Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2017

КАНАДСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Т. А. Щукина,
старший научный сотрудник,
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Статья посвящена деятелям канадской культуры, которые стали знаменитыми на мировом уровне в течение последних десятилетий. Автор рассказывает о жизни и творчестве писательницы, Нобелевского лауреата по литературе Элис Манро, создателя Цирка дю Солей Ги Лалиберте, поэта и музыканта Леонарда Коэна.

Ключевые слова: канадская культура, Элис Манро, Цирк дю Солей, Ги Лалиберте, Леонард Коэн.

CANADIAN PERSONALITIES IN THE CONTEXT OF THE MODERN WORLD CULTURE

Shchukina T.A.,
Senior Researcher,
The Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article is devoted to the figures of the Canadian culture who became worldly famous in the last decades. The author tells about the life and activities of the writer, Nobel Prize literature winner Alice Munro, the founder of the Cirque du Soleil Guy Laliberte, the poet and musician Leonard Cohen.

Keywords: Canadian culture, Alice Munro, Cirque du Soleil, Guy Laliberte, Leonard Cohen.

Культура Канады как страны относительно молодой в историческом плане вряд ли может сравниться с богатым культурным наследием государств, имеющих многовековую историю. Однако, несмотря на небольшой отрезок исторического развития и отсутствие глубоких культурных традиций, канадская культура за последние десятилетия заняла достойные позиции не только у себя на родине, но и получила широкое международное признание. Ее не рассматривают более как приложение к американской культуре, имена канадских деятелей культуры и искусства известны во всем мире. К ним мы по праву можем отнести имена лауреата Нобелевской премии по литературе Элис Манро, создателя всемирно известной компании Цирк дю Солей Ги Лалиберте, поэта, певца и композитора Леонарда Коэна, к сожалению, уже ушедшего от нас.

* * *

Канадская писательница Элис Манро получила всемирную известность в 2013г. после присуждения ей Нобелевской премии по литературе с формулировкой "мастеру современного рассказа".[1] Манро стала первой канадской писательницей и 13-ой по счету женщиной, получившей столь почетную премию со дня ее основания в 1901г. Она - автор 14 сборников рассказов, и этот жанр, по мнению Питера Энглунда (Peter Englund), секретаря Нобелевского комитета по литературе, за свою более чем полувековую литературную карьеру она "довела практически до совершенства"[2] В своей речи на церемонии вручения премии 10 декабря 2013г. он сказал: "Если вы прочтете достаточное количество произведений Элис Манро внимательно, то, рано или поздно, в одном из ее рассказов столкнетесь с самим собой, и это будет встреча, которая всегда оставляет вас в состоянии потрясения и часто заставляет внутренне измениться, но никогда не подавляет"[3].

У себя на родине Элис Манро удостоена многих литературных наград. Ей трижды (в 1968, 1978 и 1986гг.) присуждали высшую канадскую литературную премию генерал-губернатора в области англоязычной литературы(Governor General's Literary award for English language fiction). Она - лауреат Национальной премии книжных критиков (1998г.) (National Book Critics Circle Award), два раза она получала премию "Джиллер" (1998г. и 2004г.) (Giller Prize)[4], трижды (1991, 1999 и 2013гг.) удостаивалась премии Триллиум (Trillium Book Award)[5]. В 2009г. канадская писательница была награждена международной Букеровской премией (Мan Booker International Prize) за многолетнюю литературную деятельность. Ее произведения переведены на 27 языков. По мотивам одного из ее рассказов "Медведь перешел через гору" (The Bear Came Over the Mountain) канадский режиссер Сара Полли (Sarah Polley) сняла художественный фильм "Вдали от нее" (Away from Her)( 2006г.).

Первый сборник рассказов Элис Манро "Танец блаженных теней" (Dance of the Happy Shades), вышедший в 1968г., был высоко оценен, получив самую престижную литературную премию Канады - премию генерал-губернатора. Этот успех был закреплен книгами, в которых рассказы были взаимосвязаны между собой: "Жизни девочек и женщин" (Lives of Girls and Women) (1971г.) и "Кто ты, собственно, такая?" (Who Do You Think You Are?) (1978г.), за которую писательница также получила премию генерал-губернатора. В "Жизни девочек и женщин", называемом единственным романом Манро, она попыталась выстроить единый сюжет, объединив его судьбой одной героини - девочки по имени Дель Джордан, растущей в небольшом городке и мечтающей стать писательницей. Но это был, пожалуй, единственный опыт, когда Манро захотела поработать с более крупной литературной формой и поняла, что жанр короткого рассказа ей ближе.

С начала 1980-х годов она публиковала свои книги практически каждые четыре года, в двухтысячных годах ее произведения были изданы в 2001,2004,2006,2009 и 2012гг. Первые версии ее рассказов появлялись в таких известных журналах, как "Нью-Йоркер" (The New Yorker), "Атлантик Мансли" (The Atlantic Monthly), "Харперс Мэгэзин" (Harper's Magazine), "Пари ревью" (The Pari Review).

Можно сказать, что Элис Манро - очень "канадская" писательница, так как одной из основных черт ее прозы является ярко выдержанная региональная направленность. Сюжеты всех ее рассказов разворачиваются в маленьких городках ее родной провинции Онтарио, где герои рождаются, живут и умирают, не покидая родных мест. Эта территория к юго-западу от Торонто и востоку от озера Гурон - "страна" Элис Манро, место, которое сама писательница определяет как основополагающее в ее творчестве. В этой связи Манро часто сравнивают с американским писателем Уильямом Фолкнером (William Faulkner), который создал свой вымышленный мир - округ Йокнапатофа, проследив через судьбы его жителей всю историю Американского юга. Также, как и характеры Фолкнера, ее персонажи часто идут наперекор устоявшимся традициям, но это сопротивление Манро облекает в более мягкую, не такую экспрессивную форму, может быть потому, что ее герои в основном женщины.

Другое, не менее лестное сравнение - с чеховской прозой, также широко распространено в западной литературной критике. Американская писательница Синтия Озик (Cynthia Ozick) просто называет Манро "наш Чехов".[6] Английский автор Гаран Холкомб (Garan Holcombe) считает, что сравнение можно провести по нескольким параллелям: одержимость героев уходящим быстро текущим временем, их психологическая углубленность в себя, крах в личной и профессиональной сферах, общий минорный настрой повествования. "В художественном мире Манро, как и у Чехова, сюжет имеет второстепенное значение: все построено на моменте прозрения, внезапного просветления, лаконичных, трудно уловимых, но вызывающих откровение деталях".[7]

Манро приобрела репутацию непревзойденного рассказчика о житейских проблемах и чувствах самых обычных людей, ничем, на первый взгляд, не выдающихся и не стремящихся ни к чему героическому. Она настолько тонко и филигранно передает малейшие нюансы человеческих переживаний, что мир этих маленьких людей предстает перед читателями исполненным самого высокого человеческого достоинства и жизненного смысла. "Манро пишет о тех, кого мы называем обычными людьми, но ее ум, сострадание и удивительной силы проницательность наделяют их жизни необыкновенным достоинством..."[8]. "Очень мало писателей может стать вровень с ней ...она проникает в суть того, что является человеческой природой"[9]. Сама писательница в интервью не раз подчеркивала, что по духу и мировосприятию ей ближе девятнадцатый век, когда жизнь и ценностные ориентиры не столь быстро менялись и обладали стабильностью.

Манро рассказывает о всем многообразии человеческих отношений, в которых оказывается женщина: любовь, дружба, брак, дети. Она часто помещает героиню в ситуацию, которая приводит к какому-то неожиданному повороту или итогу, предоставляя читателю самому возможность домыслить концовку истории. Недосказанность, сдержанность, некоторая незавершенность повествования отличают стиль канадской писательницы. "Я хочу, чтобы читатель в моем рассказе почувствовал что-то, что его удивило бы - не то, что случилось, а то, как это произошло".[10]

Но не стоит воспринимать Манро только как автора женской прозы в том смысле, что она пишет в основном о женщинах, но не только для них. Ее рассказы далеко не сентиментальны, они могут удивлять, даже шокировать читателя, будь он женщина или мужчина. Они предназначены не для широкой аудитории, но при внимательном и вдумчивом прочтении могут стать настоящим открытием По сути, ее произведения рассказывают о психологическом быте повседневных человеческих отношений, в которых присутствуют и жизненные катаклизмы, и трагедии, но без какого-либо надрыва и истерики. Ее герои - представители где-то между рабочим и средним классом, которые нередко стараются просто выжить в борьбе с невзгодами, болезнями, неудачами, не оставляя мечты о лучшей, более счастливой жизни.

По словам писательницы, она никогда не испытывала недостатка в поиске материала для своих рассказов, сюжеты которых кроются в окружающей Манро действительности. "Рассказ - это не дорога, по которой следует пройти.... он больше похож на дом. Ты заходишь внутрь и остаешься там на некоторое время, бродя туда сюда и останавливаясь, где нравится, изучая, как комнаты и коридоры соотносятся друг с другом, как мир за пределами этого дома меняется, когда смотришь на него из окон."[11] Первоначальным толчком к началу работы может стать какой-то давно забытый факт, событие, впечатление, вдруг всплывшие из памяти, но, как правило, не находящие отражение в окончательном варианте. Приступая к рассказу, Манро очень тщательно продумывает все черты и обстоятельства своих героев: ей надо знать о них все не только на момент действия, но и представлять, что с ними было до этого и может случиться после. По словам критиков, она "полностью изменила архитектуру короткого рассказа, часто начиная историю в самом неожиданном месте, двигая ее взад и вперед во времени, и привнесла в свою работу сдержанное и тонкое остроумие, истоки которого коренятся, по мнению ее почитателей, в том, что она выросла в канадской глубинке."[12]

С прозой Элис Манро широкий российский читатель познакомился сравнительно недавно. После присуждения писательнице Нобелевской премии в издательстве "Азбука" выщли несколько сборников рассказов: "Слишком много счастья" (Too Much Happiness, 2009), "Беглянка"(Runaway, 2004), "Дороже самой жизни" (Dear Life, 2012), "Танец блаженных теней" (Dance of the Happy Shades, 1968). По опубликованным ранее нескольким рассказам канадской писательницы в журнале "Иностранная литература" трудно было составить более или менее полное представление о ее творчестве, за исключением тех, кто мог читать ее в оригинале. Судя по отзывам, которыми простые читатели делятся в интернете после прочтения произведений Манро, впечатления у них самые разные и охватывают весь спектр эмоций - от полного неприятия и негативного отношения до восторженно хвалебного. Некоторые жалуются на депрессивность, и даже жестокость ее рассказов, другие, наоборот, отмечают глубокий психологизм, умение проникнуть и понять самые скрытые нюансы человеческих поступков.

Временной отрезок, в котором происходит действие рассказов, охватывает жизнь канадской глубинки с 20-х годов до наших дней. В какой-то степени мы здесь наблюдаем, как через судьбы героев менялась канадская жизнь, ее уклад, традиции на протяжении 20 века. Собственная жизнь, опыт и переживания, которые легли в основу произведений писательницы, во многом схожи с жизнью миллионов ее соотечественников. В то же время, погружаясь в ее произведения, читатель как бы видит самого себя, потому что наверняка сам оказывался в похожих жизненных обстоятельствах. Проза Элис Манро - это рассказы просто о людях, независимо от их национальности и места проживания, об их мечтах, стремлениях и разбившихся надеждах, что, по-видимому, и обеспечивает популярность и интерес к творчеству канадской писательницы не только на родине, но и в других странах.

* * *

Цирк дю Солей, без сомнения, был и остается на протяжении последних десятилетий самым главным и известным канадским культурным брендом, своеобразной визитной карточкой страны. В 2014г. он отметил свое 30-летие. За это время компанией создано 30 первоклассных шоу, представления которых посмотрели более 160 млн. людей в 48 странах мира. Цирк дю Солей буквально вдохнул новую жизнь в традиционное цирковое искусство, открыл неиспользованные ранее возможности и перспективы, соединив их в современной концепции слияния разных цирковых культур, хореографии, компьютерного дизайна, в результате чего его спектакли стали невероятно яркими и зрелищными.

Без преувеличения можно сказать, что своему невероятному успеху и популярности канадская труппа обязана гению ее создателя Ги Лалиберте (Guy Laliberte), сумевшему воплотить в этом проекте не только свои творческие и художественные амбиции, но и продемонстрировать выдающийся талант бизнесмена и организатора. Его жизнь — яркое подтверждение тому, как талант, вера в мечту, упорный труд могут привести человека к вершинам успеха в современном мире. По данным журнала «Forbes» на 2015г., Лалиберте, состояние которого оценивается в 1,9 млрд. долл. США, занимает 21 место в списке богатейших людей Канады.[13]

Заслуги Ги Лалиберте высоко оценены не только на родине, но и на мировом уровне. С 1997г. он — кавалер Национального ордена Квебека (Ordre National du Quebec), высшей награды его родной провинции Квебек. В 2001г. Академия Известных Монреальцев (Academie des Grands Montrealais) присвоила ему звание почетного жителя города. В 2004г. он был удостоен высшей награды своей родины — Ордена Канады (Order of Canada), в том же году издание «Time Magazine» назвало его из 100 самых влиятельных людей в мире. В 2008г. Лалиберте была присуждена почетная докторская степень университетом Лаваля в Квебеке (l'Universite Laval, Quebec). Годом раньше он получил учрежденную компанией «Эрнст энд Янг» (Ernst &Young) премию «Предприниматель года» ( Ernst &Young Enterpreneur of the Year) за достижения в области предпринимательства на местном, национальном и международном уровне. 22 ноября 2010г. имя знаменитого канадца и название его компании были увековечены на Аллее Славы в Голливуде (Hollywood Walk of Fame).[14]

Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959г. в г. Квебек франкоязычной провинции Канады, в семье представителей среднего класса. С детства родители поощряли в сыне художественные наклонности — занятиям музыкой, хоровым пением, народными танцами. В школе страсть и творческие способности к исполнительскому искусству сделали его успешным организатором праздников и массовых представлений. После окончания школы Ги стал работать уличным артистом в родном Квебеке, развлекал публику игрой на аккордеоне, исполняя канадскую народную музыку, Чтобы набраться опыта в своем ремесле и познакомиться с культурами других стран, он, будучи мечтателем по натуре, отправился путешествовать. В 18 лет, бросив учебу в колледже, уехал странствовать с труппой бродячих циркачей.

В поездке он обрел незаменимый опыт, который очень пригодился ему впоследствии. Общаясь в циркачами из разных стран, Ги многому научился у них - как глотать огонь, делать фокусы, ходить на ходулях. Но самое главное, что он вынес из своих странствий, это калейдоскоп ярких впечатлений, сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений. Идея названия созданной им впоследствии труппы пришла к нему на Гавайях, когда он наблюдал закат солнца, образ которого символизирует энергию молодости и непрерывного движения, что, по мнению Лалиберте, должны были стать неотъемлемыми характеристиками нового цирка.

Вернувшись в Квебек в 1979г., Ги, чтобы как-то поправить свое материальное положение, вынужден был устроиться на работу на гидроэлектростанцию. Но ему удалось проработать только три дня, так как началась забастовка рабочих, и его уволили. Эту жизненную ситуацию Лалиберте воспринял как знак, который предоставила ему судьба для осуществления своей мечты. Летом 1980г. он поступил в профессиональную труппу ходоков на ходулях под руководством Жиля Сте-Круа (Gilles Ste-Croix), с которым в течении последующих сезонов занялся организацией массовых представлений. Особенный успех имел организованный ими летом 1982г. фестиваль «Ярмарочное гуляние» (La Fete Foraine), где принимали участие уличные артисты не только из Канады, но и из США. Выступления собранных на одной сцене артистов — акробатов, жонглеров, ходоков на ходулях, фокусников, были настолько эффектными и зрелищными, что вызывало неизменный восторг публики. В этих представлениях не было номеров с участием животных, что отличало их от традиционных цирковых шоу. В дальнейшем идея создания цирка без животных стала одной из основополагающих при разработке концепции Цирка дю Солей.

В 1983г. правительство Квебека выделило грант в 1,5 млн. кан. долл на организацию празднования 450-й годовщины высадки Жака Картье на территории Канады. Чтобы привлечь внимание грантодателей, партнер Лалиберте Сте-Круа прошагал на ходулях расстояние в 56 миль, Это произвело должный эффект, и грант был получен. Его средства легли в основу проекта «Большое путешествие» (Le Grand Tour), идейными вдохновителями которого стали Ги Лалиберте, Жиль Сте-Круа и Даниэль Готье (Daniel Gauthier), владелец консалтинговой фирмы. Будучи молодой, амбициозной и креативной командой, они мечтали создать новую по своим принципам, ни на кого не похожую, уникальную цирковую компанию. Официальным годом создания «Цирка дю Солей» считается 1984г., когда компания была юридически оформлена под этим именем. Ее штат насчитывал тогда 73 человека, Лалиберте занял пост президента и соучредителя наряду с Даниелем Готье.

В течении трех лет труппа объездила с гастролями весь Квебек, а также побывала в Торонто, Ванкувере и Оттаве. Путь к успеху был непростым, на первых представлениях присутствовало всего по 800 зрителей. Но постепенно новый коллектив завоевывал доверие канадской публики, хотя не обходилось и без провалов: на представление в шапито, построенном возле Ниагарского водопада, зрители не пришли, предпочитая наслаждаться красотами природы. О коммерческой выгоде предприятия говорить было преждевременно, и на те небольшие деньги, которые были заработаны, Лалиберте, мечтавший о продвижение на международный уровень, отправил свою труппу на фестиваль в Лос-Анджелес в надежде, что он откроет им двери мирового успеха, и не просчитался. Участие в фестивале, на котором присутствовали многие мировые знаменитости, вызвало восторженную реакцию публики. Решив поставить на карту все, в противном случае у него не было бы даже средств вернуть артистов в Канаду, он не только значительно поправил материальное положение коллектива, но и обеспечил его контрактами на будущее.

С самого начала Ги Лалиберте отказался от стереотипов традиционного циркового искусства, изменив в корне саму идею циркового представления. Убрав его фрагментарность и объединив все действо в единый драматургический спектакль с одной сквозной сюжетной линией, он создал особый творческий стиль, где нашли органичное соединение эстетика театрального спектакля и зрелищность циркового представления. Номера плавно перетекают один в другой, не нарушая целостную атмосферу действия и восприятия.

Много новаторских идей было внедрено и при разработке технического оснащения сценического пространства, в котором используются несколько независимых платформ, вращающихся в разные стороны. Зрители находятся ниже основной сцены, и поэтому арена воспринимается как вывернутая наизнанку. Артисты в фантастически красивых костюмах спускаются сверху, незаметно появляясь из сложно сконструированной системы декораций, технологический уровень которой трудно поддается описанию, настолько он высок. Например, во время шоу "Ка", которое представляет собой эпическую сказку в духе восточных единоборств, на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на одном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.

Отказавшись от участия животных, Лалиберте сделал ставку на высочайший профессионализм исполнительского мастерства участников шоу - акробатов, музыкантов и танцоров. Этого требует и высочайшего уровня сценография, где каждый из персонажей имеет свою четкую сценическую задачу. Также шоу Цирка дю Солей знамениты своей нестандартной сложнейшей хореографией. Визитной карточкой считаются крайне трудные в исполнении прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку. Издали это напоминает узоры, которые видны, скажем, в калейдоскопе.

Огромную роль, наряду с невероятно захватывающими и рискованными номерами, играет музыкальное, цветовое и световое оформление представления. Можно сказать, что музыка, наряду с цветом и светом, являются полноправными участниками шоу. Для каждого спектакля пишется новая музыкальная партитура, певцы, присутствующие на сцене в качестве персонажей, обязательно поют в живую. Цветовое и световое оформление просто поражает воображение, отправляя зрителя в какой-то ирреальный мир волшебства и сказки.

Для разработки и постановки шоу Лалиберте приглашал лучших специалистов мирового класса. Как правило, на создание одной программы уходит от одного до трех лет, артисты же могут выступать с ней 12-15 лет. Так, например, для создания ставших уже легендарными шоу 80-90-х годов, таких как "Цирк, выдуманный заново" (Le Cirque Reinvente) (1987г.), "Салтимбанко" (Saltimbanco) (1992г.), "Аллегрия" (Alegria) (1994г.) и ряда других, был приглашен бельгиец Франко Драгоне (Franco Dragone), который много сделал для формирования главной эстетической концепции коллектива, а именно соединения театрального и циркового искусства в одном представлении. Постановку знаменитого "Ка" осуществил известный канадский режиссер с мировым именем Робер Лепаж (Robert Lepage), швейцарский режиссер и клоун Даниель Финци Паска (Daniele Finzi Pasca) принимал участие в создании "Кортео".

Лалиберте не только изменил саму концепцию восприятия циркового искусства, он из небольшой труппы сумел создать целую цирковую «империю», функционирующую сейчас по всему миру. Одной из его рискованных авантюр, но оправдавшей себя впоследствии в полной мере, было решение об организации, наряду с гастролирующим составом, постоянных площадок для представления шоу Цирка дю Солей. Первый такой проект был запущен в мировой столице развлечений г. Лас-Вегасе в 1992г. По сей день эта площадка приносит основную долю прибыли, получаемой компанией. Несмотря на то, что производство одного стационарного шоу - предприятие очень затратное (стоит от 40 до 50млн. долл.), в настоящее время постоянные представления демонстрируются в Нью-Йорке, Токио, Макао, Орландо.

В течение последних нескольких лет Цирк дю Солей с неизменным успехом выступает в различных российских городах. С 2008г. его представительство работает в Москве. Известно, что спортсмены - выходцы из России и стран СНГ, составляют значительную часть труппы. Первые русские появились в цирке еще в начале 90-х годов, когда после развала Советского Союза многие цирковые артисты, спортсмены остались без работы. Советская школа подготовки цирковых артистов, спортсменов славилась своими традициями и гарантировала достаточно высокий профессиональный уровень, что дало многим возможность пройти очень серьезный кастинг и получить работу в Цирке дю Солей. Первым и самым известным русским, который был приглашен в Цирк дю Солей на длительный срок, был Вячеслав Полунин.

В 2011г. выручка Цирка дю Солей впервые превысила 1 млрд. долл., но затем компания столкнулась с финансовыми трудностями, так, выручка за 2013г. сократилась до 850 млн.долл.[13] Несмотря на эти, казалось на первый взгляд, внушительные цифры, компания в последние годы оставалась без прибыли. Одной из причин, по мнению самого Лалиберте, можно считать тот факт, что шоу стали слишком дорогими и медленно окупались. Лалиберте понял, что для преодоления финансовых трудностей и привлечения новых инвестиций, компания нуждается в новой финансовой стратегии и реструктуризации. В апреле 2015г. он продал 90 % компании за 1,5 млрд. долл. , оставив себе лишь 10% активов. В настоящее время 60% акций Цирка дю Солей принадлежат американской инвестиционной компании TPG, 20-ю % владеет китайская компания Fosun International, 10 % - в распоряжении канадского пенсионного фонда Caisse de Depot et Placement du Quebec. В компании произошли сокращения, теперь ее численность составляет около 4 тыс. человек. Сам Лалиберте решил сосредоточиться на благотворительной деятельности и воспитании своих пятерых детей.

Основные постулаты корпоративной философии компании, какой ее создал Лалиберте, базируются на принципах жизненного кредо ее основателя, среди которых концепция мечты занимает центральное место. Согласно Ги Лалиберте, каждый человек может дать волю своему воображению, и это приведет его в неизведанный мир творчества и приключений. По его мнению, именно креативный подход, в основе которого лежат смелость, оригинальность, воображение, формирующие ценностные установки компании, являются главной составляющей успеха и популярности Цирка дю Солей.

* * *

Для тех, кто интересуется миром современной музыки, широко известны имена канадских исполнителей, таких как Брайан Адамс (Bryan Adams), Селин Дион(Celine Dion), Шэнайя Твейн (Shania Twain), Сара Маклален (Sarah McLachlan), Дебора Кокс (Debora Cox), Нелли Фуртадо(Nelly Furtado), Майкл Бубле (Michael Buble). Но одно имя - Леонарда Коэна (Leonard Cohen) (1934-2016гг.), легендарного канадского поэта, писателя, певца и автора песен - вызывает неизменный интерес у публики в разных странах. На его счету как литератора - 2 романа и 9 сборников стихов. Дискография Коэна включает 12 студийных и 6 концертных альбомов,5 сборников, 41 сингл и 7 видеоклипов. В современной музыкальной культуре его творчество занимает особую нишу, так как не поддается однозначному жанровому определению. При жизни его называли «самым чувственным бардом во Вселенной, «певцом печали», «лордом Байроном рок-н-ролла».

Свою творческую карьеру Леонард Коэн начал как поэт, опубликовав первый сборник стихов в 1956г. «Давай сравним мифологии» (Let Us Compare Mythologies). Большое влияние на формирование его литературных пристрастий оказали такие авторы, как У. Уитмен, У. Йейтс, Ф. Г. Лорка, также он зачитывался романами Генри Миллера. В 60-е годы Коен вплотную занялся литературным трудом и вел практически затворническую жизнь, уехав на греческий остров Гидра (Hydra) и задержавшись там на целых семь лет. Несмотря на то, что писательская работа требовала от него неимоверного душевного напряжения, вследствие чего он часто впадал в депрессию, за это время он написал два поэтических сборника и два романа.

Роман «Любимая игра» (The Favourite Game), который был опубликован в 1963г., в своем роде автобиография, где автор рассказал о становлении молодого человека, постигающего жизнь через написание книг. В 1966г. вышел роман «Прекрасные неудачники» (Beautiful Losers). Эта книга далась автору особенно тяжело, так как он находился в состоянии наркотической зависимости и тяжелейшей депрессии, окончательно потеряв веру в себя и свою способность творить. В романе, шокирующем и беспощадном одновременно, наряду с общечеловеческими философскими и этическими проблемами автор как истинный уроженец Квебека рассуждал о роли и смысле религии, а именно католичества. После выхода книги цитата из американской газеты «Бостон Глоуб» (Boston Globe) – «Джеймс Джойс не умер. Он живет в Монреале, и зовут его Леонард Коэн» - обошла мир, став универсальным определением прозы Коэна. Спустя десять лет книга вошла в обязательную программу изучения современной литературы в канадских университетах.

Несмотря на благожелательные отзывы критики и успех произведений Коэна у интеллектуальной части читательской аудитории, коммерческого успеха они не имели, и тогда, чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение, он обратился к музыке, решив зарабатывать как профессиональный композитор и исполнитель. Первой удачей, давшей старт музыкальной карьере Коэна, можно считать его встречу с известной фолк-певицей Джуди Коллинз (Judy Collins), которой он предложил исполнить две свои песни, которые появились в ее альбоме 1966г. Одна из них, «Сюзанна» (Suzanne), стала хитом и одной из самых знаменитых его песен. Дебютный альбом под названием «Песни Леонарда Коэна» (Songs of Leonard Kohen) был выпущен в 1967г. фирмой «Коламбиа рекордс» (Columbia Records), которая впоследствии, в 70-е - 80-е годы, регулярно выпускала его пластинки.

На протяжении своей долгой песенной карьеры Коэн испытывал разные музыкальные пристрастия: начиная как фолк-музыкант, в 1970-е годы он проявил интерес к поп-музыке и кабаре. Но все-таки следует отметить, что композиции музыканта с самого начала его творческой карьеры отличались индивидуальным, только ему присущим, звучанием. Он не старался подстраиваться под какое-то определенное направление или подражать кому-то. Будучи неисправимым перфекционистом, Коэн превращал любой творческий процесс в мучительные поиски совершенства, именно поэтому написание песен для него – это длительный период, требующий значительной душевной работы и усилий.

С 1980-х годов сформировался его собственный «фирменный» стиль – Коэн стал петь низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни всегда отличались эмоциональной насыщенностью и сложными философскими текстами, в которых он рассуждал об общечеловеческих проблемах, таких как одиночество, религия, сложность взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, в частности.

В конце 1984г. вышел диск «Различные положения» (Various Positions) и стал необычайно популярен, так как именно на нем прозвучала ставшая впоследствии самой знаменитой его вещью – песня «Аллилуйя». Надо отметить, что в тот период в творчестве певца начинают превалировать религиозные мотивы, которые до этого не были столь явны и очевидны. В музыкальном плане в этой работе видно очень профессиональное соединение ближневосточного и восточно-европейского звучания с ритмическими возможностями джазового и рок-н-ролльного направлений. Такой поворот в творчестве певца способствовал тому, что его произведения обрели популярность в России.

Российским поклонникам Коэна посчастливилось побывать на его единственном в нашей стране концерте, который состоялся в ходе его последнего европейского тура в октябре 2010г. Программа была составлена очень разнообразно, были исполнены произведения разных лет, начиная от хитов 60-70-х годов, включая совсем новые вещи. Находясь в зале, было понятно, что сюда пришли истинные поклонники и знатоки творчества музыканта, многие знали тексты наизусть и тихонько подпевали маэстро. Кульминацией концерта стало исполнение «Аллилуйя», зал слушал стоя, активно хлопая и подпевая. Как очень тонко заметил один из журналистов, «пришедшие в гости к Леонарду Коэну в этот вечер наблюдали нечто большее, чем просто исполнение песен, это было рождение чуда – чуда поэзии, музыки и магии личности».[15]

Песни и поэзия Леонарда Козна оказала большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Силу авторитета Коэна и его влияния в музыкальном мире подтверждает тот факт, что многие знаменитые певцы дважды собирались вместе, чтобы представить его композиции в своем исполнении, выразив, таким образом, дань признательности и уважения канадскому музыканту. Так появились два диска: первый, под названием «Я твой поклонник» (I m your Fan), вышел в 1991г. и объединил многих известных музыкантов «независимого рока»: Ника Кейва(Nick Cave), Джона Кейла (John Cale), Пиксиз (Pixies) и других. Второй альбом «Башня песни» (Tower of Song) был выпущен в 1995г. В нем были представлены коэновские песни в исполнении мировых звезд поп-музыки – Стинга (Sting), Боно (Bono), Элтона Джона (Elton John), Билли Джоела (Billy Joel).

Многие кинематографисты любят включать произведения Коэна в свои фильмы. Его самая знаменитая и часто перепеваемая песня «Аллилуйя» (Hallelujah) звучит в фильмах «Шрек», «Хранители», «Босиком по мостовой», в популярных сериалах «Клиника» и «Доктор Хаус». Также она прозвучала на открытии Зимней Олимпиады -2010г. в Ванкувере в исполнении канадской певицы Ланг (K. D. Lang). Известный американский режиссер Оливер Стоун включил три песни Коэна в свой ставшим впоследствии культовым фильм «Прирожденные убийцы». Примечательно, что у многих простых слушателей, даже не относящих себя к фанатам и знатокам его творчества, на слуху его популярные произведения, но они часто даже не знают, что их автором является канадец Леонард Коэн.


Список литературы

[1] The Nobel Prize in Literature 2013 - Press Release". http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2013/press.html

[2] Alice Munro wins Nobel Prize for Literature. BBC News. Entertainment&Arts. 10 October 2013. http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-24477246

[3] The Nobel Prize in Literature 2013 - Presentation Speech". http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2013/presentation-speech.html

[4] Литературная премия "Джиллер" была учреждена в 1994г. бизнесменом из Торонто Джеком Рабиновичем в память о его жене Дорис Джиллер, которая была литературным редактором газеты "Торонто стар". Она присуждается лучшему, по мнению канадских издателей, англоязычному автору в жанре романа или рассказа. С 2005г. она переименована в "Скошиа Джиллер Прайз", так как стала также финансироваться крупнейшим банком Канады "Скошиа бэнк".

[5] Премия присуждается лучшим писателям провинции Онтарио с 1987г., учреждена провинциальным правительством.

[6] Merkin Daphne. Northern Exposures. The New York Times. October 24, 2004. http://www.nytimes.com/2004/10/24/magazine/24MUNRO.html

[7] Holcombe. Garan. Alice Munro. Writers. British Council Literature. http://literature.britishcouncil.org/alice-munro

[8] "The Nobel Prize in Literature 2013 - Presentation Speech". http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2013/presentation-speech.html

[9] Alice Munro wins Nobel Prize for Literature. BBC News. Entertainment&Arts. 10 October 2013. http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-24477246

[10] Alice Munro in Her Own Words. CBC News. Oct. 10, 2013. www.cbc.ca/news/arts/alice-munro-in-her-own-words-1.1958406

[11] Alice Munro in Her Own Words. CBC News. Oct. 10, 2013. www.cbc.ca/news/arts/alice-munro-in-her-own-words-1.1958406

[12] Bosman Julie. Alice Munro Wins Nobel Prize in Literature. The New York Times. October 10, 2013. http://www.nytimes.com/2013/10/11/books/alice-munro-wins-nobel-prize-in-literature.html?pagewanted=all

[13] http://www.top.rbc.ru/business/24/04/2015

[14] Wikipedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Guy_Laliberte

[15] http://rus.ruvr.ru/2010/10/08/24826896.html



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.