешившее исход Войны за независимость.

 

[2] После Войны за Независимость пенсии выплачивались не одновременно всем участникам войны. Сначала привилегией пенсии были удостоены офицеры, затем те, кто прослужил как минимум 9 месяцев во время Войны за Независимость, и лишь в 1828 году любой ветеран Войны за Независимость, вне зависимости от ранга, мог получать выплату.

[3] С 20-х гг. XX века школа рассматривалась не только как образовательное учреждение, но в первую очередь как попечитель о ребенке – теперь в обязанности школы стали входить забота о здоровье ребенка, его нравственном воспитании. Многим идеям реформирования школьного образования США обязаны Дж. Дьюи.

[4] TSP является аналогом плана 401 (k), который предлагается работникам частного сектора.

[5] С 2013 г. работник в США платит дополнительный налог на Медикейр, если его заработок превышает пороговое значение налога. Существует несколько видов налогового статуса. Так, если у работника совместная с супругой/супругом налоговая декларация, пороговое значение составляет 250000$ в год. Если налогоплательщик имеет одинокий статус – 200000$ в год, так же, как и глава домохозяйства и правомочный вдовец или вдова с ребенком иждивенцем. Если у работника отдельная от супруги/супруга налоговая декларация, пороговое значение составляет 125000$.


Список литературы

[1] Cевостьянов Г.Н. с соавт. (1985) История США в 4-х томах. Том 2. Наука.

[2] Social Security Administration. Annual Statistical Supplement to the Social Security bulletin. Retrieved from https://www.ssa.gov/policy/docs/statcomps/supplement/2015/supplement/15.pdf

[3] Лебедева Л.Ф. (2005) США: социальная защита ветеранов. Человек и труд. N5. C. 32-35.

[4] Steven A. Sass (1997) The Promise of Private Pensions: The First Hundred Years, pp. 1-16

[5] Edwin C. Hustead and Toni Hustead (2001) Chapter 4. Pensions in the Public Sector. University of Pennsylvania Press, pp. 67-103

[6] Robert L. Clark, Lee A. Craig and Jack W. Wilson (2003) A history of Public Sector Pensions in the United States. University of Pennsylvania Press, pp. 1-20

[7] Olivia S. Mitchell and Edwin C. Hustead (2001) Pensions in the Public Sector. University of Pennsylvania Press

[8] Севостьянов Г.Н. с соавт. (1985) История США в 4-х томах. Том 4. Наука.

[9] Оболонский А.В. (2009) Государственная служба (комплексный подход) - политология, право, оплата труда, история, реформы, страноведение.

[10] Robert L. Clark, Lee A. Craig and John Sabelhaus (2011) State and Local Retirement Plans in the United States. Edwars Elgar Press

[11] Michiel Roberts (2015, December 06) What are the differences between FERS and CSRS? Retrieved from http://govcareers.about.com/od/retirement/a/What-Are-The-DifferencesBetween-Fers-And-Csrs.htm

[12] Robert L. Clark, Lee A. Craig and Jack W. Wilson (2003) A history of Public Sector Pensions in the United States. University of Pennsylvania Press, pp. 157-217

[13] Лебедева Л.Ф. (2015) Модернизация пенсионных систем штатного и местного уровней: время политических решений. Россия и Америка в XXI веке. N 2. С. 8.

[14] Phillip Vidal, U.S. (2013, March) Annual Survey of Public Pensions: State- and Locally- Administered Defined Benefit Data Summary Report: 2013. Census Bureau

[15] Нгуен М.М. (2016) Роль институциональных инвесторов на финансовом рынке. Россия и Америка в XXI веке. N 1.

[16] Social Security Administration. Social Security Act of 1935. Retrieved from https://www.ssa.gov/history/35act.html#

[17] Social Security Administration. Annual Statistical Supplement to the Social Security bulletin. Retrieved from https://www.ssa.gov/policy/docs/statcomps/supplement/2015/supplement 15.pdf

[19] Dora L. Costa (1998) The Evolution of Retirement: an American Economic History, 1880-1990. National Bureau of Economic Research Series on Long-Term Factors in Economic Development, pp. 1-50

[20] Лебедева Л.Ф. (2004) США: государственная политика в социально-трудовой сфере. Институт США и Канады РАН.

[21] Social Security Administration. Annual Report of the Supplemental Security Income Program. Retrieved from https://www.ssa.gov/oact/ssir/SSI15/ssi2015.pdf

[22] Малышева М.М. (2002) Экономика и социальная политика: гендерное измерение. Курс лекций.

[23] Подробнее : Лебедева Л.Ф. Американская модель пенсионного обеспечения в условиях усиления рисков финансово-экономической нестабильности в начале XXI века. США и Канада : экономика, политика, культура. 2014, N3 (531). С. 22-30.

[24] Лебедева Л.Ф. (2016) Стратегии пенсионного обеспечения: американский выбор. МЭиМО.N 8 .



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.