Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
№2, 2008
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.Ю. Давыдов, к.э.н., ведущий научный
сотрудник Центра внешнеэкономических
исследований Института США и Канады
РАН
Аннотация. Российско-американская торговля переживает сложный период. Структура взаимной торговли не соответствует экономическому потенциалу наших стран. Существуют юридические барьеры, мешающие нормальному развитию торгово-экономических отношений. Современный экономический климат России не способствует приходу на отечественный рынок американских партнеров. В статье предпринята попытка найти выход из сложившегося тупика, придать новый импульс российско-американской торговле.
Ключевые слова: российско-американские торгово-экономические связи, российско-американская торговля, структура взаимной торговли, тарифные барьеры, нетарифные барьеры, экстерриториальность американского законодательства, поправка Джексона–Вэника.
Еще с советских времен в исследованиях, посвященных российско-американской торговле, живут несколько стереотипов. Первый из них состоит в том, что экономические отношения между нашими странами в большой степени детерминированы отношениями политическими. На первый взгляд это действительно так. Во второй половине ХХ в. пики расцвета советской, а затем и российской торговли с США (если не вдаваться в отдаленную ретроспективу) приходятся на период брежневской разрядки 70-х гг. и на 90-е годы, когда Америка всемерно помогала экономически встать на ноги молодой российской демократии. Ухудшение политических отношений после оккупации Советским Союзом Афганистана, а также в последние годы сопровождалось заметным ослаблением динамики взаимной торговли. Между тем современная тенденция экономизации международных отношений вносит определенные коррективы в этот стереотип. Американские корпорации сегодня активно работают во всех странах, где существуют емкие внутренние платежеспособные рынки и реально получить хорошую прибыль на вложенный капитал, при условии, конечно, что хозяйственные системы этих стран обеспечивают достаточную для бизнеса степень экономической свободы, а политические риски не слишком высоки. Яркий пример тому – развитие экономических связей между США и Китаем, на долю которого приходится более 5% американского экспорта (а это 55 млрд. долл.) и 12,5% американского импорта (232 млрд. долл.) . Китай сегодня занимает четвертое место среди ведущих импортеров американской продукции (после Канады, Японии и Мексики) и второе место после Канады по объему экспорта своей продукции в США.
Второй стереотип, сохранившийся также с советских времен, состоит в том, что российско-американская торговля непременно должна носить равноправный и взаимовыгодный характер. При том, что значительная часть американских деловых кругов, а также и первых руководителей страны довольно туманно представляет себе экономические возможности российского рынка, о реальном равноправии вряд ли может идти речь. В 2006 г. Россия занимала 30-е место в американском экспорте , следуя сразу за Республикой Аргентина, и отношение к нам примерно такое же, как к Аргентине.
В то же время для России США действительно являются одним из ведущих торгово-экономических партнеров. Значение американской экономики для России состоит прежде всего в том, что США выступают для нас одним из основных источников принципиально новых продуктов и технологий, инвестиций, финансовых инноваций, передового опыта организации производства, управления бизнесом и денежными потоками. В рассматриваемом случае это приобретает особенное значение, поскольку США остаются ведущей в научно-техническом отношении державой. А говорить о подлинном равноправии (которого, видимо, не существует в природе) можно будет тогда, когда Россия приобретет для Америки такое же значение, как современный Китай или Япония.
1. Современные тенденции развития торговли
Для анализа состояния и перспектив развития торговли между США и Россией целесообразно оценить современные позиции этих стран в мировой торговле.
В начале ХХI в. Соединенные Штаты продолжают оставаться одним из лидеров мировой торговли. В 2006 г. на долю США в мире приходилось 10% всего экспорта товаров и услуг и 16% импорта. Доля всех других стран в мировой торговле заметно ниже. Для сравнения: на долю России в 2006 г. приходилось 2,5% мирового экспорта и 1,4% мирового импорта .
В настоящее время основные торговые потоки реализуются в рамках крупнейших экономических блоков – североамериканского, европейского, азиатско-тихоокеанского. Ведущее место во внешней торговле США занимают развитые страны: на них приходится 54% американского экспорта и 46% импорта. Основной торговый партнер США – Канада (22% американского экспорта и 16% импорта в 2007 г. ). Заметным сегментом мирового рынка является торговля США со странами Евросоюза (более 20% американского экспорта-импорта). Динамично развиваются торговые связи США с государствами, формально относимыми к развивающимся странам, но на деле ставшими уже индустриальными (45% экспорта и более 50% импорта США) . Большинство этих стран (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и др.) входит в блок АСЕАН. Менее 1% американского экспорта приходится на страны Восточной Европы, не входящие в Евросоюз.
Россия не является членом ведущих интеграционных блоков, хотя на долю развитых стран приходится 50% российского экспорта и 35% импорта. Ведущее место во внешней торговле РФ занимают страны Евросоюза (33% российского экспорта и 20% импорта). На долю СНГ, где Россия играет роль лидера, в 2007 г. было ориентировано лишь 14% российского экспорта и 16% импорта. На страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), составляющего ядро СНГ, в 2007 г. приходилось лишь 7,5% внешнеторгового оборота РФ .
Показатели динамики экспорта и импорта не являются абсолютными показателями эффективности участия страны в мировой торговле, не менее важно учитывать товарную структуру экспорта, отражающую профилизацию страны в международном разделении труда. Здесь принципиальное значение имеет приоритет продукции обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичной. Как в экспорте, так и импорте США главенство продукции обрабатывающей промышленностиопределилось давно и имеет тенденцию к дальнейшему усилению (как и к повышению степени наукоемкости самой этой продукции), что соответствует и общемировым тенденциям. В ХХI в. США восстановили свое лидерство в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности: их доля составляет 14% (второе место занимает Германия). Еще весомее роль США как рынка для реализации такой продукции, экспортируемой другими странами: доля США в мировом импорте продукции обрабатывающей промышленностисоставляет около 20%, превышая более чем в 2 раза долю второго крупнейшего импортера –Германии.
Другое важное направление структурных изменений в мировой торговле – снижение роли сырьевого компонента. Если говорить о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США примерно в 3 раза ниже, чем в мировом экспорте, причем только за последнее десятилетие она понизилась в полтора раза. В импорте США аналогичный показатель значительно выше, но и его уровень понижается (некоторые его колебания связаны с колебаниями мировых цен на нефть). В этом же направлении меняется и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США.
В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности США ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары. На их долю приходится более половины экспорта и импорта США. В составе этой группы крупнейшими категориями экспорта являются авиакосмическая техника, фармацевтические товары, компьютеры, телекоммуникационное оборудование. В 2005 г. экспорт высокотехнологичных товаров из США достигал почти 200 млрд. долл.
Если применить классификацию по конечному использованию товаров (рис. 1), то очевидно, что характер участия США в мировой торговле принимает все более инвестиционно ориентированный характер и, следовательно, воздействие США на развитие глобальной экономики повышается.
Доля промышленных потребительских товаров как в экспорте, так и импорте США в последние два десятилетия держится примерно на одном уровне. Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой в технологическом отношении продукции американские компании нашли свою «нишу», с одной стороны специализируясь на производстве наиболее высококачественных товаров, с другой – всемерно их удешевляя посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими предприятиями).
Рисунок 1
Источник: http://tse.export.gov/NTDChartDisplay.aspx.
Сравнительно новая тенденция развития мировой торговли – динамичный рост сферы услуг. Особенно высокими темпами росла международная торговля компьютерными и информационными услугами (31% в год), финансовыми услугами, научными услугами. Можно предположить, что в ближайшие годы именно этот сектор мировой торговли будет развиваться особенно динамично. Доля США в мировом экспорте услуг составляла в 2006 г. около 20% (376,8 млрд. долл.), заметно уступая по объему «невидимому экспорту» из 25 стран Евросоюза (490 млрд. долл.).
Доминирующей статьей американского импорта в последние годы стали энергоносители, что во многом связано с воздействием ценового фактора. На долю нефти и нефтепродуктов в 2007 г. приходилось более 20% американского импорта. В последние годы все возрастающая доля американского импорта нефтепродуктов удовлетворяется благодаря поставкам из России, на долю которой в 2007 г. приходилось около 10% американского импорта энергоносителей. Таким образом, наша страна в большой степени помогает США в решении проблемы их национальной энергетической безопасности.
Рисунок 2
Источник: http://gks.ru.
Современная модель специализации России в мировой торговле базируется именно на экспорте энергоносителей, прежде всего нефти и нефтепродуктов (35% экспорта РФ), природного газа (16%), а также электроэнергии (рис. 2). При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет более 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы. Из-за растущего вывоза энергоносителей уменьшается доля машин и оборудования в экспорте.
Топливно-сырьевая модель специализации России в мировой торговле сформировалась еще в 70–80-е гг. ХХ в., а в последние годы приобрела выраженный характер. Подобная специализация может приносить выгоды только в случае, если ресурсы огромны, а население мало (как в Саудовской Аравии). Вместе с тем, при эффективной экономической модели, доходы от экспорта энергоносителей могли бы стать хорошей основой для структурной перестройки экономики, модернизации технологичных отраслей и сферы услуг. Определенные сдвиги в этом процессе есть: на авиасалоне «МАКС-2007» были заключены контракты на поставки российской авиатехники за рубеж на сумму 3 млрд. долл. Правда, корпорация «Boeing» в том же 2007 г. заключила контракты на сумму около 90 млрд. долл.
Оценивая структуру российского импорта в целом, следует отметить, что она выглядит прогрессивно: лидируют здесь машины, оборудование, химические продукты. Российские корпорации сегодня в значительных объемах импортируют европейское и американское оборудование для добычи минеральных ресурсов, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства и офисное оборудование. Вместе с тем, высокий удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском импорте создает определенные угрозы экономической безопасности страны.
Рисунок 3
Источник: http://gks.ru.
Сравнивая позиции России и США в мировой торговле, следует четко представлять, что сегодня наша страна занимает лишь вторую ступень в общепринятой классификации мирохозяйственных позиций государств («страна – прогрессирующий экспортер товаров»). Подобное место в системе мирохозяйственных связей США занимали в начале ХХ в. Сегодня в этой классификации США занимают наивысшую ступень («страна – нетто-импортер финансовых ресурсов, мировой банкир и инвестор»). Для того чтобы перейти к высшей ступени в системе мирохозяйственных связей, России понадобится, по-видимому, не одно десятилетие. Однако при благоприятных внешних условиях, при разумной системе государственного регулирования экономики и обеспечении свободы предпринимательства этот путь может занять у нашей страны меньше времени, чем у Соединенных Штатов.
2. Структура взаимной торговли
Базовым документом, определяющим практику взаимной торговли, является двустороннее «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» от 1 июня 1990 г., которое с 1992 г. стало применяться к России. Соглашение декларирует необходимость создания благоприятных условий для расширения и поощрения взаимной торговли. Согласно Статье 1 Соглашения, устанавливается режим наибольшего благоприятствования в торговле для обеих сторон (РНБ). РНБ предусматривает льготы по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров.
Тем не менее, с юридической точки зрения Соглашение противоречит действующей поправке Джексона–Вэника к Закону о торговле 1974 г., унаследованной от периода «холодной войны». Поправка связывает предоставление кредитов коммунистическим странам и статуса наибольшего благоприятствования в торговле с ними с требованием соблюдения гражданских прав и свобод, включая свободу эмиграции. Еще в 1994 г. администрация Клинтона пришла к заключению о соответствии российской эмиграционной практики требованиям поправки Джексона–Вэника. Тем не менее, оппозиция в Конгрессе США позволяет Белому дому предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в торговле лишь на временной основе, подлежащей возобновлению каждый год.
На протяжении последнего десятилетия ХХ в. и в начале нынешнего столетия перед администрацией США неоднократно ставился вопрос об отмене поправки Джексона–Вэника применительно к России. В начале 2002 г. был запущен законодательный процесс по полному и окончательному выводу России из-под действия поправки. Однако процедура вновь застопорилась из-за охлаждения двусторонних отношений. Примечательно, что в случае вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) поправка будет отменена автоматически, т.к. все страны-участники этой организации обладают статусом наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на постоянной основе.
В 1993 г. Россия и США подписали «Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал». Договор уточняет налоговый режим для инвесторов и во многих случаях уменьшает налоговое бремя, предоставляя возможности для серьезных инвестиций. Договор установил максимальный уровень налогообложения в отношении дивидендов по ставке в 10% в той стране, где эти дивиденды получены. Договор предусматривает сотрудничество между официальными американскими и российскими представителями налоговых ведомств, а также обмен информацией по вопросам налогообложения. В том же году были подписаны соглашения о финансировании поставок для ряда отраслей российской промышленности, по вопросам стандартизации и сертификации качества экспортных и импортных товаров, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах.
В 1990-е годы произошли серьезные изменения в политике США в области экспортного контроля. Были сняты ограничения на экспорт в Россию некоторых видов современных технологий, телекоммуникационного и электронного оборудования, отменен запрет на предоставление Россией услуг по запуску американских коммерческих спутников. С 1 апреля 1994 г. прекратил деятельность Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ – международная организация по контролю за экспортом в социалистические страны). В рамках Вассенаарских соглашений была создана новая международная организация с участием России и других бывших социалистических стран.
После принятия в 1993 г. законов «О дружбе с Россией и другими новыми независимыми государствами» и «О содействии реформе в новых демократических странах» в США было пересмотрено более 70 законодательных актов дискриминационного характера. До этого Конгресс США устранил одно из основных препятствий в российско-американских отношениях – поправки Берда и Стивенсона, устанавливавшие потолок в 300 млн. долл. для общего объема кредитов, предоставляемых России Экспортно-импортным банком США. Были отменены также законодательные запреты по линии Товарно-кредитной корпорации, устранены ограничения на услуги специального правительственного страхового агентства Соединенных Штатов – Корпорации по частным инвестициям за рубежом.
В октябре 1993 г. США предоставили России статус страны, имеющей право на участие в Генеральной системе торговых преференций, созданной в 1974 г. для беспошлинного ввоза в США сырьевых товаров из развивающихся стран. Формально она предназначена для поощрения их экспорта, фактически же стимулирует ввоз в США тех видов сырья, которые необходимы американским корпорациям. Под Генеральную систему преференций подпадают только определенные виды товаров. Россия, согласно этой системе, поставляет в США металлургическую и химическую продукцию первичной переработки. В результате предоставления преференций, более 4000 статей российского экспорта избавлены от американских импортных тарифов и таможенных сборов .
Признание министерством торговли США рыночного статуса российской экономики в июне 2002 г. дало ощутимые экономические результаты: российские экспортеры получили возможность доказывать обоснованность продажной цены на американском рынке при антидемпинговых расследованиях.
Повысился инвестиционный рейтинг страны и, как результат, увеличился приток долговременных инвестиций в российскую экономику. Россия подала официальную заявку на придание своей экономики статуса рыночной в июле 2001 г. В США данная процедура является судебной, поэтому в отношении России американские власти начали формальное расследование.
США выдвигают пять обязательных критериев рыночной экономики: во-первых, конвертируемость валюты; во-вторых, свободный рынок труда; в‑третьих, возможность осуществления иностранных инвестиций; в-четвертых, низкая доля госсобственности в экономике и минимальный контроль за распределением ресурсов и ценообразованием; в-пятых, низкие тарифы на ресурсы.
Когда Россия рассматривалась в качестве страны с «нерыночной экономикой» (этот статус перешел к ней автоматически от бывшего СССР), к российским экспортерам применялись более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к большинству других стран. Например, антидемпинговая пошлина на уран в 1992 г. составила 116%, на ферросилиций в 1995 г. – 104% и т.д. Стараясь избежать полного прекращения вывоза своих товаров на американский рынок, из-за угрозы введения на них запретительных антидемпинговых пошлин, Россия шла на заключение соглашений о «добровольном» ограничении экспорта. Подобные соглашения предусматривали количественные лимиты и лицензирование экспорта, установление минимальных цен и т. д. Данные механизмы регулирования экспорта фактически являются торговыми барьерами, тем не менее, они дают определенную возможность экспортировать товары на американский рынок. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта было подписано Россией, например, в 1997 г., вследствие начатого антидемпингового расследования в отношении российских поставщиков толстолистовой стали.
Между тем, после признания рыночного статуса экономики России возникает реальная угроза начала компенсационных расследований в отношении российских товаров. А поскольку Россия пока еще не является членом ВТО, США могут вводить компенсационные пошлины на импортируемые из нее товары на основании установления факта субсидирования, не оценивая при этом наличие или отсутствие ущерба национальным производителям.
На фоне других стран США занимали и продолжают занимать важное место в российском внешнеторговом обороте. Российский экспорт в США составил в 2007 г. более 19,360 млрд. долл., импорт России из США – около 7,365 млрд. долл. В первом полугодии 2008 г. также наблюдался динамичный рост взаимного товарооборота. На протяжении 1990–2000‑х гг. (кроме 1992 и 1993 г.) Россия имела положительное сальдо в торговле с США. В 2007 г. положительное сальдо РФ во взаимной торговле составило почти 12 млрд. долл., а в 2006 г. эта цифра превышала 15 млрд. долл.
Хотелось бы отметить, что огромный положительный баланс в торговле с США для России вряд ли можно оценить как положительное явление. Даже во времена Брежнева Россия зарабатывала большую часть своих нефтедолларов в Европе, а тратила эти деньги в США, закупая самые лучшие в то время машины и оборудование для нашей промышленности. При этом, естественно, масштабы импорта СССР из США были существенно больше нашего экспорта.
Важнейшей тенденцией взаимных торговых связей является их заметная асимметрия. На долю США приходится 6% внешнеторгового оборота РФ. Для США значение торговли с Россией на порядок меньше – на долю России приходится лишь 0,5% совокупного внешнеторгового оборота США. В 2006 г. Россия находилась на 30-м месте среди импортеров американской продукции и на 19-м – среди экспортеров своих товаров в США.
Анализ современной структуры российско-американской торговли также свидетельствует о ее товарной асимметрии. В экспорте России сегодня преобладают нефтепродукты (56,7%), продукты неорганической химии, редкие металлы и радиоактивные материалы (7,7%), алюминий и изделия из него (7,6%), черные металлы (5,6%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют менее 2% экспорта РФ в США. Среди других экспортных товаров важные позиции занимают платина, никель, швейные изделия, рыбопродукты.
Рисунок 4
Рассчитано по: http://tse.export.gov/NTDChart.aspx.
Всего пять лет назад структура российского экспорта была иной. Ведущее место в ней занимали черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). В то время предполагалось повысить степень обработки российских экспортных товаров, увеличить их добавленную стоимость и таким образом постепенно облагородить наш экспорт.
К сожалению, жизнь пошла по другому пути, и сегодня можно констатировать, что структура экспорта России в страны СНГ и в США примерно одинакова: ведущее место в нашем экспорте уверенно заняли энергоносители. Таким образом, Россия все более становится страной экспортной монокультуры.
В российском импорте из США традиционно преобладают различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты (рис. 5). Среди импортных поставок из США в 2007 г. на лидирующих позициях находились изделия общего машиностроения (в первую очередь нефтегазовое оборудование, самолеты), сельскохозяйственная продукция (мороженые цыплята, мороженое мясо, кукуруза), компьютеры и части к ним, медицинское и телекоммуникационное оборудование.
Рисунок 5
Рассчитано по: http://tse.export.gov/NTDChart.aspx.
Таким образом, в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же – технологии и продовольствие. Говоря иначе, несмотря на положительное сальдо товарооборота с США, Россия в торговле с США выступает как преимущественно развивающаяся страна, обладающая потенциалом более низкого уровня. При этом на данном этапе экономического развития России высокая доля машинно-технической продукции в нашем импорте представляется фактором положительным, поскольку она способствует повышению технического уровня российской промышленности.
Потенциал российско-американской торговли лимитируется масштабами экономик обеих стран (российский ВВП составляет менее 3% ВВП США по рыночному курсу и 10–12% по паритету покупательной способности валют), а также их местом в системе мирохозяйственных связей. Вместе с тем, определенный потенциал для развития взаимной торговли имеется – прежде всего за счет расширения, с одной стороны, традиционного российского экспорта в США металлов, химических товаров и топлива, а с другой – американского экспорта, в первую очередь машин и оборудования, необходимого для обновления технологического парка российской промышленности.
Значение для России торгово-экономических отношений с США не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее другое: роль США на мировом рынке высоких технологий, их инвестиционные возможности, научно-технический потенциал, а также та роль, которую США играют в международных экономических и финансовых организациях.
Следует заметить, что США и ранее играли особую роль во внешнеэкономических связях нашей страны. Оборудование, получаемое по импорту из США даже в самые лучшие советские годы, едва ли могло быть закуплено в любой другой стране, и тем более произведено в СССР. Тем более важна роль США как нашего внешнеэкономического партнера в настоящее время. Страна, занимающая лидирующие позиции в мировой экономике и науке не может не быть важным приоритетом нашей внешней экономической политики.
В перспективе Россия может занять существенное место во внешнеэкономических связях США. Растущий импорт из России нефтепродуктов, цветных и черных металлов, некоторых других товаров подтверждает эту заинтересованность. Главное же, наша страна представляет для США особый интерес в двусторонних экономических отношениях как емкий и платежеспособный рынок американских товаров, капиталов и услуг.
Использование ряда преимуществ России лимитируется теми обстоятельствами, которые выступают как ее конкурентные слабости. Высокая квалификация рабочей силы часто сводится на нет плохой организацией труда, низкой трудовой этикой и моралью. Использование основных фондов в российской промышленности ограничивается их моральным и физическим износом. При достаточно высоком уровне развития в стране фундаментальной науки прикладные разработки (за редким исключением) и их применение в производстве всегда находились на низком уровне. Нельзя не упомянуть и все еще крайне неразвитую организационную инфраструктуру внешнеэкономического сотрудничества, слабые позиции даже крупнейших российских компаний (например, таких как «Лукойл» и «Газпром») на внешних рынках, в том числе и на американском. При этом несомненно, что главной конкурентной слабостью современной российской экономики следует считать ее общее состояние, вызванное долговременным экономическим спадом, незавершенной структурной перестройкой, все еще неэффективно работающими вновь возникшими рыночными институтами, низкими производительностью труда и качеством продукции, нерентабельностью многих предприятий (до 40%). Начавшийся в России в конце 90-х гг. экономический рост, хотя и способствует преодолению указанных проблем, явно недостаточен для существенного улучшения конкурентных позиций России в мировой экономике.
3. Что мешает развитию взаимной торговли?
Проблемы внешнеэкономических отношений между Россией и США не могут быть сведены к какой-то одной причине. Конфликты в сфере внешнеэкономических отношений могут быть вызваны не только структурными различиями американской и российской экономики, но и формами и методами поддержки Америкой национальных производителей, отсутствием надлежащего правового регулирования в ряде отраслей, стремлением партнеров усилить свои переговорные позиции политическими средствами, использованием административных процедур для сдерживания экспортной экспансии партнера, а также соображениями национальной безопасности.
В российских исследованиях к числу основных препятствий на пути развития взаимной торговли обычно относят нормативные правовые акты, называемые «наследием холодной войны». Эти акты, как правило, принимались для обеспечения национальной безопасности США, например для предотвращения распространения ядерного оружия и технологий его производства, создания барьеров на пути передачи наиболее современных электронных, коммуникационных и иных технологий и т.п. Прежде всего к ним можно отнести уже упоминавшуюся поправку Джексона–Вэника к Закону о торговле 1974 г., блокирующую предоставление России режима «нормальных» торговых отношений на постоянной и безусловной основе.
Как считают многие американские эксперты, получение Россией статуса РНБ на постоянной основе станет политическим символом признания России в качестве «нормальной» страны в торговле с США. Для инвесторов и бизнесменов РНБ будет обозначать стабильную обстановку для осуществления бизнеса. Другие исследователи из США считают, что поправка Джексона–Вэника не представляет реальной проблемы в российско-американских отношениях.
Российская сторона никогда не предпринимала на государственном уровне попыток ранжировать все препятствия на пути нашего экспорта в США. Между тем, барьеры на пути международной торговли ежегодно анализируются Комиссией Евросоюза. Большинство из этих барьеров реально препятствует развитию российско-американской торговли. Какие же барьеры, отмеченные экспертами Евросоюза, существуют в экономических отношениях России и США? По степени важности их можно ранжировать следующим образом:
- Экстерриториальность американского законодательства. Американское законодательство обусловливает допуск на американский рынок зарубежных экспортеров их отношениями с третьими странами. Речь идет прежде всего о законе Хелмса–Бартона и законе о санкциях в отношении Ирана. В августе 2006 г. Госдепартамент США временно вводил санкции против российских предприятий («Рособоронэкспорта» и корпорации «Сухой») в связи с поставками их продукции в Иран.
- Избирательность американской внешнеторговой политики. Законодательство США наделяет президента страны правом определять страны и компании, которые нарушают правила «справедливой торговли» в отношении американского бизнеса, и принимать в их отношении ответные меры.
- Тарифные барьеры. США в полном соответствии с нормами ВТО поддерживают высокие тарифы на целый ряд товаров. Тарифы в размере 30% от таможенной стоимости установлены на керамику гостиничного и ресторанного назначения; в размере 33–38% от таможенной стоимости – на стеклянную посуду, большегрузные автомобили, ювелирные изделия.
- Технические барьеры на пути зарубежных товаров. Под техническими барьерами понимается весь комплекс мер по стандартизации, сертификации, разрешению, аккредитации, санитарному и фитосанитарному контролю, без которых допуск товаров на рынок США запрещен. Проблема в том, что процедуры получения разрешений на поставки товаров из-за рубежа не всегда прозрачны для экспортеров, разделены между федеральным уровнем и штатами и не всегда поддаются упрощению.
- Доступ на рынок государственного заказа в США. Существуют преференции, которые американское государство предоставляет национальным производителям в ущерб поставщикам из других стран в нарушение норм ВТО. Американское законодательство предусматривает дифференцированные цены поставок для местных и иностранных поставщиков, льготный режим доступа на рынок для американского малого бизнеса и компаний из трудоизбыточных районов.
- Ограничения торговли и инвестиций из соображений национальной безопасности. Эти ограничения практически закрывают для российских компаний доступ на рынок оборонного заказа США.
Говоря о нереализованном потенциале российско-американских экономических связей, и имея в виду наши конкурентные преимущества, можно упомянуть следующие реальные возможности развития взаимной торговли:
- после вступления в ВТО Россия сможет постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья;
- Россия, с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства иностранных компаний, производство машинотехнической продукции и продукции легкой промышленности для дальнейшей ее поставки как на внутренний рынок, так и за рубеж;
- в случае преодоления политических проблем возможно более широкое привлечение иностранного капитала для совместной разработки сырьевых ресурсов России.
Многие американские исследователи считают, что американо-российские экономические связи укрепятся только в том случае, если Россия осуществит достаточные экономические реформы для улучшения экономического климата в стране. Стратегический путь развития двусторонних отношений с США лежит, в первую очередь, через реформирование российской экономики, наряду со всем комплексом внешнеполитических и внешнеэкономических усилий.
При всем различии российской и американской экономических моделей, для привлечения американских инвестиций в российскую экономику американскому бизнесу должны быть гарантированы основные условия, обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности. В понятие экономической свободы сегодня входят следующие элементы:
- надежные права собственности и политическая стабильность;
- устойчивая национальная валюта и цены;
- конкурентные рынки;
- свободная торговля с внешним миром;
- обоснованный размер государственного сектора экономики;
- невысокая налоговая нагрузка на производителей;
- эффективная денежная политика;
- свободное движение капиталов и иностранных инвестиций;
- устойчивое состояние банковской и финансовой сферы;
- невысокий уровень теневой экономики и коррупции.
Большинство этих задач рассматривается в качестве первоочередных нынешним российским руководством. Решение задач по повышению уровня свободы развития бизнеса в России потребует, по-видимому, достаточно длительного периода времени и большого объема работы. Однако именно от того, насколько успешным окажется решение данной проблемы, будут зависеть и перспективы нашего сотрудничества с США в обозримой перспективе.
Statistical Abstract of the United States 2008, p. 800, Таble 1278.
IMF Direction of Trade Statistics. Yearbook 2006, pp. 407, 509.
Economic Report of the President 2008. Table B-105.
Statistical Abstract of the United States 2008, p. 803, Таble 1281.
В 2006 г., реагируя на расширение внешних экономических связей между Россией и Ираном, некоторые американские конгрессмены заявляли, что могут изъять из Генеральной системы преференций во внешней торговле США ряд стран, включая Россию.
http://tse.export.gov/NTDChart.aspx.
Назад
|